Психологические семинары с элементами тренинга для педагогов «Успешный учитель»
материал

Смолянова Валерия Владимировна

Интенсивные преобразования системы образования в наши дни выдвигают педагогам все новые и новые требования. Сегодня педагог должен показывать не только высокий профессионализм, но и глубокое понимание принципов общения как с детьми, так и со взрослыми (коллегами, администрацией, родителями), т.е. владеть коммуникативными умениями. От них зависит и результат – обучение студентов. Данные семинары направлены на решение следующих задач:

- продемонстрировать преимущества командной работы;

- усовершенствовать общение в команде;

- освоить навыки обратной связи;

- усовершенствовать процессы принятия решений в команде;

- получить удовольствие от совместной работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологические семинары с элементами тренинга

 «Успешный педагог»

Часть 1

Для удобства восприятия на каждую встречу готовится презентация.

Тема: Знакомство.

Цель:

- Развитие навыков профессиональной коммуникации и педагогической рефлексии;

- создание условий для развития профессионального мышления;

- сплочение участников, создание благоприятного социально-психологического климата в группе.

Задачи:

- продемонстрировать преимущества командной работы;

- усовершенствовать общение в команде;

- освоить навыки обратной связи;

- усовершенствовать процессы принятия решений в команде;

- получить удовольствие от совместной работы.

Участники: педагоги СПО

Необходимые ресурсы: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, бумажные сердечки, большое сердце из ватмана, доска, мел, маркеры и листы для участников, Волшебная шляпа с предметами.

Формы работы: практические упражнения.

Время проведения: 60 минут

Периодичность: раз в квартал (1 – ноябрь, 2 – февраль, 3 - май) на один учебный год.

  1. Вступительное слово.

 Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на нашем тренинге! Это замечательно, что мы смогли с вами встретиться и имеем возможность немного расслабиться, отдохнуть, узнать о себе и коллегах что-то новое, поработать в команде.

   Интенсивные преобразования системы образования в наши дни выдвигают педагогам все новые и новые требования. Сегодня педагог должен показывать не только высокий профессионализм, но и глубокое понимание принципов общения как с детьми, так и со взрослыми (коллегами, администрацией, родителями), т.е. владеть коммуникативными умениями. От них зависит и результат – обучение студентов.  На нашем первом тренинге, будет своего рода обмен опытом взаимодействия, совместно составим портрет «Идеального педагога», и узнаем свое будущее.

  1. Правила

Для того чтобы наше общение было эффективным, необходимо придерживаться определенных, несложных правил:

1. Общение по принципу «здесь и теперь» - говорим о том, что волнует участников именно здесь и сейчас.

2. Принцип открытости, искренности - говорим только то, что чувствуем, только правду или молчим. При этом открыто, выражаем свои чувства по отношению к действиям других участников.

3. Принцип конфиденциальности - все, что происходит во время занятий, не выноситься за пределы группы.

4. Правило «Я-высказывания» (участники говорят от своего имени в настоящем времени) - отказ от безличных речевых форм, помогающим людям в повседневном общении скрывать собственную позицию и уходить от ответственности. Поэтому заменим высказывания типа: «Большинство моих друзей считают, что…», «некоторые думают…», на суждения: «я считаю, что…», «я думаю…» и т.п.

5. Активное участие – участники должны принимать активное участие в предлагаемых упражнениях, для того, чтобы на личном опыте приобрести необходимые качества и умения.

  1. Основная часть тренинга

Упражнение «Знакомство с собой» (Психогеометрический тест С. Деллингер, приложение 1)

   А сейчас познакомимся с собой. Предлагаю вам небольшой тест. Из пяти фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, зигзаг), изображенных на листе экране, выберите одну, которая вам больше понравилась.

А теперь прочтите характеристики людей, выбравших ту или иную фигуру.

(презентация)

Упражнение «Кому больше достается?» (проводится по группам – 2 команды – 1-2 вариант)

   Мы часто говорим, что нам трудно со студентами, которые спят на уроках, приходят неподготовленными, но кто же страдает от этого больше – мы или сами студенты. Давайте попробуем разобраться. Я предлагаю разделиться на две команды, как и наши студенты – по вариантам. 1 и 2 вариант.

1 вариант – «педагоги».

2 вариант – «студенты».

Тема для обсуждения, условия одинаковые, меняется только субъект обсуждения.

Задание для «педагогов»: Обсудите в течение 5 минут какие могут быть личные трудности, которые испытывает преподаватель, если в классе присутствуют незамотивированные студенты.

Задание для студентов: Обсудите в течение 5 минут какие личные трудности испытывает незамотивированный студент?

Выслушать каждую команду по очереди (презентация команд – резюмирование, фиксация ответов на доске).

- Что же вы тут видите?

- В общем, как можно назвать эти трудности?

- На кого они направлены больше всего?

- Кто больше всего от них пострадает?

   Вывод: педагог, конечно, испытывает неудобства из-за недостатка учебной мотивации, исходящей от учеников, но больше всего от этого страдает сам студент, т.к. их жизнь усложняется со всех сторон, и они не знают, как уже можно выбраться из этой паутины. И здесь помочь может только взрослый, т.е. мы с вами.

   Каким же должен быть педагог, чтобы преодолеть данную проблему?

Упражнение «Личность педагога» (Проводится в малых группах, группировка по желанию ведущего: жетоны, по вариантам, по цвету волос, глаз и т.д.)

   Подгруппам предлагается составить портрет идеального педагога. Результатом обсуждения должен стать список качеств, которые, по мнению подгруппы, являются неотъемлемыми для характеристики идеального педагога. На выполнение задания отводится 10 минут.

   Малые группы высказываются по очереди. Спорные качества, формулировки, определения выносятся для обсуждение всей группой.

   Первая микрогруппа дает свой портрет идеального педагога, и все называемые качества фиксируются на доске. Для следующей микрогруппы работа усложняется за счет особенностей представления своего портрета — оно проходит в виде ответов на вопросы:

  - С чем в списке предыдущей подгруппы вы согласны?
-
Что вы сами предлагаете добавить?
-
Что в этом списке вы бы изменили, уточнили?

   Таким образом, список дополняется и изменяется, при этом первая микрогруппа имеет право отстаивать свое решение, приводить аргументы в свою защиту. Итогом групповой дискуссии является список качеств идеального педагога, удовлетворяющий всех участников.    

   Последним шагом дискуссии может стать либо ранжирование, либо выделение трех наиболее значимых с точки зрения профессии качеств личности.

Примерные качества:

- Гибкость, доброжелательность,

- стремление к самоактуализации,

- умение брать ответственность на себя,

- коммуникабельность,

- направленность на личность другого человека,

- принятие себя,  

- уважение чужого мнения,  

- организаторские способности,

- умение видеть на несколько шагов вперед,

- креативность,

- эмпатия.

   Итак, мы определились с портретом «Идеального педагога», т.е. что должны сделать мы, чтобы помочь студенту, на следующей нашей встрече поговорим о том, как можно мотивировать студентов для продуктивной работы.

Упражнение «Профессиональное будущее»

Цель: формирование профессиональной мотивации.

   За вашу плодотворную работу хотелось каждому из вас подарить презент на память о нашей встрече.

   Каждый из вас выберет из «Волшебной шляпы» тот предмет, который понравился больше всего, после чего я дам интерпретацию вашего выбора.

Предметы «Волшебной шляпы» и интерпретация:

Монета — повышение зарплаты;

Ключик — без труда найдете подход к родителям и детям;

Перо — обобщение опыта;

Бусинка — приобретение новых профессиональных качеств;

Радуга — энтузиазм в профессиональной деятельности;

Конфета — установка на профессиональные перспективы;

Краски — активная профессиональная позиция;

Кристальный цветок — стойкое психологическое здоровье.

