РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Литература» для специальности - 050704.52 Дошкольное образование
рабочая программа по теме

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (СПО) ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Литература»

для специальности -    050704.52 Дошкольное образование

 

          Программа предусматривает разнообразные виды ученической деятельности: читательскую, литературно-критическую, творческую. Курс условно делится на 2 содержательных блока. Первый ( раздел  I– III) носит теоретический характер. Вторая часть курса (раздел IV) подразумевает работу непосредственно с текстами произведений, литературоведческими и критическими статьями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_literature.doc208 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

ФИЛИАЛ ГОУ ВПО  СТАВРОПОЛЬСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА в

г. БУДЕННОВСКЕ

Гуманитарно-технический факультет

                                                                             «Утверждено»

Зам.директора по учебной и научной работе

                                                                              __________________________ Е.А. Бабенко    

                                                                              «____»_________________________20____ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Литература»

для специальности -    050704.52 Дошкольное образование

«Разработано»

_______________ Ю.В. Краснощекова

ассистент кафедры  обществоведения и филологии

«Утверждено»

на заседании кафедры  обществоведения и филологии

Протокол № ____от «____» ___________20____ г.

Зав. кафедрой_______________И.Н.Кардаильская

«Согласовано»

_____________ Б.А.Черкесов

декан гуманитарно-технического факультета

Буденновск, 2010 г.

1. Цели и задачи дисциплины

          Программа предусматривает разнообразные виды ученической деятельности: читательскую, литературно-критическую, творческую. Курс условно делится на 2 содержательных блока. Первый ( раздел  I – III) носит теоретический характер. Вторая часть курса (раздел IV) подразумевает работу непосредственно с текстами произведений, литературоведческими и критическими статьями.

        Данный курс призван решить следующие задачи:

- интегрировать знания по теории литературы, накопленные учащимися за время изучения    литературы в школе;

- систематизировать, укрепить, развить и расширить навыки анализа текста;

- обучить целостному анализу литературного произведения и выявлению своеобразия его   художественного содержания;

- сформировать навык самостоятельного постижения глубинного смысла произведения с   опорой на выявление закономерностей художественной формы;

- сформировать представление о многообразии литературных явлений, направлений,   стилевых течений в литературе;

- совершенствовать навыки самостоятельной научно-исследовательской работы и   оформления полученных результатов;

- повысить общую культуру студента-читателя.

        В рамках данного учебного курса студентам предлагается «пересмотреть» прочитанные в прошлом произведения под новым углом зрения, на основе обобщенных знаний по теории литературы, а также научиться самостоятельно находить глубинный уровень содержания произведения и соотносить его с литературным процессом. В целом задачу курса можно определить как подготовку         квалифицированного читателя, умеющего работать с художественным текстом, вести филологический поиск.

        Данный курс выстраивается как межпредметный, так как в нем находят отражение такие дисциплины, как «История русской литературы», «Основы теории литературы», «Филологический анализ текста».

        В программе нашел отражение деятельностный, личностно-ориентированный подход, который , прежде всего, проявляется в установке на формирование у студентов потребности и способности личностно-значимого, творческого чтения как эстетической деятельности. Освоение конкретного литературного материала предусматривает личностную трактовку студентами художественного произведения, т.е. собственную интерпретацию текста при учете существующих точек зрения на конкретное произведение.

        Программа предусматривает различные формы организации деятельности студентов. В первую очередь – это современные активизирующие формы и методы обучения – проектная, исследовательская деятельность, проведение конференций, экскурсий (заочных), семинаров, практикумов. Приоритет отдается самостоятельной работе студентов, в том числе с текстами художественной, мемуарной, литературоведческой, критической, справочной литературы.

        Основные формы организации учебных занятий – семинары и практические занятия. В лекционной форме (с элементами беседы) проводятся только уроки по обзорной теме, охватывающей большой спектр различных литературных явлений, - «Основные этапы истории развития литературы (русской и зарубежной)», «пристальное чтение»  конкретного литературного текста, эвристическая беседа, ответы на проблемные вопросы.

        Формы итогового занятия многообразны: ученические конференции с обобщающими докладами; индивидуальные письменные рефераты; индивидуальные зачеты.

  1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

        В результате изучения дисциплины «Литература» слушатель должен знать и уметь: 

Требования к знаниям:

- понятие о литературе как виде искусства; знание функций литературы;

- понятие о фольклоре, его жанрах;

- знание родов, жанров литературы, их основных особенностей;

- понятие сюжета, фабулы, композиции, их составляющих;

- знание тропов, синтаксических фигур;

- знание основ стихотворной поэтики (размер, рифма, стопа);

- понятие художественной системы, творческого метода, авторского стиля,        литературного   направления;

- знание основных особенностей периодов развития русской и зарубежной литературы;

- знание основных направлений русской и зарубежной литературы, представителей;

- знание основных особенностей периодов литературного развития;

- основные направления литературы (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм,   критический реализм, постреализм, постмодернизм);

- знание о жизни и творчестве писателей (темы, мотивы, образы);

- знание о литературном произведении как художественном единстве (сюжет, композиция,   жанровые и стилевые особенности);

- понимание общечеловеческого и конкретно-исторического значения художественных   произведений.

Требования к умениям:

- умение выявлять преломление функций литературы в конкретном художественном   произведении;

- умение определять основные особенности пословиц, загадок, сказок, былин;

- умение выделять сюжетные линии и композиционные особенности произведения;

- умение выявлять художественный метод, индивидуальный стиль писателя, авторскую   позицию;

- умение анализировать лирическое произведение – тропы, рифма, синтаксическая и  ритмическая организация текста.

