Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них.
план-конспект урока
Школьники легко и естественно используют в своей речи конструкции с однородными членами. Проблемы у ребят начинаются, когда их нужно найти в тексте и правильно расставить знаки препинания. Подготовила для вас план-конспект урока русского языка по теме "Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них"для 8 класса. Преподавателям он поможет сэкономить время и силы на подготовку к занятию.На уроке использованы различные виды деятельности: беседа, опрос, слово учителя, работа с учебником, работа с доской; самостоятельная работа и успешно сочетаются формы фронтальной, групповой и индивидуальной работы. Использованы разные виды лексики: язык сообщества, личности, личного участия, обратной связи и похвалы. Урок построен таким образом, что были задействованы и сильные, и слабоуспевающие ученики.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 37.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык 8 класс (Л.А.Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина) Мирзагитова Рания Тамимдаровна – учитель русского языка и литературы МБОУ «Кировская СОШ»
Школьники легко и естественно используют в своей речи конструкции с однородными членами. Проблемы у ребят начинаются, когда их нужно найти в тексте и правильно расставить знаки препинания. Подготовила для вас план-конспект урока русского языка по теме "Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них"для 8 класса. Преподавателям он поможет сэкономить время и силы на подготовку к занятию.На уроке использованы различные виды деятельности: беседа, опрос, слово учителя, работа с учебником, работа с доской; самостоятельная работа и успешно сочетаются формы фронтальной, групповой и индивидуальной работы. Использованы разные виды лексики: язык сообщества, личности, личного участия, обратной связи и похвалы. Урок построен таким образом, что были задействованы и сильные, и слабоуспевающие ученики.
Тема: Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них
Тип урока: Урок «открытия» новых знаний
Общедидактическая цель: Формирование универсальных учебных действий: создание условий для формирования коммуникативных способностей учащихся через фронтальную, групповую и индивидуальную формы организации познавательной деятельности.
Цель урока: формировать умение находить однородные члены предложения и умение обосновывать постановку знаков препинания.
Задачи:
- Образовательная: Формировать навык нахождения в предложении однородных членов и постановки знака препинания при них, уметь графически обозначать однородные члены, составлять алгоритм действия.
- Развивающая: развивать мыслительную деятельность учащихся, развивать умение работать в группах и парах, осуществлять самоконтроль и давать оценку ответам одноклассников.
- Воспитательная: воспитание сознательного интереса к русскому языку как средству получения знаний; воспитание дружелюбных отношений между учащимися, поощрение стремления к совместной деятельности и взаимопомощи.
Планируемые образовательные результаты
Предметные: знать опознавательные признаки постановки запятой между однородными членами, функцию запятой между однородными членами; составлять схемы предложений с однородными членами.
Метапредметные:
Познавательные УУД: свободно воспринимать и понимать текст, объяснять языковые явления, искать, извлекать и перерабатывать необходимую информацию
Коммуникативные УУД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, слушать и понимать других, оказывать в сотрудничестве взаимную помощь.
Регулятивные УУД: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий, самокоррекции.
Личностные: формировать внутреннюю позицию школьника, самоопределение; формировать устойчивую мотивацию к самостоятельной и групповой аналитической деятельности, навыки самоанализа и самоконтроля
Оборудование урока: интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал, учебник Русский язык, 8 класс Л.А.Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина М.: Просвещение, 2018.
Ход урока
1 этап Мотивация у учебной деятельности
Учитель: Добрый день. Я рада видеть вас всех здоровыми и красивыми на нашем уроке. И надеюсь, что наше сегодняшнее сотрудничество будет плодотворным и приятным для всех. Урок я хочу начать с притчи. Послушайте.
Притча. Ехал один молодой человек на новом сверкающем «ягуаре» в прекрасном настроении, напевая какую-то мелодию. Вдруг увидел он детей, сидящих у дороги. После того, как он, осторожно объехав их, собрался снова набирать скорость, он вдруг услышал, как в машину ударился камень. Молодой человек остановил машину, вышел из неё и, схватив одного из мальчишек за шиворот, начал его трясти с криком:
-Паршивец! Какого чёрта ты бросил в мою машину камень! Ты знаешь, сколько стоит эта машина?!
