Карточки по литературе на тему "Языковые средства" (11 кл)
методическая разработка
Разработка карточек по литературе на тему "Языковые средства". Материал изложен в трёх вариантах.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 29.51 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛИТЕРАТУРА
Задание 1. Соотнесите языковые средства в таблице.
Ассонанс, Ирония, Гипербола, Бессоюзие, Аллегория (высказывание), Инверсия, Градация, Именительный (падеж) темы, Анафора, Аллитерация.
Языковое средство | Определение приема | Примеры |
Изображение отвлеченного понятия через конкретный образ. | Аллегорическое изображение войны 1812г. В басне И.А. Крылова «Волк на псарне» | |
Повторение в тексте согласных звуков. | Знакомым шумом шорох их вершин. Меня приветствовал. (А. Пушкин) | |
Повторение слов, словосочетаний в начале предложений | Клянусь я первым днем творенья, Клянусь его последним днем, Клянусь позором преступленья… (М. Лермонтов) | |
Контраст, противопоставление явлений и понятий | Я царь – я раб, я червь – я Бог! (Г. Державин) | |
Повторение в тексте ударных гласных звуков. | Брожу ли я вдоль улиц шумных, Вхожу ль во многолюдный храм… (А. Пушкин) | |
Намеренный пропуск союзов | Швед, русский – колет, рубит, режет. (А. Пушкин) | |
Художественное преувеличение | Я видывал, как она косит: Что взмах – то готова копна! (Н.А. Некрасов) | |
Расположение слов, выражений по возрастающей (восходящая) или убывающей (нисходящая) значимость | Они, эти овощи, действительно были синие, вернее сказать – темно-лиловые, почти черные, глянцевитые, какие-то кожаные. (В. Катаев) | |
Использование именительного падежа, определяющего тему в начале текста | Пушкин … Это светлое имя сопровождает на всю жизнь | |
Нарушение прямого порядка слов | По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит… (А. Пушкин) | |
Употребление слова в смысле противоположном прямому; насмешка | Отколе, умная, бредешь ты голова? (об Осле) (И. Крылов) |
ЛИТЕРАТУРА
Задание 2. Соотнесите языковые средства в таблице.
Олицетворение, Парное соединение однородных членов, Оксюморон (оксиморон), Метонимия, Парцелляция, Окказионализмы (неологизмы), Метафора, Композиционный стык Литота, Многосоюзие, Перифраз(а).
Языковое средство | Определение приема | Примеры |
Повторение в начале нового предложение слов, заключающих предыдущее Художественное преуменьшение | На заре зарянка запела. Запела и чудом соединила в песне своей все шорохи, шелесты… (Н. Сладков) … И уж листок с деревом шумит. Поют птички. (В. Тредиаковский) | |
Перенос значения с одного явления или (предмета) на другое на основе сходства между ними | Жизнь в Гремячем Лугу стала на дыбы, как норовистый конь перед трудным препятствием. (М. Шолохов) | |
Перенос значения (переименование) на основе смежности явлений | Черные фраки мелькали и носились, врозь и кучами, там и там… (Н. Гоголь) | |
Намеренное использование повторяющихся союзов | Там есть и уголь, и уран, и рожь, и виноград. (В. Инбер) | |
Индивидуальные авторские словообразования | … В нашей жизни стали укореняться какие-то ошеломляющие нелепости, плоды новорусской образованщины. (Г. Смирнов) | |
Сочетание противоположных по значению слов | И невозможное возможно, Дорога долгая легка. (А. Блок) | |
Перенесение свойств человека на неодушевленный предмет | Луна хохотала, как клоун. (С. Есенин) | |
Устройство школьного здания и территория вокруг него, размеры и оборудование помещений, температурный режим и освещение оказывают влияние на здоровье детей. | ||
Намеренное разделение предложения на значимые в смысловом отношении отрезки | Сердце сжимается от радости. Непонятной. Необъяснимой. И прекрасной. | |
Описательный оборот речи, в котором название предмета, человека, явление заменяется его признаком | Унылая пора! Очей очарование! (об осени) (А. Пушкин) |
ЛИТЕРАТУРА
Задание 3. Соотнесите языковые средства в таблице.