- умение соотносить творчество писателя и литературное направление;

- умение выявлять основные черты периода, направления, течения в произведениях;

- основные особенности трех выделяемых периодов литературного развития;

- определять идейно-тематические особенности художественного произведения;

- определять родовую, жанровую специфику художественного произведения в связи с   художественной стратегией автора;

- самостоятельно определять стратегию изучения произведения в зависимости  от   художественного метода, индивидуального стиля художника слова;

- пользоваться основными теоретико-литературными терминами в практической  деятельности.

  1. Объём дисциплины и виды учебной работы 

Специальность: 050709.52

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоёмкость

48

3,4

Аудиторные занятия

38

3,4

Лекции

28

3,4

Практические занятия

10

3,4

Самостоятельная работа

10

3,4

Вид итогового контроля

Дифференцированный

зачёт

4

Специальность: 050711.52

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоёмкость

51

3,4

Аудиторные занятия

39

3,4

Лекции

34

3,4

Практические занятия

5

3,4

Самостоятельная работа

12

3,4

Вид итогового контроля

Дифференцированный

зачёт

4

Специальность: 050704.52

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоёмкость

47

7,8

Аудиторные занятия

36

7,8

Лекции

25

7,8

Практические занятия

11

7,8

Самостоятельная работа

11

7,8

Вид итогового контроля

Дифференцированный

зачёт

8

  1. Содержание дисциплины

4.1  Выписка из ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА  СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Литература:

литература как вид искусства; литература и фольклор; основы теории литературы: роды и жанры художественной литературы, единство формы и содержания художественного произведения; понятие творческого метода; основные закономерности литературного процесса; основные этапы истории развития литературы (русской и зарубежной); литературные направления; творчество крупнейших писателей, анализ основных произведений.

  1. Темы дисциплины и виды занятий

Специальность: 050709.52

Общее количество часов – 38

  Темы дисциплины

Макс.

учебная

нагрузка

студента,

час

Количество аудиторных часов

Самост.

работа

Всего

Лекции

Практ.

заня-тия

1

2

3

4

5

6

Введение. Литература как вид искусства

1

1

1

Раздел I. Литература и фольклор

2

2

1

1

Раздел II. Основы теории литературы

Тема 2.1. Роды и жанры художественной литературы

2

2

1

1

Тема 2.2. Единство формы и содержания художественного произведения

3

3

2

1

Тема 2.3.Основные закономерности литературного процесса. Понятие творческого метода.

1

1

1

Раздел III. Основные этапы истории развития литературы (русской и зарубежной. Литературные направления

Тема 3.1. Русская литература

1

1

1

Тема 3.2. Зарубежная литература

2

1

-

1

1

Раздел IV. Творчество крупнейших писателей, анализ основных произведений

Тема 4.1. Классицизм

Ж.Б.Мольер

Г.Р.Державин

3

3

2

2

2

1

1

1

1

Тема 4.2. Сентиментализм.

Н.М.Карамзин

3

3

2

1

Тема 4.3. Романтизм

Д.Г.Байрон

М.Ю.Лермонтов

3

3

2

3

2

2

1

1

Тема 4.4. Реализм

Ги де Мопассан

А.С.Пушкин

2

2

1

2

1

1

1

1

Тема 4.5. Критический реализм.

Н.С.Лесков

М.Зощенко

В.М.Шукшин

2

3

2

1

3

2

1

2

2

1

1

Тема 4.6. Постмодернизм

Л.Петрушевская

С.Довлатов

4

2

2

2

1

2

1

2

Тема 4.7. Постмодернизм

Б.Акунин

4

2

2

2

ВСЕГО:

48

38

28

10

10

Специальность: 050711.52

Общее количество часов – 39

  Наименование разделов и тем

Макс.

учебная

нагрузка

студента,

час

Количество аудиторных часов

Самост.

работа

Всего

Лекции

Практ.

заня-тия

1

2

3

4

5

6

Введение. Литература как вид искусства

1

1

1

Раздел I. Литература и фольклор

2

1

1

1

Раздел II. Основы теории литературы

Тема 2.1. Роды и жанры художественной литературы

2

2

2

Тема 2.2. Единство формы и содержания художественного произведения

3

3

2

1

Тема 2.3.Основные закономерности литературного процесса. Понятие творческого метода.

1

1

1

Раздел III. Основные этапы истории развития литературы (русской и зарубежной). Литературные направления

Тема 3.1. Русская литература

1

1

1

Тема 3.2. Зарубежная литература

2

1

1

1

Раздел IV. Творчество крупнейших писателей, анализ основных произведений

Тема 4.1. Классицизм

Ж.Б.Мольер

Г.Р.Державин

3

3

2

2

2

2

1

1

Тема 4.2. Сентиментализм.

Н.М.Карамзин

3

3

2

1

Тема 4.3. Романтизм

Д.Г.Байрон

М.Ю.Лермонтов

2

4

2

3

2

2

1

1

Тема 4.4. Реализм

Ги де Мопассан

А.С.Пушкин

3

2

2

2

2

2

1

Тема 4.5. Критический реализм.

Н.С.Лесков

М.Зощенко

В.М.Шукшин

3

4

2

2

3

2

2

2

2

1

1

1

Тема 4.6. Постмодернизм

Л.Петрушевская

С.Довлатов

4

2

2

2

1

2

1

2

Тема 4.7. Постмодернизм

Б.Акунин

4

2

2

2

ВСЕГО:

51

39

34

5

12

Специальность: 050704.52

Общее количество часов – 36

  Наименование разделов и тем

Макс.

учебная

нагрузка

студента,

час

Количество аудиторных часов

Самост.

работа

Всего

Лекции

Практ.

