Учебно-методический комплекс по дисциплине ОПЦ.08 "Психология личности и профессиональное самоопределение"
учебно-методический материал

Тарасова Елена Петровна

Учебно-методический комплекс по дисциплине ОПЦ.08 "Психология личности и профессиональное самоопределение" включает в себя программу учебной дисциплины, календарно-тематическое планирование, контрольно-оценочные средства и методические указания к практическим работам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Киселевский политехнический техникум»

ПРОГРАММА

учебной дисциплины: ОПЦ.08 Психология личности и профессиональное

самоопределение

профессия:         23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей

Киселевск

2019 г.

ОДОБРЕНА

Методической цикловой комиссией

преподавателей специальных

дисциплин

Протокол № _____

от «____» __________ 20____ г.

Председатель методической цикловой комиссии

______________/ Н.П. Томилина

         подпись                                       Ф.И.О.

Разработана на основе ФГОС СПО для профессии 23.01.17 «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей»

Заместитель директора по УР

____________/ Н.Н. Мишина

          подпись                              Ф.И.О.

Составитель:        Е.П. Тарасова, преподаватель ГПОУ КПТ

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  ….

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ………………………………..

5

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ……………………

8

4. КОНТРОЛЬ  И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ  ………………….

10


1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОПЦ.08 Психология личности и профессиональное самоопределение

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины «Психология личности и профессиональное самоопределение» является обязательной частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной

Учебная дисциплина «Психология личности и профессиональное самоопределение» наряду с учебными дисциплинами общепрофессионального цикла обеспечивает формирование общих и профессиональных компетенций для дальнейшего освоения профессиональных модулей. Особое значение дисциплина имеет при формировании ОК 1-6.

Дисциплина введена за счет часов вариативной части.

1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:  

В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания.

Код  ПК, ОК

Умения

Знания

ОК 01 - ОК 06; ПК 1.1, ПК 2.1,

ДПК 08.1, ДПК 08.2

– применять на практике полученные знания и навыки в различных условиях профессиональной деятельности и взаимодействия с окружающими;

– использовать простейшие приемы развития и тренировки психических процессов, а также приемы психической саморегуляции в процессе деятельности и общения;

– на основе анализа современного рынка труда и требований специальности осуществлять осознанный, адекватный профессиональный выбор и выбор собственного пути профессионального обучения;

– планировать и составлять временную перспективу своего будущего;

– успешно реализовывать свои возможности и адаптироваться к новой социальной, образовательной и профессиональной среде.

– необходимая терминология, основы и сущность профессионального самоопределения;

– простейшие способы и приемы развития психических процессов и управления собственными психическими состояниями, основные механизмы психической регуляции поведения человека:

– современное состояние рынка труда, мир профессий и предъявляемых профессией требований к психологическим особенностям человека, его здоровью;

– основные принципы и технологии выбора профессии;

– методы и формы поиска необходимой информации для эффективной организации учебной и будущей профессиональной деятельности.

Дисциплина способствует формированию следующих ПК:

ПК 1.1 Определять техническое состояние автомобильных двигателей;

ПК 2.1 Осуществлять техническое обслуживание автомобильных двигателей.

- дополнительных профессиональных компетенций (ДПК):

ДПК 08.1. Принимать правильные  решения в профессиональной деятельности;

ДПК 08.2. Соотносить личностные особенности с профессиональным самоопределением.

2. СТРУКТУРА  И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

        2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объём часов

Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем

32

Самостоятельная работа

-

Консультации

-

Объём образовательной программы

32

в том числе:

теоретическое обучение

26

практические занятия

6

лабораторные работы

-

курсовой проект

-

контрольная работа

-

Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачета

2

2. 2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование

разделов и

тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности

обучающихся

Объем в

часах

Коды компетенций, формированию

которых

способствует

элемент программы

Раздел 1.  Психология профессиональной деятельности

Содержание

4

Понятие «профессиональная деятельность»

1

ОК 02, ОК 05,

ПК 1.1., ДПК 08.1

Сущность профессионального самоопределения

1

Структура профессиональной деятельности

1

Основные задачи профессионального самоопределения

1

Раздел 2.

Личностные регуляторы выбора профессии. Понятие о личности, ее структуре

Содержание

6

Структура личности в отечественной психологии

1

ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 06, ПК 1.1, ДПК 08.2

Структура личности в зарубежной психологии

1

Понятие Я-концепции, самосознание

1

Механизмы психологических защит

1

Психические состояния

1

Управление собственными психическими состояниями

1

Раздел 3.

Психические процессы и волевая регуляция деятельности человека

Содержание

4

Психические процессы

1

ОК 02, ОК 03, ОК 05, ОК 06, ДПК 08.2

Виды психических процессов

1

Понятие воли

1

Сущность волевой регуляции деятельности

1

Раздел 4.

Свойства личности: характер, темперамент, направленность, способности

Содержание

6

Темперамент. Типологии

Характер. Типологии

1

1

ОК 02, ОК 03, ОК 05, ДПК 08.2

Направленность личности: мотивы, интересы

1

Направленность личности: склонности, способности

1

Практическое занятие

1.Диагностика

познавательных процессов

1

Практическое занятие

2.Диагностика

эмоционально-волевой сферы личности

1

Раздел 5.

Самопознание. Самовоспитание личности

Содержание

2

Самопознание

1

ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 06, ПК 2.1, ДПК 08.2

Условия личностной самореализации

1

Раздел 6.

Профессиональное самоопределение на разных стадиях возрастного развития человека

Содержание учебного материала

4

Стадии профессионального самоопределения по Е. А. Климову

1

ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ПК 2.1, ДПК 08.1

Стадии профессионального самоопределения по Н. С. Пряжникову

1

Практическое занятие

3. Диагностика интересов личности

1

Практическое занятие:

4. Диагностика профессиональных склонностей

1

Раздел 7.

Профессия, специальность, специализация.

Основные классификации профессий

Содержание

4

Понятия профессиональной пригодности

1

ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ПК 2.1, ДПК 08.1

Степени профессиональной пригодности

1

Практическое занятие:

5. Проведение анкетирования «Оценка профессиональной направленности личности»

1

Практическое занятие:

6. Проведение анкетирования «Мотивы поступления в техникум»

1

                                                                              Промежуточная аттестация - диффренцированный зачет

2

Итого:

32

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к материально-техническому обеспечению

Для реализации программы учебной дисциплины  должны быть предусмотрены следующее

 помещение:

Кабинет «Психология личности и профессиональное самоопределение», оснащенный

оборудованием:

  • посадочные места по количеству обучающихся;
  • рабочее место преподавателя;
  • учебная доска;

техническими средствами обучения:

  • учебники;
  • учебно-методические рекомендации и разработки;
  • комплекты для самостоятельной работы;

3.2. Информационное обеспечение обучения

Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации имеет  печатные, электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в образовательном процессе.

3.2. Информационное обеспечение обучения

3.2.1 Печатные издания:

  1. Усольцева, И. В. Психофизиологические основы деятельности водителя. Базовый цикл [Текст]: учебник водителя транспортных средств всех категорий и подкатегорий / И. В. Усольцева.  – Москва: Академия, 2019. – 192 с.

3.2.2 Электронные издания:

  1.  Мандель, Б. Р. Психология личности [Электронный ресурс]: учеб. пособие. - М.:

 Вузовский учебник; ИНФРА-М, 2014. - 236 с. - Режим доступа http://znanium.com/catalog/product/444530 - Вход свободный. - Загл. С экрана. – 28.01.2019

2. Научная электронная библиотека [Электронный ресурс]: портал. - Режим доступа: http://www.ido.edu.ru/psychology/ - Вход свободный. - Загл. с экрана. - 27.01.2019.

3. Психология личности и деятельности педагога [Электронный ресурс]: чебное пособие / Духновский С.В. – М: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 300 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/542258- Вход свободный. - Загл.с экрана.- 28.01.2019

  1. Психология личности [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов вузов / Гуревич П.С. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 559 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/882337 - Вход свободный. - Загл. С экрана. – 28.01.2019

5. Психология саморазвития личности [Электронный ресурс]: монография / Щукина М.А.

