Приемы речевого воздействия в текстах СМИ
проект
Данный материал представляет собой исследование приемов речевого воздействия в текстах современных СМИ. Расмотрена история их возникновения, выделены основные способы и методы речевого воздействия, дано определение понятия "манипуляция". В практической части рассмотрен текст интернет-СМИ, его языковая структура.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 34.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Городского округа «Город Архангельск»
«Гимназия № имени К.П. Гемп»
Итоговый проект
Приемы речевого воздействия в текстах СМИ
Выполнила:
Шапошникова Мария,
ученица 11 А класса
Руководитель:
Бережная Снежана Александровна,
Учитель русского языка
МБОУ Гимназия № 3
Архангельск
2024 год
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………..…….…..стр. 3
ГЛАВА 1. Сущность и признаки речевого воздействия………………..стр. 4
- История науки о речевом воздействии……………………………... стр. 4
- Речевое воздействие и его разновидности………………………….. стр. 7
- Определение понятия «манипуляция» ……………………………... стр. 9
ГЛАВА 2. Приемы речевого воздействия в текстах СМИ……..…...…стр. 12
- Методы речевого воздействия……………………………………….стр. 12
- Языковая структура текста…………………………………………...стр. 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………… ………стр. 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………… …стр. 17
Введение
Влияние средств массовой информации на сознание человека в современном обществе трудно переоценить. Медиа играют ключевую роль в формировании картины мира, а вопросы воздействия на аудиторию через языковые средства становятся предметом все более глубокого изучения и анализа. Средства массовой информации, такие как газеты, телевидение, радио и онлайн-платформы, активно используют разнообразные приемы речевого воздействия, чтобы привлечь внимание читателей, слушателей и зрителей, а также сформировать определенные взгляды и убеждения. Только медиа позволяют человеку узнать о ситуации в мире, стране и даже городе, в котором он живёт. Естественно, что человек не способен самостоятельно проверить достоверность получаемой через медиа фактической информации и оценок, а зачастую даже отделить одно от другого. В результате сознание современного человека наполняется привнесенными извне стереотипами, шаблонами поведения, установками и ценностями, которые он воспринимает, как свои собственные. Поэтому, поле влияния «четвертой власти» распространяется на формирование общественного мнения по отношению практически к любым лицам, событиям и феноменам.
Массовая манипуляция стала возможной только в XX веке, вследствие роста грамотности, технического совершенствования печати и распространения прессы, но главным фактором стало появление новых медиа – вначале прессы и радио, потом телевидения и, наконец, Интернета. Каждому из этих медиа присущ собственный формат коммуникации: прессе – письменная речь и/или статичные визуальные образы; для радио – аудиальный поток; телевидению – аудиовизуальный; Интернету – интерактивная мультимедийная гипертекстовая коммуникация. Соответственно актуальность данной темы обусловлена возрастающим использованием Интернет-СМИ.
Актуальность данной работы обоснована ролью Интернет-СМИ в современной жизни, их воздействием на широкие массы, а также попыткой объяснить цели, в связи с которыми используются приемы речевого воздействия.
Цель: исследование феномена манипуляции в современных интернет-изданиях и анализ языковых средств, которые активно используются в целях воздействия на читателя.
Объект исследования: тексты статей в интернет-СМИ
Предмет исследования: речевые приемы, которые используются в текстах для воздействия на читателя.
Задачи:
- Изучение теоретической литературы об истории возникновения науки о речевом воздействии, формирование понятия «речевое воздействие».
- Выделить основные признаки речевого воздействия.
- Выделить основные приемы речевого воздействия в языковой структуре текста.
- Проанализировать текст СМИ на наличие приемов речевого воздействия.
- Сделать выводы по проделанной работе.
СУЩНОСТЬ И ПРИЗНАКИ РЕЧЕВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
- История науки о речевом воздействии
Истоки теории речевого воздействия следует искать в глубокой древности. Трудно сказать, когда впервые человек стал рефлексировать по поводу собственной речи – оценивать свои успехи и неудачи, искать, пути наиболее эффективного способа выражения своих целей или– что отнюдь не исключение – их сокрытия. В современном мире каждый говорящий время от времени задумывается над этим, не подозревая, что он занимается риторическим анализом.