заня-тия

1

2

3

4

5

6

Введение. Литература как вид искусства

1

1

1

Раздел I. Литература и фольклор

2

2

1

1

Раздел II. Основы теории литературы

Тема 2.1. Роды и жанры художественной литературы

2

2

1

1

Тема 2.2. Единство формы и содержания художественного произведения

3

3

2

1

Тема 2.3.Основные закономерности литературного процесса. Понятие творческого метода.

1

1

1

Раздел III. Основные этапы истории развития литературы (русской и зарубежной). Литературные направления

Тема 3.1. Русская литература

1

1

1

Тема 3.2. Зарубежная литература

2

1

-

1

1

Раздел IV. Творчество крупнейших писателей, анализ основных произведений

Тема 4.1. Классицизм

Ж.Б.Мольер

Г.Р.Державин

3

3

2

2

2

1

1

1

1

Тема 4.2. Сентиментализм.

Н.М.Карамзин

3

3

2

1

Тема 4.3. Романтизм

Д.Г.Байрон

М.Ю.Лермонтов

2

4

1

3

1

2

1

1

1

Тема 4.4. Реализм

Ги де Мопассан

А.С.Пушкин

2

2

1

2

1

1

1

1

Тема 4.5. Критический реализм.

Н.С.Лесков

М.Зощенко

В.М.Шукшин

2

2

2

1

2

2

1

1

1

1

1

1

Тема 4.6. Постмодернизм

Л.Петрушевская

С.Довлатов

4

2

2

2

1

2

1

2

Тема 4.7. Постмодернизм

Б.Акунин

4

2

2

2

ВСЕГО:

47

36

25

11

11

  1. Содержание тем дисциплины

Введение. Литература как вид искусства.

        Художественная литература – искусство слова. Функции литературы: познавательная, воспитательная, ценностно-ориентационная, коммуникативная, творческая, эстетическая, идеологическая, прогностическая, гедонистическая.

        Литература как временное искусство, воспроизводящее является  жизни в развитии. Изобразительно-экспрессивные и познавательные возможности речи. Воссоздание действительности, «художественной реальности» речевой деятельности, «внутреннего мира» (чувства, раздумья, переживания) людей. Литература как отражение действительности, форма ее художественного познания, осмысления, оценки, претворения.

        Гуманизм и народность русской литературы.

        Раздел I.Литература и фольклор.

Понятие фольклора. Жанры (пословица, поговорка, загадка, сказка, былина, миф, легенда).

Взаимовлияние фольклора и литературы. Мотивы фольклора в литературе: литературная сказка, святочный рассказ, сюжеты fantasy, поэзия.

Понятие архетипа. Преемственность поколений, связь времен, память о прошлом в художественном произведении. Архетипические мотивы в литературе (бог и дьявол, мотив стихии, дома, карнавал, поединок отец – сын, двойник, космос и хаос, герой и антигерой, добро и зло в произведениях А.С.Пушкина, Гоголя Н.В., Ф.М.Достоевского, В.Распутина и др.) Близость басни к устному народному творчеству.

Основные понятия: литература, функции литературы; фольклор, пословица, поговорка, загадка, сказка, былина, миф, легенда; архетип.

Требования к знаниям:

-  понятие о литературе как виде искусства;

- знание функций литературы;

- понятие о фольклоре, его жанрах;

- знание основных архетипических мотивов в литературе.

Требования к умениям:

- умение выявлять преломление функций литературы в конкретном художественном   произведении;

- умение определять основные особенности пословиц, загадок, сказок, былин;

- умение выявлять архетипичные мотивы в произведениях русской литературы.

Практические занятия:

1.Анализ литературных сказок на предмет фольклорных мотивов – сюжет, герои, язык, устойчивые формулы, зачин, концовка и т.д. (А.С.Пушкин, П.П.Ершов, П.Бажов, В.А.Жуковский и др. – по выбору).

        Раздел II. Основы теории литературы

        Тема 2.1. Роды и жанры художественной литературы.

        Роды литературы. Происхождение литературных родов. Свойства родов: способы пространственно-временной организации произведения, формы присутствия автора, характер обращенности текста к чтению.

        Эпос как изобразительный вид словесного искусства, воспроизводящий внешнюю и внутреннюю жизнь людей посредством повествования о событиях.

        Лирика как экспрессивно-изобразительный вид искусства воспроизведения процессов внутреннего мира людей.

        Драма как изобразительный вид искусства, предназначенный для театра.

        Межродовые и внеродовые формы.

Жанровая классификация литературы. Принципы деления литературы на жанры: фольклорные и литературные, прозаические и стихотворные; большие, средние и малые жанры (малые: эссе, афоризм, фрагмент); документальные (мемуары, дневники, заметки).

        Основные жанры эпоса: сказка, эпическая песня, былина, очерк, рассказ, новелла, повесть, роман, эпопея)

        Лиро-эпические жанры: поэма, басня, баллада.

Жанры лирики: ода, элегия, послание, эпиграмма, песня.

Жанры драмы: трагедия, комедия, драма, мелодрама, фарс, водевиль.

Роман. Жанровая сущность. Жанровые структуры и каноны. Роман авантюрный, исторический, психологический, криминальный, костюмно-исторический, разовый.

Тема 2.2. Единство формы и содержания художественного произведения.

Художественное произведение как индивидуально-авторское творение писателя. Воплощение замысла автора в форме (род, жанр, организация речи, построение текста и т.д.) Сюжет и композиция как содержательные формы литературного произведения.

Сюжет как форма воспроизведения конфликтов. Сюжет и фабула. Ситуация, конфликт, интрига. Развитие конфликта: завязка, перипетии, кульминация, развязка. Внесюжетные эпизоды. Сюжетные линии. Пролог, экспозиция, эпилог. Сюжетное обрамление.

