Рабочая программа по дисциплине ОГСЭ.06. Психология личности и профессиональное самоопределение для специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование
рабочая программа

Новожен Любовь Викторовна

Представлена рабочая программа по дисциплине ОГСЭ.06 Психология личности и профессиональное самоопределение, разработанная для специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование. Программа расчитана на 54 часа, из которых 34 часа-изучение теории и 20 часов - праактические занятия. Программа включет в себя изучение таких разделов прихологии, как психологии личности, а также профориентации, профессионального самоопределения для студентов выпускных групп. Программа может быть полезна для педагогов-психологов, преподавателей психологии для осуществления профессиональной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Московской области «Можайский техникум»

Утверждена приказом руководителя

 образовательной организации

№ _______ от ___________________

 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОГСЭ.06 ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

Можайск, 2021г.


РАССМОТРЕНО

……………………..

СОГЛАСОВАНО

……………………….

Протокол №_____

«____» ___________ 20__ г.

__________ /____________ /

«____» ____________ 20__ г.

_______________/_________/

Программа учебной дисциплины ОГСЭ.06 Психология личности и профессиональное самоопределение разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 09.02.07. Информационные системы и программирование, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 декабря 2016 года, № 1547.

Организация-разработчик: ГБПОУ МО «Можайский техникум»

Разработчик: Новожен Л.В. - преподаватель

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
  2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОГСЭ.06 Психология личности и профессиональное самоопределение»

1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:         

Учебная дисциплина «ОГСЭ.06 Психология личности и профессиональное самоопределение» является обязательной частью гуманитарного и социально-экономического цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 09.02.07. Информационные системы и программирование.

Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК1, ОК2, ОК5, ОК6, ОК8, ОК9, ОК11, ЛР4-8, ЛР13, ЛР14.

1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:

В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания

Код

ПК, ОК, ЛР

Знания

Умения

ОК1, ОК2, ОК5, ОК6, ОК8, ОК9, ОК11, ЛР4-8, ЛР13, ЛР14

- необходимую терминологию, основы и сущность профессионального самоопределения;

- простейшие способы и приемы развития психических процессов и управления собственными психическими состояниями, основные механизмы психической регуляции поведения человека;

- современное состояние рынка труда, мир профессий и предъявляемых профессией требований к психологическим особенностям человека, его здоровью;

- основные принципы и технологии выбора профессии;

- методы и формы поиска необходимой информации для эффективной организации учебной и будущей профессиональной деятельности.

- применять на практике полученные знания и навыки в различных условиях профессиональной деятельности и взаимодействия с окружающими;

- использовать простейшие приемы развития и тренировки психических процессов, а также приемы психической саморегуляции в процессе деятельности и общения;

- на основе анализа современного рынка труда, ограничений здоровья и требований профессий осуществлять осознанный, адекватный профессиональный выбор и выбор собственного пути профессионального обучения;

-планировать и составлять временную перспективу своего будущего;

-успешно реализовывать свои возможности и адаптироваться к новой социальной, образовательной и профессиональной среде

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебной дисциплины

54

в т.ч. в форме практической подготовки

в т. ч.:

теоретическое обучение

34

практические занятия (если предусмотрено)

20

Самостоятельная работа

-

Промежуточная аттестация

2

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем

в часах

Коды компетенций и личностных результатов[1], формированию которых способствует элемент программы

1

2

3

4

Тема 1.

Психология профессиональной

деятельности. Сущность профессионального

самоопределения.

Содержание учебного материала

5

ОК1, ОК2, ОК5, ОК6, ОК8, ОК9, ОК11, ЛР4-8, ЛР13, ЛР14

1.Основные понятия психологии труда и психологии профессиональной деятельности: профессиональный ориентация, профессиональный отбор кадров, профессиограмма.

1

2.Профессиональное самоопределение: факторы и условия формирования.  

1

3. Психологические особенности кризисов становления профессионального самоопределения личности

1

Практические и лабораторные занятия

2

ПЗ 1. Понятия индивид, индивидуальность, личность в психологии

1

ПЗ 2. Кризисы развития личности в психологии

1

Самостоятельная работа обучающихся

-

Тема 2.

Проблемы выбора.

Профессиональная непригодность.

Содержание учебного материала

7

ОК1, ОК2, ОК5, ОК6, ОК8, ОК9, ОК11, ЛР4-8, ЛР13, ЛР14

1.Целеполагание как основа правильного выбора профессии: цели, задачи и средства профессиональной ориентации.

1

2.Профессиональная пригодность и непригодность. Желания и возможности человека при выборе будущей профессии.

1

3. Профессиональное выгорание и его профилактика

1

4.Профессиограмма: определение, виды профессиограмм различных профессий.

