Современные образовательные технологии для формирования общих и профессиональных компетенций по специальности «Лечебное дело» в ТОГБПОУ «Тамбовский областной медицинский колледж»
статья на тему

Представлены основополагающие образовательные технологии, используемые в педагогической практике преподавания спецдисциплин по специальности "Лечебное дело".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovremennye_obrazovat_tehnologii_2015_god.doc22.27 КБ

Предварительный просмотр:

Пшеничнова Елена Евгеньевна

Блынская Лидия Александровна

Шарапова Наталья Алексеевна

Цыганок Анастасия Викторовна

Преподаватели  клинических дисциплин 

ТОГБОУСПО «Тамбовский областной медицинский колледж»,

 г Тамбов,  Тамбовская область

Современные образовательные технологии для формирования общих и профессиональных компетенций по специальности «Лечебное дело» в ТОГБОУ СПО «Тамбовский областной медицинский колледж»

«Скажи мне, и я- забуду.

Покажи мне, и, может быть, я -запомню.

Но вовлеки меня, и я- пойму»

Китайская мудрость

Важнейшей задачей педагогического коллектива колледжа при реализации ФГОС СПО нового поколения является подготовка квалифицированных специалистов, востребованных на рынке труда.

Внедрение компетентностного подхода в отечественную систему образования требует кардинальных изменений всех ее компонентов. Современные требования к результатам освоения образовательных программ обусловливают разработку новых методик и технологий образовательной деятельности и форм контроля за ее осуществлением. Программа  ФГОС определяет, что «реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий   в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся».

Решающую роль при реализации компетентностного подхода в ТОГБОУ СПО «Тамбовский областной медицинский колледж» играет переход от традиционных форм передачи знаний к инновационным образовательным технологиям. Под термином «образовательные технологии» мы понимаем систему совместной деятельности   студентов и преподавателей по организации и корректировке образовательного процесса с целью достижения конкретного результата: формированию общих и профессиональных компетенций.  

Современные образовательные технологии, используемые нами (компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, разборы конкретных ситуаций, различного рода тренинги), направлены на самостоятельное умение  добывать и применять знания,  носят развивающий  и активный характер.  Центральное место занимает действие студента, а  преподаватель  является консультантом и помощником. При этом системно - деятельностный подход,   положенный в основу нового стандарта образования, проявляется в формировании специалиста и продвижении его в развитии не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».

Нашей задачей мы считаем использование  таких педагогических технологий, которые привлекают  студентов с различным уровнем знаний и умений, располагают их к общей совместной деятельности, ориентируя на будущую успешную профессиональную деятельность.

 Опираясь на опыт и интересы самих студентов, на их запросы и склонности, преподаватель приобретает союзников в формировании именно тех общих и профессиональных компетенций, которые будут важны в будущем выпускникам колледжа и работодателю.

Для формирования  общих и профессиональных компетенций преподаватели  нашего колледжа   применяют деятельностные  педагогические технологии:

 Репродуктивные: работа по  алгоритмам, инструкциям;   отработка методов обследования пациентов, оказание неотложной медицинской помощи,  самостоятельная работа  в лечебном отделении ЛПУ.

Проблемно - развивающие  технологии:   комбинированный урок,   урок – конференция, совместно со слушателями ОПК, интегративный урок, мастер-классы.  Преподавателями колледжа практикуются бинарные уроки и научно-практические конференции, в которых принимают участие студенты и практикующие медицинские сёстры, что способствует раннему введению студентов в профессиональную среду.  Используются методы обучения:  задания на применение знаний в нетипичных, нестандартных ситуациях; на изменение, дополнение и составление алгоритмов,  задания на перенос способов деятельности в новые условия, на составление таблиц и схем диагностического поиска,   дифференциальной диагностики.  При разборе ситуационных задач, при участии студентов в ролевых играх, результативность профессионального обучения зависит от того, какую позицию, активную или пассивную, в процессе овладения профессией, занимает обучающийся.  Поэтому овладение профессиональными компетенциями требует организации непосредственной деятельности самих студентов.

