Метод проектов как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках литературы.
учебно-методический материал на тему

Кулаганова Лариса Николаевна

Литература- это общение с писателем через кропотливое изучение и анализ художественного текста, это живая речь преподавателя и обучающегося, их диалог.Метод проектов реализуется в мультимедийных презентациях и других компьютерных проектах. Метод проектов предполагает,  во-первых, решение какой-то проблемы и, во-вторых, направлен на получение результата. Работа с проектами позволяет обучающимся приобретать знания, которых они не получают при традиционных методах обучения. Это становится возможным потому, что  дети сами делают свой выбор и проявляют инициативу. Следовательно, работа над проектом побуждает обучающегося не только к глубокому изучению какой- либо темы, но и к освоению новых программ и программных продуктов, использованию новейших информационных и коммуникационных технологий. Несомненно, что здесь решаются многие задачи личностно ориентированного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_proektov.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Метод проектов как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках литературы.

Литература- это общение с писателем через кропотливое изучение и анализ художественного текста, это живая речь преподавателя и обучающегося, их диалог. Разумное внедрение информационных технологий поможет сделать урок ярким, наглядным, запоминающимся.

Метод проектов реализуется в мультимедийных презентациях и других компьютерных проектах. Сейчас много говорят об использовании метода проектов на уроках  литературы.  Данный метод возник еще в начале 20 столетия в США. Истоки его возникновения связаны с идеями гуманистического направления в философа и педагога Дж. Дьюи и его ученика В.Х.Килпатрика. Основная идея этого метода: обучение на активной основе, через целесообразную деятельность обучающегося, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании.

«Идеи проектного обучения возникли в России в 1905 г. под руководством русского педагога С.Т. Шацкого. Была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти, эти идеи стали широко внедрять в школу. Постановлением ЦК ВКП (б) в 1931 г. метод проектов был осужден, и с тех пор до недавнего времени в России больше не  предпринималось серьезных попыток возродить этот метод в практике». (Е. С. Полат).

Метод проектов предполагает,  во-первых, решение какой-то проблемы и, во-вторых, направлен на получение результата. Работа с проектами позволяет обучающимся приобретать знания, которых они не получают при традиционных методах обучения. Это становится возможным потому, что  дети сами делают свой выбор и проявляют инициативу. Следовательно, работа над проектом побуждает обучающегося не только к глубокому изучению какой- либо темы, но и к освоению новых программ и программных продуктов, использованию новейших информационных и коммуникационных технологий. Несомненно, что здесь решаются многие задачи личностно ориентированного обучения.

Таким образом, современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями  могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.

Что же такое проект - исследование на уроках литературы? Исследовательская работа в области литературы формирует навыки самостоятельной работы с художественным и литературным текстом, обогащает читательский опыт. Конечный результат - собственная интерпретация литературного материала, новый взгляд на художественные произведения.

Исходя из принципов развивающего обучения, можно выделить основные дидактические требования к использованию метода проектов:

  1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/ задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.
  2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
  3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность обучающихся.
  4. Структурирование содержательной части проекта ( с указанием поэтапных результатов).
  5. Использование исследовательских методов.

Задача преподавателя литературы - грамотно организовать все этапы деятельности обучающихся по подготовке к созданию проекта  - исследования. Первый этап работы - подготовительный: выбор области исследования, определение проблемы и темы будущей исследовательской деятельности. Вслед за выбором темы, уточнением ее  формулировки обучающийся вместе с преподавателем подбирает необходимую литературу, изучает ее и конспектирует. На этом этапе определяется проблема,  которую предстоит сформулировать, последовательно доказать ее решение. Обращение к литературоведению, основным трактовкам обязательно.

Преподаватель консультирует обучающегося, помогает ему выделить главное, составить план, в соответствии с которым пишется черновик, затем работа полностью оформляется, все цитаты сопровождаются соответствующими сносками. Презентация работы проводится на уроке.

Структура работы включает следующие компоненты: название, план, введение, основную часть, заключение, библиографию, приложения (если они необходимы).

-Введение: указывается цель исследования, проблема, которую предполагается решить.

