Учебная программа по учебной дисциплине ОП.02 Психология + УММ
методическая разработка

Сборник учебно-методических материалов содержит разработки практических занятий  и методические рекомендации  к самостоятельной работе студентов. Он предназначен для студентов средних профессиональных учебных заведений

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon op.02.psihologiya_2022_2.10.pdf473.83 КБ
Файл praktich_nk.docx54.09 КБ
Файл srs_nach_klassy.docx54.62 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области

«Братский педагогический колледж»

Учебно-методические материалы по учебной дисциплине

ОП.02. Психология

для специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

очная форма обучения

Составитель:

Бронникова М.В.,

Гиль Е.А.

2022 г.

Психология. Учебно-методические материалы. / Гиль Е.А., Бронникова М.В. – Братск: ГБПОУ Иркутской области «Братский педагогический колледж», 2022. - с.

Сборник учебно-методических материалов содержит разработки практических занятий  и методические рекомендации  к самостоятельной работе студентов. Он предназначен для студентов средних профессиональных учебных заведений, обучающихся по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах (очной и заочной формы обучения), а также для самостоятельного изучения. Материалы могут быть использованы педагогами для повышения квалификации.

Уважаемый студент!

Учебно-методические материалы по учебной дисциплине ОП.02. Психология созданы  Вам в помощь для работы на занятиях, при выполнении домашнего задания и подготовки к текущему и итоговому контролю по дисциплине.

Приступая к изучению учебной дисциплины ОП.02. Психология Вы должны внимательно изучить вначале рабочую программу, общие и профессиональные компетенции, которые должны быть сформированы по изучению курса, далее список рекомендованной основной и вспомогательной литературы, интернет-ресурсы. Из всего перечня рекомендованной литературы следует опираться на литературу, указанную как основную.

Наличие положительной оценки по практическим и самостоятельным работам необходимо для получения допуска к экзамену, поэтому в случае отсутствия на занятии по уважительной или неуважительной причине Вам потребуется найти время и выполнить пропущенную работу.

Содержание контроля результатов освоения дисциплины разработано на основе содержания теоретического блока, практических занятий, заданий для самостоятельного изучения.

По  итогам изучения дисциплины проводится итоговый вид контроля в виде экзамена. 

Если в ходе изучения дисциплины, у Вас возникают трудности или Вы пропустили занятия, то Вы всегда можете получить консультацию у преподавателя.        

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • применять знания по психологии при решении педагогических задач;
  • выявлять индивидуальные и типологические особенности обучающихся;

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • особенности психологии как науки, ее связь с педагогической наукой и практикой;
  • основы психологии личности;
  • закономерности психического развития человека как субъекта образовательного процесса, личности и индивидуальности;
  • возрастную периодизацию;
  • возрастные, половые, типологические и индивидуальные особенности обучающихся, их учет в обучении и воспитании;
  • особенности общения и группового поведения в школьном и дошкольном возрасте;
  • групповую динамику;
  • понятия, причины, психологические основы предупреждения и коррекции школьной и социальной дезадаптации, девиантного поведения;
  • основы психологии творчества.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.

ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.

ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать уроки.

ПК 1.2. Проводить уроки.

ПК 1.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты учения.

ПК 1.4. Анализировать учебные занятия.

ПК 2.1. Определять цели и задачи внеурочной деятельности и общения, планировать внеурочные занятия.

ПК 2.2. Проводить внеурочные занятия.

ПК 2.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и

результаты деятельности обучающихся.

ПК 2.4. Анализировать процесс и результаты внеурочной деятельности

и отдельных занятий.

ПК 3.1. Проводить педагогическое наблюдение и диагностику,

интерпретировать полученные результаты.

ПК 3.2. Определять цели и задачи, планировать внеклассную работу.

ПК 3.3. Проводить внеклассные мероприятия.

ПК 3.4. Анализировать процесс и результаты проведения внеклассных

мероприятий.

ПК 3.5. Определять цели и задачи, планировать работу с родителями.

ПК 3.6. Обеспечивать взаимодействие с родителями младших

школьников при решении задач обучения и воспитания.

ПК 3.7. Анализировать результаты работы с родителями.

ПК 3.8. Координировать деятельность сотрудников образовательного

учреждения, работающих с классом.

ПК 4.2. Создавать в кабинете предметно-развивающую среду.

ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и

образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа  деятельности других педагогов.

ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов,

рефератов, выступлений.

ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в

области начального общего образования.

Перечень практических работ обучающихся

Тема практической работы

Количество часов

Изучение индивидуальных свойств внимания студентов.

2

Условия успешного запоминания. Приемы создание образов воображения.

2

Выявление индивидуальных и типологических особенностей студентов

2

Сравнительный анализ возрастных периодизаций разных авторов.

2

Изучение межличностных отношений детей младшего школьного возраста и влияние их на учебную деятельность.

2

Изучение индивидуально-типологических особенностей младшего школьника

2

Практическое занятие 1

Тема: Изучение индивидуальных свойств внимания студентов.

Цель: сформировать у студентов умения определять индивидуальные свойства внимания и составлять рекомендации по их совершенствованию.

План:

  1. Понятие: «внимание», виды и функции.
  2. Развитие и воспитание внимания.
  3. Определение индивидуальных свойств внимания.
  4. Составление рекомендаций по совершенствованию свойств внимания.

Форма представления: письменное выполнение задания

Задания: студенты в группах письменно выполняют следующие задания

Задание 1. Какие виды и свойства внимания проявляются в следующих ситуациях:

а) Гроссмейстер ведет одновременную игру с несколькими опытными шахматистами.

б) Выпускник усиленно готовится к экзамену по геометрии.

в) Читая рассказы Л.Н.Толстого, школьница слышит громкую музыку, доносящуюся из окна.

г) Ученикам нужно прослушать небольшой рассказ и назвать встретившиеся в нем прилагательные.

д) Рабочую тишину в классе нарушают звуки сигнализации припаркованной во дворе школы машины.

е) Получив новые учебники, дети стали с интересом их рассматривать, не обращая внимания на речь учителя.

ж) Испытуемые по команде психолога в течение пяти минут должны находить в тексте и максимально быстро подчеркивать буквы «к» и «а».

Задание 2. Опишите ситуации, в которых проявляются основные свойства внимания (устойчивость, концентрация, распределение, переключение).

Задание 3. Напишите рекомендации по поводу того, как организовывать на уроках внимание  учащихся со следующими особенностями:

а) с низкой концентрацией

б) с хорошим распределением

в) с плохим переключением.

Рекомендации должны содержать следующие компоненты: цель, описание ситуации, адресат и способы воздействия.

Задание 4. Опишите ситуации, в которых возникает необходимость привлечения внимания. Предложите способы привлечения внимания в данных ситуациях.

Рекомендуемая литература:

1.        Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология: Учебное пособие для СПО. М.: Академия, 2011. –  464с.

2.        Ефимова Н.С. Основы общей психологии: Учебное пособие для СПО. – Форум, Инфра-М, 2011. –  236с.

3.        Немов Р.С. Общая психология: Учебное пособие для СПО. – М.: Академия, 2008. – 396с.