1

5. Профессиограмма программиста. Принципы составления резюме.

1

Практические и лабораторные занятия

2

ПЗ 3. Создание профессиограммы программиста

1

ПЗ 4. Самопрезентация. Составление резюме

1

Самостоятельная работа обучающихся

-

Тема 3.

Технология выбора профессии.

Правильные ориентиры.

Содержание учебного материала

4

ОК1, ОК2, ОК5, ОК6, ОК8, ОК9, ОК11, ЛР4-8, ЛР13, ЛР14

1. Диагностика профессиональной ориентации:  карта интересов,  матрица выбора профессии,  опросник Е.А. Климова.

1

2. Диагностика профессиональной ориентации:  оценка готовности к профессиональному самоопределению.

1

Практические и лабораторные занятия

2

ПЗ 5. Самодиагностика профессиональной ориентации: опросник Е.А. Климова

1

ПЗ 6. Самодиагностика: оценка готовности к профессиональному самоопределению

1

Самостоятельная работа обучающихся

-

Тема 4.

 Личностные регуляторы выбора профессии.

 Понятие о личности, ее структуре

Содержание учебного материала

5

ОК1, ОК2, ОК5, ОК6, ОК8, ОК9, ОК11, ЛР4-8, ЛР13, ЛР14

1.Теории личности: бихевиоризм, психоаналитическая теория, гуманистическая концепция. Личность с точки зрения разных концепций.  

1

2.Структуры личности и их характеристики: способности, темперамент, характер, воля, эмоции, мотивация, направленность, ценностные ориентации.

1

   3. Мотивы выбора профессии и личностные особенности

1

Практические и лабораторные занятия

2

ПЗ 7. Анализ основных положений теорий личности (бихевиоризм, психоанализ, гуманистическая концепция и др.)

1

ПЗ 8. Самодиагностика ценностных ориентаций

1

Самостоятельная работа обучающихся

-

Тема 5.

Психические процессы и волевая

регуляция деятельности человека 

Содержание учебного материала

5

ОК1, ОК2, ОК5, ОК6, ОК8, ОК9, ОК11, ЛР4-8, ЛР13, ЛР14

1.Психические процессы: познавательные, эмоциональные, волевые.  

1

2.Воля как регулятор человеческой деятельности: понятие и характеристики.

  Структура волевой регуляции деятельности человека.

1

3.Способности.

1

Практические и лабораторные занятия

2

ПЗ 9. Эмоции и чувства

1

ПЗ 10. Самодиагностика воли

1

Самостоятельная работа обучающихся

-

Тема 6.

Характер, темперамент и        

направленность личности.

Содержание учебного материала

6

ОК1, ОК2, ОК5, ОК6, ОК8, ОК9, ОК11, ЛР4-8, ЛР13, ЛР14

1.Характер: понятие, особенности, свойства.  Характер и система отношений личности.

1

2.Отличие характера от темперамента. Исторические типы темперамента.

1

3.Направленность личности и мотивация. Основные составляющие направленности.

1

4.Диагностика черт характера и темперамента.

1

Практические и лабораторные занятия

2

ПЗ 11. Самодиагностика характера: тест Леонгарда-Шмишека

1

ПЗ 12. Самодиагностика темперамента:  тест Айзенка

1

Самостоятельная работа обучающихся

-

Тема 7. Познание задатков и способностей.

Содержание учебного материала

6

ОК1, ОК2, ОК5, ОК6, ОК8, ОК9, ОК11, ЛР4-8, ЛР13, ЛР14

1.Основные признаки задатков и способностей.  

1

2.Механизмы формирования способностей.

1

3.Виды задатков и способностей.  

1

4.Условия развития способностей

1

Практические и лабораторные занятия

2

ПЗ 13. Изучение задатков и способностей в теориях отечественных психологов (С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, А.В. Петровский, Ю.Б. Гиппенрейтер и др.)

1

ПЗ 14. Понятия одаренности, таланта, их формирование и развитие

1

Самостоятельная работа обучающихся

-

Тема 8. Самопознание.

Самовоспитание личности

Содержание учебного материала

5

ОК1, ОК2, ОК5, ОК6, ОК8, ОК9, ОК11, ЛР4-8, ЛР13, ЛР14

1.Самопознание и Я-концепция (Образ Я): структура и свойства.

1

2.Многообразие способов самопознания: самонаблюдение и рефлексия.

1

3.Самовоспитание  личности как формирование волевых качеств.

1

Практические и лабораторные занятия

2

ПЗ 15. Образа Я. Самонаблюдение, самопознание, рефлексия

2

Самостоятельная работа обучающихся

-

Тема 9.

