Методическая разработка внеаудиторного меропрития . Биологические игры
методическая разработка

Фролова Ольга Владимировна

Интеллектуальная игра проводится с целью обобщения изученного материала, закрепления полученных в ходе теоретической и практической части обучения знаний, по учебной дисциплине ОДП. 01 Биология, а также созданию мотивации на дальнейшее успешное овладение знаниями по общеобразовательным дисциплинам.

Данное мероприятие рекомендовано проводить в конце учебного года по окончании изучения дисциплины, среди студентов 1 курса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_biologiya.docx37.51 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство здравоохранения Забайкальского края

Петровск – Забайкальский филиал

ГПОУ «Читинский медицинский колледж»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

(внеаудиторного мероприятия)

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИГРЫ

«Биологические игры»

по учебной дисциплине «Биология», специальность:

   специальность: 34.02.01 Сестринское дело (базовая подготовка)

31.02.01 Лечебное дело (углубленная подготовка)

Подготовила:

Николаева Ольга Владимировна,

преподаватель 1 категории

г. Петровск - Забайкальский, 2025

РАССМОТРЕНА:        ОДОБРЕНА:

на заседании ЦМК                                                                     Заведующая филиалом:

«Общеобразовательных дисциплин»                                      ___________/ Л.Г. Герасимова

от «___»_________20___г.                                                       от «___»_________20___г.

Протокол №___,

Председатель ________/ Рубцова Ю.А./

ОГЛАВЛЕНИЕ

1.Пояснительная записка ………………………………………………………...4

2.Основная часть        ………………………………………………………………….5

3. этапы мероприятия …………………………………………………………….7

3.Задания для интеллектуальной игры ………………………………………….8

4.Список использованных источников…………………………………………12

        

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Интеллектуальная игра проводится с целью обобщения изученного материала, закрепления полученных в ходе теоретической и практической части обучения знаний, по учебной дисциплине ОДП. 01 Биология, а также созданию мотивации на дальнейшее успешное овладение знаниями по общеобразовательным дисциплинам.

Данное мероприятие рекомендовано проводить в конце учебного года по окончании изучения дисциплины, среди студентов 1 курса.

 Уровень сложности заданий рассчитан на студентов 1 курса по специальности 34.02.01. Сестринское дело, 31.02.01. Лечебное дело

Целью создания методической разработки является оказание помощи в обобщении полученных знаний в ходе изучения дисциплин, установка междисциплинарных связей, развитие навыков клинического мышления у обучающихся, а также выработки заинтересованности и формировании профессиональных качеств.

Помимо достижения учебных целей, мероприятие способствует достижению воспитательных целей – интеллектуальная игра проводится как внеаудиторное мероприятие в игровой форме, призванное способствовать сплочению коллектива, развитию навыков лидерства, работы в команде, расширению кругозора.

При проведении мероприятия используются современные информационно-коммуникативные технологии – мультимедийные презентации, использование социальных- интернет-сетей, что будет способствовать высокой вовлеченности в игровой процесс и заинтересованности обучающихся.

Преподавателем реализуются такие образовательные технологии как игровые, информационно-коммуникативные, призванные развить у обучающихся устойчивый интерес, проявить творческое мышление и развить коммуникативную компетенцию.

Данная методическая разработка предназначена для преподавателей по учебной дисциплине «Биология», для использования материалов на практических занятиях, открытых мероприятиях профессиональной образовательной организации.

Методическая разработка включает:

1) основную часть, представленную технологической картой мероприятия;

2) заключение с основными выводами по проведению интеллектуальной игры;

3) список использованных источников;

4) приложения с заданиями, слайдами мультимедийных презентаций.

Основная часть

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА МЕРОПРИЯТИЯ

Наименование дисциплины – ОДП.01 Биология

Вид мероприятия – интеллектуальная игра

Междисциплинарные и межмодульные связи – ОП 01, 04, 05, 06, 07, 09, 11, и с ПМ 01, 02, 03.