4.        Столяренко Л.Д. Основы психология: Учебник для СПО. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 458с.

5.        Тумасова С.А. Психология: Учебное пособие. – М.: РИАР, 2007. – 120с.

6.        Психология / Под ред. Б.А. Сосновского. – М.: Юрайт – Изд-во, 2009. –  660с.

Практическая работа 2

Тема: Условия успешного запоминания. Приемы создание образов воображения

Цель: формирование у студентов представления об условиях успешного запоминания, осуществить тренировку отдельных приемов запоминания и создания образов воображения.

Форма представления: письменное выполнение задания.

Задания:

Задание 1. Определите, какие виды памяти проявляются в следующих ситуациях:

  1. При встрече девушка называет номер своего телефона знакомому и тот через некоторое время безошибочно его набирает.
  2. Учитель предлагает классу посмотреть в окно и рассказать, что ученики только что увидели.
  3. Школьник получил задание выучить к торжественному вечеру большое стихотворение.
  4. Проходя мимо кондитерской, девочка почувствовала знакомый запах и вспомнила, что покупала здесь ванильное пирожное.
  5. Мама посылает сына в магазин, перечисляя ему названия продуктов и просит повторить то, что он услышал.
  6. Ребенок рассказывает на уроке параграф, который он выучил накануне.
  7. Услышав по телефону голос, девушка сразу же узнала своего приятеля.
  8. Девочки разучивают на уроке хореографии новый танец и повторяют каждое движение по нескольку раз.
  9. Дети надолго запомнили интересный рассказ, с которым их познакомили на творческом вечере известного писателя.
  10. Молодой человек по памяти подобрал услышанную ранее мелодию.
  11. По возвращении из путешествия юноша еще долго мысленно бродил полюбившимися маршрутами.
  12. Попробовав однажды рыбий жир, ребенок испытывает отвращение каждый раз, когда видит его.

Задание 2. Какие процессы и явления памяти проявляются в следующих ситуациях:

  1. Известный мнемонист Ш. отличался выдающейся памятью. Однажды ему была дана сложная математическая формула. Он просмотрел таблицу с формулой, закрыл глаза, затем воспроизвел ее с точностью.
  2. Ученик излагает материал по истории, заданный неделю назад и воспроизводит 70% содержания учебника. Спрошенный через месяц по тому же вопросу, он вспоминает только 45%.
  3. На экзамене по математике ученик долгое время никак не мог вспомнить необходимую формулу. Стоило учителю показать юноше только часть формулы, как он безошибочно определил бином Ньютона.
  4. Ученица, плохо знающая литературу и путающая литературных героев, легко перечисляет имена кинозвезд и может охарактеризовать образы, которые они создали на экране.
  5. Мальчик никак не мог выучить большое стихотворение, хотя и много раз повторял его. Решив, что с задачей ему не справиться, он лег спать и утром повторил его без ошибок.
  6. Во время экзаменационной сессии студенты за три дня усваивают больше материала, чем за несколько месяцев до этого.

Задание 3. Школьнику необходимо через неделю воспроизвести достаточно большой текст на иностранном языке. В день, предшествующий испытанию, он принимается за дело и, хотя учит текст с 15.00 до 23.00, воспроизвести его не в состоянии. Какая помощь родителей будет в данном случае наиболее полезна:

  1. Объяснить, что текст надо заучивать не целиком, а по частям.
  2. Рассказать о целесообразности распределения повторений во времени.
  3. Посоветовать попытаться воспроизвести текст утром, принимая во внимание явление реминесценции.
  4. Посоветовать попытаться воспроизвести текст утром, так как при этом удастся избежать ретроактивного торможения.

Задание 4. Определите причины забывания в каждом из следующих примеров.

  1. Вчера вечером мальчик выучил наизусть стихотворение, а теперь не может вспомнить третью строчку.
  2. Девушка так обрадовалась, когда узнала, что выиграла в лотерею, что забыла о стоящем на плите кофе. В результате кофе пригорел.
  3. Новый сотрудник пришел на прием без галстука, поскольку забыл его надеть, и все над ним смеялись. Однако ему никто не говорил, что вечер будет официальным.
  4. Накануне вечером девушка смотрела новости, где передавали прогноз погоды, но в это время мечтала о предстоящем летнем отпуске. Теперь она не может вспомнить, ожидается ли сегодня дождь.

Задание 5. Проведите диагностику объема кратковременной зрительной памяти. В течение 20 сек. продемонстрируйте испытуемому таблицу, затем уберите ее и после этого попросите его записать на бланке те числа, которые он запомнил.

13

91

47

39

65

83

19

51

23

94

71

87

Оценка кратковременной зрительной памяти производится по количеству правильно воспроизведенных чисел. Норма взрослого человека – 7 и выше.

Задание 6. Проведите диагностику объема кратковременной слуховой памяти. Разбейтесь по парам. Зачитайте по очереди друг другу набор из 10 слов. Воспроизведенное сразу после прочтения количество слов составляет объем кратковременной памяти испытуемого.

Задание 7. Определите, какие виды воображения проявляются в следующих ситуациях:

  1. Учитель представляет, как отреагируют ученики на его рассказ.
  2. Глядя на облака в небе, человек видит в них очертания знакомых объектов.
  3. Мальчик мечтает стать известным политиком.
  4. Инженер, рассматривая чертеж, представляет, как может выглядеть данная машины в реальности.
  5. Детям дали задание подготовиться к конкурсу на самый оригинальный сюжет для новогоднего вечера.
  6. Ученик, читая в книге описания природы, живо представил себе картину морского побережья.
  7. Мать, разговаривая с дочерью по телефону, представляет себе, как та выглядит в данный момент.
  8. Писатель в своем фантастическом рассказе придумал человека с паучьими лапами.
  9. Учитель географии дает задание ученикам – по какой-либо точке, показанной на карте описать флору, фауну, рельеф, вид городов и жилищ данной местности.

Задание 8. Придумайте рассказ, в котором встречаются слова: ключ, шляпа, лодка, сторож, кабинет, дорога, дождь. Время на работу 10 минут. После завершения работы прочитайте некоторые из рассказов вслух. Рассказ оценивают по следующим критериям: законченность рассказа, яркость и оригинальность образов, необычность сюжета, неожиданность концовки.

Задание 9. Для оценки творческого воображения можно использовать следующую методику. За 5 минут нужно составить как можно больше осмысленных фраз, в каждую из которых должны входить три слова: «свет, воздух, земля». Каждая фраза оценивается по пятибалльной системе: 5 – остроумная, оригинальная комбинация, 4 – правильное, логичное сочетание слов, 3 – пожалуй, и так можно, 2 – два слова связаны верно, а третье нелогично, 1 – бессмысленное сочетание слов. После подсчета суммы баллов по всем фразам рассчитывается коэффициент творческого воображения, который равен сумме баллов, деленных на число фраз, написанных за 5 минут.

