Главные вкладки

    Метод проектов как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках литературы.
    учебно-методический материал на тему

    Кулаганова Лариса Николаевна

    Литература- это общение с писателем через кропотливое изучение и анализ художественного текста, это живая речь преподавателя и обучающегося, их диалог.Метод проектов реализуется в мультимедийных презентациях и других компьютерных проектах. Метод проектов предполагает,  во-первых, решение какой-то проблемы и, во-вторых, направлен на получение результата. Работа с проектами позволяет обучающимся приобретать знания, которых они не получают при традиционных методах обучения. Это становится возможным потому, что  дети сами делают свой выбор и проявляют инициативу. Следовательно, работа над проектом побуждает обучающегося не только к глубокому изучению какой- либо темы, но и к освоению новых программ и программных продуктов, использованию новейших информационных и коммуникационных технологий. Несомненно, что здесь решаются многие задачи личностно ориентированного обучения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon metod_proektov.doc50 КБ

    Предварительный просмотр:

    Метод проектов как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках литературы.

    Литература- это общение с писателем через кропотливое изучение и анализ художественного текста, это живая речь преподавателя и обучающегося, их диалог. Разумное внедрение информационных технологий поможет сделать урок ярким, наглядным, запоминающимся.

    Метод проектов реализуется в мультимедийных презентациях и других компьютерных проектах. Сейчас много говорят об использовании метода проектов на уроках  литературы.  Данный метод возник еще в начале 20 столетия в США. Истоки его возникновения связаны с идеями гуманистического направления в философа и педагога Дж. Дьюи и его ученика В.Х.Килпатрика. Основная идея этого метода: обучение на активной основе, через целесообразную деятельность обучающегося, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании.

    «Идеи проектного обучения возникли в России в 1905 г. под руководством русского педагога С.Т. Шацкого. Была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти, эти идеи стали широко внедрять в школу. Постановлением ЦК ВКП (б) в 1931 г. метод проектов был осужден, и с тех пор до недавнего времени в России больше не  предпринималось серьезных попыток возродить этот метод в практике». (Е. С. Полат).

    Метод проектов предполагает,  во-первых, решение какой-то проблемы и, во-вторых, направлен на получение результата. Работа с проектами позволяет обучающимся приобретать знания, которых они не получают при традиционных методах обучения. Это становится возможным потому, что  дети сами делают свой выбор и проявляют инициативу. Следовательно, работа над проектом побуждает обучающегося не только к глубокому изучению какой- либо темы, но и к освоению новых программ и программных продуктов, использованию новейших информационных и коммуникационных технологий. Несомненно, что здесь решаются многие задачи личностно ориентированного обучения.

    Таким образом, современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями  могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.

    Что же такое проект - исследование на уроках литературы? Исследовательская работа в области литературы формирует навыки самостоятельной работы с художественным и литературным текстом, обогащает читательский опыт. Конечный результат - собственная интерпретация литературного материала, новый взгляд на художественные произведения.

    Исходя из принципов развивающего обучения, можно выделить основные дидактические требования к использованию метода проектов:

    1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/ задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.
    2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
    3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность обучающихся.
    4. Структурирование содержательной части проекта ( с указанием поэтапных результатов).
    5. Использование исследовательских методов.

    Задача преподавателя литературы - грамотно организовать все этапы деятельности обучающихся по подготовке к созданию проекта  - исследования. Первый этап работы - подготовительный: выбор области исследования, определение проблемы и темы будущей исследовательской деятельности. Вслед за выбором темы, уточнением ее  формулировки обучающийся вместе с преподавателем подбирает необходимую литературу, изучает ее и конспектирует. На этом этапе определяется проблема,  которую предстоит сформулировать, последовательно доказать ее решение. Обращение к литературоведению, основным трактовкам обязательно.

    Преподаватель консультирует обучающегося, помогает ему выделить главное, составить план, в соответствии с которым пишется черновик, затем работа полностью оформляется, все цитаты сопровождаются соответствующими сносками. Презентация работы проводится на уроке.

    Структура работы включает следующие компоненты: название, план, введение, основную часть, заключение, библиографию, приложения (если они необходимы).

