Сценарий открытого классного часа на тему «200 лет со дня рождения русского писателя Фёдора Михайловича Достоевского (1821-1881)»
классный час

Радишевская Наталья Анатольевна

Знакомство с жизнью и творчеством Федора Михайловича Достоевского и раскрытие особенностей мировоззрения и своеобразия творчества писателя.                                                                                                                            

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_otkrytogo_klassnogo_chasa.docx31.9 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий открытого классного часа

на тему «200 лет со дня рождения русского писателя

Фёдора Михайловича Достоевского (1821-1881)»

Цель: познакомить с жизнью и творчеством Ф.М.Достоевского, раскрыть особенности мировоззрения и своеобразие творчества писателя.                                                                                                                           

Задачи:

- проследить связь биографии с эволюцией мировоззрения писателя;

- развивать эмоциональную сферу восприятия обучающимися художественного текста, умение обобщать и делать выводы, анализировать прозаическое произведение;

- совершенствовать монологическую и диалогическую речь учащихся;

- воспитывать нравственно-эстетическое отношение к творчеству Ф.М. Достоевского и читательский вкус к классической русской литературе.

План проведения:

- вступительное слово преподавателя, сообщение цели и задач;

- выступления обучающихся;

- заключение;

- заключительное слово преподавателя, рефлексия.

Оборудование:

- ноутбук;

- экран;

- мультимедийный проектор;

- презентация.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

(Слайд 1, 2. Тема, цели и задачи классного часа)

Вступительное слово преподавателя, сообщение цели и задач

- Добрый день, уважаемые студенты и гости нашего мероприятия!

Тема сегодняшнего открытого классного часа «200 лет со дня рождения русского писателя Фёдора Михайловича Достоевского (1821-1881)» 

Основной целью классного часа является знакомство с жизнью и творчеством Федора Михайловича Достоевского и раскрытие особенностей мировоззрения и своеобразия творчества писателя.                                                                                                                           

В ходе проведения классного часа должны быть рассмотрены следующие задачи:

- проследить связь биографии с эволюцией мировоззрения писателя;

- развитие эмоциональной сферы восприятия художественного текста, умение обобщать и делать выводы, анализировать прозаическое произведение;

- совершенствование монологической и диалогической речи;

- воспитание нравственно-эстетического отношения к творчеству Федора Михайловича Достоевского и читательского вкуса к классической русской литературе.

(Раздаются бланки с вопросами)

Вы получили опережающее задание – на столах лежат вопросы, на которые должны ответить, познакомившись сегодня с жизнью и творчеством Ф.М. Достоевского.

Студенты группы 1 ТХК подготовили выступления на тему классного часа, давайте послушаем их.

(Слайд 3. Портрет писателя, эпиграф)

1 обучающийся – Голенева Изабэль

Эпиграф: «Звезды, которые его вели, светят для всего человечества» (эти слова сказал писатель Виктор Шкловский)

Об этом писателе, Максим Горький говорил так: «Гениальность его неоспорима, по силе изобразительности талант равен, может быть, только Шекспиру».

Русские поэты Владимир Набоков и Иннокентий Анненский в своих стихотворениях о нем сказали так:

(Слайд 4. Стихотворение В. Набокова «Достоевский»)

Тоскуя в мире, как в аду,

уродлив, судорожно светел,

в своем пророческом бреду

он век наш бедственный наметил.

Услыша вопль его ночной,

Подумал Бог: ужель возможно,

чтоб всё, дарованное Мной,

так страшно было бы и сложно?

(Слайд 5. Стихотворение И. Анненского «К портрету Достоевского»)

В нем совесть сделалась пророком и поэтом,

И Карамазовы и бесы жили в нем, –

Но что для нас сияет мягким светом,

То было для него мучительным огнем.

(Слайд 6, 7. Фотографии Достоевского)

Итак, сегодняшний классный час посвящен жизни и творчеству великого русского  писателя Федора Михайловича Достоевского, который родился 11 ноября 1821 году в Москве. Со дня его рождения прошло уже 200 лет. 