Упражнение «Сердце коллектива»

  Знаете ли вы, что у каждого коллектива есть свое сердце. У нашего коллектива есть огромное сердце, которое мы всегда готовы отдать друг другу и нашим студентам. На маленьких сердечках, которые вам раздали напишите пожелание группе, поделитесь своими положительными эмоциями. После чего каждое пожелание будет приклеено на нашем большом сердце (на ватмане), которое и станет символом нашего коллектива.

После семинара Большое сердце переносится в преподавательскую комнату.

  1. Рефлексия, обратная связь

Что нового вы для себя узнали сегодня?

Какие вопросы, предложения возникли? …

  1. Итог.

«Успешный педагог»

Часть 2

Тема: Повышение мотивации учебной деятельности студентов как важнейшая составляющая эффективного учебно-воспитательного процесса.

Цели: повышение профессиональной компетентности педагогов, повышение мотивации к педагогической деятельности.

Задачи:

- стимулировать стремление педагогов к систематизации, углублению знаний по общей психологии, психологии мотивации;

- актуализировать знания педагогов об особенностях мотивационной сферы студентов;

- познакомить с внешними мотиваторами учебной деятельности, с технологиями повышения учебной мотивации студентов;

- совершенствовать навыки рефлексии, осуществлять профилактику СЭВ, профессиональной деформации.

Формы работы: информационное сообщение, публичное выступление с презентацией, групповое упражнение.

Участники: педагоги СПО.

Необходимые ресурсы: мультимедийный проектор, презентация «Мотивация», материалы, необходимые для выполнения практического задания.

Время: 1 час 30 минут.

Предполагаемый результат: повышение профессиональной компетентности педагогов, позитивное принятие семинара как жизненного опыта.

  1. Вступительное слово

   Проблема мотивации уже много лет остаётся одной из самых дискуссионных в психологической и педагогической науке. Сегодня мы рассмотрим теоретические аспекты создания высокой мотивации, а также приемы повышения учебной мотивации студентов.

   Но перед тем как начать нашу работу, напомню те правила, которых мы должны придерживаться для продуктивной работы.

  1. Правила группы

- Общение по принципу "здесь и теперь". 

Многие люди стремятся не говорить о том, что они чувствуют, что думают, так как боятся показаться смешными. Для них характерно стремление уйти в область общих рассуждений, заняться обсуждением событий, случившихся с другими людьми. Срабатывает механизм психологической защиты. Но основная задача нашей работы – превратить группу в своеобразное объемное зеркало, в котором каждый смог бы увидеть себя во время самых разнообразных проявлений характера, поведения, умения быть самокритичным и правильно реагировать на критику, лучше узнать себя и свои личностные особенности. Поэтому во время занятий все говорят только о том, что волнует их именно сейчас, и обсуждают то, что происходит с ними в группе.

- Говорим только от своего имени. 

Для более откровенного общения во время занятий мы отказываемся от безличной речи, помогающей скрывать собственную позицию и тем самым уходить от  ответственности за свои слова. Поэтому мы заменяем высказывание типа: "Большинство людей считают, что ..." – на такое: "Я считаю, что ..."; "Некоторые из нас думают ..." – на "Я думаю ..." и т.п. Отказываемся мы и от безадресных суждений о других. Заменяем фразу типа: "Многие меня не поняли" – на конкретную реплику: "Оля и Соня не поняли меня".

- Искренность в общении.

Во время работы мы говорим только то, что чувствуем и думаем по поводу происходящего, т.е. только правду. Если нет желания высказаться искренне и откровенно, лучше промолчать. Это правило означает открытое выражение своих чувств по отношению к действиям других участников и к самому себе.

- Конфиденциальность всего происходящего в группе.

Все, что происходит во время занятий, ни под каким предлогом не разглашается. Мы уверены в том, что никто не расскажет о переживаниях человека, о том, чем он поделился. Это помогает нам быть искренними, способствует самораскрытию. Мы доверяем друг другу и группе в целом.

- Определение сильных сторон личности.

Во время занятий (в ходе упражнения или его обсуждения, в процессе выполнения заданий или этюдов) любой из нас стремится подчеркнуть положительные качества человека, с которым мы работаем вместе. Каждому члену группы надо сказать как минимум хоть одно хорошее и доброе слово.

- Недопустимость непосредственных оценок человека. 

При обсуждении происходящего мы оцениваем не участника, а только его действия и поведение. Мы не используем высказывания типа: "Ты мне не нравишься", а говорим: "Мне не нравится твоя манера общения". Мы никогда не скажем: "Ты плохой человек", а просто подчеркнем: "Ты совершил плохой поступок".

- Как можно больше контактов и общения с различными людьми. Разумеется, у каждого из нас есть определенные симпатии, кто-то нам нравится больше, с кем-то более приятно общаться. Но во время занятий мы стремимся поддерживать отношения со всеми членами группы, и особенно с теми, кого меньше всего знаем.

- Активное участие в происходящем.

Это норма поведения, в соответствии с которой в любую минуту мы реально включены в работу. Активно смотрим, слушаем, чувствуем себя, партнера и коллектив в целом. Не замыкаемся, даже если услышали в свой адрес что-то не очень приятное. Не думаем только о собственном "Я", получив много положительных эмоций. Мы все время в группе, внимательны к другим, нам интересны окружающие.

- Уважение говорящего.

Когда высказывается кто-то из товарищей, мы его внимательно слушаем, давая возможность сказать то, что он хочет. Помогаем ему, всем своим видом показывая, что слушаем его, рады за него, интересуемся его мнением, внутренним миром. Не перебиваем и молчим до тех пор, пока он не закончит говорить. И лишь после этого задаем свои вопросы, благодарим или спорим с ним".

  1. Деление группы на три подгруппы.

   Чтобы было услышано мнение каждого, нам необходимо разделиться на три группы. Предлагаю не терять времени на счет и споры и разделиться по равному количеству в том порядке, в котором вы сидите.

  1. Основная часть тренинга

   Перед тем, как начнем разбираться, что же такое мотивация, и студентов в том числе, давайте узнаем собственную мотивацию на достижение успеха. Я озвучу сейчас 41 утверждение, на которые вам необходимо дать один из 2 вариантов ответов «да» или «нет». После посчитаем количество баллов – и узнаем свою мотивацию.

Методика мотивации к успеху (Т. Элерс)

Опросник предназначен для диагностики мотивационной направленности личности на достижение успеха.

Стимульный материал представляет собой 41 утверждение, на которые испытуемому необходимо дать один из 2 вариантов ответов «да» или «нет».

Степень выраженности мотивации к успеху оценивается количеством баллов, совпадающих с ключом.