Задание 10. Определите, какие приемы создания образов использовались в следующих примерах: 

  1. В мифах и легендах древности описываются различные фантастические существа – кентавры, минотавры, сфинксы, драконы и т.д.
  2. Изобретатели конструируют аэросани, танки-амфибии, вертолеты, дирижабли, подводные лодки и т.п.
  3. Фантасты в своих произведениях используют такой сюжет как путешествие во времени.
  4. В сказках часто используются такие образы как ковер-самолет, сапоги-скороходы, шапка-невидимка.
  5. У Н.В. Гоголя в романе «Мертвые души» ярко представлены образы Манилова, Собакевича, Плюшкина и т.п.

Задание11. Разработайте рекомендации по развитию творческого воображения.

Рекомендуемая литература:

1.        Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология: Учебное пособие для СПО. М.: Академия, 2011. –  464с.

2.        Ефимова Н.С. Основы общей психологии: Учебное пособие для СПО. – Форум, Инфра-М, 2011. –  236с.

3.        Немов Р.С. Общая психология: Учебное пособие для СПО. – М.: Академия, 2008. – 396с.

4.        Столяренко Л.Д. Основы психология: Учебник для СПО. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 458с.

5.        Тумасова С.А. Психология: Учебное пособие. – М.: РИАР, 2007. – 120с.

6.        Психология / Под ред. Б.А. Сосновского. – М.: Юрайт – Изд-во, 2009. –  660с.

Практическая работа 3

Тема: Выявление индивидуальных и типологических особенностей студентов.

Цель: формирование умения определять индивидуальные свойства темперамента и характера, на примере решения психологических заданий.

План:

  1. Решение психологических задач
  2. Защита работ студентов

Форма представления: устная защита выполненных работ

Задания:

Задание 1. Опишите ситуации, в которых проявляются следующие свойства темперамента: активность, реактивность, экстраверсия-интроверсия, пластичность – ригидность, темп реакции, эмоциональная устойчивость, сензитивность.

Задание 2. Определите, какие свойства или тип темперамента лежат в основе следующего поведения:

  1. При поручении ответственного задания инженер быстро разработал план конструкции, сделал расчеты и за короткий срок выполнил чертеж.
  2. Порученное задание вызвало у работника недовольство, он долго не мог приступить к выполнению, говоря о том, что это задание слишком сложно для него.
  3. Прежде чем выполнять данное задание, сотрудник долго раздумывал, тщательно проверял все данные, а затем приступил к работе над чертежом.
  4. Ученик при выполнении работы часто переключается с одного вида деятельности на другой, отвлекается на посторонние разговоры. При возникновении затруднений в решении теряет к задаче всякий интерес. С удовольствием выполняет задания только среднего уровня сложности.
  5. Ученик, получив вопрос на уроке в присутствии завуча, начал говорить тихим голосом, затем сбился и в целом ответить на вопрос не смог, хотя, как выяснилось, материал знал.
  6. Экономист планового отдела обладает высокой работоспособностью, надолго сосредотачивается на кропотливом деле, не спеша его выполняет, практически не допускает ошибок.

Задание 3. Определите тип темперамента детей в следующих ситуациях:

  1. Сергей – типичный непоседа, на уроках постоянно вертится, разговаривает с соседом. Говорит очень быстро. Походка порывистая, вприпрыжку. Легко увлекается каким-либо делом, но быстро охладевает. На замечания учителя не реагирует.
  2. Саша выделяется своей порывистостью. Увлекшись рассказом учителя, легко приходит в возбужденное состояние и прерывает рассказ разными вопросами. На любой вопрос учителя поднимает руку и отвечает, часто не подумав, невпопад. В раздражении выходит из себя, устраивает драку. На переменах никогда не сидит на месте, бегает по коридору.
  3. Олег в классе обычно сидит спокойно, но часто на уроках занимается посторонним делом, не слушает объяснения учителя. На перемене спокоен, но может подставить подножку своему товарищу.
  4. Дима – болезненно чувствительный, обидчивый мальчик. Если ему делают замечание, он краснеет, оправдывается, долго расстраивается, переживает. На уроках иногда мешает товарищам, может ущипнуть соседа.

Какие виды психолого-педагогических воздействий можно применить к данным школьникам, учитывая их типы темперамента?

Задание 4. Как поведут себя люди с различными типами темперамента в следующих ситуациях:

  1. По неожиданному требованию начальника нужно срочно приехать на работу в выходной.
  2. Человек опаздывает на поезд из-за поломки машины.
  3. Происходит сбой в работе компьютера и потеряно большое количество информации.

Задание 5. Четыре здоровых молодых человека желают стать летчиками-испытателями. Тестирование показало, что X. — холерик, С. — сангвиник, М. — меланхолик, Ф. — флегматик. Кстати, X. — мастер спорта по дзюдо, Ф. — давно и весьма эффективно занимается бегом на длинные дистанции, М. — мастер спорта по прыжкам в воду, а С. — великолепный альпинист. Каково, скорее всего, будет заключение специальной комиссии?

Задание 6. Какие черты характера проявляются в следующих ситуациях:

  1. Человек тщательно готовится к публичному выступлению.
  2. Девочка постоянно разбрасывает свои вещи, несмотря на замечания матери.
  3. Школьник часто приходит на занятия с невыполненными уроками.
  4. Старший брат не желает делиться сладостями с младшим.
  5. Студент сильно волнуется перед экзаменами.
  6. Сотрудник не любит, когда его публично хвалит начальство.

Задание 7. Определите тип акцентуации характера в следующих ситуациях:

  1. Девушка ведет себя вызывающе, стараясь привлечь внимание окружающих.
  2. Юноша всегда застенчив, чувствителен, не любит шумных компаний, предпочитает одного-двух друзей.
  3. Мальчик часто старается сбежать с уроков, оправдываясь семейными обстоятельствами.
  4. Сотрудник лаборатории всегда выполняет работу по заданному образцу, считая, что «новшества» только повредят отработанной технологии.
  5. Студент активный, уверенный в своих силах, при этом склонен давать обещания, не заботясь об их выполнении.

Рекомендованная литература:

1.        Ефимова Н.С. Основы общей психологии: Учебное пособие для СПО. – Форум, Инфра-М, 2011. –  236с.

2.        Маклаков А. Г. Общая психология. СПб., 2002.

3.        Немов Р.С. Общая психология: Учебное пособие для СПО. – М.: Академия, 2008. – 396с.

4.        Филатов Ф.Р. Основы психологии: Учебное пособие для вузов. – М.: Наука, 2007. – 656с.

Практическая работа 4

Тема: Сравнительный анализ возрастных периодизаций разных авторов.

Цель: формирование умения различать основные принципы построения периодизации психического развития, выдвинутые Л.С. Выготским. Ж. Пиаже., З. Фрейдом., Д.Б. Элькониным, выделять основания в каждой периодизации, их сущность и характеристики; умения анализировать и сравнивать теории возрастных периодизаций.

План:

  1. Понятие «возраста» и его характеристика.
  2. Периодизация Д.Б. Эльконина ее характеристика.
  3. Периодизация Л.С Выготского ее характеристика.
  4. Периодизация Ж. Пиаже.
  5. Периодизация З. Фрейда.

Форма представления: заполнение таблицы «Возрастные периодизации»

Задания:

Задание 1.