    -Введение: указывается цель исследования, проблема, которую предполагается решить.

    -Основная часть: дается обзор литературы, рассказывается, как представлена тема в научной литературе, обосновывается выбранная точка зрения, проводится анализ текста, дается описание систематизированного материала, делаются обобщения, тема раскрывается в свободном изложении (можно, но не обязательно, выделить параграфы).

    -Заключение: делаются выводы; в конце работы прилагается список использованной литературы.

    Нужно заметить, что большую трудность обучающиеся обычно испытывают при оформлении результатов проведенной работы и подготовке доклада. На этом этапе руководитель оказывает помощь в структурировании материала, в формулировании основных положений, в выборе формы выступления, которая не всегда должна иметь академический характер. Оригинальная композиция доклада , эмоциональность и убежденность, умение выразительно прочитать отрывок из анализируемого произведения, свободное владение необходимыми понятиями готовность ответить на заданные вопросы- все это несомненные достоинства, которые нужно учитывать, оценивая проект- исследование обучающегося.

    Все присутствующие на защите проектов получают таблицы с параметрами оценки работы.

    Фамилия, имя обучающегося

    Актуализация проекта

    Содержательная часть проекта

    Дизайн проекта

    Техническое исполнение проекта

    Анализ результата

    Возможность практического применения

    Умение публичного выступления

    Актуализация проекта- значимость и актуальность выдвинутых в проекте проблем, значимость и масштабность выбранной темы, цели и задачи по ее реализации.

    Содержательная часть- соответствие содержания выбранной теме, адекватность раскрытия темы проекта, необходимая и достаточная глубина проникновения в тему.

    Дизайн проекта- эстетика оформления.

    Техническое исполнение проекта- перечень и обоснованность применения тех или иных технических и программных средств, владение применяемой для создания проекта технологий.

    Анализ результата своей деятельности- авторские находки, авторские выводы, возможные «плюсы» и «минусы» проекта.

    Возможность практического применения проекта - где и как планируется практически применить данный проект.

    Умение публичного выступления: умение держаться перед публикой, грамотно и аргументировано говорить, отстаивать свою точку зрения, задавать и отвечать на вопросы, лаконичность и другие коммуникативные навыки.

    Следует отметить самое существенное, что может внести данное исследование, - это помощь в формировании самосознания обучающихся, в обретении позиции заинтересованного участия в познавательной и творческой работе на уроках литературы.

    Таким образом, использование в преподавании литературы проектной деятельности обучающихся позволяет реализовать компетентностный подход в обучении, учит самостоятельной деятельности персонально каждого и в группе. Все больше активизируется самостоятельная деятельность детей, в которой преобладает проектно- исследовательский подход, используется новые методы интеграции информационно- коммуникационных технологий в учебном процессе; повышается интерес к изучению  литературы.

    Метод проектов может применяться на всех этапах обучения литературе.

    Министерство образования и науки РФ

    Государственное образовательное учреждение

    «профессиональное училище №5»

    Метод проектов как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках литературы

    Выполнил преподаватель литературы

    Кулаганова лариса Николаевна

    Г. Абакан. 2009


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках русского языка и литературы как средство активизации познавательной деятельности обучающихся

    Сегодня очень много внимания уделяют использованию информационных технологий. И это вполне оправдано тем, что век нынешний – это век информационный. Наша задача заключается не только в том, чтобы дать...

    Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках производственного обучения и практических занятиях через применение исследовательского метода обучения. Педагогический мастер-класс

    В методической разработке мастер-класса по теме: «Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках производственного обучения и практических занятиях через применение исследовательского м...

    Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках истории как средство активизации познавательной деятельности обучающихся

    Использование информационно-коммуникативных технологий в образовании является одним из значимых направлений развития информационного общества. Обучающиеся должны уметь самостоятельно находить информац...

    Мотивация как средство активизации познавательной деятельности обучающихся

    Презентация затрагивает  актуальную проблему современного образования - формирование высокомотивированной личности обучающегося. Рассматриваются основные компоненты обучения; мотивы - побуждающие...

    :Мотивация как средство активизации познавательной деятельности обучающихся

    Доклад к презентации "Мотивация как средство активизации познавательной детельности обучающихся"...