Достоевского читает весь мир, впечатление от его романов огромно и неоднозначно. Достоевский сложен и противоречив. Он – величайший писатель-реалист, знаток жизни, гуманист, страстный обличитель социального зла, лжи и лицемерия. Всю свою сознательную жизнь писатель был озабочен судьбой своего народа и человечества. Позднее он скажет: «Сострадание есть величайшая форма человеческого существования».

Достоевский прожил насыщенную жизнь, и в творчестве его можно найти множество совпадений с фактами биографии.

(Слайд 8. Детство Достоевского. Годы учения)

2 обучающийся – Гончарова Альбина

Отец писателя Михаил Андреевич Достоевский происходил из старинного литовского рода, но сам он был сыном священника, то есть разночинцем. Ещё юношей Михаил Андреевич Достоевский порвал с родными и приехал в Москву, поступил в Медико-хирургическую академию и окончил её. Он принимал участие в Отечественной войне 1812 года, затем вышел в отставку и стал врачом Мариинской больницы для бедных, в которой родился его второй сын, будущий великий писатель. Через год семья перебралась во флигель больницы, где прошли детские и отроческие годы будущего писателя. Михаил Андреевич был человеком нелюдимым, раздражительным и вспыльчивым. Семью свою он держал в строгости и придирчиво следил за поведением каждого члена семьи.

Мать писателя происходила из купеческой семьи. Она в отличие от своего мужа обладала жизнерадостным характером, была хорошо образованна: любила поэзию, прекрасно играла на гитаре, пела. К матери Фёдор Михайлович относился с необычайной нежностью. Семья Достоевских вела замкнутый образ жизни. Фёдор рано стал всматриваться в окружающих его людей, задумываться над их судьбами и взаимоотношениями. Его можно было часто видеть среди больных, гулявших в саду. Федора тянуло к этим бледным, печальным, измученным недугами людям. Иногда он вступал с ними в разговор, хотя родители запрещали это делать. Федору хотелось понять их, узнать, как они живут. Немало и других печальных картин видел мальчик. Вокруг жили люди преимущественно бедные, неимущие, вечно озабоченные поисками хлеба насущного. Детские наблюдения и впечатления не прошли бесследно. В мальчике рано пробудилось чувство справедливости и непримиримости ко злу.

3 обучающийся – Горошенко Юлия

Детство писателя скрашивала дружба со старшим братом Михаилом. Их объединяли общие интересы, они оба любили читать и часто делились друг с другом впечатлениями о прочитанном. Больше всего братья любили Пушкина, большинство произведений которого знали наизусть. Любовь к Пушкину Достоевский пронёс через всю жизнь. Гибель Пушкина воспринял как величайшее горе.

Начиная с 1831 года, летние месяцы семья Достоевских проводила в селе Даровое Тульской губернии, которое приобрёл отец. Здесь Фёдор впервые увидел, как живут крепостные крестьяне. В 1833 году он вместе с братом Михаилом был отдан в полупансион француза Сушарда, где особое внимание уделялось изучению словесности.

После смерти от чахотки тридцатисемилетней Марии Фёдоровны Достоевской (она умерла через месяц после смерти Пушкина в 1837 г.) на руках у мужа осталось семеро детей. Потеря жены потрясла и сломила Михаила Андреевича. Он вынужден был подать в отставку. Весной 1837 года отец повёз двух старших сыновей, Михаила и Фёдора, в Петербург для подготовки к поступлению в Главное Инженерное училище. Никакого влечения к военной службе братья не испытывали, но такова была воля отца.

Михаила признали не совсем здоровым, и он отправился учиться в Ревель. А Федор Достоевский 16 января 1838 года был зачислен в училище и перебрался в Инженерный замок, где оно располагалось.

