Рабочая программа по предмету "Родная литература" -СПО .2024-25 учебный год
рабочая программа
Рабочая программа для студентов СПО ( специальность "Коммерция по отраслям) - 2024/25 учебный год.В программе планирование, оценочные материалы, рекомендованная литература.Программа составлена с учетом современных рекомендаций ФГОС.Данная программа с небольшими корректировками может быть использована и по другим специальностям СПО.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 116.78 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
СПО
«Родная литература»
Специальность:
«Коммерция по отраслям»
Разработала: Дёмина Алла Анатольевна
2024 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
2. ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРЕДМЕТА
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Место предмета в структуре основной образовательной программы
Рабочая программа предмета « Родная литература» является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности «Коммерция по отраслям»
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения предмета «Русский язык», и в соответствии с методическими рекомендациями по реализации среднего общего образования в пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования (утв. Минпросвещения России) (дата официального опубликования на сайте Министерства просвещения Российской Федерации: 14 апреля 2021 года).
Предмет «Родная литература» относится к общеобразовательной подготовке программы подготовки специалистов среднего звена.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Освоение содержания учебной дисциплины «Родная литература» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
Дисциплина относится к дисциплинам вариативной части общеобразовательного цикла. Учебная дисциплина «Родная литература» направлена на развитие творческих способностей и соответствует современным требованиям ФГОС СПО.
Освоение содержания учебной дисциплины «Родная литература» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
Личностные результаты освоения программы общеобразовательной учебной дисциплины.
- Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур.
- Сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества.
- Толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения.
- Совершенствование духовно-нравственных качеств личности.
Метапредметные результаты освоения программы общеобразовательной учебной дисциплины.
- Умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы , выделять причинно-следственные связи, формулировать выводы.
- Умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов.
- Владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров.
- Адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным).
- Способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета.
- Способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме.
- Умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации.
- Применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни и профессиональной деятельности.
Предметные результаты освоения программы общеобразовательной учебной дисциплины.
- Сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним.
- Сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений.
- Владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью.
- Владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации.
- Владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров.
- Знание содержания произведений русской и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры.
- Сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения.
- Осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
- Способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях.
- Владение навыками анализа художественных произведений с учётом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в
литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания.
10) Сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
Рабочая программа Родная литература ориентирована на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств, культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного мышления, художественного вкуса;
- освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко- литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов.
- знакомство с произведениями русской литературы;
- овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, восприятия информации литературного и общекультурного содержания, получаемой из СМИ, ресурсов Интернета, специальной и научно-популярной литературы;
- развитие критического мышления в ходе анализа явлений и интерпретации литературной и общекультурной информации, интеллектуальных и творческих способностей; В результате освоения учебной дисциплины «Родная литература» студент
должен
уметь:
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров;
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведения с литературным направлением эпохи;
- определять род и жанр произведения;
- сопоставлять литературные произведения;
- выявлять авторскую позицию;
- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
- аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Знать/понимать:
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей первой и второй половины XIX-XX веков;
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений; основные литературоведческие понятия.
В результате изучения учебного предмета должны освоить коды личностных результатов реализации программы воспитателя личностные результаты реализации
ЛР 1 | Осознающий себя гражданином и защитником великой страны. |
ЛР 2 | Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций. |
ЛР 3 | Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих. |
ЛР 4 | Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностного и профессионального конструктивного «цифрового следа». |
ЛР 5 | Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России. |
ЛР 6 | Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях. |
ЛР 7 | Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности. |
ЛР 8 | Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства. |
ЛР 9 | Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях. |
ЛР 10 | Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой. |
ЛР 11 | Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры. |
ЛР 12 | Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания. |
ЛР 17 | Умение гибко реагировать на появление новых форм трудовой деятельности, готовность к их освоению |
3.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Вид учебной работы | Объем, час (очная форма) | Объем, час (заочная форма) |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 72 | 72 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 44 | 6 |
в том числе: | ||
лекционные занятия | 22 | 4 |
пратические занятия | 22 | 2 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 28 | 66 |
Итоговая аттестация | дифференцирова нный зачет | дифференциро ванный зачет |
Тематический план и содержание дисциплины Родная литература
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем, час (очная форма) | Объем, час (заочная форма) |
Модуль 1. Взаимоотношения личности с семьей и государством в русской литературе 19 века. | 36 | 36 | |
Введение. | Россия и русская литература 19 века Социально-политическая ситуация в России «Крестьянский вопрос». Литература и журналистика. Разногласия между либеральным и революционно-демократическим крылом русского общества, их отражение в литературе. Тема «лишнего человека» в рассказе И.С.Тургенева «Гамлет Щигровского уезда». | 1 | 2 |
