Урок по русскому языку "Упражнения в правописании имен собственных".
план-конспект занятия по теме

Конспект и презентация  урока 4 класс для коррекционной школы VIIIвида

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспкт урока29.49 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Упражнения в правописании имен собственных.

ТИП  УРОКА:  «Урок   формирования  и  закрепления  знаний».

  ЦЕЛЬ  УРОКА:  Повторить  и закрепить знания на письме имена собственные

                           ЗАДАЧИ  УРОКА:

Обучающие:        

                             - повторить правописание имен собственных;

                         ­  работать с наглядным материалом, отвечать на  

                                вопросы            

                              ­  обогатить словарный запас учащихся;

                            - совершенствовать навыки письма.

Коррекционно-развивающие:

                        • развитие речи и коррекция её недостатков;

                                      •  развитие   познавательных процессов: слухового восприятия, зрительного внимания,  наглядно-действенного и образного мышления,  наблюдательности; обучение приёмам самоконтроля; учить применять правило при выполнении задании

                                       • развитие моторики рук.

Воспитательные:

       воспитание положительных качеств личности (трудолюбия, аккуратности, умения слушать собеседника,  взаимоуважения), формирование положительного отношения к учению.

Место урока в системе занятий: урок проводится в рамках изучения темы  «Повторение », служит уроком  закрепления знаний.

Оборудование:  таблицы, компьютер (презен)

                                                                       Ход урока

I.Организационный момент. (2 мин)
Рабочий и психологический настрой.
Встали, приготовились ребята. Сегодня у нас необычный урок. Вы, наверное, все заметили, что мы с вами не одни в классе, на нашем уроке присутствуют гости, давайте их поприветствуем. Повернитесь и поздоровайтесь. Здравствуйте!

- Тихонечко садитесь,
А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё на месте, всё ль в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Все ли правильно сидят? (
ДА отвечают дети. Раз всё в порядке  тогда
начинаем работать 

Проверка дом.задания надо брать как этап урока, как думаешь?

Например:

- Что относится к именам собственным? Перечислите их. Приведите примеры

II. Введение в тему Учитель: Послушайте, какое замечательное стихотворение о большой букве написал Е.Измайлов.

  Буква обычная выросла вдруг,   (2 мин.)
Выросла выше всех букв – подруг.
Смотрят с почтеньем на букву подруги,
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее.
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк!
В букве большой уважения знак!

1.Сегодня, на уроке мы с вами повторим и закрепим знания  об именах собственных.  Вспомним как они пишутся на письме?

- Сегодня мы отправимся в путешествие. Наш путь лежит в страну, которой нет на обычных картах. А что это за страна вы узнаете, если соберёте рассыпанные буквы так, чтобы получилась понятная фраза. (СТРАНА ЗАГЛАВНЫХ БУКВ) (Слайды 1-2)

Итак, тема нашего урока (Тема урока «Упражнения в правописании имен собственных.».) (Слайд 3)

III. Чистописание. (ПРОИЗНОШУ ВСЛУХ САМА каждое слово)                        4 мин.

- С какого звука начинается каждое слово?  Галина, Григорий, город, гриб, гроза, газета. (Звук [г].)

- Какой это звук? (Согласный, звонкий, парный.)

- А сейчас мы в вами напишим заглавную и   строчную букву Г.  

Откройте тетради, Запишите сегодняшнее число, классная работа

 (Слайд 4. Демонстрация на экране написания заглавной буквы Г: щёлкнуть на слове «Прописные», а затем на букве Г, показ можно повторить.)

- Напишите красиво и правильно заглавную и строчную  букву Г,г.

- Прочитайте предложение. (Слайд 5)

- Почему некоторые слова записаны с большой буквы?

Юрий Алексеевич Гагарин - первый космонавт.

12 апреля 1961 года советский космический корабль «Восток» совершил первый в истории полет с человеком на борту. Он облетел земной шар за 1 час 48 минут и благополучно вернулся на Землю.

- Запишите это предложение в тетрадь. Подчеркните в именах собственных  большую букву. А теперь проверьте по слайду

IV. Словарная работа.                       6 -7 мин.  

- Отгадайте загадки, запишите словарные слова. ( работает у доски по одному ученику выходят ,  сразу  проверяем «опасную»букву, ударение ставим .)

Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю.
(Воробей.)

Окраской - сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая,
Известная персона.
Кто она?
(Ворона.)

Вертится,
Стрекочет,
Весь день хлопочет.
(Сорока.)

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
(Медведь.)

Рыжая хозяюшка
Из лесу пришла,
Всех кур пересчитала
И с собой унесла.
(Лисица.)

У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора.
(Заяц.)

Слова: воробей, ворона, сорока, медведь, лисица, заяц. (Проверка. Слайд 6)

- На какие две группы можно разделить записанные слова? (Звери и птицы.)

