:Мотивация как средство активизации познавательной деятельности обучающихся
материал на тему

Парусова Галина Николаевна

Доклад к презентации "Мотивация как средство активизации познавательной детельности обучающихся"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Мотивация как средство активизации познавательной деятельности обучающихся (слайд 1)

      В современном мире под влиянием политических и экономических факторов возрастает необходимость в специалистах с высоким уровнем общего развития, профессиональной компетентности, творческих способностей. Это и предопределяет изменение в мотивационной сфере образовательного процесса/

    Поэтому одной из наиболее актуальных проблем современного образования является формирование высокомотивированной личности студента, способной жить и трудиться в изменяющихся экономических условиях.

(Слайд 2)  Общеизвестно, что существуют различные способы обучения учащихся. Основными компонентами обучения, на мой взгляд, являются:

- что изучаем;

- для чего изучаем;

- каким образом обучаем;

- как обучаются.

«Что изучаем» и «для чего изучаем» определяется содержанием образования. «Каким образом обучаем» и «как обучаются» зависит от технологий и методов обучения. Естественным образом возникают следующие вопросы:

Почему мы делаем то, что делаем?

Почему один обучающийся учит, а другой нет?

Почему одни обучающиеся успевают выполнять задания, а другие после первых неудач обескураживаются и теряют интерес к учебе?

Ответы на эти и другие подобные вопросы могут быть найдены при помощи теории мотивации. «Мышление, как и всякая деятельность человека, всегда исходит из каких-то побуждений: где их нет, нет и деятельности, которую они могли бы вызвать» - писал С.Л.Рубинштейн и относительно мыслительного процесса продолжал: «Для того чтобы он вообще совершался, нужны какие-то мотивы, побуждающие человека думать».  

(Слайд 3)  Мотив - побуждение к достижению цели /  Под мотивом учебной деятельности понимают все факторы, обуславливающие проявление учебной активности: потребности, цели, установки, чувство долга, интересы и т.п.

  Принято различать две большие группы учебных мотивов: 1.познавательные (связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее познания) и

2.эсоциальные (связанные с различными социальными взаимодействиями обучающегося с другими людьми).

  Познавательные мотивы включают:

1)   широкие познавательные мотивы, состоящие в ориентации на овладение новыми знаниями. Проявление этих мотивов в учебном процессе:

-реальное успешное выполнение учебных заданий;

 -положительная реакция на повышение преподавателем  трудности задания;

-обращение к преподавателю  за дополнительными сведениями, готовность к их принятию;  др.

2) учебно-познавательные мотивы, состоящие в ориентации на усвоение способов добывания знаний. Их проявления на уроке:

- самостоятельное обращение к поиску способов работы, решения, к их сопоставлению;

- интерес к анализу собственных ошибок;

- самоконтроль в ходе работы как условие внимания и сосредоточенности;

3) мотивы самообразования, состоящие в направленности обучающихся  на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний. Их проявления на уроке:

- обращение к преподавателю  и другим взрослым с вопросами о способах рациональной организации учебного труда и приемах самообразования,

- все реальные действия обучающихся  по осуществлению самообразования (чтение дополнительной литературы, посещение кружков, составление плана самообразования и  т. д.).

Социальные мотивы включают:

1) широкие социальные мотивы, состоящие в стремлении получать знания на основе осознания социальной необходимости, ответственности, чтобы быть полезным обществу, семье, подготовиться к взрослой жизни.

2) узкие социальные, так называемые позиционные мотивы, состоящие в стремлении занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить у них авторитет.

3) социальные мотивы, называемые мотивами социального сотрудничества, состоящие в желании общаться и взаимодействовать с другими людьми, стремлении осознавать, анализировать способы, формы своего сотрудничества и взаимоотношений с учителем и товарищами по классу, совершенствовать их.

                   ( Слайд 4,5)Внутренняя  и внешняя ориентация познавательных и социальных мотивов.

 Все разнообразие мотивов учебной деятельности расположено как бы в двумерном координатном пространстве, где на одной оси представлены познавательные и социальные мотивы, а на другой – их внешняя или внутренняя ориентация. Примеры мотивов даны в нижеприведенной таблице.

Познавательные мотивы

Социальные мотивы

Внешние

Общественное поощрение творческой активности

Признание авторства изобретений

Учиться, чтобы получать вознаграждение

Учиться, чтобы не наказывали

Мотивация престижа – быть первым, Мотивация благополучия – стремление получить одобрение родителей товарищей

Позиционная мотивация – стремление занять определенное место в отношениях с окружающими

Познавательные мотивы

Социальные мотивы

Внутренние

Ориентация на овладения новыми знаниями разного уровня

Творческий познавательный интерес

Ориентация на усвоение способов добывания знаний, интерес к процессу самостоятельного приобретения знаний

Мотивы самообразования, самопознания, раскрытия своих возможностей

Учиться, чтобы удовлетворить свое любопытство

Внутреннее удовлетворение творческой деятельностью, положительные эмоции

Желание выполнить свой долг, понимание необходимости учиться, чувство ответственности

Желание получить хорошую подготовку к избранной профессии

Мотивы социального сотрудничества, связанные с потребностью обучающегося в общении, стремлением получить удовольствие от самого процесса общения и сопутствующих ему эмоций

Хорошо учиться, чтобы уважать себя, чувствовать себя компетентным

(Слайд 6) Методы изучения мотивации.