Тема 1. Личность и семья.. | Содержание учебной информации: | ||
А.Н.Островский. Комедия «Женитьба Бальзаминова». « За чем пойдешь, то и найдешь». Своеобразие конфликта и система образов в комедии. Образ Мишеньки Бальзаминова в комедии. | 1 | ||
И.С.Тургенев. «Первая любовь». История создания повести. Автобиографизм. Душевные переживания юного героя повести Неразрешимое столкновение с драматизмом и жертвенностью взрослой любви. | |||
М.Е.Салтыков-Щедрин. «Господа Головлевы». Роман-хроника помещичьей семьи. Обзаз Иудушки Головлева в романе. Инсценировки и экранизации романа Салтыкова-Щедрина в русском театре и кинематографе. | |||
Ф.М.Достоевский. Роман «Подросток». История создания романа. Прототипы героев. Становление личности главного героя романа. Макар Долгорукий как символ понимания народной правды и идеи нравственного «благообразия» в романе. | |||
Практические занятия Сочинение на тему: Образ Мишеньки Бальзаминова в комедии; Обзаз Иудушки Головлева в романе «Господа Головлевы». | 2 | 1 | |
Самостоятельная работа Работа над учебным материалом, ответы на контрольные вопросы. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, разделам учебных пособий, составленным преподавателем). Подготовка рефератов, докладов, презентаций на заданные темы. | 2 | 12 | |
Тема 2. Личность. | Содержание учебной информации: | ||
Л.Н Толстой. «Смерть Ивана Ильича». Место человека в семье и обществе. История жизни Ивана Ильича-«история самая простая и обыкновенная и самая ужасная»...Герасим в повести как образ, продолжающий галерею толстовских персонажей из народа. | 1 | ||
А.П.Чехов. Рассказы. Драматургия. Мужчина и женщина, любовь и доверие в жизни человека в прозе А.П.Чехова. Рассказы «Любовь». «Душечка». «Попрыгунья». Драма «Три сестры»: поколения, традиции ,культура. | |||
Практические занятия Сочинение на тему: Драма «Три сестры»: поколения, традиции ,культура. | 2 | ||
Самостоятельная работа Работа над учебным материалом, ответы на контрольные вопросы. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, разделам учебных пособий, составленным преподавателем). Подготовка рефератов, докладов, презентаций на заданные темы. | 2 | 6 | |
Тема 3. Личность – природа – цивилизация. | Содержание учебной информации: | ||
И.А.Гончаров. Фрегат «Паллада». Очерки «Фрегат Паллада» (фрагменты). Изображение жизни, занятий, черт характера коренных жителей народов Сибири. Их нравственная чистота. «Русский» путь цивилизации края. Его отличие от европейского в очерках. | 2 | ||
Н.С.Лесков. Рассказ «Однодум». Сведения из биографии. Художественный мир писателя . Рассказ «Однодум». «Праведник» как национальный русский тип. Смысл названия рассказа. Влияние христианских заповедей на становление характера героя рассказа. | |||
Практические занятия Изложение на тему: Влияние христианских заповедей на становление характера героя рассказа «Праведник». | 2 | ||
Самостоятельная работа Работа над учебным материалом, ответы на контрольные вопросы. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, разделам учебных пособий, составленным преподавателем). Подготовка рефератов, докладов, презентаций на заданные темы. | 2 | 4 | |
Тема 4. Личность. | Содержание учебной информации: | ||
И.А.Солженицын. Статья «Жить не по лжи» как нравственное воззвание к читателям. Работа над содержанием Современная публицистика и журналистика. | 2 | ||
Практические занятия | |||
Самостоятельная работа Работа над учебным материалом, ответы на контрольные вопросы. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к | 2 | 6 |
параграфам, разделам учебных пособий, составленным преподавателем). Подготовка рефератов, докладов, презентаций на заданные темы. | |||
Тема 5. Личность и семья. | Содержание учебной информации: | ||
В.В.Набоков. «Машенька».Своеобразие конфликта в романе В.А.Набокова «Машенька». Образ Машеньки как символ далекой родины в романе. | 1 | ||
Ф.А.Абрамом «Братья и сестры». Народная правда военного времени в романе Ф.А.Абрамова «Машенька». История деревни Пекашино в произведении как олицетворение мужества простого русского народа в военные времена. Душевная красота членов нескольких семейств: Пряслиных, Ставровых, Нетесовых и Житовых-в романе Ф.А.Абрамова «Братья и сестры». | |||
А.Н.Арбузов. «Жестокие игры».Знакомство с творчеством писателя. Драматургия А.Н.Арбузова. Нравственная проблематика пьесы А.Н.Арбузова «Жестокие игры». Ответственность людей за тех, кто рядом. | |||
Практические занятия Сочинение на тему (выбор одного из персонажей): Душевная красота членов нескольких семейств: Пряслиных, Ставровых, Нетесовых и Житовых-в романе Ф.А.Абрамова «Братья и сестры». | 2 | ||
Самостоятельная работа Работа над учебным материалом, ответы на контрольные вопросы. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, разделам учебных пособий, составленным преподавателем). Подготовка рефератов, докладов, презентаций на заданные темы. | 2 | 4 | |
Тема 6. Личность-общество- государство. | Содержание учебной информации: | ||
Н.А..Островский.. «Как закалялась сталь». Знакомство с личностью гражданина и писателя Н.А.Островского. Отражение событий эпохи Гражданской войны в романе Н.А.Островского «Как закалялась сталь». Особенности художественного метода социалистического реализма на примере романа Н.А.Островского «Как закалялась сталь». | 1 | ||
З.Прилепин. «Санька». Сведения их биографии. Законы морали и государственные законы в романе З .Прилепина «Санька». Тема внутреннего мира членов радикальных молодежных движений в романе. Система пространственных образов романа З.Прилепина «Санька» как отражение эволюции главного героя Саши Тишина. | |||
Практические занятия Изложение на свободную тему романа Н.А.Островского «Как закалялась сталь». | 2 | ||
Самостоятельная работа | 2 |
Работа над учебным материалом, ответы на контрольные вопросы. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, разделам учебных пособий, составленным преподавателем). Подготовка рефератов, докладов, презентаций на заданные темы. | |||
Тема 7. Личность-природа- цивилизация. | Содержание учебной информации: | ||
Н.М.Рубцов.Лирика.Сведения из биографии. Проблема освоения и покорения природы в лирике Н.М.Рубцова ( стихотворения : «В горнице»., «Зимняя песня», «Привет, Россия, родина моя!..» , «Тихая моя родина!», «Русский огонек», «Стихи»). | 1 | ||
В.Ф.Тендряков. « Пара гнедых».Сведения из биографии В.Ф.Тендрякова. Проблема раскулачивания в рассказе В.Ф.Тендрякова «Пара гнедах». Фигурные образы героев произведения. | |||
А.и Б Стругацкие. «Улитка на склоне». Знакомство с биографическими сведениями братьев Стругацких. Общая характеристика творчества. «Будущее, которое наступит без нас…» - проблема современной цивилизации в научно-фантастическом романе А.и Б. Стругацких «Улитка на склоне». | |||
Л.С.Петрушевская. «Новые робинзоны». Знакомство с биографическими сведениями и творчеством Л.С.Петрушевской. Современная цивилизация в рассказе Л.С.Петрушевской «Новые робинзоны». Характеристика образов. | |||
С.А.Есенин. Сведения из биографии. Поэтизация русской природы. Развитие темы родины как выражение любви к России. Поэма «Анна Снегина»- поэма о судьбе человека и Родины. Поэтизация русской природы, русской деревни, развитие темы родины как выражение любви к России. Художественное своеобразие творчества Есенина: глубокий лиризм, необычайная своеобразность, зрительность впечатлений, цветопись, принцип пейзажной живописи, народно-песенная основа стихов. | |||
Практические занятия Чтение и обсуждение рассказов. Чтение стихотворений, анализ текстов. | 2 | 1 | |
