Открытый урок по русскому языку для обучающихся 1 курса спо
план-конспект урока

Филимонова Галина Юрьевна

обобщение и повторение учащимися ранее изученного материала об имени существительном. Через выполнение устных и письменных заданий выясняется уровень теоретических знаний, а также умений и навыков применения имен существительных в речи. На уроке происходит закрепление лексико-грамматических категорий имени существительного через грамотную разговорную речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_otkrytogo_uroka_po_russkomu_yazyku.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

План открытого урока по русскому языку

Дата Группа 1Б

Тема: Обобщение знаний об имени существительном как части речи

Цели урока:

Деятельностная: создание условий для проявления познавательной активности обучающихся, способствующих обобщению знаний об имени существительном

Содержательная: систематизация знаний об имени существительном

Планируемые результаты:

Предметные: обучающиеся проверят своё умение:

- обобщать сведения о существительном как части речи.

- определять морфологические признаки имени существительного и

грамматические категории,

- определять лексическое значение имён существительных

- закреплять навыки правописания имен существительных,

- подбирать имена существительные по заданному грамматическому признаку

Метапредметные:

Регулятивные: обучающиеся с помощью преподавателя определяют цель занятия и задачи;

Познавательные: обучающиеся анализируют полученную ранее информацию, классифицируют её и обобщают;

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; формировать умения приходить к общему решению в совместной деятельности, но и учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь выражать свои мысли и овладевать диалогической формой речи.

Личностные: осознание языка как основного средства человеческого общения; воспитывать умение работать в коллективе, развивать самостоятельность и дисциплинированность.

Вид урока: обобщающий урок построения и комплексного применения знаний и умений.

Формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль преподавателя

Технологии: предметно-ориентированные, технология проблемного обучения, технология разноуровневого обучения, ИКТ

Метод ведения урока: сочетание репродуктивного метода (воспроизведение сообщений) с проблемным (ответы на проблемные вопросы) и исследовательским

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал, листы самооценки, опорные конспекты, учебник Русский язык под редакцией Е.С.Антоновой

Форма работы: групповая (3 группы ), индивидуальная

Ход занятия:

#1054;рганизационный момент (Проверка присутствующих на занятии, подготовка инструментария к уроку)

Вступительное слово преподавателя

II .Создание ситуации целеполагания обучающимися. Мотивация учебной деятельности

Проведём словарную работу. На листах самооценки запишите фамилию (Стадия вызова)

Я вам буду читать лексическое значение слова, вы должны записать это слово.

- Что общего у всех слов? (принадлежат к одной части речи)

Сообщить тему и цель урока. (слайд 2,3)

III. Обобщение и систематизация учебной деятельности

Давайте с вами вспомним знания, полученные в школе. Закончите предложение или вставьте пропущенное слово.

1. Существительное – это...

2. Назовите категории имени существительного….

3. К постоянным признакам существительного относятся…

4. К непостоянным признакам существительного относятся…

5. Сколько падежей у существительного…

6. Сколько склонений имеет существительное….

7. Существительное в предложении может быть…

А сейчас на основе знаний постараемся сделать кластер. Что такое кластер?

  1. СДЕЛАТЬ ВЫВОД И КЛАСТЕР. (слайд 5,6)

Категория числа

Создание проблемной ситуации.

Задание 1. Работа в группах. Первая группа – слова, которые употребляются и в единственном, и во множественном числе. Вторая группа – имеющие форму только единственного числа. Третья группа - имеющие форму только множественного числа.

Машина, будни, ручка, замок, студенчество, листва, Каракумы, тюльпан, Карпаты, деньги, финансы, нефть, цемент, яблоко, Воронеж, сутки, Кавказ, выборы, нападки, зверьё, сумерки, вороньё, звезда, Урал, детвора; каникулы, молоко, очистки; именины, учительство, козни, дерево, цветок, подушка, книга, сахар, жемчуг, Каспий, чернила, опилки. (проверка выполненного задания) (слайд 7)

Задание 2. Вставьте правильный вариант окончания формы множественного числа существительного

Адрес, бухгалтер, директор, договор, год, инженер, кондуктор, катер, корпус, лагерь, муж, образ, орден, ордер, офицер, пояс, профессор, рапорт, ректор, фронт, цвет, шофер, паспорт, сорт, вексель, купол. (Проверка) (слайд 8)

Задание 3. Поставьте существительные, стоящие в скобках, в форму родительного падежа множественного числа. (слайд 9)

Проверка (слайд 10)

Категория одушевленности (неодушевленности)

Существительные бывают одушевленные и неодушевленные.(слайд 11)

И не всегда лексическое понятие живое- неживое совпадает с грамматической категорией одушевленное - неодушевленное.

Пример у доски (2 чел)

Задание 1. Посмотрим на слайд и выполним задание (слайд 12)

1) русалка 2) леший
3) ладья (шахматная) 4) слон
5) страж 6) мертвец
7) тополь 8) тип (человека)
9) нарцисс 10) книга
11) слушатель 12) кошка

13) стол 14) существо
15) сокровище 16) чудище
17) человечище 18) коровища
19) ножища 20) волчище
21) дружище 22) осина
Проверка (слайд 13)

Неодушевленными являются все имена существительные, имеющие только форму множественного числа (ножницы, джунгли).