-Простите меня, мистер, - ответил мальчик. - У меня не было намерения причинить вред вам и вашей машине. Дело в том, что мой брат - инвалид, он вывалился из коляски, но я не могу поднять его, он слишком тяжёл для меня. Уже несколько часов мы просим помощи, но ни одна машина не остановилась. У меня не было другого выхода, кроме как бросить камень, иначе вы бы тоже не остановились.
Молодой человек помог усадить инвалида в кресло, пытаясь сдержать слёзы и подавить подступивший к горлу ком. Затем он пошёл к своей машине и увидел вмятину на новенькой блестящей двери, оставшуюся от камня.
Он ездил многие годы на этой машине, и всякой раз говорил «нет» механикам на предложение отремонтировать эту вмятину на дверце, потому что она каждый раз напоминала ему о том, что если ты проигнорируешь шёпот, в тебя полетит камень.
Беседа по вопросам
- Скажите, пожалуйста, ребята, о чём эта притча (о доброте, сострадании, милосердии)
- Как вы понимаете значение слова «сострадание»? (это умение почувствовать на себе и облегчать страдания человека; это качество человека, который способен на бескорыстную помощь.)
К теме сострадания, милосердия мы ещё не раз вернемся в течение урока.
II.Этап выявления места и причины затруднений
Ребята, прочтите, пожалуйста слова А.П. Чехова: « В человеке всё должно быть прекрасно и лицо и одежда и душа и мысли».
- Чего не хватает в этом предложении? (Знаков препинания.)
-Зачем они нужны? (Помогают пишущему выразить мысль, а читающему правильно ее понять.
- Какие знаки препинания пропущены в этом предложении? (Учащиеся объясняют постановку знаков.)
- Как вы понимаете это высказывание?
- Сформулируйте тему урока. (Однородные члены предложения, соединенные сочинительными союзами).
IV. Этап построения проекта выхода из затруднения
Какова же цель нашей дальнейшей работы?
1) закрепление знаний об однородных членах предложения; формирование умения находить однородные члены в предложении и ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединенными сочинительными союзами.
V. Этап реализации построенного проекта
Для того чтобы приступить к изучению новой темы, мы должны с вами вспомнить группы сочинительных союзов.
- Работа с таблицей
- – Проанализируйте таблицу на стр 138 и ответьте на вопросы
1)Как делятся сочинительные союзы по значению?
2) Как делятся сочинительные союзы по составу?
3)Какие союзы могут быть одиночными, повторяющимися?
- 1)Высокая нравственность, мудрость, милосердие, воинская доблесть, гражданская честь не нуждаются в пьедесталах
Когда однородные члены не соединены союзами, произносятся с интонацией перечисления поэтому между ними на письме ставятся запятые О,О,О
- 2) Доброта и скромность — вот два качества, которые никогда не должны утомлять человека. (Р. Стивенсон)О и О
- 3)Добрым людям следует доверяться словом или разумом. (Сократ) О или О
Если между однородными членами стоит одиночный, неповторяющийся соединительный или разделительный союз, запятая не ставится
- 4) Добрая слава лежит, а худая бежит.( посл.) О ,а О
Если однородные члены соединяются противительным союзом, то перед союзом ставится запятая
- 5)Доброе дело питает и душу, и тело ( посл.) и О, и О
Если однородные члены соединяются при помощи повторяющегося союза, то между ними ставится запятая
- 6) Где- то внутри мы все склонны как к добру, так и ко злу. ( Эмили Торн)
Если однородные члены соединяются двойным союзом, то перед второй его частьюставится запятая. как О, так и О
VI. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
Итак сделаем вывод: Между однородными членами, соединенными сочинительными союзами запятая ставится перед
- Одиночными противительными союзами
- Повторяющимися союзами
- Двойными союзами
Запятая ставится: Запятая не ставится:
1. [O, а O] [O и O]
[O, но O]; [O, да (=но) O]; [O, да и O]
2. [и O, и O] [O да (= и) O]
[и O, и O, и O] [O или O]
[O, и O, и O] [O либо O]
3. [как O, так и O] [O и O, O и O]
[не только O, но и O]
Соотнесение собственных выводов с материалом учебника.
