"Большая буква в именах собственных"
план-конспект урока

Цели: познакомить учащихся со словами, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному, создать и найти пути выхода из проблемной ситуации

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_2_klass.docx193.21 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ гимназия 18

Учитель начальных классов С.В.Ромашкина

Русский язык 2 класс.

Тема: Большая буква в именах собственных.

Цели: познакомить учащихся со словами, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному (шарик-Шарик), создать и найти пути выхода из проблемной ситуации

Формируемые УУД:

Личностные: формировать положительное отношение

к познавательной деятельности, желание приобретать

новые ЗУН;

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать

необходимые действия; адекватно оценивать свои достижения; высказывать свое предположение на основе учебного материала;

Познавательные: осуществлять для решения учебной задачи операции

анализа, сравнения, синтеза, устанавливать причинно-

следственные связи;

Коммуникативные: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого

поведения, слушать и отвечать на вопросы, высказывать и

обосновывать свою точку зрения, осуществлять совместную деятельность в парах и группах.

Планируемые результаты: учащиеся научатся писать имена собственные

с заглавной буквы; применять полученные знания при выполнении нестандартных заданий.

Оборудование: мультимедийное оборудование, карточки для работы в паре

и группах, карточки для схемы.

I. 1. Организационный момент (психологический настрой)

Дети произносят хором.

Прозвенел звонок весёлый,

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

2. Мотивация (самоопределение к деятельности)

-Ребята, предлагаю наш урок начать с высказывания:

«Дойти можно лишь тогда, когда идешь, узнать можно лишь тогда, когда учишься».

-Как вы понимаете эти слова? (Если стоять на месте, то никуда не дойдешь, а если не учиться, то ничего не узнаешь.)

-Мы сегодня вновь пойдем к новым знаниям!

3. Минутка чистописания

- Ребята, откройте тетради, запишите число.

- Посмотрите внимательно на доску Сс, Оо, Ээ, Хх, Юю.

- На какие две группы можно разделить эти буквы?

- Запишем группу заглавных букв в тетрадь в алфавитном порядке. Проверим: О, С, Х, Э, Ю.

-А зачем нужны заглавные буквы в русском языке?

- Кто догадался, о чём сегодня пойдёт речь на уроке? ( Написание слов с заглавной буквы)

В течение урока мы постараемся ответить на вопрос: «Какие слова пишутся с заглавной буквы?»

II 1. Постановка проблемы.

- Запишите под диктовку предложение: У крыльца лежит шарик

(у доски 2 ученика, которые по-разному написали слова)

- Поднимите руку, кто написал слово шарик с маленькой буквы? А кто написал с большой? (Шарик – в одном случае с маленькой буквы, в другом с большой)

- Смотрите, одно и то же слово написано по-разному. Кто прав?

- Какое же из этих двух предложений правильное? От чего это зависит?

От значения слова в предложении.

2. Открытие нового знания

-А сейчас мы будем работать в группах (6 групп)

-На столе у вас карточки, на которых записаны предложения. В этих предложениях есть слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному. Ваша задача, посовещавшись, выбрать из двух вариантов правильный и доказать ПОЧЕМУ. Группе 5 даётся задание потруднее.

-А прежде чем вы приступите, давайте вспомним правила работы в группе.

1гр. Под нашим окном расцвела___________(Роза, роза).

Я и моя подруга__________(Роза, роза) учимся в первом классе.

2гр. Мою подругу зовут__________(Лилия, лилия).

В пруду растёт____________(Лилия, лилия).

3 гр. В высоте парил__________(Орёл, орёл).

Город- ________(Орёл, орёл) очень красив.

4гр В огороде росла зеленая ____________________ (Петрушка, петрушка)

В клетке сидел попугай ________________________ (Петрушка, петрушка)

*5гр. Придумайте предложения со словом: серёжка Серёжка

6 гр. Вот такое чудо-(Рыбина, рыбина)!

Рисовала Люда (Рыбина, рыбина).

Проверка (на экране)

Вывод. Итак, какие Вам встретились слова, которые нужно писать с заглавной буквы?

( На доске учениками постепенно заполняется схема) ИМЕНА, ФАМИЛИИ, названия ГОРОДА, КЛИЧКИ

Физминутка-игра + связать с проверкой домашнего задания упр. 91

Учитель краткое имя – дети сидят, полное имя – встают, ласковое – гладят себя по голове.

Слова: Таня, Серёжа, Ирина, Ирочка, Серёженька, Танечка, Сергей, Танюша.

