Статья "ЛИТЕРАТУРА ЗАУРАЛЬЯ КАК СРЕДСТВО САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ"
статья по теме

Степанова Светлана Александровна Курган

Статья для сборника "Край волшебный, моё Зауралье..."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.91 КБ

Предварительный просмотр:

ЛИТЕРАТУРА ЗАУРАЛЬЯ КАК СРЕДСТВО САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

                                                                Степанова С.А., преподаватель

                                 дисциплин гуманитарного цикла ГБПОУ СПО «КПК»

        Среди материалов этого сборника кто-то обнаружит и мою статью. Прочитав, скажет: «Ерунда  какая-то! И где здесь литература Зауралья? Где привычные со школьной скамьи имена Потанина, Юровских, Михайлова…» Отчасти он будет прав. Отдавая дань уважения нашим поэтам и писателям, полюбившимся с детства, многие педагоги напишут статьи именно об их творчестве.  Я же скажу сегодня о тех, у кого нет титулов и званий, чьи имена известны пока лишь в «своих» кругах, а почитать их можно по большей части только в интернете.

        Критерий, по которому я их выбрала, является не общепризнанность или известность, а то, что эти молодые талантливые люди реализуют свой творческий потенциал через слово. Ведь как бы то ни было «в начале было слово». А чтобы слово зазвучало, дошло до сердца нужно, как сказал В. Маяковский, извести «единого слова ради тысячи тонн  словесной руды». Что,  на мой взгляд, у них  получается.

        Литературное творчество является для молодых  людей  способом самореализации. Это естественная потребность человека, у которого присутствует творческое начало. И наверное, закономерно, что Андрей Васильев, Илья Хазанов, Алексей Курбатов, Александр Рухлов, чьи произведения я включила в свою статью,- педагоги, создатели духовных ценностей, сеятели разумного, доброго, вечного.

        Темы их, небольших по объёму, произведений разные, как и стиль, язык, жанры, в которых они написаны, но все они достойны быть прочитанными.  Их  не нужно разбирать по косточкам, анализировать с точки зрения формы, использованных средств выразительности и т.п., их нужно читать и чувствовать.

        Лёгкие, ироничные, тонкие наблюдения о жизни А. Васильева:

Голод

В маленьком городе всё и всех видно

Сколько их было

Маши Серёжи Андреи

С их достоинствами и недостатками

Они уехали в большие города и исчезли

Растворились

Большие города едят людей.

Трибуна

Сейчас чтобы высказаться

не нужна аудитория

и трибуна

Сейчас можно высказываться в пустоту

при полном зале.

Бассейн

Ребёнок разбегается и ныряет в бассейн

Я же смотрю на солнце

трогаю ногой воду

вздыхаю и настраиваюсь

Я завидую детям

Они гораздо сильнее

Они не думают

Они живут.

        Серьёзные, философские стихотворения-размышления, стихотворения-диалоги, эссе о чести и достоинстве, нравственности и долге И. Хазанова:

Время педагогики.

Я выбрал скромное, но светлое служение

Средь человеческих духовных полюсов

И слышу вдохновенное биение

Моих педагогических часов.

Они ведут свой путь осмысленно, надёжно,

Они считают мне секунды и года,

Которые, как миг, сверкнут и пролетят, возможно,

Но не угаснут в детских душах никогда!

И к вечному познанию взывая,

Сложилась музыка наставнических нот,

И сердце, словно стрелка часовая,

Торопится на новый оборот.

        Мудрые, интригующие, цепляющие за живое, заставляющие думать, искать, спорить, не спать ночами заметки А. Курбатова:

Дойти до детей

        Найти себя в системе образования нелегко. Легче задолго до этого заблудиться. В женских коллективах, требованиях «сверху», в оформляемых  документах, в ошибочных родительских  «педагогических подходах», положениях и программах, нормах Сан Пина…  Но если находишь себя, детство так крепко держит тебя своими цепкими маленькими руками, что уже не отпустит никогда. Нужен! Потому что большинство заблудилось и так не дошло до детей.

Дыши.

                                                           Нельзя сделать лучше совершенное.

        Сначала мы мечтаем о самом сильном чувстве. Оно приходит к нам. И мы начинаем пытаться его менять. Подстраивать под обстоятельства, придумывать правила, озвучивать условия, уточнять как будет лучше.         Пытаясь менять то, о чем мы так мечтали, мы изменяем мечту.         Испытав некое чувство, мы забываем о счастье от него и начинаем пытаться его материализовать. Сделать как нам удобно. Но нельзя «апргрейдить» то, что зарождается не на Земле. Этим можно только быть счастливым. Без правил. Без условностей. Без удобств. Принять, ничего не меняя. Дышать.

Остаться собой

         Она не одергивает его, когда он балуется с ребятами. Она не сгоняет его со сцены, когда он заводит на массовый танец. Она не разбирает его поведение, когда утром он громко играет  с ребятами перед столовой. Она не потребует сменить работу и не будет ждать карьерного роста.  Она видит, как важен ОН для этих маленьких карапузов и взрослеющих парней. Она понимает, что будущие мужчины   воспитываются не «постами» с  фотографиями «братвы со стволами» или  Стэтхэмом в социальных сетях и не мужчиной с «кабинетными перспективами». Она знает ,что ее парень станет хорошим отцом не только для ее детей, но и объектом мечтаний, воздыхания и подражания приезжающих в лагерь, засматривающихся на уроках и тренировках, облепляющих  в полевом походе или  после достижения очередных побед. Она оставляет за ним  право быть МУЖЧИНОЙ в педагогике.

