Статья «Виды оценивания и их роль в достижении образовательного результата»
статья

Статья

«Виды оценивания и их роль 

в достижении образовательного результата»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.33 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

«Виды оценивания и их роль в достижении образовательного результата»

Выполнила:

Сильнова Лариса Сергеевна

2023 год

Введение.

Актуальность выбранной темы объясняется переходом от стандартов первого поколения к новым Федеральным государственным образовательным стандартам. Внедрение стандартов нового поколения направлено на совершенствование системы образования, которая предполагает не только освоение обучающимися опорных знаний и умений, но и прежде всего их успешное включение в учебную деятельность, становление учебной самостоятельности для создания прочного фундамента последующего обучения. Если основным направлением системы оценки стандартов первого поколения является оценка уровня освоения учащимися обязательного минимума, то новые стандарты ориентируют образовательный процесс на достижение качественно новых целей и результатов. Основной задачей и критерием оценки выступает уже не освоение обязательного минимума содержания образования, а овладение системой способов действий с изучаемым учебным материалом.

В связи с этим актуальной является проблема совершенствования системы контроля и оценивания достижений обучающихся.

Таким образом, актуальной педагогической проблемой сегодня является приведение в соответствие системы оценивания с современными целями образования.

Целью данной работы является охарактеризовать современные виды оценивания и их роль в достижении образовательного результата.

1

Техники оценивания.

Основная функция оценочной деятельности всегда связана с повышением качества образования. Система оценивания воплощает в себе принципы, которые положены в основу образовательного процесса в целом.

Пятибалльная система оценивания была сформирована в ситуации, когда важно было оценить прежде всего объем освоенной учеником информации. Современные образовательные стандарты, отражающие требования времени, на первый план выдвигают развитие ключевых компетенций личности.

Этот факт предполагает существенные изменения в подходах к оцениванию, в частности, использование критериальной модели оценивания. Данный способ оценивания достижений ученика носит комплексный характер и позволяет включить в поле зрения педагога не только знаньевый компонент.

Традиционный подход

Компетентностный

подход

Объект оценивания

Знания и умения

Компетенции. Знания и умения выступают как показатели компетенций.

Компетенции проявляют себя в форме умений осуществлять тот или иной вид деятельности(сумел или не сумел ученик решить поставленную перед ним задачу).

Ученик может знать правила, но писать с ошибками, и мы говорим о несформированных компетенциях.

Ученик может не знать правила, но писать грамотно, и мы говорим о сформированных компетенциях.

Субъект оценивания

Субъектом оценивания выступает только учитель

Учитель и обучающийся. Умение самооценки требует не только знаний критериев оценивания.

Компетентен в той или иной сфере деятельности тот, кто сам способен оценить собственную степень компетентности в данной сфере. Учащийся, не способный оценить свои знания и умения в той или иной области либо оценивающий их субъективно, не может считаться компетентным в данной области.

Критерии оценивания

Субъективная, приблизительная оценка учителем качества ответа путем сравнения с неким эталоном, содержащимся в представлениях учителя.

Второй подход основывается на механистической количественной процедуре, когда оценка определяется через число допущенных ошибок.

Выделение определенных аспектов (составляющих) деятельности и объективных критериев их оценивания. Эти критерии должны однозначно пониматься и учителем, и учеником. Только когда у ученика появляется умение самостоятельно оценивать разные аспекты своей деятельности и ее результаты, можно говорить о формировании компетенций

3

Виды оценивания.

Формирующее оценивание – внутренняя оценка учебных достижений, сбор информации о процессе обучения учащегося.

Констатирующее (итоговое) оценивание – внешняя оценка образовательного результата, достигнутого учащимся, проводится в конце учебного периода с целью обозначить достигнутый обучающимся уровень овладения знаниями, умениями, навыками и ключевыми компетенциями.

Как формирующее, так и констатирующее оценивание опирается на заранее разработанную и предъявляемую ученику систему критериев.

Критерии - это объективные показатели выраженности оцениваемого параметра, например, знаний, умений, компетенций, которые выявляются путем наблюдения за ходом выполнения задания или путем анализа представленного результата.