- Проверим, правильные ли выводы мы сделали.
- Прочитайте теоретические сведения на с. …
VI.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
- Вы уверены в своих знаниях? Тогда выполняем следующее задание.
Выполняем задание Задание №1. Работаем в парах. Выделите однородные члены, постройте схемы предложений.
«Милосердие»
1.Милосердие, приветливость, доброта делают человека красивым.
2.Лицо человека, искажающееся злобой, становится безобразным и отталкивающим
3.Дело в том, что злая реакция на окружающее, грубость и непонимание окружающего – это признак как душевной, так и духовной слабости. 4.Человек, который не умеет понять другого, не только обедняет свою жизнь, но и мешает жить другим. ( Д. Лихачёв)
Вывод: Лучшее человеческое качество- доброта. Живите по законам добра. Недаром гласит народная мудрость: «Добра желаешь, добро и делай.
Эталон к самостоятельной работе (Задание №1)
1.О,О,О
2.О и О
3. О, О и О как О, так О
4. не только О, но и О
За каждый правильный ответ 1 балл.
Значит, если у вас нет ни одной ошибки на листках самооценки за первое задание поставьте 4.
VIII.Этап включения в систему знаний и повторения.
- Достаточно ли мы закрепили новый материал?
Тогда выполним следующее задание.
1.На столах карточки с частями пословиц. Ваша задача- найти свою половинку. ( дети находят, берутся за руки). Прочтите пословицы. А теперь вы должны разделиться на две группы, подумайте по какому признаку вы это сделаете? ( по значению)
1 группа пословицы о доброте:
- Доброму человеку/ и чужая болезнь к сердцу.
Кто скор помог,/ тот дважды помог
2 группа пословицы о равнодушии:
- Моя хата с краю,/ничего я не знаю.
- Своя рубашка/ ближе к телу.
- Ему и беда,/ что с гуся вода.
Чтобы в группах было равное количество учеников, один перейдет в эту команду.
2.Работаем в группе, у вас на столах Задание №2
В левой части таблицы даны предложения. В правой части таблицы укажите номер схемы, соответствующий этому предложению. Расставьте знаки препинания. Обсудите сначала друг с другом варианты и сделайте правильный выбор. (Знаки препинания не расставлены).
1) [О, О, О и О]. 2) [О и О]. 3) [О, а О] 4) [и О, и О, и О].
5) [ни О, ни О ]. 6) [… не только О, но и О]. 7) [О: О, О,О и О]. 8) [О, О, О - О]. 9) [… как О, так и О].