        Проникновенные, манящие, ласкающие слух и воображение стихи и фантазии А. Рухлова

Июньские ночи

Город испепелён солнцем и долгим предчувствием гроз.

 Посмотри, как у вечера от бессилия дрожат руки.

 Так спускается к морю раскалённый скрипучий обоз.

 Так сжимают в горсти горячую гальку несбывшихся звуков.

Так растворяется в шёпотах твой лёгкий бесшумный шаг.

 Кошки в сумерках, словно тени бесшумно крадущихся ассасинов.

 Опускается тьма, но по-прежнему нечем дышать,

 Потому что глаза, словно Падуя ночью, безумно красивы.

В эти тёплые ночи полночь полупрозрачна, словно вуаль

 Молодой итальянки, прекрасной, как ветер в развалинах Рима.

 Ты накинешь на плечи из тёмного шёлка прохладную шаль,

 А с далёкого берега слышится плач муэдзина -

Это где-то за городом умирают в рыданиях призраки гроз,

 Предвещая грядущую бурю с упорством пророка.

 В августе ночь простынет, закашляется от звёзд,

 Кутаясь в клетчатый жёлтый свитер вечерних окон.

А сегодня — жара. Время белых и спелых лун.

 Разреши, я тебя буду звать синьориной, Лаурой, донной

 В эти июньские ночи, быстрые, как поцелуй,

 И мгновенные, словно хлопок твоих смуглых ладоней.

Шаг в лето

        Будьте внимательны, когда делаете первый шаг. Потому что первый шаг — это навсегда.

        Постарайтесь не испортить, не омрачить его ничем, сделать шаг в нужную сторону, ступить на нужный путь. Потому что рыба пахнет с головы, а театр начинается с вешалки. Будьте внимательны к мелочам. Ведь доброе начало полдела откачало.

        Закройте глаза, расслабьтесь, глубоко вдохните.

        И сделайте выдох, нырнув с головой в лето. Не планируйте дел. Не планируйте безделья. Дайте лету взять вас за руку и вести за собой. Пусть оно обнимет своими большими белыми руками. Белыми, как его ночи. Пусть убаюкает. Все говорят, что лето пролетает незаметно. Всё правильно. Именно потому, что убаюкивает. Потому, что оно должно пролетать, как здоровый крепкий сон: о дальних странах и красоте ночных городов, о ночных кострах, о закатах в степи. Пусть наши летние сны будут настояны на травах, на шорохах леса, на запахе грозовых дождей.

        Мы проснёмся в конце августа, свежим прохладным утром. О стекло будут биться ленивые полусонные мухи. Будет пахнуть свежеразрезанным арбузом — конец августа всегда пахнет арбузами. Будет дуть ветер, зовущий осень. И будет холодная до приятной бодрящей судороги вода. А можно для большей бодрости и поэтичности умыться росой или даже пробежаться по ней босиком. Главное — хорошо выспаться летом, чтобы грядущее утро в преддверии осени подарило нас улыбкой. А мы подарили ему свою.

        Поэтому радуйтесь лету под знаком новорождённого июня. Завершайте дела, оставляйте заботы. Лето возьмёт вас на руки. Глубокий вдох. Расправьте плечи, подставьте лицо солнцу. Обнимайте лето, погружайтесь в него. Выдох. Улыбайтесь и радуйтесь. Начните лето с улыбки. Потому что первый шаг — это навсегда. Шагните в лето и радуйтесь ему, как радуюсь я.

        Как младенец с не обсохшими стихами на губах.

        «Чем вам не литература Зауралья?»- спрошу я. И сама отвечу. Литературу делают люди. Эту литературу - люди, родившиеся и выросшие в Курганской области, люди, неотделимые от своей малой Родины, люди, видящие и понимающие, что происходит вокруг, люди, открыто, без обиняков, высказывающие своё мнение, люди, не рассчитывающие на высокие гонорары или популярность, люди, непосредственно работающие с детьми и готовые показать им, что нужно быть внимательным к окружающим, иметь собственное мнение, уметь выражать и отстаивать свою точку зрения, быть честным и порядочным, добрым и оптимистичным, любить, ошибаться, искать, работать над собой, творить…

        Да, сейчас другое время, которое требует новых форм, жанров, форматов… Но ценности, о которых говорится в произведениях и зауральских классиков, и писателей и поэтов нового поколения вечны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обеспечение возможности творческой самореализации личности

В статье говорится о том, какими средствами можно обеспечить возможности самореализации личности в образовательной организации СПО....

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

Традиционная система подготовки педкадров формирует фундаментальные знания, а также не отвечающие потребностям практики способности, воспроизводящее мышление будущих учителей. Использование инновацион...

МОТИВАЦИЯ КАК СРЕДСТВО САМОРАЗВИТИЯ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА

Сегодня в связи с переходом на новые образовательные стандарты перед педагогом стоят следующие задачи:приобретать новые знаниявладеть современными педагогическими технологиями и методикамиизменять сти...

Доклад "Применение метода проектов для творческой самореализации личности студентов"

В современных условиях в связи с переходом на новые образовательные стандарты, в системе СПО, стоит задача формирования личности, умеющей самостоятельно организовать свою деятельность и свободно ориен...