Профессиональное самоопределение на разных стадиях возрастного развития

человека. Особенности юношеского периода

Содержание учебного материала

5

ОК1, ОК2, ОК5, ОК6, ОК8, ОК9, ОК11, ЛР4-8, ЛР13, ЛР14

1.Этапы профессионального самоопределения и возрастная динамика выбора профессии.

1

2.Мотивы и факторы выбора профессии среди молодежи.  

1

3.Консультации по профориентации для молодежи.  

1

Практические и лабораторные занятия

2

ПЗ 16. Составление плана консультации школьника по вопросам выбора профессии

1

ПЗ 17. Составление плана консультации студента по вопросам профессионального  роста и дальнейшего профессионального самоопределения

1

Самостоятельная работа обучающихся

-

Тема 10. Профессия, специальность,

специализация.

Основные классификации профессий

Содержание учебного материала

4

ОК1, ОК2, ОК5, ОК6, ОК8, ОК9, ОК11, ЛР4-8, ЛР13, ЛР14

1.Современный рынок труда и основные классификации профессий: классификация Е.А. Климова,  классификация Дж. Голланда,  классификации по условиям, целям и средствам труда.

1

2. Основные отличия профессии, специальности и специализации. Многообразие профессий на современном рынке труда.

1

Практические и лабораторные занятия

2

ПЗ 18. Анализ данных современного рынка труда

1

ПЗ 19. Актуальные профессии и профессии будущего.

1

Самостоятельная работа обучающихся

-

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

2

Всего:

54

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:

Кабинет «Социально-экономических дисциплин», оснащенный оборудованием:

- учебная мебель;

- рабочие места для обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект наглядных пособий, в том числе информационных стендов, и учебно-методической документации;

техническими средствами обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением, с возможностью подключения к сети "Интернет", в том числе с обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду;

- комплект интерактивной проекционной системы (проектор, экран, колонки);

- сканер,

- принтер.

3.2. Информационное обеспечение реализации программы

Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендованные ФУМО, для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список, может быть дополнен новыми изданиями.

3.2.1. Основные печатные издания

1. Организация и методика производственного обучения: профориентология: учеб. пособие для среднего профессионального образования/Н.С.Пряжников. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 405 с.- (Профессиональное образование).

2.Психология: учеб.для студ.учреждений сред.проф.образования/(И.В. Дубровина, Е.Е.Данилова, А.М. Прихожан, А.Д.Андреева); под ред. И.В. Дубровиной. -17-е изд., стер. –М.: Издательский центр «Академия», 2019. – 496 с.

3. Психология: учебник и практикум для СПО/А.С.Обухов (и др.); общей редакцией А.С. Обухова. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019 – 404 с.

4.Профессиональное самоопределение – дорога в постиндустриальный мир: Монография / Авторы-составители: В.М. Жураковский, В.Г. Мартынов, А.А. Туманов – М.: Издательский центр РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина, 2021. – 162 с.

5.Профессиональная ориентация: учебник и практикум для СПО/С.В. Панина, Т.А. Макаренко. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018 – 312 с..- серия: Профессиональное образование.

  1. Основные электронные издания

  1. Дополнительные источники

1.Ананьева         Т.В.         Профильное         обучение как         фактор профессионального самоопределения старших подростков// Методист, 2009.

2.Балашова И.А. Профориентационная деятельность образовательных учреждений // Справочник руководителя образовательного учреждения, 2008.

3. Гулевич Л.А. Предпрофильная         подготовка         как         взаимосвязанность         и взаимозависимость процессов образования и профориентации \\ Профильная школа. – 2007, № 5, с. 3-7.

4. Долматова, С.В. Сознательный выбор профессии как признак личностной зрелости субъекта / С.В. Долматова. Материалы научн. конференции. - М.: Норма, 2014. - 385 с.

5.Зеер, Э.Ф. Психология профессий. / Э.Ф. Зеер. - Екатеринбург: Деловая книга, 2009. - 234 с.

6. Зеер, Э.Ф. Профессионально-образовательное пространство личности. / Э.Ф. Зеер. - Екатеринбург: Деловая книга, 2012. - 248 с.

7.Исмагилова, Ф.С. Основы профессионального консультирования. / Ф.С. Исмагилова. - М.: Аспект Пресс, 2013. - 391 с.

8.Корягин А.М., Бариева Н.Ю. Самопрезентация при трудоустройстве. – М.: 2008.

9.Корягин А.М., Бариева Н.Ю. Тренинг уверенного поведения.- М.: 2010

10.Селевко Г.К., Соловьева О.Ю. Найди свой путь: учебное пособие для предпрофильного обучения. – Ярославль ИРО, 2006

11.Соловцова         Е.         Профессиональная         ориентация,         деятельность         и личностная одаренность// Народное образование, 2006, №8, стр. 189-193

12.Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности – СПб.: Питер, 2001.- 608 с.

