Методический семинар Тема: «Компетентностный подход: от планирования до современных образовательных технологий»
методическая разработка

Софронова Елена Гранитовна

Компетентностный подход олицетворяет сегодня инновационный процесс в образовании. Компетентностный подход призван решать ряд таких проблем в образовательном процессе. В основе компетентностного подхода в профессиональном образовании лежит культура самоопределения. Компетенция - это. Компетентность - это.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompetentnostnyy_podhod.docx36.31 КБ
PDF icon kompetentnostnyy_podhod.pdf1.5 МБ

Предварительный просмотр:

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«БЕЛГОРОДСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

МЕТОДИЧЕКИЙ СЕМИНАР

ТЕМА: «КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД: ОТ ПЛАНИРОВАНИЯ ДО СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Разработчик: Софронова Е.Г. методист ОГАПОУ «БСК»

Белгород, 2025г.

Компетентностный подход олицетворяет сегодня инновационный процесс в образовании, соответствует принятой в большинстве развитых стран общей концепции образовательного стандарта и прямо связан с переходом в конструировании содержания образования и систем контроля его качества на систему компетентностей.

Компетентностный подход призван решать ряд таких проблем в образовательном процессе, которые на основе существующих в теории и практике профессионального образования технологий до сих пор остаются нерешенными. Задача образования - актуализировать у обучающихся спрос на образование и обеспечить высокое качество подготовки специалистов в системе развивающегося профессионального образования. Компетентностный подход имеет такие возможности.

В отечественной науке поиски в рамках компетентностного похода направлены главным образом на связи компетентности и содержания образования. По мнению отечественных ученых (Д.А. Иванов, В.К. Загвоздкин, И.А. Зимняя, А.Г. Каспржак и др.), компетентностный подход является способом достижения нового качества образования. Он определяет направление изменения образовательного процесса, приоритеты, содержательный ресурс развития. Отличие компетентного специалиста от квалифицированного заключается в том, что первый не только обладает определенными знаниями, умениями, навыками, но и способен реализовать и постоянно реализует их в работе.

В основе компетентностного подхода в профессиональном образовании лежит культура самоопределения (способность и готовность самоопределяться, самореализоваться, саморазвиваться). Профессионально развиваясь, такой специалист создает нечто новое в своей профессии (новый прием, технология, метод и т.д.). Он несет самостоятельную ответственность за принятое решение.

В качестве цели при реализации компетентностного подхода в образовании, в таком случае, выступает формирование компетентного выпускника, обладающего всеми необходимыми компетентностями в дальнейшей деятельности. Компетентностный подход позволяет осуществлять отбор содержания образования в соответствии с потребностями развивающейся личности и одновременно ориентирует ее на инновационный опыт успешной профессиональной деятельности в конкретной отрасли в дальнейшем.

В рамках компетентностного подхода широко используются понятия «компетенция/компетентность».

Компетенция - способность личности к деятельности, основанной на полученных в процессе обучения знаниях и ориентированной на самостоятельное их использование человеком в определенной области. Другими словами, под компетенцией понимается опыт и знание человека в определенной области, а также готовность к действию. Знания необходимы как для осуществления деятельности, так и для дальнейшего обучения.

Компетентность - это способность осуществлять (профессиональную) деятельность в рамках освоенной компетенции, «со знанием дела», принимать ответственные решения и действовать адекватно требованиям данной ситуации. Характеризует меру соответствия имеющихся знаний и умений реальному уровню сложности выполняемых задач.

Цель профессионального образования состоит не только в том, чтобы научить человека что-то делать, дать ему профессиональную квалификацию, но и в том, чтобы обеспечить специалиста возможностью справляться с различными жизненными и профессиональными ситуациями. При этом компетентность не должна противопоставляться профессиональной квалификации, но не должна и отождествляться с ней.

Обращение к оценке качества образования через компетенции означает, что образование тесно связывается с трудоустройством. Компетенции жестко не связаны с конкретной профессией, они могут быть использованы в ряде профессий. Компетенции, подобно способностям, определяют успех во многих областях деятельности. Включение этой категории в модель специалиста - сложная задача. Результат подготовки, оцененный в компетенциях, расширяет область трудоустройства обученных. Быть компетентным означает умение мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт.

Российская система профессионального образования в отличие от западной модели, ориентированной на академические нормы оценки, всегда была компетентностной, т.е. ориентированной на сферу профессиональной деятельности. Однако следует заметить, что задачей российской системы образования была подготовка специалистов для массового, стабильного производства, с редко меняющейся технологией и постоянной номенклатурой выпускаемой продукции. Для новых динамических социально-экономических и производственных условий прежний опыт подготовки специалистов часто не дает требуемых работодателями результатов.