Найдите определение понятий «возраст», «возрастной период»

Задание 2. Заполнить таблицу

Автор периодизации

Основание для периодизации

Возрастная периодизация

Л.С. Выготский

Д.Б Эльконин

Ж Пиаже

З. Фрейд

Рекомендуемая литература:

  1. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология: Учебное пособие для СПО. М.: Академия, 2011. –  464с.
  2. Ефимова Н.С. Основы общей психологии: Учебное пособие для СПО. – Форум, Инфра-М, 2011. –  236с.
  3. Немов Р.С. Общая психология: Учебное пособие для СПО. – М.: Академия, 2008. – 396с.
  4. Столяренко Л.Д. Основы психология: Учебник для СПО. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 458с.
  5. Тумасова С.А. Психология: Учебное пособие. – М.: РИАР, 2007. – 120с.
  6. Психология / Под ред. Б.А. Сосновского. – М.: Юрайт – Изд-во, 2009. –  660с.

Практическая работа 5

Тема: Изучение межличностных отношений детей младшего школьного возраста и влияние их на учебную деятельность.

Цель: познакомить с диагностиками, направленными на выявление межличностных отношений младшего школьника; проследить их влияние на учебную деятельность.

План: 

  1. Диагностики, направленные на выявление межличностных отношений младшего школьника
  2. Проведение диагностик, направленных на выявление межличностных отношений младшего школьника.

Форма представления: письменное выполнение задания.

Задания:

Задание 1: Записать название, цель и процедуру проведения диагностик, направленных на выявление межличностных отношений младшего школьника.

1.        Изучение анкеты для оценки привлекательности классного коллектива

2.        Изучение анкеты для родителей, учителей.

3.        Социометрическая игра "Секрет" (Т.А. Репина) выявляет систему существующих между детьми избирательных предпочтений.

4.        Методика "Капитан корабля" предназначена для диагностики статуса дошкольников и младших школьников в коллективе сверстников.

5.        Методика "Мозаика" - естественный эксперимент, в котором изучаются особенности межличностных отношений между детьми в группе сверстников, в том числе:  степень эмоциональной вовлеченности ребенка в действия сверстника; характер участия в действиях сверстника, характер и степень выраженности сопереживания сверстнику, характер и степень проявления просоциальных форм поведения в ситуации, когда ребенок стоит перед выбором действовать "в пользу другого" или "в свою пользу".

6.        Методика Рене Жиля позволяет исследовать социальную приспособленность ребенка, сферу его межличностных отношений и ее особенности, восприятие ребенком семейных отношений.

7.        Социометрический тест предназначен для диагностики эмоциональных связей, т.е. взаимных симпатий между членами группы.

8.        Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири предназначена для изучения стиля и структуры межличностных отношений и их особенностей, а также исследования представлений испытуемого о себе, о своем идеальном Я, отношения к самому себе.

9.        Методика изучения взаимных отношений "ученик-преподаватель" (по Ханину-Стамбулову).

10.        Методика изучения психологической атмосферы  в группе (шкала-опросник Ф. Фидлера). Методика предназначена для исследования особенностей психологической (эмоциональной) атмосферы в трудовом коллективе.

11.        Методика изучения психологического климата в коллективе А.Н. Лутошкина.

12.        Тест "Психологический климатический круг" предназначен для диагностики психологического климата, измеряемого посредством деловой и эмоциональной составляющей.

13.        Методика "Стиль управления коллективом" предназначена для диагностики стиля, который реализует руководитель при управлении трудовым коллективом (либеральный, демократический или авторитарный).

14.        Тест К. Томаса предназначен для определения стратегий поведения испытуемого в конфликтных ситуациях.

15.        Методика "Конструктивная ссора" С. Кратохвила направлена на определение степени конструктивности хода конфликта и его результатов (применяется в семейной психологии).

16.        Методика "Изучение сплоченности коллектива" (показатели ценностно-ориентационного единства) Р.С. Немова позволяет выявить уровень сплоченности и ценностно-ориентационного единства коллектива посредством определения частоты распространения положительных и отрицательных характеристик значимого для группы явления.

17.        Методика "Анализ семейных взаимоотношений" (АСВ) Э. Эйдемиллера, В. Юстицкого предназначена для диагностики особенностей взаимоотношений родителей с ребенком, степени удовлетворения его потребностей, уровня и адекватности применяемых требований.

18.        Тест-опросник удовлетворенности браком В. Столина, Т.Л. Романовой, Т. Бутенко. Назначение методики - определение уровня удовлетворенности — неудовлетворенности супругов браком.

19.        Методика "Распределение ролей в семье" предназначена для определения сложившейся в молодой семье практики распределения ролей.

20.        Методика "Диагностика родительского отношения" А.Я. Варга и В.В. Столина позволяет выявить особенности отношения родителей к ребенку, описываемые в ракурсе следующих пяти шкал:  1) Принятие — отвержение ребенка. 2) Кооперация. 3) Симбиоз. 4) Авторитарная гиперсоциализация. 5) "Маленький неудачник". Эта, последняя шкала показывает, как взрослые относятся к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Ребенок  представляется не приспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний.

Задание 2: Проведение трех диагностик, направленных на выявление межличностных отношений младшего школьника.

Рекомендованная литература:

Немов Р.С. Психология. – М.: ВЛАДОС, 2001. – с. 255 - 259.

http://festival.1september.ru

http://www.vashpsixolog.ru

Практическая работа 6

Тема: Изучение индивидуально-типологических особенностей младшего школьника

Цель: познакомить с диагностиками, направленными на выявление индивидуально-типологических особенностей младшего школьника.

План:

  1. Диагностики, направленные на выявление индивидуально-типологических особенностей младшего школьника.
  2. Проведение диагностик, направленных на выявление индивидуально-типологических особенностей младшего школьника.

Форма представления: письменное выполнение задания.

Задания:

Задание 1. Записать название, цель и процедуру проведения диагностик, направленных на выявление индивидуально-типологических особенностей младшего школьника.

1.        Знакомство с методикой «Лесенка» (двумя вариантами – групповым и индивидуальным)

2.        Методика по изучению мотивации достижения успехов.

3.        Изучение детского варианта личностного теста Р. Кеттела.

4.        Методика изучения самооценки (Т. Дембо - С. Рубинштейн).

5.        Шестнадцатифакторный личностный опросник Кеттелла -  позволяет получить многогранную информацию о личностных чертах, которые называют конституциональными факторами. Под фактором понимается глубинная личностная характеристика, определяющая группу устойчивых поведенческих проявлений, относительно независимая от других характеристик того же ряда. Опросник содержит 187 вопросов, на которые предлагается ответить испытуемым.

6.        Личностный опросник Г. Айзенка предназначен для выявления особенностей характера, которые получили название «экстраверсия», «интроверсия» и «нейротизм».

7.        Опросник Мини-мульт (сокращенный вариант опросника MMPI) предназначен для исследования следующих личностных особенностей: ипохондрия, депрессия, истерия, психопатия, паранойяльность, психастения, шизоидность, гипомания.

8.        Тест-опросник Шмишека предназначен для диагностики типа акцентуации личности. Теоретической основой опросника является концепция акцентуированных личностей К. Леонгарда.