Речевое воздействие формируется в настоящее время как наука об эффективном общении. В Древней Греции риторику рассматривали как «искусство убеждения» (Сократ, Платон, Аристотель). Рабовладельческая демократия, сложившаяся в городах государствах Эллады, сформировала условия для расцвета ораторского искусства. Например, политику надо было представить свои идеи наиболее убедительно, чтобы привлечь на свою сторону народ. Публичный суд требовал от частного лица умения убедить судей в своей невиновности. Полководец должен был обладать искусством воодушевить войско. В любом случае при помощи речи необходимо было обратить слушающего в свою веру. Искусству убеждать обучали платные учителя – софисты (от греч. Sophists – искусник, мудрец). По их мнению, главная цель оратора заключается не в раскрытии истины, а в убедительности, в умении «сделать слабое место сильным».
Изобретателем риторики называют Георгия Леонтинского. Он предложил учение об аргументации, выделили и обозначил риторически фигуры, создал школу риторов. Задача превращения риторики в научную дисциплину решена Аристотелем. «Риторика» Аристотеля- первая систематическая монография, описывающая способность находить возможные способы убеждения относительно каждого предмета.
Характер греческой же литературы благоприятствовал зарождению ораторского искусства. Любовь к красивому слову, выразительной речи, изобилующей разнообразными эпитетами, метафорами, сравнениями заметна уже в самых ранних произведениях греческой литературы — в «Илиаде» и «Одиссее». Так, слово в античной риторике всегда «крылато».
В средние века логическая риторика стала считаться схоластической наукой и практически умерла. Возродилась она в двадцатом веке уже на новой, психологической основе - современному человеку уже важна не только и не столько логика, сколько психологические, эмоциональные приемы убеждения. Первым уловил, практически развил эту тенденцию и поставил ее на методическую основу американец Дейл Карнеги в начале ХХ века.
Причины бурного развития науки именно в 20 веке можно разделить на несколько категорий:
- Причины социально-политического характера: развитие свободы, демократии, появление идеи свободы личности, равенства людей потребовали науку, которая показала бы, как убеждать равному равного.
- Причины психологического характера. Развитие культуры, литературы и искусства, возникновение научной психологии - все это привело к смене концепции человека.
- Экономические причины. Конкуренция, кризисы перепроизводства породили необходимость в науке о рекламе, “навязывании” товара покупателю.
Дейл Карнеги впервые систематически описал некоторые важнейшие правила и приемы эффективного общения и стал обучать этим приемам в публичной речи и деловом общении. Современная наука о речевом воздействии фактически возникла на основе его идей. Дейл Карнеги открыл свою первую школу, где он обучал общению, в 1912 г. Его вклад в формирование современной науки о речевом воздействии можно обобщенно свести к следующему:
1. Он показал, что в общении людей действуют правила и законы;
2. Показал, что некоторые правила, если их соблюдать, делают общение более эффективным;
3. Обосновал принцип толерантности в общении;
4. Доказал, что взрослый человек в процессе обучения и размышления над собственным общением может повысить эффективность своего общения;
5. Разработал метод обучения взрослых речевому воздействию: рассказывать показательные случаи из жизни и выводить из них правила эффективного общения.
- Речевое воздействие и его разновидности
В процессе коммуникации язык используется не только для передачи информации, но и для воздействия на адресата. Академик В. В. Виноградов относил воздействие, наряду с общением и сообщением, к трем важнейшим функциям языка. Язык регулирует межличностные и социальные отношения, эмоции и поведение людей. Эту «регуляцию деятельности одного человека другим при помощи речи» называют речевым воздействием.
Речевое воздействие — это воздействие на человека при помощи речи и сопровождающих речь невербальных средств для достижения поставленной говорящим цели.
Современная наука о речевом воздействии состоит из трех частей: риторика, межличностное общение, реклама.
Риторика — наука об эффективной публичной речи.
Межличностное общение — наука об эффективном общении в условиях прямого
речевого контакта людей друг с другом в ходе диалога.
Реклама — наука об эффективном воздействии на человека в СМИ, публичном или прямом личном общении в целях продвижения товара или услуги на рынке.
Межличностное общение подразделяется на деловое и игровое. Деловое общение направлено на достижение предметных целей говорящего. Игровое общение (развлекательное, светское) направлено на достижение коммуникативных целей — поддержание контакта, проведение времени, развлечение в процессе общения.
Речевое воздействие оказывается путем использования определенных приемов и методов. И. Э. Глинчевский выделяет базовые методы речевого воздействия:
1. Качественная интерпретация событий.