1 | Радостью счастьем надеждой - всем поделись со своим другом. | |
2 | Если ребенок чувствует во взрослом и доброго и ласкового и справедливого человека, он и сам будет таким же. | |
3 | Добрые слова не только утешают смягчают но и исцеляют сердце того, кто их слышит | |
4 | Его лицо и поза выражали одно только беспредельное сострадание. ( В. Гюго) | |
5 | Доброта милосердие радость и переживание задругих создают основу человеческого счастья. | |
6 | Добрая слава лежит, а худая бежит. | |
7 | Лучшие качества любого живого существа: доброта, милосердие, любовь и щедрость | |
8 | Во время Великой Отечественной войны русские отличались милосердием, они никогда не разрушали ни храмов ни памятников искусства | |
9 | Необходимо оказывать помощь как пострадавшим от пожара, так и многодетным семьям, живущим в нищете. |
Эталон к самостоятельной работе (Карточка №2)
1 | Радостью счастьем надеждой - всем поделись со своим другом. | 8 |
2 | Если ребенок чувствует во взрослом и доброго и ласкового и справедливого человека, он и сам будет таким же. | 4 |
3 | Добрые слова не только утешают смягчают но и исцеляют сердце того, кто их слышит | 6 |
4 | Но пусть доброта и милосердие твое наполнят до краев душу мою. | 2 |
5 | Доброта милосердие радость и переживание задругих создают основу человеческого счастья. | 1 |
6 | Добрая слава лежит, а худая бежит. | 3 |
7 | Лучшие качества любого живого существа: доброта, милосердие, любовь и щедрость | 7 |
8 | Во время Великой Отечественной войны русские отличались милосердием, они никогда не разрушали ни храмов ни памятников искусства | 5 |
9 | Необходимо оказывать помощь как пострадавшим от пожара, так и многодетным семьям, живущим в нищете. | 9 |
Самооценка
Лингвистическая зарядка. Я читаю утверждения, если ДА, вы поднимаете зеленый квадратик, если НЕТ, то красный, а если ИНОГДА, то оба квадрата вместе
- ОЧП отвечают на один и тот же вопрос ( да)
- Относятся к разным членам предложения ( нет)
- Обобщающие слова стоят после однородных членов ( иногда)
- Если ОЧ соединены неповторяющимися соединительными или разделительными союзами запятая не ставится ( да)
- В предложении бывает несколько рядов ОЧ ( иногда)
IX. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
«Свободный микрофон». Учащиеся высказывают своё мнение по заданным вопросам (два варианта использования приема: первый когда учитель просто называет ученика – тот встает и продолжает фразу указанную на экране и второй с использованием настоящего микрофона или его макета, передается микрофон, получая ученик должен продолжить незаконченную фразу).
Я предлагаю вам поделиться своими впечатлениями.
- Чем занимались на уроке?
- Ещё что делали?
- Что понравилось?
-Что запомнилось?
-Что было самым интересным?
-Где эти знания пригодятся в жизни?
(- Чему был посвящен урок и что вы узнали на уроке?)
Давайте подведем итоги.
Оправдались ли наши ожидания, все ли задачи, которые перед собой ставили, выполнили?
Познакомились с правилами постановки запятой между однородными членами; закрепили умение составлять схемы предложений с однородными членами. Работали с текстом о милосердии и равнодушии.
«Пусть не угаснет свет милосердия в сердцах людей!»- говорил Д. Гранин Помните эти слова! Будьте милосердными всегда и со всеми! Не проходите мимо тех, кому нужна ваша помощь.
Соберите листы самооценки, урок окончен. Спасибо, можете выйти.
Лист самооценки учащихся
Вид работы | Кол-во баллов | Баллы |
Задание №1 Составить схемы предложений с ОЧ | 4 | |
Задание № 2 Групповая работа с таблицей | 9 | |
Задание №3 Лингвистическая игра | 5 | |
Итого: | ||
Оценка: | ||
- 16-18 баллов – «5»
- 12-15 баллов - «4»
- 6-11 баллов – «3»
Домашнее задание. Оцените свои возможности и выберите задание, которое будете выполнять: А, Б или В.
Домашнее задание. Оцените свои возможности и выберите задание, которое будете выполнять: А, Б или В.
А. Спиши, подчеркни однородные члены предложения.
1) По сторонам тропы высокими и крутыми стенами стоял шиповник и цвел алым и влажным огнем. (К. Паустовский.) 2) Лена смотрела в окно на только что освободившуюся ото льда холодную гладь залива, на рыбачьи артели с сетями на гальке, на весенние караваны гусей и уток. (А. Фадеев.) 3) В мартовскую ночь зима еще украдкой возвращает морозную тишину, колкий воздух, холодный блеск луны, хрустальную звонкость наста и тонкого ледка лужиц. (Д. Зуев.) 4) Прохор фыркал, отдувался, гоготал, сплавал на ту сторону, нарвал фиалок и царских кудрей, расцветил букет огнями желтых лилий и поплыл обратно. (В. Шишков.) 5) Море лов..т стрелы молний и в своей пучине гас..т. (М. Горький.) 6) Петр Иванович быстро и совсем неслыщно встал с земли, сунул руку в мешок и вытащил оттуда свернутую сетку. (Г. Скребицкий.) 7) По горам, в лесу огни, точно звезды, плавали, опускаясь и поднимаясь по скатам холмов. (И. Гончаров.)