Цели мероприятия:

1.     обобщить полученные знания по данному курсу;

2.     осмыслить значение пройденного материала;

3.     выявить проблемные моменты в изучении дисциплины;

4.     продолжить развитие познавательных способностей учащихся, навыков работы в группах, работы с биологическими справочниками и литературой;

5.     способствовать нравственному воспитанию, привитию интереса к изучаемому предмету.

Образовательные задачи:

-поверить знания обучающихся и степень усвоения материала о пройденном курсе;

-показать на различных примерах степень усвоения изученного материала;

акцентировать внимание на вопросах бионики и основ экологии;

Развивающие задачи:

-развивать отработку навыков применения сравнительного анализа и умения быстро нестандартно мыслить;

-развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, умение и навыки самостоятельной работы;

-умение выделять главные и второстепенные факты, обобщать и делать выводы.

-развивать логическое мышление путем анализа источников грамотно строить свои ответы, правильно формулировать выводы.

Воспитательные задачи:

-развитие интереса к интересным фактам и явлениям живой и не живой природы, различным открытия и фактам;

-через заданные вопросы выявить взаимосвязь биологии и своей будущей профессии;

-заинтересованность в дальнейшем самостоятельным изучении материала.

Оборудование мероприятия: компьютер, вопросы, секундомер

Место проведения занятия – актовый зал или учебная аудитория

Продолжительность занятия – 90 мин.

Технические средства обучения – ПК с программным обеспечением, мультимедийный видеопроектор, экран, смартфоны

Перечень раздаточного материала – бланки для ответов, карточки с заданиями.        

Формируемые элементы компетенций для специальности 34.02.01 Сестринское дело:

Общие компетенции:

ОК 1.        Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.        Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.        Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4.        Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

ОК 5.        Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6.        Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7.        Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8.        Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.

Задачи мероприятия:

В результате проведения мероприятия, обучающийся должен уметь применять полученные знания по биологии.

ЭТАПЫ МЕРОПРИЯТИЯ

Этап

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Использование наглядных пособий, раздаточного материала

1.Организационный

Приветствие команд-участниц, зрителей.

Рассадка по местам участников, приветствие ведущего, команд, зрителей. Объявление названий команд

1.Слайды компьютерной презентации, меловая доска

2.Мотивационный

Объяснение целей, правил и задач проведения интеллектуальной игры, планируемых результатах. Ответы на возникшие организационные вопросы

Заслушивание объяснения сути игры, организационные вопросы от участников

1.Слайды компьютерной презентации, меловая доска

3. Основная часть – задания интеллектуальной игры

1 конкурс: Разминка   "Покажика - отгадайка".

2 конкурс: «Найди правильный ответ»

3.конкурс: «Музыкальное домашнее задание»

4.конкурс: для болельщиков.  Мозговой штурм. «Есть вопрос – дай ответ».

5 конкурс: Анаграммы.

6 конкурс: Тур «Знатоки».

7 конкурс: Мозговой штурм .  

8 конкурс: Найди общее

9 конкурс: Кто это?

Заслушивание вопросов конкурсов, обсуждение в течение отведенного времени, ответы на задания

1.Слайды компьютерной презентации, бланки для ответов, меловая доска

4. Рефлексия, подведение итогов

Подсчет правильных ответов и перевод в баллы, объявление результатов, награждение победителей, ответное слово участников о лучших и интересных моментах игры, о самых тяжелых и необычных вопросах, получение обратной связи от участников и зрителей

Обсуждение результатов конкурсов, высказывание мнений об игры в целом, получение дипломов за победу и участие

Бланки дипломов

Задания для интеллектуальной игры «Биологические игры»

Правила игры:

Студенты группы делятся на 3 команды знатоков и болельщиков, команда по знатоков 5 человек, остальные болельщики.

В игре проводятся 9 конкурсов для команд и 3 конкурса для болельщиков, в каждом из которых необходимо ответить на вопросы, проявить логику, клиническое мышление, глубину усвоения материала.