(Слайд 9. Инженерное училище)

4 обучающийся – Даник Ольга

Михайловский, или Инженерный, замок ещё до переселения в него тревожил воображение Фёдора красотой архитектуры и романтической своей историей. Даже в этом, лучшем из военных училищ, царила гнетущая атмосфера и жестокие нравы. За малейшее упущение начальство строго взыскивало. За расстёгнутый воротник или пуговицу сажали в карцер, ставили у дверей на часы с ранцем за спиной и тяжёлым ружьём в руке, причём ружьё не разрешалось опускать на пол. Жизнь новичка была не лучше каторги. Фёдор получил прозвище «рябец» («рябчиками» военные презрительно называли штатских) и должен был выносить всевозможные издевательства, изобретаемые теми, кто проучился уже несколько лет.

Весьма остроумным считалось налить воды в постель новичка, вылить ему холодную воду за шиворот, выплеснуть на бумагу чернила и заставить «рябца» слизывать. Во время приготовления уроков, как только уходил дежурный офицер, ставили стол и заставляли новичков пролезать под ним на четвереньках. С другой стороны стола его встречали кручёными жгутами и хлестали, куда попало. Если «рябец» заплачет или вздумает отбиваться, то его так изукрасят, что один путь - в лазарет. И там он обязан молчать и объяснять своё увечье тем, что споткнулся, разбился, упал с лестницы. Иначе несдобровать. «О товарищах ничего не могу сказать хорошего»,- писал Фёдор отцу. Начальство прекрасно знало обо всём происходящем, но закрывало на это глаза, полагая, что раз так заведено, не нам менять. Буйные выходки студентов и жестокость расправы с ними были равно отвратительны. Фёдор болезненно переживал всякое унижение человеческого достоинства и потому сторонился и товарищей, и начальства.

5 обучающийся – Доценко Татьяна

Пребывание в училище ему давалось нелегко, он не желал ни повиноваться, ни повелевать. Но годы, проведённые в Инженерном училище, были временем напряжённой внутренней работы. Достоевский добросовестно изучал специальные предметы, предусмотренные программой, но с большим увлечением занимается историей, литературой и зодчеством. Круг чтения Достоевского необычайно широк. В эти годы он открыл для себя Гоголя.

Именно Гоголю Достоевский был обязан тем обострённым вниманием, с каким он стал вглядываться в окружающую жизнь, видеть трагизм повседневной жизни.

Глубоко потрясло молодого Достоевского известие о смерти отца. Обстоятельства его смерти остались не выяснены. Однако, по слухам, он был убит своими собственными крестьянами, в чем Фёдор Михайлович был убеждён. Именно тогда с ним случился первый припадок тяжёлой болезни - эпилепсии, которой он страдал до конца своих дней.

В 1843 году Достоевский окончил училище и был зачислен на службу в Инженерный департамент, но через год вышел в отставку и стал профессиональным литератором. « Насчёт моей жизни не беспокойся, - пишет он брату.- Кусок хлеба я найду скоро. Я буду адски работать. Теперь я свободен». Первым литературным опытом был перевод романа Бальзака «Евгения Гранде», опубликованный в 1844 году. Работа над ним явилась для Достоевского пробой пера. После выхода романа он почувствовал, что готов к самостоятельному творчеству.

(Слайд 10. Начало литературной деятельности. Роман «Бедные люди»)

6 обучающийся – Исакова Залина

Живя в Петербурге, Достоевский внимательно всматривался в окружающую его действительность. Многое ему показалось страшным и непонятным. Всё чаще Достоевский задумывался над участью бедных и обездоленных людей, и у него возникло страстное желание рассказать об их жизни. Почти год Достоевский работал над романом, который назвал « Бедные люди». По совету своего приятеля он познакомил со своим произведением Некрасова, а потом Белинского. Белинский с первых минут заговорил пламенно, с горящими глазами: «Да вы понимаете ль сами-то, что это вы такое написали!

Много лет спустя писатель вспоминал, что это была самая восхитительная минута его жизни.

В центре романа « Бедные люди» история чистой и возвышенной любви чиновника Макара Девушкина и бедной девушки Вареньки Добросёловой.

