Проектная деятельность на уроках ОПК
статья

Горчакова Наталья Владимировна

Православная культура - курс, имеющий целью формирование ценностных ориентиров, развитие традиций русского народа и других народов, носящий воспитательный и развивающий характер.

Проектная деятельность является одной из форм духовно-нравственного воспитания учащихся, которую можно реализовывать как на уроках, так и во внеурочное время.   Проектная деятельность может быть эффективно использована, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx24.3 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность на уроках ОПК

Православная культура - курс, имеющий целью формирование ценностных ориентиров, развитие традиций русского народа и других народов, носящий воспитательный и развивающий характер.

Как заинтересовать ребят изучением предмета православной культуры, сделать урок любимым, увлекательным? В современном мире компьютерных технологий, широкого развития средств массовой информации ученики все больше отдаляются от школы. Компьютерные игры, Интернет, кино увлекают их куда больше, чем домашние задания и цели урока. И я пришла к выводу, что сегодня нужно по-другому строить образовательный процесс, искать новые приемы работы, новые, интересные формы обучения.

Православная Культура – это предмет культурологический, дающий знания, прежде всего по истории  и духовной культуры человечества. Культурология, на мой взгляд, выражается в изучении культуры духовной жизни на примере христианства, его морально-нравственных ценностей.

Мотивация детей, в общем, и в целом велика. И это неудивительно: живой и яркий язык библейских сказаний, сильные, мудрые и, главное, добрые герои, способные жертвовать жизнью за свою Веру, инстинктивно привлекают души ребят, еще не до конца испорченные современными представлениями о том, каким должен быть человек XXI века.

Произошедшие в последние годы изменения в практике  отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно-ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения.

Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.

Основоположником педагогического метода проектов считается Джон Дьюи (1859-1952), американский философ-прагматик, психолог и педагог. Каждая страница, написанная рукой Дьюи, изучает пафос связи школы с жизнью, личным опытом ребёнка и коллективным опытом человеческого общества. Всё это – признаки школы, основной формой организации образовательного процесса в которой является проектная деятельность.

В1910 году профессором Коллингс была предложена первая классификация учебных проектов: «проектные игры», «экскурсионные проекты», «повествовательные проекты», «конструктивные проекты».

Проектная деятельность является одной из форм духовно-нравственного воспитания учащихся, которую можно реализовывать как на уроках, так и во внеурочное время.   Проектная деятельность может быть эффективно использована, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее.

Осуществление проектов на уроках «Основы православной культуры»   помогает достичь цели курса: духовно-нравственного развития младшего подростка посредством его приобщения к российской духовной традиции. Работая над проектами, учащиеся знакомятся с традиционными морально-нравственными идеалами, ценностями, нормами; у них формируются начальные представления о российской духовной традиции; появляются навыки нравственного самоанализа.

Итак, требования к учебному проекту:

1.Наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.

Поиск социально значимой проблемы – одна из наиболее трудных организационных задач, которую приходится решать учителю-руководителю проекта вместе с учащимися. Данный выбор предполагает формирование творческих групп учащихся.

2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы. Определяется вид продукта и форма презентации.

Преподавателю необходимо создавать условия для того, чтобы обучающиеся самостоятельно выбрали форму представления результатов проекта, опираясь на свои способности и интересы.

3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы.

4. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт. В общем виде это средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы.

5. Подготовленный продукт должен быть представлен представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.

То есть проект – это «пять П»: проблема, проектирование, поиск информации, продукт, презентация.

Шестое «П» проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, планы, отчёты и др.

При овладении учителем методом проектов необходимо, прежде всего, понимание того, что проекты могут быть разными. Типология проектов может быть условно определена по следующим признакам. (Типология предложена Евгенией Семёновной Полат)

Типологические признаки проекта:

  • Метод, доминирующий в проекте: исследовательский, творческий, информационный, практико-ориентированный, игровой и др.
  • Продолжительность проекта.

Проект может быть краткосрочным (разработан на нескольких уроках): среднесрочным (от недели до месяца); долгосрочным (от месяца до нескольких месяцев).

  • Число участников (индивидуальный, групповой, классный)
  • Характер координации: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).
  • Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).

Уже несколько лет в своей работе я использую проектную деятельность. С ребятами мы выполняли  такие проекты как: «Рождество Христово»,  «В ожидании Пасхи», «Православная семья» (курс Основы православной культуры), «Моя семья» (курс «Основы светской этики»), «Любовь, доброта, сострадание и милосердие», «Сёстры милосердия», «Православная икона» идр.

Один из проектов, который представлен на ярмарку педагогических идей – это проект «Любовь, доброта, сострадание и милосердие» направлен на воспитание у школьников милосердия и сострадания, человечности. Сейчас, когда мы переживаем сложный период нестабильности и социальных конфликтов во многих сферах нашей жизни, особенно остро ощущается необходимость восстановления утраченных общечеловеческих ценностей: гуманизма и милосердия, человеколюбия и сострадания, которые должны воспитываться с детства. Поэтому наша задача – научить детей быть милосердными, уметь сострадать и ценить такие человеческие качества, как доброта, дружба и человечность. Этот проект был реализован с детьми 3 класса (в рамках внеурочной работы), и с учащимися 4 класса в рамках курса Основы православной культуры. В декабре 2017 года заключительным этапом нашего проекта стал открытый урок в рамках семинара по «Основам православной культуры», на котором дети представили свою работу, по данной теме и театральную постановку.

