Публикации 2024-2025
проект
Создание и развитие транспортного комплекса в истории России неразрывно связано с историей органов внутренних дел. Как в дореволюционной России, так и в настоящий период времени большое значение имеет комплектование управлений внутренних дел на транспорте хорошо подготовленными кадрами, владеющими как специальными знаниями, так и основами экономики и финансов транспорта.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.82 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК 94(47).083:351.74
Андреева Елена Витальевна,
преподаватель, Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение города Москвы "Юридический колледж".
г. Москва
E-mail: uoso1986@mail.ru
Чаптыков Олег Андреевич
преподаватель, Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы "Юридический колледж".
г. Москва
E-mail: uoso1986@mail.ru
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ПОЛИЦИИ
В СИСТЕМЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ЦАРСКОЙ ИМПЕРИИ
Аннотация.
Создание и развитие транспортного комплекса в истории России неразрывно связано с историей органов внутренних дел. Как в дореволюционной России, так и в настоящий период времени большое значение имеет комплектование управлений внутренних дел на транспорте хорошо подготовленными кадрами, владеющими как специальными знаниями, так и основами экономики и финансов транспорта.
Наиважнейшей вехой в истории создания транспортной полиции России является издание 20 ноября 1809 г. Манифеста императора Александра I, которым было учреждено Управление водяными и сухопутными сообщениями. Создавались полицейские команды, состоящие из смотрителей, унтер-офицеров, рядовых и лоцманов, которые формировались Дирекцией водяных и сухопутных коммуникаций под непосредственным патронажем директора окружного управления. Данная полицейская структура не входила в систему местной администрации, городской и сельской полиции. На нее возлагались поддержание правопорядка и внутренней безопасности на речном транспорте сухопутных дорогах, а также обеспечение безопасности пассажиров и сопровождение грузов в целях предотвращения хищений. Таким образом, в процессе важных государственных преобразований вопросы развития транспорта занимали одно из приоритетных значений.
В 1866 г. собирается комиссия для выработки проекта об учреждении специальной речной полиции под председательством Санкт-Петербургского генерал- губернатора князя Суворова. В 1867 г. на основании заключения работы комиссии последовало Высочайшее повеление об устройстве речной полиции. По этому повелению предлагалось поручить в ведение речной полиции все реки и каналы в черте Санкт-Петербурга. Кроме того, речная полиция составляла часть столичного полицейского управления и находилась в непосредственном ведении обер-полицмейстера [1].
Ключевые слова:
Транспортная полиция, Царская империя, правоохранительные органы.
К вопросам ведения речной полиции были отнесены:
- надзор за точным исполнением постановлений по предмету судоходства и охранения порядка как на воде, так и на береговых сооружениях;
- охрана порядка относительно беспрепятственного следования судов по рекам и каналам;
- наблюдение за своевременной погрузкой товаров и выкаткой их на берег, с назначением срока, по истечении которого берега должны быть очищены для беспрепятственного подхода новых судов;
- принятие мер к спасению утопающих людей и погибающих судов;
- наблюдение за исправным содержанием паровых и гребных судов, предназначенных на случай наводнения;
- преследование на водах воровства и бродяжничества;
- определение правил по закрытии навигации, о безопасности прохода и проезда по льду [2].
По своей штатной численности речная полиция состояла из управляющего, его трех помощников, необходимого по штату числа нижних чинов, а также команды матросов, ежегодно назначаемых Морским министерством за счет сумм, отпускаемых на содержание речной полиции. Первым управляющим речной полиции г. Санкт-Петербурга приказом от 30 июня 1867 г. был назначен капитан-лейтенант Владимир Иванович Коростовец.
Представляет интерес тот факт, что, начиная с 1866 г., по распоряжению градоначальника генерал-лейтенанта П.А. Грессера кандидаты на должности нижних чинов речной полиции для подготовки по полицейской службе прикомандировывались предварительно к полицейскому резерву и назначались в речную полицию только после сдачи там установленного экзамена.[3]
В 1891 г. в портовых городах Российской империи была учреждена портовая полиция, руководство которой осуществлял капитан над портом. Однако не во всех портовых городах была такая полиция, в некоторых городах охрана порядка и безопасности возлагалась на чины общей полиции местных полицейских управлений. Широко привлекались к несению службы по охране воднотранспортных магистралей и природных ресурсов казаки.
На вновь созданную транспортную полицию возлагалась охрана государственных запасов продовольствия при их перевозках, таможенный контроль, содержание и конвоирование заключенных, обеспечение исправности и безопасности путей сообщения, а также надзор за иностранцами, проживающими в России.
Истоки формирования органов внутренних дел на железнодорожном транспорте (а именно жандармских полицейских управлений железных дорог) берут начало с октября 1837 г. – момента официального открытия железной дороги Петербург – Царское Село и начала бурного строительства железных дорог по всей стране [4].
В 1845–1848 гг., была отстроена Варшаво-Венская железная дорога, протяженность которой составляла 300 км до австрийской границы, а в 1853 г. сооружена железная дорога Петербург – Гатчина, продолженная в 1859 г. до Пскова, а затем в 1861 г. – до Варшавы [5]. Строительство Петербургско-Московской железной дороги стало крупнейшим достижением русского инженерного искусства. Данная дорога строилась в 1851 г. для осуществления регулярных перевозок по всей протяженности маршрута. 1 сентября 1868 г. Николаевская железная дорога стала собственностью Главного общества российских железных дорог.
