Методическая разработка открытого учебного занятия на тему "Великая Отечественная война. Страницы военной истории"
методическая разработка по теме

Пильщикова Юлия Викторовна

Методическая разработка содержит развернутый конспект проведения учебного занятия по дисциплине "История", по типу студенческой научно-практической конференции, на тему " Великая Отечественна война. Страницы военной истории". разработка является хорошим помощником преподавателя при подготовке учебного занятия по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3_mr_istoriya_ou_2018.doc131 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

 «Челябинский энергетический колледж им. С.М. Кирова»

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ИСТОРИЯ»

Тема: «Великая Отечественная война. Страницы военной истории»

для всех специальностей

2018

Одобрено на заседании цикловой комиссией общеобразовательных дисциплин

Председатель ЦК: Хрюкина И.Н. ___________

« ___ » ______________ 20 __ г.

Аннотация

Методическая разработка содержит развернутый конспект проведения учебного занятия по дисциплине «История», по типу студенческой научно-практической конференции, на тему «Великая Отечественная война. Страницы военной истории».

Разработка является хорошим помощником преподавателя при подготовке учебного занятия по данной теме.

 

Автор: Ю.В. Пильщикова – преподаватель, ГБПОУ «Челябинский энергетический колледж им. С.М. Кирова»


Содержание

1. Пояснительная записка        4

2. Конспект учебного занятия        6

3. Ход учебного занятия по этапам…………………………………………….11

4. Список использованной литературы….……………………………………..14

  1. Пояснительная записка

Народам России не раз приходилось браться за оружие, чтобы отстоять свою свободу и независимость, и все же Великая Отечественная война 1941-1945 гг., навязанная германским фашизмом, занимает особенное место в истории нашего государства. Она явилась небывалым по своей жестокости испытанием всех материальных и духовных сил Советского Союза, самой суровой проверкой боевых качеств Красной Армии и Военно-Морского Флота. Все народы СССР самоотверженно защищали свой общий дом, свою Родину от нашествия гитлеровской Германии и ее союзников.

 Великая Отечественная война была самой тяжелой из всех войн, когда-либо пережитых нашей Родиной. По масштабам ведения боевых действий, участию людских масс, применению огромного количества техники, напряжению и ожесточенности она превосходила все войны прошлого. Чрезвычайно тяжелым был путь советских воинов по дорогам войны. Четыре долгих года, почти полторы тысячи дней и ночей, героически боролись советский народ и его доблестные Вооруженные Силы за победу.

Методическая разработка по дисциплине «История» в соответствии с целями Рабочей программы по дисциплине направлена на достижение следующих целей:

  • формирование у молодого поколения исторических ориентиров самоидентификации в современном мире, гражданской идентичности личности;
  • усвоение интегративной системы знаний об истории человечества при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
  • развитие способности у обучающихся осмысливать важнейшие исторические события, процессы и явления;
  • формирование у обучающихся системы базовых национальных ценностей на основе осмысления общественного развития, осознания уникальности каждой личности, раскрывающейся полностью только в обществе и через общество;
  • воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к истории своего Отечества как единого многонационального государства, построенного на основе равенства всех народов России.

Методическая разработка по дисциплине «История» обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:

  • личностных:
  • сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувств ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважения к государственным символам (гербу, флагу, гимну);
  • становление гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
  • готовность к служению Отечеству, его защите;
  • толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
  • метапредметных:
  • умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
  • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
  • готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках исторической информации, критически ее оценивать и интерпретировать;
  • умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
  • умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
  • предметных:
  • сформированность представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;
  • сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;
  • владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;
  • сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.

Формируемые ОК при подготовке и проведении внеклассного мероприятия по дисциплине «История»:

ОК2. «Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество».

ОК3. «Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность».

ОК4. «Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития».

ОК5. «Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности»;

ОК9. «Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности».

2. Конспект учебного занятия

В далёкое прошлое уходят суровые годы Великой Отечественной войны, напоенные горем и страданиями миллионов людей. В наши дни можно часто услышать вопрос: «Зачем снова говорить о войне»? Но правы ли мы будем, забыв об уроках войны, забыв о тех, кто погиб или был изувечен, защищая Родину? Что станет с нами, людьми новых поколений, если мы навсегда закроем Страницы истории Великой Отечественной войны?...