Практическая значимость критериального оценивания определяется следующими преимуществами:

- работа обучающегося сравнивается с образцом (эталоном) правильно выполненной работы, который известен заранее;

- обучающемуся известен четкий алгоритм выведения оценки, по которому он сам может определить уровень своей работы и информировать родителей;

- критерий оценивания представляет конкретное выражение учебных целей.

Критериальное оценивание выполняет функцию обратной связи, когда ученик получает информацию о своих успехах и неудачах.

4

При этом даже самые неудовлетворительные результаты промежуточной работы воспринимаются учеником лишь как рекомендации для возможного улучшения полученных результатов.

Критериальное оценивание обеспечивает обратную связь между учителем, учеником и родителями. Обучающийся может быть успешным по ряду критериев, у него появляются дополнительные возможности изменить неудовлетворительный результат по другим критериям, тем самым добиваясь более высокого уровня своих достижений.

Процесс критериального оценивания результатов речевого развития обучающихся может быть успешным только тогда, когда есть четкое понимание того, какие требования предъявляются к речевому развитию, какие существуют дефициты, на каком уровне речевой грамотности находятся наши ученики, на какой уровень мы должны их вывести. Также важно понимать, какие виды речевой деятельности мы будем оценивать и какова цель конкретного задания. Только на основе такого понимания мы можем формулировать критерии оценивания.

Например, умение воспринимать критически связано со следующими действиями: умение связать, прочитанное (услышанное) с собственным опытом, умение предвосхищать мысль автора, умение мысленно вместе с автором выстраивать систему аргументации, умение формулировать и задавать вопросы, умение систематизировать информацию текста, соотносить высказывания автора с действительностью, друг с другом и с целями речи, можно не соглашаться с услышанным (прочитанным), но нужно быть уверенным, что мысль автора понята верно. Именно эти умения должны стать основой для формулировки критериев. Учитель должен знать, что критерии определения уровней читательской грамотности зависят от типа текста, его функционального стиля и формата.

5

Вывод.

Оценочная деятельность учителя должна строиться на основе следующих общих принципов:

#1054;ценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание. При этом итоговая отметка может быть выставлена как обобщенный результат накопленных за период обучения отметок.

#1054;ценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты обучения. При этом нормы и критерии оценивания, алгоритм выставления отметки известны заранее и педагогам и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.

#1054;цениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка.

#1057;истема оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.

#1042; оценочной деятельности реализуется заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса. В частности, при выполнении проверочных работ должен соблюдаться принцип добровольности выполнения задания повышенной сложности.

Всё это требует расширение существующей пятибалльной системе оценивания. Такая оценка носит крайне неинформативный характер как для учителя, поскольку не позволяет ему выносить суждения об эффективности программы обучения, так и для ученика, поскольку дает ему информацию лишь об общем уровне выполнения программы, но не о характере испытываемых затруднений.

6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему «Технология проблемного обучения как средство достижения образовательных результатов ФГОС»

Технология проблемного обучения как средство достижения образовательных результатов ФГОС...

Система оценивания планируемых образовательных результатов в рамках изучения темы "Изменения агрегатных состояний вещества"

        В соответствии с планируемыми образовательными результатами в работе показано, как можно в рамках изучения темы «Изменения агрегатных состояний вещества» организоват...

Новые технологии оценивания образовательных результатов в рамках ФГОС.

В последнее время в содержании образования произошли качественные изменения: акцент с предметных знаний и  умений  как основной цели обучения был перенесен на формирование общеучебных ...

Статья "Особенности применения системно-деятельностного подхода в достижении результатов освоения обучающимися образовательных программ"

В статье раскрываются особенности системно-деятельностного подхода, лежащего в основе новой образовательной парадигмы. Системно-деятельностный подход способствует становлению личности обучающегося как...

Формы и методы оценивания образовательных результатов обучающихся по профессии официант, бармен.

Из опыта работы доклад на тему "Формы и методы оценивания образовательных результатов студентов"...

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) Д.Д. Данилов

Система оценкидостижения планируемых результатовосвоения основной образовательной программыначального общего образованияв «Школе 2100»(технология оценивания образовательных достижени...

Практико-ориентированные технологии обучения как средство оценивания образовательных результатов

Характеристики практико-ориентированных педагогических технологийПедагогический контроль и оценка образовательных результатов   с применением современных образовательных технологий...