Инструкция:
«Вам будет предложен 41 вопрос, на каждый из которых ответьте «да» или «нет». Стимульный материал:
1. Когда имеется выбор между двумя вариантами, его лучше сделать быстрее, чем отложить на определенное время.
2. Я легко раздражаюсь, когда замечаю, что не могу на все 100 % выполнить задание.
3. Когда я работаю, это выглядит так, будто я все ставлю на карту.
4. Когда возникает проблемная ситуация, я чаще всего принимаю решение одним из последних.
5. Когда у меня два дня подряд нет дела, я теряю покой.
6. В некоторые дни мои успехи ниже средних.
7. По отношению к себе я более строг, чем по отношению к другим.
8. Я более доброжелателен, чем другие.
9. Когда я отказываюсь от трудного задания, я потом сурово осуждаю себя, так как знаю, что в нем я добился бы успеха.
10. В процессе работы я нуждаюсь в небольших паузах для отдыха.
11. Усердие - это не основная моя черта.
12. Мои достижения в труде не всегда одинаковы.
13. Меня больше привлекает другая работа, чем та, которой я занят.
14. Порицание стимулирует меня сильнее, чем похвала.
15. Я знаю, что мои коллеги считают меня дельным человеком.
16. Препятствия делают мои решения более твердыми.
17. У меня легко вызвать честолюбие.
18. Когда я работаю без вдохновения, это обычно заметно.
19. При выполнении работы я не рассчитываю на помощь других.
20. Иногда я откладываю то, что должен был сделать сейчас.
21. Нужно полагаться только на самого себя.
22. В жизни мало вещей, более важных, чем деньги.
23. Всегда, когда мне предстоит выполнить важное задание, я ни о чем другом не думаю.
24. Я менее честолюбив, чем многие другие.
25. В конце отпуска я обычно радуюсь, что скоро выйду на работу.
26. Когда я расположен к работе, я делаю ее лучше и квалифицированнее, чем другие.
27. Мне проще и легче общаться с людьми, которые могут упорно работать.
28. Когда у меня нет дел, я чувствую, что мне не по себе.
29. Мне приходится выполнять ответственную работу чаще, 'чем другим.
30. Когда мне приходится принимать решение, я стараюсь делать это как можно лучше.
31. Мои друзья иногда считают меня ленивым.
32. Мои успехи в какой-то мере зависят от моих коллег.
33. Бессмысленно противодействовать воле руководителя.
34. Иногда не знаешь, какую работу придется выполнять.
35. Когда что-то не ладится, я нетерпелив.
36. Я обычно обращаю мало внимания на свои достижения.
37. Когда я работаю вместе с другими, моя работа дает большие результаты, чем работы других.
38. Многое, за что я берусь, я не довожу до конца.
39. Я завидую людям, которые не загружены работой.
40. Я не завидую тем, кто стремится к власти и положению.
41. Когда я уверен, что стою на правильном пути, для доказательства своей правоты я иду вплоть до крайних мер.

Ключ:
По 1 баллу начисляется за ответы «да» на следующие вопросы: 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 14, 15, 16, 17, 21, 22, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 32, 37, 41.

Также начисляется по 1 баллу за ответы «нет» на вопросы: 6, 19, 18, 20, 24, 31, 36, 38,39.

Ответы на вопросы 1,11, 12,19, 28, 33, 34, 35,40 не учитываются. Далее подсчитывается сумма набранных баллов.

Анализ результата.

От 1 до 10 баллов: низкая мотивация к успеху; от 11 до 16 баллов: средний уровень мотивации; от 17 до 20 баллов: умеренно высокий уровень мотивации; свыше 21 балла: слишком высокий уровень мотивации к успеху.

   Теперь мы с вами понимаем, что мотивация у каждого имеет свой уровень, от чего же это зависит и как ее можно поднять?

Упражнение «Кластер» и «Сдвиг точки зрения»

Предлагаю небольшое упражнение.

   У каждой группы есть лист, в центре которого написано слово «мотивация». Две группы будут студентами, одна – педагогами. Задача преподавателей  записать все причины спада учебной мотивации в одну колонку, в другую – что способствует ее повышению.  А «студентам» предлагаю написать, что способствует снижению вашей мотивации и, что бы вы изменили, добавили в уроке для повышения мотивации?

Обсуждение.

Вопросы:

- Какой метод мотивации, на Ваш взгляд, распространен у нас в техникуме чаще всего?

- В чем заключается метод «кнута» и «пряника»?

- Работает ли этот метод для повышения мотивации студентов? Есть ли у него побочные эффекты? Если да, то какие?

 - Что лично Вы чувствуете, когда к Вам применяют такие методы мотивации?

   Вывод: Итак, давайте резюмируем все сказанное и подробней рассмотрим этот вопрос.

Причины спада учебной  мотивации:

  1. У подростков наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего.
  2. Отношение студента к учителю.
  3. Отношение учителя к студенту.
  4. У девочек-подростков снижена возрастная восприимчивость к учебной деятельности в связи с интенсивным биологическим процессом полового созревания.
  5. Личная значимость предмета.
  6. Умственное развитие студента.
  7. Продуктивность учебной деятельности.
  8. Непонимание цели учения.

Воспитанию положительной мотивации учения способствуют:

  • Наличие положительного опыта и отсутствие состояния тревожности и страха, общая атмосфера в техникуме, группе;
  • потребность и возможность в самовыражении, т.е. участие студента в коллективистических формах организации разных видов деятельности;
  • отношения сотрудничества учителя и студента, помощь учителя не в виде прямого вмешательства в выполнение задания, а в виде советов;
  • уверенность в себе;
  • привлечение учителем студентов к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки.
  • Направленность на достижения успеха и вера в возможность положительного результата своей деятельности;
  • Интерес к людям, организующим процесс обучения или участвующим в нем - В любом деле кого-то интересует сам процесс, кого-то результат, а кого-то – возможность общения, построения отношений. Социальность – наша глубинная, родовая черта. Возможность общаться в ходе учебного процесса для многих студентов – огромный стимул. Если учение построено таким образом, что у ребёнка есть возможность выстраивать ценные для него отношения с педагогом, для целой группы учеников это может быть стимулом;
  • Принятие, признание и одобрение значимыми людьми - Естественная потребность, которые готовы хорошо и усердно учиться для того, чтобы их любили, уважали значимые взрослые. Этот источник учебной активности мощно используется в сегодняшней педагогической практике и родителями и учителями. Слишком мощно, превращаясь в социальное давление. Мотивация из внутренней становится внешней;
  • Осознание значимости происходящего для себя и других, ценность образования в рейтинге жизненных ценностей (особенно в семье) - Та самая «осознанная» учебная мотивация: «Я учусь потому, что мне (или кому-то другому, значимому для меня) это надо». Лучше, конечно, когда учатся для себя, а не для других, но бывает по-разному, и такой экзотический учебный мотив иногда имеет право на существование. И очень хорошо, если она подкрепляется еще каким-нибудь эмоциональным интересом. Иначе учеба становится продуктивным, но очень энергозатратным процессом для ребенка: постоянно нужно объяснять себе значимость совершаемых усилий на рациональном уровне. В такой ситуации, как правило, живут студенты, готовящиеся действительно работать по профессии;
  • Избегание наказания, получение материальных выгод и преимуществ.

   Весьма распространенный и часто действенный способ стимуляции активности. Более того, может быть практически незаменимый: если внутренние источники познавательной активности слабы, желание проявить себя и заявить о себе не развито. Но если они – единственный источник активности, вряд ли мы можем ожидать от ребенка хороших учебных результатов.

   Кроме того, формирование мотивации способствуют занимательное изложение, необычная форма преподавания материала, вызывающая удивление у учащихся, т.е. интерес к информации, который лежит в основе познавательной активности: «Ужасно интересно всё то, что неизвестно» - такова психологическая природа этого источника учебной мотивации, во всех возрастах притягательны тайны, загадки, интриги…

  • эмоциональность речи учителя;
  • познавательные игры, ситуация спора и дискуссии;
  • анализ жизненных ситуаций;
  • умелое применение учителем поощрения и порицания.

   Особое значение здесь приобретает укрепление всех сторон умения студента учиться, обеспечивающее усвоение всех видов знаний и их применение в новых условиях, самостоятельное выполнение им учебных действий и самоконтроля, самостоятельный переход от одного этапа учебной работы к другой, включение учащихся в совместную учебную деятельность.