Композиция как общее построение литературного произведения, сюжета и определенная система раскрытия отношений персонажей. Художественная деталь как компонент сюжета и композиции. Лирические отступления и вставные эпизоды. Внешняя композиция: деление на части, главы. Эпиграфы. Название произведения и отдельных глав, посвящение, предисловие. Организация концовки текста (развязка, эпилог, открытый финал). Основные стороны и функции художественной речи как формы литературного произведения. Виды переносного употребления слов. Виды тропов (метафора, метонимия, перифраз, сравнение, олицетворение, эпитет, оксюморон).

Интонационно-синтаксическая выразительность художественной речи. Риторические фигуры, инверсия, антитеза, эллипсис, повторы, синтаксический параллелизм, градация.

Риторическая организация художественной речи и стихотворная поэтика. Стих, виды стоп, размер, рифма, ее виды. Синтаксически-тематическая законченность строфы.

Словесный текст произведения как эстетически организованное целое, как форма существования художественного мира.

Тема 2.3. Основные закономерности литературного процесса. Понятие творческого метода.

Литературный процесс в контексте культурно-исторического развития. Понятие художественной системы, творческого метода, стиля, литературного направления и течения. Стиль писателя (идейные позиции, круг характеров, сюжетов, своеобразие языка).

Национальное своеобразие литературы, обусловленное ее связью с историей общества. Литературные традиции и новаторство. Литературный процесс и читатель.

Основные понятия: литература, род, жанр; эпос, лирика, драма; сказка, песня, былина, очерк, рассказ, новелла, эссе, повесть, роман, эпопея, поэма, басня, баллада, элегия, ода, эпиграмма, трагедия, комедия; сюжет, фабула, композиция, завязка, кульминация, развязка, пролог, эпилог, художественная деталь; тропы (метафора, метонимия, сравнение, эпитет, олицетворение, перифраз, оксюморон); инверсия, антитеза, градация, эллипсис; стих; стопа, строфа, рифма, размер; дактиль, амфибрахий, анапест, ямб, хорей; творческий метод, стиль, литературное направление, течение.

Требования к знаниям:

- понятие рода, жанра;

- знание родов, жанров литературы, их основных особенностей;

- понятие сюжета, фабулы, композиции, их составляющих;

- знание тропов, синтаксических фигур;

- знание основ стихотворной поэтики (размер, рифма, стопа);

- понятие художественной системы, творческого метода, авторского стиля, литературного   направления.

Требования к умениям:

- определение родовой, жанровой специфики художественного произведения;

- умение выделять сюжетные линии и композиционные особенности произведения;

- умение выявлять художественный метод, индивидуальный стиль писателя, авторскую   позицию;

- умение анализировать лирическое произведение – тропы, рифма, синтаксическая и  ритмическая организация текста.

Практические занятия:

2.Определение жанровых особенностей сказки и рассказа, элегии и баллады, трагедии и комедии в сопоставлении (на примере избранных произведений).

3.Анализ лирического произведения на предмет воплощения замысла автора в форме (тема, лирический герой, строфа, рифма, размер, тропы).

Раздел III. Основные этапы истории развития литературы (русской и зарубежной). Литературные направления.

Тема 3.1. Русская литература.

Древнерусская литература, литература средневековья, нового времени (с 17 века). Эпоха Просвещения (18 век).

Направления и течения литературы:

= Классицизм (Н.Новиков, Карамзин, М.Ломоносов, Тредиаковский, Д.И.Фонвизин,  Княжнин, Радищев, Державин).

19 век.

= Сентиментализм (Карамзин).

= Романтизм 19 век. (В.А.Жуковский, Е.А. Баратынский, Рылеев, Бестужев,  Вяземский, П.Чаадаев, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов).

= Реализм.

= Критический реализм (Н.В.Гоголь, А.Н.Островский, Н.А.Некрасов, М.Е.Салтыков- Щедрин и др.)

20 век, 1-я половина

= Пролетарская литература (Горький, Серафимович и др.)

= Поэзия серебряного века (символизм, акмеизм, футуризм)

= Реализм

20 век, 2-я половина

= Реализм (В.Астафьев, А.Варламов и др.)

= Постмодернизм (А.Битов, В.Пелевин и др.)

Конец ХХ – нач. XXI в.

= Неонатурализм

= Неосентиментализм (Л.Улицкая, М.Палей)

= Постреализм (Л.Петрушевская, С.Довлатов, В.Шаров и др.)

Тема 3.2. Зарубежная литература

         Литература древнего мира (античная Греция, Рим, Египет).

         Литература средневековья (Данте, Петрарка, Бокаччо).

15-17 в.в. Эпоха Возрождения. Ренессанс. (Ф.Рабле, В.Шекспир, М.Сервантес).

18 в. Новое время. Эпоха Просвещения.

= Классицизм (Ж.Б.Мольер, Вольтер, И.В.Гете).

= Романтизм (Г.Гейне, Д.Байрон, Ф.Шиллер, В.Гюго, Гофман и др.)

19 век.

= Декаданс (Г.Флобер, Г.Мопассан)

= Реализм (Стендаль, О.Бальзак, Ч.Диккенс и др.)

= Натурализм (Э.Золя)

= Символизм (фр. поэты)

= Неоромантизм (Р.Киплинг, Стивенсон)

= Импрессионизм.

20 век.

= Сюрреализм (А.Бретон)

= Экзистенциализм (А.Камю, Ж.Сартр, Г.Маркес).

= Постмодернизм.

Самостоятельная работа.

Массовая литература (романы карьеры, хроники и др.)