 - СПб:СПбГУ, 2015. - 348 с.: Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/941690 -

 Вход свободный. - Загл. С экрана. – 28.01.2019

6. Российская государственная библиотека [Электронный ресурс]: портал. – Режим доступа: http://www.rsl.ru/ - Вход свободный. - Загл. с экрана. - 27.01.2019.

7. Современная практическая психология в обеспечении ресурсов самореализации личности [Электронный ресурс]: Монография / Обухова Ю.В. - Ростов-на-Дону: Южный федеральный университет, 2016. - 305 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/996774 - Вход свободный. - Загл. С экрана. – 28.01.2019

8. Теория и практика развития профессионального самоопределения студентов [Электронный ресурс]: монография / Козловская С.Н., - 2-е изд., перераб. и доп. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 145 с.: - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/5488 - Вход свободный. - Загл. С экрана. – 28.01.2019

9. Формирование творческого мышления как фактор профессионального становления личности и проблема современного образования [Электронный ресурс]: интернет-журнал "Науковедение", Вып. 2 (21), 2014. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/480153 - Вход свободный. - Загл. С экрана. – 28.01.2019.

10. Электронная библиотека [Электронный ресурс]: портал. - Режим доступа:

         http://www.auditorium.ru/ - Вход свободный. - Загл. с экрана. - 27.01.2019.

3.2.3  Интернет – ресурсы:

1. Научная электронная библиотека – крупнейший российский информационный портал в области науки  http://www.ido.edu.ru/psychology

2. Российская государственная библиотека  http://www.rsl.ru/

3. Электронная библиотека портала Auditorium.ru: http://www.auditorium.ru

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения

Критерии оценки

Методы оценки

Умения:

- Применять на практике полученные знания и навыки в различных условиях профессиональной деятельности и взаимодействия с окружающими.

 - Использовать простейшие приемы развития и тренировки психических процессов, а также приемы психической саморегуляции в процессе деятельности и общения.

- На основе анализа современного рынка труда, ограничений здоровья и требований профессий осуществлять осознанный, адекватный профессиональный выбор и выбор собственного пути профессионального обучения.

- Планировать и составлять временную перспективу своего будущего.

- Успешно реализовывать свои возможности и адаптироваться к новой социальной, образовательной и профессиональной среде.

Знания:

- Необходимую терминология, основы и сущность профессионального самоопределения.

- Простейшие способы и приемы развития психических процессов и управления собственными психическими состояниями, основные механизмы психической регуляции поведения человека.

- Современное состояние рынка труда, мир профессий и предъявляемых профессией требований к психологическим особенностям человека, его здоровью.

- Методы и формы поиска необходимой информации для эффективной организации учебной и будущей профессиональной деятельности.

- Использование полученных знаний и навыков в различных условиях профессиональной деятельности и взаимодействия с окружающими.

 - Умение применять простейшие приемы развития и тренировки психических процессов, а также приемы психической саморегуляции в процессе деятельности и общения.

- Осуществление осознанного, адекватного професс. выбора и выбора собственного пути профессионального обучения на основе анализа современного рынка труда, ограничений здоровья и требований профессий

- Планирование и составление временной перспективы своего будущего.

- Владение способами реализации своих возможностей и приемами адаптации к новой социальной, образовательной и профессиональной среде.

- Представление о терминологии, основах и сущности професс. самоопределения.

- Представление о простейших способах и приемах развития психических процессов и управления собственными психическими состояниями, основные механизмы психической регуляции поведения человека.

- Представление о современном состоянии рынка труда, мире профессий и предъявляемых профессией требований к психологическим особенностям человека, его здоровью.

- Представление о методах и формах поиска необходимой информации для эффективной организации учебной и будущей проф. деятельности.

Оценка результатов выполнения практических работ

Оценка результатов выполнения практических работ



Предварительный просмотр:

Государственное профессиональное образовательное учреждение

 «Киселевский политехнический техникум»

Е. П. Тарасова

Организация практических занятий обучающихся

в процессе изучения учебной дисциплины ОП.08 Психология личности

и профессиональное самоопределение

специальности 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей

(методические указания)

Киселевск,

2019

Рассмотрено на заседании МЦК преподавателей спец. дисциплин

Протокол № ___ «___» ____________ 20___г.

Рекомендовано к изданию методическим советом ГПОУ «Киселевский политехнический техникум»

Протокол № ___ «___» ____________ 20___г.

Автор:

Тарасова Е.П., преподаватель спец. дисциплин

Тарасова Е.П.

Организация практических занятий обучающихся ГПОУ «Киселевский политехнический техникум» в процессе изучения учебной дисциплины ОПЦ.08 Психология личности и профессиональное самоопределение [Текст]: методические  указания / сост. Е.П. Тарасова. – Киселевск: ГПОУ «Киселевский политехнический техникум», 2019.- 24 с.

Методические указания по выполнению практических занятий обучающихся разработаны на основе программы  учебной дисциплины  ОПЦ.08 Психология личности и профессиональное самоопределение для специальности 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей. Методические указания содержат критерии оценок, рекомендуемые источники, перечень практических занятий.

Издание предназначено для обучающихся, преподавателей спец. дисциплин специальности 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей.

1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

Оформляются практические занятия в тетрадях, разборчивым почерком.

Студент заранее готовится к практическому занятию, чтобы сознательно, быстро и правильно выполнить ее.    

Для выполнения практической работы студент должен руководствоваться следующими положениями:

  • Внимательно ознакомиться с описанием соответствующей практической работы и установить, в чём состоит основная цель и задача этой работы;
  • По лекционному курсу и соответствующим литературным источникам изучить теоретическую часть, относящуюся к данной практической работе.
  • Выполнение практических работ.

Перед выполнением внимательно выслушайте пояснения преподавателя, поймите цель работы и уясните содержание работы.

Каждый обучающийся после выполнения задания (работы) должен представить отчет о проделанной работе.

Если обучающийся не выполнил практическое задание (работу) или часть задания (работы), то он может выполнить задание (работу) или оставшуюся часть во внеурочное время, согласованное с преподавателем.

Студентам, не выполнившим задания со всей группой, необходимо отработать их на дополнительном занятии.

2. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

Оценивание практического занятия проводится дифференцированно (по пятибалльной системе) и при определении оценок за семестр рассматривается как один из основных показателей текущего учета знаний.

Оценки за выполнение заданий учитываются как результат текущего контроля знаний студента. Уровень подготовки определяется оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Текущий контроль знаний проводится за счет времени, отведенного учебным планом на изучение дисциплины, результаты заносятся в журнал успеваемости обучающихся.

Студентам, не выполнившим своевременно какую-либо из работ, преподавателем по согласованию с заведующим по учебной работе устанавливается индивидуальный срок ее выполнения. При наличии выполненных работ, за которые не поставлена дифференцированная положительная оценка, студенту не выставляется положительная оценка по дисциплине за семестр.

Оценка «5» (отлично) ставится, если студент:

  • выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности выполнения заданий;
  • самостоятельно выбрал и подготовил для работы необходимые инструменты, принадлежности и материалы, все этапы и операции провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов;
  • в представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, сделал вывод;
  • соблюдал требования безопасности труда.

Оценка «4» (хорошо) ставится, если выполнены требования к оценке «5», но было допущено два-три недочёта или одна негрубая ошибка и один недочёт.

Оценка «3» (удовлетворительно) ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты или в ходе проведения процесса или исследования были допущены ошибки.

Оценка «2» (неудовлетворительно) ставится, если работа выполнена не полностью, объём выполненной части не позволяет получить правильные результаты и операции выполнения процесса проводились не правильно.

3. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Основные источники:

1. Усольцева, И. В. Психофизиологические основы деятельности водителя. Базовый цикл [Текст]: учебник водителя транспортных средств всех категорий и подкатегорий / И. В. Усольцева.  – М.: Издательский центр «Академия», 2019. – 192 с.