Методы развития познавательного интереса

   Основными методами развития познавательного интереса у детей с плохо выраженными познавательными потребностями являются:

  • формирование готовности восприятия учебного материала;
  • выстраивание вокруг учебного материала игрового приключенческого сюжета;
  • стимулирование занимательным содержанием.

Техника «Интерес»

Формирование готовности восприятия учебного материала. Метод представляет собой одно или несколько заданий или упражнений учителя, направленных на подготовку учащихся к выполнению основных заданий и упражнений урока. К примеру, вместо стандартной фразы: «Мы начинаем новую тему» - можно раздать учащимся по листу бумаги и написать в течение 3 минут все известные им слова, относящиеся к данной теме. После выполнения этого задания они подсчитают, сколько слов им удалось написать, и выясняют, у кого больше, а у кого меньше. Теперь можно начинать новую тему. Учащиеся будут внимательно следить за речью учителя, думая о том, что они забыли написать, что можно было бы написать еще.

 Или:

Техника «Проблемные вопросы»

Начать можно с того, чтобы при знакомстве с новым материалом (и при опросе) задавать не те вопросы, которые требуют при ответе лишь некоторого напряжения памяти (например, «в каком году…», «кто изобрел…»), а вопросы, которые потребуют анализа, сравнения, сопоставления, объяснения разнородной информации и соответственно — более глубокого понимания материала и интереса к нему. Умение задавать такие вопросы — это навык, которому можно и нужно научиться.

Американский психолог А. Кинг придумала серию общих вопросов, которые можно применять в самых разных учебных ситуациях: Что случится, если…? Приведите пример… В чем сильные и слабые стороны…? На что похоже…? Что мы уже знаем о…? Каким образом… можно использовать для…? Чем похожи … и…? Каким образом … влияет на …? Какой … является лучшим и почему?

Когда такого рода вопросы ложатся в основу учебного процесса, к ребенку приходит понимание истинного назначения учения — научиться думать, применять знания на практике, ориентироваться в жизненных ситуациях.

   Таким образом, общий смысл формирования мотивации учения студентов состоит в том, что учителю желательно переводить учащихся с уровней отрицательного и безразличного отношения к учению к зрелым формам положительного отношения к учению - действенному осознанному и ответственному.

   А теперь немного теории - Что же это такое мотивация и откуда она берется?

Мотивационная сфера личности

   Мотивационная сфера личности  – совокупность мотивационных образований: мотивов, потребностей, целей, намерений, желаний, интересов.

   Мотив – побуждение к деятельности; это причина, лежащая в основе выбора действий и поступков.

   Осознанные мотивы – это цели, к которым человек стремиться (хочу знать анатомию, поэтому читаю учебник).

   Неосознанные мотивы – это реально движущие силы поведения человека. Нередко случается так, что подлинных причин своего поведения человек не знает (взял прочитать анатомию, а зачем не знаю).

   Различают мотивы внешние и внутренние:

   Внутренние – мотивы саморазвития, результативные мотивы (хорошо учусь, т.к. хочу знать на 5).

   Внешние – общественные мотивы долга и ответственности, мотивы оценки и успеха, самоутверждения и благополучия (хорошо учусь, чтобы не говорили, что я плохой студент).

   Мотивация – процесс образования, формирования мотивов, характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определённом уровне, представляет собой более широкое понятие, чем термин «мотив».

   Существует теория мотивации достижения успехов в различных видах деятельности, согласно которой у человека есть два разных мотива, которые проявляются в процессах достижения им цели:

  • мотив достижения успеха,
  • мотив избегания неудачи.

   Поведение людей, ориентированных на достижение успеха и на избегание неудачи различается следующим образом.

   Люди, мотивированные на успех, обычно ставят перед собой в деятельности некую положительную цель, достижение которой может быть однозначно расценено как успех (я выучу и получу 5). Они отчётливо проявляют стремление во что бы то ни стало добиваться только успехов в своей деятельности, ищут такой деятельности, активно в неё включаются, выбирают средства и предпочитают действия, направленные на достижение поставленной цели. У таких людей в их когнитивной сфере обычно имеется ожидание успеха, т.е., берясь за какую-либо работу, они обязательно рассчитывают на то, что добьются успеха, уверены в этом. Они рассчитывают получить одобрение за действия, направленные на достижение поставленной цели, а связанная с этим работа вызывает у них положительные эмоции. Для них, кроме того, характерна полная мобилизация всех своих ресурсов и сосредоточенность внимания на достижении поставленной цели.

   Совершенно иначе ведут себя индивиды, мотивированные на избегание неудачи. Их явно выраженная цель в деятельности заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи (я выучу, чтобы не получить 2). Все их мысли и действия в первую очередь подчинены именно этой цели. Человек, изначально мотивированный на неудачу, проявляет неуверенность в себе, не верит в возможность добиться успеха, боится критики. С работой, особенно такой, которая чревата возможностью неудачи, у него обычно связаны отрицательные эмоциональные переживания, он не испытывает удовольствия от деятельности, тяготится ею.

   Единицей анализа мотивационной сферы служит понятие «потребности».

Потребность – исходная форма активности живых существ, основная движущая сила их развития.

В психологии наблюдается многообразие всевозможных классификаций потребностей. В самом общем виде потребности можно разделить на:

•        биологические,

•        материальные,

•        социальные,

•        духовные.

   То есть, есть потребность и есть что-то, что может удовлетворить эту потребность. Визуально можно представить это, как будто у человека есть потребность (познание), и он использует определенный мотив (внимательно прочитать учебники или лекции по мед. дисциплинам, внимательно слушать учителей, т.к. хочу знать, хочу быть медиком), чтобы удовлетворить эту потребность и достичь ее. То есть мотивация это опредмечивание потребности, процесс создания (нахождения в мире) и поддержания цели в процессе ее достижения. Она предшествует любой деятельности.

Широко распространённой и популярной является классификация потребностей, предложенная одним из основоположников гуманистической психологии А. Маслоу. Я предлагаю эту пирамиду заполнить самим:

C:\Users\1\Desktop\пирамида.png

   Так как за каждым мотивом стоит та или иная потребность, то в ходе продуктивного учебно-воспитательного процесса у детей должны возникать потребности, мотивирующие учебную деятельность:

  1. потребность в творчестве и творческом труде;
  2. потребность быть личностью;
  3. потребность в самоутверждении и самовыражении;
  4. потребность в общении;
  5. потребность в познании;
  6. потребность в свободе;
  7. нравственно-эстетическая потребность;                                
  8. потребность смысла жизни.

   «Современные дети не хотят учиться». Эта фраза стала расхожей. Что же делать? Логика подсказывает два возможных пути выхода из ситуации. Путь первый – заставить детей хотеть (метод «кнута и пряника», социальное давление «надо», контроль), тогда и учителя могут их учить. Второй путь – научиться учить по-другому, так, чтобы дети научились хотеть учиться (изменение педагогических средств, используемых для создания и поддержания учебной мотивации).

   Необходимо создавать внутреннюю мотивацию, формировать желание учиться, а она повышается, если перечисленные потребности актуализируются и активируются в ходе учебной деятельности. Возникает интерес – тенденция, заключающаяся в направленности или сосредоточенности на процессе.

   Где же истоки учебной мотивации? На какие «кнопочки» можно нажимать, к каким внутренним источникам активации студента подключаться для того, чтобы побуждать его к учебному труду?

Условия активизации учебных мотивов у учащихся:

1. Ориентация учителя на индивидуальные стандарты достижений учеников в отличие от усредненных форм. Достижения ученика сравниваются не с результатами других детей, а с его собственными неудачами и успехами. В итоге возрастает привлекательность успеха, повышается мотивация достижения.

2. Помощь в выстраивании ближних и дальних перспектив, где учебные успехи являются средством достижения жизненно важных целей.