Сарказм, Сравнение, Риторический вопрос, восклицание, обращение, Синекдоха, Синтаксический параллелизм, Эпифора, Умолчание, Эпитет.
Языковое средство | Определение приема | Примеры |
Риторический вопрос, восклицание, обращение | Выражение утверждения в вопросительной форме; привлечение внимания; усиление эмоционального воздействия | Какие радости в чужбине? Они в родных краях… (К. Батюшков) |
Сарказм | Высшая степень проявление иронии | Все стихотворение М. Лермонтова «Благодарность» наполнено сарказмом. |
Синекдоха | Перенос значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними (употребляется единственное число вместо множественного, множественное вместо единственного, часть вместо целого…) | … И слышно было до рассвета, Как ликовал француз. |
Синтаксический параллелизм | Сходное параллельное построение фраз, строк | Привяжите руку к туловищу – она отсохнет. Лишите человека возможности или необходимости верить – высохнет его душа (С. Соловейчик) |
Сравнение | Составлений явлений или понятий с целью выделить особо важный признак | Себялюбивый человек засыхает, словно одинокое бесплодное дерево (И. С. Тургенев) |
Умолчание | Прерванное высказывание, дающее возможность домысливать, размышлять | Что со мной? Отец… Мазепа… (А. Пушкин) |
Эпитет | Образное определение, характеризующее свойство, качество какого-либо лица, явление предмета | Убит!.. К чему теперь рыданья, Пустых похвал ненужный хор И жалкий лепет оправданья? (М. Лермонтов) |
Эпифора | Повторение слов, словосочетаний в конце предложений | Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Н. Гоголь) |
Ключ-ответы
Задание 1.
Языковое средство | Определение приема | Примеры |
Аллегория (высказывание) | Изображение отвлеченного понятия через конкретный образ. | Аллегорическое изображение войны 1812г. В басне И.А. Крылова «Волк на псарне» |
Аллитерация | Повторение в тексте согласных звуков. | Знакомым шумом шорох их вершин. Меня приветствовал. (А. Пушкин) |
Анафора | Повторение слов, словосочетаний в начале предложений | Клянусь я первым днем творенья, Клянусь его последним днем, Клянусь позором преступленья… (М. Лермонтов) |
Антитеза | Контраст, противопоставление явлений и понятий | Я царь – я раб, я червь – я Бог! (Г. Державин) |
Ассонанс | Повторение в тексте ударных гласных звуков. | Брожу ли я вдоль улиц шумных, Вхожу ль во многолюдный храм… (А. Пушкин) |
Бессоюзие | Намеренный пропуск союзов | Швед, русский – колет, рубит, режет. (А. Пушкин) |
Гипербола | Художественное преувеличение | Я видывал, как она косит: Что взмах – то готова копна! (Н.А. Некрасов) |
Градация | Расположение слов, выражений по возрастающей (восходящая) или убывающей (нисходящая) значимость | Они, эти овощи, действительно были синие, вернее сказать – темно-лиловые, почти черные, глянцевитые, какие-то кожаные. (В. Катаев) |
Именительный (падеж) темы | Использование именительного падежа, определяющего тему в начале текста | Пушкин … Это светлое имя сопровождает на всю жизнь |
Инверсия | Нарушение прямого порядка слов | По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит… (А. Пушкин) |
Ирония | Употребление слова в смысле противоположном прямому; насмешка | Отколе, умная, бредешь ты голова? (об Осле) (И. Крылов) |
Задание 2.
