«Методы и приёмы работы с историческими источниками в теме «Великая Отечественная война»
методическая разработка

Галина Анатольевна Корнева

 Материал из опыта работы. Выступление на заседании регионального методического объединения преподавателей истории и обществознания. 2023 год.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Методы и приёмы работы с историческими источниками в теме «Великая Отечественная война»

(из опыта работы)

Выступление на заседании регионального методического объединения преподавателей истории и обществознания.

                         Корнева Г.А. преподаватель ОГБПОУ «КАДК»,

                               г. Кострома, 2023

Исторические источники играют центральную роль в создании учебных и научно-исследовательских проектов, а также в процессе образования во время проведения уроков истории.

Сухое изучение и изложение фактов и событий только по учебнику скучно даже для студентов колледжа.

К. Д. Ушинский писал, что знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством различных органов чувств они воспринимаются.

Выписка из примерной программы: Предметный результат № 6 из новой программы «Уметь критически анализировать для решения познавательной задачи аутентичные исторические источники разных типов (письменные, вещественные, аудиовизуальные) по истории России и зарубежных стран XX - начала XXI века, оценивать их полноту и достоверность, соотносить с историческим периодом; выявлять общее и различия; привлекать контекстную информацию при работе с историческими источниками». 

Тоже самое написано и в приказе №413 от17.05 2012 (Октября 2022 года)

Исторический источник – это комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и запечатлевшие отдельные факты и события, на основании которых воссоздается представление об исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах или последствиях различных исторических событий.

Деятельность студента предусматривает творческий характер работы с документами. Он должен уметь:

• Отбирать необходимый материал из нескольких документов для самостоятельного решения учебной задачи.

• Сопоставлять исторический документ с другими историческими источниками.

•  Сопоставлять исторические документы, отражающие различные взгляды на одно и то же событие.

• Выявлять причинно-следственные связи событий и фактов, отраженных в историческом документе.

• Извлекать из нескольких исторических документов необходимую информацию, обобщать и анализировать.

• Свободно оперировать информацией, добытой в результате анализа нескольких исторических документов.

Плакаты. Открытки. Фотографии. Всё это используется как исторический источника учебном процессе. Они являются эмоциональным носителем «духа времени». Несут психологический заряд, создают ассоциативный ряд. Позволяют ориентироваться в ленте времени. А также очень часто требуются при написании ВПР. При работе с плакатами у студентов активизируется процесс мышления и воображения. Такая активация приводит к эффективному усвоению знаний.

Плакат может использоваться и при поисково-исследовательской деятельности (проекты) и в урочной деятельности и внеурочной. У студентов вырабатывается умение самостоятельно работать, а именно:

- анализировать и самостоятельно извлекать информацию из различных источников;

- оценивать значение исторического источника и рассуждать о нём;

- соотносить увиденное на плакате с ранее известными фактами из учебников или дополнительной литературы.

Метод сопоставления исторического плаката с исторической картой. Например, плакат «Потеряла я колечко» и карты Сталинградской битвы. Студенты делают вывод о сходстве их форм. Изображение на плакате опечаленного и потерянного Гитлера, подводит детей к пониманию его поражения в битве и потере армии. Это позволяет запомнить не только иллюстративный материал, но и отдельные факты, особенности, детали конкретных военных операций.

Приём работы:

  1. Изучение событий начального этапа коренного перелома в ходе ВОВ. (Это может быть работа с текстом документа, видеофрагментами, изучение дома)
  2. Далее изученный материал отрабатывается при практической работе с атласом и контурной картой. На этом этапе необходимо добиться запоминания дат, специфику событий, их географию, участников и др.
  3. Работа с самим историческим источником. Студенты отвечают на вопросы:

- Автор, место создания, год,

 - Анализ иллюстрации, назвать и охарактеризовать событие, которому посвящено изображение.

- Значение плаката для конкретной аудитории (например, Красной армии, какую роль он играет? Как могут воспринимать его противники?

  1. Далее рассматривается плакат рядом с картой изучаемых событий. Сравниваем «колечки».

Также плакат или фотография может быть использованы в начале изучения темы. Например, когда студенты сами должны определить тему и цель урока, иллюстрация должна их к этому «подтолкнуть». При необходимости на экран можно вывести несколько плакатов.