3. Использование помогающих приемов в обучении (связь с уже известными понятиями, преподавание с учетом разных каналов восприятия, выделение сути и др.). Доступность изложения, помогающие приемы делают обучение более привлекательным.

4. Построение урока таким образом, чтобы основными переживаниями ученика были интерес и положительные эмоции (разнообразие видов деятельности, избегание монотонности, удивление, юмор, групповые переживания в командных соревнованиях, игры и др.)

5. Связь изучаемого предмета с жизнью. Понимание учеником того, где это знание пригодится в жизни, создает почву для желания узнавать.

6. Содействие осознанию причастности каждого к общему делу, понимание личного вклада.

7. Позитивные установки относительно проблемных учеников, программирование положительных изменений.

8. Мотивированная личность учителя. Выраженность интереса учителя к своей педагогической деятельности, удовлетворенность от нее являются важными мотивирующими факторами учебной деятельности ученика.

        

   Научиться грамотно сочетать все возможные способы побуждения ребенка к учебной активности, вовремя переходить от одного способа к другому, подбирая к каждому отдельному человеку его личную, индивидуальную кнопочку, исключить у студентов мотива избегания неудачи - это хороший шанс изменить сложившуюся ситуацию.

   Есть еще один секрет, как можно «достучаться» до студента: Довольно часто учителя и родители указывают на недостатки, ошибки, слабости детей, вследствие чего у детей формируется чувство беспомощности, снижается их самооценка, а это закрывает дорогу пробовать что-то новое, познавать. Поэтому взрослым следует не только указывать на ошибки, но и акцентировать внимание на достижениях, успехах детей. Даже когда ошибок и недостатков много, стоит отметить позитивные изменения в определенном компоненте деятельности:

  1. Пусть ошибок еще много, но они не такие серьезные, как те, которые ты так часто допускал раньше.
  2. Пусть трудностей еще немало, но ведь в этом компоненте ты продвинулся далеко вперед.
  3. Пусть не все еще удается, но обрати внимание, над этим ты хорошо поработал и уже видны позитивные изменения. Следовательно, есть возможности развития и в других аспектах деятельности.

   Всегда можно найти и отметить позитивные моменты, улучшения определенных аспектов деятельности. Некоторые преподаватели и родители склонны считать, что если ребенку указать на его ошибки, то он будет стремиться не повторять их. Но такая стратегия часто вызывает нежелательный эффект: если указывать ребенку только на недостатки, не поощряя, не подбадривая его, то со временем у него появляется отвращение к такой деятельности (и негативное отношение к субъекту воспитательного процесса: к учителю, родителям). Для того чтобы побуждать ребенка к учению (или взрослого к работе), следует обязательно отмечать позитивные изменения, обращать внимание на то, что именно у человека получается лучше.

  1. Рефлексия

Что нового вы для себя узнали сегодня?

Какие вопросы, предложения возникли? …

6. Завершение тренинга.

Уважаемые коллеги! Наша задача сегодня состояла не в том, чтобы дать готовые советы и рекомендации, а в том, чтобы акцентировать внимание на важности развития мотивационной сферы учащегося, умелого применения педагогами различных технологий развития адекватной мотивации учебной деятельности (познавательной мотивации), повышения мотивации учебной деятельности учащихся. То, что педагоги способны мотивировать детей, владеют «инструментами» повышения учебной мотивации, свидетельствует об их собственной мотивации, стремлении к повышению профессиональной компетентности, к совершенствованию, о готовности вовремя сделать шаг в нужном направлении.

Желаю вам успехов в работе по развитию мотивационной сферы учащихся. Пусть вам не изменяет ваша мотивация!

«Успешный педагог»

Часть 3

Тема: профилактика эмоционального выгорания.

Цель: снятие эмоционального напряжения для укрепления психологического здоровья педагога.

Задачи:

- познакомить участников тренинга с некоторыми приёмами психологической саморегуляции;

- создать благоприятные условия для продуктивной работы над собой;

- совершенствовать развитие личностных качеств, стабилизируя внутреннюю душевную гармонию.

Участники: преподаватели.

Форма проведения тренинга – круг, возможно свободное перемещение по кабинету, принятие удобного положения тела во время релаксации.

Продолжительность – 1 час 30 минут.

  1. Вступительное слово

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами встретились для того, чтобы немного расслабиться, отдохнуть, снять то эмоциональное напряжение, которое накопилось за учебный год и, конечно же, продолжать узнавать себя.

  1. Правила:

Давайте вспомним правила наших встреч, для того, чтобы наше общение было продуктивным:

- Общение по принципу «здесь и теперь» - говорим о том, что волнует участников именно здесь и сейчас.

- Принцип открытости, искренности - говорим только то, что чувствуем, только правду или молчим. При этом открыто, выражаем свои чувства по отношению к действиям других участников.

- Принцип конфиденциальности - все, что происходит во время занятий, не выноситься за пределы группы.

- Правило «Я-высказывания» (участники говорят от своего имени в настоящем времени) - отказ от безличных речевых форм, помогающим людям в повседневном общении скрывать собственную позицию и уходить от ответственности. Поэтому заменим высказывания типа: «Большинство моих друзей считают, что…», «некоторые думают…», на суждения: «я считаю, что…», «я думаю…» и т.п.

- Активное участие – участники должны принимать активное участие в предлагаемых упражнениях, для того, чтобы на личном опыте приобрести необходимые качества и умения.

  1. Основная часть

Предлагаю первое упражнение, чтобы узнать себя.

 Упражнение «Выбор»

Представьте, что Вы заходите в булочную и покупаете пончик с повидлом. Но когда Вы приходите домой и надкусываете его, то обнаруживаете, что отсутствует один существенный ингредиент – повидло внутри. Ваша реакция на эту мелкую неудачу?

 1.​ Относите бракованный пончик назад в булочную и требуете взамен новый.

 2​. Говорите себе: «Бывает» — и съедаете пустой пончик.

 3​. Съедаете что-то другое.

 4.​ Намазываете маслом или вареньем, чтобы был вкуснее.

 Комментарий ведущего:

Если вы выбрали первый вариант, то вы – человек, не поддающийся панике, знающий, что к вашим советам чаще прислушиваются. Вы оцениваете себя как рассудительную, организованную личность. Как правило, люди, выбирающие первый вариант ответа, не рвутся в лидеры, но, если их выбирают на командную должность, стараются оправдать доверие. Иногда вы относитесь к коллегам с некоторым чувством превосходства – уж вы-то не позволите застать себя врасплох.

Если вы выбрали второй вариант, то вы – мягкий, терпимый и гибкий человек. С вами легко ладить и коллеги всегда могут найти у вас утешение и поддержку. Вы не любите шума и суеты, готовы уступить главную роль и оказать поддержку лидеру. Вы всегда оказываетесь в нужное время в нужном месте. Иногда вы кажетесь нерешительным, но вы способны отстаивать убеждения, в которых твердо уверены.

Если вы выбрали третий вариант, то вы умеете быстро принимать решения и быстро (хотя и не всегда правильно) действовать. Вы авторитарный человек, готовы принять на себя главную роль в любом деле. В подготовке и проведении серьезных мероприятий возможны конфликты, так как в отношениях с коллегами вы можете быть настойчивыми и резкими, требуете четкости и ответственности.

Если вы выбрали четвертый вариант, то вы человек, способный к нестандартному мышлению, новаторским идеям, некоторой эксцентричности. К коллегам вы относитесь как к партнерам по игре и можете обидеться, если они играют не по вашим правилам. Вы всегда готовы предложить несколько оригинальных идей для решения той или иной проблемы.