К одушевленным именам существительным относятся: (слайд 14)

Неодушевленные имена существительные при употреблении в переносном значении становятся одушевленными;

Категория рода (слайд 15) .

Каждое имя существительное, имеющее форму единственного числа, принадлежит к одному из четырех родов.

Задание для групп (групповая работа)

- Выполните задание, определив род существительных (слайд 16) . При затруднении обратимся к теории (слайд 17)

Автомобиль-амфибия, алиби, антресоль, атташе, балет-фантазия, бандероль, вечер-встреча, вуаль, галстук-бабочка, Гоби, Дели, диагональ, диван-кровать, жалюзи, жюри, иваси, импресарио, какаду, квартира-музей, конферансье, кофе, кресло-качалка, леди, мадам, мозоль, моль, НЛО, Онтарио, павильон-выставка, пенальти, пенсне, платье-костюм, пони, портье, рантье, ранчо, регби, рефери, рояль, сажень, Токио, тюль, толь, ФБР, шампунь, шасси, шоу.

Проверка (слайд 18)

Склонение и падеж имен существительных

Сколько падежей у имени существительного? (слайд 19)

Какие падежи мы называем косвенными?

Сколько склонений у имени существительного? (слайд 20)

Чтобы определить склонение существительного нужно:

1)Определить род существительного.

2)Определить окончание в И.п. в ед.ч.

3)По роду и окончанию определить склонение.

Склонение фамилий (слайд 21)

IV. Домашнее задание: Е.С.Антонова Русский язык с. 164-165, Упр. 88

V. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

VI. Рефлексия

Преподаватель Г.Ю.Филимонова

Приложение (Карточки для самостоятельной работы)

Задание 1: Первая группа – слова, которые употребляются и в единственном, и во множественном числе, Вторая группа – имеющие форму только единственного числа. Третья группа - имеющие форму только множественного числа.

Машина, будни, ручка, замок, студенчество, листва, Каракумы, тюльпан, Карпаты, деньги, финансы, нефть, цемент, яблоко, Воронеж, сутки, Кавказ, выборы, нападки, зверьё, сумерки, вороньё, звезда, Урал, детвора; каникулы, молоко, очистки; именины, учительство, козни, дерево, цветок, подушка, книга, сахар, жемчуг, Каспий, чернила, опилки.

Задание 2: Выполните задание, определив род существительных (слайд 16) .

Автомобиль-амфибия, алиби, антресоль, атташе, балет-фантазия, бандероль, вечер-встреча, вуаль, галстук-бабочка, Гоби, Дели, диагональ, диван-кровать, жалюзи, жюри, иваси, импресарио, какаду, квартира-музей, конферансье, кофе, кресло-качалка, леди, мадам, мозоль, моль, НЛО, Онтарио, павильон-выставка, пенальти, пенсне, платье-костюм, пони, портье, рантье, ранчо, регби, рефери, рояль, сажень, Токио, тюль, толь, ФБР, шампунь, шасси, шоу.

Задание 3:

Молодёжь, змея, дождь, варенье, пыль, дед, дедушка, журавль, джем, лисица, древность, салфетка, обувь, фонарь, морковь, морковка, радость, Пётр, Петя, скрипач, сабля, степь, солнце, герань, селёдка, сельдь, вьюга, лето, осень, зима.

1 группа --- Выписать имена существительные 1-ого склонения.

2 группа ---Выписать имена существительные 2-ого склонения.

3 группа ----Выписать имена существительные 3-его склонения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по Русскому языку

Предметная область: Письмо и  развитие речи.Тема урока: Обобщение знаний о словах – названиях предметов, признаков предметов, действий предметов....

Открытый урок по русскому языку в 8 классе "Вводные и вставные конструкции. Знаки препинания при них"

Урок систематизации и обобщения знаний  по теме "Вводные и вставные конструкции" (на материале художественного произведения А.П. Чехова "Степь")...

Открытый урок - «Лексика русского языка как система»

Методическая разработкаКОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКАпреподавателя русского языкаГАПОУ СО «Вольский педагогический колледж им. Ф.И. Панферова» Чубарых Татьяны Евгеньевны  АННОТАЦИ...

Открытый урок по русскому языку в 7 классе по теме «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих»

Цель: ознакомление с орфограммой обучающихся VIII вида.Задачи: 1. Познакомить с правописанием имён существительных с шипящей на конце, повторить знания об имени существительном.2. Развивать умение уча...

Методическая разработка открытого урока по русскому языку «Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов».

Слово - удивительный дар, которым обладает только человек. Оно имеет способность обобщать и в то же время обозначать индивидуальное, неповторимое. «Слово дано человеку не для самоудовлетво...

Конспект открытого урока по русскому языку 2 класс по теме: «Прилагательные»

Цель   урока:       Обобщить   знания   учащихся   об   имени   прилагательном,   закрепить   лексико – грамматические   признаки ...