Интернет-ресурсы

  1. Мандель, Б. Р. Психология личности [Электронный ресурс]: учеб. пособие. - М.: Вузовский учебник; ИНФРА-М, 2014. - 236 с. - Режим доступа  http://znanium.com/catalog/product/444530 - Вход свободный. - Загл. С экрана. – 28.01.2019
  2. Научная электронная библиотека [Электронный ресурс]: портал. - Режим доступа: http://www.ido.edu.ru/psychology/ - Вход свободный. - Загл. с экрана. - 27.01.2019.

3. Психология личности и деятельности педагога [Электронный      ресурс]  учебное пособие / Духновский С.В. – М: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-   М, 2016. - 300 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/542258- Вход свободный.  Загл.с экрана.- 28.01.2019

4. Психология личности [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов вузов/ Гуревич П.С. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 559 с. - Режим доступа:  http://znanium.com/catalog/product/882337 - Вход свободный. - Загл. С экрана. – 28.01.2019

5. Психология саморазвития личности [Электронный ресурс]: монография / Щукина М.А. - СПб:СПбГУ, 2015. - 348 с.: Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/941690. Вход свободный. - Загл. С экрана. – 28.01.2019

6. Российская государственная библиотека [Электронный ресурс]: портал. Режим доступа: http://www.rsl.ru/ - Вход свободный. - Загл. с экрана. - 27.01.2019.

7. Современная практическая психология в обеспечении ресурсов самореализации

личности [Электронный ресурс]: Монография / Обухова Ю.В. - Ростов-на-Дону:Южный   - Вход свободный. - Загл. С экрана. – 28.01.2019

8. Теория и практика развития профессионального самоопределения студентов [Электронный ресурс]: монография / Козловская С.Н., - 2-е изд., перераб. и доп. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 145 с.: - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/5488 - Вход свободный. - Загл. С экрана. – 28.01.2019

9. Формирование творческого мышления как фактор профессионального становления личности и проблема современного образования [Электронный ресурс]: интернет-журнал "Науковедение", Вып. 2 (21), 2014. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/480153 - Вход свободный. - Загл. С экрана. – 28.01.2019

10. Электронная библиотека [Электронный ресурс]: портал. - Режим доступа: http://www.auditorium.ru/ - Вход свободный. - Загл. с экрана. - 27.01.2019.

Практическое занятие №1

Тема. Подбор и проведение диагностических методик по изучению познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы личности.

Цель: Применение теоретических знаний, полученных на уроке, в практике диагностирования.

Задание: Изучить с помощью тестов особенности развития познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы личности.

Теоретическая часть:

Изучение особенностей развития познавательных процессов.

Познавательные процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь – выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того, чтобы удовлетворить свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Поэтому, без участия познавательных процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты. Они развиваются в деятельности, и сами представляют собой особые виды деятельности.

1. Оценка распределения и устойчивости внимания.

Для оценки распределения и устойчивости внимания использована Методика оценки распределения и устойчивости внимания с помощью 25-значных одноцветных цифровых таблиц.

Стимульным материалом к данной методике служат 5 черно-белых цифровых 25-значных таблиц. В ячейках этих таблиц в хаотичном порядке размещены цифры от 1 до 25.

Проведение эксперимента с использованием данной методики заключается в следующем: испытуемый просматривает первую таблицу, и находит указываемые в ней цифры по порядку от 1 до 25. То же самое повторяется со всеми таблицами. Засекается время нахождения им нужных цифр в каждой таблице. Затем находится среднее время результативного просмотра таблицы: сроки просмотра каждой таблицы суммируются и делятся на их количество (пять). То есть, получаем средний показатель работы с одной таблицей. Он и является числовым индексом распределения внимания студента.

2. Оценка переключения и концентрации внимания. Для оценки переключения и концентрации внимания студента использована методика оценки переключения и концентрации внимания при помощи 49-значной двухцветной цифровой таблицы.

Материалом для проведения данного эксперимента является двухцветная (красно-синяя) таблица, включающая в себя 49 цифр, из которых 24 одного цвета (синие) и 25 – другого (красного).

Испытуемому предлагается как можно быстрее находить и указывать в таблице поочередно то красные, то синие цифры, причем одни из них необходимо считать в прямом порядке (от 1 до 25), а другие – в обратном (от 1 до 24), пока не будут найдены и указаны все 49 имеющиеся в таблице цифры.

3. Методы оценки мышления студентов.

В этом случае производим оценку умения студентов логически рассуждать. Для этого использована методика «Логически-количественные отношения».

Испытуемым в этой методике предлагается решить 20 задач на выяснение логико-количественных отношений. В задачах используются три неизвестных, А, Б и В, даны некоторые их соотношения, необходимо поставить между величинами А и В знаки «больше» (>) или «меньше» (<).

4. Методика «Повторение цифр в прямом и обратном порядке (тест из методики Векслера).

Во время проведения методики испытуемый должен повторить ряды цифр в прямом, а затем в обратном порядке. Засчитывается столько баллов, сколько цифр удается повторить испытуемому правильно. 

Изучение особенностей развития эмоционально-волевой сферы личности.        

На сегодняшний день существуют множество различных способов определения оперативной оценки самочувствия, активности и настроения. Для такого определения используют различные анкеты, методики, опросники.

1). Определение самочувствия, активности, настроения у студентов в момент прохождения диагностики;

2). Анкетирование проводится с помощью опросника.

3). Описание результатов по проведенному исследованию.

Метод анкетирования - определение оперативной оценки самочувствия, активности, настроения, в котором в качестве средства сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов - тест.

В нашей работе используется опросник «Методика диагностики оперативной оценки самочувствия, активности и настроения»

Сущность метода: данная методика позволяет определить состояние (самочувствие, активность, настроение) личности студента в данный момент (в момент проведения диагностики).

Опросник включает в себя 30 пар противоположных характеристик, по которым испытуемого просят определить свое состояние в данный момент. Каждая пара представляет собой шкалу, на которой испытуемый отмечает степень выраженности той или иной характеристики своего состояния.

Рекомендации к выполнению:

Студенты, получившие задание провести психодиагностику, с помощью преподавателя обеспечивают подготовку стимульного материала для испытуемых, консультируют однокурсников по проведению индивидуального анализа полученных диагностических данных.

Результат: определение особенностей развития познавательной сферы у студентов, представление обобщенных результатов диагностики на уроке.

Практическое занятие №2

Тема. Подбор и проведение диагностических методик для определения типа темперамента и изучения свойств нервной системы 

Цель: Применение теоретических знаний, полученных на уроке, в практике диагностирования.

Задание: Изучить с помощью тестов тип темперамента у студентов и изучить свойства нервной системы.

Теоретическая часть:

Исследования проблемы взаимосвязи межличностных отношений и свойств темперамента в студенческих группах имеет большое значение. Изучение их взаимосвязи способствует повышению качества подготовки специалистов и эффективности системы образования в целом. В данном случае взаимосвязь свойств темперамента и межличностных отношений является самостоятельной задачей, имеющей практическое и теоретическое значение.

Между уровнями развития межличностных отношений и свойствами темперамента существует взаимосвязь, которая определяется динамикой развития межличностных отношений (эмоциональной сплоченностью и ценностно-ориентационным единством) в студенческой группе.

Для определения экстраверсии - интроверсии, а также типов темперамента личности, была использована методика Айзенка.

Опросник предназначен для изучения индивидуально-психологических черт личности с целью диагностики степени выраженности свойств, выдвигаемых в качестве существенных компонентов личности: нейротизма, экстра - интроверсии и психотизма. Форма проведения эксперимента - групповая.

Испытуемым выдается:

- тест - опросник Айзенка.

Интерпретация результатов:

Методика содержит 4 шкалы: экстраверсии - интроверсии, нейротизма, психотизма и специфическую шкалу, предназначенную для оценки искренности испытуемого, его отношения к обследованию.

Айзенк рассматривал структуру личности как состоящую из трех факторов.

1. Экстраверсия - интроверсия. Характеризуя типичного экстраверта, автор отмечает его общительность, широкий круг знакомств, необходимость в контактах. Он действует под влиянием момента, импульсивен, вспыльчив, беззаботен, оптимистичен, добродушен, весел. Предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности. Чувства и эмоции не имеют строгого контроля, склонен к рискованным поступкам. На него не всегда можно положиться.