Игра-разминка "Междометья"

Усталость, напряжение, недовольство и другие негативные эмоции мешают нам жить, работать и в том числе мешают воспринимать информацию. Поэтому я вас попрошу сейчас освободиться от всего не нужного таким образом: попробуйте выразить усталость, напряжение, которое скопилось в вас, различные переживания с помощью междометий.

Представьте себе, что это какое-то волшебное слово, которое при произнесении поможет почувствовать себя хорошо. Условие одно, его нужно произнести так, чтобы все мы поняли, что все что вы скопили в себе прежде вышло наружу и вам это больше не мешает.

ай

ах

ба

ого

ох

ай

о

ух

фи

эх

ах

ох

а

ну

ба

Ой

ей-богу

о-го-го

ха-ха-ха

ой-ой-ой

Увы

Эх-эх-эх-эх-эха…

вот те раз

фу

караул

Ай-ай-ай

ого-го

ну-ну

Не случайно я попросила выполнить вас это упражнение, т.к. тема нашей встречи - напряжение, которое приводит к эмоциональному и профессиональному  выгоранию.

4. Мини – лекция «Профессиональное выгорание педагога».

В психологии существует такое понятие как «профессиональное выгорание». Данный синдром наиболее характерен для представителей коммуникативных профессий, т. е. профессий системы «человек – человек».

Представители профессии «человек – человек» из – за интенсивного общения рано или поздно начинают ощущать следующие симптомы: повышенную усталость, сниженную самооценку, ухудшение здоровья и т. д. Таким образом, личность защищает себя от психотравмирующих воздействий.

Синдром профессионального выгорания — самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, социальных работников, психологов, менеджеров, врачей, журналистов, бизнесменов и политиков, — всех, чья деятельность невозможна без общения. Печально то, что особенно подвержены выгоранию те люди, которые по долгу службы должны «дарить» людям энергию и тепло своей души. В значительной степени подвержены развитию СЭВ педагоги.

Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты.

Профессия педагога является очень сложной, поскольку он в процессе работы взаимодействует и с детьми, и с коллегами, администрацией. Профессиональный труд педагога отличается значительными нагрузками на его психоэмоциональную сферу. Большая часть его рабочего времени протекает в эмоционально – напряженной обстановке: чувственная насыщенность деятельности, постоянная концентрация внимания, высокая ответственность. Факторы такого рода безусловно оказывают влияние на педагога: появляются нервозность, раздражительность, усталость, разного рода недомогания. К сожалению, многие представители педагогической профессии не могут похвастаться своим здоровьем, а между тем, требуемая от него активность, выдержка, оптимизм, выносливость и ряд других профессионально важных качеств во многом обусловлены его физическим, психическим и психологическим здоровьем.

В последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов стала особенно актуальной. Современный мир и преобразования в системе образования диктует свои правила: выросли требования к личности педагога, его роли в образовательном процессе, приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии.

Увеличивается не только нагрузка, вместе с ней растет и нервнопсихическое напряжение личности, переутомление.

И очень часто педагоги предъявляют непомерно высокие требования к самим себе. В их представлении настоящий педагог - это образец совершенства. Входящие в эту категорию личности ассоциируют свой труд с назначением, миссией, поэтому у них стирается грань между работой и личной жизнью.

Таким образом, труд педагога отличается высокой напряженностью, поэтому педагоги в большей мере подвержены влиянию синдрома эмоционального выгорания.

«Эмоционально выгоревшие» - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

В целом, для синдрома эмоционального выгорания характерны такие симптомы:

 — усталость, истощение;

 — недовольство собой, нежелание работать;

 — усиление соматических болезней;

 — нарушение сна;

 — плохое настроение и различные негативные чувства и эмоции: апатия, депрессия, чувство безнадежности, цинизм, пессимизм;

 — агрессивные чувства (раздражительность, напряжение, гнев, обеспокоенность);

 — негативная самооценка;

 — пренебрежение своими обязанностями;

 — снижение энтузиазма;

 — отсутствие удовлетворения от работы;

 — негативное отношение к людям, частые конфликты;

 — стремление к уединению;

 — чувство вины;

 — потребность в стимуляторах (кофе, алкоголь, сладости, табак, и тому подобное);

 — снижение аппетита или переедание.

Три стадии синдрома

Профессиональное выгорание – процесс постепенный. Согласно исследованиям в нем можно выделить три основные стадии.

Первая стадия

Умеренные, недолгие, случайные признаки процесса. Все признаки и симптомы проявляются в легкой форме, выражаются в заботе о себе, например, путем расслабления и организации перерывов на работе.

Проявляется на уровне выполнения функций, произвольного поведения: забывание каких-то моментов, говоря бытовым языком, провалы в памяти (например, внесена нужная запись или нет в документацию, задан ли планируемый вопрос, какой получен ответ), сбои в выполнении каких-либо двигательных действий и т.д. Обычно на эти первоначальные симптомы мало кто обращает внимание, называя это в шутку "девичьей памятью" или "склерозом".

На второй стадии

Наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе и дома, с друзьями): "не хочется видеть" тех, с кем специалист общается по роду деятельности (дети, родители), "в четверг ощущение, что уже пятница", "неделя длится нескончаемо", нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам; "мертвый сон, без сновидений", увеличение числа простудных заболеваний); повышенная раздражительность, человек "заводится", как говорят, с пол-оборота, хотя раньше подобного он за собой не замечал.

Симптомы проявляются более регулярно, носят более затяжной характер и труднее поддаются коррекции. Человек может чувствовать себя истощенным после хорошего сна и даже после выходных. Для заботы о себе ему требуются дополнительные усилия.

Третья стадия

Собственно личностное выгорание. Хронические признаки и симптомы. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, ощущение постоянного отсутствия сил. Наблюдаются когнитивная дисфункция (нарушение памяти и внимания), нарушения сна с трудностями засыпания и ранними пробуждениями, личностные изменения. Человек стремится к уединению. На этой стадии ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми. Возможно развитие тревожного, депрессивного расстройств, зависимостей от психоактивных веществ. Соматические симптомы.

Особо опасно выгорание в начале своего развития, так как «выгорающий» педагог как правило, не осознает его симптомы и изменения в этот период легче заметить со стороны. Выгорание легче предупредить, чем лечить, поэтому важно обращать внимание на факторы, способствующих развитию этого явления.

 Что же нужно делать, чтобы не возникало эмоциональное выгорание?

Одним из распространенных стереотипов житейской психогигиены является представление о том, что лучшим способом отдыха и восстановления являются наши увлечения, любимые занятия, хобби. Число их обычно ограничено, т. к. у большинства людей есть не более 1-2 хобби. Многие из таких занятий требуют особых условий, времени или состояния самого человека. Однако существует много других возможностей отдохнуть и восстановить свои силы.

 Упражнение «Порой я балую себя»

   Содержание: перед началом психолог предупреждает слушателей, что сейчас каждому участнику понадобиться лист бумаги и вся информация, которую они запишут на листе, будет носить строго конфиденциальный характер. Сидящих рядом не спрашивать о том, что они написали.

   Инструкция: вспомните и составьте список дел, которые Вы выполняете с целью доставить себе удовольствие, позаботиться о своем душевном здоровье и немного побаловать себя.

   Когда списки будут готовы, участники должны отметить, как часто они делают то, что написано на листе. После этого предлагается обсудить и высказать свое мнение по поводу того, насколько важно иногда сделать что- нибудь приятное себе.

   Поэтому желательно быть более искренними, не заглядывать в листы коллег.

Примеры самопомощи: длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, массаж, движение, танцы, музыка и многое другое.