Ещё один приём с иллюстративным материалом «ассоциативные связи при периодизации войны». Применяется при закреплении материала.

Суть: изучив события военных лет, подбирают под каждый год, соответствующий времени и месту плакат или фотографию.

Например, 1941 год «Наше дело правое»

1942 год «Вперёд на Запад, Красные конники»

1943 год «Бить врага без промаха»

1944 год «Воину – победителю – всенародная любовь»

1945 год «Красной армии – слава».

Алгоритм работы: комплексное изучение событий Вов на предыдущих уроках. Студенты соотносят плакаты, используя тексты учебника и дополнительной литературы, объяснение преподавателя и др. источники информации. Ещё во время рассказа учитель должен был обращаться к избранным плакатам, открыткам, фотографиям, которые характеризуют именно этот отрезок исторического времени.

Знания закрепляются выполнением студентами ряда заданий, например, ответы на вопросы.

  1. Назвать художников, создававших плакаты в период Вов. (можно подготовить доклад об одном или нескольких художников).
  2. Какие особенности вооружения и формы солдат мы можем увидеть, рассматривая данные плакаты.
  3. Можно ли сказать, как изменилась амуниция (изменения в наградах, оружии, боевой техники)?

Таким образом, плакат и любой иллюстративный материал, как исторический источник востребован и в учебно-воспитательном процессе. Это повышает эффективность учебного процесса.

        Уроки живой истории в музее колледжа. Где историческим источником являются предметы времён ВОВ, представленные студентом-поисковиком. Его простой рассказ о предметах ВОВ, о работе поискового отряда всегда увлекает ребят. Предметы разрешается потрогать, взять в руки, задать вопрос.  

Это и есть эффект погружения в прошлое.

Студенты получают дополнительные знания о войне, причём в наглядной, более понятной форме.

Работа с вещественными источниками отражает деятельный подход и позволяет реализовать потребность в физическом движении (потрогать руками) усиливает познавательный интерес. Помогает оптимизировать работу с историческими понятиями. Изучаются физические характеристики предмета (форма, размер) (Например, Костя показывает всегда в сравнении лопатку немецкую и нашу, сделанную ещё во времена Первой мировой войны). Всё это позволяет судить о технологии и времени изготовления предмета. Затем ребята формируют вопросы относительно назначения предмета и его практической ценности. Очень важно понять, в чём состояла полезность вещи для современников и в чём её ценность для нас сейчас. (Баночка из под крема «Нивея», которой немцы пользовались во время войны, проволока).

Кроме того, в этом году музей Гауптвахта тоже проводил похожий урок у себя, который мы посетили с несколькими группами 1 курса. Ребята были в восторге, можно было сфотографироваться с настоящим оружием ВОВ, потрогать сумки для патронов, например. И т.д. Только в более сохранившемся качестве.

Воспоминания участников ВОВ как исторический источник. Эту информацию мы с ребятами находим, готовясь к участию в различных конкурсах. Например, «От героев былых времён» или «Ищу героя».

Воспоминания относятся к устной истории, описывают субъективный опыт переживания событий периода ВОВ. Это важный источник о событиях повседневной жизни во время войны.

Видеоматериалы также наделены воспитательной, образовательной, пропагандистской функциями. 10-15 минутные ролики не только помогают лучше понять и запомнить материал, но и разнообразят урок. Использовать их можно на любом этапе урока.

Приёмы работы с роликом:

  1. В ходе просмотра должны успеть записать как можно больше имён, дат, событий. Даю время на то чтобы отредактировать, затем задаю вопросы;
  2. Можно предложить самим сформулировать вопросы к фильму, а потом задать друг другу;
  3. Фильм в качестве закрепления материала;
  4. Может быть в качестве повторения уже в конце темы. Можно предложить написать мини-сочинение, что узнал нового из фильма, и что не было рассказано преподавателем;
  5. Можно заранее изучить материал по учебнику, а потом посмотреть фильм, для закрепления;
  6. Можно заранее приготовить листочки с вопросами, либо написать их на доске, на которые студенты должны по фильму ответить.