9.        Опросник Басса – Дарки – предназначен для диагностики вида и уровня агрессивности.

10.        Методика "Q-сортировки" предназначен для диагностики испытуемого о себе, а также для определения идеального Я индивида.

11.        Многоуровневый личностный опросник "Адаптивность" предназначен для оценки адаптационных возможностей личности с учетом социально-психологических и некоторых психофизиологических характеристик, отражающих обобщенные особенности нервно-психического и социального развития.

12.        Тест Кейрси для диагностики коммуникативных особенностей личности.

13.        Опросник уровня субъективного контроля Роттера предназначен для определения экстернального или интернального типов личности.

14.        Методика "Мотивация к успеху" Т. Элерса.

15.        Мотивация успеха и боязнь неудачи (опросник А.А. Реана).

16.        Методика "Цель-средство-результат" предназначен для исследования особенностей структуры деятельности.

17.        Методика определения направленности личности призвана оценить приоритетные сферы для личности посредством направленности на себя, на  общение или на дело.

18.        Методика исследования эмпатических особенностей личности В.В.Бойко.

Задание 2. Проведение трех диагностик, направленных на выявление индивидуально-типологических особенностей младшего школьника.

Рекомендуемая литература:

1.        Немов Р.С. Психология. – М.: ВЛАДОС, 2001. – с. 223 – 255.

2.        http://rudocs.exdat.com

3.        http://www.vashpsixolog.ru



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области

«Братский педагогический колледж»

Учебно-методические материалы по учебной дисциплине

ОП.02. Психология

для специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Составитель:

Бронникова М.В.,

Гиль Е.А.

2022

Психология. Учебно-методические материалы. / Гиль Е.А., Бронникова М.В. – Братск: ГБПОУ Иркутской области «Братский педагогический колледж», 2022. - с.

Учебно-методические материалы содержат разработки для самостоятельной работы студентов и методические рекомендации. Сборник  предназначен для студентов средних профессиональных учебных заведений, обучающихся по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах (очной и заочной формы обучения), а также для самостоятельного изучения. Материалы могут быть использованы педагогами для повышения квалификации.

Уважаемый студент!

Учебно-методические материалы по учебной дисциплине ОП.02. Психология созданы  Вам в помощь для работы на занятиях, при выполнении домашнего задания и подготовки к текущему и итоговому контролю по дисциплине.

Приступая к изучению учебной дисциплины ОП.02. Психология Вы должны внимательно изучить вначале рабочую программу, общие и профессиональные компетенции, которые должны быть сформированы по изучению курса, далее список рекомендованной основной и вспомогательной литературы, интернет-ресурсы. Из всего перечня рекомендованной литературы следует опираться на литературу, указанную как основную.

Наличие положительной оценки по практическим и самостоятельным работам необходимо для получения допуска к экзамену, поэтому в случае отсутствия на занятии по уважительной или неуважительной причине Вам потребуется найти время и выполнить пропущенную работу.

Содержание контроля результатов освоения дисциплины разработано на основе содержания теоретического блока, практических занятий, заданий для самостоятельного изучения.

По  итогам изучения дисциплины проводится итоговый вид контроля в виде экзамена. 

Если в ходе изучения дисциплины, у Вас возникают трудности или Вы пропустили занятия, то Вы всегда можете получить консультацию у преподавателя.        

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • применять знания по психологии при решении педагогических задач;
  • выявлять индивидуальные и типологические особенности обучающихся;

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • особенности психологии как науки, ее связь с педагогической наукой и практикой;
  • основы психологии личности;
  • закономерности психического развития человека как субъекта образовательного процесса, личности и индивидуальности;
  • возрастную периодизацию;
  • возрастные, половые, типологические и индивидуальные особенности обучающихся, их учет в обучении и воспитании;
  • особенности общения и группового поведения в школьном и дошкольном возрасте;
  • групповую динамику;
  • понятия, причины, психологические основы предупреждения и коррекции школьной и социальной дезадаптации, девиантного поведения;
  • основы психологии творчества.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.

ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.

ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать уроки.

ПК 1.2. Проводить уроки.

ПК 1.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты учения.

ПК 1.4. Анализировать учебные занятия.

ПК 2.1. Определять цели и задачи внеурочной деятельности и общения, планировать внеурочные занятия.

ПК 2.2. Проводить внеурочные занятия.

ПК 2.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и

результаты деятельности обучающихся.

ПК 2.4. Анализировать процесс и результаты внеурочной деятельности

и отдельных занятий.

ПК 3.1. Проводить педагогическое наблюдение и диагностику,

интерпретировать полученные результаты.

ПК 3.2. Определять цели и задачи, планировать внеклассную работу.

ПК 3.3. Проводить внеклассные мероприятия.

ПК 3.4. Анализировать процесс и результаты проведения внеклассных

мероприятий.

ПК 3.5. Определять цели и задачи, планировать работу с родителями.

ПК 3.6. Обеспечивать взаимодействие с родителями младших

школьников при решении задач обучения и воспитания.

ПК 3.7. Анализировать результаты работы с родителями.

ПК 3.8. Координировать деятельность сотрудников образовательного

учреждения, работающих с классом.

ПК 4.2. Создавать в кабинете предметно-развивающую среду.

ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и

образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа  деятельности других педагогов.

ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов,

рефератов, выступлений.

ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в

области начального общего образования.

Самостоятельная работа 1

Тема: Подготовить сообщение «Отрасли психологии»

Методические указания: для выполнения задания необходимо прочитать рекомендуемую литературу. Ответить на вопросы и осуществить в письменной форме, изложив свои рассуждения путем анализа, представленных фактов или ситуаций с позиций основных психологических теорий. Описать словесно схему «Отрасли психологии» (по В.Г. Крысько).

Ответить на вопросы:

Какая отрасль психологии является фундаментальной?

На какие группы можно разделить отрасли современной психологии?

Форма представления: сообщение «Отрасли психологии». 

Рекомендуемая литература:

  1. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология: Учебное пособие для СПО.-М.: Академия, 2010.- с.27 – 30.
  2. Ефремова Н.С. Основы общей психологии: Учебное пособие для СПО. - Форум, Инфра-М., 2011.- с.9 – 13.
  3. Крысько В.Г. Психология и педагогика: Схемы и комментарии. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – с.27.

Самостоятельная работа 2

Тема: Подбор упражнений на развитие всех видов и свойств внимания

Методические указания: для выполнения задания необходимо прочитать рекомендуемую литературу. Внимание нужно развивать с самого детства и на протяжении всей жизни. Тем самым человек продолжает совершенствоваться и дает себе дополнительный рост. Чтобы этот рост не прекращался, подбери лучшие упражнения на развитие внимания.

Вспомни, какие виды внимания существуют, подбери для развития каждого вида внимания упражнение или игру

Форма представления: картотека упражнений на развитие видов внимания

Рекомендуемая литература:

  1. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология: Учебное пособие для СПО.-М.: Академия, 2010.- с.27 – 30.
  2. Ефремова Н.С. Основы общей психологии: Учебное пособие для СПО. - Форум, Инфра-М., 2011.- с.9 – 13.