Основные понятия: литературное направление, течение; классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм; античная литература, Ренессанс, постмодернизм, экзистенциализм.

Требования к знаниям:

- знание основных особенностей периодов развития русской и зарубежной литературы;

- знание основных направлений русской и зарубежной литературы, представителей.

Требования к умениям:

- умение соотносить творчество писателя и литературное направление;

- умение выявлять основные черты периода, направления, течения в произведениях;

- умение отличать особенности направления в русской и зарубежной литературе (классицизм, романтизм, реализм).

Практические занятия:

4.Выявление основных особенностей литературного направления в произведении   избранного автора.

        Раздел IV. Творчество крупнейших писателей, анализ основных произведений.

        Тема 4.1. Классицизм

        Классицизм как литературное направление XVII-XVIII в. Особенности классицизма, культ разума, торжество добродетели, обращение к античности, гражданская проблематика, принцип трех единств, деление на высокие и низкие жанры. Задача русских писателей-классицистов – «просвещение»  царей. Учение М.В.Ломоносова о трех «штилях».

        Ж.-Б.Мольер.

        Ж.-Б.Мольер(1622-1673) как представитель французского классицизма. Сведения о жизни писателя. Комедия как драматический жанр. Комедия Ж.-Б.Мольера «Мещанин во дворянстве». Анализ построения, сюжета, композиции. Проблематика, система образов.

Самостоятельная работа. 

Чтение комедий (по выбору)

        Г.Р.Державин

        Г.Р.Державин (1743 -1846) – поэт, осуществивший поворот литературы к земной жизни. Независимость общественной позиции. Классические и реалистические элементы в творчестве поэта. Великолепие красок, выразительность стиля, бытовые детали в стихотворениях. Философские произведения Державина. Ода «Бог». Охват вселенной, видение ее бесконечности в малом, соотнесение величия божества с человеком.

Самостоятельная работа.

Вопросы жизни и смерти, вечности и быстротечности, божественного и человеческого в философской лирике («На смерть князя Мещерского», «Лебедь», «Река времен…» и др.)

        Тема 4.2. Сентиментализм.

        Сентиментализм как литературное течение конца 18 – начала 19 века. Изображение человеческой психологии, преувеличенная чувствительность героев, идеализация действительности, культ нравственной чистоты в произведениях писателей – сентименталистов. Жанры: сентиментальная повесть, послание, путевые заметки, элегия, народная песня.

        Н.М.Карамзин (1766-1826). «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Внимание к внутреннему миру простого человека. Язык повести. Лиза – русский облик «естественного человека» (Ж.Ж.Руссо).

Повесть «Наталья, боярская дочь». «Письма русского путешественника». Сосредоточенность не на законах истории, а на «законах» сердца.

        Тема 4.3. Романтизм

        Романтизм как литературное течение XVIII-XIX вв. Отличительные черты: культ свободы необычность характеров и обстоятельств, интерес к экзотике, поединок личности и судьбы, несогласие романтического героя с окружающим, стремление к идеалу, к абсолютной свободе. Жанры: роман, повесть, баллад, поэма, элегия.

        Дж.Г.Байрон (1778-1824)

        «Каин», «Поломничество Чайльд Гарольда». «Мировая скорбь», пессимистичное мировоззрение и устремленность к совершенному миру. Благородство, одухотворенность, одиночество романтического героя. Максимальное проявление высших человеческих качеств в условиях «вне мира повседневности».

        М.Ю.Лермонтов (1814-1841)

        Конфликт с действительностью в произведениях Лермонтова как злой рок. Тема романтического избавления: фантастическая греза о блаженном состоянии полужизни – полусна – полусмерти.

        «Демон» как романтическая философская поэма. Противоречие Демона: воплощение зла и стремление восстановить утраченную гармонию; презрение к миру и попытка возвратиться к нему. Демон и Бог. Трагедия одиночества. 

Самостоятельная работа.

Образ Демона в живописи и музыке.

        

        Тема 4.4. Реализм.

        Литературное течение, появившееся в XIX в. Основной принцип реализма – наиболее полное и верное отображение действительности посредством типизации. Конфликт герой – общество, изображение характеров и событий в развитии, внимание к деталям, исторически конкретное общество. Эпоха, события.

Жанры: роман, повесть, поэма, рассказ, элегия, сатира, исторические хроники и др.

        Ги де Мопассан (1850-1893)

        Влияние натуралистической школы на творчество писателя. Отношение Мопассана к социальной действительности (романы «Жизнь», «Милый друг»).

Новеллы. Тематика, проблематика. Темы войны и любви. Одинаково выразительное изображение светского общества, нравов буржуа, крестьянской жизни.

Новелла «Пышка». Изображение современного Французского общества в миниатюре (буржуазия, аристократия, монахини, проститутка). Раскрытие темы нравственной чистоты, совести, подлости и патриотизма.

Самостоятельная работа.

Новеллы Э.Золя.

        А.С.Пушкин (1799-1837)

        Пушкин – прозаик. Особенности реализма писателя: народность, историзм, гуманистические идеи, энциклопедизм. А.Григорьев о Пушкине. Творческие поиски и эксперименты писателя в области языка, стиля: глагольная стихия, принцип соразмерности и сообразности, демократизация языка художественных произведений, «мысли и мысли», отсутствие пышных эпитетов и др.

        Повесть «Пиковая дама». Проблематика. Психологическая глубина изображения героев. Философские размышления о роли судьбы в жизни человека.

        Тема 4.5. Критический реализм.

        Появление течения во II половине XIX в. в России. Правдивый анализ социальной действительности, разоблачение социальных пороков и противоречий, демократическая ориентация, утверждение положительного социального идеала, вера в возвышение, человечества.