Самостоятельная работа Работа над учебным материалом, ответы на контрольные вопросы. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, разделам учебных пособий, составленным преподавателем). Подготовка рефератов, докладов, презентаций на заданные темы. | 2 | ||
Модуль 2. Особенности развития литературы с XX по XXI вв. | 36 | 36 |
Тема 8. Особенности развития литературы 30-40-х годов | Содержание учебной информации: | ||
М.Цветаева. Сведения из биографии. Идейно-тематические особенности поэзии, конфликт быта и бытия, времени и вечности. Художественные особенности поэзии. Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» ( «Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины..», «Тоска по родине! Давно…», «Генералам 12 года», «Плач матери по новобранцу…» | 4 | 2 | |
О.Э.Мандельштам Сведения из биографии. Идейно-тематические и художественные особенности поэзии. Противостояние поэта «веку-волкодаву». Поиски духовных опор в искусстве и природе. Теория поэтического слова. | |||
А.Платонов. Сведения из биографии. Поиски положительного героя писателем. Единство нравственного и эстетического. Труд как основа нравственности человека. Принципы создания характеров. Социально-философское содержание творчества. Рассказ «в прекрасном и яростном мире». | |||
И.Э.Бабель.Сведения из биографии писателя. Проблематика и особенности поэтики прозы. Изображение событий Гражданской войны в книге рассказов «Конармия». Сочетание трагического и комического, прекрасного и безобразного. | |||
М.А.Булгаков.Краткий обзор жизни и творчества .Роман «Мастер и Маргарита» . Своеобразие жанра. Многоплановость романа. Система образов. Ершалаимские главы. Москва 1930-х годов. Любовь и судьба Мастера. Своеобразие писательской манеры. | |||
А.Н.Толстой.Сведения из биографии. Тема русской истории в творчестве писателя. Роман «Петр Первый»-художественная история России 18 века. Единство исторического материала и художественного вымысла в романе. Образ Петра. Народ в романе. | |||
М.И.Шолохов. Жизненный и творческий путь писателя. Мир и человек в рассказах М.Шолохова. Роман-эпопея «Тихий Дон» о судьбах русского народа и казачества в годы Гражданской войны. Образ Григория Мелехова. Трагедия человека из народа в поворотный момент истории, ее смысл и значение. | |||
Общая характеристика литературы периода ВОВ и первых послевоенных лет. Деятели литературы и искусства на защите Отечества. Лирический герой в стихах поэтов-фронтовиков: О. Берггольц, К.Симонов, А.Твардовский, А.Сурков, М.Исаковский, М.Алигер, Ю.Друнина, М.Джалиль и др. Публицистика военных лет: М.Шолохов, И.Эренбург, А.Толстой. Реалистическое и романтическое изображение войны в прозе: рассказы Л.Соболева, В.Кожевникова, К.Паустовского, М.Шолохова и др. Повести и романы Б.Горбатова, А.Бека, А.Фадеева. Пьесы: «Русские люди» К.Симонов, «Фронт» А.Корнейчука и др. |
Произведения первых послевоенных лет. Проблемы человеческого бытия, добра и зла, эгоизма и жизненного подвига. Противоборства созидающих и разрушающих сил в произведениях Э.Казакевича, В.Некрасова, А.Бека, В.Ажаева и др. | |||
Практические занятия Чтение стихотворений, анализ текстов. Чтение и обсуждение рассказов. | 2 | ||
Самостоятельная работа Работа над учебным материалом, ответы на контрольные вопросы. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, разделам учебных пособий, составленным преподавателем). Подготовка рефератов, докладов, презентаций на заданные темы. | 2 | 10 | |
Тема 9. Особенности развития литературы 50-80-х годов.. | Содержание учебной информации: | ||
А.А.Ахматова. Жизненный и творческий путь. Ранняя лирика Ахматовой: глубина, яркость переживаний автора, его радость, скорбь, тревога. Тематика и тональность лирики периода первой мировой войны: судьба страны и народа. Личная и общественная тема в стихах революционных и первых послереволюционных лет. Тема любви к родной земле, к Родине, к России. Пушкинская тема в творчестве Ахматовой. Тема любви к Родине и гражданского мужества в лирике военных лет. Тема поэтического мастерства в творчестве поэтессы. Поэма «Реквием». Исторический масштаб и трагизм поэмы. Трагизм жизни и судьбы лирической героини и поэтессы. Своеобразие лирики Ахматовой. Теория литературы: проблема традиций и новаторства в поэзии. Поэтическое мастерство. | 2 | ||
Б.Л.Пастернак. Сведения из биографии. Основные мотивы лирики. Связь человека и природы в лирике поэта. Любовь и поэзия, жизнь и серть в философской концепции поэта. Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать…», «Про эти стихи», «Определение поэзии», «Гамлет», «Быть знаменитым некрасиво», «Во всем мне хочется дойти до самой сути», «Зимняя ночь». Поэмы «Девятьсот пятый год» и «Лейтенант Шмидт». | |||
В.Шаламов. Отличительные черты. Анализ текстов. «Сентенция». «Крест». Глубина, цельность духовного мира человека. Историческая тема в советской литературе. | |||
В.М.Шукшин.Сведения из биографии. Обзор произведений. «Выбираю деревню на жительство». «Срезал». «Чудик». Художественное своеобразие прозы. Изображение жизни советской деревни. | |||
В.Распутин. Динамика нравственных ценностей во времени, предвидение опасности |
утраты исторической памяти. «Прощание с Матерой». | |||
Поэзия 50-х-80-х гг. ХХ века. Н.Рубцов. Р.Гамзатов Обзор событий 50-80 х гг.ХХ века Развитие традиций русской классики. Литературные обьединения и направления в поэзии. Своеобразие лирического героя Н.Рубцова, Р.Гамзатова и других. | |||
Поэзия 50-х-80-х гг. ХХ века. Б.Окуджава, А.Вознесенский. Своеобразие лирического героя Б.Окуджавы, А. Вознесенского, Е.Евтушенко, Р.Рождественского и других. | |||
Зарубежная литература. Э. Хемингуэй. «Старик и море». Сведения из биографии. Анализ произведения. | |||
Практические занятия Чтение стихотворений, анализ текстов. Чтение и обсуждение рассказов. Сочинение на тему любви к родной земле, к Родине, к России. | 4 | ||
Самостоятельная работа Работа над учебным материалом, ответы на контрольные вопросы. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, разделам учебных пособий, составленным преподавателем). Подготовка рефератов, докладов, презентаций на заданные темы. | 6 | 10 | |
Тема 10. Особенности развития литературы конца 1980 по наше время. | Содержание учебной информации: | ||
Общественно-культурная ситуация в России. Смешение разных идеологических и эстетических ориентиров. Задержанная и возвращенная литература. Основные направления развития современной литературы. В.Войнович, Т.Толстая, Г.Владимов, Л.Петрушевская, Л.Улицкая | 4 | ||
А. Солженицын.Сведения из биографии. Обзор произведений. Сюжетно- композиционные особенности повести «Один день Ивана Денисовича» и рассказа «Матренин двор». Мастерство Солженицына-психолога: глубина характеров, историко- философское обобщение в творчестве писателя. | |||
В.Пелевин.Сведения из биографии. Обзор произведений. Анализ «Желтой стрелы». Идейно-художественное своеобразие. | |||
В.Астафьев. Сведения из биографии. Обзор литературных произведений. Идейно- художественный анализ книги «Царь-рыба». | |||
Практические занятия Чтение и обсуждение рассказов. | 4 | ||
Самостоятельная работа | 8 | 14 |
Работа над учебным материалом, ответы на контрольные вопросы. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, разделам учебных пособий, составленным преподавателем). | |||
Итоговая форма контроля дифференцированный зачет | 72 | 72 | |
4.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины происходит в кабинете общеобразовательных дисциплин, который предназначен для проведения теоретических и практических занятий по дисциплине.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- технические средства обучения: мультимедийный комплекс (проектор, экран), ноутбук, колонки.