А кто хочет назвать, какую ласковую форму своего имени вы написали?

Воспитательный момент (называть друг друга по имени, не обзываться).

Дополнительное задание (по желанию) что означает имя?

-А кто сможет назвать свое отчество? Продолжение игры.

-А с какой буквы пишутся отчества? Добавить в схему ОТЧЕСТВА.

- А кто откроет «тайну» своего имени?

3. Самостоятельная работа. Задание из электронного приложения к учебнику (распечатать на листочках)

государство Мурманск

город Енисей

гора Россия

озеро Кипр

река Победы

улица Байкал

остров Казбек

Работа в парах. Взаимопроверка.

Дополнение схемы.

Физминутка – гимнастика для глаз.

III. Подведение итогов. Рефлексия.

Сегодня на уроке

я

узнал, открыл для себя…

научился, смог…

могу похвалить себя и своих одноклассников

за …

IV. Разбор домашнего задания (дифференцированное)

Упр. 96 или прочитать на с.56 о происхождении фамилий и найти информацию о своей фамилии.

V. Резервное задание

VI. Заключение. Стихотворение-шутка.

Тётя Соня и дядя – соня

У меня есть тётя Соня,

У меня есть дядя- соня.

Пять будильников трезвонят,

Полчаса в квартире звон,

Варит кашу тётя Соня,

Дядя – соня смотрит сон.


Задания в группах

1гр. Выбери из скобок нужное слово:

Под нашим окном расцвела___________(Роза, роза).

Я и моя подруга__________(Роза, роза) учимся в первом классе.

2гр. Выбери из скобок нужное слово:

Мою подругу зовут__________(Лилия, лилия).

В пруду растёт____________(Лилия, лилия).

3 гр. Выбери из скобок нужное слово:

В высоте парил__________(Орёл, орёл).

Город - ________(Орёл, орёл) очень красив.

4гр Выбери из скобок нужное слово:

В огороде росла зеленая ____________________ (Петрушка, петрушка)

В клетке сидел попугай ________________________ (Петрушка, петрушка)

5гр. Придумайте 2 предложения со словами: 1) серёжка 2) Серёжка

6 гр. Выбери из скобок нужное слово:

Вот такое чудо- _____________(Рыбина, рыбина)!

Рисовала Люда _____________(Рыбина, рыбина).


Задания для работы в парах

государство Мурманск

город Енисей

гора Россия

озеро Кипр

река Победы

улица Байкал

остров Казбек

государство Мурманск

город Енисей

гора Россия

озеро Кипр

река Победы

улица Байкал

остров Казбек

государство Мурманск

город Енисей

гора Россия

озеро Кипр

река Победы

улица Байкал

остров Казбек

государство Мурманск

город Енисей

гора Россия

озеро Кипр

река Победы

улица Байкал

остров Казбек

государство Мурманск

город Енисей

гора Россия

озеро Кипр

река Победы

улица Байкал

остров Казбек

государство Мурманск

город Енисей

гора Россия

озеро Кипр

река Победы

улица Байкал

остров Казбек


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку "Упражнения в правописании имен собственных".

Конспект и презентация  урока 4 класс для коррекционной школы VIIIвида...

Презентация к уроку русского языка в 1 классе "Большая буква в кличках животных"

«Большая буква в кличках животных» урок русского языка, 1 класс...

Творческий проект "Использование имен собственных в творчестве писателей XIX века"

Есть много различных способов вызвать интерес к изучаемому материалу. Работа над языком художественных произведений - всегда увлекательнейшее исследование, конечный результат которого  - раскрыти...

Творческий проект "Использование имен собственных в творчестве писателей XIX века"

Есть много различных способов вызвать интерес к изучаемому материалу. Работа над языком художественных произведений - всегда увлекательнейшее исследование, конечный результат которого  - раскрыти...

Публикация в международном сборнике "Буква" статьи по теме: "Урок английского языка по теме: "Сравнение имен прилагательных"".

Публикация в международном сборнике "Буква" статьи по теме: "Урок английского языка по теме: "Сравнение имен прилагательных""....

Формирование межкультурной языковой компетенции при изучении имен собственных в английском языке на среднем этапе обучения

Методическая разработка представляет собой практические материалы по формированию языковой компетенции при изучении имен собственных в английском языке на среднем этапе изучения...

технологическая карта урока русского языка 2 класс Собственное и нарицательное имени существительного

технологическая карта урока русского языка 2 класс Собственное и нарицательное имени существительного...