Великая Победа… Путь к ней был долог и труден. Небывалой жестокостью и болью, невосполнимыми потерями и разрушениями, скорбью по истерзанной огнем и металлом родной земле были наполнены 1418 дней и ночей Великой войны. Никто и ничто не в состоянии умалить величие подвига народа, всемирно-историческое значение победы над фашизмом.

Весенним, солнечным днем -  9мая 1945 года усталый, но счастливый солдат великой страны вытер с лица пороховую гарь последнего, самого трудного боя. Именно в этот день во всех уголках нашей необъятной Родины вестью прозвучало долгожданное слово « Победа!». С того памятного мая минуло более полувека. Выросли новые поколения. Для них Великая Отечественная война – далекая история. Но совесть и долг перед погибшими и пережившими войну не должны позволить нам забыть эту героически-трагическую страницу летописи нашего государства. Слайд № 1.

Во имя высшей справедливости, во имя гордого будущего России нельзя допустить,

чтобы Великая Отечественная война стала для потомков «неизвестной войной»

«Помните! Через века, через года,
помните!
О тех, кто уже не придет никогда, –
помните…»

Р. Рождественский

Советский Союз

От ледяных просторов севера
До гор Кавказа и Саян
От Балтики до моря Беринга
Раскинулась страна моя.
Ее размеры – исполинские,
Красот, богатств ее не счесть.
Таежный край, озера чистые,
Алтай, Урал, донская степь!
Ее душа светла и искренна,
И милосердна, и добра.
Друзьям – радушная, открытая.
Поможет всем в беде она.

Огромная страна – Советский Союз, многонациональное государство, более 100 больших и малых народов, различных по языку, культуре, но тесно связанных общей исторической судьбой - советский народ. Народ, вставший в 1941 году плечом к плечу на защиту своей Родины и отстоявший мир на Земле, наши жизнь и свободу.

На современной карте нет этой страны, нет того единого государства. Но есть день, который объединяет все народы и национальности бывшей большой страны - День Победы. Слайд № 2.

1941 - 1945

Сегодня мы совершим небольшое путешествие в прошлое, к тем годам, когда не было ни телевидения, ни интернета, а все новости люди узнавали по радио, к трагическим  и героическим годам Великой Отечественной войны, которые навечно вписаны в летопись нашей страны. Слайд № 3.

1941 до 2018 Страницы Великой Победы

Завтра была война

Суббота 21 июня, последний мирный день 1941 года. После обычной трудовой недели миллионы советских людей отправились отдыхать. Выпускные вечера в школах. Никто и представить себе не мог, что в ночь на 22 июня закончится мирная жизнь советских граждан. Слайд № 4.

Поколение сорок первого…
Их на подвиг звала неизведанность
Стратосферы, Сибири и Арктики,
И в мечтах все – пилоты, полярники!
Позади выпускные экзамены,
Впереди жизнь с красивыми планами…
Вальс последний по школам закружится,
По июньским заспанным улочкам…
Слайд № 5.

Крепость – Герой Брест

22 июня, в 4 часа утра, без объявления войны фашисты напали на нашу Родину.

Первый удар приняли на себя пограничники, люди, охраняющие наши границы. На западной границе на пути врага встала Брестская крепость. Силы были не равны, но немцам не удалось сломить пограничников.

Я – Брест. Я стою обожженный.
Я бьюсь за солдатскую честь.
И нету здесь, нету сраженных,
Здесь только убитые есть.

2 месяца, с 22 июня по 20 августа мужественные солдаты и офицеры защищали вверенный им участок границы. Слайд № 6.

Речь Молотова 12.00, 22 июня

Воскресенье, 22 июня 1941 года. Тишину наступившей ночи, по – летнему тёплой, благоухающей, во многих городах и сёлах нарушали счастливые голоса молодых людей, праздновавших своё вступление во взрослую жизнь.

Только что это? У репродуктора
Каменея от боли и ужаса
Выпускное стоит поколение.
«Война… с немцами… без объявления».

22 июня 1941 прервалась мирная жизнь людей. Роковая дата, как рубеж, начало отсчета долгих 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны. Слайд № 7.

