Технологическая карта урока по русской литературе в 5 классе по теме: «Басни И.А. Крылова «Волк на псарне»»
план-конспект урока на тему

Штенская Наталья Сергеевна

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Вид урока: изучение нового материала.

Цели урока: продолжать знакомство с биографией И.А. Крылова, познакомить обучающихся  с басней И. А. Крылова «Волк на псарне», её исторической основой, учить  выразительному чтению на примере выразительного чтения известных мастеров слова, развивать навыки правильного чтения бегло, целым словом трудные по структуре слова в соответствии с нормами орфоэпического произведения, учить анализировать литературное произведение.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, ПК, проектор, электронная презентация, карточки с заданиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnol_karta_po_lit-re.docx24.48 КБ

Предварительный просмотр:

Исполнитель - Штенская Наталья Сергеевна

Технологическая карта урока по русской литературе в 5 классе по теме: «Басни И.А. Крылова «Волк на псарне»»

Класс, дата, предмет: 5 класс,  14 октября 2016 года, русская литература.

Тема урока: «Басни И.А. Крылова «Волк на псарне»».

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Вид урока: изучение нового материала.

Цели урока: продолжать знакомство с биографией И.А. Крылова, познакомить обучающихся  с басней И. А. Крылова «Волк на псарне», её исторической основой, учить  выразительному чтению на примере выразительного чтения известных мастеров слова, развивать навыки правильного чтения бегло, целым словом трудные по структуре слова в соответствии с нормами орфоэпического произведения, учить анализировать литературное произведение.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, ПК, проектор, электронная презентация, карточки с заданиями.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Мотивация к учебной деятельнос-ти

Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне

2.Актуализация знаний и пробное учебное действие

Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия

-Проверка Д/З

-Сообщение темы урока. Постановка учебных задач

3. Выявление места и причины затруднения

Цель: выявление и фиксация причины затруднения

4. Построение проекта выхода из затруднения

Цель: выбор способа и средства достижения цели.

5. Реализация построен-ного проекта.

Цель: построение и фиксация нового знания.

-Работа с текстом, беседа.

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи 

Цель: применение нового знания в типовых заданиях

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель: самопроверка умения проверять новое знание в типовых условиях.

8. Включение в систему знания и повторение.

Цель: включение новых знаний в систему знаний повторения и закрепления.

9.Рефлексия

Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы, осознание метода построения нового знания.

-Рефлекия

-Самооценка

-Домашнее задание

Психологический настрой детей на урок

Повторим материал, закрепим умения,
Чтобы каждый мог сказать: «Это всё умею я». Проверяет готовность обучающихся к уроку.

1)Фронтальный опрос , групповая работа

Учитель проверяет, насколько усвоили пятиклассники сведения по теории литературы: аллегория, мораль, «эзопов язык».

«Карта жанра»  (восстановить схему жанра басня, выбрав нужные элементы из предложенных ).

2) Работа над формулировкой темы:

- Что изучаем?

- Что для этого надо знать?

- Что должны уметь?

- Что для этого надо повторить?

Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

«Волк на псарне»

-Скажите,  где в этой басне аллегория?

Задание: Попробуйте  выделить слова-аллегории.

- Какие известные басенные персонажи олицетворяют человеческие пороки?

«Волк на псарне»

 Первичное восприятие басни. Просит выразительно прочитать басню самостоятельно(или включается запись)

 -Скажите, о чем эта басня (тема)?

Ведёт беседу:

-Какой персонаж сразу обратил на себя внимание?

-Нарисуйте портрет Волка, какой он?

- Какова его речь?

-Назовите действия Волка  в басне, каковы его поступки?

-Каких людей подразумевает автор?

-Какие слова передают возникший на псарне переполох?

-Проследите за поведением Волка и объясните причину его лицемерной речи.

-Почему прав был Ловчий, не пожалев Волка?

-Как вы думаете, почему Крылов подарил эту басню Кутузову?

1)Беседа

-Какие композиционные элементы мы можем выделить в басне?

-В каких строчках мы видим завязку конфликта? Где его развязка?

Что в басне служит развитием действия? (разговор Волка и псарей)

В чем особенности этого разговора?

Вам известно, что в баснях есть мораль, и она важный композиционный элемент. Где мораль в басне «Волк на псарне?»

2)Формирование познавательной активности через творческое задание и корректировка полученных ответов.

Выполняет роль консультанта.

Работа над басней

Анализ басни «Волк на псарне»

1) Докажите, что - это басня (есть зачин, произведение построено как диалог, герой волк  –аллегория хитрости, в конце басни - мораль)

2) Что же является основным стержнем (корнем) в развитии басни? (льстивая речь).