Эвристические педагогические технологии   -   задания, направленные  на поиск новых способов деятельности фельдшера (на ФАП, на «Скорой помощи», в здравпункте), требующие самостоятельности в принятии решений:   комбинированный урок, урок - конференция,   конкурсы   профессионального мастерства, выпускная квалификационная работа. Преподаватели используют методы обучения: методические приемы развития клинического мышления,   задания на поиск информации для решения проблем, на самостоятельный поиск путей достижения цели, задания на применение знаний и умений в новых ситуациях, в различных сферах деятельности фельдшера.

Личностно - ориентированные технологии (кейс - технологии, технология «Портфолио») способствуют формированию и развитию    взаимодействия студентов   в профессиональной деятельности,   формируются продуктивные подходы к овладению информацией, исчезает страх высказать неправильное предположение и устанавливаются доверительные отношения с преподавателем и медперсоналом;  развиваются такие черты как умение выслушать иную точку зрения, умение сотрудничать, вступать в партнерское общение, проявляя при этом толерантность. Мы используем   следующие формы и методы интерактивного обучения:  комбинированный урок, мастер- классы, научно- практические конференции, тренинговые задания, деловые игры.

     В результате использования вышеперечисленных педагогических технологий у студентов формируются   общие   и   профессиональные компетенции, в зависимости от вида профессиональной деятельности.

Основой модульно - компетентностного подхода  в Тамбовском областном медицинском колледже  является структурный компонент, который представляет собой  последовательность основных этапов формирования общих и  профессиональных компетенций.

  Начинается освоение   клинических дисциплин на втором  курсе, с изучения пропедевтики внутренних болезней и клинической картины  с диагностикой заболеваний, студенты осваивают    особенности     лечения заболеваний и тактику ведения больных. На третьем-четвёртом курсе - учатся проводить диагностику неотложных состояний и оказывать медицинскую помощь на догоспитальном этапе;  отрабатывают навыки профилактических мероприятий;  осуществляют медико-социальная деятельность и организационно-аналитическая деятельность.

Технология формирование ОК и ПК происходит следующим образом: освоение аудиторной учебной нагрузки - лекции, комбинированные уроки и практические занятия. На практических занятиях используются симулятивные методы, тренинги, ролевые игры, решение ситуационных задач, работа малыми группами.  Практические занятия проводятся как в доклинических кабинетах, так и на базах  медицинских учреждений, у постели больного, под обязательным контролем штатных  преподавателей и  врачей- совместителей, представителей практического здравоохранения. Использование модульно - компетентностного подхода гарантирует подготовку  квалифицированных специалистов среднего звена и  предполагает совершенно новый уровень партнерства с лечебными учреждениями, работодателями, органами управления здравоохранением.

Но любое образование в большинстве своем это самообразование, ибо 80% знаний обучающийся достигает сам.      50-70%  рабочего времени от учебной нагрузки  заложено на самостоятельную работу.   В основе самостоятельной работы лежит мотивация обучения, достижение  поставленных целей, максимальное ориентирование обучения на реальную профессиональную деятельность фельдшеров.  Для повышения эффективности самостоятельной работы наши преподаватели  применяют различные педагогические приемы:   создаётся проблемная ситуация по актуальным  вопросам  специальности, представляемые студентам в виде  ситуационных  задач, ролевых игр. Нельзя исключить большого значения самостоятельной работы студентов со  справочной литературой, нормативными документами. В помощь самостоятельной работе прилагаются  специально разработанные методические пособия.   Результатом самостоятельной деятельности является подготовка тематических сообщений, докладов, литературных обзоров, представление  отчётов, презентаций  по проделанной  работе на научно- практических конференциях.  

При использовании  инновационных методов (интерактивные семинары, модульное и проблемное обучение,  «малые группы» и т .д.)  обучения учебный процесс максимально приближается к условиям практической деятельности фельдшера, повышает уровень теоретических знаний и способность к самостоятельному решению конкретных практических вопросов и способствует развитию профессиональной компетенции  будущего фельдшера.  