По итогам конкурса побеждает команда, набравшая по итогам всех конкурсов большее количество баллов.

Игру судят – жюри.

Члены жюри: преподаватели гуманитарного цикла.

Начало игры

Представление команды: называют название команды и девиз, представляют капитана команды.

1 конкурс . Разминка   "Покажика отгадайка". (1 балл за каждую угаданную пару).

Я попрошу команды выбрать по 2 участника, которые хорошо умеют что-то изображать и показывать без слов.

Становитесь, пожалуйста, перед своей командой. Тяните листочек, на нём написано слово, которое вам нужно показать, а ребята из вашей команды должны его угадать.

Изобразить пантомимой взаимоотношения животных.

Каждая пара изображает 2 пантомимы, показывающих животных.

Команда «1»: Волк — заяц, Дятел — короед

Команда «2»: Паук — муха, Сова — мышь

Команда «3» Собака  – блоха, Чайка - рыба

2 конкурс:  Ответы на вопросы. «Найди правильный ответ»

Перед вами варианты ответов за заданный вопрос, нужно выбрать из них только правильный.

Конкурс оценивается в 1 балл

1. Полёт, какого насекомого положен на ноты?

а) Осы;            в) Шмеля;

б) Мухи;          г) Комара;

(Музыкальная картинка «полёт шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане»)

2. Как называется оперетта Иоганна Штрауса?

а) «Летучая мышь» в) «Летучая собака»

б) «Летучая рыбка»      г) «Летучая белка»

3. Назовите «музыкальную» часть листа растения и шляпки гриба:

а) Диск;                 в) Кассета;

б) Пластинка;     г) Альбом;

4.Сколько нот сразу может брать птица?

а) Одну;          в) Три;

б) Две;            г) Семь;

(У птиц голосовая щель образует в каждом бронхе и действует независимо друг от друга.)

5. Какая «танцевальная» птица есть в природе?

а) Крановяк;            в) Чечетка;

б) Мазурка;              г) Чардаш;

6. Как переводится на русский название танца «Фокстрот»?

а) Быстрая змейка;      в) Бег оленя;

б) Лисий шаг;                 г) прыжки кенгуру.

7. Как называется группа, поющая о таких, «каких не берут в космонавты»?

а) «Киви-киви»;             в) «Манго-манго»;

б) «Лимон-лимон»;      г) «Банан-банан».

8.  Какой колокольный звон бывает?

а) Вишнёвый;      в) Малиновый;

б) Рябиновый;     г) Земляничный.

3 конкурс. Для болельщиков. Пока команды готовятся к музыкальному домашнему заданию.  Мозговой штурм. «Есть вопрос – дай ответ».

1. У кого больше ног: у пяти осьминогов или у четырёх кальмаров?    (Одинаково: 5х8 = 4х10 =40)

2. У этого животного две правые ноги и две левые ноги, две ноги спереди и столько же сзади. Сколько ног у этого животного? (Четыре)

3.Какие ягоды с буквой «М» сладкие, а с буквой «К» горькие?    (Малина калина)

4. Какое животное ходит только буквой «Г»? (Конь, если это шахматная фигура.)

5. На каком базаре самый большой шум?    (На птичьем базаре.)

6. Назовите овощ для закидывания плохих актёров.    (Помидор)

4 конкурс: «Музыкальное домашнее задание»

Конкурс оценивается в 5 баллов. В постановке участвуют все члены команды. Используя сценические костюмы, музыкальную фонограмму необходимо обыграть биологические песни.

Команда 1 - «В траве сидел кузнечик».

Команда 2- «Жили у бабуси два весёлых гуся».

Команда 3 – «Танец маленьких утят»

5 конкурс.     Анаграммы.

Командам раздаются заранее распечатанные карточки. За каждый верный ответ — 1 балл. Жюри проверяет ответы на листочках, а зрители пробуют отгадать анаграммы

шар+кома (ответ: ромашка), воин+чудак (одуванчик), идол+слуга (гладиолус), дека+зубан (незабудка), вино+пшик (шиповник), вой+село (соловей), корова+нож (жаворонок), пена+лик (пеликан), овал+камин (малиновка), боль+астра (альбатрос).