- наглядные пособия
Помещение для самостоятельной работы:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- компьютеры с установленным лицензионным ПО: Acrobat Reader DC (Свободное ПО);
Chrome (Бесплатное ПО); Flash Player (Свободное ПО); Java (Бесплатное ПО);
K-Lite Codec Pack (Бесплатное ПО); media player (Бесплатное ПО); WinRar (Сетевая лицензия);
Антивирус Касперского (Сетевые лицензии) Справочная правовая система «Консультант Плюс»
Информационное обеспечение обучения
Основная учебная литература:
- Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура : 11 класс: учебник : в 2 частях, Ч. 2. РХК
- Москва: Владос, 2022. - 321 c. – [Электронный ресурс] - https://e.muiv.ru/library.php?book_id=147326
- Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура. 10 класс: учебник : в 2 частях, Ч. 2. РХК
- Москва: Владос, 2020. - 317 c. – [Электронный ресурс] - https://e.muiv.ru/library.php?book_id=147325
Дополнительная учебная литература:
- Горшкова Н. Д. , Малинина М. Г. , Чурляева Т. Н. Поэзия Серебряного века: учебное пособие - Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2018. - 39 c.
– [Электронный ресурс] - https://e.muiv.ru/library.php?book_id=147321
- Ивлева, Т. Г. Художественный мир Михаила Лермонтова: учебное пособие: [12+] / Т. Г. Ивлева. – Москва: ФЛИНТА, 2020. – 296 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=607257 – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-9765-4070-
- – Текст : электронный.
- «Жить не по лжи»: нравственные императивы А.И. Солженицына в современной России и мире: сборник статей по итогам научно-практической конференции / под общ. ред. Л. А. Трубиной ; Московский педагогический государственный университет. – Москва : Московский педагогический государственный университет (МПГУ), 2021. – 128 с. : ил. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=599203 (дата обращения: 28.12.2021). – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-4263-0840-4. – Текст : электронный.
Базы данных и/или Интернет-ресурсы:
- https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/INDEX_CULTUR.php Библиотека по культурологии
- http://www.edu.ru/ Библиотека федерального портала «РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»
- http://www.consultant.ru Справочная правовая система «Консультант Плюс»
Официальные, справочно-библиографические и периодические издания:
- Российская газета: общественно-политическая газета / гл. ред. В.А. Фронин; учред. Правительство Российской Федерации. - М.: Российская газета, 2021
- Российская газета - Неделя: общественно-политическая газета / гл. ред. В.А. Фронин; учред. Правительство Российской Федерации. - М.: Российская газета, 2020, 2021
- Среднее профессиональное образование: ежемесячный теоретический и научно- методический журнал/гл. ред. А.А. Скамницкий/ООО "АЛМАКС", Москва/2020. - № 1-12, 2021. - № 1-8
- Вузовский Вестник: российская информационно-аналитическая газета ректоров,проректоров,преподавателей,аспирантов,студентов,абитуриентов / гл.ред. Андрей Шолохов; учред..ООО "ЮниВестМедиа".- М.:ООО "ЮниВестМедиа", 2020, 2021
5.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Виды универсальных учебных действий (в соответствии с ФГОС СОО) | Общие компетенции (в соответствии с ФГОС СПО) |
Личностные (обеспечивают ценностносмысловую ориентацию обучающихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях) | OKI. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес, ОКЗ. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность, ОК8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль (коррекция), саморегуляция, оценка (обеспечивают организацию обучающимися своей учебной деятельности) | ОК2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество, ОКЗ. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
Познавательные (обеспечивают исследовательскую компетентность, умение работать с информацией) | ОК4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития, ОК5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникативных технологий, ОК9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
Коммуникативные (обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми) | ОК6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями, ОК7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. |
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Уметь: | |
воспроизводить содержание литературного произведения; | Оценка устного опроса, тестирования |
анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения; | Оценка индивидуальных выступлений, докладов, письменных ответов на проблемные вопросы, устный опрос. Экспертная оценка сочинения |
определять род и жанр произведения; сопоставлять литературные произведения; выявлять авторскую позицию; | Оценка устных ответов. Экспертная оценка эссе. |
выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения; | Оценка чтения наизусть. |
аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. | Диспут, оценка публичных выступлений. |
Знать: | |
содержание изученных литературных произведений | Оценка устных и письменных ответов. Оценка сообщений. |
основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений | Оценка устных и письменных ответов. |
основные факты жизни и творчества писателей второй половины ХIХ- XX веков | Оценка устный ответов. |
основные литературоведческие понятия. | Экспертная оценка тестирования. |
ФОНДЫ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ.
Вопросы к промежуточной аттестации
1 Возникновение древнерусской книжной культуры. Проблема авторства
в древнерусской литературе. Житийные жанры. Памятники очерковой
литературы Древней Руси.
2 Истоки возникновения русского фольклора. Русская народная сказка,
устное и письменное русское народное творчество.
3 Общая характеристика и своеобразие русской литературы. Русская
литература на рубеже 18-19 веков.
4 А.С. Пушкин. Жизненный и творческий путь. Основные темы и
мотивы лирики А.С. Пушкина. Поэма А.С. Пушкина «Медный
всадник».
5 М.Ю. Лермонтов. Сведения из биографии. Характеристика творчества.
Этапы творчества. Мотивы лирики. Роман «Герой нашего времени».
6 Н.В. Гоголь. Сведения из биографии. «Петербургские повести». Тема
искусства в повести Н.В. Гоголя «Портрет».
7 Культурно-историческое развитие России середины XIX века,
отражение его в литературном процессе. А.Н. Островский. Пьеса
«Гроза».
8 И.А. Гончаров. Очерк жизни и творчества. «Обломов» История
создания. Обломов – это сущность, характер, судьба.
Тесты по дисциплине « Родная литература»
Тест 1
1.В каком году Ф. М. Достоевский написал роман «Подросток»?
А.1875
Б 1856
В 1921
Г 1930
2.Кто явился прототипом главной героини поэмы С. Есенина «Анна Снегина»?
А Анна Изряднова
Б Лидия Кашина
В Зинаида Райх
Г Айседора Дункан
3.В чем заключается русский путь цивилизации и в чем его отличие от европейского в очерках И. А. Гончарова « Фрегат Паллада»?
А широкая русская душа противопоставляется всему иностранному
Б все идет по плану, и нет никакой душевности
В отличий особенных нет
Г есть суета в русском пути
4.Как проявились вечные темы «Мужчина и женщина», «Любовь и доверие в жизни человека» в прозе А.П. Чехова ( рассказ «Попрыгунья»)
А в любви и доверии героев
Б счастье семейной пары рушится из-за измены жены
В в любви Дымова
Г в любви Ольги
5.В чем своеобразие конфликта в романе В. В. Набокова «Машенька»?