Продолжением профессиональной подготовки являются   учебная и производственная практика. Цели и задачи учебной практики: формирование у обучающихся общих и профессиональных компетенций, приобретение опыта практической работы  по специальности в условиях доклинических кабинетов и медицинских учреждениях. Преемственность учебного процесса достигается тьюторским сопровождением преподавателями специальных дисциплин. Совместная работа преподавателей учебного заведения и сотрудников учреждений здравоохранения способствует формированию общих и профессиональных компетенций  будущих специалистов.

В период прохождения производственной практики происходит формирование  практических профессиональных умений, приобретение первоначального практического опыта работы по каждому из видов профессиональной деятельности (диагностической, лечебной, профилактической)  в условиях функционирующего     лечебно - профилактического учреждения.

Деятельностный подход позволяет  сформировать у студента основы теоретического мышления, способного в экстремальных условиях находить нужное решение, уметь действовать в нестандартных ситуациях.   При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой, совершая некоторые специфические для данного профессионального модуля  действия, студент осваивает конкретные   способы действия, т.е. приобретает профессиональные компетенции.

Отбор и использование учебных ситуаций преподавателями специальных дисциплин встраивается в логику традиционного учебного процесса, позволяя  формировать у каждого студента индивидуальные средства и способы действий, позволяющие ему быть «компетентным» в различных видах профессиональной деятельности, каждая из которых,  предполагает особый способ действий относительно специфического содержания междисциплинарного  курса   профессионального модуля.  

            Результатом освоения программы любого профессионального модуля является овладение обучающимися видами профессиональной деятельности (ВПД) общих и профессиональных компетенций, что отражается в выпускных квалификационных работах студентов (ВКР).

 Одной из основных  задач среднего профессионального образования является  подготовка  конкурентоспособного специалиста.  Использование современных педагогических технологий  позволяет    раскрыть все индивидуальные способности студентов,  и  подготовить квалифицированного специалиста среднего медицинского звена.

Список используемой  литературы:

  1. Образовательно-инновационные технологии: теория и практика. Под общ. ред. О.И. Кирикова ; Рец.: С.А. Баляева и др. ; Ю.А. Афонькина и др.  Воронеж: ВГПУ, 2008
  2. Современные образовательные технологии.  Колл. авт.; под ред. академика РАО Н.В. Бордовской.  М.: КНОРУС, 2011
  3. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования.  Полат Е.С.,  М.: Академия, 2010

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование общих и профессиональных компетенций по специальности СПО 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»

Производственная практика является составной частью основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО 080114 "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), где формируются общие...

Использование проектных технологий в формировании общих и профессиональных компетенций обучающихся

Формируя у обучающихся опыт проектной деятельности, я использовала два основных направления: использование проектных технологий в процессе изучения различных специальных дисциплин (профессиональных мо...

2018 Республиканская научно-практическая конференция «Инновационные педагогические технологии в формировании ОК, ПК студентов медколледжа», г. Улан-Удэ, статья "Инновационные педагогические технологии в формировании общих и профессиональных компетенций"

2018 Республиканская научно-практическая конференция «Инновационные педагогические технологии в формировании  ОК, ПК студентов медколледжа», г. Улан-Удэ, статья "Инновационные пе...

Роль игровых технологий в формировании общих и профессиональных компетенций обучающихся СПО

Статья в полной мере раскрывает роли игровых технологий в процессе формирования общих и профессиональных компетенций на примере специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования....

"Использование проектных технологий для формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся при изучении спец.дисциплин"

              Совменные образовательные технологии формируют у будущих специалистов умения  ставить и решать задачи - не только  профессиональн...

Применение методов интерактивного обучения для формирования общих и профессиональных компетенций по специальности «Фармация»

Статья о актуализации применения интерактивных методов обучения в учебном процессе  при реализации Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образован...

Доклад "Использование модульной технологии при формировании общих и профессиональных компетенций у студентов" 2018 год

Доклад на тему: «Использование модульной технологии при формировании общих и профессиональных компетенций у студентов».Разработчик: Кукорова О.А. - мастер п/о ОГБПОУ "Скопинский элект...