Самостоятельная работа 3

Тема: Подбор мнемических приемов  и упражнений на развитие видов памяти

Методические указания: Многие люди убеждены, что у них от природы плохая память и с этим ничего нельзя сделать. Но это утверждение можно сравнить с тем, что человеку лень сходить в фитнес-клуб, поэтому он в плохой физической форме. Нашу память, как и мышцы, можно прокачать с помощью простых упражнений, которые подойдут как взрослым, так и детям. Уже через месяц активных тренировок вы увидите заметные изменения в своей памяти.

Форма представления: составления картотеки по развитию памяти

Рекомендуемая литература:

  1. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология: Учебное пособие для СПО.-М.: Академия, 2010.- с.27 – 30.
  2. Ефремова Н.С. Основы общей психологии: Учебное пособие для СПО. - Форум, Инфра-М., 2011.- с.9 – 13.

Самостоятельная работа 4

Тема: Подбор упражнений на развитие мыслительных операций

Методические указания: Мышление - одна из высших форм деятельности человека. Это социально обусловленный психический процесс, неразрывно связанный с речью. В процессе мыслительной деятельности вырабатываются определенные приемы или операции, которые очень важны для развития личности.

Подбери несколько упражнения для развития мышления.

Форма представления: картотека упражнений для развития мышления.

Рекомендуемая литература:

  1. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология: Учебное пособие для СПО.-М.: Академия, 2010.- с.27 – 30.
  2. Ефремова Н.С. Основы общей психологии: Учебное пособие для СПО. - Форум, Инфра-М., 2011.- с.9 – 13.

Самостоятельная работа 5

Тема: Подготовка реферата «Структура личности по З. Фрейду, А.В. Петровскому».

Методические указания: для выполнения задания необходимо прочитать рекомендуемую литературу по данной теме и изучить требования к написанию реферата (структура, план, основная часть, литература). Рассмотрите основные принципы и положения психологических теорий личности. Опишите теорию личности А.В. Петровского, охарактеризуйте понятие «личность» согласно основным зарубежным теоретическим подходам - психодинамическому направлению по З. Фрейду.

Форма представления: реферат «Структура личности по З. Фрейду, А.В. Петровскому»

Рекомендованная литература:

  1. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1999.
  2. Немов Р.С. Общая психология: краткий курс. – СПб.: Питер, 2010. – с.178 – 198.
  3. Петровский В.А. Личность: феномен субъективности. – Ростов н/Д. – 1993.
  4. http://www.alleng.ru/d/psy/psy088.htm
  5. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/rogov/index.php
  6. http://www.psychology.ru/Library

Самостоятельная работа 6

Тема: Подготовка сообщения «Я – Концепция»

Методические указания: для выполнения заданий необходимо прочитать рекомендуемую литературу. Выполнить терминологический диктант. Ответить на вопросы и решение психологических задач осуществить в письменной форме, изложив свои рассуждения путем анализа, представленных фактов или ситуаций с позиций основных психологических теорий и концепций. При решении задачи необходимо внимательно прочитать и ответить на вопросы, сформулированные в её содержании.

Форма представления: сообщение «Я – Концепция»

Рекомендованная литература:

  1. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология: Учебное пособие для СПО. - М.: Академия, 2010. – с .287 – 298.
  2. Ефремова Н.С. Основы общей психологии: Учебное пособие для СПО. - Форум, Инфра-М., 2011. – с .182 – 185.
  3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., т.2. с. 103-122, 236-249.
  4. Бернс Р.В. Я-концепция и воспитание. – М., 2000.

Самостоятельная работа 7

Тема: Подготовка к семинару «Эмоциональные состояния и пути выхода из них»

Методические указания: для выполнения задания необходимо прочитать рекомендуемую литературу. Дайте общую характеристику психических эмоциональных состояний человека. Выделите сущность и свойства эмоциональных процессов. Раскройте возможности управления психическими эмоциональных и волевых процессами и саморегуляции психических состояний.

Форма представления: выступление на семинаре

Рекомендованная литература:

  1. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология: Учебное пособие для СПО.-М.: Академия, 2010.- с.201 – 211.
  2. Ефремова Н.С. Основы общей психологии: Учебное пособие для СПО. - Форум, Инфра-М., 2011.- с.167 – 176.
  3. Крысько В.Г. Психология и педагогика: Схемы и комментарии. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – с.128-129.

Самостоятельная работа 8

Тема: Изучение волевых качеств личности.

Методические указания: Воля формирует определенные качества личности, входящие в структуру характера, которые получили название «волевые качества». К основным, базовым волевым качествам личности, относятся:

  • целеустремленность,
  • инициативность,
  • решительность,
  • настойчивость,
  • выдержка,
  • дисциплинированность.

Используя интернет ссылки, или другую литературу  пройди тестирование по изучению основных волевых качеств личности.  Запиши результаты тестирования, проанализируй их, напиши краткую характеристику волевых качеств личности, имеющего такие результаты.

  1. тест на целеустремленность

https://testometrika.com/personality-and-temper/how-you-motivated-people/

  1. тест на инициативность

https://testometrika.com/business/how-are-you-proactive-at-work/

  1. тест на решительность

https://testometrika.com/personality-and-temper/are-you-determined/

  1. тест на настойчивость

https://testometrika.com/society/how-are-you-persistent/

  1. тест на выдержку

https://testometrika.com/diagnosis-of-abnormalities/evaluation-of-neuropsychic-stability/

  1. тест на дисциплинированность

https://pharmedu.ru/publication/test-na-disciplinirovannost-projdite-vsem-kollektivom-apteki

Форма представления: характеристика человека, опираясь на результаты диагностики его волевых качеств 

Рекомендуемая литература:

1.        Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология: Учебное пособие для СПО.-М.: Академия, 2010.- с.27 – 30.

2.        Ефремова Н.С. Основы общей психологии: Учебное пособие для СПО. - Форум, Инфра-М., 2011.- с.9 – 13.

Самостоятельная работа 9

Тема: Подготовка сообщения «Учение о характере в истории психологии»

Методические указания: для выполнения заданий необходимо прочитать рекомендуемую литературу. Выполнить терминологический диктант. Ответить на вопросы и решение психологических задач осуществить в письменной форме, изложив свои рассуждения путем анализа, представленных фактов или ситуаций с позиций основных психологических теорий и концепций. При решении задачи необходимо внимательно прочитать и ответить на вопросы, сформулированные в её содержании.

