Проект программы самореализации личности по балладе Р.Л.Стивенсона "Вересковый мед" (I вариант). 5-й класс.
проект по теме

Суховей Ольга Владимировна

Для изучения  баллады Р.Л.Стивенсона "Вересковый мед".

Скачать:


Предварительный просмотр:

http://nsportal.ru/suhovey-olga-vladimirovna

 Программа самореализации личности

(комплексная система заданий по балладе Р.Л.Стивенсона «Вересковый мёд»)

Юный друг!

      С творчеством Роберта Льюиса Стивенсона на уроках литературы вы ещё не знакомились. Надеюсь, что вы читали его интереснейший роман «Остров сокровищ».

Несмотря на слабое здоровье, писатель прожил интересную жизнь, полную приключений и путешествий, преодолел преграды, боролся с трудностями, любил свой народ и учил этому своего читателя.

      Стивенсон – непревзойдённый мастер баллады. В основе «Верескового мёда» легенда о пиктах, маленькое коренное население Шотландии. Они были маленького роста, но имели большую силу духа и не выдали завоевателям секрет верескового мёда. Верес – это символ Шотландии, как берёза – символ России.

      Итак, поучимся мужеству и патриотизму у маленьких, но бесстрашных пиктов.

Желаю тебе успехов!

Предлагаю выполнить разные виды заданий и выразить своё отношение к каждому из них. 

Вариант I.

№ п/п

Виды заданий

Твоё отношение

1

Создаём психологический портрет  автора

2

Анализируем литературоведческие явления

3

Учимся сравнивать художественные образы

4

Учимся доказывать собственную точку зрения

5

Учимся «диалогу культур»

6

Выполняем идейно-художественный анализ произведения

7

Выражаем собственное суждение

8

Учимся интерпретации  поэтическое произведение

9

Развиваем творческое воображение

10

Учимся создавать

Условные обозначения: ! – интересно, ? – трудно, * – неинтересно

Задание 1.  Создаём психологический портрет автора

       Писатель Р.Олдингтон писал про Стивенсона: «Большинству писателей не нравилась внешность  Р.Л.Стивенсона и его манера одеваться. Он был  худым, долговязым юношей с запутанными волосами  и   стеснялся   по любому поводу. Но женщины находили  в нём стройного и утончённого человека с «колоритной и характерной внешностью». Возможно, в юношеский годы Стивенсон был не очень привлекательным, но в последние годы у него было необыкновенно  привлекательная внешность, которую считали «волшебной». Как не странно, с годами  внешность становилась ещё лучше, возможно, от того, что его не расстраивала Шотландия и  родной дом.http://4.bp.blogspot.com/-X30ClODLlEw/UCWI730PYSI/AAAAAAAADIA/bBbAkMZOYuE/s1600/robert%20louis%20stevenson.jpg

Вот так жить хотел бы я,

                                    Нужно мне немного:

                                    Свод небес, да шум ручья,

                                                        Да ещё дорога. (Р.Л.Стивенсон)

Последние годы писатель прожил на о.Самоа. Любил местных жителей. Даже написал для них молитвы. Туземцы назвали его Тузитала (Великий Рассказчик).

Какого человека ты увидел за этими воспоминаниями о писателе? «Нарисуй» словесный портрет ___________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2.  Анализируем литературоведческие явления.

Найдите примеры антитезы в балладе «Вересковый мёд».

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3.  Учимся сравнивать художественные образы.

Охарактеризуйте образы пиктов и короля с помощью стратегии  «Ассоциативный куст». Сделай вывод о том, какие черты характерны настоящему патриоту страны.

Пикты                                                                                         Король  

Задание 4.  Учимся доказывать собственную точку зрения.

Поступок отца неоднозначный. Прав ли отец? Приведи аргументы в его защиту.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

Задание 5.  Учимся «диалогу культур».

http://dunyaninyediharikasi.net/wp-content/uploads/2013/12/Stonehenge_ibadet_merkezi_tapinagi-1024x768.jpg

Чему, по твоему мнению, должны научиться у пиктов сегодняшние россияне?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 6.  Выполняем идейно-художественный анализ произведения.

"Вересковый мед"

 

Из вереска напиток

Забыт давным-давно.

А был он слаще меда,

Пьянее, чем вино.

В котлах его варили

И пили всей семьей

Малютки-медовары

В пещерах под землей.

Пришел король шотландский,

Безжалостный к врагам,

Погнал он бедных пиктов

К скалистым берегам.

Перевод С.Я.Маршака (1941)

"Вересковое пиво»

Рвали твёрдый красный вереск

И варили из него

Пиво крепче вин крепчайших,

Слаще мёда самого.

Это пиво пили, пили

И на много дней потом

В темноте жилищ подземных

Засыпали дружным сном.

Но пришёл король шотландский,

Беспощадный для врагов,

Он разбил отряды пиктов
И погнал их, как козлов.

Перевод  Н.К.Чуковского (1935)

"Вересковый эль"

Из колокольцев вереска

В давние времена

Питьё умельцы варили

Слаще и крепче вина.

Варили эль и пили,

И падали в забытьи

Один подле другого

В подземные норы свои.

Нагрянул в шотландские норы

Король, беспощаден и лих.

Сразил он пиктов в битве,

Облавой пошёл на них.

Перевод А. Короткова

Какую идею донести переводчики в образе шотландского короля? Вырази собственное мнение.

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

Задание 7. Выражаем собственное суждение.

Предложи 10 эпитетов, которыми бы ты описал старого пикта и короля. Выдели цветом карандаша ключевое слово-эпитет в каждом столбике, которое бы ярко проиллюстрировало твоё восприятие каждого из героев.

Старый пикт

Король

Задание 8. Учимся интерпретировать  поэтическое произведение.

Обрати внимание на финальные строки баллады: «замер последний крик…».

Про что свидетельствует последний крик? Как в связи с этим нужно относиться к поступку отца? Ответ аргументируй.

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Задание 9. Развиваем творческое воображение.

Ты художник. Придумай герб страны пиктов. Работу выполни здесь. Запиши, что означает эта символика.

Задание 10. Учимся создавать.

Ты музыкальный редактор небольшой анимационной студии и подбираешь музыку для мультфильма по балладе «Вересковый мёд». Выясни его основные сюжетные моменты. Объясни, каким должно быть музыкальное сопровождение для каждого эпизода.

Эпизод

Музыкальное сопровождение

Оцени свою работу

Оценка учителя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обеспечение возможности творческой самореализации личности

В статье говорится о том, какими средствами можно обеспечить возможности самореализации личности в образовательной организации СПО....

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

Традиционная система подготовки педкадров формирует фундаментальные знания, а также не отвечающие потребностям практики способности, воспроизводящее мышление будущих учителей. Использование инновацион...

Статья "ЛИТЕРАТУРА ЗАУРАЛЬЯ КАК СРЕДСТВО САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ"

Статья для сборника "Край волшебный, моё Зауралье..."...

МОТИВАЦИЯ КАК СРЕДСТВО САМОРАЗВИТИЯ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА

Сегодня в связи с переходом на новые образовательные стандарты перед педагогом стоят следующие задачи:приобретать новые знаниявладеть современными педагогическими технологиями и методикамиизменять сти...

Доклад "Применение метода проектов для творческой самореализации личности студентов"

В современных условиях в связи с переходом на новые образовательные стандарты, в системе СПО, стоит задача формирования личности, умеющей самостоятельно организовать свою деятельность и свободно ориен...