Конечным продуктом может быть как газета на тему: «Милосердие и сострадание спасёт мир!», так презентация «Сострадание и милосердие», рисунки, видеоролик, театральная постановка, как правило, дети сами выбирают.

Проект «Пасха – Светлое Христово Воскресение». Ученики знакомятся с историей праздника, традициями празднования, обычаями и символами.

Все мы знаем, что Пасха Христова – это главный праздник христиан. Это победа жизни над смертью, добра над злом, света над тьмой!

Очень важно повышать интерес и прививать современным детям  духовно-нравственные ценности христианской культуры.

В ходе проектной деятельности учащиеся знакомятся с традициями и обычаями Пасхи Христовой не только в России, но и в других странах.

Конечный продукт – рисунки и поделки на тему: «Пасхальное чудо», сборник рецептов «Постная кухня», постановка спектакля, слайд-шоу «Пасхальные символы в искусстве» и др.

Ежегодно проект «Светлое Христов Воскресение» плавное перетекает в участие  в Окружном конкурсе декоративно-прикладного творчества «Пасхальная радость».

Готовясь  с ребятами, к III Окружным Православным чтениям тема 2018 года: «Философия православной иконы» мы выполнили несколько проектов. Дети, неожиданно для меня сами сразу же на первом уроке сформулировали темы своих проектов. Это проект «Икона Скоропослушница Божией Матери», «Икона Владимирской Божией Матери»,  «Муромская» икона Божией Матери, Икона Божьей Матери Псково-Печерская «Умиление». На III Окружные Православные чтения нами были представлены два лучших проекта.

После завершения  любого проекта обязательно уделяю внимание рефлексии учащихся по работе над проектом. Они отвечают на такие вопросы:

Твой вклад в проект, в работу группы (при групповом проекте):

  1. Справился полностью с заданием (группы);
  2. Частично;
  3. Не удалось справиться.
  1. Если были трудности, то с чем они связаны;
  2. Что понравилось в работе (группы);
  3. Какой опыт от этой работы ты приобрел;
  4. Что бы ты еще хотел узнать по данной теме.

Таким образом, подведём итоги проект – это метод обучения. Он может быть использован в изучении любого предмета. Он может применяться на уроках и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Он формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Он формирует опыт деятельности, и поэтому он незаменим.

Итак, сделаем вывод: лишь увлечённый делом может увлечь других. Надо помнить, что наше отношение к своему преподавательскому делу передаётся детям. Необходимо понимать каждого ребёнка, видеть глаза своих воспитанников, «шагать» вместе с ними, учить их добывать знания, воспитывать и развивать каждым своим уроком, а похвала и поощрение в качестве хорошей отметки может стать хорошим вам помощником.

Список использованной литературы

  1. Кучурин В.В., Козырев Ф.Н., Фирсова Н.В. Духовно-нравственное и религиозное образование в контексте новых образовательных стандартов: методическое пособие/В. В. Кучурин, Ф. Н. Козырев, Н.В. Фирсова; подобщ. Ред. В.В.Кучурина.- СПб.: ЛОИРО, 2011. – 120с.
  2. Леонтович А.В., Саввичев А.С.Исследовательская и проектная работа школьников. – 5-11 классы/Под ред.А.В. Леонтовича.- М.: ВАКО, 2014. – 160с. – (Современная школа: управление и воспитание).
  3. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.- 8-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2012. – 80с.

До декретного отпуска в рамках этого проекта с ребятами 5 класса перед праздником «День победы» мы посетили наших замечательных педагогов-ветеранов. Ребята, дорогим нашим ветеранам читали стихи, играли на гитаре, пели. Педагоги были растроганы до слёз. Надеюсь, что в этом году мы сможем повторить этот опыт.

В нашей школе ежегодно проводится следующая работа:

- Учащиеся школы оказывают посильную помощь пожилым жителям, заботятся об учителях, вышедших на пенсию.        

- Убирают территорию мемориального комплекса в память пострадавших от политических репрессий, сквер напротив школы № 3.

- Участвуют в акции «Посылка солдату» – ко Дню защитника Отечества

- Классными руководителями проводятся тематические классные часы  «Вежливость – форма общения с людьми», «Правила поведения в школе», «Всегда ли ты готов помочь людям?» и т.д.

- Проводится цикл мероприятий День матери, День пожилого человека и т.д.

- Встреча с интересными людьми

- Осуществляется сбор гуманитарной помощи для бездомных животных, акция «Помоги четвероногому другу», в школе существует и  традиция изготовления скворечников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ КАК СПОСОБ РАСКРЫТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ

Проектная деятельность уже в процессе обучения дает возможность студентам приобретать новые умения и добывать новые знания. Работа над проектом стимулирует творчество обучающихся, побуждает их к самос...

Проектная деятельность на уроках физической культуры как элемент достижения метапредметных результатов

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения  впервые  фиксирует  в  правовых  нормах  те  элементы  новой школы,  которые  ...

Формирование личности учащихся в процессе организации проектной деятельности на уроках физики

формирование у учащихся положительного отношения к труду (обученью)  в процессе выполнения творческого  задания...

Проектная деятельность на уроках английского языка.

Метод проектов – один из интерактивных методов современного обучения. Он является составной частью учебного процесса .Проектная  технология сочетается с любым УМК и другими учебными средствами....

Формирование профессиональных компетенций обучающихся с помощью организации проектной деятельности на уроках информатики

В методической разработке рассмотрены вопросы формирования профессиональных компетенций обучающихся с помощью организации проектной деятельности на уроках информатики....