«Прощание славянки»

Все, кто мог держать в руках оружие, люди разных профессий, очень далеких от военных, - врачи, учителя, инженеры, артисты, вчерашние выпускники и школьники, люди разных национальностей, стали записываться добровольцами на фронт.

Красная армия с тяжелыми боями отступала и, несмотря на упорное сопротивление, через три месяца фашисты уже подступали к столице нашей Родины Москве. Слайд № 7.

Парад 7 ноября 1941 года

В ноябре 1941 года фашисты подошли к Москве. Враг стоял у ворот столицы. С окраин города их можно было увидеть невооруженным глазом. Столица превратилась в настоящую прифронтовую крепость. Многие здания, заводы и фабрики, театры и памятники в Москве были заминированы. Было заминировано метро. Если бы враг вошел в столицу, все бы было взорвано, но не отдано захватчикам.

Но, несмотря на страшное положение, 7 ноября на Красной площади в Москве состоялся парад. Прямо с парада бойцы отправлялись на фронт. Слайд № 8.

Оборона Москвы

Из далекой Сибири, с Дальнего Востока на помощь столице подходило подкрепление.

И от моря и до моря
Встали русские полки
Встали, с русским едины,
Белорусы, латыши
Люди вольной Украины,
И армяне, и грузины,
Молдаване, чуваши –
Все советские народы
Против общего врага,
Все, кому мила свобода
И Россия дорога!

Битва за Москву

Красная армия уступала фашистам в численности войск, в количестве техники и оружия, но благодаря героизму и мужеству наших солдат и офицеров, враг был остановлен.

5 декабря наши войска перешли в наступление, и немцы были вынуждены отступать. Это было первое поражение фашистов. Слайд № 9.

Блокада Ленинграда

Три главных цели были у Гитлера – Москва, Ленинград и Сталинград.

В сентябре 1941 года фашистам удалось окружить город Ленинград (Санкт – Петербург). Вы знаете, что такое кольцо? У кольца нет выхода. Ленинград был заблокирован, был в кольце. А все, что осталось за этим кольцом, ленинградцы стали называть Большой землей.

Не работали электричество и водопровод, не было отопления, не было продуктов. Слайд № 10.

Сталинградская битва.

Сталинград (Волгоград). Не только промышленный центр, но южные ворота нашей страны. Приказ – «Ни шагу назад!» Наши воины сражались за каждую улицу, за каждый дом, за каждый метр, каждый камушек на нашей земле.

Сталинград отстояли и в ноябре 1942 года прогнали фашистов прочь с советской земли. Слайд № 11.

Курская битва.

В результате наступления нашей армии в начале 1943 года удалось освободить многие города и села Советского Союза.

Еще одно из решающих сражений - битва на Курской дуге. В июле 1943 немцы обрушили всю мощь своих орудий на советские укрепления.

Наша армия выдержала удар. Враг был остановлен. Слайд № 12.

Армия идет на запад.

Нанося тяжелые удары по врагу, выходя к своим границам, Советский Союз понимал, что необходимо уничтожить фашизм и помочь народам Европы освободиться от фашистских захватчиков. Армия идет на Запад. Кенигсберг, Будапешт, Вена, Белград, Прага, Варшава. Европа была освобождена.

Слайд № 13.

Взятие Берлина.

16 апреля 1945 года началось советское наступление на Берлин. 2 мая Берлин сдался, над главным зданием - Рейхстагом развивается красное знамя. Знамя Победы. Но бои еще продолжались. В ночь с 8 на 9 мая 1945 года немецкое командование подписало акт о безоговорочной капитуляции. Война закончилась. Советский Союз встречал Победу праздничным салютом, который в память о ней гремит каждый год  9 мая. Слайд № 14, № 15.

Лента времени.

Сколько лет прошло со того Дня. Дня Великой победы. Год 1945... Год 2018.

Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о воздушной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов, не знаем, что такое холодное жилище и скудный военный паек… нам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как утренний сон…

К сожалению, историю часто «переделывают» в угоду тем или иным людям. Вы вырастете, и у вас сложится свое мнение об этой войне. Но неизменным для вас должно остаться одно – подвиг, мужество, героизм людей подаривших нам жизнь.

Семейные архивы хранят реликвии той поры: военные награды, треугольники писем, похоронки, фронтовые фотографии, именные часы и другие вещи, в которых сохранена память народа и каждой отдельной семьи.