Форма представления: сообщение «Учение о характере в истории психологии»

Рекомендованная литература:

  1. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология: Учебное пособие для СПО.-М.: Академия, 2010.- с.237 – 245.
  2. Ефремова Н.С. Основы общей психологии: Учебное пособие для СПО. - Форум, Инфра-М., 2011.- с.232 – 243.
  3. Немов Р.С. Общая психология: краткий курс. – СПб.: Питер, 2010. – с.223 – 233.
  4. http://www.alleng.ru/d/psy/psy088.htm
  5. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/rogov/index.php
  6. http://www.psychology.ru/Library

Самостоятельная работа 10

Тема: Разработка проекта книги «Мой ребёнок – трёхлетка»

Методические указания:  

  1. Сбор материала по теме (можно использовать самые разнообразные источники: журналы, газеты, худ. литературу, Интернет и  собирать всё, что касается данного возраста: высказывания, стихи,  песни о детях раннего возраста; информацию об особенностях и проблемах данного возраста, о воспитании детей; картинки, фотографии  с детьми; игры для детей раннего возраста);
  2. Определение содержания книги (может быть следующее содержание книги:
  • высказывания о ребёнке;
  • стихи, песня о данном возрасте;
  • собственные мысли – рассуждения по определённому поводу (например, «Первое открытие», «Первая шалость» или «Первые желания»), воспоминания о данном возрасте;
  • дополнительная информация о данном возрасте;
  • советы для родителей по воспитанию;
  • игры для детей двух – трёхлеток и др.;

Не забудь свою книгу проиллюстрировать картинками или фотографиями.

  • список использованной литературы.)

Можно придумать другую структуру книги, но в конце обязательно должен быть список использованной литературы.

  1. Оформление материалов и обложки книги (на обложке книги укажи ФИО автора, название книги, год издания);
  2. Презентация книги (представь её название, содержание; приведи интересные факты, примеры, высказывания, выразив своё отношение к проделанной работе – Что узнал нового? Чем эта работа была полезна? Было ли интересно? Трудно?).

Форма представления: книга «Мой ребёнок – трёхлетка»

Рекомендованная литература:

1.        Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология: Учебное пособие для СПО. М.: Академия, 2011. –  464с.

2.        Ефимова Н.С. Основы общей психологии: Учебное пособие для СПО. – Форум, Инфра-М, 2011. –  236с.

3.        Немов Р.С. Общая психология: Учебное пособие для СПО. – М.: Академия, 2008. – 396с.

4.        Столяренко Л.Д. Основы психология: Учебник для СПО. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 458с.

Самостоятельная работа 11

Тема: Подготовка сравнительного анализа особенностей кризиса первого года жизни и  трех лет.

Методические указания: для выполнения задания необходимо прочитать рекомендуемую литературу.

  1. Заполните сравнительную характеристику кризисов первого года и трех лет
  2. Напишите рекомендации для родителей «Что делать в период кризиса 1 года и 3 лет?»

Основные отличия кризисов 1 и 3 лет

Схожие черты кризисов 1 и 3 лет

Форма представления: заполнение таблицы «Кризис 1 и 3 лет», написание рекомендаций родителям

Рекомендуемая литература:

  1. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология: Учебное пособие для СПО.-М.: Академия, 2010.- с.27 – 30.
  2. Ефремова Н.С. Основы общей психологии: Учебное пособие для СПО. - Форум, Инфра-М., 2011.- с.9 – 13.
  3. Крысько В.Г. Психология и педагогика: Схемы и комментарии. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – с.27.

Самостоятельная работа 12

Тема: Подбор методик для диагностики психологической готовности ребенка к школе.

Методические указания: выполните задание в форме краткого изложения  результатов научного исследования в письменном виде, изучив литературу и ответив на вопросы.

Перечислите по три – пять (на ваш выбор) диагностик по каждой группе с обязательным указанием названия, автора, цели, возраста и необходимых условий проведения.

Форма представления: картотека диагностик по подготовки детей к школе

Рекомендуемая литература:

  1. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология: Учебное пособие для СПО.-М.: Академия, 2010.- с.27 – 30.
  2. Ефремова Н.С. Основы общей психологии: Учебное пособие для СПО. - Форум, Инфра-М., 2011.- с.9 – 13.

Самостоятельная работа 13

Тема: Разработка рекомендаций для родителей «Условия развитие способностей дошкольника»

Методические указания: для выполнения заданий необходимо прочитать рекомендуемую литературу. Выделить основные моменты. Составить рекомендации и оформите их в соответствии с требованиями.

Форма представления: рекомендации для родителей

Рекомендуемая литература:

  1. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2013.
  2. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учебник сред. проф. учеб. заведений / С.А. Козлова. – М.: Академия, 2014. – 416 с.
  3. Фролова, А.Н. Дошкольная педагогика: конспект лекций / А.Н. Фролова. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2012. – 251 с.

Самостоятельная работа 14

Тема: Подготовка сообщения «Предпосылки учебной деятельности в дошкольном возрасте»

Методические указания: для выполнения заданий необходимо прочитать рекомендуемую литературу. Ответить на вопросы в письменной форме, изложив свои рассуждения путем анализа, представленных фактов или ситуаций с позиций основных психологических положений.

Ответить на вопросы:

  1. Какие элементы (умения) учебной деятельности формируются в дошкольном возрасте?
  2. Какие показатели сформированности предпосылок учебной деятельности выделяют в дошкольном возрасте?
  3. Выделить из текста критерии оценки сформированности предпосылок учебной деятельности.

Форма представления: сообщение «Предпосылки учебной деятельности в дошкольном возрасте»

Рекомендуемая литература:

  1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996.
  2. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985.
  3. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. М., 2007.
  4. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М., 2001.
  5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. М., 1998.
  6. Материалы с сайта adalin.mopsy.ru
  7. http://www.alleng.ru/d/psy/psy088.htm
  8. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/rogov/index.php
  9. http://www.psychology.ru/Library

Самостоятельная работа 15

Тема: Подготовка сообщения «Игра в жизни младшего школьника»

Методические указания: для выполнения заданий необходимо прочитать рекомендуемую литературу. Ответить на вопросы в письменной форме, изложив свои рассуждения путем анализа, представленных фактов или ситуаций с позиций основных психологических положений.

Форма представления: представление сообщений на занятии

Рекомендуемая литература:

  1. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. М., 1979.
  2. Гамезо М.В., Герасимова B.C., Орлова Л.М. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. М.; Воронеж, 1998.
  3. ЗакА.З. Диагностика теоретического мышления у младших школьников // Психол. наука и образование. 1997. № 2. С. 36—41.
  4. Психическое развитие младших школьников: экспериментально - психологическое исследование / Под ред. В.В. Давыдова. М., 1990.
  5. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтеса. М., 1996.

Самостоятельная работа 16

Тема: Подбор методик для диагностики школьной дезадаптации.

Методические указания: выполните задание в форме краткого изложения  результатов научного исследования в письменном виде, изучив литературу и ответив на вопросы.

Перечислите по три – пять (на ваш выбор) диагностик по каждой группе с обязательным указанием названия, автора, цели, возраста и необходимых условий проведения.

Форма представления: картотека диагностик по выявлению школьной дезадаптации

Рекомендуемая литература:

  1. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология: Учебное пособие для СПО.-М.: Академия, 2010.- с.27 – 30.
  2. Ефремова Н.С. Основы общей психологии: Учебное пособие для СПО. - Форум, Инфра-М., 2011.- с.9 – 13.
  3. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебн. пособие.: в 2 кн. - 2-е изд. перер., дополн., - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1999. - Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста.-384с.

Самостоятельная работа 17

Тема: Выявление причин школьной дезадаптации

Методические указания: для выполнения заданий необходимо прочитать рекомендуемую литературу. Ответить на вопросы в письменной форме, изложив свои рассуждения путем анализа, представленных фактов или ситуаций с позиций основных психологических положений. Выделить, исходя из литературы, возможные причины школьной дезадаптации.