Природа человека такова, что он стремится к комфорту, устранению неприятных ощущений. Это – естественные способы регуляции, которые включаются сами собой, спонтанно, помимо сознания человека.

Рекомендации. 

Наверняка вы интуитивно используете многие из них:

1. Научитесь по возможности сразу сбрасывать негативные эмоции, а не вытеснять их в психосоматику. Как это можно сделать в условиях работы:

 — запеть;

 — резко встать и пройтись;

 — быстро и резко написать или нарисовать что-то на доске или листе бумаги;

 — измалевать листок бумаги, измять и выбросить.

2. Если у вас имеются нарушения сна, старайтесь читать на ночь стихи, а не прозу. По данным исследований ученых, стихи и проза различаются по энергетике, стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют успокаивающе.

3. Каждый вечер обязательно становитесь под душ и, проговаривая события прошедшего дня, «смывайте» их, т. к. вода издавна является мощным энергетическим проводником.

Естественные приемы регуляции организма:

• смех, улыбка, юмор;

• размышления о хорошем, приятном;

• различные движения типа потягивания, расслабления мышц;

• наблюдение за пейзажем за окном;

• рассматривание комнатных цветов в помещении, фотографий и других приятных или дорогих для человека вещей;

• мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее);

• «купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах;

• вдыхание свежего воздуха;

• чтение стихов;

• высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так;

  • посещение бассейна, тренажерного зала, занятия йогой, спортом  и т. д.
  • релаксация
  • сделать себе небольшой подарок (букет цветов, билет в театр или на спортивное соревнование, поужинать в ресторане).
  • разрешить себе побыть некоторое время в одиночестве.
  • найти время с удовольствием заняться своим любимым делом.
  • позволить себе полдня провести за «ничегонеделанием».
  • фильмы, спектакли, юмористические передачи;
  • баня-сауна;
  • аромотерапия, массаж;
  • парикмахерская, шопинг;
  • отдых в санатории;
  • покричать там, где никто не услышит;
  • поплакать, если грустно;
  • выбить пыль из ковра, устроить генеральную уборку или ремонт.
  • порисовать;
  • погулять, быстро пройтись;
  • послушать спокойную музыку;
  • пикник, путешествие (поездка в красивое место);
  • встретиться с подругой/другом и с чувством обсудить ситуацию.

И, конечно же не забывайте про САМОВНУШЕНИЕ И САМОПООЩРЕНИЕ.

Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3–5 раз.

Начинайте восстанавливаться уже сейчас, не откладывайте на потом!

Метод быстрого снятия сильного психического напряжения

Конечно, нужно правильно уметь расслабляться, владеть техниками управления своим психоэмоциональным состоянием.

Сегодня я хочу дать вам несколько техник, способов управления своим психоэмоциональным состоянием, поднять свою самооценку, повысить эмоциональный настрой. А чтобы, слово работа ассоциировалась у вас только с радостными и счастливыми моментами.

Упражнение «Руки».

Инструкция: Сядьте на стул, немного вытянув ноги и свесив руки вниз. Постарайтесь представить себе, что энергия усталости «вытекает» из кистей рук на землю, - вот она струится от головы к плечам, перетекает по предплечьям, достигает локтей, устремляется к кистям и через кончики пальцев просачивается вниз, в землю. Вы отчетливо физически ощущаете теплую тяжесть, скользящую по вашим рукам. Посидите так одну-две минуты, а затем слегка потрясите кистями рук, окончательно избавляясь от своей усталости. Легко, пружинисто встаньте, улыбнитесь, пройдитесь.

Умение снимать мышечные зажимы позволяет снять нервно-психическое напряжение. Говорят, клин клином вышибают, и мы поступим точно так же. Что бы достичь максимального расслабления нужно напрячься максимально сильно.

Выполним упражнение «Лимон».

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх, плечи и голова опущены. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

Упражнение «Напряжение-расслабление»

Предлагаем вам использовать очень простой приём. Исходное положение - сидя на стуле или кресле. Изо всех сил напрягите сразу все мышцы. Сохраняйте это напряжение, медленно считая до двадцати. Затем глубоко вдохните и вместе с очень медленным выдохом, снимите это напряжение. Пусть ваше тело обмякнет. Откиньтесь на спинку кресла или стула и посидите несколько минут просто так, ни о чём не думая, чувствуя, как вам хорошо и спокойно.

«Дышите глубже, если вы взволнованы»

Когда вы испытываете эмоциональный дискомфорт, просто проверьте, как вы дышите. Дыхание состоит из трёх фаз вдох – пауза – выдох. При повышенной возбудимости, беспокойстве, нервозности или раздражительности нужно дышать так. Вдох – пауза – выдох. Начните с 5 секунд. Попробуем!

Долго дышать в таком ритме не нужно. Следите за результатом и по нему ориентируйтесь. Можно увеличивать длительность каждой фазы. Для того что бы поднять общий тонус, собраться с силами чередование фаз должно быть следующим вдох-выдох-пауза. Попробуем!

 «Семь свечей»

Сядьте удобно, закройте глаза, расслабьтесь. Вам спокойно, удобно и комфортно... Вы дышите глубоко и ровно... Представьте себе, что на расстоянии примерно метра от вас стоят семь горящих свечей... Сделайте медленный, максимально глубокий вдох. А теперь вообразите, что вам нужно задуть одну из этих свечей. Как можно сильнее подуйте в ее направлении, полностью выдохнув воздух.

Пламя начинает дрожать, свеча гаснет... Вы вновь делаете медленный глубокий вдох, а потом задуваете следующую свечу. И так все семь...

Упражнение «Дыхание на счет 7-11»

Инструкция: Дышите очень медленно и глубоко, причем так, чтобы весь цикл дыхания занимал около 20 секунд. Возможно, вначале Вы почувствуете затруднение. Но не надо напрягаться. Считайте до 7 при вдохе и до 11 при выдохе.

Упражнение «Муха»

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.

Игра «Ларец желаний»

   Цель: снятие эмоционального напряжения. Создание позитивного настроения.

   Участникам предлагается достать из ларца листы, на которых написано, что их ожидает сегодня или что им нужно сделать в ближайшее время.

Варианты:

В ближайшее время тебе особенно повезет!

Жизнь готовит Вам приятный сюрприз! 

Наступило время сделать то, что ты постоянно откладываешь на потом!

Люби себя такой, какая ты есть – единственную и неповторимую!

Обязательно сделай себе подарок, ты этого заслуживаешь!

Что бы ты не делала, радость и спокойствие всегда будут рядом!

Ближайший месяц твой! Работа или отдых – решать тебе!

Все твои желания и мечты реализуются, поверь в это!

Не веришь в сказку? А зря…что-то чудесное и волшебное готовит тебе зима!

Просто необходимо устроить себе праздник, позвать хороших друзей и добрых коллег!

Давно не уделяла себе времени? Салон красоты или просто ароматная ванна порадует тебя!

Не бойся своих желаний, их исполнение дает новые жизненные ресурсы!

Загляни внутрь себя, там есть все то, что тебе так импонирует в других людях!

Ты нужна, тебя любят, тобой восхищаются и гордятся… дорожи этим!

  1. Подведение итогов. Рефлексия.

Участники обмениваются впечатлениями и мнениями. Ведущий благодарит всех участников за внимание и участие в тренинге. Опрос о актуальных вопросах для тем тренингов на следующий учебный год.

Приложение1

ТЕСТ: Геометрические фигуры

https://www.samru.ru/content/Image/News/otorvis_vse/gadalka/raznoe/geo_1.jpg

КВАДРАТ:
Трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство, позволяющее добиваться завершения работы,- вот чем знамениты истинные Квадраты.
Выносливость, терпение и методичность обычно делают Квадрата высококлассным специалистом в своей области.
Квадрат любит раз и навсегда заведенный порядок: все должно находиться на своем месте и происходить в свое время.
Идеал Квадрата - распланированная, предсказуемая жизнь, ему не по душе «сюрпризы» и изменения привычного хода событий.