Сегодня ситуация становится иной: меняются технологии, производство становится гибким. Оно требует другого специалиста, способного проявлять активность в меняющихся условиях. Именно этим вызвана необходимость обращения к компетентностному подходу, охватывающему наряду с конкретными знаниями и навыками такие категории, как способности, готовность к познанию, социальные навыки и др.

Н.Х. Валеева считает существенным введением понятия «учебно-профессиональные компетенции» в связи с тем, что для сохранения своей востребованности и высокой квалификации выпускник профессионального учебного заведения должен постоянно сочетать производственную деятельность с учебной («обучение через всю жизнь»). При этом под учебно-профессиональными компетенциями, автор понимает способность студента реализовать полученный комплекс знаний, навыков, умений, опыта в конкретной практической и учебно-профессиональной деятельности.

В настоящее время одной из задач обновления содержания профессионального образования является проблема определения номенклатуры компетенций. Для выделения компетенций и их компонентов необходимо учитывать разные точки зрения: видение академического персонала; взгляд работодателей; точка зрения «потребителей образования», т.к. сегодня еще нет однозначных подходов к классификации компетенций.

В области профессионального образования можно выделить:

- ключевые (учебные компетенции);

- информационные компетенции;

- компетенции межличностного взаимодействия;

- социально-трудовые компетенции;

- компетенции личностного самосовершенствования;

- профессиональные компетенции.

Определение ключевых компетенций может происходить только в рамках региональной, государственной и международной дискуссии при участии всех или по возможности большего количества общественно значимых групп и должно учитывать всю совокупность сфер жизнедеятельности (органы государственной власти, педагогическая общественность и работодатели).

Компетентностный подход в обучении предполагает создание общепринятой методики формирования ключевых компетентностей и определение адекватных средств их реализации. Данный подход требует изменения учебного процесса, т.к. формирование компетентностей требует создания определенных учебных ситуаций, которые могут быть реализованы в специальных учебных средах, позволяющих преподавателю моделировать и осуществлять эффективный контроль деятельности обучаемого в этой модельной среде.

Организацию процесса подготовки специалиста на основе компетентностной концепции обобщенно можно представить в виде блок-схемы (рис. 1).

Наиболее адекватными данному подходу являются следующие образовательные стратегии: модульное обучение; обучение keys-study, посредством пакета ситуаций для принятия решений; проектное обучение. В связи с этим можно определить следующий список современных образовательных технологий: технология модульного подхода; технология развития критического мышления; технология рефлексивного обучения; технология проектного обучения; технология педагогического сопровождения.

Для реализации компетентностного подхода необходима определенная подготовка кадров. К определенному моменту педагогические кадры должны быть способны решать определенный круг задач. «Компетентностный подход - это разумный прагматический подход к программе изменений в образовании. Он связан с подготовкой к будущим изменениям, таким как: переход на новые стандарты, переход на единый экзамен, переход на профильное обучение, реструктуризация школы. Что изменится в этой ситуации в деятельности учителя? Что он может, а чего - не сможет? Чему его надо научить?».

Компетентностный подход еще только набирает силу: накапливает информацию, определяет приоритеты и акценты в основных компонентах и их характеристиках.



Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные образовательные технологии в условиях реализации федеральных образовательных стандартов НПО и СПО

Стандарт профессионального образования третьего поколения (ФГОС) имеет ряд особенностей: он построен на основе компетентностного подхода.Для формирования  общих компетенций, усвоения и закреплени...

Современные образовательные технологии в образовательном пространстве. Технология учебного проектирования.

Понятие «технология» пришло к нам вместе с развитием компьютерной техники и внедрением новых компьютерных технологий. В науке появилось специальное направление - педагогическая технология. Это направл...

Изучение современных образовательных технологий, применяемых в образовательном процессе начальной школы

МДК .01.09 Современные образовательные технологии в образовательном процессе начальной школы...

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ОСВОЕНИЮ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В статье автор раскрывает вопросы организации и проведения обучения педагогических работников Хабаровского торгово-экономического техникума использованию в образовательном процессе современных образов...

Интеграция современных образовательных технологий как профессиональный творческий подход к изучению второго иностранного языка в колледже

Интеграция действительно актуальна в наше время. В условиях кардинальных изменений, происходящих во всех сферах жизни и деятельности общества, интеграции России в мировое сообщество, интеграционных пр...