Типичный интроверт - это спокойный, застенчивый, интровертивный человек, склонный к самоанализу. Сдержан и отдален от всех, кроме близких друзей. Планирует и обдумывает свои действия заранее, не доверяет внезапным побуждениям, серьезно относится к принятию решений, любит во всем порядок. Контролирует свои чувства, его нелегко вывести из себя. Обладает пессимистичностью, высоко ценит нравственные нормы.

2. Нейротизм. Характеризует эмоциональную устойчивость или неустойчивость (эмоциональная стабильность или нестабильность). Нейротизм, по некоторым данным, связан с показателями лабильности нервной системы. Эмоциональная устойчивость - черта, выражающая сохранение организованного поведения, ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях. Характеризуется зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием большой напряженности, беспокойства, а также склонностью к лидерству, общительности. Нейротизм выражается в чрезвычайной нервности, неустойчивости, плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроений (лабильности), чувстве виновности и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеянности внимания, неустойчивости в стрессовых ситуациях. Нейротизму соответствует эмоциональность, импульсивность; неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, выраженная чувствительность, впечатлительность, склонность к раздражительности. Нейротическая личность характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам. У лиц с высокими показателями по шкале нейротизма в неблагоприятных стрессовых ситуациях может развиться невроз.

3. Психотизм. Эта шкала говорит о склонности к асоциальному поведению, вычурности, неадекватности эмоциональных реакций, высокой конфликтности, неконтактности, эгоцентричности, эгоистичности, равнодушию. Согласно Айзенку, высокие показатели по экстраверсии и нейротизму соответствуют психиатрическому диагнозу истерии, а высокие показатели по интроверсии и нейротизму - состоянию тревоги или реактивной депрессии. Нейротизм и психотизм в случае выраженности этих показателей понимаются в качестве "предрасположенности" к соответствующим видам патологии.

Высокие оценки по шкале экстраверсии-интроверсии соответствуют экстравертированному типу, низкие - интровертированному.

Привлекая данные из физиологии высшей нервной деятельности, Айзенк высказывает гипотезу о том, что сильный и слабый типы, по Павлову, очень близки к экстравертированному и интровертированному типам личности. Природа интро- и экстраверсии усматривается во врожденных свойствах центральной нервной системы, которые обеспечивают уравновешенность процессов возбуждения и торможения. Таким образом, можно вывести показатели темперамента личности, используя данные обследования по шкалам экстра-, интроверсии и классификации Павлова, который описал четыре классических типа:

Сангвиник - быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен. Чувства легко возникают и сменяются, эмоциональные переживания, как правило, неглубоки. Несколько непоседлив, нуждается в новых впечатлениях, недостаточно регулирует свои импульсы, не умеет строго придерживаться выработанного распорядка жизни, системы в работе. В связи с этим не может успешно выполнять дело, требующее равной затраты сил, длительного и методичного напряжения, усидчивости, устойчивости внимания, терпения.

Холерик - отличается повышенной возбудимостью, действия прерывисты. Ему свойственны резкость и стремительность движений, сила, импульсивность, яркая выраженность эмоциональных переживаний. Вследствие неуравновешенности, увлекшись делом, склонен действовать изо всех сил, истощаться больше, чем следует. При отсутствии духовной жизни холерический темперамент часто проявляется в раздражительности, аффективности, несдержанности, вспыльчивости, неспособности к самоконтролю при эмоциональных обстоятельствах.

Флегматик - характеризуется сравнительно низким уровнем активности поведения, новые формы которого вырабатываются медленно, но являются стойкими. Обладает медлительностью и спокойствием в действиях Настойчивый и упорный «труженик жизни», он редко выходит из себя, не склонен к аффектам, рассчитав свои силы, доводит дело до конца, ровен в отношениях, в меру общителен, не любит попусту болтать. В зависимости от условий в одних случаях флегматик может характеризоваться «положительными» чертами — выдержкой, глубиной мыслей, постоянством, основательностью и т.д., в других — вялостью, безучастностью к окружающему, ленью и безволием, бедностью и слабостью эмоций, склонностью к выполнению одних лишь привычных действий.

Меланхолик - у него реакция часто не соответствует силе раздражителя, присутствует глубина и устойчивость чувств, при слабом их выражении. Ему трудно долго на чем-то сосредоточиться. Сильные воздействия часто вызывают у меланхолика продолжительную тормозную реакцию (опускаются руки). Ему свойственны сдержанность и приглушенность моторики и речи, застенчивость, робость, нерешительность. В нормальных условиях меланхолик — человек глубокий, содержательный, может быть хорошим тружеником, успешно справляться с жизненными задачами. При неблагоприятных условиях может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного, ранимого человека, склонного к тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые вовсе этого не заслуживают.

 Методика Е.П.Ильина «Теппинг-тест «Дятел» позволяет определить силу нервных процессов. Сила нервных процессов является показателем работоспособности нервных клеток и нервной системы в целом. Сильная нервная система выдерживает большую по величине и длительности нагрузку, чем слабая. Методика основана на определении динамики максимального темпа движения рук. Такой простейший вид несловесных тестов, при выполнении которых человеку предлагается совершить простейшее действие, называется пробами (пробы).

Рекомендации к выполнению:

Студенты проводят психодиагностику (опросник), теппинг-тест, консультируют однокурсников по проведению индивидуального анализа полученных диагностических данных.

Результат: определение характера межличностных отношений в студенческой группе; выявление типа темперамента, зависимости межличностных отношений от типа темперамента; а также свойств нервной системы; представление обобщенных результатов диагностики на уроке.

Практическое занятие №3

Тема. Подбор и проведение диагностических методик по изучению черт характера и способностей.

Цель: Применение теоретических знаний, полученных на уроке, в практике диагностирования.

Задание: Изучить с помощью тестов особенности характера и способностей у студентов.

Теоретическая часть:

Характер – это совокупность устойчивых приобретаемых черт, обусловливающих типичное поведение человека в типичных обстоятельствах.

                                       Черты характера                                    Таблица 1.

Эмоциональные

Волевые

Интеллектуальные

Впечатлительность

Экспансивность

Горячность

Инертность

Выдержка

Решительность

Самостоятельность

дисциплинированность

Сообразительность

Любознательность

Находчивость

Убежденность

Акцентуация характера – это чрезмерное развитие отдельных черт характера, их усиленное проявление, приводящее к череде однотипных конфликтов.

Немецкий врач-психиатр К. Леонгард и русский врач-психиатр А. Личко в середине XX в. предложили свои типологии характеров людей. Леонгард распространил созданную им типологию на взрослых, а А. Е.Личко адресовал ее подросткам и юношам. Оба врача в основу своей типологии положили представление о типичных случаях проявления у людей акцентуированных черт характера, причем описания и терминологические определения соответствующих типов характеров у обоих авторов достаточно близки.

Для изучения черт характера и его акцентуаций используется тест-опросник Г. Шмишека и К. Леонгарда «Методика акцентуации характера и темперамента личности» (1970). Для количественной оценки результатов исследования используются программы Microsoft Excel.

В содержательном плане для студентов с циклотимным типом акцентуации свойственна частая смена настроения, зависимость от внешних событий, так, радостные события вызывают у них стремление к деятельности, повышенную говорливость, скачку идей, а печальные события — подавленность, замедленность реакций и мышления, смену манеры общения с окружающими людьми.

Для студентов с экзальтированным типом характерна крайняя впечатлительность, бурная реакция на жизнь, их внешние проявления отличаются большой интенсивностью, одинаково легко приходят в восторг от радостных событий и в отчаяние от печальных.

У  лиц с гипертимным типом акцентуации наблюдается чрезвычайная контактность, словоохотливость, выраженность жестов и мимики; такие люди склонны к борьбе за лидерство, озорству, поэтому они трудно уживаются в условиях жестокой дисциплины, так же они неусидчивы и подвижны, в связи с этим часто отвлекаются от важных вещей.

У демонстративных типов  главными особенностями являются жажда внимания к собственной персоне, легкость в установлении контактов, а также склонность к фантазерству, позерству и притворству.