А любовный треугольник
Б конфликт в душе Машеньки
В конфликт в борьбе за внимание Машеньки
Г главный конфликт – конфликт внутренний
6.Как проявилось мужество простого русского народа в военные времена в романе Ф.А. Абрамова «Братья и сёстры»?
А отказ от собственности
Б в стремлении выжить
В «трудовой фронт» в деревне
Г в желании уйти на фронт
7.В чем особенность нравственной проблематики пьесы А.Н.Арбузова «Жестокие игры»?
А детализация конфликта
Б равнодушие и цинизм молодого поколения
В затронуты любовные проблемы
Г это проблемы уходящего поколения
8.В основе сюжета романа «Господа Головлевы» лежит одно из событий русской истории. Какое?
А Отечественная война 1812 года.
Б восстание декабристов 14 декабря 1825 года.
В отмена крепостного права в 1861 году.
Г арест и ссылка членов кружка Петрашевского.
9.Роман М.Е.Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы» — это:
А) авантюрный;
б) исторический;
в) социально-психологический;
г) любовный.
10.Почему главный героя романа М. Е. Салтыкова-Щедрина называют Иудой?
А параллель с евангельским Иудой
Б это было желанием матери
В одно из любимых имен автора
Г противопоставлено именам других братьев
11.Почему роман Островского «Как закалялась сталь» относят к произведениям , написанным в стиле социалистического реализма?
А хвалебное изображение коммунистических ценностей
Б описывается Гражданская война
В много личностных переживаний главного героя
Г присутствует автобиографическое начало
12. Какова основная мысль статьи А. И. Солженицына «Жить не по лжи»?
А личное неучастие во лжи
Б понимание собственного предназначения
В каждая жизнь имеет цель
Г стремление выжить любой ценой
13.Какой литературный тип показан в комедии А.Н. Островского «Женитьба Бальзаминова»?
А драматический
Б «маленький человек»
В «лишний человек»
Г глупый человек
14. Какова главная идея рассказа И. С. Тургенева «Первая любовь»?
А любовь разрушила счастье главного героя
Б даже несчастная любовь прекрасна
В не всякий человек умеет любить
Г в умении прощать
15.Каков жанр произведения Л. Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича»?
А рассказ
Б повесть
В роман
Г поэма
16.В чем особенности нравственной проблематики пьесы А.Н. Арбузова «Жестокие игры»?
А противоборство
Б ответственность за тех, кто рядом
В отцы и дети
Г вера в будущее
17.Что заслужил Мастер в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»?
А Покой
Б Свет
В Забвение
Г Страдание
18. В чем заключены проблемы современной цивилизации в научно-фантастическом романе А. и Б. Стругацких «Улитка на склоне»?
А картина утопического будущего
Б кризис человека
В природа
Г противостояние
19. Кто часто является главным героем рассказов В. М. Шукшина?
А городские жители
Б жители деревни «с чудинкой»
В деревенские жители
Г интеллигенция
20. Образ Порфирия (Иудушки) Головлева, главного героя романа «Господа Головлевы», символизирует:
А нежность и любовь к родителям;
Б святость семейных уз;
В людское лицемерие и ханжество.
Г добролюбие
21.Каков жанр произведения А. Н .Островского «Женитьба Бальзаминова»
А рассказ
Б комедия
В трагедия
Г повесть
22.Как звали главную героиню рассказа Чехова «Попрыгунья»?
А Мария
Б Глафира
В Нина
Г Ольга
23.В чем особенность традиционного для русской литературы образа «лишнего человека» в рассказе И.С. Тургенева «Гамлет Щигровского уезда»?
А необычности героя
Б отрицании себя
В в отсутствии имени
Г это рассказ героя
24.В чем проявился автобиографизм повести И.С. Тургенева «Первая любовь»?
А показал себя и отца
Б показал себя
В описал имение
Г в копировании имен
25.Почему первая глава романа М .Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» названа «Семейный суд»?
А. описан уклад семьи
Б осуждение семьей Степана
В показан суд над Иудой
Г семейные ценности
26.Каково место человека в семье и обществе в рассказе Л.Н. Толстого. «Смерть Ивана Ильича»?
А в семье царит безразличие
Б все любят Ивана Ильича
В человек одинок в семье и в обществе
Г главное место
27.Почему роман-эпопея М .Шолохова «Тихий Дон» имеет такое название?
А описана жизнь казачества
Б в народе Дон именуют «тихим»
В показана реальная жизнь
Г отражена вера в будущее
28.События какой эпохи явились главной темой рассказов И.Э .Бабеля?
А раскулачивание
Б Гражданская война
В Великая Отечественная война
Г коллективизация
29.Чьи стихи помогла выжить ленинградцам в блокаду?
А Берггольц
Б Есенин
В Белый
Г Маяковский
30.В произведении А. И .Солженицына поднимается проблема
А тоталитарного режима
Б русской деревни
В военного времени
Г значения писательского труда
Таблица с правильными ответами
Номер | Ответ | Номер | Ответ | Номер | Ответ |
1 | Б | 11 | А | 21 | Б |
2 | Б | 12 | А | 22 | Г |
3 | А | 13 | Б | 23 | Б |
4 | Б | 14 | Б | 24 | А |
5 | Г | 15 | А | 25 | Б |
6 | В | 16 | Б | 26 | В |
7 | Б | 17 | А | 27 | Б |
8 | В | 18 | А | 28 | Б |
9 | В | 19 | Б | 29 | А |
10 | А | 20 | В | 30 | А |
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
Методические рекомендации при подготовке к теоретическим занятиям
Основными видами аудиторной работы студентов являются лекции.
В ходе теоретических занятий преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на самостоятельную работу.
В ходе теоретических занятий необходимо вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации. Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
Контроль ведения конспекта лекций
- Конспект лекций студента должен вестись в отдельной тетради с количество страниц, рекомендованном ведущим лектором. На обороте титульного листа тетрадь с конспектом лекций должна содержать подписи:
- фамилия и инициалы студента;
- номер группы;
- ФИО ведущих предмет преподавателей.
- В начале каждой лекции студент должен записать тему и перечень рассматриваемых вопросов, а также перечень рекомендуемой литературы (при условии, что они оговариваются лектором).
- При записи содержания лекции следует применять минимум сокращений, желательно общеупотребимых. Студентом может быть разработана своя система сокращений, с выносом ее в конце конспекта для пояснения.
- Табличный, графический, цифровой материал должен быть точно перенесен в конспект с доски (проектора) без искажений динамики зависимостей и обозначений формул, а также значений результатов расчетов.
- Тетрадь с конспектом должна содержать полный объем прочитанного материала лекций по их количеству и полноте изложения, включая материал для самостоятельного изучения и конспектирования
Записи должны быть сделаны аккуратным почерком, разборчиво.