Это роман в письмах. Девушкин трогательно и нежно любит Вареньку, хотя он понимает, что он, пожилой человек, совсем не пара молодой девушке, чувствует, что она умнее и образованнее его. Достоевского интересует не только «бедность» бедного человека, но и искажённое под влиянием нищеты сознание. Достоевский анализирует бедность как особое душевное состояние человека. Физические страдания – ничто по сравнению с душевными страданиями, на которые обрекает бедность. Нищета означает беззащитность, запуганность, униженность, она лишает человека достоинства, бедняк замыкается на своём стыде, ожесточается сердцем. В романе даны пронзительные подробности унижения человека, например, в рассказе Девушкина о том, что он хотел себя немного пообчисть от уличной грязи в департаментской прихожей, но сторож сказал, что он испортит казённую щётку. Но и в этом маленьком человеке возникло сознание своей человеческой ценности, он впервые оказался кому-то нужен. Любовь к Вареньке выпрямляет его, в нём происходит настоящий переворот. Но возмущение социальной несправедливостью сменяется у Девушкина покорностью и признанием незыблемости существующих порядков. Он способен сочувствовать и помогать другим, но не может активно выступить в защиту своих прав.

Роман « Бедные люди» открывал собой целый цикл произведений Достоевского, посвящённых жизни различных слоёв населения Петербурга.

Молодого Достоевского волнует проблема сознания бедного человека. Как в «Бедных людях»» и «Двойнике», так и в следующих ранних произведениях - «Господин Прохарчин», «Слабое сердце», «Ползунков» - он продолжает исследовать опасности, грозящие «слабому сердцу», пристально всматривается в человека, разгадывает его.

(Слайд 11, 12. Революционный кружок. Арест. Каторга)

7 обучающийся – Мариморова Татьяна 

В марте 1846 года Достоевский познакомился с бывшим служащим министерства иностранных дел Буташевичем-Петрашевским, а начиная с весны 1847 года, становится постоянным посетителем его «пятниц». Идея была спасти Россию, спасти человечество.

На собраниях, которые проходили на квартире Петрашевского, обсуждались политические, философские и социально-экономические вопросы, спорили об учениях социалистов-утопистов. Петрашевцы выдвинули широкую программу демократических преобразований в России, включавшую отмену крепостного права, реформы суда и печати. На собраниях у Петрашевского Достоевский читал вольнолюбивые стихи Пушкина, принимал активное участие в обсуждении вопросов о преобразованиях в России. Он был сторонником немедленной отмены крепостного права, выступал с критикой политики Николая I, выступал за освобождение русской литературы от цензурного гнёта.

В ночь с 22 на 23 апреля 1849 года по личному приказу Николая I Достоевский и другие петрашевцы были арестованы и заключены в Петропавловскую крепость. Почти девять месяцев провёл писатель в сыром каземате Алексеевского равелина. Военный суд признал Достоевского виновным и вместе с другими двадцатью петрашевцами приговорил к расстрелу. 22 декабря 1849 года на Семёновском плацу в Петербурге над петрашевцами был совершён обряд подготовки к смертной казни.

На приговорённых надели белые балахоны и колпаки-саваны. До смерти оставалось пять минут. Достоевскому надо было идти в третью очередь. До смерти оставалось пять минут. В этот момент он обратился с вопросом к другу Николаю Спешневу: « Мы будем там со Христом?». « Мы будем горсткой праха»,- ответил ему Спешнев. Вдруг раздалась барабанная дробь. Били отбой. Ружья подняли стволами вверх. Привязанных отвязали от столба. Зачитали привезённую бумагу о том, что государь дарит жизнь приговорённым и заменяет смертную казнь на наказание в соответствии с провинностью.

8 обучающийся – Мордовцева Александра

Достоевский был приговорён к четырёхлетним работам в крепости, а потом должен быть разжалован в рядовые. Наказание писатель отбывал в Омской каторжной тюрьме, а затем в Симбирском линейном батальоне номер 7, расквартированном в Семипалатинске. На каторге Достоевский близко столкнулся с народом. Он был поражён, когда увидел, с какой ненавистью обитатели острога относились к дворянам, в том числе осуждённым за политические преступления. Мысль о трагическом разъединении с народом становится одним из аспектов его духовной драмы. Оказавшись в мрачных стенах Омского острога, Достоевский больше всего тяготился тем, что не мог писать.

