Конспект занятия по литературе "Творчество А.А.Ахматовой. Поэма "Реквием"
план-конспект занятия

Шефер Екатерина Сергеевна

Анна Ахматова... Какое гордое, величественное имя! Это имя пытались вычеркнуть из скрижалей русской литературы, стереть из памяти народной, но оно всегда оставалось эталоном порядочности и благородства, маяком для ослабших и разуверившихся. Цель данного занятия: через анализ лиро-эпического текста (поэма «Реквием») подвести учащихся к пониманию того, как история страны отражается в творчестве А.Ахматовой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt119tliteratura.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

СПб ГБ ПОУ «Российский колледж традиционной культуры»

План проведения учебного занятия

Дата проведения «21» марта 2024 г.

ФИО преподавателя:

Шефер Екатерина Сергеевна

Группа:

1-119Т

Специальность /профессия:

43.02.16 «Туризм и гостеприимство»

Учебная дисциплина / ПМ, МДК:

Литература

Раздел, тема программы:

Раздел 4.

«Человек перед лицом эпохальных потрясений»: Русская литература 20-40-х годов ХХ века

Тема 4.5

Вечные темы в поэзии А. А. Ахматовой

Номер занятия в соответствии с КТП:

26

Тема занятия по КТП:

Вечные темы в поэзии А.А. Ахматовой. Поэма «Реквием»

Тип занятия:

Комбинированный урок

Цель и задачи занятия

Цель занятия: через анализ лиро-эпического текста (поэма «Реквием») подвести учащихся к пониманию того, что история страны отражается в творчестве А.Ахматовой.

Задачи:

Учебные: создать условия для формирования умений учащихся: выразительно (с учетом индивидуальных особенностей обучающихся) читать, в том числе наизусть, не менее 10 произведений и (или) фрагментов; анализировать и интерпретировать художественные произведения в единстве формы и содержания (с учетом неоднозначности заложенных в нем смыслов и наличия в нем подтекста) с использованием теоретико-литературных терминов и понятий ( в дополнение к изученным на уровне начального общего и основного образования); узнавать способы сформирования устойчивого интереса к чтению как средству познания отечественной и других культур, приобщить к отечественному литературному наследию и через него - к традиционным ценностям и сокровищам мировой культуры; сопоставлять произведения русской и зарубежной литературы и сравнивать их с художественными интерпретациями в других видах искусств (графика, живопись, театр, кино, музыка и другие); работать с разными информационными источниками, в том числе в медиапространстве, использовать ресурсы традиционных библиотек и электронных библиотечных систем.

Воспитательные: формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; сформировать         основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; формирование толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;         формирование готовности и способности к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; формирование сознательного отношения к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; эстетического отношения к миру; совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской культуре и  культурам других народов.

Развивающая: создать условия для формирования умения использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста; использования учащимися приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • приобщения к ценностям национальной и мировой культуры; развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности; увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств;
  • совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • совершенствования коммуникативных способностей;
  • развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства;
  • ведения диалога в ситуации межкультурной коммуникации.

В ходе занятия формируются и развиваются элементы общих компетенций:

ОК 04. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 05. Использовать информационно -коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 06. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 08. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 09. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ПК 1.7. Владеть культурой устной и письменной речи, профессиональной терминологией.

Средства обучения:

1.Информационно-коммуникативные средства

-        компьютер с лицензионным программным обеспечением;

-        видеопроектор + экран (мультимедийное оборудование).

2.  Дидактические материалы (презентация, учебное пособие).

3. Информационные источники.

3.1. Основные источники

1. 1. Ахматова А.А. Лирика. Ростов н/Д: Феникс, 1996. 341 с

2. Баранов С.Ю. Специфика искусства и анализ литературного произведения. Вологда, 1998. 107 с.

3. История русской литературы XX-XXI веков: учебник и практикум для вузов / В. А. Мескин [и др.]; под общей редакцией В. А. Мескина. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 411 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-00234-8. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/450436

        3.2.2. Дополнительные источники

1. Пеннак Д. Как роман. – М.: Самокат, 2019; «Почему чтение опять стало модным». – URL:https://ru.player.fm/series/knizhnaia-polka 

2. Пранцова Г.В., Романичева Е.С. Современные стратегии чтения: теория и практика. Смысловое чтение и работа с текстом: учебное пособие / Г.В. Пранцова, Е.С. Романичева. – 3 изд., испр. и доп. – М.: ФОРУМ, 2017. – 368 с. (Высшее образование).