        Н.С.Лесков (1831-1895)

        Личность писателя, художественный мир. Национальный характер писателя: народ –носитель нравственного начала, духа, культуры, действующая сила истории («Левша»). Повесть «Очарованный странник». Смысл названия. Особенности композиции, жанра. Традиции житийной литературы. Портрет, характер, мировоззрение Флягина. Образ повествователя. Смысл названия.

Самостоятельная работа.

Повесть «Леди Макбет Мценского уезда».

М.Зощенко (1894-1958)

Жизненный и творческий путь писателя. Критика о писателе. Юмор и сатира Зощенко. Особенности стиля, авторской манеры, языка (сжатое письмо, короткая фраза, имитация простой речи).

Рассказы. Герои, темы: жилищный кризис, бюрократизм, волокита, взяточничество, обывательские черты. Рассказы: «Аристократка», «Баня», «Кризис», «Прелести культуры», «Операция», «Гости», «Неравный брак», «История болезни» и др.

 Тема гибели человеческого в человеке.

«Сентиментальные повести». Ведущая тема – косность российской действительности. Желание писателя перестроить человека, заставить переосмыслить себя. Повести: «Коза», «Люди», «О чем пел соловей» и др.

        В.М.Шукшин (1929-1974)

        Обзор творчества. Юмор, народность языка в рассказах. Своеобразие сюжета, открытый финал. Многообразие характеров и жизненного материала. Потребность героя в «духовной» исповеди. Человек с «чудинкой» как характерный герой Шукшина. Стилистические особенности рассказов.

Рассказы: «Чудик», «Микроскоп», «Солнце, старик и девушка», «Волки», «Дядя Ермолай», «Космос, нервная система и шмат сала» и др.

        Тема 4.6. Постреализм.

        Постреализм как творческий метод начала 90-х гг. ХХ в. Принцип относительности, открытость авторской позиции по отношению к миру, достижимость истины. Связь человека с настоящим и прошлым, с биографиями и судьбами других людей.

        Л.Петрушевская (1938)

        Творческий путь писателя. Особенности авторского стиля: в основе сюжета-пограничная ситуация в момент жизненного выбора героя; закон жизни – абсурдность; тяготение к обобщению героев; трагифарсовые черты сюжета, его незавершенность, иррациональная алогичность.

Рассказы из цикла «Реквием», книги «По дороге бога Эроса». Рассказ «Дама с собаками». Особенности композиции и стилистической организации текста. Соотношение позиции автора и рассказчика. Специфика решения «вечных» тем.

Самостоятельная работа.

         Массовая литература зарубежья.

Жанры и формы (роман, карьеры, «розовый» роман, исторический роман, боевик, семейная хроника). Общие темы, сюжеты, герои. А.Хейли «Аэропорт»; Э.Сигал «История любви»; Митчелл «Унесенные ветром» и пр.

        С.Довлатов (1941-1990)

        Автор, рассказчик, герой в произведениях Довлатова. Трансформация биографии писателя в художественных рассказах. Особенности повествования: отбор деталей и подробностей, повествовательные повторы и композиционные рифмы, ритмико-интонационная организация текста («Слова – моя профессия». С.Довлатов). Соотношение комического и трагического. Ориентация на поэтику А.П.Чехова.

Рассказы: «Номенклатурные полуботинки», «Представление», фрагменты из книг. «Соло на ундервуде» и «Соло на IBM».

Тема 4.7. Постмодернизм.

        Особенности: незавершённость, цитация, гипертекст и другие.

Борис Акунин.

        Техника палимпсеста. Романы: «Азазель», «Турецкий гамбит», «Коронация» и др. Особенности построения сюжета. Образ Эраста Фандорина.

Самостоятельная работа.

        Чтение, анализ романа Акунина (по выбору).

        

Основные понятия: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, критический реализм, постреализм,  постмодернизм; народность, историзм, энциклопедизм; цитация, гипертекст, палимпсест; комическое и трагическое.

Требования к знаниям:

- знание основных особенностей периодов литературного развития;

- основные направления литературы (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм,   критический реализм, постреализм, постмодернизм);

- знание о жизни и творчестве писателей (темы, мотивы, образы);

- знание о литературном произведении как художественном единстве (сюжет, композиция,   жанровые и стилевые особенности);

- понимание общечеловеческого и конкретно-исторического значения художественных   произведений.

Требования к умениям:

- основные особенности трех выделяемых периодов литературного развития;

- основные направления и школы литературы серебряного века;

- основные теоретико-литературные термины;

- выделять сюжетные линии и композиционные особенности изучаемого произведения;

- определять идейно-тематические особенности художественного произведения;

- определять родовую, жанровую специфику художественного произведения в связи с   художественной стратегией автора;

- самостоятельно определять стратегию изучения произведения в зависимости  от   художественного метода, индивидуального стиля художника слова;

- пользоваться основными теоретико-литературными терминами в практической  деятельности.

Практические занятия:

5. Анализ языка поэзии Державина Г.Р. (богатство языка, интонаций, сочетание стилей,     образное использование просторечных слов);

6. Лиза как прототип героинь русской литературы, обманутых и оскорбленных.  Сопоставление героинь произведений А.С.Пушкина, Ф.М.Достоевского, И.С.Тургенева     с образом Лизы.

7. Романтическое изображение Кавказа в лирике и рисунках М.Ю.Лермонтова. Анализ     произведения.

8. «Пиковая дама» А.С.Пушкина. Анализ произведения (особенности стиля – лексика,     синтаксис, изобразительные средства; детали, способы выражения авторской позиции).