Данный метод речевого воздействия сводится к употреблению различных языковых и речевых средств в сочетании с изложением фактов, трактовке различных понятий и интерпретации событий в выгодном для автора плане.
2. Аргументированный комментарий.
Развернутый комментарий события также относится к методам РВ. При использовании этого метода автор текста не просто описывает события, а дает им собственную субъективную оценку, которая нередко воспринимается читателями как точка зрения обычного стороннего человека.
3. Выигрышное построение композиции текста.
4. Выдвижение (в том числе и графическое) отдельных фрагментов текста. Этот прием широко используется всеми печатными СМИ для большего привлечения внимания.
На практике речевое воздействие осуществляется с помощью конкретных способов и приемов. Выбор подходящего способа зависит от тех целей и задач, которые ставит перед собой субъект воздействия.
К основным способам речевого воздействия относят убеждение, побуждение и внушение, доказывание.
- Убеждать - это вселять в собеседника уверенность, что истина доказана, что тезис установлен. В убеждении используется и логика, и обязательно - эмоция, эмоциональное давление. Убеждение строится так: «Во-первых.... Во-вторых... Поверь, так оно и есть! Это действительно так! И другие так думают и т.д. Убеждая, мы стараемся фактически навязать свою точку зрения собеседнику.
- Принудить - значит заставить человека сделать что-либо против его воли. Собеседника побуждают действовать в соответствии с желаниями говорящего. Побуждение может быть прямым или косвенным и проявляться в таких формах, как просьба, призыв, приказ, принуждение, уговаривание и т. д.
- Внушать - это побуждать собеседника просто поверить вам, принять на веру то, что вы ему говорите - без обдумывания, без критического осмысления. Внушение основано на сильном психологическом, эмоциональном давлении, часто - на авторитете собеседника. Сильные, волевые, авторитетные личности, могли внушить людям практически что угодно.
- Доказывать - это приводить аргументы, подтверждающие правильность какого-либо тезиса. При доказывании аргументы приводятся в системе, продуманно, в соответствии с законами логики. Доказывание - это логический путь речевого воздействия, обращение к логике мышления человека. Доказывание строится так: «Во-первых, во-вторых, в третьих...». Доказывание хорошо действует на человека с логическим мышлением.
Определение понятия «манипуляция»
В рамках работы в важно понять, какое место в теории речевого воздействия занимает именно манипуляция. Сам термин «манипуляция» происходит от латинского слова manipulus, означающего «горсть», «пучок», которое в свою очередь восходит к словам manus– «рука», pleo – «наполнять». Можно сказать, что такие особенности, как ручной характер данного процесса, наличие сноровки при выполнении действий-манипуляций, вытекают из самой этимологии слова.
Манипулирование — это воздействие на человека с целью побудить его сделать что-либо (сообщить информацию, совершить поступок, изменить свое поведение и т.д.) неосознанно или вопреки его собственному желанию, мнению, первоначальному намерению.
Манипуляция, будучи разновидностью речевого воздействия, имеет следующие основные признаки:
– скрытый характер воздействия, неосознанность адресатом происходящего;
– наличие у манипулятора определенных знаний;
– особая речевая организация текста, способствующая возникновению заблуждений в сознании собеседника;
– создание иллюзии самостоятельности принятия решений у адресата.
Рассматривая понятия языковая структура и речевое манипулирование, можно говорить о том, что использование некоторых языковых структур, а также их взаимодействие приводит к образованию определенного речевого стиля. Существует несколько способов, с которыми можно часто столкнуться в текстах СМИ:
- Сенсационность и срочность. Такой приём СМИ используют для того, чтобы повысить заинтересованность и восприимчивость аудитории. Именно поэтому многие информационные блоки программ начинаются со слов «Сенсационное сообщение!», «Срочная новость!»;
- Терминология. Термины, точно также как и аргументированный комментарий, служат свидетельством достоверности сообщения.