В связи с этим и потребовалось создание принципиально новой правоохранительной организационной структуры. На железных дорогах России уже в 40-х г. XIX века был введен особый полицейский надзор в виде жандармских команд и эскадронов, непосредственно подчиненных ведомству Министерства путей сообщения. Таким образом, первые подразделения правопорядка на железных дорогах подчинялись Министерству путей сообщения и выполняли все требования руководителей строительных участков и администрации, железных дорог.
В связи с тем, что железные дороги проходили по территории различных губерний, нередко на удалении от населенных пунктов, общая полиция не могла обеспечить на них правопорядок. В свою очередь это потребовало разработки и принятия соответствующих инструкций, которые закрепляли бы полномочия сотрудников жандармских полицейских управлений железных дорог, а также единый подход и критерии оценки их деятельности.
В этой связи, с учетом того, что линейный характер строительства и прохождения дорог не позволял привлечь местную полицию к обеспечению правопорядка, на железных дорогах был введен особый полицейский надзор в виде жандармских команд и эскадронов. Одним из основополагающих документов явилось введенное в действие 27 июля 1861 г. Положение о жандармских полицейских управлениях Санкт-Петербургско-Варшавской и Московско-Нижегородской железных дорог, имевшее своей целью учреждение жандармской полиции на железных дорогах [6].
Организационно-структурное построение жандармской железнодорожной полиции выглядело следующим образом: начальник управления, адъютант управления, руководитель канцелярии, писари управления, участковые офицеры (по одному человеку на каждые 200 верст пути), унтер-офицеры (по два человека на каждую станцию, а в столицах – по три человека).
Можно отметить, что жандармские полицейские управления железных дорог являлись не полицейскими, а воинскими формированиями с особым характером прохождения службы, жесткой военной дисциплиной, подготовкой, включающей и военную и полицейскую. Вместе с тем жандармская железнодорожная полиция строилась по линейному принципу и имела отдельное, отличное от общей полиции Российской империи, нормативное регулирование своей деятельности.
Железнодорожная жандармерия выполняла задачи обеспечения бесперебойного функционирования дорог, для чего наблюдала за исполнением «Полицейских железнодорожных правил». Данный нормативный правовой акт определял весь порядок работы железных дорог – от формирования поездов до способа подачи аварийных сигналов. Чины железнодорожной полиции имели право отстранить от работы поездную бригаду в случае ее нетрезвости, т. е. представляли собой как бы вторую администрацию железной дороги. Особое внимание железнодорожная полиция уделяла пропускному режиму на контрольно- пропускных пунктах в приграничных районах и действиям при чрезвычайных обстоятельствах.
В конце XIX – начале XX века сфера деятельности железнодорожной полиции была обширной, но среди всех направлений ее деятельности можно выделить следующие основные:
- борьба с массовыми беспорядками, хищениями особо важных грузов, убийствами в поездах, вокзалах и др. станционных и привокзальных помещениях;
- надзор за членами Всероссийского железнодорожного союза, различными формами агитации населения;
- розыск преступников, революционеров;
- охрана императорских и литерных поездов.
Резюмируя вышеизложенное, отметим, что, создание самостоятельной транспортной полиции как речной, так и железнодорожной служб в Российской империи было продиктовано объективной необходимостью, связанное с развитием речных и морских портов и железных дорог, увеличением грузового и пассажиропотока.
Список использованных источников
- Исторический обзор устройства и содержания водных путей и портов в России за столетний период, 1798–1898 / сост. С.М. Житков. СПб., 2016.
- Пиотровский В., Кудрявцев Д., Очкур Р. Полиция Российской империи. М.; СПб., 2005.
- Вестник полиции. 1909. № 16.
- Шенк Ф.Б. Цивилизация и хаос. Миссия железных дорог в России // Родина. 2009. № 11.
- Громов Н.Н. Единая транспортная система. М., 1999.
- Обязанности жандармской железнодорожной полиции: по жандармско-полицейской части / сост. Л. Тимофеев. СПб., 1912.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарный план воспитательной работы на базе общежития 2024-2025 у.г.
Календарный план воспитательной работы на базе общежития 2024-2025 у.г....
Электронный образовательный ресурс по русскому языку для обучающихся, осваивающих профессии в колледже. 2023-2024, 2024-2025, 2025-2026 учебные года
Электронный образовательный ресурс предназначен для обучающихся по профессиям 23.01.01 Оператор транспортного терминала и 43.01.04 Повар судовой....

Рабочая программа воспитания детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях введения ФГОС"( 2024-2025 гг)
Воспитание человека всегда было, есть и будет сложной задачей. Даже если общество развивается стабильно, возникают и в таком обществе проблемы в воспитании подрастающего поколения....

План работы педагога-психолога на 2024-2025 уч. год
Оказание психолого-педагогической помощи всем участникам образовательного процесса в соответствии с целями и задачами образовательного учреждения, психологическое сопровождение, оказание помощи и подд...

План работы с семьями, находящимися в социально-опасном положении на 2024-2025 учебный год
Смягчение факторов социального риска, способствующих возникновению проблемой ситуации в семье....

Рабочая программа эстрадной студии вокала и ритма "Реверанс" на 2023 - 2024 и 2024 - 2025 учебные годы.
Рабочая программа эстрадной студии вокала и ритма "Реверанс" на 2023 - 2024 учебный годПредлагаемая программа предназначена для организации музыкально - ритмической деятельности ...
