Общие требования к выбору учебных и дидактических материалов
статья

Лапина Ольга Анатольевна

Структура и содержание учебно-методического комплекса по иностранному языку обязательно должны строиться на системном принципе построения процесса обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchie_trebovaniya.docx154.82 КБ

Предварительный просмотр:

Общие требования к выбору учебных и дидактических материалов

Структура и содержание учебно-методического комплекса по иностранному языку обязательно должны строиться на системном принципе построения процесса обучения:
- во-первых, иметь базовый учебник, к которому должны прилагаться дополнительные материалы;

- во-вторых, обязательно содержать аудиоматериалы, записанные носителями языка, для формирования привычки воспринимать и понимать язык на слух;
- в-третьих, к каждому курсу должны прилагаться рабочие тетради. Задания и упражнения в них должны соответствовать темам, которые обучающиеся изучают на уроке;

- в-четвертых, желательно к каждому уроку иметь дополнительные демонстрационные материалы: карточки, интерактивные диски и др.

Учебно-методический материал для изучения иностранного языка в начальной школе должен сопровождаться пособием для родителей, которое понадобиться им для помощи при подготовке домашнего задания;

- в-пятых, учебно-методический комплект должен содержать руководство для учителя с разъяснениями, как можно использовать методику, представленную в конкретном УМК для преподавания иностранного языка.

Структура учебно-методического комплекса для начальной школы

Модель построения содержания учебника иностранного языка для началь- ной школы должна содержать в себе несколько основных разделов.

Первый раздел учебника должен содержать фонетический курс. В нем должны быть представлены пошаговые целевые упражнения. То есть обучение фонетике должно проводиться также системно, как и обучение грамматике. Лучше начинать с фонетических форм, которые имеют аналогии в родном языке и постепенно переходить к более сложным звукам и их сочетаниям. Именно для этого в УМК по иностранному языку полезно иметь дополнительные аудио и видеоматериалы, записанные носителями языка и учебные пособия к ним, которые можно использовать не только на начальном этапе обучения, но параллельно процессу работы с основными материалами курса.

На начальном этапе обучения иностранному языку очень важно правильно поставить произношение звуков, поскольку на более поздних этапах неправильно заученные звуки очень сложно исправлять. Поэтому отработке фонетики в первых классах начальной школы должно уделяться основное внимание на уроках.

Следующие разделы должны содержать обучающие темы, правила и упражнения, поддерживающие закрепление фонетических правил языка и знакомящие с базовой лексикой, на которой впоследствии будет строиться курс грамматических упражнений. Однако не нужно забывать, что поскольку учебники для начальной школы ориентированы на раннюю возрастную группу обучающихся, то задания и правила должны сопровождаться красочным иллюстративным материалом с узнаваемыми героями. Это касается и введения грамматических правил, и новой лексики, и новых коммуникативных навыков и др.

В конце учебника могут быть размещены дополнительные материалы, такие как: словарь, содержащий лексику, представленную в основном курсе; маленькие тексты, загадки, высказывания, использующие лексику курса и т.д.

Содержание рабочей тетради должно поддерживать материал учебника. Однако помимо этого рабочая тетрадь может содержать и собственные дополнительные материалы. Например, задания по описанию своей внешности, оценке своих успехов и достижений и т.д.

В книге для родителей полезно рассказать, как ведется деятельность по различным видам речевой деятельности: какие используются приемы, какие они могут использоваться дополнительные материалы печатные и электронные – сайты, игры, мультфильмы и фильмы на изучаемом языке.

Структура учебно-методического комплекса для средней школы

Структура учебно-методического комплекса для средней школы в целом должна совпадать с УМК начальной школы, только ориентирована она на более старшую возрастную группу. Он может включать базовый учебник, рабочие тетради, содержать аудиоматериалы к учебнику и рабочим тетрадям, руководство для учителя и дополнительные демонстрационные материалы: карточки, интерактивные диски и т.д.

Задача средней школы не только увеличить объем знаний и умений по иностранному языку, но и добиться того, чтобы замотивировать обучающегося к его изучению, поскольку в среднем образовании появляется много новых интересных предметов и на изучение иностранного языка остается мало времени.
В средней школе при введении нового лексико-грамматического материала также, как и в начальной школе должен широко использоваться игровой и иллюстративный материал с визуальной и текстовой опорой, а также использованием средств аудирования.

Однако важен постепенный переход к академическим формам преподавания и изучения иностранного языка. Для удобства восприятия и запоминания новых грамматических правил в конце каждого раздела учебника желательно иметь обобщающую схематичную таблицу не только изученного правила, но и той грамматической системы, в которую это правило встраивается. То же самое стоит сделать и в конце каждого полного учебного курса, где схематично должны быть отражены целые грамматические системы.

Параллельно в конце базового учебника или в отдельном пособии стоит представить всю теорию по грамматике в виде краткого изложения на русском языке, чтобы у обучающегося всегда была возможность повторить пройденные правила.

В средней школе, продолжая методику младшей, стоит использовать актуальные реплики-клише в процессе преподавания иностранного языка. В рабочих тетрадях материалы учебника должны отрабатываться посредством творческих заданий. Для изучения иностранного языка имеет смысл вводить дифференцированные задания для тех обучающихся, кто быстро справляется с заданиями учителя, и для тех, кому справляться сложно и требуется дополнительная помощь и время.

В средней школе актуальным может быть совмещение нескольких видов речевой деятельности – аудирования, говорения, чтения и письма – на основе интегрированного подхода.