-Основная часть: дается обзор литературы, рассказывается, как представлена тема в научной литературе, обосновывается выбранная точка зрения, проводится анализ текста, дается описание систематизированного материала, делаются обобщения, тема раскрывается в свободном изложении (можно, но не обязательно, выделить параграфы).

-Заключение: делаются выводы; в конце работы прилагается список использованной литературы.

Нужно заметить, что большую трудность обучающиеся обычно испытывают при оформлении результатов проведенной работы и подготовке доклада. На этом этапе руководитель оказывает помощь в структурировании материала, в формулировании основных положений, в выборе формы выступления, которая не всегда должна иметь академический характер. Оригинальная композиция доклада , эмоциональность и убежденность, умение выразительно прочитать отрывок из анализируемого произведения, свободное владение необходимыми понятиями готовность ответить на заданные вопросы- все это несомненные достоинства, которые нужно учитывать, оценивая проект- исследование обучающегося.

Все присутствующие на защите проектов получают таблицы с параметрами оценки работы.

Фамилия, имя обучающегося

Актуализация проекта

Содержательная часть проекта

Дизайн проекта

Техническое исполнение проекта

Анализ результата

Возможность практического применения

Умение публичного выступления

Актуализация проекта- значимость и актуальность выдвинутых в проекте проблем, значимость и масштабность выбранной темы, цели и задачи по ее реализации.

Содержательная часть- соответствие содержания выбранной теме, адекватность раскрытия темы проекта, необходимая и достаточная глубина проникновения в тему.

Дизайн проекта- эстетика оформления.

Техническое исполнение проекта- перечень и обоснованность применения тех или иных технических и программных средств, владение применяемой для создания проекта технологий.

Анализ результата своей деятельности- авторские находки, авторские выводы, возможные «плюсы» и «минусы» проекта.

Возможность практического применения проекта - где и как планируется практически применить данный проект.

Умение публичного выступления: умение держаться перед публикой, грамотно и аргументировано говорить, отстаивать свою точку зрения, задавать и отвечать на вопросы, лаконичность и другие коммуникативные навыки.

Следует отметить самое существенное, что может внести данное исследование, - это помощь в формировании самосознания обучающихся, в обретении позиции заинтересованного участия в познавательной и творческой работе на уроках литературы.

Таким образом, использование в преподавании литературы проектной деятельности обучающихся позволяет реализовать компетентностный подход в обучении, учит самостоятельной деятельности персонально каждого и в группе. Все больше активизируется самостоятельная деятельность детей, в которой преобладает проектно- исследовательский подход, используется новые методы интеграции информационно- коммуникационных технологий в учебном процессе; повышается интерес к изучению  литературы.

Метод проектов может применяться на всех этапах обучения литературе.

Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение

«профессиональное училище №5»

Метод проектов как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках литературы

Выполнил преподаватель литературы

Кулаганова лариса Николаевна

Г. Абакан. 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках русского языка и литературы как средство активизации познавательной деятельности обучающихся

Сегодня очень много внимания уделяют использованию информационных технологий. И это вполне оправдано тем, что век нынешний – это век информационный. Наша задача заключается не только в том, чтобы дать...

Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках производственного обучения и практических занятиях через применение исследовательского метода обучения. Педагогический мастер-класс

В методической разработке мастер-класса по теме: «Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках производственного обучения и практических занятиях через применение исследовательского м...

Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках истории как средство активизации познавательной деятельности обучающихся

Использование информационно-коммуникативных технологий в образовании является одним из значимых направлений развития информационного общества. Обучающиеся должны уметь самостоятельно находить информац...

Мотивация как средство активизации познавательной деятельности обучающихся

Презентация затрагивает  актуальную проблему современного образования - формирование высокомотивированной личности обучающегося. Рассматриваются основные компоненты обучения; мотивы - побуждающие...

:Мотивация как средство активизации познавательной деятельности обучающихся

Доклад к презентации "Мотивация как средство активизации познавательной детельности обучающихся"...

Использование интерактивных методов обучения как средство активизации познавательной деятельности учащихся

Главной задачей современной системы образования является создание условий для формирования личности ученика, который способен к дальнейшему самосовершенствованию, самообразованию, взаимодействию и сот...