3. Русский язык и литература [Текст]: учебное пособие для студентов учебных заведений, реализующих программу среднего профессионального образования / В. К. Сигов, Е. В. Иванова, Т. М. Колядович, Е. Н. Чернозёмова. – Москва: ИНФРА-М, 2019. – 22 см. – (Среднее профессиональное образование). Ч. 2: Литература: Ч. 2: учебник. – 2019. – 489

4. Сафонов, А. А.  Литература. 10 класс. Хрестоматия: учебное пособие для среднего профессионального образования / А. А. Сафонов; под редакцией М. А. Сафоновой. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 211 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-02275-9. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/453510

5. Сафонов, А. А.  Литература. 11 класс. Хрестоматия: учебное пособие для среднего профессионального образования / А. А. Сафонов; под редакцией М. А. Сафоновой. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 265 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-09163-2. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/453653

6. Сухих И. Н. Литература: учеб.  для 11 кл.: сред. (полное) общ. образование (баз.  уровень): в 2 ч. Ч. 1. – М.: Изд. центр «Академия», 2019. – 352 с.

7. Сухих И. Н. Литература: учеб.  для 11 кл.: сред. (полное) общ. образование (баз.  уровень): в 2 ч. Ч. 2. – М.: Изд. центр «Академия», 2019. – 368 с.

        3.2.3 Электронные издания

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации (https://minobrnauki.gov.ru)

Федеральный портал "Российское образование" (http://www.edu.ru/);

Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" (http://window.edu.ru/);

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/);

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru/);

Образовательный портал "Учеба" (http://www.ucheba.com/);  

Проект Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина "Образование на русском" (https://pushkininstitute.ru/);

Научная электронная библиотека (НЭБ) (http://www.elibrary.ru);

Национальная электронная библиотека (http://нэб.рф/);

КиберЛенинка (http://cyberleninka.ru/).

Словари и энциклопедии (http://dic.academic.ru/);

Консультант Плюс -  справочная правовая система (доступ по локальной сети).

Арзамас [Электронный ресурс] URL: https://arzamas.academy/

Полка [Электронный ресурс] URL:https://polka.academy/

Президентская библиотека. [Электронный ресурс] URL: https://www.prlib.ru/

Дидактические единицы: трагический пафос произведения, лирическая героиня, библейские мотивы, эпилог.

Формы и методы контроля: метод эвристической беседы (проблемное обучение).

Структура занятия, последовательность этапов и примерное распределение времени по этапам

Ход занятия

Этап занятия

Время

Цель этапа

Методы обучения

Что делает преподаватель

Что делают студенты

Организационный

2 мин.

Получение мотивации на углубление знаний по теме занятия

Словесный метод

Приветствует студентов, проверяет по журналу явку, мотивирует на работу, объявляет тему и предлагает аудитории сформулировать цель урока

Приветствуют преподавателя, знакомятся с темой, записывают ее в тетрадь, включаются в режим работы, формулируют цель урока.

Актуализация знаний

5 мин.

Актуализация опорных знаний, которые помогут в систематизации материала

Эвристический метод: постановка преподавателем учебно-проблемной задачи, эвристическая беседа, дискуссия

Предлагает вопросы к обсуждению.

Отвечают на вопросы

Изучение нового учебного материала.

30 мин.

Эвристический метод: эвристическая беседа, лекция.

Иллюстративно-наглядный метод: презентация.

Руководит и направляет познавательную деятельность учащихся.

Ведение конспекта, ответы на вопросы.

Рефлексия. Проверка полученных знаний

5мин.

Систематизация знаний по теме урока

Метод эвристической беседы

 (проблемное обучение)

Контролирует трудные моменты

Отвечают на вопросы

Подведение итогов

2 мин.

Оценка работы студентов на уроке

Словесный метод:

обсуждение

Оценивает работу студентов на уроке

Участвуют в подведении итогов.

Выдача задания для внеаудиторной самостоятельной работы

1 мин.

Домашнее задание

 Метод исследовательских заданий

Задает задание, дает необходимые пояснения.

Записывают задание

Организационный         2 мин.

Приветствие студентов, проверка по журналу явки, мотивация на работу, объявление темы урока.

Тема: Вечные темы в творчестве А.Ахматовой. Поэма «Реквием» (1934-1940)

- Исходя из темы урока, сформулируйте цель урока (метод проблемного обучения).

Актуализация знаний         5 мин.

1. Вступительное  слово учителя

- Давайте вспомним основные факты биографии А.Ахматовой, изученные на предыдущем уроке.

- Какие места в Санкт-Петербурге связаны с именем А.Ахматовой? (связь с профессиональной деятельностью 43.02.16 «Туризм и гостеприимство»)

Анна Ахматова... Какое гордое, величественное имя! Это имя пытались вычеркнуть из скрижалей русской литературы, стереть из памяти народной, но оно всегда оставалось эталоном порядочности и благородства, маяком для ослабших и разуверившихся.