Эмотивный тип характеризуется чувствительностью и глубокими реакциями в области тонких эмоций. Для них характерны эмоциональность, чувствительность, сопереживание людям, отзывчивость, мягкосердечность, впечатлительность, поэтому редко вступают в конфликты, обиды носят в себе.

У неуравновешенного типа преобладают такие черты, как нерациональность и импульсивность в поведении, у них крайне низкая терпимость в области социального взаимодействия.

Тревожному типу свойственна низкая контактность, робость,  покорность, люди такого типа пугливы и не уверены в себе, поэтому не могут  отстоять свою позицию в споре. Также выражено чувство долга и ответственности, высокие моральные и этические требования.  

Для возбудимого типа характерны такие черты, как недостаточная управляемость, ослабление контроля над влечениями и побуждениями, повышенная импульсивность. Для этого типа свойственны инстинктивность, гневливость, нетерпимость, склонность к конфликтам, поэтому у таких людей отмечается низкая контактность в общении.

Педантичный тип характеризуется пунктуальностью, аккуратностью, скурпулезностью, чистоплотностью и добросовестностью, склонен к частым самопроверкам, сомнениям в правильности выполнения работы, формализму.

Дистимный  тип отличается серьезностью, подавленностью настроения, медлительностью, слабостью волевых усилий,  пессимистическим отношением к будущему, заниженной самооценкой, низкой контактностью, немногословностью.

Способности – такие особенности человека, которые позволяют ему успешно овладевать тем или иным видом деятельности, профессией, совершенствоваться в них, эффективно выполнять функциональные обязанности в сложных ситуациях. Формирование способностей предполагает совершенствование внимания, памяти, творческого воображения, мышления и других психических процессов и свойств личности. Изучение способностей можно предложить с помощью методики «Твои способности».

Практическое занятие №4

Тема. Составление программы по самовоспитанию.

Цель: применение теоретических знаний, полученных на уроке, в практике составления индивидуальной воспитательной программы.

Задание: составить индивидуальную программу по самовоспитанию.

Теоретическая часть:

      Одним из средств работы над собой, является составление планов и программ, которые дают возможность конкретно планировать организацию процесса самовоспитания. Самостоятельное планирование работы над собой – процесс трудный,  требующий определенных навыков, поэтому необходимо целенаправленное педагогическое руководство.

      Этапы работы по проблеме.

Целенаправленная работа в данном плане позволит выделить следующие этапы в процессе руководства самовоспитанием:

I этап – побуждение у студентов стремления стать лучше, развить в себе

положительные качества личности, избавиться от отрицательных

качеств.

II этап – оказание помощи студентам в оценке самих себя, в анализе своей

жизни, познании своих положительных качеств и недостатков  (при

условии,, что у них есть желание стать лучше).

III этап – оказание помощи в разработке программы самовоспитания (при

условии, что поставлена цель и студент знает, что надо воспитывать в

себе и от чего избавиться).

IV этап – вооружение студентов методиками и примерами самовоспитания с

организацией упражнений, деятельности по выработке необходимых черт

характера, качеств личности.

V этап – самоконтроль.

        Структура процесса самовоспитания, его компоненты:

  • критический анализ, оценка своих недостатков и постановка конкретной цели самовоспитания;
  • разработка программы самовоспитания;
  • определение его методов;
  • аутотренинг, т.е. непосредственная работа личности над собой;
  • самоконтроль

Самообразование и самовоспитание всегда помогало личности создавать себя.

Программы по мере приобретения опыта самовоспитания, естественно, должны усложняться, совершенствоваться и становиться более долговременными. Пример. Занимаясь самовоспитанием, К. Д. Ушинский разработал для себя специальные правила, которые выступали в качестве программы его саморазвития:

  1. Спокойствие, совершенное, по крайней мере, внешнее.
  2. Прямота в словах и поступках.
  3. Обдуманность действия.
  4. Решительность.
  5. Не говорить о себе без нужды ни одного слова.
  6. Не проводить времени бессознательно; делать то, что хочешь, а не то, что случится.
  7. Издерживать только на необходимое или приятное, а не по страсти издерживать.
  8. Каждый вечер добросовестно давать отчет в своих поступках.
  9. Ни разу не хвастать, ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет.
  10.  Никому не показывать этого журнала.

 Намечая программу самовоспитания, необходимо также определить ее методы. Важнейшими из них являются следующие: а) самоубеждение, б) самообязательство, в) самокритика, г) мысленный перенос себя в положение другого человека (эмпатия, от греч. empatea - сопереживание), д) самопринуждение (самоприказ), ж) самонаказание и др. В чем же заключается сущность каждого из этих методов?

  Метод самоубеждения. Это убеждение себя в необходимости изжить недостаток с проговариванием вслух, например:  "Нехорошо давать слово и не держать его", "Надо постараться всегда держать свое слово" и т.д.

  Метод самовнушения. Это воздействие на собственную психику и чувства через внушение  вслух, как человек будет вести себя или каких действий не будет делать. Например, студент, который решил покончить со сквернословием, внушает себе, проговаривая вслух: "Я не допускаю сквернословия". Воздействие самовнушения, закрепившись в сознании и чувствах, определяет поведение человека.

  Самообязательство. Суть метода - студент, задавшись целью преодолеть у себя недостаток или выработать положительное качество, например, аккуратное и своевременное  выполнение практических заданий, берет на себя обязательство не проявлять поспешности, хорошо обдумывать порядок выполнения заданного материала, чтобы не допускать ошибок и поправок. Это самообязательство нужно неоднократно проговорить, чтобы оно закрепилось в сознании, что ведет к достижению намеченной цели и способствует формированию соответствующей привычки.

  Метод самокритики. Метод заключается в подвергании  себя самокритике с тем, чтобы мобилизовать волевые усилия к преодолению недостатка характера. Например, студент, обративший внимание на свою неорганизованность в учебе, начинает упрекать себя в этом: «Какой я неорганизованный, необходимо привести свои дела в порядок, чтобы быть успешным» и т.д. Самокритика практикуеся до того времени, пока не будет достигнута поставленная цель.

   Метод эмпатии, или мысленного переноса себя в положение другого человека, сопереживания его чувствам. Метод самовоспитания отзывчивости к людям, стремления к взаимопомощи.

   Самопринуждение, или самоприказ. Метод применяется, когда обучающийся чувствует у себя недостаток волевых усилий. Например, воспитание в себе силы воли с целью своевременного подьема по утрам и т.д.  

     Метод самонаказания. Применяется, когда человек делает те или другие отступления от намеченных им самим правил поведения. Формой контроля является самоотчет и самопроверка. Самоотчет может быть проведен первоначально перед своими друзьями, группой, а затем и перед самим собой.

         А.И. Кочетов в своих работах предлагает учащимся конкретный план работы над собой.  

                       

                                               

                    План работы над собой.                                                           Таблица 3

1-й этап

Определи общественную цель и смысл своей жизни. Мой нравственный идеал.

2-й этап

Познай самого себя. Какой я есть.

3-й этап

Определи программу-план самовоспитания.

Каким я должен стать.

4-й этап

Создать свой образ жизни

5-й этап

Тренируй себя вырабатывай необходимые качества, знания, умения и навыки.

6-й этап

Оцени результаты работы над собой, поставь новые задачи самовоспитания.

1.Девиз жизни.

1. Мои достоинства.

1.Требования ко мне родителей и педагогов.

Режим.

1.Распорядок дня.

2.Бережное отношение ко времени.

3.Гигиена труда и отдыха.

4.Правила жизни.

Тренировки, упражнения.

1.Самообязательства.

2.Задание самому себе ( на день, неделю, месяц).

3.Самоубеждение.

4.Самопринуждение.

5.Самообладаниею

6.Самоприказ.

Самоконтроль.

1.Самоанализ и самооценка работы над собой.

2.Самопоощрение или самонаказание.

3.Самосовершенствование программы самовоспитания.

2.Конечная цель моих стремлений и деятельности.

2.Мои недостатки.

2.Требование ко мне товарищей, коллектива.

3.Что люблю в людях и ненавижу.

3.Мои интересы и увлечения.

3.Требования к себе с позиции идеала и объективной самооценки

4.Духовные ценности человека.

4.Цель моей жизни.