3) В чем проявилось мастерство И.А. Крылова в басне?

1.Организационная. Правила работы в группе. Работа критериев оценки работы в группе.

2.Формирование познавательной активности через творческое задание и корректировка полученных ответов. Выполняет роль консультанта.

Организация и контроль.

- Что вам понравилось на сегодняшнем уроке?

-Что удалось вам сегодня на уроке?

-Что узнали нового для себя?

-Что запомнилось?

- Оцените свою работу на уроке.

 -Кого бы вам хотелось отметить, как вы считаете, кто лучше всех работал на уроке?

Самоорганизация на учебную деятельность.

Оценивают готовность к уроку

Отвечают на вопросы учителя.

Групповая работа

 (каждая группа должна выбрать верные элементы жанра басни. Оценивается правильность выполнения задания)

2)Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней

Исследовательская работа

Обсуждение и поиск общего решения группы, представление результатов работы в группе, ответы на поставленные вопросы.

Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией.  С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Отвечают на вопросы учителя. Дают развернутые ответы.

1.Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией.  

2.Групповая работа

В группе выпишите 10 непонятных слов. Группы обменяйтесь листочками и обсудите  значение данных слов. Коллективная проверка.

Приводят примеры

Задание 1 группы: Словарная работа групповая работа. В группе выпишите 10 непонятных слов. Группы обменяйтесь листочками и обсудите  значение данных слов. Коллективная проверка (сравнивают со словарем) 

Задание 2 группы:Какие эпитеты использует автор при описании волка? Язык персонажей басен И.А.Крылова  подводит к выводу об их характерах. Докажите эту мысль ссылаясь на текст.Задание 3 группы: Опираясь на статью учебника ответьте на вопрос: -Каких исторических персонажей имел ввиду Крылов, рассказывая о Волке, униженном ловчим? (самопроверка по эталону – учебник, статья).Задание 4группы Сравнение басен «Ворона и лисица» и «Волк на псарне». Составление сравнительной таблицы.

Задания:

-Исправьте ошибки (карточки в Приложении)

-Изменены слова. Верните  их  на место.

-Перепутаны строки. -Восстановите отрывок в первозданном виде, проставив номера предложений перед строчками.

-Потеряны  слова. Найдите  и верните их  на место

-Пропущены  строки. Восстановите их.  Не забудьте про знаки препинания

(проверяют по эталону – учебник,басня И.А.Крылова «Волк на псарне»)

Высказывают своё мнение.

-Дают развернутый ответ на вопросы

-Самоанализ

Дифференцированное Д/з :

1)Прочитать одну из басен И.Крылова, посвященных 1812 году.

2) Прочитать рассказ Саши Черного «Люся и дедушка Крылов»

Список литературы.

1.Александрова И. Б. И. А. Крылов - баснописец // Русская речь. – 2004. - N 6.

2.«В помощь школьному учителю. Поурочные разработки по литературе. 5 класс. Изд. 3-е исправленное и дополненное. М.: «ВАКО» 2008

3. Жуковский В. А. О басне и баснях Крылова : отрывки // Уроки литературы. – 2004. - N 11.

4. Михальчук В. В. Этот короткий нравоучительный рассказ // Русский язык и литература. – 2011

5.«Словарь литературоведческих терминов», изд-во Москва «Просвещение» 1990


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока английского языка для 5 класса (по теме "Достопримечательности Лондона").

Технологическая карта урока английского языка для 5 класса (по теме "Достопримечательности Лондона")....

Урок чтения в 8 классе на тему: «Басни И.А. Крылова. Осёл и Соловей».

УРОК ЧТЕНИЯ в  8 классе ТЕМА: «Басни И.А. Крылова. Осёл и Соловей».Цели:Познакомить учащихся с басней И.А. Крылова.Развитие навыка слушания и осознанного чтения. Совершенствовать умение отве...

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе по теме: «Буквы -з и -с на конце приставок»

Тема урока: «Буквы -з и -с на конце приставок»Тип урока: урок формирования новых знанийВид урока: изучение нового материалаЦели урока: освоение  действия при выборе согласных з – с на конце прист...

Технологическая карта урока окружающего мира в 3 классе по теме "Экосистема озера"

Данный урок построен с учетом требований ФГОС НОО. В основу уроку вошла групповая работа обучающихся....

Технологическая карта урока по русскому языку в группе 1 курса по профессии 15.01.05. Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)). Тема: "Основные виды переработки текстов (с использованием текстов профессиональной направленности)"

В числе приоритетных направлений развития системы среднего профессионального образования обозначено внедрение методик преподавания общеобразовательных учебных предметов с учетом профессиональной напра...