Интеграция современных образовательных технологий как профессиональный творческий подход к изучению второго иностранного языка в колледже
статья

Интеграция действительно актуальна в наше время. В условиях кардинальных изменений, происходящих во всех сферах жизни и деятельности общества, интеграции России в мировое сообщество, интеграционных процессов в науке, производстве и в образовании, данная стратегия обучения помогает преподавателю создать такие условия для учащихся, чтобы они смогли не только усвоить конкретные знания, но и овладели способами их применения в различных ситуациях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_nsportal.docx25.56 КБ

Предварительный просмотр:

Интеграция современных образовательных технологий как профессиональный творческий подход к изучению второго иностранного языка в колледже.

     Понятие «интеграция» прочно вошло в нашу жизнь, когда речь идет об экономике, политике, культуре и, конечно, образовании. Термин происходит от латинского слова integration (восполнение, восстановление, от integer — целый) и трактуется как: 1. „состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы…“, 2. „… процесс сближения и связи наук“.

     Интеграция действительно актуальна в наше время. В условиях кардинальных изменений, происходящих во всех сферах жизни и деятельности общества, интеграции России в мировое сообщество, интеграционных процессов в науке, производстве и в образовании, данная стратегия обучения помогает преподавателю создать такие условия для учащихся, чтобы они смогли не только усвоить конкретные знания, но и овладели способами их применения в различных ситуациях.

     Предмет „Иностранный язык“ (как основной, так и второй) входит в общеобразовательную область „Филология“. Его основное назначение состоит в формировании коммуникативной компетенции, то есть, способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Поскольку воспитательный аспект является неотъемлемой частью учебного процесса, поэтому все образовательные технологии предусматривают формирование у студентов личностных качеств, необходимых им во взрослой жизни.

   Современные образовательные технологии, которые используются для формирования иноязычной коммуникативной компетенции студента, являются наиболее продуктивными для создания образовательной среды, которая обеспечивает личностно-ориентированное взаимодействие всех участников образовательного процесса.

     Актуализация проблемы интеграции образовательного процесса связана со сменой парадигмы образования, переосмыслением его целей, обновлением содержания, поиском эффективных методов, форм и средств обучения, что предполагает интеграцию всех компонентов образовательного процесса федерального, регионального и образовательного учреждения. Личностно-ориентированная парадигма современного образования определила необходимость комплексной реализации основных подходов к обучению иностранным языкам: личностно-ориентированного, деятельностного, коммуникативно-когнитивного и социокультурного.

     Государственный стандарт по иностранному языку определил цели общего образования на современном этапе на период до 2022 года. Они направлены не только на создание условий для усвоения учащимися определенной суммы знаний, но и на развитие их личности, а также познавательных и созидательных способностей. Колледж призван формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.

     

     Задача педагога состоит в том, чтобы создать модель реального обмена мнениями, которая способствует возникновению у учащихся естественного желания и необходимости взаимодействия с другими.  Мы стараемся  создать на уроках  разнообразную образовательную среду, позволяющую нашим студентам  максимально проявить себя.

 В процессе обучения мы часто используем следующую модель:  

                                                    Я   должен

                                                                               

                          (результат деятельности)

        Я    хочу                                 выбор

(цель деятельности)           (средства деятельности            Я могу

                                             и конкретные действия)

     Отношения, выстроенные между тремя точками, можно рассматривать как самоопределение. Совпадение цели и результата показывает, что использованные средства в образовательном процессе отвечают потребностям студента и позволяют ему достичь желаемого уровня, а интеграция современных образовательных технологий помогает создать необходимые условия для оптимизации процесса обучения.

     Как показала практика, только в условиях интеграции образовательных технологий возможно создание „условий для гармоничного сочетания государственных стандартов и личностного саморазвивающегося начала ребенка“, освоения учащимися различных способов и методов познавательной деятельности, формирования самостоятельности в обучении, организации контроля и т. д. Также данный процесс позволяет осуществлять различные виды общения студента со студентом или группой студентов, преподавателя со студентом или всей группой, развивает навыки творческой индивидуальной деятельности. На лекциях мы применяем индивидуальную, парную и групповую работу. Поскольку в нашем колледже есть возможность изучать второй иностранный язык: немецкий, мы стараемся вовлекать наших студентов в создание различных проектов.

     Работа над проектами развивает воображение, фантазию, творческое мышление, способствует благоприятному психологическому климату, умению работать в коллективе. Здесь взаимосвязаны все виды речевой деятельности: аудирование, говорение, письмо и чтение.

     Жизнь в современном обществе требует от студентов развития таких важных познавательных навыков, как умение выработать собственное мнение, осмыслить опыт, выстроить цепь доказательств, ясно и уверенно выражаться. Технология развития критического мышления учащихся предполагает постановку вопросов учащимися и понимание проблемы, которую нужно решить.

     Каждый старается создать свои идеи, формулирует собственные оценки и убеждения и находит собственное решение проблемы . Собственная активная жизненная позиция студента особенно проявляется при сравнении имевшихся ранее знаний и понятий.  

     Существуют различные формы работы, предусматривающие развитие критического мышления учащихся:  эссе, сочинение-рассуждение, дискуссия, диалог, ролевая игра и т. д. Все это мы используем на наших уроках, где студенты могут проявить себя. 