Пока команды отгадывают. Продолжим с болельщиками.

7.Какой овощ необходим для проверки принцесс на чистоту королевской крови?    (Горох, горошина)

8.Какой злак может расти ... на человеке? (Ячмень, воспалённый бугорок у корней ресниц.)

9.Какая дикая кошка попала в сообщество автомобилей? («Ягуар»)

10.Какая птица является крупным издателем школьных учебников?    (Издательство «Дрофа». Дрофа крупная птица отряда журавлеобразных.)

11.Назовите цветочную позу йога.    (Лотос)

12.Чьи глазки не боятся, а любят смотреть на солнышко? (Анютины глазки цветы.)

13.Назовите хвойный образец стройности человеческой фигуры. (Кипарис)

14. Талия какого насекомого является эталонным образцом тонкой талии для всех женщин? (Осы - осиная талия.)

15.Какое животное и чьё служит образцом для порки детей? (Сидорова коза.)

6 конкурс. Тур «Знатоки». 

Ведущий: у каждой науки есть тесная связь с другими науками по тем или иным вопросам. Биология – не исключение. Предлагаю вам выполнить литературные, математические и физические задания по биологии. За каждую задачу Тур «Знатоки».  –  1 балл.

Литература: Переведите знакомые пословицы с языка биологических терминов:

-   Сколько это млекопитающее ни снабжай питательными веществами, оно все равно смотрит на растительное сообщество. (Сколько волка ни корми, он все равно в лес смотрит.)

-Математика: Приблизительно 20 г продукта полукоксования твердого топлива приводит в непригодное к использованию состояние весь продукт переработки нектара растений представителями отряда перепончатокрылых, находящийся в большой деревянной емкости. (Ложка дегтя портит бочку меда.)  

-   Процесс создания материальных ценностей несопоставим с представителем семейства волчьих, поэтому не может скрыться в направлении растительного сообщества. (Работа не волк в лес не убежит.)

- Физика. Решите задачу. Почему птицы спокойно сидят на проводах высоковольтной передачи, а человеку и прикоснуться к проводам опасно? (Тело сидящей на проводах птицы представляет собой ответвление цепи, включенное параллельно участку проводника между лапками птицы, а при параллельном соединении двух участков цепи величина токов в них обратно пропорциональна сопротивлению. Сопротивление тела птицы огромно по сравнению с со противлением небольшой длины проводника, поэтому величина тока в теле птицы ничтожна и безвредна.)

И снова пока команды решают. Игра для болельщиков:

Вопросы:

1. Какой герой сумел поймать волка за хвост петлей из верёвки? (Петя из сказки «Петя и волк»)

2. Какой герой дарит Золотого петушка своему царю? (Звездочёт из оперы «Золотой петушок»)

3. Кто устроил бой с щелкунчиком? (Мышиный король и его войско, балет «Щелкунчик»)

4. Какому герою принадлежат слова: «Царствуй лёжа на боку!» и «Берегись, будь на чеку!»? (Петушок из оперы «Золотой петушок»)

5. Какого героя проглатывает волг целиком в сказке «Петя и волк»? (Утку)

6. Кто был превращён  в лебедей колдуном в балете «Лебединое озеро» (Принцессы)

7 конкурс  Мозговой штурм .  