13.Профессиональная ориентация учащихся/Сост. О.А. Хаткевич. Мн.: Изд. ООО «Красико-Принт». – 2004.

14.Чистякова С.Н. Профессиональное самоопределение. – М.: Академия, 2010.

15.Чистякова С.Н. Родичев Н.Ф. Профессиональное самоопределение: от учебы к профессиональной карьере. – М.: Академия, 2010.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения

Критерии оценки

Методы оценки

Знания:

- необходимую терминологию, основы и сущность профессионального самоопределения;

- простейшие способы и приемы развития психических процессов и управления собственными психическими состояниями, основные механизмы психической регуляции поведения человека;

- современное состояние рынка труда, мир профессий и предъявляемых профессией требований к психологическим особенностям человека, его здоровью;

- основные принципы и технологии выбора профессии;

- методы и формы поиска необходимой информации для эффективной организации учебной и будущей профессиональной деятельности.

Демонстрирует знания:

- называет, перечисляет основные теоретические положения,

- приводит примеры,

- использует профессиональные термины,

- способен их использовать для решения профессиональных задач (применение знаний)

-усвоил теоретическую стороны психологии личности и профессионального самоопределения

Критерии:

- правильность,

- полнота,

- самостоятельность,

- использование профессиональной терминологии

Формы текущего контроля:

- устный опрос;

- фронтальный опрос;

- собеседование;

-наблюдение и оценка результатов выполнения домашних заданий;

- оценка результатов самостоятельной работы;

-оценка результатов выполнения практической работы;

- самостоятельная работа в виде письменных ответов на проблемные вопросы или задачи;

- тестирование по изученному материалу.

Формы промежуточной аттестации:

Дифференцированный зачет

Умения:

- применять на практике полученные знания и навыки в различных условиях профессиональной деятельности и взаимодействия с окружающими;

- использовать простейшие приемы развития и тренировки психических процессов, а также приемы психической саморегуляции в процессе деятельности и общения;

- на основе анализа современного рынка труда, ограничений здоровья и требований профессий осуществлять осознанный, адекватный профессиональный выбор и выбор собственного пути профессионального обучения;

-планировать и составлять временную перспективу своего будущего;

-успешно реализовывать свои возможности и адаптироваться к новой социальной, образовательной и профессиональной среде

Демонстрирует способность:

- самостоятельно выполнять необходимые действия,

-применять теоретические знания в области психологии личности и профессионального самоопределения на практике;

- находить решения в различных жизненных ситуациях;

- осуществлять самоконтроль выполненных действий и, при необходимости, их корректировку;

- умение адаптироваться к изменяющимся условиям и действовать по обстановке

Критерии:

- правильность,

- самостоятельность,

- своевременность выполнения задания,

- проявление активности при выполнении  задания самостоятельно, в паре или мини-группе

Формы текущего контроля:

- наблюдение и оценка результатов работы на занятиях по выполнению задач, разрешению проблемных ситуаций;

- оценка результатов самостоятельной работы

Формы промежуточной аттестации:

Дифференцированный зачет



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 14 «Экономическая оценка недвижимости и инвестиций» по специальности 21.02.06 Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС СПО) по указанной специальности 21.02.06 «Информационные системы обеспечения градостроительной де...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ. 03 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

Учебная дисциплина ОГСЭ. 03 «Иностранный язык в профессиональной деятельности в профессиональной деятельности» является обязательной частью общего гуманитарного и социально-экономического ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.04 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (АНГЛИЙСКИЙ) Специальность: 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.04 Иностранный язык в профессиональной деятельности (английский) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальнос...

Календарно-тематическое планирование по дисциплине ОГСЭ.05 Психология личности и профессиональное самоопределение

Календарно-тематическое планирование адаптированной рабочей программы дисциплины ОГСЭ.05 Психология личности и профессиональное самоопределение разработана на основе Федерального государственного обра...

Рабочая программа по ЕН.02 Дискретная математика с элементами математической логики для специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование

Программа расчитана на 72 часа, 60 часов аудиторно в том числе. Влючает такие разделы дискретной математики, как Теория множеств, Математическая логика, Теория графов, Теория алгоритмов, Предикаты....

Методические рекомендации для практических занятий по дисциплине ОГСЭ.06 Психология личности и профессиональное самоопределение для специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование

Методические рекомендации для практических работ по ОГСЭ.06 Психология личности и профессиональное самоопределение для специальности 09.02.07 Информационные системы и программированиеразработаны на ос...