4.Духовные ценности человека.

5.Отношение к учебе.

Выход:

Программа самовоспитания.

6.Отношение к труду.

7.Отношение к людям.

Выход:

объективная самооценка.

 

Рекомендации к выполнению:

Студенты, используя изученные методы самовоспитания, ориентируясь на примеры программ по самовоспитанию выдающихся личностей, составляют индивидуальные программы по самовоспитанию.

Результат: самопрезентация с представлением индивидуальной программы по самовоспитанию.

Практическое занятие №5

Тема. Подбор и проведение диагностических методик по изучению профессиональных интересов и склонностей.

Цель: Применение теоретических знаний, полученных на уроке, в практике диагностирования.

Задание: Изучить с помощью тестов профессиональные интересы и склонности у студентов.

Теоретическая часть:

В соответствии  со сложившейся системой организации учебно-воспитательного процесса на начальном этапе обучения в техникуме проводится работа по изучению профессионального интереса и профессионально значимых склонностей студентов первокурсников. В рамках изучения учебной дисциплины ОП.08 Психология личности и профессиональное самоопределение студенты проводят диагностику на практическом занятии. Для этой цели используется дифференциально-диагностический опросник Е.А.Климова, позволяющий определить влияние ведущей направленности личности на тип профессии и характеризовать способности личности в данный момент. В основу опросника Е.А.Климова положено деление всех существующих профессий на 5 типов  по признаку предмета или объекта, с которым взаимодействует человек в процессе труда.

Типы профессий классифицируются по направлениям:

1.Человек-природа – объект труда живые организмы, растения, животные,     биологические процессы.

2.Человек-техника – объект труда технические системы, машины, аппараты и  установки, материалы и энергия.

3.Человек-человек – объект труда люди, группы, коллективы.

4.Человек-знаковая система – объекты труда условные знаки, шифры, коды, таблицы.

5.Человек-художественный образ – объекты труда художественные образы, роли, элементы и особенности.

Профессионально значимые склонности определяются по анкете КОС Б.А.Федоршина, основная цель – выявить природные  организаторские и коммуникативные задатки студентов. Эти две методики позволят студентам целенаправленно развивать их компетенции по дисциплинам общепрофессионального цикла и междисцилинарных курсов, во внеурочной деятельности.

Исходя из специфики будущего вида деятельности, студенты должны иметь сформированную склонность к труду типа профессий «Человек-техника». Немаловажное значение  имеют коммуникативные и организаторские склонности личности. Коммуникативность, как черта характера, развивается на основе общительности, которая, закрепляясь в поведении, является предпосылкой для формирования таких качеств личности, как направленность на общение, интерес к людям, социальная перцепция, рефлексия, эмпатия. Все эти качества необходимы для работы в сфере профессии «человек- человек», а также в других сферах, где работа связана с  взаимодействием, руководством и общением.

 Не менее важны и организаторские склонности, которые проявляются  в способности к самостоятельному принятию решений, особенно в сложных ситуациях, инициативности в деятельности и общении, в планировании деятельности.

Рекомендации к выполнению:

Студенты проводят психодиагностику (опросник), анкетирование, консультируют однокурсников по проведению индивидуального анализа полученных диагностических данных.

Результат: выявление с помощью тестов профессиональных интересов и склонностей у студентов.

Практическое занятие №6

Тема. Проведение анкетирования «Оценка профессиональной направленности личности».

Цель: Применение теоретических знаний, полученных на уроке, в практике диагностирования.

Задание: Изучить с помощью анкеты профессиональные интересы и склонности у студентов.

Теоретическая часть:

Направленность выступает как системно-образующее качество личности, определяющее ее психологический склад. Именно в направленности выражаются цели, во имя которых действует личность, ее мотивы и субъективные отношения к различным сторонам действительности. Между развитием мотива и овладением деятельностью существуют сложные взаимоотношения. Формирование мотива опережает формирование деятельности, а иногда, наоборот, что сказывается и на результате овладения деятельностью. Каждый период жизни человека приводит к изменению мотивационной сферы.

Адекватная и сформированная мотивация выбора профессиональной деятельности оказывает существенное влияние на успешность профессионального обучения и на продуктивность деятельности.

В рамках данного практического занятия для выявления профессиональной направленности можно использовать анкету «Оценка профессиональной направленности личности».

Рекомендации к выполнению:

1) проанализировать информацию в вопросах №3 и №10, рассматривая сформированность (несформированность) представления о конкретном профессиональном желании, а также сочетание ответов на вопросы №3 и №10;

2) проанализировать степень понимания сущности выбранной профессии и осознанности, склонности по ответам на вопросы №1, №2, №5, №6, №9 и №14, в которых можно выявить отношение (связь) между имеющимся личным опытом и представлениями об особенностях будущей профессии.

Если особенности прошлого опыта деятельности совпадают с особенностью выбранной профессии, то можно говорить о достаточно высоком уровне сформированности профессионального самоопределения.

Результат: выявление и оценка с помощью анкетирования профессиональной направленности личности.



Предварительный просмотр:

Государственное профессиональное образовательное учреждение

 «Киселевский политехнический техникум»

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГПОУ КПТ

_______________ М.Н. Кузнецов

«___» ____________ 20 ___г.

КОМПЛЕКТ

КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

учебной дисциплины

ОПЦ.08 Психология личности и профессиональное самоопределение 

код и наименование

программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС)

среднего профессионального образования

23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей

код и наименование

г. Киселевск, 2019г.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Результатом изучения учебной дисциплины является сформированность общих и дополнительных профессиональных компетенций, необходимых для освоения профессиональной деятельности по ремонту и обслуживанию автомобилей.

Формой промежуточной аттестации по учебной дисциплине  является дифференцированный зачет. Результатом дифференцированного зачета является отметка.

1. Результаты изучения дисциплины, подлежащие проверке

1.1. Общие компетенции

В результате контроля и оценки по учебной дисциплине  осуществляется комплексная проверка следующих общих компетенций:

Таблица 1

Общие компетенции

Показатели оценки результата

ОК 2. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

- применять на практике полученные знания и навыки в различных условиях профессиональной деятельности и взаимодействия с окружающими;

ОК 3. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.

- на основе анализа современного рынка труда и требований специальности осуществлять осознанный, адекватный профессиональный выбор и выбор собственного пути профессионального обучения;

ОК 4. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

- использовать простейшие приемы развития и тренировки психических процессов, а также приемы психической саморегуляции в процессе деятельности и общения;

ОК 5. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста

- использование информационно-коммуникацион-ных технологий в профессиональной деятельности;

- успешно реализовывать свои возможности и адаптироваться к новой социальной, образовательной и профессиональной среде.

ОК 6. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.

 – планировать и составлять временную перспективу своего будущего.

1.2. Профессиональные компетенции

В результате контроля и оценки по учебной дисциплине  осуществляется комплексная проверка следующих профессиональных компетенций:

Таблица 2

Профессиональные компетенции

Показатели оценки результата

ПК 1.1 Определять техническое состояние автомобильных двигателей

- владение навыками ведения беседы с заказчиком для выявления его жалоб на работу автомобиля;

ПК 2.1 Осуществлять техническое обслуживание автомобильных двигателей

- знание психологических основ общения с заказчиками;

- знание психологических основ деятельности водителя.

Дополнительные профессиональные компетенции

Показатели оценки результата

ДПК 08.1. Принимать правильные  решения в профессиональной деятельности

– владение основной  терминологией, основами и сущностью профессионального самоопределения;

– умение выделять основные принципы и технологии выбора профессии;

– использование методов и форм  поиска необходимой информации для эффективной организации учебной и будущей профессиональной деятельности.

ДПК 08.2. Соотносить личностные особенности с профессиональным самоопределением.

- применение в жизни основных способов и приемов развития психических процессов и управления собственными психическими состояниями, базовых механизмов психической регуляции поведения человека:

– способность анализировать современное состояние рынка труда, мира профессий и предъявляемых профессией требований к психологическим особенностям человека, его здоровью;

1.2.  «Уметь – знать»

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

уметь:

У 1. Применять на практике полученные знания и навыки в различных условиях профессиональной деятельности и взаимодействия с окружающими.