- Повторения. Из-за постоянного акцента на один и тот же образ читатель постепенно запоминает его и образ становится для него «своим»;
- Дробление. Информация дробится на фрагменты, чтобы адресату было трудно сложить их в единое целое и самостоятельно осмыслить проблему. Так в передачу, например, могут вставить рекламу, чтобы «перебить» актуальность темы, снизить критичность мышления аудитории. Дробление информации может вообще лишить ее смысла;
- «Навешивание ярлыков» - один из эффективных приемов манипуляции информацией. Ярлык представляет собой неаргументированную, необъективную характеристику человека или явления, выраженную в эмоционально окрашенной форме.;
- Убеждение. Вселение в читателя уверенности, что истина доказана. В убеждении помимо логики также обязательно используется эмоциональное давление;
- Экспрессивная лексика. Это слова, указывающие на меру проявления определенных признаков и явлений (напр. «жесткие ограничения», «плачевное состояние»). В целях придания экспрессивности сообщению используются жаргонизмы, в частности сленг;
- Ссылка на авторитетное мнение, использование цитат. Когда журналист отсылается к авторитетному мнению эксперта в какой-либо области, цитируя его и указывая его имя, некритически мыслящий читатель примет точку зрения автора статьи за истину, т. к. с указыванием источника растет уровень доверия читателя.
Приемы речевого воздействия в текстах СМИ
Объектом моего исследования выступил журналистский материал «Алгоритм. Кто тобой управляет?» интернет-издания «;. Данная статья рассматривает влияние социальных сетей на молодежь. Автор ставит вопрос о том, каким образом они изменяют поведение и мировоззрение молодых людей. Цель проекта- показать последствия неограниченного использования социальных сетей. Для того, чтобы донести свою мысль, повлиять на читателя, автор текста использует ряд манипулятивных техник.
Методы речевого воздействия
Для начала рассмотрим визуальное оформление текста. В приведенном материале заголовки, статистика, высказывания психологов по данной теме, а также выводы по каждому пункту статьи выделены «жирным» шрифтом. Также используется не только графическое выделение фрагментов текста, но и различные иллюстрации, которые делают текст визуально структурированным и удобным для читателя. Таким образом автор привлекает внимание читателя к определенным, наиболее важным фрагментам текста. Данный прием позволяет пользователю ознакомиться со статьей отрывками, но выделить главное.
Каждый тезис автор сопровождает комментарием, опираясь при этом на исследования авторитетных психологов. Так, в одном из пунктов автор ставит тезис: «Пользователи не могут принимать общественное одобрение или порицание круглые сутки, этого не способна выдерживать никакая психика». В подтверждение своих слов он приводит данные исследования Бостонского медицинского центра: «В 2013 году среди пациентов пластических клиник в США лишь 13 процентов хотели изменить внешность так, чтобы она была больше похожа на отредактированное селфи. В 2017 году к хирургам приходили уже 55 процентов пациентов.» Или же другая идея, которую выдвигает автор заключается в том, что «люди пользуются соцсетями, потому что ищут одобрения». Сразу же после она подкрепляется научным исследованием: «Согласно исследованию 2015 года, именно желание быть положительным героем в глазах других людей приводит пользователей в ловушку соцсетей.» Таким образом, композиция анализируемого текста строится на постановке тезиса и комментария к нему. Аргументированная позиция автора позволяет ему добиться доверия со стороны читателя.
Языковая структура текста
Далее перейдем к языковой структуре текста. В первую очередь автор представляет современных подростков как «цифровых аборигенов», людей, которые не помнят или не знают мира до интернета и соцсетей. Такое определение с самого начала создает образ нового поколения, при этом характеризует его с негативной стороны.
Текст не является научной статьей, так как сложность языка таких публикаций часто отталкивает читателей. Автор приводит простые сравнения для переноса значения из одной области в другую, чтобы сделать текст более ярким и понятным. Принцип работы ленты новостей сравнивается с игровыми автоматами: «И механика абсолютно та же: люди раз за разом делают одно и то же движение в надежде сорвать куш, увидеть что-то экстраординарное». Стереотипное мнение о вреде азартных игр после такого сравнения читатель переносит и на использование социальных сетей. Данное сравнение в негативном ключе раскрывает как алгоритм работы приложений, так и пользователей.