Мы уже изучали творчество этой поэтессы, когда говорили о "серебряном веке" русской поэзии. Вы запомнили её лиричной, несколько экстравагантной, окутанной загадочной любовной дымкой.

Сегодня мы поговорим об иной Ахматовой, той, что взяла на себя смелость стать голосом "стомильонного народа", той, чья материнская скорбь, отлитая в лаконичные строки, потрясает силой своего страдания и сегодня.

Мы будем читать "РЕКВИЕМ".

Прежде чем прочитать поэму, подумаем над названием, ведь смысловая нагрузка заглавия очень велика.

— Что такое "реквием"? (В католической церкви заупокойная месса)

Изучение учебного материала.        30 мин.

2.История создания "РЕКВИЕМА".

 (Сообщение учащегося)

3. Историческая справка о судьбе Л.Гумилева

(Сообщение учащегося)

4. Исторические и литературные параллели

Вы на уроках истории, безусловно, говорили о страшных годах сталинизма, о массовых репрессиях 1937—1938 годов. Эти годы траурной лентой вплетены в историю России.

(Сообщение учащегося)

Смысл названия

Уже само заглавие предполагает, что произведение, названное так, будет посвящено памяти кого—нибудь, либо трагическим событиям; таким образом, автор сразу заявляет тему скорби, печали, утраты, поминовения.

5, Чтение и анализ поэмы

Вы, конечно, обратили внимание на даты, стоящие под частями поэмы, она создавалась в течение пяти лет, явно соотносящихся со временем арестов сына. Но ведь предисловие и эпиграф обозначены более поздними датами.

— Как вы думаете, почему? (Эта тема, эта боль не отпускали Ахматову многие годы.)

— Как бы вы определили тему поэмы? (Единение с народом в страшные годы "ежовщины", материнская скорбь как символ народной беды, тема памяти.)

— Обратите внимание на эпиграф. Какие строки выражают основной пафос, идею? ("Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был".)

— "Вместо предисловия" написано прозой. Как вы думаете, зачем Ахматова вводит в текст эту автобиографическую подробность?

 Чтение главы  « Вместо ПРЕДИСЛОВИЯ»

(Слова женщины, стоящей рядом, Ахматова воспринимает как некий наказ, и выполнение его — это своеобразный долг перед теми, с кем она провела 300 часов в страшных очередях)

— Найдите приметы времени в прозаическом предисловии.

(Тюремные очереди, "опознал" вместо "узнал", разговоры шепотом, голубые от голода и нервного истощения губы)

— В "Посвящении" Ахматова постоянно употребляет местоимение "МЫ" (покажите на примере).

Чтение главы «Посвящение»

Зачем она делает этот акцент? ( В данном случае "Я" обозначало бы только личное горе, а местоимением "МЫ" поэт подчеркивает общую боль и беду)

—Какие художественные средства использует поэт, чтобы описать общее материнское горе? (Гиперболу: " гнутся горы, не течет великая река"; сравнения: "словно с болью жизнь из сердца вынут, словно грубо навзничь опрокинут")

Чтение главы «Вступление»

Читая знаменитые строки "Вступления", понимаешь, что это пишет человек, до дна испивший чашу отчаяния. На уроках литературы мы много говорили с вами о Петербурге Пушкина, Некрасова, Достоевского. Ахматова очень любила город, в котором, она стала поэтом, который подарил ей славу, признание; город, в котором она познала и счастье, и разочарования.

— Каким же рисует она этот город сейчас? ("ненужным привеском болтался Возле тюрем своих Ленинград")

—Ахматова расширяет географию народной беды, перенося нас к кремлевским стенам, в Москву. Яркая метафора

Звезды смерти стояли над нами,

И безвинная корчилась Русь

Под кровавыми сапогами

И под шинами черных марусь

требует расшифровки ("звезды смерти", скорее всего, олицетворяют кремлевские звезды, как некий символ государства, допустившего беззаконие, "черными марусями" называли машины (они же тюремные воронки), на которых увозили арестованных, колоритный глагол "корчилась", по—видимому, означает мучительное несопротивление )

- Образ матери — центральный, главенствующий. Но, несмотря на то, что в основной части Ахматова рассказывает про свои личные страдания, тема единения с всеобщей народной болью, заданная в эпиграфе, предисловии и в посвящении, позволяет воспринимать материнскую скорбь поэтессы как вселенскую. Это особо подчеркивает небольшая, но очень весомая по своей значимости глава "Распятие". В отличие от других глав, она имеет свой эпиграф, взятый из Библии. К библейской тематике мы обращались не единожды, поэтому я попросила проанализировать главу и найти иллюстративный материал к ней одну из учениц.

Чтение главы «Распятие»

"Библия всегда являлась источником вдохновения для творческих людей. Писатели и поэты находили отражение своих идей, мыслей и чувств в великой книге.