Однажды тюремный врач Троицкий, относившийся к Достоевскому с большой симпатией, передал ему несколько листков бумаги и карандаш. Они-то и стали основой знаменитой «Сибирской тетради», куда Достоевский заносил свои наблюдения над жизнью каторги. Почти половина всех записей позднее вошла в «Записки из Мёртвого дома».

Через четыре года Достоевский прибыл в Семипалатинск для прохождения военной службы. В Семипалатинске Достоевский написал повести «Дядюшкин сон», «Село Степанчиково и его обитатели».

В начале 1857 года в жизни Достоевского произошло очень важное для него событие: он женился на вдове отставного чиновника Марии Дмитриевне Исаевой. В мае 1859 года Достоевский получил известие о том, что он увольняется по болезни со службы, и в начале июня он навсегда покинул Сибирь. Писатель, наконец, возвращается в Петербург.

Тридцать один год, вплоть до самой своей смерти, Достоевский посвятил опровержению насмешки Спешнева. Четыре года на каторге Достоевский читал одну книгу - Евангелие, которую подарила ему жена Фонвизина по дороге в Омск. Эта книга коренным образом изменила мировоззрение писателя.

(Слайд 13. «Записки из мертвого дома» - 1861-1862 гг.)

9 обучающийся – Ракшина Варвара

В повести чувствуются попытки психологического анализа состояния человека, находящегося в критических условиях жизни. Достоевский не просто воссоздает реалии тюремной действительности, автор методом аналитического отображения исследует впечатления людей от нахождения в остроге, их физическое и психологическое состояние, влияние каторги на индивидуальную оценку и самообладание героев.

(Слайд 14. «Униженные и оскорбленные» - 1861 г.)

«Униженные и оскорбленные» Достоевский написал вскоре после своей ссылки. Первое объемное произведение автора. Он возвращается к теме «бедных людей», к защите оскорбленных, униженных и обездоленных. В романе четко прослеживаются две основные сюжетные линии: история семейства Ихменевых и трагедия Смитов.

(Слайд 15. «Идиот» - 1868 г.)

Еще в рукописях имя главного героя звучит как «князь Христос».

Главный герой – князь Лев Николаевич Мышкин, по авторскому суждению является «по-настоящему прекрасной личностью», он воплощение добра и христианской морали. И именно за его бескорыстие, доброту и честность, необычайнейшее человеколюбие в мире денег и лицемерия окружение называет Мышкина «идиотом». В этом романе Достоевский вспомнит «о десяти страшных минутах в ожидании смерти». Главным мерилом человечности у Достоевского является умение пожертвовать собой ради счастья другого.

 

(Слайд 16. «Преступление и наказание» - 1866 г.)

10 обучающийся – Борисенко Марина 

Роман «Преступление и наказание» отразил тревогу Достоевского за будущее человечества. Он показывает, что так, как сейчас живут «униженные и оскорбленные», жить дальше нельзя. С другой стороны, писатель не приемлет и того пути, по которому пошел ради счастья мира Раскольников. Герой романа «Преступление и наказание», Родион Раскольников, убил старуху ростовщицу, не только по причине своей нищеты, но и по идейным соображениям. Он придумал свою теорию мира, в котором люди поделены на обыкновенных и необыкновенных. Обыкновенными он называл серую массу, которая должна жить в соответствии с установленными обществом и государством законами и порядками. Необыкновенные – это люди, поступки которых направлены на достижение идей меняющих историю и устройство мира в удобную для них сторону, к тому же необыкновенные люди имеют право преступать закон и распоряжаться чужой жизнью. Это сильные, смелые и сильные личности.

Этим роман Достоевский показывает, что счастья можно достичь лишь благодаря доброте и всепрощению. Здесь четко можно проследить приверженность автора христианской морали, вера, добро и любовь должны править в мире, а не жестокость и борьбы за власть.