Воспоминания о военном времени, об участников фронтовых дней продолжают передаваться из поколения в поколение.

В каждой семье  вспоминают тех, кто остался на полях сражений, и тех, кто работал в тылу. Наши ребята подготовили сообщения о своих родных. О прадедах, которые не понаслышке знали, что такое война, они жили и погибали на войне!… Война закончилась давно, а память о ней живет до сих пор. Слайд № 16, № 17.


3. Ход учебного занятия по этапам:

Этапы урока

Содержание

Методы обучения

Средства обучения

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

1

Организа-ционный

(5 минут)

1. Проверка посещаемости

2.Сообщение целей и задач учебного занятия

Вводное слово

Речь преподавателя

Презентация

Слайд № 1

1. Приветствует обучающихся, отмечает присутствующих

2.Формулировка темы

3.Постановка целей, задач и знакомство с ходом урока, обозначение актуальности изучаемой темы в современной истории

1.Ознакомление с актуальностью темы, целями, задачами, ходом урока

2.Записывают тему урока в тетрадь.

2

Актуализация знаний студента

(10 минут)

1. Выявление дополнительных знаний

2. Сообщение нового материала

Инфорационно-ознакомительный, иллюстративный

Речь преподавателя и обучающихся

Презентация

Слайд № 2

1. Опрос по имеющимся дополнительным знаниям у обучающихся

2. Сообщение нового материала

1. Сообщают, формулируют основные знания в систему, воспроизводят определения понятий

2. Записывают в конспект  основные положения изучаемой темы

3

Усвоение новых знаний  

(20 минут)

Выступления обучающихся (40 минут)

Часть I.

1. Сообщение нового материала, ознакомление с историческими символами, портретами, иллюстрациями, определениями понятий, исторической картой

Часть II.

1. Выступления обучающихся с электронными презентациями на тему: «Челябинск в годы войны»

2. Выступления обучающихся на тему: «История моей семьи – часть истории моей страны»

Информационно-ознакомительный, иллюстративный

Речь преподавателя и выступления с речью обучающихся

Презентация

Слайд №3-15

Презентации студентов

1. Информационное сообщение, монолог, рассуждение, расстановка акцентов

Часть II.

1. Направляет деятельность обучающихся во время выступления с электронной презентацией, вносит пояснения

1.Изучают материал в сотрудничестве с преподавателем

Часть II.

1. Прослушивают выступления других обучающихся

2. Записывают в конспект  основные положения изучаемой темы

4

Закрепление нового учебного материала.

Контроль и коррекция знаний

(10 минут)

1.Напоминание целей и задач

Фронтальная беседа, постановка проверочных вопросов

Речь преподавателя

Презентация

Слайд №16 Слайд №17

1. Обозначает требования при ответе на вопрос

2. Направляет размышления в системное русло, нацеленность на результат

1. Поиск ответов на проверочные вопросы

2.Заполняют лист с критериями оценок за выполнение задания

5

Подведение итогов урока

(3 минут)

Подведение итогов работы

Выставление итоговых оценок

Беседа

Критерии оценивания

1.Подведение итогов занятия с помощью обобщения.

2.Выставляет оценки

1. Оценивают свою работу

6

Завершение учебного занятия

(2 минут)

Выдача домашнего задания

Ознакомительный

 

-

1. Комментирует выполнение домашнего задания

1.Записывают домашнее задание


Критерии оценки электронных презентаций по проекту

«Страницы военной истории»

Название

Критерии оценки

Количество баллов (по пятибалльной системе)

Оценка обучающегося

1. Структура презентации

Правильное оформление титульного листа

Отмечены информационные ресурсы

Логическая последовательность информации на слайдах

  1. Оформление презентации

Единый стиль оформления

Использование на слайдах разного рода объектов

Использование анимационных объектов

Правильность изложения текста

  1. Содержание презентации

Сформулированы цель, гипотезы

Понятны задачи и ход исследования

Методы исследования ясны

Эксперимент проведен, достоверность полученных результатов обоснована

Сделаны выводы

Результаты и выводы соответствуют поставленной цели

  1. Эффект презентации

Общее впечатление от просмотра презентации


Отличная работа – 19-20 баллов

Хорошая работа – 16-18 баллов

Удовлетворительная работа -14-15 баллов

Слабая работа – 0-13 баллов

  1. Список использованной литературы

Основная литература:

  1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: учебник для нач. и сред. проф. образования: в 2 ч. Ч. 2 -М:Академия, 2011. – 304 с.
  2. Алексашкина Л.Н.  Россия  и мир в ХХ –ХХI вв. 11кл.: учеб. Для общеобразоват. Учреждений / Л. Н. Алексашкина, А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – 4-е изд. - М: Просвещение, 2008. – 431 с.