Форма представления: список возможных причин школьной дезадаптации; рекомендации по профилактики школьной дезадаптации.

Рекомендуемая литература:

1.        Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология: Учебное пособие для СПО.-М.: Академия, 2010.- с.27 – 30.

2.        Ефремова Н.С. Основы общей психологии: Учебное пособие для СПО. - Форум, Инфра-М., 2011.- с.9 – 13.

3.        Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебн. пособие.: в 2 кн. - 2-е изд. перер., дополн., - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1999. - Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста.-384с.

Самостоятельная работа 18

Тема: Подготовка сообщения «Девиантное поведение подростка»

Методические указания: для выполнения заданий необходимо прочитать рекомендуемую литературу. Ответить на вопросы в письменной форме, изложив свои рассуждения путем анализа, представленных фактов или ситуаций с позиций основных психологических положений.

Информацию представить по следующему алгоритму:

  1. Причины девиантного поведения подростков.
  2. Классификации девиантного поведения подростков.
  3. Симптомы девиантного поведения подростков.
  4. Диагностика девиантного поведения.
  5. Профилактика и коррекция девиантного поведения.

Форма представления: сообщения «Девиантное поведение подростка»

Рекомендованная литература:

  1. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением. - М.: Владос, 2013. - 240 c.
  2. Залыгина, Н. А. Аддиктивное поведение молодежи: профилактика и психотерапия зависимостей / Н.А. Залыгина, Я.Л. Обухов, В.А. Поликарпов. - М.: Пропилеи, 2013. - 196 c.
  3. Ковальчук, М. А. Девиантное поведение. Профилактика, коррекция, реабилитация / М.А. Ковальчук, И.Ю. Тарханова. - М.: Владос-Пресс, КДУ, 2013. - 286 c.
  4. Колесникова, Г. И. Девиантное поведение для студентов вузов / Г.И. Колесникова, А.Б. Котова, И.А. Петрулевич. - М.: Феникс, 2012. - 128 c.

Самостоятельная работа 19

Тема: Разработка проекта книги «Мой ребёнок – подросток»

Методические указания:

  1. Сбор материала по теме (можно использовать самые разнообразные источники: журналы, газеты, худ. литературу, Интернет и собирать всё, что касается данного возраста: высказывания, стихи, песни о подростках; информацию об особенностях и проблемах данного возраста, о воспитании подростков; картинки, фотографии с подростками);
  2. Определение содержания книги (может быть следующее содержание книги:
  • высказывания о подростке;
  • стихи, песня о данном возрасте;
  • собственные мысли – рассуждения по определённому поводу (например, «Первая любовь», «Первые разногласия»), воспоминания о данном возрасте;
  • дополнительная информация о данном возрасте;
  • советы для родителей по воспитанию (по общению) подростка;

Не забудь свою книгу проиллюстрировать картинками или фотографиями.

  • список использованной литературы.)

Можно придумать другую структуру книги, но в конце обязательно должен быть список использованной литературы.

  1. Оформление материалов и обложки книги (на обложке книги укажи ФИО автора, название книги, год издания);
  2. Презентация книги (представь её название, содержание; приведи интересные факты, примеры, высказывания, выразив своё отношение к проделанной работе – Что узнал нового? Чем эта работа была полезна? Было ли интересно? Трудно?).

Форма представления: книга «Мой ребёнок – подросток»

Рекомендуемая литература:

1.        Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология: Учебное пособие для СПО.-М.: Академия, 2010.- с.27 – 30.

2.        Ефремова Н.С. Основы общей психологии: Учебное пособие для СПО. - Форум, Инфра-М., 2011.- с.9 – 13.

3.        Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебн. пособие.: в 2 кн. - 2-е изд. перер., дополн., - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1999. - Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста.-384с.

Самостоятельная работа 20

Тема: Подготовка сообщения «Проблема выбора профессии»

Методические указания: для выполнения задания необходимо прочитать рекомендуемую литературу. Выполнить терминологический диктант. Ответить на вопросы в письменной форме, изложив свои рассуждения путем анализа, представленных фактов или ситуаций с позиций основных психологических положений;

Форма представления: сообщение «Проблема выбора профессии»

Рекомендованная литература:

  1. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. - М.: Академия, 2004. - 304 с.
  2. Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. - М.: Академия, 2007. - 456 с.
  3. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н.: Полный жизненный цикл развития человека. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – с. 321 – 327.

Самостоятельная работа 21

Тема: Написание эссе «Современный учитель, какой он?»

Методические указания: для выполнения задания необходимо прочитать рекомендации по написанию эссе. Следуя плану по написанию эссе, в письменной форме отразить основные положения по предложенной теме.

План написания эссе:

1.        Постановка проблемы

2.        Обдумывание

3.        Планирование (составление плана)

4.        Собственно написание

5.        Проверка, коррекция написанного эссе.

Напиши эссе на эту тему «Современный воспитатель, какой он?»

Форма представления: эссе по теме «Современный учитель, какой он?»

Рекомендуемая литература:

  1. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология: Учебное пособие для СПО.-М.: Академия, 2010.- с.27 – 30.
  2. Ефремова Н.С. Основы общей психологии: Учебное пособие для СПО. - Форум, Инфра-М., 2011.- с.9 – 13.
  3. Крысько В.Г. Психология и педагогика: Схемы и комментарии. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – с.27.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по учебной дисциплине « Безопасность жизнедеятельности» для специальности СПО 034700.02 «Архивариус» 3 курс, базовый уровень

Основные цели  изучения безопасности жизнедеятельности как учебной дисциплины направлены на :        - формирования мировоззрения и воспитание у студентов социально...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02 Психология

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02 Психология разработана на основе ФГОС по специальности среднего профессионального образования 44.02.02  Преподавание в начальных классах...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОПД 02 Психология «Профессионального учебного цикла» программы подготовки специалистов среднего звена по специальностям 31.02.01. Лечебное дело углубленная подготовка

Разработчик:  Перфилова О.В.Эксперты:Внутренняя экспертизаТехническая экспертиза: Походяева Т.Н., методист ГБОУ СПО НО «НМБК» Ветлужский филиалСодержательная экспертиза:  Слюзина...

Положение о разработке рабочих учебных программ отдельных учебных предметов. курсов.

07 января 2018 годРабочая программа - индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенной учебной группы  содержание предмета, ф...

Учебно-методический комплекс по дисциплине ОПЦ.08 "Психология личности и профессиональное самоопределение"

Учебно-методический комплекс по дисциплине ОПЦ.08 "Психология личности и профессиональное самоопределение" включает в себя программу учебной дисциплины, календарно-тематическое планирование,...

Методическая разработка урока по теме: «Предмет и основные понятия психологии развития и возрастной психологии" представляет собой опыт преподавателя по проведению лекционного занятия по учебной дисциплине ОП. 02. "Психология"

Методическая разработка  урока  по теме: «Предмет и основные понятия психологии развития и возрастной психологии" представляет собой опыт преподавателя по проведению лекционного з...