(Слайд 17. Портрет писателя)

Заключение – Голенева Изабэль

Достоевский является писателем, которого сформировало сложное и отчасти безумное время 1840-1870-х годов, когда думающий и сопереживающий человек не мог оставаться в стороне от проблем, волнующих общество. Своими произведениями писатель пытается влиять на происходящее. В них попытка ответить на вопрос времени: «Что же делать?» Время сформировало и стиль Достоевского – психологически напряженный, погружающий читателя во внутренний мир героев. Основное направление творчества Достоевского – это гуманизм, защита «униженных и оскорблённых».

(Слайд 18, 19. Вопросы и ответы)

Заключительное слово преподавателя, рефлексия

В начале классного часа вам были розданы бланки с вопросами, на которые нужно было ответить в течение времени его проведения.  И, подводя итог, давайте проверим, насколько вы усвоили эту тему.

(Обсуждение вопросов и ответов)

Вопросы:

1. В каком городе родился будущий писатель?

Ответ: Москва

 2. Где провел последние годы жизни, и какой город считал «гнилым», «склизким», «фантастическим», «умышленным», «отвлеченным»?

Ответ: Петербург

3. Гибель, какого поэта Достоевский воспринял как величайшее горе?

Ответ: Пушкин

4. Кого из близких потерял Достоевский через месяц после смерти Пушкина – и эти два горя слились для 16-летнего юноши в одно?

Ответ: его мать

5. С какого романа началась литературная деятельность Достоевского?

Ответ: «Бедные люди»

6. Что получил в подарок Достоевский и потом берег всю жизнь, раскрыв в последний раз в день смерти?

Ответ: Евангелие.

7. Как называется произведение Достоевского, в котором герой убивает топором старуху-ростовщицу?

Ответ: Преступление и наказание.

8. Почему Достоевский оказался на каторге?

Ответ: был участником революционного социалистического кружка.

9. Кто был главным героем произведения Достоевского «Идиот»?

Ответ: князь Мышкин.

10. Каково основное направление творчества Достоевского?

Ответ: гуманизм, защита «униженных и оскорблённых».

Наш сегодняшний открытый классный час был посвящен жизни, судьбе и творчеству  писателя Федора Михайловича Достоевского, его идейным и эстетическим взглядам.

Спасибо всем, кто помог в его подготовке и проведении!

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого классного часа на тему: «Отношение к природе и животным как нравственная проблема»

Целью открытого классного часа на тему:"Отношение к природе и животным как нравственная проблема" способствовать воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природе.- формировать негативную ...

методическая разработка открытого классного часа на тему:«Далекому прошлому верность храня»

Данная методическая разработка  предназначена для классных руководителей и призвана помочь им в подготовке и проведении воспитательного классного часа в учебной группе среднего специального...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО КЛАССНОГО ЧАСА НА ТЕМУ: «Православные традиции. Пасха».

Данная методическая разработка предназначена для классных руководителей всех курсов средних специальных учебных заведений. Цель ее написания – приобщение студентов к исторической вере отцов, традициям...

ОТЧЕТ ОТКРЫТОГО КЛАССНОГО ЧАСА на тему - "ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА"

ОТЧЕТ ОТКРЫТОГО КЛАССНОГО ЧАСА на тему - "ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА"...

СЦЕНАРИЙ ОТКРЫТОГО КЛАССНОГО ЧАСА ПОСВЯЩЕННОГО «ПАМЯТИ ПОГИБШИХ В КАТАСТРОФЕ ТУ-154 25.12.2016г.»

СЦЕНАРИЙОТКРЫТОГО КЛАССНОГО ЧАСА ПОСВЯЩЕННОГО «ПАМЯТИ ПОГИБШИХ В КАТАСТРОФЕ ТУ-154  25.12.2016г.»...

Сценарий открытого классного часа "День народного единства"

Сценарий содержит подробное описание провдения классного часа...

Сценарий открытого классного часа, посвященного Дню освобождения г. Зверево

Сценарий открытого классного часа, посвященного Дню освобождения г. Зверево от нацистских оккупантов и памяти жертв геноцида мирного населения Ростовской области.Цели:1. Ознакомление студентов с основ...