Методические рекомендации при проведении практических занятий
Практические занятия необходимы для закрепления изученного теоретического материала, контроля преподавателем степени подготовленности студентов по изучаемой дисциплине или профессиональному модулю.
Перед практическим занятием следует изучить конспект лекции и рекомендованную преподавателем литературу, обращая внимание на практическое применение теории и на методику решения типовых задач. Логическая связь теоретических и практических занятий заключается в том, что информация, полученная на теоретических занятиях, в процессе самостоятельной работы на практическом занятии осмысливается и перерабатывается, при помощи преподавателя анализируется, после чего усваивается.
Методические рекомендации студентам для самостоятельной работы
Самостоятельная работа - это планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
Самостоятельная работа выполняет ряд функций, среди которых особенно выделяются:
- развивающая (повышение культуры умственного труда, приобщение к творческим видам деятельности, обогащение интеллектуальных способностей студентов);
- ориентирующая и стимулирующая (процессу обучения придается ускорение и мотивация);
- воспитательная (формируются и развиваются профессиональные качества специалиста);
- исследовательская (новый уровень профессионально-творческого мышления);
- информационно-обучающая (учебная деятельность студентов на аудиторных занятиях).
Целью самостоятельных занятий является самостоятельное более глубокое изучение студентами отдельных вопросов курса с использованием рекомендуемой дополнительной литературы и других информационных источников.
Задачами самостоятельной работы студентов являются:
- систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
- углубление и расширение теоретических знаний;
- формирование умения использовать справочную литературу;
- развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
Внеаудиторная самостоятельная работа включает такие формы работы, как: Индивидуальные занятия (домашние занятия):
- изучение программного материала дисциплины (работа с учебником и конспектом лекции);
- изучение рекомендуемых литературных источников;
- конспектирование источников;
- выполнение контрольных работ;
- работа со словарями и справочниками;
- использование аудио- и видеозаписи;
- работа с электронными информационными ресурсами и ресурсами Internet;
- составление плана и тезисов ответа на лекции;
- составление схем, таблиц, для систематизации учебного материала;
- выполнение тестовых заданий;
- решение задач;
- подготовка презентаций;
- ответы на контрольные вопросы;
- аннотирование, реферирование, рецензирование текста;
- написание эссе, тезисов, докладов, рефератов;
- составление глоссария, кроссворда по темам дисциплины ;
- работа с компьютерными программами;
- подготовка к дифференцированному зачету. Групповая самостоятельная работа студентов:
- подготовка к занятиям, проводимым с использованием активных форм обучения (круглые столы, деловые игры);
- анализ деловых ситуаций (мини-кейсов) и др;
- участие в Интернет - конференциях.
Получение консультаций для разъяснений по вопросам изучаемой дисциплины .
Но наиболее часто при изучении дисциплины используются следующие виды самостоятельной работы студентов:
- поиск (подбор) литературы (в том числе электронных источников информации) по заданной теме;
- подготовка рефератов;
- подготовка докладов.
Реферат - форма письменной работы. Как правило, реферат является самостоятельным библиографическим исследованием студента, носящим описательно-аналитический характер. Объем реферата может достигать 10-15 страниц. Подготовка реферата подразумевает самостоятельное изучение студентом нескольких литературных источников (монографий, научных статей и т.д.) по теме, не рассматриваемой подробно на лекции, систематизацию материала и краткое его изложение. Цель написания реферата - привитие навыков краткого и лаконичного представления собранных материалов и фактов в соответствии с требованиями, предъявляемыми к научным отчетам, обзорам и статьям.
Работа студента над рефератом включает следующие операции:
- уяснение сути темы (по её названию);
- выявление литературных источников по данной теме;
- ознакомление с содержанием источников, направленным на осмысление его внешней и внутренней структуры;
- работа над выделением главных смысловых компонентов текста (ключевых слов и предложений);
- отбор наиболее важных сведений из выделенных фрагментов;
- составление «связок» из отобранного материала в соответствии с логикой изложения фактов;
- написание реферата.
- Реферат в структурном отношении должен включать:
- заголовочную часть (введение);
- собственно реферативную часть (изложение основных положений по плану с соответствующими названиями и нумерацией);
- заключительную часть (выводы);
- справочную часть (список использованной литературы);
- оглавление (содержание).
Текст реферата должен иметь связанное, цельное построение. Содержание реферата должна пронизывать главная идея, которая объединяет все информационные элементы источников, а также приводимые факты. При этом допускается сохранение отдельных структурных элементов оригинала. Однако не допустимо простое переписывание положение литературных источников. Язык должен быть кратким, ясным, доступным.
Оформление реферата должно быть выполнено машинописным способом в соответствии со следующими требованиями: печатный шрифт – TimesNewRoman, кегль (размер) 14; листы бумаги – формата А4, все страницы должны быть пронумерованы, с размером полей по 2 см; междустрочный интервал – полуторный; абзац – с отступом первой строки 1,25 см; текст – должен быть выровнен по ширине и структурирован по главам (разделам, параграфам), сопровождаться ссылками на источники при использовании прямых (в кавычках) цитат и фрагментов опубликованных текстов, т.е. на такое использование источников должно быть явным образом указано в сносках или за текстовом списке литературы в соответствии с требованиями ГОСТа.
Реферат оценивается исходя из следующих критериев:
- поставлена ли цель в работе;
- сумел ли студент самостоятельно составить логический план к теме и реализовать его;
- каков научный уровень реферата;
- собран ли достаточный фактический материал;
- удалось ли раскрыть тему;
- показана ли связь рассматриваемой темы с современными проблемами науки и общества, со специальностью студента;
- каков авторский вклад в систематизацию, структурирование материала, в составлении заключения;
- достигнута ли цель работы.
Тематика рефератов приводятся в рамках тем лекционных занятий. Возможно написание реферата по теме, предложенной самим студентом (по согласованию с преподавателем). Реферат на занятиях (научно-практических конференциях) может быть представлен в виде доклада.
Реферат должен быть выполнен за один месяц до начала экзаменационной сессии.
Студенты, не представившие в установленный срок реферат, либо получившие оценку «неудовлетворительно», к сдаче экзамена не допускаются.
Углубленному изучению материала по отдельным разделам дисциплины способствует подготовка студентами докладов. Доклад - это самостоятельная работа, анализирующая и обобщающая публикации по заданной тематике, предполагающая выработку и обоснование собственной позиции автора в отношении рассматриваемых вопросов. Подготовка доклада - достаточно кропотливый труд. Его написанию предшествует изучение широкого круга экономических первоисточников, монографий, статей, обобщение личных наблюдений. Работа над докладом способствует развитию самостоятельного, творческого мышления, учит применять экономические знания на практике при анализе актуальных социальных и правовых проблем. Рекомендуемое время доклада - 10-12 минут.