9. Комплексный анализ рассказа В.М.Шукшина (по выбору)

10. Выявление литературных и мифологических реминисценций в рассказах

 Л.Петрушевской («Элегия», «Новые Робинзоны», «Теща Эдипа», цикл «Песни      восточных славян» и др. – по выбору)

  1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

5.1.Основная литература 

  1. Введение в литературоведение /Под ред. Л.В.Чернец. –М., 2000
  2. Краткий словарь литературоведческих терминов./Под ред. Кожевникова В.М., Николаева П.А. – М., 1987
  3. Кучина Т.Г. Современный отечественный литературный процесс. 11 кл.: уч. пособие (Элективные курсы). –М.: Дрофа, 2006
  4. Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература: в 2 т. –М., 2003
  5.  Литературоведческий словарь./Под ред. Б.С.Бугрова, М.М.Голубкова, 3-е изд. –М., 2001
  6. Русская литература XIX л.: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч./ Под ред. Г.Н.Ионина. –М.:Мнемозина, 2001
  7. Русская литература ХХ в.: 11 кл.: Практикум/ А.А.Кунарев, А.С.Карпов, О.Н.Михайлов и др. –М., 2000
  8. Русская литература ХХ в.: Учебник-практикум для общеобразовательных учреждений/Под ред. Ю.И.Лысого –М., 2000.
  9. Современное зарубежное литературоведение: Концепции, школы, термины: Энциклопедический справочник/ Под ред. И.П.Ильина, Е.А. Цурганова. –М., 1996

5.2.Дополнительная литература

  1. Абдуллаева З. Между зоной и островом. О прозе С.Довлатова// Дружба                  народов.1996. № 7.
  2. Абрамович Г.Л. Введение в литературоведение. Хрестоматия/ Под ред. П.А.Николаева, изд. 2-е –М., 1988
  3. Айхенвальд Ю.И. Карамзин//Силуэты русских писателей. –М., 1994.
  4. Андреева Г.Т. Творчество Н.С.Лескова. –Иркутск, 1992
  5. Апухтина В.А. Проза В.М.Шукшина. –М., 1986
  6. Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: Стиль жизни, стиль мышления. –М., 1978
  7. Бочаров С.Г. Поэтика Пушкина: Очерки. –М., 1974
  8. Ванслов В.В. Эстетика романтизма. –М., 1966
  9. Виноградов В.В. Стиль «Пиковой дамы»//Виноградов В.В. О языке художественной прозы. –М., 1980
  10. Волков И.Ф. Теория литературы. –М., 1995
  11. Гей Н.К. Проза Пушкина: Поэтика повествования. –М., 1989
  12. Горн В.Ф. Василий Шукшин: штрихи к портрету. –М., 1993
  13. Гуревич А.М. Романтизм в русской литературе. –М., 1980
  14. Давыдова Т.Т. Сумерки реализма (о прозе Л.Петрушевской)// Русская словесность, 2002 № 7.
  15. Дубин С. Детектив, который не боится стать чтивом.//Новое литературное обозрение. 2000. № 4.
  16. Квятковский А. Поэтический словарь. –М., 1966
  17. Коробов В. Василий Шукшин. –М., 1999
  18. Коровин В.И. Творческий путь М.Ю.Лермонтова. –М., 1973
  19. Кочеткова Н.Д. Литература русского сентиментализма: Эстетические и художественные искания. –СПб, 1994
  20. Лежнев А. Проза Пушкина. –М., 1966
  21. Литературный энциклопедический словарь /Под ред. Кожевникова В.М., Николаева П.А. –М., 1987
  22. Лотман Ю.М. Александр Сергеевич Пушкин. –Л., 1983
  23. Лотман Ю.М. Карамзин. –СПб, 1997
  24. Лотман Ю.М. Массовая литература как историко-культурная проблема//Лотман Ю.М. Избр. Статьи: В 3 т. –Таллин, 1992. Т.3.
  25. Малыгина Н.М. Тюремная повесть С.Довлатова.//Русская словесность. 1996. № 5.
  26. Маркович В.М. Пушкин и Лермонтов в истории русской литературы. –СПб, 1997
  27. Москвичева Г.В. Русский классицизм. –М., 1986
  28. Проблемы теории стиха/ Под ред. В.Е.Холшевникова. –Л., 1984
  29. Пульхритудова Е. «Демон» как философская поэма// творчество М.Ю.Лермонтова. –М.; Л., 1964
  30. Руднева Н.Г. Романтика в русском критическом реализме (вопросы теории). –М., 1988
  31. Скатов Н. Пушкин. –Л., 1991
  32. Славникова О. Петрушевская и пустота//Вопросы литературы. 2000. Март-апрель
  33. Столярова И.В. В поисках идеала: творчество Н.С.Лескова. –Л., 1978
  34. Сухих И. Сергей Довлатов: время, место, судьба. –М., 1997
  35. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. –М.:Просвещение, 1976
  36. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. –М., 1996
  37. Топоров В.Н. «Бедная Лиза» Карамзина. Опыт прочтения. –М., 1985
  38. Федотов О.И. Основы русского стихосложения. –М., 1997
  39. Федотов О.И. Основы русского стихосложения. Метрика и ритмика. –М., 1997.
  40. Хализев В.Е. Литературные направления и стили /Под ред. П.А.Николаева, Е.Г.Рудневой. –М., 1976
  41. Хализев В.Е. Теория литературы. –М., 2000
  42. Ходанян Л.А. Поэтика Лермонтова. Аспекты мифопоэтики. –Кемерово, 1985.
  43. Ходасевич В. Державин. –М., 1988
  44. Чернец Л.В. Литературные жанры. –М., 1982
  45. Эрлихман З. Муляж на фоне миража (о Б.Акунине).// Родина. 2001. № 10