Автор в основном употребляет эмоционально-окрашенную лексику, иногда обращается к использованию терминов. В тексте присутствует узконаправленная лексика: аддикция, дисморфическое расстройство, обсессивно-компульсивный спектр, виральность. При этом значение данных терминов никак не поясняется. С одной стороны, непонятные читателю термины снижают информативность текста. С другой, обращение к профессионализмам говорит о погруженности автора в проблему и вызывает одобрение со стороны читателя. Экспрессивная лексика в данном тексте играет одну из самых важных ролей для воздействия на пользователя. Чтобы показать последствия неограниченного просмотра соцсетей, автор прибегает к использованию метафор, которые в первую очередь помогают создавать отрицательный образ самого интернет-пользователя: «человек попадает в изоляционный капкан», «пользователь уже на крючке», «аудитория соцсетей- подопытные животные». Создавая образ интернет-пользователя, автор делает его подверженным влиянию со стороны, так как читатель вероятнее всего сопоставляет себя с ним. Алгоритм приложений же в данном тексте становится намного сильнее, чем человек, о чем говорят слова: «Манипулировать состоянием людей оказалось слишком просто: достаточно было лишь немного направить алгоритм в нужную сторону», «Однако соцсетям совсем не нужна стабильная психика пользователей: им важно, чтобы те оставались онлайн и приносили прибыль».
В заключении статьи автор пишет: «Самое образованное поколение в истории человечества оказалось не готово к глобальным потрясениям.» Таким образом автор не напрямую обращается к аудитории, но читатели все же проводят параллель с собой и с образом молодежи, который создан в тексте. «Новый мир в ближайшие годы не стабилизируется, и над будущим нависла серьезная угроза. Соцсети им явно не помогут, но зато с радостью заработают на их горе и страхах», - автор создает атмосферу страха и неопределенности, утверждая, что новое поколение не способно справиться с вызовами будущего.
Таким образом в тексте автор использует ряд методов речевого воздействия: композиция статьи строится на постановке тезиса и аргументированного комментария, используется графическое выделения отдельных частей текста. Говоря о языковой структуре текста, автор использует эмоционально-окрашенную лексику, а также обращается к узконаправленным терминам. В тексте созданы определенные образы молодежи и социальных сетей.
Заключение
В ходе работы были изучены основные теоретические положения, связанные с понятиями «речевое воздействие», «манипуляция», «языковое манипулирование», выделены основные методы и способы речевого воздействия, а также выделены основные признаки манипуляции, как речевого воздействия. Практический анализ текста реального интернет-издания показал, что наиболее эффективным приемом является создание определенного образа, которые подкрепляется эмоционально-окрашенной лексикой. Структурные и визуальные особенности текста также позволяют автору добиться доверия со стороны читателя, воздействовать на его сознание. Использование механизмов и инструментов языкового воздействия интернет-изданиями обуславливается особенностями целевой аудитории статьи.
Список литературы:
- И. А. Стернин «Основы речевого воздействия»
- О. С. Иссерс «Речевое воздействие»
- Вусик А. Л. «Речевая манипуляция- вид речевого воздействия в политическом дискурсе»
- Чиж О.К. «Речевые средства воздействия на общественное сознание: языковое манипулирование в СМИ»
- Михальская А.К. «Язык российских СМИ как манипулирующая система»
- "Как говорить убедительно. Стратегия и тактика общения" Валентина Сергеечева.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование речевой компетенции школьников с использованием приемов технологии развития критического мышления при обучении английскому языку
Выступление на конференции 2016...

Эффективные методы и приемы обучения работе с текстом на уроке немецкого языка
Формирование навыков работы с текстом в ходе изучения иностранного языка – сложный и важный процесс, позволяющий обучающимся освоить лексическую и грамматическую стороны языка в контексте. ...

Особенности технических текстов. Общие вопросы перевода технических текстов.
Материал содержит теоретические основы технического перевода и пример несложного аутентичного технического текста. Материал адаптирован и подготовлен для студентов технических специальностей средних п...

Конспект индивидуального занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи 4 класс (вариант 1.2) Тема: Дифференциация звуков [С] - [Ш]. Текст «День рождения»
Конспект индивидуального занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи4 класс (вариант 1.2)Тема: Дифференциация звуков [С] - [Ш].Текст «День рождения»...

Конспект индивидуального занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи 6-7 класс (вариант 1.2) Тема: Дифференциация звуков [Б] - [П]. Текст «Спорт»
Конспект индивидуального занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи6-7 класс (вариант 1.2)Тема: Дифференциация звуков [Б] - [П].Текст «Спорт»...
Статья: "ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ".
Цель данной образовательной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализи...

Развитие речевой культуры студентов педагогического колледжа. Сборник текстов
Методика применения разбора текстов по речевым тактам, ударным словам и направлению интонации...