Технологическая карта урока по русскому языку с презентацией по теме "Правописание гласных и согласных в корне слова"
план-конспект урока на тему

Сабодаж Инна Вячеславовна

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Организационная информация

Тема урока

Правописание гласных и согласных в корне слова

Предмет

Русский язык

Класс

4

Программа

«УМК Школа России »

Автор урока (ФИО, должность)

Сабодаж И.В., учитель  начальных классов

Образовательное учреждение

МАОУ «Лицей», Г.о. Балашиха

Методическая информация

Тип урока

комбинированный

Базовая технология

Проблемно-диалогическая

Межпредметные связи  

Русский язык                          

Литературное чтение    

Окружающий     мир

Формы работы

Фронтальная

Групповая

Работа в парах

Индивидуальная

Цели урока

Создать комфортные условия для усвоения материала и реализации возможностей учащихся.

 Развивать умения правильно формулировать учебную цель, делать самостоятельные выводы.

Задачи урока

  • формировать навыки правописания корня на основе сопоставления трех правил;
  • развивать умения сравнивать, обобщать и делать выводы;
  • осуществлять межпредметные связи;
  • воспитывать аккуратность в записях, дружеские отношения в коллективе.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/ закрепят/др. ученики в ходе урока

обучающиеся научатся находить и проверять орфограммы в корне слова, распознавать однокоренные слова

Ресурсы

Учебник «Русский язык», Канакина

Презентация MicrosoftOfficePowerPoint ,

Подробное объяснение места медиа-, мультимедиа компонента в структуре и содержании урока и пояснения по методике их использования в образовательном процессе.

Данный урок разработан с учетом уровня обученности учащихся, требований стандарта  второго поколения.

 Использование ИКТ на уроке целесообразно для повышения мотивации учащихся через создание «ситуации успеха». Использование мультимедийного оборудования и интерактивной доски позволяет расширить рамки учебника, продуктивно организовать работу и проверку заданий, выполненных учащимися.

На уроке использовались элементы современных образовательных технологий:


• здоровьесберегающие (физминутки, смена видов деятельности);

• информационно – коммуникационная технология (использование мультимедийных средств обучения);


• проблемное обучение (частично – поисковое).


             Внутренняя мыслительная деятельность учащихся стимулируется сопоставительным анализом, эвристической беседой,  творческими заданиями группового характера, самостоятельными выводами в конце урока.

Этап урока

Формы работы

(деятельность учителя)

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Самоопределение деятельности (орг. момент).              Цели этапа: создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; установление тематических рамок.

 Прозвенел звонок весёлый,

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

Садитесь. Сегодня я хочу пригласить вас в путешествие в город русского языка Морфемика. (Слайд 1).

- Пусть хорошее настроение сопровождает на всём пути   и помогает в трудную минуту.

Как настоящие путешественники, мы будем вести дневники нашего путешествия – дневниками будут наши тетради. Поэтому сейчас давайте откроем их и запишем дату нашего путешествия.

Учитель: Ребята, начать наш урок я хотела бы с пословицы: «Каждый день жизнь прибавляет нам частицу мудрости». Как вы ее понимаете?

Вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем. Я надеюсь, что сегодня каждый из вас сможет поделиться с остальными богатством из своих сундучков.

Обучающиеся настраиваются на работу.

Обучающиеся открывают тетради и записывают «Дату. Классная работа».

Узнаем что-то новое.

Регулятивные:

нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

 выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.

Коммуникативные:

 формирование  умения слушать и слышать.

II. Актуализация опорных знаний. Цели этапа:повторить изученные орфограммы,

стимулировать эмоционально-ценностное отношение к проблеме,

выявить уровень умения делить слова на группы.            

На доске записано предложение.  (Слайд 2).

В городке стоит грустная осень.

1. Учитель: Прочитайте запись. Что можете сказать?

Какие задания можете предложить к этому предложению?

А сейчас догадайтесь, какую букву будем писать на чистописании. Это «хитрая» гласная и обозначает два звука. Какая это гласная и в каком слове предложении она находится?

Чистописание.  (Слайд 3).

- А теперь давайте запишем наш маршрут в дневниках путешествия.  Сели ровно, тетрадь положили под наклоном и пишем.

(отключить доску!)

Вернемся к предложению. (Слайд 4). 

Следующее задание вы будете выполнять в парах. Запишите предложение в тетрадь.  

1 вариант - поставьте в словах ударения, подчеркните орфограммы;

2 вариант -  выделите корень.

 Для проверки данного задания обменяйтесь тетрадями. Проверьте, верно ли вы выполнили задания и оцените работу друг друга. (Слайд 5).