Языковое средство | Определение приема | Примеры |
Композиционный стык Литота | Повторение в начале нового предложение слов, заключающих предыдущее Художественное преуменьшение | На заре зарянка запела. Запела и чудом соединила в песне своей все шорохи, шелесты… (Н. Сладков) … И уж листок с деревом шумит. Поют птички. (В. Тредиаковский) |
Метафора | Перенос значения с одного явления или (предмета) на другое на основе сходства между ними | Жизнь в Гремячем Лугу стала на дыбы, как норовистый конь перед трудным препятствием. (М. Шолохов) |
Метонимия | Перенос значения (переименование) на основе смежности явлений | Черные фраки мелькали и носились, врозь и кучами, там и там… (Н. Гоголь) |
Многосоюзие | Намеренное использование повторяющихся союзов | Там есть и уголь, и уран, и рожь, и виноград. (В. Инбер) |
Окказионализмы (неологизмы) | Индивидуальные авторские словообразования | … В нашей жизни стали укореняться какие-то ошеломляющие нелепости, плоды новорусской образованщины. (Г. Смирнов) |
Оксюморон (оксиморон) | Сочетание противоположных по значению слов | И невозможное возможно, Дорога долгая легка. (А. Блок) |
Олицетворение | Перенесение свойств человека на неодушевленный предмет | Луна хохотала, как клоун. (С. Есенин) |
Парное соединение однородных членов | Устройство школьного здания и территория вокруг него, размеры и оборудование помещений, температурный режим и освещение оказывают влияние на здоровье детей. | |
Парцелляция | Намеренное разделение предложения на значимые в смысловом отношении отрезки | Сердце сжимается от радости. Непонятной. Необъяснимой. И прекрасной. |
Перифраз(а) | Описательный оборот речи, в котором название предмета, человека, явление заменяется его признаком | Унылая пора! Очей очарование! (об осени) (А. Пушкин) |
Задание 3.
Языковое средство | Определение приема | Примеры |
Риторический вопрос, восклицание, обращение | Выражение утверждения в вопросительной форме; привлечение внимания; усиление эмоционального воздействия | Какие радости в чужбине? Они в родных краях… (К. Батюшков) |
Сарказм | Высшая степень проявление иронии | Все стихотворение М. Лермонтова «Благодарность» наполнено сарказмом. |
Синекдоха | Перенос значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними (употребляется единственное число вместо множественного, множественное вместо единственного, часть вместо целого…) | … И слышно было до рассвета, Как ликовал француз. |
Синтаксический параллелизм | Сходное параллельное построение фраз, строк | Привяжите руку к туловищу – она отсохнет. Лишите человека возможности или необходимости верить – высохнет его душа (С. Соловейчик) |
Сравнение | Составлений явлений или понятий с целью выделить особо важный признак | Себялюбивый человек засыхает, словно одинокое бесплодное дерево (И. С. Тургенев) |
Умолчание | Прерванное высказывание, дающее возможность домысливать, размышлять | Что со мной? Отец… Мазепа… (А. Пушкин) |
Эпитет | Образное определение, характеризующее свойство, качество какого-либо лица, явление предмета | Убит!.. К чему теперь рыданья, Пустых похвал ненужный хор И жалкий лепет оправданья? (М. Лермонтов) |
Эпифора | Повторение слов, словосочетаний в конце предложений | Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Н. Гоголь) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мультимедийных средств на уроках русского языка и литературы.
Данная методическая разработка поможет учителям русского языка и литературы при написании зачетной работы...

Метод проектов как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках литературы.
Литература- это общение с писателем через кропотливое изучение и анализ художественного текста, это живая речь преподавателя и обучающегося, их диалог.Метод проектов реализуется в мультимедийных презе...

Статья "Конкурс чтецов как средство формирования интереса к литературе у студентов".
В статье рассматриваются некоторые типы мотивации к обучению, а так же умения, полученные в ходе проведения конкурсов чтецов....

Статья "ЛИТЕРАТУРА ЗАУРАЛЬЯ КАК СРЕДСТВО САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ"
Статья для сборника "Край волшебный, моё Зауралье..."...
доклад "Современные образовательные технологии как средство формирования познавательной и коммуникативной компетенций на уроках русского языка и литературы"
доклад для помощи в работе преподавателей литературы...

Самостоятельная работа обучающихся с технической литературой как средство формирования профессиональных компетенций
Самостоятельная работа обучающихся с технической литературой как средство формирования профессиональных компетенций...
«Современный подход к преподаванию литературы как важнейшего средства духовного формирования личности специалиста»
Урок – главный плацдарм педагогического творчества. На уроке реализуется основная педагогическая потребность – передать, отдать, обучить....