Дополнительная литература:

  1. О.В. Волобуев, В.А. Клоков «Россия и мир», М.: «Дрофа»2007
  2. Н.В. Загладин «История Россия и мир в XX веке», М.: «Русское слово» 2003
  3. А. А Левандовский  « Россия XX век», М.: «Просвещение» 2003
  4. В.А. Козлов «Очерки истории Советского государства», М.: 1999
  5. О.А. Ржевский  «Великая Отечественная война, 1941-1945. События. Люди. Документы: краткий исторический справочник». М.: «Политиздат» 2000
  6. Поурочные планы по учебнику Данилова А.А., Косулиной Л.Г. История России XX век, составитель Кочетов Н.С., Волгоград, 2003 год
  7. Поурочные планы «Уроки истории» Петрович В.Г., Петрович Н.М., Москва, Творческий центр «Сфера», 2002 год
  8. Учебно-методическое пособие, Москва, Издательский дом «Дрофа», 2000 год
  9.  Электронный учебник «История России. XX век»

Интернет-ресурсы:

  1. world-war2.chat.ru - "Вторая Мировая война в русском Интернете"  Коллекции ссылок в 8-ми категориях.  
  2. gpw.tellur.ru - сайт "Великая отечественная" Тематические подборки публикаций (статьи, книги).
  3. voina.com.ru - "Народная война" (1941-45гг.) Воспоминания; летопись; документы; галерея и др.  
  4. istorya.ru - сайт "История.РУ". Всемирная история и История России. Хронология, библиотека,
  5. hrono.ru  проект "Хронос - всемирная история в Интернете", в значительной степени посвящен Истории России, хотя много информации и по Всемирной истории
  6. memo.ru  "Мемориал" - международное историко-просветительское, правозащитное и благотворительное общество. Сайт посвящен, главным образом, истории сталинских репрессий.
  7. slava-cccp.narod.ru  "Советский Союз" "Это сайт о Советском Союзе - некогда самом сильном государстве в мире. Здесь Вы найдёте музыку прошлых лет, агитплакаты, статьи о советских вождях и другие материалы.
  8. sovetika.ru - "Sovetika.ru - сайт о советской эпохе" Целью сайта является сохранение памяти о советском прошлом и о тех людях, которые это прошлое составляли. Разделы: Фотогалерея; Библиотека; СССР; Запад;  Третий мир; Соцлагерь; Биографии; Летопись и др.
  9. oldgazette.ru  сайт "Старые газеты" (сайт содержит статьи из советских газет преимущественно 30-50х г.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого учебного занятия по БЖД "Первая доврачебная помощь при переломах"

Методическая разработка предназначена для преподавателей ОБЖ и БЖД...

Методическая разработка открытого учебного занятия по дисциплине ОГСЭ.03 «Иностранный язык» Тема: «Наука и техника. Великие учёные России и Великобритании. Пассивный залог (грамматические времена)»

Методическую разработку данного открытого урока можно использовать на занятиях по английскому языку как для 2 - го, так и для 3- го курсов....

Методическая разработка открытого учебного занятия

Методическая разработка открытого учебного занятия по теме Технологическая схема тепловой электрической станции на твердом топливе» по МДК.04.01 Основы контроля технологических процессов и управ...

Методическая разработка открытого учебного занятия по дисциплине ОП.14 "Предпринимательство в сфере сервиса"

Занятия проводится в форме деловой игры . Содержание учебного занятия определенно видами профессианальной деятельности выпуснико ....

Методическая разработка открытого учебного занятия по учебной дисциплине ОДБ.03 «Иностранный язык (английский)» на тему: «Экологические проблемы. Порядковые имена числительные.»

     В своей разработке я показала различные виды работы в условиях современного занятия с использованием и развитием УУД (универсальных учебных действий) -рифмованное начало зан...