Что интересное подметили? (В случае затруднения задать подводящие вопросы: какие орфограммы встретились в словах? В какой части слова находятся эти орфограммы?

-Что называется корнем слова?

- Какими знаниями нужно обладать, чтобы правильно писать эти орфограммы в корне слова? (При затруднении задать вопрос: какие правила нужно знать?).

Дети: Это предложение.

- По цели высказывания повествовательное, по интонации невосклицательное.

Распространенное

Дети: Разобрать по членам предложения.

- Определить части речи.

- Поставить в словах ударения.

- Разделить слова на слоги и т.д.

 

Гласная я в слове грустная.

Обучающиеся пишут в тетради букву Я.

Обучающиеся обмениваются тетрадями и сверяют записи с доской.

Возвращают друг другу тетради.

Написание безударных гласных в корне слова.

- Написание слов с сомнительной согласной в корне слова.

Корень- это это главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.

- Написание слов с непроизносимой согласной, парной согласной и безударной гласной в корне слова.

Классифицировать слова по группам.

Личностные:

проявлять интерес к изучению темы.

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

III. Открытие новых знаний.

Цели этапа: актуализировать знания о правописании орфограмм корня.

Постановка проблемы.

Учитель: Как вы думаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь?

Нельзя ли попробовать сформулировать общее правило для всех трех случаев?

Попробуем сформулировать цель урока.

Сегодня мы повторим написание слов с непроизносимыми согласными, парными согласными и безударными гласными в корне слова и попытаемся сформулировать общее правило для всех трех случаев.

Тема урока: «Правописание гласных и согласных в корне слова»       (Слайд 6).

(Отключить доску!)

На доске записаны слова.

Рыбка, солнце, звездный, лесник, сказка, тянули, зуб, вестник, грибник.

Прочитайте слова, подумайте, как можно их разбить на три группы по существенным признакам. Каждую группу запишите в отдельный столбик, выделите в словах корень (один ученик работает у доски).

Учащиеся самостоятельно выполняют задание.

Проверка.

Почему именно так распределил слова в группы?

Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании слов с безударной гласной в корне?  

С парной согласной в корне?

С непроизносимой согласной?

Вспомним цель урока.

Сравните три правила. Что интересное заметили?

О безударных гласных.

- О непроизносимых согласных.

- Об однокоренных словах.

- О написании парных согласных.

1гр.- рыбка, сказка, зуб, грибник.

2 гр.- солнце, вестник, звёздный.

3 гр.- лесник, тянули.

Ученик у доски записывает слова и комментирует.

В соответствии с орфограммами.

Изменить слово, чтобы звук стоял в сильной позиции.

В них есть сходство.

Распознавать орфограммы в корне слова;

- подбирать проверочные слова.

Познавательные:

выбор оснований и критериев для классификации объектов

Регулятивные:

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

проверять результат выполненного задания.

Коммуникативные:

 формулировать монологическое высказывание.

IV. Первичное закрепление.               Цели этапа:

находить и проверять орфограммы корня.

Работа с учебником.

-Обратимся к учебнику. Откройте учебник на с.56.

(Коллективная работа со схемой.) Упр.89 (с.56-57)

-Назовите корневые орфограммы.

-Какие действия надо выполнить, чтобы правильно написать корневые орфограммы?

-Когда гласный звук в корне нуждается в проверке?

-Когда согласный звук в корне нуждается в проверке?

-В чём сходство и различие в подборе проверочных слов для гласных и согласных звуков в корне?

 

Давайте выполним упражнение 91 (учебник стр.57)

-Прочитайте выразительно отрывок из произведения К.Г.Паустовского.

-Какие картины природы рисует автор?

-Какие предложения проиллюстрировал художник?

-Какие орфограммы корня вам здесь встретились?

-Назовите слово с безударным гласным и проверочное слово.

-Назовите слово с парным согласным и проверочное слово.

-Назовите слово с непроизносимым согласным и проверочное слово.

- К словам, в которых нужно вставить букву, подберем проверочные. И запишем проверочное слово – проверяемое.

Стояла – стой

Осень – осенний

Солнце – солнечный

Облетевшие – полёт

Видны – вид

Далёкие – даль

Ночам – ночь

Вокруг – кругом

Дрожали – дрожь

Низкие - низок

(Взаимопроверка, самооценка.)  (Слайд 7).

Один ученик читает правило.

Безударные гласные в корне, непроизносимые согласные в корне слова, парные согласные в корне слова.

Когда стоит в слабой позиции.

