Проект программы самореализации личности по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка". 6-й класс.
проект по теме

Суховей Ольга Владимировна

Для изучения повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка". 

Скачать:


Предварительный просмотр:

http://nsportal.ru/suhovey-olga-vladimirovna

Программа самореализации личности

«Береги честь смолоду»

(комплексная система заданий по повести Александра Пушкина

«Капитанская дочка»)

Юный друг!

Александр Пушкин в повести «Капитанская дочка» поднимает проблему любви и ненависти, чести и бесчестия, благородства и коварства и доказывает, что выбор на жизненном пути приходится делать каждому свой. Чем руководствоваться в собственном выборе? Что в жизни главное?

Желаю тебе успехов!

Предлагаю выполнить разные виды заданий и выразить своё отношение к каждому из них. 

№ п/п

Виды заданий

Твоё отношение

1

Учимся объяснять замысел автора

2

Учимся аргументировать

3

Развиваем умение отстаивать свою точку зрения

4

Выражаем собственное суждение

5

Определяем проблематику произведения

6

Учимся давать характеристику образам произведения

7

Учимся объяснять замысел автора

8

Учимся философскому осмыслению исторических и общественных явлений

9

Углубляемся в психологию автора

10

Учимся творчеству

Условные обозначения:  ! – интересно,  ? – трудно,  * – неинтересно

Задание 1.  Учимся объяснять замысел автора.

Эпиграфом повести Александра Пушкина «Капитанская дочка» является пословицу «Береги честь смолоду». Объясни такой замысел автора. Подбери 2-3 собственных  эпиграфа. Аргументируй свой выбор.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Учимся аргументировать.

Существует такое мнение, что образ Емельяна Пугачёва довольно неоднозначный. Составь историческую справку о Емельяне Пугачёве и подтверди или опровергни это мнение.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Развиваем умение отстаивать свою точку зрения.

Дай оценку сцене дуэли Гринёва со Швабриным с позиции героев повести. Объясни свою точку зрения.

Герои произведения

Оценка сцены дуэли

Твоё отношение

Задание 4. Выражаем собственное суждение.

К каждому разделу повести писатель подобрал эпиграфы. Почему, по твоему мнению, именно эти слова стали эпиграфами? Заполни таблицу.

Раздел

       Название повести

Эпиграф

Твой комментарий

7

«Приступ»

Голова моя, головушка,

Голова послуживая!

Послужила моя головушка

Ровно тридцать лет и три года.

Ах, не выслужила головушка

Ни корысти себе, ни радости,

Как ни слова себе доброго

И ни рангу себе высокого;

Только выслужила головушка

Два высокие столбика,

Перекладинку кленовую,

Еще петельку шелковую.

12

«Сирота»

Как у нашей у яблонки

Ни верхушки нет, ни отросточек;

Как у нашей у княгинюшки

Ни отца нету, ни матери.

Снарядить-то ее некому,

Благословить-то ее некому.

14

«Суд»

Мирская молва —

Морская волна.

Задание 5. Определяем проблематику произведения.

Определи основные проблемы повести. Исследуй, являются ли они актуальными в наше время. Аргументируй своё мнение.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 6. Учимся давать характеристику образам произведения.

Составь ассоциативный куст к образу Маши Мироновой. Выдели цветным карандашом черту характера, которую ты считаешь самой главной. Аргументируй свой выбор.

        

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 7. Учимся объяснять замысел автора.

Как раскрывается образ Пугачёва с помощью сказки про ворону и орла, которую он рассказывает? Докажи, что она является ответом Пугачёва на вопрос «В чём заключается смысл жизни?»

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 8. Учимся философскому осмыслению исторических и общественных явлений.

Описание общего разорения после Пугачёвского восстания Пушкин завершает фразой: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный! Вырази своё мнение по поводу этих эпитетов, объясни, изменилась ли со временем природа бунта или бунт, независимо от времени, народов и обстоятельств,– «бессмысленный и беспощадный».

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 9. Углубляемся в психологию автора.

Маша Миронова, которая «…в высшей степени была одарена скромностию и осторожностию», осмелилась на встречу с императрицей. Что придало ей смелости так поступить? Объясни причины её решительности.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 10. Учимся творчеству.

Составь синквейн  (к любому образу) по повести Александра Пушкина «Капитанская дочка».

Алгоритм составления:

Существительное.

Прилагательное, прилагательное.

Глагол, глагол, глагол.

Предложение.

Юный друг!

Ты завершил выполнение всех заданий. Надеюсь, что тебе было интересно.

А теперь проверь свои знания.

ПРОВЕРЬ СЕБЯ

Тесты по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

I. Тесты закрытого типа. Выбери правильный ответ.

    1. Слова «…береги платье снову, а честь смолоду» Петру Гринёву сказал:

        А) Савелиевич:

        Б) Андрей Петрович Гринёв;

        В) Миронов.