У 2. Использовать простейшие приемы развития и тренировки психических процессов, а также приемы психической саморегуляции в процессе деятельности и общения.

У 3. На основе анализа современного рынка труда, ограничений здоровья и требований профессий осуществлять осознанный, адекватный профессиональный выбор и выбор собственного пути профессионального обучения.

У 4. Планировать и составлять временную перспективу своего будущего.

У 5. Успешно реализовывать свои возможности и адаптироваться к новой социальной, образовательной и профессиональной среде.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

знать:

З 1. Необходимую терминология, основы и сущность профессионального самоопределения.

З   2. Простейшие способы и приемы развития психических процессов и управления собственными психическими состояниями, основные механизмы психической регуляции поведения человека.

З 3. Современное состояние рынка труда, мир профессий и предъявляемых профессией требований к психологическим особенностям человека, его здоровью.

З  4. Методы и формы поиска необходимой информации для эффективной организации учебной и будущей профессиональной деятельности.

2.  Форма  промежуточной аттестации по учебной дисциплине – дифференцированный зачет в 1-м семестре.

3. Оценка освоения курса учебной дисциплины  

3.1. Общие положения

Основной целью оценки изучения курса учебной дисциплины  является оценка умений и знаний.

Оценка изучения  курса учебной дисциплины осуществляется с использованием следующих форм и методов контроля: устного и письменного опроса; оценки результатов выполнения практических занятий.

 

3.2. Вопросы для оценки освоения учебной дисциплины:

Проверяемые результаты обучения:  Умения:  У 1-У 5.  Знания:  З 1-З 4

 

  1. Дайте определения  понятиям «профессиональная деятельность», «профессиональное самоопределение».
  2. Охарактеризуйте кратко сущность профессионального самоопределения.
  3. Раскройте понятия субъект труда, объект труда.
  4. Назовите основные задачи профессионального самоопределения и пути  их решения.
  5. Основные принципы выбора профессии.
  6. Характеристика понятий «личность», соотношение понятий «личность», «человек», «индивид», «индивидуальность».
  7. Понимание личности в отечественной и зарубежной психологии.
  8. Понятие Я-концепции, самосознание.
  9. Способы управления собственными психическими состояниями.
  10. Понятие и виды психических процессов. Сущность волевой регуляции деятельности.
  11. Понятие направленности личности, мотивы.
  12. Понятие темперамента и характера. Их отличительные особенности.
  13. Развитие способностей, их виды.
  14. Условия личностной самореализации.
  15. Кризисы и конфликты в жизни человека. Способы разрешения.
  16. Показатели и критерии воспитанности.
  17. Стадии профессионального самоопределения.
  18. Понятия «профессия», «специальность», «квалификация», «должность».
  19. Классификация профессий.
  20. Понятие «профессиональная пригодность». Степени профессиональной пригодности.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

5 «отлично» - обучающийся владеет знаниями, умениями, превышающими 90% содержания Государственных требований по дисциплине; студент показал всестороннее, систематическое, глубокое знание и понимание учебно-программного материала, легко ориентируется в нём, грамотно, логично излагает учебный материал, высказывает и обосновывает свои суждения, умеет увязывать теорию с практикой; усвоил взаимосвязь основных понятий дисциплины и их значение для приобретаемой профессии; проявил творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала;

4 «хорошо» - объем знаний и умений обучающегося составляет 80 - 89% содержания Государственных требований по дисциплине;

3 «удовлетворительно» - обучающийся владеет знаниями и умениями в объеме 70 – 79 % содержания Государственных требований по дисциплине;

2 «неудовлетворительно» - объем знаний и умений обучающегося составляет менее 70% содержания Государственных требований по дисциплине.

УСЛОВИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ

Предложено 20 вопросов. Каждый билет на дифференцированном зачете состоит из двух вопросов

Время на подготовку – 20 минут.

Литература для обучающегося:

Основные источники:

1. Усольцева, И. В. Психофизиологические основы деятельности водителя. Базовый цикл

[Текст]: учебник водителя транспортных средств всех категорий и подкатегорий / И. В. Усольцева. – М.: Издательский центр «Академия», 2019. – 192 с.

Интернет-ресурсы:

1.. Мандель, Б. Р. Психология личности [Электронный ресурс]: учеб. пособие. - М.: Вузовский учебник; ИНФРА-М, 2014. - 236 с. - Режим доступа  http://znanium.com/catalog/product/444530 - Вход свободный. - Загл. с экрана:   28.01.2019 г.

2. Научная электронная библиотека [Электронный ресурс]: портал. - Режим доступа: http://www.ido.edu.ru/psychology/ - Вход свободный. - Загл. с экрана. - 27.01.2019.

3. Психология личности и деятельности педагога [Электронный ресурс]: учебное пособие / Духновский С.В. – М: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-   М, 2016. - 300 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/542258- Вход свободный. - Загл.с экрана.- 28.01.2019

4. Психология личности [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов вузов / Гуревич     П.С. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 559 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/882337 - Вход свободный. - Загл. с экрана. – 28.01.2019

5. Психология саморазвития личности [Электронный ресурс]: монография / Щукина М.А.   -         СПб:СПбГУ, 2015. - 348 с.: Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/941690 - Вход свободный. - Загл. с экрана. – 28.01.2019

6. Российская государственная библиотека [Электронный ресурс]: портал. Режим доступа: http://www.rsl.ru/ - Вход свободный. - Загл. с экрана. - 27.01.2019.

7. Современная практическая психология в обеспечении ресурсов самореализации личности [Электронный ресурс]: Монография / Обухова Ю.В. - Ростов-на-Дону: Южный федеральный университет,2016. - 305 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/996774 - Вход свободный. - Загл. с экрана. – 28.01.2019

8. Теория и практика развития профессионального самоопределения студентов [Электронный ресурс]: монография / Козловская С.Н., - 2-е изд., перераб. и доп. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 145 с.: - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/5488 - Вход свободный. - Загл. с экрана. – 28.01.2019.

9. Формирование творческого мышления как фактор профессионального становления личности и проблема современного образования [Электронный ресурс]:интернет-журнал "Науковедение", Вып. 2 (21), 2014. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/480153 - Вход свободный. - Загл. с экрана. – 28.01.2019.

10. Электронная библиотека [Электронный ресурс]: портал. - Режим доступа:

http://www.auditorium.ru/ - Вход свободный. - Загл. с экрана. - 27.01.2019.

      Разработчик:

      ГПОУ «Киселевский политехнический техникум»

                                                               преподаватель _____________Е.П. Тарасова



Предварительный просмотр:

ГПОУ «Киселёвский политехнический техникум»

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Преподаватель:             Тарасова Елена Петровна

Учебная дисциплина:   ОПЦ.08 Психология личности и профессиональное самоопределение

Коды формируемых компетенций: ОК 01 - ОК 06; ПК 1.1, ПК 2.1, ДПК 08.1, ДПК 08.2

Профессия:   23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей

Группа: МР - 191

Составлен на основе ФГОС СПО, в соответствии с программой дисциплины «Психология личности и профессиональное самоопределение», утвержденной в 20 19 г.

Рассмотрен на заседании методической цикловой комиссии преподавателей специальных дисциплин

Протокол № _1_  от «_29_»_08_ 2019 г.

Председатель МЦК преподавателей специальных дисциплин: _______________ Томилина Н.П.

Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

                                                                                                                                                   Таблица 1

Курс, семестр

Учебная нагрузка обучающихся

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная работа обучающихся

Обязательная аудиторная нагрузка

Всего часов

в т.ч.

Лекции, уроки

Практические занятия

Курсовая работа (проект для СПО)

1

32

-

32

26

6

 -

 

Содержание обучения по учебной дисциплине

                                                                                                                                                    Таблица 2

№ занятия

Наименование разделов, тем, занятий

Обязательная учебная нагрузка

Материальное и информац-ое обеспечение занятий

(№ позиций из таб. 3а, 3б, 3в)

Примечание

Кол-во часов

Вид занятия

1

2

3

4

5

10

1.

Понятие «профессиональная деятельность»

1

Лекция

МТО 1 – 5;

ОИ3, ОИ4;

ДИ1, ИР - ИР 3

2.