- Птицы зимой нередко голодают. Как вы можете помочь птицам пережить трудное время? (Слайд 7 ) (Надо сделать кормушки для птиц и подкармливать их.)

- Образуйте от словарных слов фамилии (устно)

Воробьёв, Воронов, Сорокин, Медведев, Лисицын, Зайцев. (Самопроверка. Слайд  8)

V. Обобщение знаний по теме «Большая буква в именах собственных».

1. Проблемный вопрос (Слайд 11). Коллективная работа (устно).           3  мин

- Читая книгу, я увидела, что слово лев написано с маленькой буквы, а потом встретила слово Лев, написанное с большой буквы. Могло ли так быть? Объясните в каких случаях мы пишем  с большой буквой и в каких строчной(Ответы учащихся.)  которые произносятся одинаково, а различаются написанием первой заглавной или строчной буквы. (Роза – роза, Лев– лев  (Слайд 9)

- Чем ещё различаются слова? (Значением.) Лев это писатель, имя человека Лев Толстой(Чтение «Филипок» ) лев-животное, предмет. Роза-  имя девочки, роза-цветок тоесь предмет

- Почему одни слова пишем с большой , а другие со строчной? (Есть имена собственные – они пишутся с заглавной буквы, а названия предметов  – они пишутся со строчной буквы.) (Слайд 10)

- Какие слова относят к именам собственным? (Имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия городов, стран, улиц, рек.)

Физкульминутка. 1 мин

2. Слайд 11  Работа с учебником стр. 147 упр. 7. Письменно,  выполнить задание. Подчеркнуть заглавную букву в именах собственных

на презентации портрет А.С. Пушкина  слайд 12      8 мин.

3. Физминутка для глаз. (Слайд13 ) Дети слушают музыку и следят за движением объектов, при мигании моргают  глазками.                                           1- 2 мин.

4. Клички животных.      5 мин.      Слайд 14

- В СТРАНЕ ЗАГЛАВНЫХ БУКВ обитают разные животные. Познакомьтесь с ними.

- Подберите животным клички и запишите их рядом с названиями.

кошка

 

 Шарик

собака

 

 Мурка

корова

 

 Сокол

конь

 

 Зорька

5. Большая буква в географических названиях.       4 мин.

- Жители СТРАНЫ ЗАГЛАВНЫХ БУКВ  спрашивают, знаете ли вы свой адрес? (Слайд   15

- Запишите предложения, дополнив их словами по смыслу.

Мы живём на планете (Земля), в стране (Россия), в городе (Набережные Челны). Наша школа находится на проспекте  (Кол Гали ). (Проверка. Слайд    )  В тетради написать только последннее  предложение. Подчеркнуть  имена собственные

VI. Обобщение.  - Какие слова относят к именам собственным? Приведите по одному примеру (устно)

Имена собственные (схема):

  • имена
  • отчества
  • фамилии
  • клички животных
  • названия городов, стран, улиц, рек

- Как пишутся имена собственные? Сформулируйте вывод.

 Имена собственные пишутся с большой буквы

VII. Итог урока.)  2  мин.

Учитель: 

  • Наше путешествие подходит к концу.
  • Что понравилось тебе сегодня на уроке?
  • Оценивание учащихся
  • VIII        Слайд 18  

Дом. Задание   (творческое) 1 мин.

Записать названия улиц и  проспектов  нашего города


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "Причастие. Правописание суффиксов причастий" с использованием сингапурских структур

На уроке обобщается и систематизируется материал о  причастии, правописании суффиксов причастий, совершенствуются орфографические и пунктуационные навыки, формируются практические умения и навыки...

Творческий проект "Использование имен собственных в творчестве писателей XIX века"

Есть много различных способов вызвать интерес к изучаемому материалу. Работа над языком художественных произведений - всегда увлекательнейшее исследование, конечный результат которого  - раскрыти...

Творческий проект "Использование имен собственных в творчестве писателей XIX века"

Есть много различных способов вызвать интерес к изучаемому материалу. Работа над языком художественных произведений - всегда увлекательнейшее исследование, конечный результат которого  - раскрыти...

Открытый урок по русскому языку "Правописание н и нн в различных частях речи"

Цель урока: повторить ранее изученное о правописании н и нн в разных частях речи, расширить знания по теме, совершенствовать орфографическую и речевую грамотность студентов, прививать любовь к своей б...

Формирование межкультурной языковой компетенции при изучении имен собственных в английском языке на среднем этапе обучения

Методическая разработка представляет собой практические материалы по формированию языковой компетенции при изучении имен собственных в английском языке на среднем этапе изучения...

"Большая буква в именах собственных"

Цели: познакомить учащихся со словами, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному, создать и найти пути выхода из проблемной ситуации...