Непременным условием закрепления теоретических и практических знаний студентов является выполнение ими домашних заданий. Одним из основных видов деятельности студента является самостоятельная работа, которая включает в себя изучение лекционного материала, учебников и учебных пособий, первоисточников, подготовку сообщений, выступления на групповых занятиях, выполнение заданий преподавателя.
Методические рекомендации студентам по изучению рекомендованной литературы
Самостоятельная работа студентов включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины ил. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует:
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на консультациях неясные вопросы;
- при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины ил, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на плановой консультации.
Для подготовки к занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации студенты могут воспользоваться электронной библиотекой ВУЗа, расположенной по электронному адресу https://online.muiv.ru/, где они имеют возможность получить доступ к учебно-методическим материалам как библиотеки ВУЗа, так и иных электронных библиотечных систем. В свою очередь, студенты могут взять на дом необходимую литературу на абонементе в библиотеки колледжа, а также воспользоваться читальным залом.
Методические рекомендации по балльно-рейтинговой системе учета и оценки достижений обучающихся
Общие положения
Балльно-рейтинговая система учета и оценки достижений обучающихся (далее – БРС) в Частном образовательном учреждении высшего образования «Московский университет имени С.Ю. Витте» (далее – Университет) предназначена для решения следующих задач:
- стимулирования обучающихся к регулярной учебной и внеучебной деятельности;
- организации непрерывного контроля освоения обучающимися элементов основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования;
- комплексной оценки результативности учебной и внеучебной деятельности обучающихся в течение семестра;
- создания для преподавателей, руководства факультетов и кафедр надежного инструментария для осуществления систематического и регулярного контроля за учебной и внеучебной деятельностью обучающихся.
БРС является обязательной для всех участников образовательного процесса и реализуется в электронной информационно-образовательной среде «Электронный университет» (далее – ЭИОС) для всех форм и технологий обучения.
БРС обеспечивает рейтинговый учет и оценку достижений обучающегося за семестр и включает в себя учебный (далее – Rуд) и внеучебный (далее – Rвр) рейтинги.
Учебный рейтинг обучающихся
Семестровый учебный рейтинг по дисциплине (далее – Rуд) определяется своевременностью, количеством и качеством выполненных обучающимся рейтинговых мероприятий, в которые входят:
- посещаемость и активность в ходе аудиторных занятий;
- прохождение рубежного контроля освоения учебного материала по каждому модулю учебной дисциплины в ходе выполнения тестовых оценочных заданий (далее – ТОЗ),
- выполнение рейтинговой работы по дисциплине, если предусмотрено учебным планом (не более одной работы в семестре по учебной дисциплине ).
Rуд рассчитывается для всех дисциплин учебного плана, кроме учебных дисциплин
«Физическая культура» и дисциплин, назначенных обучающемуся к переаттестации.
Rуд не рассчитывается для всех видов практик, курсовых работ, мероприятий ГИА. Оценки по этим учебным мероприятиям вносятся в соответствующие документы в порядке, установленном локальными нормативными актами Университета, регламентирующими данные виды учебной работы.
Оценка посещаемости и активности обучающегося проводится преподавателем самостоятельно и предусматривает начисление премиальных баллов (до пяти баллов в семестре по каждой дисциплине ). Премиальные баллы вносятся преподавателем в разделе
соответствующей дисциплины в ЭИОС не позднее, чем за неделю до начала зачетно- экзаменационной сессии.
Выполнение обучающимся модульного ТОЗ допускается в течение установленного календарным учебным графиком периода. Учитывается лучший результат, полученный обучающимся в ходе выполнения ТОЗ.
Для выполнения модульного ТОЗ в ходе одного сеанса компьютерного тестирования устанавливается время – один академический час (45 минут).
Все задания в комплексе ТОЗ разделены на три типа:
– А – задания с выбором правильного ответа;
– В – без готового ответа;
– С – кейс-задания или практические задачи.
В состав модульного ТОЗ включаются: задания типа А – 10 вопросов, задания типа В – 8 вопросов, задания типа С – 2 вопроса. Модульные ТОЗ имеют вариативный характер и формируются автоматически из базы ТОЗ по учебной дисциплине для каждого обучающегося индивидуально, при последующем сеансе не повторяются.
Выставление баллов обучающимся за каждое рейтинговое мероприятие (рейтинговая работа и ТОЗ) осуществляется раздельно по 100-балльной шкале (от 0 до 100).
Результаты выполнение ТОЗ определяются автоматически.
Оценивание преподавателем выполненной обучающимся рейтинговой работы осуществляется в личном кабинете преподавателя в ЭИОС.
Результаты рейтинговых мероприятий отображаются в личных кабинетах преподавателя и обучающегося в ЭИОС.
Обучающийся, набравший по результатам выполнения рейтинговых мероприятий (выполнение ТОЗ, выполнение рейтинговой работы) средний балл 75 и более, может претендовать на оценку «хорошо», «отлично» или «зачтено» по итогам работы в семестре без прохождения промежуточной аттестации («автоматом»). Оценка «автомат» выставляется преподавателем в день проведения промежуточной аттестации в зачетно-экзаменационную ведомость при явке обучающегося. При несогласии обучающегося с оценкой «хорошо» ему предоставляется возможность прохождения промежуточной аттестации на общих условиях в установленные сроки.
Перерасчет баллов Rуд из 100-балльной в традиционную 4-х балльную систему оценивания осуществляется по следующей линейной накопительной шкале:
Объем дисциплины | Макс.кол-во баллов | 2 (не зачтено) | 3 (зачтено) | 4 (зачтено) | 5 (зачтено) | е» баллы преподавател | «Автомат» Оценка «зачтено» | «Автомат» Оценка 4 «хорошо» | «Автомат» Оценка 5 «отлично» |
3 ЗЕТ (3 теста) | 300 | <15 0 | >=150 | >=198 | >=255 | + <=5 | >=225 | >=225 <255 | >=255 |
3 ЗЕТ (3 теста + 1 РР) | 400 | <20 0 | >=200 | >=264 | >=340 | + <=5 | >=300 | >=300 <340 | >=340 |
4 ЗЕТ (4 теста) | 400 | <20 0 | >=200 | >=264 | >=340 | + <=5 | >=300 | >=300 <340 | >=340 |
4 ЗЕТ | 500 | <25 | >=250 | >=330 | >=425 | + <=5 | >=375 | >=375 | >=425 |
(4 теста + 1 РР) | 0 | <425 | |||||||
5 ЗЕТ (5 тестов) | 500 | <25 0 | >=250 | >=330 | >=425 | + <=5 | >=375 | >=375 <425 | >=425 |
5 ЗЕТ (5 тестов + 1 РР) | 600 | <30 0 | >=300 | >=396 | >=510 | + <=5 | >=450 | >=450 <510 | >=510 |
Обучающиеся, не имеющие права претендовать на получение оценки «автоматом» или не согласные с ней, проходят промежуточную аттестацию. При прохождении промежуточной аттестации Rуд обучающегося имеет для преподавателя рекомендательный характер.