Б. Записать предложения, подчеркнуть ряды однородных членов.
1) Сухие листья и трава хрустят под ногами и предупреждают об опасности всех лесных обитателей.
2) Стук топоров и голоса людей вскоре затихли и сменились стуком дятлов и журчанием воды около коряг.
2. Перестроить предложения так, чтобы стало два ряда однородных членов.
1) В лесу и на лугу пахло мокрой травой.
2) Мы каждый день сыпали на подоконник для синиц крошки хлеба и крупу.
3. Редактирование предложений.
1) Зима в этом году снежная и сурова.
2) Но ребята с огромной радостью направлялись на горку и катаются с горы.
3) Всем весело и радуются.
В. Записать, вставляя пропущенные буквы.
За долгие тысячелетия, которые насчитывает наша цивилизация люди укрывали от посторонних глаз множество различных кладов благородных металлов драгоценных камней прочих ценностей. Где только не прятал человек свои богатства на необитаемых островах и в дремучих лесах высоко в горах и глубоко под землёй в роскошных дворцах и ветхих лачугах в специально оборудованных тайниках и случайно оказавшихся под рукой стульях. Сегодня на помощь кладоискателям приходит современная наука и техника. Чтобы заставить найденный клад заговорить привлекаются физики и химики историки и лингвисты искусствоведы и геологи словом специалисты многих отраслей знаний. (В. Солоухин) Задание к тексту:
1. Определите основную мысль текста.
2. Подчеркните однородные члены в соответствии с тем, каким членом предложения они являются.
. Т е с т о в ы е з а д а н и я
1. Укажите, в каких предложениях с обобщающими словами при однородных членах неверно расставлены знаки препинания.
а) Лесная ягода: малина и земляника — раньше поспевает на полянах.
б) На деревьях, стогах, домах везде лежал снег.
в) Везде: на полях, в лесных просеках — пар поднимался от земли.
г) Юные деревья ель, сосна, клён, вяз все растут дружно.
2. Найдите предложения с однородными определениями (знаки препинания не расставлены).
а) Последние два дня дул крепкий штормовой ветер.
б) Снег скрипел под её маленькими чёрными ботинками.
в) Солнечный сосновый бор манил нас своей красотой.
г) Наступила дождливая грязная тёмная осень.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Виды однородных уравнений. Системы однородных уравнений.
ВведениеВ своей работе я рассмотрела различные методы решения однородных уравнений и систем однородных уравнений, которые чаще всего встречаются при изучении. Представленные методы м...

конспект и презентация урока "«Определение однородного тригонометрического уравнения 1 степени»"
вначале урока игра, потом объяснение новой темы с использованием опорных конспектов...

Методическая разработка. Конспект урока. Союз как служебная часть речи. Правописание союзов и их употребление в простом и сложном предложении
Технологии: личностно-ориентированное технология ( разноуровневое обучение ), технология перспективно - опережающего обучения, технология обучения в сотрудничестве.Тип урока: урок закрепления зн...

Программа промежуточной аттестации по дисциплине: Товароведение товаров животного и комбинированного происхождения, специальность 080402 "Товароведение" (по группам однородных товаров)
Оценочное средство для проведения промежуточной аттестации...

Раработка урока по МДК "Русский язык с методикой преподавания" по теме "Конструкции, грамматически не связанные с членами предложения"
Интерактивная лекция включает проблемные вопросы, составление таблиц, опорных схем, ментальной карты, выполнение упражнений. Разнообразны формы организации учебной деятельности (коллективная, парная, ...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме «Однородные члены предложения»
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме «Однородные члены предложения»...