 

https://www.samru.ru/content/Image/News/otorvis_vse/gadalka/raznoe/geo_2.jpg

ПРЯМОУГОЛЬНИК:
Временная форма личности, которую могут носить остальные устойчивые фигуры в определенные периоды жизни.
Это люди, не удовлетворенные тем образом жизни, который они ведут сейчас, и потому занятые поисками лучшего положения.
Поэтому ведущие качества прямоугольника - любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему и смелость.
Они открыты, для новых идей, ценностей, способов мышления и жизни, легко усваивают все новое.

 

https://www.samru.ru/content/Image/News/otorvis_vse/gadalka/raznoe/geo_3.jpg

ТРЕУГОЛЬНИК:
Эта форма символизирует лидерство.
Самая характерная особенность истинного Треугольника - способность концентрироваться на главной цели.
Треугольники - энергичные, неудержимые, сильные личности, которые ставят ясные цели, и, как правило, достигают их.
Они честолюбивы и прагматичны, умеют показать вышестоящему руководству значимость собственной работы и работы своих подчиненных.
Сильная потребность быть правым и управлять положением дел делает Треугольник личностью, постоянно соперничающей, конкурирующей с другими.

        

Квадрат

Неутомимый труженик. Обладает трудолюбием, усердием, упорством, позволяющими всегда Добиваться завершения работы. Терпение и методичность делают из квадрата высококлассного специалиста. Квадрат как бы коллекционирует информацию, причем она у него разложена строго по полочкам, поэтому он способен быстро извлекать нужную и заслуженно слывет эрудитом в своей области. Относится к левополушарным мыслителям, для которых характерны логическое мышление и математический анализ. Квадрат скорее вычисляет результат, чем догадывается о нем. Идеал квадрата – распланированная, размеренная жизнь, где все предсказуемо. Он не любит неожиданностей и сюрпризов. В деловой сфере такие люди часто становятся хорошими администраторами, исполнителями, но редко достигают успеха как менеджеры из-за постоянной потребности в дополнительной информации для принятия решений – это лишает их оперативности. Кроме того, рациональность и холодность мешают квадратам быстро устанавливать контакты с другими людьми.

Треугольник

Эта форма символизирует лидерство. Главная способность – концентрироваться на намеченной цели, глубоко и быстро анализировать ситуацию. Треугольник – очень уверенный в себе человек, который хочет быть правым во всем. С большим трудом признает свои ошибки, легко обучаем, информацию впитывает как губка. Смысл жизни – сделать карьеру. Отрицательное качество – чрезмерный эгоцентризм. Он прекрасно умеет представить вышестоящему руководству значимость собственной работы, за версту чувствуя выгодное дело, и в борьбе за него может "столкнуть лбами" своих противников.

Прямоугольник

Это как бы переходная форма от одной фигуры к другой. Прямоугольником воспринимают себя люди, не удовлетворенные своей жизнью и поэтому занятые поисками лучшего положения. Основное психическое состояние прямоугольника – осознаваемое ощущение замешательства, запутанности в проблемах, неопределенности. Наиболее значимые черты – непоследовательность, непредсказуемость поступков, низкая самооценка. Положительные качества – любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему, смелость. Пытается делать то, что никогда раньше не делал, задает вопросы, на которые прежде у него не хватало духа.

Круг

Это символ гармонии. Тот, кто выбрал эту фигуру, заинтересован в хороших межличностных отношениях. Высшая ценность для круга – люди и их благополучие. Это самая благожелательная из пяти фигур. Круг служит своего рода клеем, который скрепляет коллектив, семью, стабилизирует группу, обладает высокой способностью сочувствия, сопереживания. Круг ощущает чужую радость и чужую боль как свою собственную. Это правополушарный тип мышления, не логический, а образный, более эмоционально окрашенный. Переработка информации у таких людей не последовательна, а мозаична. Главная черта стиля их мышления – ориентация на субъективные факторы проблемы.

Зигзаг

Это символ творчества. Ему свойственна образность. Правополушарное мышление зигзага не фиксируется на деталях, поэтому оно, упрощая в чем-то картину мира, позволяет строить целостные, гармоничные концепции и образы, видеть красоту. Зигзаг не может длительно работать на одном месте – это же очень скучно, а ведь вокруг так много интересного! Основное назначение зигзага – генерация новых идей и методов, а не их реальное воплощение. Он устремлен в будущее и больше интересуется возможностью, чем действительностью.

 

https://www.samru.ru/content/Image/News/otorvis_vse/gadalka/raznoe/geo_4.jpg

КРУГ:
Самая доброжелательная из пяти фигур.
Он обладает высокой чувствительностью, развитой эмпатией - способностью сопереживать, сочувствовать, эмоционально отзываться на переживания другого человека.
Круг ощущает чужую радость и чувствует чужую боль как свою собственную.
Он счастлив тогда, когда все ладят друг с другом.
Поэтому, когда у Круга возникает с кем-то конфликт, наиболее вероятно, что Круг уступит первым.
Он стремится найти общее даже в противоположных точках зрения.

 

https://www.samru.ru/content/Image/News/otorvis_vse/gadalka/raznoe/geo_5.jpg

ЗИГЗАГ:
Фигура, символизирующая творчество.
Комбинирование абсолютно различных, несходных идей и создание на этой основе чего-то нового, оригинального - вот что нравится Зиг-загам.
Они никогда не довольствуются способами, при помощи которых веши делаются в данный момент или делались в прошлом.
Зигзаг - самый восторженный, самый возбудимый из всех пяти фигур.
Когда у него появляется новая и интересная мысль, он готов поведать ее всему миру!
Зигзаги - неутомимые проповедники своих идей и способны увлечь многих.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕПЛО СЕМЬИ Занятие для родителей с элементами тренинга

ТЕПЛО СЕМЬИЗанятие для родителей с элементами тренинга Цель: знакомство, сплочение родителей, определение круга общих проблем, возникающих в семьях, повышение уровня родительской компетентности.П...

занятие с элементами тренинга "Активное и пассивное слушание"

Показать участникам важность активного слушания для эффективного общения. Наглядно продемонстрировать  каков процент потери информации при коммуникации в одну сторону, без подтверждения понимания...

Занятие с элементами тренинга « Мы одна кадетская семья»

Сплочение вновь созданного кадетского коллектива (профильного класса) и построение эффективного командного взаимодействия.Невозможно сделать всю работу одному время от времени все равно приходит...

Психологический тренинг для педагогов "Секрет счастья"

Тренинг для педагогов. Развивает коммуникативную компетентность, эмоциональную устойчивость, уверенность в себе и формирует самопринятие и понимание себя....

Тематическое занятие с элементами тренинга для развития коммуникативных умений у подростков.

Цели и задачи занятия:Повышение самооценки, познание своего внутреннего мира.Используемые методы и техники:Групповая дискуссия, игровые методы (ситуационно - ролевые, организационно – деятельностные)....

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСКНИКОВ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ В МЕДИЦИНСКОМ КОЛЛЕДЖЕ.

Адаптация - универсальное явление в жизни человека и живых существ вообще, выражающееся в процессе приспособления к новым изменившимся условиям. В отличие от животных, у которых адаптация выражается в...

Занятия для педагогов ДОУ с элементами тренинга. «Сплочение педагогического коллектива».

Занятия для педагогов ДОУ с элементами тренинга. «Сплочение педагогического коллектива»....