Учебно-методический комплекс для старшей школы

В старшей школе комплект УМК будет соответствовать аналогичному комплекту других уровней образования по структуре, и отличаться по содержанию.
Согласно стандартам старшей школы, где обучающиеся будут выбирать профили, изучение иностранного языка должно осуществляться на базовом и углубленном уровне.

В базовом курсе должен закрепляться и поддерживаться уровень владения иностранным языком, приобретенный в начальной и средней школе. Однако задания должны быть оформлены в формате единого государственного экзамена.

Углубленный уровень предполагает развитие языковых навыков и готовности продолжения изучения иностранного языка в организациях среднего и высшего профессионального образования.

Список литературы

1. Анализ УМК по английскому языку. URL: https://infourok.ru/analiz- razlichnih-umk-po-angliyskomu-yaziku-1835987.html
2. Анализ учебно-методического комплекса по английскому языку «ENJOY ENGLISH». URL: http://mylovelyteacher.com/index.php/kopilka/article/141-textbookenjoyenglish 3. Анализ учебно-методического комплекса по английскому языку «АНГЛИЙСКИЙ В ФОКУСЕ» («SPOTLIGHT»). URL: https://infourok.ru/statya-analiz-umk-spotligt-angliyskiy-v-fokuse-dlya- urovnya-osnovnogo-obschego-obrazovaniya-2413282.html

4. Герасимова С.А. Современные требования к учебному изданию по иностранным языкам. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye- trebovaniya-k-uchebnomu-izdaniyu-po-inostrannym-yazykam
5. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М, Просвещение, 1999. URL: http://psychlib.ru/mgppu/ZPo-1991/ZPo-223.htm

6. Использование УМК по английскому языку в общеобразовательной школе. URL: https://urok.1sept.ru/articles/532975
7. Календарно-тематическое планирование по ФГОС к УМК Афанасье- вой О.В, Михеевой И.В, Rainbow English для 7 класса. URL: https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy- yazyk/library/2018/01/12/kalendarno-tematicheskoe-planirovanie

8. Календарно-тематическое планирование по ФГОС к УМК Афанасье- вой О.В, Михеевой И.В, Rainbow English. URL: https://portalobrazovaniya.ru/servisy/publik/publ?id=8006
9. Календарно-тематическое планирование Rainbow English для 6 класса. URL: https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy- yazyk/library/2015/11/26/ktp-rainbow-english-6-klass

10. Календарно-тематическое планирование по ФГОС к УМК Афанасьевой О.В, Михеевой И.В, Rainbow English для 5 класса. URL: https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy- yazyk/library/2017/06/18/kalendarno-tematicheskoe-planirovanie

11. Рекомендации кафедры иностранных языков по выбору УМК, исходя из современных требований к учебнику как основному средству обучения. URL: https://chrio.cap.ru/SiteMap.aspx?id=127239
12. Требования к современному учебнику по иностранным языкам и особенности его использования на занятиях. URL: https://knowledge.allbest.ru/pedagogics/2c0b65625b2bc69a5c43b88521216c37_ 0.html

13. English grammar for children and foreigners, Raymond Wills, 2021.

https://fileskachat.com/view/89906_8b18ba6cd377cff943f708cff0613460.html

14. ФГОС по английскому 2022: каких изменений ждать от нового стандарта https://pedsovet.org/article/novyj-fgos-po-anglijskomu-kakih- izmenenij-zdat-ot-novogo-standarta
15. Предметная область «Иностранные языки» в контексте обновленных ФГОС https://toipkro.ru/content/editor/krpm/Obnovlenie_-Inostrannyj- yazyk.pdf

16. Примерная рабочая программа основного общего образования английский язык (для 5–9 классов образовательных организаций) – М., 2021 https://100ballnik.com/wp- content/uploads/2022/06/примерная_рабочая_программа_английский_edsoo _фгос2022.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общие требования, для юных художников,

Юному художнику необходимо придерживаться определенных правил и следоваи следовать этим правилам в процессе работы В связи с постаяно задаваемыми вопросами от родителей, возникла п...

Курсовая работа МДК 0201 “Оценка качества и основы экспертизы” Специальность 380502 “Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров” Общие требования к структуре и правила оформления Методические указания

Курсовая работа является основным видом аттестационных испытаний студентов, в котором они демонстрируют уровень овладения необ­ходимыми теоретическими знаниями и практическими умениями и навыками, поз...

Методические указания для студентов "ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО НАНЕСЕНИЮ РАЗМЕРОВ НА ПЛОСКОЙ ДЕТАЛИ"

Одним из ответственных этапов проектирования является этап нанесения размеров на рабочих чертежах деталей, необходимых как для их изготовления, так и последующего контроля их выполнения.В настоящих уч...

Учебно - методические и дидактические материалы по биологии

Данный раздел содержит методические статьи, разработки уроков, рабочие программы по предмету "Биология", анализ педагогической деятельности....

Учебно - методические и дидактические материалы по географии

Важнейшая задача современной системы образования – «научить учиться»....

Учебно – методическое пособие по физике Рабочая тетрадь дидактических материалов для самостоятельного решения физических задач по теме «Основы молекулярно-кинетической теории» для всех специальностей 1 курса

Пособие состоит из заданий для самостоятельной работы студентов по физике по теме « Основы молекулярно-кинетической теории» для всех специальностей.Задания содержат перечень вопросов...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для преподавателей «Требования к содержанию и оформлению методических материалов по разработке учебно-методического комплекса по учебной дисциплине/ профессиональному модулю» в ГБПОУ КНТ им. Б.И.Корнилова

В методических рекомендациях обобщен и систематизирован материал, включающий основные требования к содержанию и оформлению учебно-методического комплекса по учебной дисциплине (УД)/профессиональному м...