Требования к роликам: продолжительность по времени, частота в неделю, подготовка педагога, результат, возрастные особенности, научность.

Современный урок истории немыслим без документов, исторических первоисточников, произведений выдающихся историков.

Их использование позволяет решить ряд взаимосвязанных задач: сформировать более полные и прочные знания, конкретизировать и углубить их, проиллюстрировать изучаемые вопросы, обеспечить доказательность теоретических положений, идей; развить мышление учащихся, научить самостоятельно делать правильные выводы и обобщения; формировать оценочную деятельность учащихся, их познавательные возможности.

Приёмы работы с историческим текстом:

  1. Чтение и анализ;
  2. Коллективное чтение;
  3. Выписать понятия, основные положения, главную идею;
  4. Коллективный разбор текста;
  5. Формирование вопросов к тексту;
  6. Обобщение фактического и теоретического материала в целях конкретизации изучаемых общественных явлений;
  7. Анализ аргументации автора;
  8. Нахождение разных способов решения проблем на основе сопоставления нескольких источников;
  9. Формирование обобщённых выводов;
  10. Выявление причинно-следственных связей;
  11. Составление таблиц, схем, планов, тезисов, конспекта;
  12. Подготовка сообщений, рефератов и т. д.

Работа с историческим источником может носить и дискуссионный характер.

Например, отрывки из приказа генерала Брусилова, командующего 8-ой армии от 15 июня 1915 года и приказ Сталина №227 от 28 июня 1942 года.

Студенты отвечают на вопросы:

  1. Сравнить документы. Чем можно объяснить появление подобных приказов?
  2. Как можно оценить моральное состояние Красной армии летом 1941 года?
  3. Чем руководство страны объяснило отступление войск?
  4. В чём главный смысл приказа № 227? Какую роль он сыграл в ходе Вов?
  5. Каковы, на ваш взгляд, причины создания заградотрядов и штрафных подразделений?
  6. Как вы считаете, появление Приказа № 227 вызвано особенностями политического режима или связано с изменениями в характере военных действий?
  7. В чём сходство и различие приказов?      

  Анализируя содержание документа и оценивая достоверность сведений – это основа объективной картины прошлого.  

Изучение определенных источников имеет большое воспитательное значение, так как ребята испытывают различные чувства, изучая прошлое через подлинные документы эпохи. Они как бы проникаются ненавистью к завоевателям, воспитывают уважение к людям труда.

Образовательно-воспитательный эффект использования документального материала в значительной мере зависит от правильной организации самостоятельной работы учащихся, от умения учителя научить обучающихся элементарным приемам работы с историческими источниками. Важно, привить им интерес к данной работе, интерес к историческому документу как к памятнику эпохи и источнику новых знаний.                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка комбинированного занятия по теме: «Великая Отечественная война. Начальный этап» Дисциплина: «История»

Методическая разработка  комбинированного занятия по теме: «Великая Отечественная война. Начальный этап»Дисциплина: «История»...

Стержневые линии в преподавании темы "Великая Отечественная война 1941-1945 гг". Презентация

Данная презентация создана в помощь учителю истории. Материал можно использовать при планировании уроков по теме "Великая Отечественная война". Весь материал темы нашел отражение в стержневых линиях. ...

Разработка классного часа на тему : " Великая Отечественная война в литературных произведениях"

В данной публикации излагается ход урока по теме Великой Отечественной войны в литературных произведениях...

Презентация классного часа на тему: "Великая Отечественная война в литературных произведениях"

В данной презентации изложен материал на тему Великой Отечественной войны, представлены краткие биографии поэтов...

Методическая разработка открытого учебного занятия на тему "Великая Отечественная война. Страницы военной истории"

Методическая разработка содержит развернутый конспект проведения учебного занятия по дисциплине "История", по типу студенческой научно-практической конференции, на тему " Великая Отечес...

Тест по истории на тему "Великая Отечественная война"

Данный материал предназначен для проверки знаний по дисциплине "История" у студентов 1-2 курсов....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ: "Великая Отечественная война в судьбе моей семьи"

Война -очень страшное слово. Это короткое слово, но, сколько горя, страдания,страха, слез, разрухи, голода и смерти она прине...