Для проверки надо подобрать такое слово, чтобы звук стоял в сильной позиции. Для гласных надо подобрать слово, где этот звук будет ударным, для согласных – где этот звук будет стоять перед гласным.

Дети читают выразительно.

Осенний лес ночью.

Последнее.

Безударные гласные в корне, непроизносимые согласные, парные согласные.

1 и 2 слова сначала коллективно разбираются и записываются, остальное задание обучающиеся выполняют самостоятельно.

По цепочке выходят к доске и вставляют пропущенные буквы.

Поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска.

Регулятивные:

 умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

 умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками.Личностные:

 готовность к сотрудничеству.

Коммуникативные:

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

 умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

V. Физкультминутка.

-А сейчас мы поиграем и разомнемся. Я буду называть слова с безударным гласным. Если нужно вставить буквы а, вы поднимаете руки вверх, а если о – вы приседаете, потихоньку называя проверочное слово.

  • др…жать
  • ж…ра
  • в…лна
  • с…лить
  • тр…ва
  • х…дили
  • св…рить

-Молодцы! Спасибо!

Обучающиеся  выполняют задания.

Предметные:

- закрепить умение определять на слух орфограммы;

- учиться подбирать проверочные слова;

Здоровьесберегающая:

- снижение нагрузки во время обучения;

- восполнение двигательной активности.

VI.Самостоятельная работа.                    Цели этапа: проверить результат выполненного задания; формулировать монологическое высказывание.

Сейчас я предлагаю вам выполнить задание. Работать вы будете в трех группах по рядам. Каждой группе я выдам конверт, в котором вы найдёте цветную карточку с заданием. Прежде чем приступить к работе в группе, давайте вспомним правила работы в группах:

-Итак, каждая группа выполняет своё задание на карточке. Сделать это нужно в течение 4 минут. Контролеры должны следить за временем.

- Организуйтесь в три группы. Распределите роли. Получите конверты с заданиями.

Самостоятельная работа на разноцветных карточках.

Исправь ошибки в тексте.

На дваре морос. Выпал пушистый снек. Саша надел теплую шупку и миховую шабку. Он бежит на прут. Там много ребяд. Зина и Яша играют в снижки. Весило и радосно зимой.

Подчеркни букву, которую нужно вставить в слове, напиши проверочное слово.

обу(в, ф)ка  _______________        прин(е, и)сти ______________

пя(д, т)кА ________________         остро(в, ф)ки ______________

п(е, и)чурка ______________          гиган(?)ский ______________

ненас(?)ный ______________         грус(?)ный ________________

выг(а, о)нять ______________        сн(и, е)жинка ______________

Образовать от имен существительных однокоренные слова прилагательные и глаголы. Выделить корень.

существительные               прилагательные                глаголы

грусть                                  _____________                  ____________

зелень                                  _____________                 ____________

синева                                 _____________                 ____________

веселье                                _____________                 ____________

мороз                                   _____________                _____________

звонок                                 _____________                 _____________

Проверка. Дети собираются в группы, обсуждают выполнение задания. По одному человеку от каждой группы выходят для проверки к доске.

(Слайд 8-10).

Самостоятельно работают по карточкам в группах.

- Не перебивать друг друга

- Выслушивать мнение каждого

- Выбрать командира, контролера и спикера.

Обучающиеся распределяются на три группы по рядам. Выбирают командира, контролера и  спикера.

Выполняют задание.

Владеть общим приемом решения предложенных задач.

Личностные:соотносить результат действия с поставленной целью, способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке.

Домашнее задание

 - С данными орфограммами вы встретитесь и в домашнем упражнении.

-Откройте дневники и запишите  домашнее задание

С. 58, упр. 93, правило выучить.

(Слайд 11).

VI. Рефлексия деятельности.

Цели этапа: научить:

соотносить полученный результат с поставленной целью;

 оценивать результат своей деятельности.

 оценивать результат учебной деятельности.

- Наше путешествие подошло к концу. В городе Морфемика мы побываем еще не раз.

-Давайте подведем итог урока.

- Что нового каждый из вас добавил в свой «сундучок знаний»? 

- Расскажите свои впечатления о путешествии, продолжив предложения:

Мы узнали …,

Теперь я умею …,

Было интересно …

- Какие знания из наших «сундучков» помогли открыть новое?

- Какие трудности возникли?

- Кто еще раз сможет повторить общее правило проверки слов с безударной гласной, непроизносимой согласной и парной согласной в корне слова?

- Чем отличаются эти три правила?

Оцените работу и поставьте смайлик на полях в журнале путешествия.