  1. Примерный перечень вопросов к зачёту:
  1. Дайте понятие литературы как вида искусства.
  2. Назовите основные функции литературы.
  3. Определение фольклора.
  4. Перечислите основные жанры фольклора, раскройте один из них.
  5. Приведите примеры архетипических мотивов в литературе.
  6. Назвать 3 рода литературы, дать им определение.
  7. Виды эпоса, их отличительные особенности.
  8. Виды драмы. Охарактеризуйте кратко каждый из них.
  9. Перечислить виды лирики, привести примеры.
  10. Дать определение теме, идее художественного произведения.
  11. Как вы понимаете сюжет художественного произведения?
  12. Что такое фабула?
  13. Назовите элементов сюжета, выявите их в одном произведении.
  14. Что такое композиция художественного произведения?
  15. Назовите внесюжетные элементы композиции и их роль в художественном произведении
  16. Какова роль языка в художественном произведении?
  17.  Раскройте смысл тропов: эпитет, сравнение, метафора, метонимия, олицетворение, гипербола, литота, аллегория. Привести по 2-3 примера на каждый троп.
  18. Что такое ритм? Объясните на примере.
  19. Что такое стопа? Вычлените в конкретной поэтической строке.
  20. Что такое стих, строфа?
  21. Дать определение рифме. Какие типы рифм вы знаете?
  22. Назовите стихотворные размеры
  23. Дать определение хорея. Привести пример.
  24. Дать определение ямба. Привести пример.
  25. Дать определение дактиля. Привести пример.
  26. Дать определение амфибрахия. Привести пример.
  27. Дать определение анапеста. Привести пример.
  28. Дать понятие творческого метода.
  29. Что такое стиль писателя? Приведите пример.
  30. Дать определение литературного направления и течения. Привести пример.
  31. Перечислить основные этапы истории развития русской литературы
  32. Назвать основные литературные направления, представителей.
  33. Перечислить основные этапы истории развития зарубежной литературы
  34. Назвать основные направления, представителей.
  35. Классицизм как литературное направление XVII-XVIII в.в.
  36.  Особенности комедий Ж.-Б.Мольера. Проблематика, система образов комедии «Мещанин во дворянстве».
  37. Классические и реалистические элементы в творчестве Г.Р.Державина.
  38. Перечислить основные вопросы философских произведений Г.Р.Державина.
  39. Сентиментализм, основные особенности, жанры.
  40. Внимание к внутреннему миру простого человека, к «законам» сердца в повести Карамзина «Бедная Лиза».
  41. Романтизм как литературное течение 18-19 в.в. Отличительные черты, романтический герой, темы, жанры.
  42. Дж.Г.Байрон. «Паломничество Чайльд Гарольда». Герой «вне мира повседневности».
  43. М.Ю.Лермонтов. «Демон». Противоречия героя. Трагедия одиночества.
  44. Реализм. Основные принципы, жанры.
  45. Ги де Мопассан. Влияние натуралистической школы. Тематика, проблематика новелл.
  46. Раскрытие темы нравственной чистоты, совести, патриотизма в новелле «Пышка».
  47. Особенности реализма А.С.Пушкина. Язык, стиль писателя.
  48. Повесть «Пиковая дама». Философия, проблематика.
  49. Критический реализм в России
  50. Н.С.Лесков. Повесть «Очарованный странник». Особенности жанра, композиции. Образ повествователя.
  51. Сатира М.Зощенко. Особенности стиля, языка. Анализ рассказа (по выбору)
  52. Рассказы В.М.Шукшина. Своеобразие сюжета, характеров. Стилистические особенности (на примере рассказа)
  53. Постреализм как творческий метод. Основные особенности, представители.
  54. Л.Петрушевская. Особенности авторского стиля. Темя, герои рассказов.
  55. Рассказ  «Дама с собаками». Композиция, стиль, «вечные» темы.
  56. Особенности повествования в рассказах С.Довлатова. Соотношение комического и трагического (на примере рассказа)
  57. Постмодернизм. Особенности изображения реальности. Гипертекст.
  58. Б.Акунин. Особенности стиля, техника палимпсеста. Роман «коронация».
  59. Образ Фандорина в романах Акунина.
  60. Анализ самостоятельно изученного произведения (новеллы Э.Золя, романы Б.Акунина, массовая литература  зарубежья).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дисциплины Детская литература страны изучаемого языка для специальности: 050704 Дошкольное образование

Входит в цикл специальных дисциплин в раздел дисциплин углубленной подготовки.Реализация данной дисциплины дает возможность представить адекватную картину развития детской литературы Велико...

Рабочая программа дисциплины Страноведение для специальности: 050704 Дошкольное образование

Входит в цикл специальных дисциплин в раздел дисциплин углубленной подготовки.При изучении иностранного языка все более осознается необходимость овладения не только языковыми структура­ми, но и ...

Рабочая программа учебной дисциплины «Экономика» для специальностей среднего профессионального образования социально-экономического профиля.

Рабочая программа учебной дисциплины «Экономика»  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессиональног...

Рабочая программа учебной дисциплины ОПД.05 «Теоретические основы дошкольного образования» по специальности 44.02.01 Дошкольное образование

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины ОПД.05 «Теоретические основы дошкольного образования» по специальности 44.02.01 Дошкольное образование...

Рабочая программа учебной дисциплины литература для специальности НПО 034700.02 «Архивариус» (1,2 курс, базовый уровень)

Рабочая  программа учебной дисциплины «Литература» является частью общеобразовательной  подготовки студентов в учреждениях СПО. Составлена на основе примерной программы среднего (полного) об...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.05. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (СПО) ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.05 Теоретические основы дошкольного образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.05 Теоретические основы дошкольного образования...