Реализация принципа профессиональной направленности обучающихся СПО на уроках русского языка
статья

Кулаганова Лариса Николаевна

В данной статье автор рассказывает об эффективных технологиях и методах преподавания русского языка с учетом профессиональной направленности в учреждениях СПО. Владение русским языком необходимо для формирования у обучающихся коммуникативной компетенции, лингвистической профессиональными компетенциями; достижения результатов на личностном, метапредметном и предметном уровнях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПО НА  УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

В результате введения Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения для учреждений среднего профессионального образования, реализующих программы среднего (полного) общего образования - стандартов общего и профессионального образования, у педагогов общеобразовательных дисциплин появилась задача интеграции требований общих компетенций и универсальных учебных действий  в образовательном процессе.

Для того чтобы наши студенты были конкурентоспособными  специалистами на современном рынке труда, перед преподавателями общеобразовательных дисциплин стоит главная задача - использовать новые методические приемы, которые  направлены на развитие познавательного интереса к обучению.

В своей работе я использую технологию критического мышления, технологию проблемного обучения, ИКТ, дифференцированное обучение, обучения в сотрудничестве. Данные технологии позволяют разнообразить формы и средства обучения, повышают творческую активность, исследовательские, аналитические способности студентов, а также помогают развивать и познавательную деятельность.

В качестве дидактического материала использую тексты профессиональной направленности, терминологическую лексику, профессиональные ситуации общения. При выполнении работ с такими текстами уделяется внимание формированию орфографической, пунктуационной зоркости, патриотическому воспитанию. Тексты берутся из учебных пособий или специальной литературы по профилирующим дисциплинам.  Например, для студентов «Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий»  предлагаются тексты, рассказывающие об истории открытия и развития электричества и электроприборов.

Овладение профессией начинается с терминологии, которая часто вызывает трудности у студентов 1 курса. Поэтому при изучении темы «Лексика, фразеология», подбираю тексты, основываясь на отборе профессиональной лексики и работе со словарями. Считаю, что важна работа по обогащению технической и экономической лексики студентов. Например,  для студентов по специальности «Теплоснабжение и теплотехническое оборудование» предлагаю составление тезауруса – словаря терминов профессиональных слов, предварительные  домашние задания по изучению инструкции по эксплуатации бытовых приборов и техники и затем на уроке  определение слов по его лексическому значению. Для студентов группы «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)»  предлагаю проверить знания профессиональной лексики при решении тематического кроссворда. В ходе выполнения этого задания ребята закрепляют не только профессиональные компетенции, но и языковые.

На уроках по теме «Морфемика, словообразование» предлагаю составить словосочетания по образцу или  произвести морфемный и словообразовательный анализ слов. Например, для студентов группы «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)»: свариваемость, микротрещина, заземление, наплавка и другие, а для студентов по специальности «Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий»: газоплазменная (обработка), выпрямитель, пайка, электробезопасность, полуавтоматический, ультразвуковая дефектоскопия, пропан-бутан и др..

В разделе «Морфология и орфография» ведется работа над грамматическими нормами в разных частях речи. Студенты находят грамматические ошибки в образовании формы слов.

Реализация профессиональной направленности осуществляется и через проектную деятельность, что способствует повышению мотивации студентов, формированию и повышению профессиональных компетенций. Я предлагаю следующие темы проектных работ для студентов 1 курса разных специальностей и профессий: «Использование профессиональной лексики в речи студентов техникума», «Язык эффективного общения современного рабочего», «Профессионализмы. Этимология профессионализмов в моей будущей профессии», «Движение World Skills в России: история и перспективы» и другие.

Я считаю, что профессиональная направленность на уроках русского языка в системе среднего профессионального образования способствует становлению будущего специалиста, способного адаптироваться в современных рыночных условиях. Тем самым достигается конечная цель образовательного процесса - гармонично-развитая личность, гражданин, семьянин, профессионал. Студенты в профессиональном учреждении становится обладателем важнейших профессиональных и духовно-нравственных качеств личности, что в конечном итоге приводит к успешной самореализации в современном мире [4, с.3].

Библиографический список

  1. Приказ Минпросвещения РФ от 12.08.2022 № 732, О внесении изменений в Федеальный Государственный Стандарт Среднего Общего Образования (ФГОС СОО)
  2. Приказ от 23.11.2022 об утверждении Федеральной Образовательной Программы Среднего Общего Образовани (ФОП СОО)
  3. №05-592 от 01. 03.2023 рекомендации по реализации среднего общего образования в пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования
  4. Измайлов А.О., Махмутов М.И. Профессиональная направленность как понятие и принцип (Общепедагогическое рассмотрение вопроса) // Вопросы взаимосвязи общеобразовательной и проф. – тех. подготовки молодых рабочих. – М.:, 1982. – с.31.
  5. Жернов  В. И. Профессиональная направленность личности студента : теория и практика ее формирования : автореф. дис. д-ра пед. наук / В. И. Жернов. Оренбург: ОГУ, 1999. – с.302.
  6. Покушалова Л. В., Серебрякова Л. Т. Обучение профессионально ориентированному языку в техническом вузе // Молодой ученый. — 2015. — №5. — с.307.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы

Работа раскрывает суть технологии проблемного обучения и рассказывает о формах и методах ее реализации. Более подробно освещается такая форма, как тестирование....

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС «Обобщённо-личные предложения» по учебнику М. М. Разумовской (8 класс)

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС«Обобщённо-личные предложения» по учебнику  М. М. Разумовской (8 класс)  Учитель русского языка и литературы Сутягина Елена ...

Опыт реализации интерактивных методов обучения на уроках русского языка и литературы.

Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «...

Реализация профессионально ориентированного компонента в преподавании дисциплины "Русский язык" в учреждениях СПО

Представлен опыт работы по выполнению обучающимися упражнений и заданий по русскому языку, учитывающих специфику получаемой профессии или специальности. Рассмотрены некоторые виды работ, позволяющие р...

Использование лексики профессиональной направленности при изучении БД.01 Русский язык в СПО.

Как использовать лексику профессиональной направленности на занятиях русского языка в группах 1 курса...

РАБОТА В ПАРАХ СМЕННОГО И ПОСТОЯННОГО СОСТАВА КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

РАБОТА В ПАРАХ СМЕННОГО И ПОСТОЯННОГО СОСТАВА КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА...

«Формирование общих компетенций обучающихся СПО на уроках русского языка и литературы в контексте будущей профессии»

Актуальность преподавания русского языка и литературы с профессиональной направленностью обусловлена тем, что эти предметы в системе СПО являются не только объектом усвоения, но и средством развития п...