     Для развития способностей к межкультурной коммуникации мы стараемся дать ребятам знания о культуре, обычаях и традициях  стран изучаемых языков, чтобы наши студенты имели объективную картину и могли сознательно выбирать стиль общения. Это позволяет сравнивать особенности образа жизни людей в нашей стране и странах изучаемого языка.

     Создание портфолио является способом наглядной презентации своих достижений за определенный период обучения, возможностью продемонстрировать способности и применить на практике приобретенные знания и умения. Учащиеся видят свой рост, сознательно пополняя багаж знаний и формируя банк данных о своих достижениях за весь период обучения (проекты, сертификаты, рецензии, отзывы об индивидуальной творческой деятельности), что, несомненно, будет востребовано при поступлении в высшее учебное заведение.

    Всех наших выпускников мы готовим к демонстрационному экзамену  по стандартам Ворлдскиллс. Это форма государственной итоговой аттестации по программам среднего профессионального образования образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования, которая предусматривает: 1. Моделирование реальных производственных условий для демонстрации выпускникам профессиональных умений и навыков; 2. Независимую экспертную оценку выполнения заданий демонстрационного экзамена, в том числе экспертами из числа представителей предприятий; 3. Определение уровня знаний, умений и навыков выпускников в соответствии с международными требованиями.

     Безусловно, в процессе обучения нам не обойтись без интернета,

 как средства хранения и передачи информации, требующей от современного учителя иностранного языка внедрения в свою образовательную практику информационно-коммуникационных технологий. Их использование способствует совершенствованию лингвистической и межкультурной компетенций учащихся, формированию культуры общения в электронной среде, повышению информационной культуры в целом, а также развитию навыков работы на компьютере: поиск, обработка, передача, систематизация информации и презентация результатов научно-исследовательской деятельности учащимися.

     Создавая личность учащегося, мы, прежде всего, учитываем их особенности, а также содержание учебного материала, ситуации обучения и свои собственные возможности. Мы считаем, что интеграция выступает как способ развития педагогической деятельности. Существует много определений понятия „педагогическая технология“, но, наш взгляд, самой точной является формулировка В. М. Монахова: „Продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.“

     Подводя итоги вышесказанного, мы считаем, что интегрирование современных образовательных технологий в процессе обучения второму иностранному языку способствует формированию личностно-значимых для него способов учебной работы и воспитанию нравственных идеалов.

     Мы рассматриваем интеграцию современных образовательных технологий как профессиональный творческий процесс, как способ развития педагогической деятельности, в результате чего создается авторская педагогическая технология, оптимальная для обучения конкретных студентов, условий обучения, содержания изучаемого материала и непосредственно самого преподавателя.              

     Результатами нашего опыта по интеграции современных технологий в обучении второму иностранному языку является не только стабильная динамика роста качества знаний и уровня обученности, но и высокая мотивация при изучении иностранных языков.

Список использованной литературы:

1. Вербицкий А. А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение: монография.— М., Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999.

2. Гозман Т. М. Интеграция образовательного процесса.— Барнаул, 2006.

3. Кларин М. В. Инновации в мировой практике.— Рига: Эксперимент, 1995.

5. Клустер Д. Что такое критическое мышление? — М.: Русский язык.— 2002.— № 29.

6. Монахов В. М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса.— Волгоград: Перемена, 1995.

7. Сериков В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем.— М.: Издательская корпорация „Логос“, 1999.

8. Советский энциклопедический словарь / Под ред. А. М. Прохорова.— М., 1979.

9. Халеева И. И. Европейский языковой портфель для России.— МГЛУ: „Златоуст“, 2002.

Список использованных сайтов:

https://worldskills.ru/nashi-proektyi/demonstraczionnyij-ekzamen/obshhaya-informacziya.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль современных образовательных технологий в развитии творческих способностей обучающихся на уроках хора в МВМУ

   В настоящей методической работе рассматриваются вопросы хорового исполнительства и организации творческой деятельности самодеятельного юношеского хора суворовцев Московского военно...

Современные образовательные технологии для формирования общих и профессиональных компетенций по специальности «Лечебное дело» в ТОГБПОУ «Тамбовский областной медицинский колледж»

Представлены основополагающие образовательные технологии, используемые в педагогической практике преподавания спецдисциплин по специальности "Лечебное дело"....

Изучение современных образовательных технологий, применяемых в образовательном процессе начальной школы

МДК .01.09 Современные образовательные технологии в образовательном процессе начальной школы...

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. ПРЕЗЕНТАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

В настоящее время применение компьютерных технологий в учебном процессе становится все более и более интенсивным. Все понимают, что в современном обучении компьютер – это не просто дань моде, эт...

Статья «Опыт преподавания иностранного языка в колледже с учетом профессиональной направленности и применения современных образовательных технологий»

Сборник «Современные проблемы профессионального образования: опыт и пути решения: материалы 3-й всероссийской. научно-практической конференции с международным участием». Иркутск, 16&ndash...

ПРОБЛЕМА ПРЕПОДАВАНИЯ ВТОРОГО ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕРВОГО ИНОСТРАННОГО ЯЗЫК В КАЧЕСТВЕ ОПОРЫ

статье анализируется педагогическая ситуация, которая сложилась в преподавании второго иностранного языка в средней школе. Этот предмет вводится в учебные планы образовательных организаций, и нередко ...