1.        Плод этого растения помог Ньютону открыть закон физики (яблоко)

2.      Какая птица самая крупная? (африканский страус)

3.      Женская часть цветка называется ….? (пестик)

4.      Основная структурная единица живого? (клетка)

5.      Сколько ног у паука? (8)

6.      Сколько ног у таракана? (6 ног)

7.      Ирис размножается корневищем или луковицей? (корневищем)

8.  Он бывает «большой» и «малый»? (круг кровообращения)

9. Какая птица самая маленькая? (колибри)

10.Мужская часть цветка называется ….? (тычинка)

11.Животных изучает наука? (зоология)

12.Сколько ног у бабочки? (6)

13.Форма ее тела непостоянная? (амеба)

14.Семянка это раскрывающийся или нераскрывающийся плод? (НЕраскрывающийся)

15.Какие комариные особи нападают на людей, самцы или самки? (самки)

16.  Куда Кролик в сказке Льюиса Кэрролла привел Алису? (страну Чудес)

8 конкурс. Найди общее

Необходимо внимательно рассмотреть две картинки и назвать, что же у них есть общего. За каждый правильный ответ команда может получить 1 балл.

9 конкурс Кто это?

Необходимо назвать двух животных, которые объединены на картинке в одного. Ответ засчитывается только в том случае, если названы верно оба животных. За каждый правильный ответ команда может получить 2 балла.

Игра окончена!

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Основные печатные издания

1.         Пасечник В.В. учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. «Биология 10 класс», Москва «Просвещение», 2020

2.        Пасечник В.В. учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. «Биология 11 класс», Москва «Просвещение», 2020

 Основные электронные издания

1.        Консультант студента http://www. medcollegelib.ru/book/

2.        www/sbio.info(Вся биология, статьи, новости, библиотека)

3.        www/window.ebu.ru(Единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернета по биологии)

4.        www.5ballov.ru/test(Тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии)

5.        www.vspu,ac,ru/deold/bio/bio.htm(телекоммуникационные викторины пол биологии – экологии )

6.        www.biology.ru(Биология в открытом колледже. Сайт содержит учебник по Биологии, On – lineтесты)

7.        www.informika. ru(Электронный учебник, большой список интернет – ресурсов)

8.        www.nrc,ebu.ru( Биологическая картина мира. Раздел компьютерного учебника, разработанного в Московском государственном открытом университете)

9.        www. Nature.ok.ru(Редкие и исчезающие животные России – проект Экологического цента МГУ им. М.В. Ломоносова)

10.        www. Kolenkoa .ru(Для тех, кто учится сам и учит других; очно и дистанционно, биологии, химии и другим предметам)

11.        www/ schoolcity.by(Биология в вопросах и ответах)

12.        www.bril2002 . narod.ru (Биология для школьников. Краткая, компактная, достаточно подробная информация по разделам: «Общая биология», «Ботаника», «Зоология », «Человек»)

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеаудиторного мероприятия квест-игра «Космическая Одиссея»

Наибольший интерес у учащихся вызывают приключенческие, или игровые, технологии. К таким относятся образовательные веб-квесты, широко представленные в сети Интернет. Веб-квесты организованы средствами...

Методическая разработка внеаудиторного мероприятия «Правовая игра «Закон и Я»

Знание закона способствует формированию у студента системы ценностей и норм поведения в обществе и становлению человека как личности.Поскольку в данной игре объединены элементы учебной, творческой и п...

Методическая разработка внеаудиторного занятия Большая игра «БЕЗОПАСНОСТЬ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ»

Методические цели: демонстрация игровых технологий при изучении дисциплины «Информатика» активизация познавательной деятельности обучающихся путем применения ИКТ. Цели мероп...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА (внеаудиторного мероприятия) ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИГРЫ «Анатомические игры»

Интеллектуальная игра проводится с целью обобщения изученного материала, закрепления полученных в ходе теоретической и практической части обучения знаний, по учебной дисциплине ОП.03. «Анатомия ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Внеаудиторное мероприятие в форме интеллектуальной игры«Брейн-ринг»

Данное внеаудиторное мероприятие проводится у студентов СПО в рамках изучения учебных дисциплин общепрофессионального цикла. Тематика и содержание игры являются связующей частью между дисциплинами:био...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Внеаудиторное мероприятие в форме интеллектуальной игры«Брейн-ринг»

Внеаудиторное мероприятиев форме интеллектуальной игры«Брейн-ринг»...