Допуск обучающегося к промежуточной аттестации осуществляется с любым количеством баллов, набранных в ходе выполнения рейтинговых мероприятий по учебной дисциплине , в том числе с количеством баллов 0.
Промежуточная аттестация для обучающихся по очной, очно-заочной и заочной (за исключением очной, очно-заочной и заочной формы обучения с применением дистанционных образовательных технологий (далее – ДОТ) осуществляется в форме проведения письменных и (или) устных зачетов и экзаменов.
Для обучающихся с применением ДОТ промежуточная аттестация проходит в форме выполнения итогового тестового задания по учебной дисциплине (далее – итоговое ТОЗ).
Прохождение итогового ТОЗ обучающимися с применением ДОТ возможно не более двух раз в течение установленного календарным учебным графиком периода. Учитывается лучший результат, полученный обучающимся в ходе выполнения итогового ТОЗ. Для выполнения одного сеанса тестирования устанавливается время – один академический час (45 минут).
В состав итогового ТОЗ включаются: задания типа А – 10 вопросов, задания типа В – 8 вопросов, задания типа С – 2 вопроса из общей базы ТОЗ по учебной дисциплине . Итоговые ТОЗ имеют вариативный характер, формируются автоматически для каждого обучающегося индивидуально и при последующем сеансе не повторяются.
Если обучающийся не прошел мероприятия БРС и не присутствовал на промежуточной аттестации по уважительной причине, то ему представляется возможность повторного изучения учебной дисциплины в следующем семестре.
Ликвидация академической задолженности
Если обучающийся в ходе промежуточной аттестации по учебной дисциплине получил неудовлетворительную оценку или не явился на зачет / экзамен без уважительной причины, то у него образуется академическая задолженность.
Обучающийся, имеющий академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующей учебной дисциплине не более двух раз в пределах одного года с момента образования академической задолженности.
Результаты прохождения рубежного контроля освоения учебного материала по каждому модулю учебной дисциплины в ходе выполнения ТОЗ, полученные обучающимся до возникновения академической задолженности и результаты выполнения рейтинговой работы по учебной дисциплине сохраняются.
Если обучающемуся необходимо повысить балл, он должен:
– пройти ТОЗ заново, прохождение возможно не более двух раз, при этом учитывается лучший результат по итогам всех попыток,
– разместить новую рейтинговую работу в личном кабинете в ЭИОС, при этом учитывается последняя оценка, полученная по результатам проверки работы.
Обучающийся, набравший по результатам выполнения рейтинговых мероприятий (выполнение ТОЗ, выполнение рейтинговой работы) средний балл 50 и более, может претендовать на оценку «удовлетворительно», «хорошо» или «зачтено» без повторного прохождения промежуточной аттестации («автоматом»).
Шкала оценивания строится в соответствии с правилом – обучающийся не может в ходе ликвидации академической задолженности получить отличную оценку:
Объем дисциплины | Макс. кол-во баллов | 2 (не зачтено) | 3 (зачтено) | 4 (зачтено) |
3 ЗЕТ (3 теста) | 300 | <150 | >=150 | >=198 |
3 ЗЕТ (3 теста + 1 РР) | 400 | <200 | >=200 | >=264 |
4 ЗЕТ (4 теста) | 400 | <200 | >=200 | >=264 |
4 ЗЕТ (4 теста + 1 РР) | 500 | <250 | >=250 | >=330 |
5 ЗЕТ (5 тестов) | 500 | <250 | >=250 | >=330 |
5 ЗЕТ (5 тестов + 1 РР) | 600 | <300 | >=300 | >=396 |
При несогласии обучающегося с оценкой «удовлетворительно» ему предоставляется возможность ликвидации академической задолженности в форме выполнения итогового ТОЗ.
Обучающийся может быть допущен к повторной промежуточной аттестации, с любым количеством баллов, набранных им в ходе выполнения рейтинговых мероприятий по учебной дисциплине , в том числе с количеством баллов 0.
Прохождение итогового ТОЗ возможно не более двух раз в течение установленного календарным графиком периода. Учитывается лучший результат, полученный обучающимся в ходе выполнения итогового ТОЗ. Для выполнения одного сеанса тестирования устанавливается время – один академический час (45 минут).
В состав итогового ТОЗ включаются: задания типа А – 10 вопросов, задания типа В – 8 вопросов, задания типа С – 2 вопроса из общей базы ТОЗ по учебной дисциплине. Итоговые ТОЗ имеют вариативный характер, формируются автоматически для каждого обучающегося индивидуально и при последующем сеансе не повторяются.
Шкала оценивания итогового ТОЗ:
Максимальное количество баллов за итоговое ТОЗ | 2 (не зачтено) | 3 (зачтено) | 4 (зачтено) |
100 | <50 | >=50 | >=66 |
Внеучебный рейтинг обучающихся
Rвр применяется для активизации обучающихся к участию в творческой, спортивной, общественной и научно-исследовательской деятельности Университета и является составной частью портфолио обучающегося.
Rвр складывается из баллов, полученных обучающимися за участие в различных внеучебных мероприятиях. Подтверждение суммы баллов за Rвр осуществляется деканами / директором колледжа на основе анализа представленных обучающимися документов (сертификатов, грамот, свидетельств, благодарностей и иных материалов).
Внесение баллов осуществляется через личный кабинет декана / директора колледжа в ЭИОС.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Литература» для специальности - 050704.52 Дошкольное образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (СПО) ПО ДИСЦИПЛИНЕ«Литература»для специальности - 050704.52 Дошкольное образование Программа предусматривает разнообр...

Рабочая программа дисциплины Детская литература страны изучаемого языка для специальности: 050704 Дошкольное образование
Входит в цикл специальных дисциплин в раздел дисциплин углубленной подготовки.Реализация данной дисциплины дает возможность представить адекватную картину развития детской литературы Велико...

Рабочая программа по дисциплине "Литература"
Рабочая программа учебной дисциплины «Литература» разработана на основе государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы, рекомендациями по реализации образователь...

Рабочая программа ОУД.02 Литература для специальности 38.02.03 Операционная деятельность в логистике
Рабочая программа ОУД.02 Литература для специальности 38.02.03 Операционная деятельность в логистике...

Рабочая программа кружка «Сувенирная лавка» 2023-2024 уч. год
Программа «Сувенирная лавка» имеет художественно - эстетическую направленность. Программа является познавательной и развивающей, т. к. связана с прикладным творчеством и направ...

Рабочая программа по ОУД "Литература" для подготовки квалифицированных рабочих, служащих СПО
Рабочая программа по ОУД "Литература" предназначена для подготовки квалифицированных рабочих, служащих СПО...