Учитель: Молодцы. Спасибо за урок. Вы были внимательны, дружно работали, помогали друг другу.

Сегодня за работу на уроке оценки получили:

……

- Урок окончен.

Анализ собственной деятельности и деятельности одноклассников.

Знание частей слова.

Для проверки надо подобрать такое слово, чтобы звук стоял в сильной позиции.

Для гласных надо подобрать слово, где этот звук будет ударным, для согласных - где этот звук будет стоять перед гласным.

Личностные:

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Коммуникативные:

умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

В городке стоит грустная осень.

Слайд 4

В городке стоит грустная осень.

Слайд 5

В г о р од ке ст о ит грус т ная ос е нь.

Слайд 6

Тема урока: «Правописание гласных и согласных в корне слова»

Слайд 7

Упр. 97

Слайд 8

Исправь ошибки в тексте. На дв о ре моро з . Выпал пушистый сне г . Саша надел теплую шу б ку и м е ховую ша п ку. Он бежит на пру д . Там много ребя т . Зина и Яша играют в сн е жки. Вес е ло и радос т но зимой.

Слайд 9

Подчеркни букву, которую нужно вставить в слове, напиши проверочное слово . обу в ка - обу в и прин е сти - н ё с п я д ка - пря д и остро в ки - остро в а п е чурка – п е чь гиган т ский - гиган т ы ненас т ный – ненас т ье грус т ный - грус т ь в ыг о нять - г о нка сн е жинка - сн е г

Слайд 10

существительные прилагательные глаголы грусть Грустный грустить зелень Зелёный зеленеть синева синий синеть веселье весёлый веселить мороз морозный морозить звонок звонкий звонить Образовать от имен существительных однокоренные слова прилагательные и глаголы. Выделить корень.

Слайд 11

Домашнее задание: Уч . с. 58 упр 93, выучить правило с. 56.

Слайд 12

"Осенние" слова для разбора по составу: Г Р И Б Н И К П Е Р Е Л Ё Т Н Ы Е Ж Е Л Т Е Т Ь П Р О Х Л А Д Н Ы Е (дополнительно)

Слайд 13

https://pastenow.ru/3V4TD фон для слайда презентации Учебник «Русский язык», Канакина , 4 класс, 1 часть. Источники

Слайд 14

Прочный . 2. Смелый. 3. Твёрдый. 4. Широкий. 5. Высокий. 6 . Горький. 7 . Далёкий. х р у п к и й р о б к и й м я г к и й у з к и й н и з к и й с л а д к и й б л и з к и й

Слайд 15

Игра «Сконструируй слово» Даны морфемы. Составьте из них слова . - ть - - ех - -на- -да- -в- -и- - ом - -ключ- - ый - -чист- -воз- -дум- -а- ход- -пере- - стир - Волшебный помощник: переехать, наехать, ключом, чистый, передумать, возить, входить, перестирать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по русской литературе в 5 классе по теме: «Басни И.А. Крылова «Волк на псарне»»

Тип урока: урок формирования новых знаний.Вид урока: изучение нового материала.Цели урока: продолжать знакомство с биографией И.А. Крылова, познакомить обучающихся  с басней И. А. Крылова «Волк н...

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе по теме: «Буквы -з и -с на конце приставок»

Тема урока: «Буквы -з и -с на конце приставок»Тип урока: урок формирования новых знанийВид урока: изучение нового материалаЦели урока: освоение  действия при выборе согласных з – с на конце прист...

Технологическая карта урока по английскому языку для 5 классов по ФГОС

Технологическая карта разработана по требованию стандартов ФГОС. Используется учебник "Spotlight" для 5 классов...

Технологическая карта занятия по русскому языку Семибратовой Татьяны Михайловны

Тема занятия:Русский литературный язык и языковая норма. Язык как система. Язык как сркдство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление. Русск...

Технологическая карта урока родного русского языка

 Вашему вниманию  представлен урок родного русского языка в 1 класс по теме «Дом в старину: что как называлось». Тип урока – открытия нового знания. Урок тесно связа...

Технологическая карта урока по Иностранному языку СПО 1 курс

Дисциплина Иностранный языкТема учебного занятия What’s your hobby? (Какое у вас хобби?)Тип учебного занятия Урок усвоения новых знаний...

Технологическая карта урока по русскому языку в группе 1 курса по профессии 15.01.05. Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)). Тема: "Основные виды переработки текстов (с использованием текстов профессиональной направленности)"

В числе приоритетных направлений развития системы среднего профессионального образования обозначено внедрение методик преподавания общеобразовательных учебных предметов с учетом профессиональной напра...