Не раз к Библии обращалась и Анна Ахматова. Произведение Анны Ахматовой "Requiem" чрезвычайно трагично по своей сути. Кульминацией страданий матери в поэме "Requiem" становится 10-я глава. Небольшая по объёму, она несёт огромную смысловую нагрузку. Именно в этой главе раскрывается вся боль героини — матери, потерявшей сына. Страдания матери ассоциируются с состоянием Богородицы, Девы Марии, страдания сына с муками Христа, распятого на кресте.

Распятие в "Реквиеме" — вселенский приговор бесчеловечной системе, обрекающей мать на безмерные и неутешительные страдания."

Анализ «Эпилога». Продолжение темы предназначения поэзии и памятника в поэме.

Чтение главы»Эпилог» («А если когда-нибудь…»)

— В "Эпилоге" идет явная перекличка с "Памятником"  Пушкина. Ахматова, правда, не описывает сам памятник, а определяет место, где он должен стоять: "...здесь, где стояла я триста часов и где для меня не открыли засов". А где это — "здесь"? (У тюремной стены, памятник должен стоять на фоне красных кирпичных стен Крестов)

- Конечно, у любого, кто увидел бы предполагаемый памятник Ахматовой у тюремных стен, возник бы вопрос, почему он поставлен именно здесь? А ответом бы стал "РЕКВИЕМ"

А ведь памятник, поставленный Ахматовой на Комаровском кладбище, примерно так и выглядит: кирпичная стена, а на — ней барельеф Ахматовой.

Рефлексия. Проверка полученных знаний                  5 мин.

- А теперь я хотела бы вернуться к одной из тем поэмы — теме ПАМЯТИ. Для чего человеку нужна память? Я

-  Память — это важнейшая категория человеческого разума... или души?

В своей поэме А. Ахматова описала достаточно образно и зримо эпоху, в которую суждено было страдать народу. Героиня осознала свое единство с народом, обрела силы женщины, разгадавшей свое высокое предназначение. Это памятник материнскому страданию.

Таким образом, лирическая героиня выступает в 3 ипостасях.

1 Реальная женщина (автобиографичность, эмоциональность (не скрывает своего ужаса), достоинство и сила воли).

2. Собирательный образ русской женщины (трагедия поэтессы не только личная, но общая для всех женщин эпохи сталинского террора, женщины сильные, терпеливые, самоотверженные, но в то же время измученные тревогой за судьбу близких,стоят и в холод и в зной, лишь бы добиться права увидеть и поддержать родных, готовы последовать за ними в ссылку и полностью разделить участь арестованных).

3. Обобщающий образ Богоматери(образ-символ, обращение к библейским мотивам; наиболее ярко проявляется в стихотворении «Распятие», образы женщин сравниваются с ликом Богоматери, которая молча и кротко переживает мученическую смерть сына).

Подведение итогов        2 мин.

Оценка работы студентов на уроке.

Выдача задания для внеаудиторной самостоятельной работы    1 мин.

Подготовить выразительное чтение глав поэмы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планы-конспекты занятий по социальной психологии

Планы учебных занятий по психологии....

конспект занятия МДК 01.01. Тема 2.1. Основы проектирования строительных конструкций.. Практическое занятие по теме 4. Основы расчета строительных конструкций, работающих на сжатие. Расчет стальных колонн.

МДК 01.01. Тема 2.1. Основы проектирования строительных конструкций.  Тема 2.1. Основы проектирования строительных конструкций. Практическое занятие по теме 4. Основы расчета строительных  к...

Конспект занятия "Этикет телефонного звонка". Конспект игрового занятия " Прогулка по саду"

Представлен конспект занятия по этикету,которое учит воспитанников культурно общаться по телефону....

Конспект занятия на тему: "Вводное занятие"

Занятие на тему «Вводное занятие» является начальным этапом в изучении дополнительной общеразвивающей программы «Занимательная информатика». Его проведение имеет свою актуально...

Конспект занятия по рисованию " Храбрый Петушок" План -конспект в старшей группе.Нетрадиционное рисование ладошками и пальцами рук.

Конспект занятия по рисованию " Храбрый Петушок" План -конспект в старшей группе.Нетрадиционное рисование ладошками и пальцами рук.Тема: «Храбрый Петушок» (рисование ладошкой)Про...

Методическая разработка "Конспект занятия с использованием ЭОР «История изобретений. Изобретения, которые погубили своих создателей» к образовательной программе «Школьник-дорога-автомобиль» Р.3.Т.10.Зачетное занятие по теме «ПДД для пассажиров"

В работе представлен материал по подготовке исследовательской работы обучающихся 2 года обучения объединения "Школьник-дорога-автомобиль" ИУЦ "Автоград" ГБУ ДО ДД(Ю)Т Московского р...