Сущность профессионального самоопределения

1

Лекция

3.

Структура профессиональной деятельности

1

Лекция

МТО 1 – 5;

ОИ3, ОИ4;

ДИ1, ИР1- ИР 3

4.

Основные задачи профессионального самоопределения

1

Беседа

5.

Структура личности в отечественной психологии

1

Лекция

МТО 1-5

ОИ3, ОИ4;

ДИ1, ИР1 - ИР 3

6.

Структура личности в зарубежной психологии

1

Лекция

МТО 1-5

ОИ3, ОИ4;

ДИ1, ИР1 - ИР 3

7.

Понятие Я-концепции, самосознание.

1

Лекция

МТО 1 – 5;

ОИ1 – ОИ3;

ДИ1 – ДИ3

ИР1-ИР3

8.

Механизмы психологических защит.

1

Лекция

9.

Психические состояния

1

Урок-дискуссия

МТО 1 – 5;

ОИ1 – ОИ3;

ДИ1 – ДИ3

ИР1-ИР3

10.

Управление собственными психическими состояниями

1

Урок-дискуссия

11.

Психические процессы

1

Лекция

МТО 1 – 5;

ОИ1 – ОИ3;

ДИ1 – ДИ3

ИР1-ИР3

12.

Виды психических процессов

1

Лекция

13.

Понятие воли

1

Лекция

МТО 1 – 5;

ОИ1 – ОИ3;

ДИ1 – ДИ3

ИР1-ИР3

14.

Сущность волевой регуляции деятельности

1

Лекция

МТО 1 – 5;

ОИ1 – ОИ3;

ДИ1 – ДИ3

ИР1-ИР3

15.

Темперамент. Типологии

1

Лекция

МТО 1 – 5;

ОИ1 – ОИ3;

ДИ1, ИР1-ИР3

16.

Характер. Типологии.

1

Лекция

     17.

Направленность личности: мотивы, интересы

1

Лекция

МТО 1 – 5;

ОИ1 – ОИ3;

ДИ1, ИР1-ИР3

    18.

Направленность личности: склонности, способности

1

Лекция

    19.

Практическое занятие №1

1.Диагностика

познавательных процессов

1

Практический

МТО 1 – 5;

ОИ1 – ОИ3;

ИР1-ИР3

    20.

Практическое занятие №2

2.Диагностика

эмоционально-волевой сферы личности

1

Практический

МТО 1 – 5;

ОИ1 – ОИ3;

ИР1-ИР3

21.

Самопознание

1

Урок-дискуссия

МТО 1 – 5;

ОИ1 – ОИ3;

ДИ1 – ДИ2;

ИР1-ИР3


22.

Условия личностной самореализации

1

Урок-дискуссия

МТО 1 – 5;

ОИ1 – ОИ3;

ДИ1 – ДИ2;

ИР1-ИР3

23.

Стадии профессионального самоопределения по Климову.

1

Лекция

МТО 1 – 5;

ОИ3 – ОИ4;

ДИ1 – ДИ2;

ИР1 – ИР3

24.

Стадии профессионального самоопределения по Пряжникову

1

Лекция

МТО 1 – 5;

ОИ3 – ОИ4;

ДИ1 – ДИ2;

ИР1 – ИР3

25.

Практическое занятие №3

Диагностика интересов личности

1

Практический

МТО 1 – 5;

ОИ3 – ОИ4;

ДИ1 – ДИ2;

ИР1 – ИР3

26.

Практическое занятие №4

Диагностика профессиональных склонностей

1

Практический

МТО 1 – 5;

ОИ3 – ОИ4;

ДИ1 – ДИ2;

ИР1 – ИР3

27.

Понятие профессиональной пригодности

1

Лекция

МТО 1 – 5;

ОИ3 – ОИ4;

ДИ1 – ДИ2;

ИР1 – ИР3

28.

Степени профессиональной пригодности

1

Лекция

МТО 1 – 5;

ОИ3 – ОИ4;

ДИ1 – ДИ2;

ИР1 – ИР3

29.

Практическое занятие №5

Анкетирование  «Оценка профессиональной направленности личности»

1

Практический

МТО 1 – 5;

ОИ3 – ОИ4;

ДИ1 – ДИ2;

ИР1 – ИР3

30.

Практическое занятие №6

Анкетирование  «Мотивы поступления в техникум»

1

Практический

МТО 1 – 5;

ОИ3 – ОИ4;

ДИ1 – ДИ2;

ИР1 – ИР3

31-32

Дифференцированный зачет

2

Урок-зачет

МТО 1 – 5;

ОИ1 – ОИ4;

ДИ1 – ДИ2;

ИР1 – ИР3

Всего:

32

           Материально-техническое обеспечение занятий

   Таблица 3а

№ п/п

Материально-техническое обеспечение занятий

МТО-1

Рабочее место преподавателя

МТО-2

Посадочные места обучающихся (по количеству мест)

МТО-3

Учебная доска

МТО-4

Учебники

МТО-5

Учебно-методические рекомендации и разработки

Информационное обеспечение обучения

Основные источники (ОИ)

Таблица 3б

№ п/п

Наименование

Автор

Издательство. Год издания

ОИ 1

Психология личности: Учеб. пособие.

Мандель, Б. Р. 

ИНФРА-М. 2014.

ОИ 2

Психология личности: Учебное пособие для студентов вузов.

Гуревич П.С.

М.:ЮНИТИ-ДАНА. 2015.

ОИ 3

Психология саморазвития личности: Монография.

Щукина М.А.

СПб:СПбГУ. 2015

ОИ 4

Теория и практика развития профессионального самоопределения студентов: Монография

Козловская С.Н.

М.:НИЦ ИНФРА-М. 2016.

Дополнительные источники (ДИ)

Таблица 3в

№ п/п

Наименование

Автор

Издательство. Год издания

 ДИ 1

Психология личности и деятельности педагога: Учебное пособие.

Духновский С.В.

М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М. 2016 г.

ДИ 2

Современная практическая психология в обеспечении ресурсов самореализации личности: Монография.

Обухова Ю.В.

Ростов-на-Дону: Южный федеральный университет. 2016.

Интернет –ресурсы (И-Р)

И-Р 1. Научная электронная библиотека – крупнейший российский информационный портал в области науки  [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ido.edu.ru/psychology

И-Р 2. Российская государственная библиотека [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rsl.ru/

И-Р 3. Электронная библиотека портала Auditorium.ru [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.auditorium.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерная программа адаптационной учебной дисциплины - Психология личности и профессиональное самоопределение

Адаптационный учебный цикл состоит из адаптационных дисциплин, перечень дисциплин адаптационного учебного плана определяется образовательной организацией самостоятельно, исходя из особенностей континг...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ « ОП.03 ЦВЕТОВЕДЕНИЕ» основной профессиональной образовательной программы по специальности Профессиональный цикл 54.02.02.– «Художественная керамика»

Учебно-методический комплекс по дисциплине "Цветоведение" является частью Основной образовательной программы ФГБУ СПО СКУД по специальности 54.02.02.Декоративно приклакдное искусство и народные промыс...

Календарно-тематическое планирование по дисциплине ОГСЭ.05 Психология личности и профессиональное самоопределение

Календарно-тематическое планирование адаптированной рабочей программы дисциплины ОГСЭ.05 Психология личности и профессиональное самоопределение разработана на основе Федерального государственного обра...

Контрольно- оценочные средства по ОП.15 Психология личности и профессиональное самоопределение

Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу ОП.15 Психология личности и профессиональное самоопределение. КОС вк...

Рабочая программа по дисциплине ОГСЭ.06. Психология личности и профессиональное самоопределение для специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование

Представлена рабочая программа по дисциплине ОГСЭ.06 Психология личности и профессиональное самоопределение, разработанная для специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование. Програм...

Методические рекомендации для практических занятий по дисциплине ОГСЭ.06 Психология личности и профессиональное самоопределение для специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование

Методические рекомендации для практических работ по ОГСЭ.06 Психология личности и профессиональное самоопределение для специальности 09.02.07 Информационные системы и программированиеразработаны на ос...