    2. Петруша Гринёв смастерил змея из:

        А)  книги;

        Б) географической карты;

        В) тетради.

    3. Когда крепость захватили мятежники, Мария Ивановна спряталась у:

        А) Гринёва;

        Б) попадьи Акулины Панфиловны;

        В) генерала Ивана Карповича.

    4. Письмо от Марии Ивановны Гринёву передал(а):

        А) Максимович;

        Б) Савелиевич;

        В) попадья Акулина  Панфиловна.

    5. Пугачёв подарил Гринёву:

        А) двух коней, заячий тулуп;

        Б) башкирского коня, овечий тулуп, деньги;

        В) ружьё и халат с лисьим мехом.

    6. Перед отъездом Гринёва в Оренбург Маша вручила ему:

        А) письмо родным;

        Б) ружьё;

        В) шпагу.

    7. Освободить Петра Гринёва с тюрьмы помогло письмо:

        А) Катерины II;

        Б) Катерины I;

        В) Елизаветы II.

    8. Как звали ротмистра-бильярдиста, выигравшего у Гринёва в Симбирском трактире         100 рублей?

        А) Иван Кузмич Миронов;

        Б) Алексей Иванович Швабрин;

        В) Иван Иванович Зурин.

II. Тесты открытого типа. Допиши правильный ответ.

     1. «Женишься – ни за что пропадёшь»?, – сказал Гринёву _________________________

     2. Повесть «Капитанская дочка» была написана в ________________________________

     3. Емельян Пугачёв присвоил себе имя императора _______________________________

     4. Учителя-француза Петруши звали ___________________________________________

III. На соответствие. Установите соответствие понятий и их определений.

  1. эпиграф;                             а) столкновение противоположных  

                                             интересов, взглядов, стремлений; серьёзное разногласие;

  1. композиция;                        б) цитата, помещаемая во главе сочинения или его части  

                                              с целью указать его дух, его смысл, отношение к нему  

                                              автора;

  1. конфликт;                          в) важнейший, организующий элемент художественной  

                                              формы, придающий произведению единство и  

                                              цельность, соподчиняющий его компоненты друг другу  

                                              и целому.

IV. На последовательность. Установи последовательность событий в повести.

      А) «Мы вошли в комендантский дом. Иван Игнатьич отворил двери, провозгласив торжественно: «Привел!» Нас встретила Василиса Егоровна. «Ах, мои батюшки! На что это похоже? как? что? в нашей крепости заводить смертоубийство! Иван Кузмич, сейчас их под арест!»

      Б) « – Ах, Петр Андреевич! – сказала она, всплеснув руками. – Какой денек, какие страсти!.. 

               –  А Марья Ивановна?  – спросил я неторопливо.  –  Что Марья Ивановна?  

               –  Барышня жива,  – отвечала Палаша.  – Она спрятана у Акулины Памфиловны.

               –  У попадьи!  – вскричал я с ужасом.   – Боже мой! да там Пугачёв!..»

     

      В) «Бога ты не боишься, разбойник!" - отвечал ему Савельич сердитым голосом. - "Ты видишь, что дитя еще не смыслит, а ты и рад его обобрать, простоты его ради. Зачем тебе барский тулупчик? Ты и не напялишь его на свои
окаянные плечища».

Занеси ответы в таблицу для проверки

I-й уровень.

Тесты закрытого типа.

II-й уровень.

Тесты открытого типа.

III-й уровень.

На соответствие.

IV-й уровень.

 На последовательность.

1-              5-

1.

1-

2-              6-

2.

2-

3-              7-

3.

3-

4-              8-

4.

     

                                           

        Оценка _____________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обеспечение возможности творческой самореализации личности

В статье говорится о том, какими средствами можно обеспечить возможности самореализации личности в образовательной организации СПО....

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

Традиционная система подготовки педкадров формирует фундаментальные знания, а также не отвечающие потребностям практики способности, воспроизводящее мышление будущих учителей. Использование инновацион...

Статья "ЛИТЕРАТУРА ЗАУРАЛЬЯ КАК СРЕДСТВО САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ"

Статья для сборника "Край волшебный, моё Зауралье..."...

МОТИВАЦИЯ КАК СРЕДСТВО САМОРАЗВИТИЯ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА

Сегодня в связи с переходом на новые образовательные стандарты перед педагогом стоят следующие задачи:приобретать новые знаниявладеть современными педагогическими технологиями и методикамиизменять сти...

Доклад "Применение метода проектов для творческой самореализации личности студентов"

В современных условиях в связи с переходом на новые образовательные стандарты, в системе СПО, стоит задача формирования личности, умеющей самостоятельно организовать свою деятельность и свободно ориен...