          По мнению А.К. Марковой, наиболее реальными для преподавателя  методами изучения мотивации являются:

• наблюдение за поведением обучающихся  во время урока и вне его, за учебной, и другими видами деятельности, характером общения обучающихся;

• результаты этих наблюдений фиксируются в дневниках преподавателя,

• индивидуальная беседа с обучающимся, предполагающая прямые и косвенные вопросы преподавателя о мотивах, смысле, целях обучения  для данного студента;

• анкетирование, помогающее довольно быстро собрать массовый материал об отношении обучающихся  к обучению.

(Слайд 7)  способы повышения мотивации

Чтобы реализовать поставленную цель, добиться изменения развития мотивации обучения, я в своей деятельности применяю определенные педагогические средства ее воспитания. Формируя положительную мотивацию обучения, в качестве своих воздействий я использовала следующее:

-нетрадиционные формы занятий:

  • уроки-экскурсии;
  • внеклассные мероприятия по дисциплине;
  •  уроки-игры (деловые, ролевые (как часть деловых);
  • бинарные уроки;
  •  уроки-исследования;
  •  уроки взаимообучения учащихся;
  • уроки-семинары.

-современные информационно- коммуникативные технологии;

Слайд 8. Урок –экскурсия

  • процесс обучения происходит не в учебной аудитории, а на производстве.
  • в основе экскурсионной методики  лежит наглядный показ и рассказ, а также самостоятельная работа обучающихся.

Слайд 9.  Внеклассная работа

  • усовершенствует  знания  и умения;
  •  развивает  творческие способности студентов, самостоятельность;
  •  воспитывает любовь и уважения к избранной  профессии;
  • стимулирование интерес студентов к изучению предмета;

слайд 10. Урок-исследование

  •     развивает  исследовательский  тип мышления;
  •   активизирует  личностную  позиции  обучающегося в образовательном процессе.

Слайд 11. Урок-семинар

  • доступен и необходим для творческого осмысления пройденного материала;
  • развивает  самостоятельность  и воспитывает интерес к дисциплине;
  • способствует овладению научным стилем речи;
  • создаются условия для активной самостоятельной работы и приобре-тения творческой деятельности.

Слайд 12. Использование ИК технологий

  • доступен и необходим для творческого осмысления пройденного материала;
  • развивает  самостоятельность  и воспитывает интерес к дисциплине;
  • способствует овладению научным стилем речи;
  • создаются условия для активной самостоятельной работы и приобре-тения творческой деятельности.

Слайд 13.Из опыта работы

При проведении занятий использую следующие методы активизации учебной деятельности:

  • ИК технологии;
  • -нетрадиционные формы уроков:
  • А)урок-игра;
  • Б)урок-экскурсия;
  • В)внеклассные мероприятия по дисциплине и др.

Слайд 14. Заключение.

Основные условия, при которых возникает и развивается интерес к учению.

  • Развитию мотивации учебной деятельности  способствует такая организация обучения, при которой обучающийся действует активно, вовлекается в процесс самостоятельного поиска и "открытия" новых знаний, решает вопросы проблемного характера.
  • Учебный труд, интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразная информация и действийя очень быстро вызывают скуку.
  • Для появления интереса - необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета (дисциплины)  в целом и отдельных его разделов.
  • Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для обучающихся.
  •  Обучение должно быть трудным, но посильным.
  • Чем чаще проверяется и оценивается работа обучающегося, тем интереснее ему работать.
  • Яркость, эмоциональность учебного материала, взволнованность самого преподавателя  с огромной силой воздействуют на обучающегося, на его отношение к предмету (дисциплине).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Дидактическая игра, как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики»

Игра - основная деятельность детей. Игра может быть использована как эффективное средство в воспитании и развитии ребенка, также она способствует физическому и психическому развитию. Воспитательное зн...

Доклад на педагогические чтения "Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках производственного обучения в коррекционных группах"

Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках производственного обучения через применение  активных методов обучения  в коррекционных группах.  Развитие современног...

Метод проектов как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках литературы.

Литература- это общение с писателем через кропотливое изучение и анализ художественного текста, это живая речь преподавателя и обучающегося, их диалог.Метод проектов реализуется в мультимедийных презе...

Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках русского языка и литературы как средство активизации познавательной деятельности обучающихся

Сегодня очень много внимания уделяют использованию информационных технологий. И это вполне оправдано тем, что век нынешний – это век информационный. Наша задача заключается не только в том, чтобы дать...

Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках истории как средство активизации познавательной деятельности обучающихся

Использование информационно-коммуникативных технологий в образовании является одним из значимых направлений развития информационного общества. Обучающиеся должны уметь самостоятельно находить информац...

Мотивация как средство активизации познавательной деятельности обучающихся

Презентация затрагивает  актуальную проблему современного образования - формирование высокомотивированной личности обучающегося. Рассматриваются основные компоненты обучения; мотивы - побуждающие...

Игровые квест - технологии в рамках реализации ФГОС СПО как средство активизации познавательной деятельности обучающихся

В статье рассмотрены новые подходы к организации процесса обучения, к выбору педагогических технологий в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов СПО нового поколения...