Рабочая программа учебной дисциплины "Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности"
рабочая программа по теме

Мерзликина Наталья Владимировна

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования  050146 «Преподавание в начальных классах»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 050146_nach_kl_ikt_v_prof_deyat_merzlikina.doc214.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО образования САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ




РАБОЧАЯ  ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИсциплины

Информатика и информационно-коммуникационные

технологии (ИКТ) в профессиональной деятельности

2011 г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования  050146 «Преподавание в начальных классах»

Организация-разработчик:  

ГОУ СПО «Вольский педагогический колледж им. Ф.И. Панферова»

Разработчик:

Мерзликина Н.В., преподаватель

Рекомендована Экспертной комиссией министерства образования Саратовской области.

Заключение Экспертной  комиссии № ____________  от «____»__________ 20___ г.  

                        ©

©

©

©

©

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

условия реализации  учебной дисциплины

12

Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

14

1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Информатика и информационно-коммуникационные технологии

в профессиональной деятельности

1.1.        Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 050146 «Преподавание в начальных классах»

1.2.        Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Математический и общий естественнонаучный цикл

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  1. соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ в профессиональной деятельности;
  2. создавать, редактировать, оформлять, сохранять, передавать информационные объекты различного типа с помощью современных информационных технологий для обеспечения образовательного процесса;
  3. осуществлять отбор обучающих программ в соответствии с возрастом и уровнем психического развития обучающихся/воспитанников;
  4. использовать сервисы и информационные ресурсы сети Интернет в профессиональной деятельности;

Вариатив:

  1. использовать возможности СУБД для организации хранения и управления большими массивами данных;

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  1. правила техники безопасности и гигиенические требования при использовании средств ИКТ в образовательном процессе;
  2. основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи и поиска информационных объектов различного типа (текстовых, графических, числовых и т.п.) с помощью современных программных средств;
  3. возможности использования ресурсов сети Интернет для совершенствования профессиональной деятельности, профессионального и личностного развития;
  4. аппаратное и программное обеспечение ПК, применяемое в профессиональной деятельности;

Вариатив:

  1. теоретические основы, виды и структуру баз данных.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 114 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 76 часов;

самостоятельной работы обучающегося 38 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

114

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

76

В том числе:

практические занятия

44

контрольные работы

5

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

38

В том числе:

Реферирование по проблеме

18

Выполнение индивидуального задания

20

Итоговая аттестация в форме

дифференцированного зачёта

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия,

самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Гигиена и охрана труда при использовании средств ИКТ в образовательном процессе

8

Тема 1.1.

Физиолого-гигиенические основы трудового процесса на рабочих местах

Содержание учебного материала

2

1

2

3

Компьютер и здоровье человека.

Федеральные санитарные правила, нормы.

Техника безопасности при использовании средств ИКТ в образовательном процессе: Требования охраны труда перед началом работы на ПК. Требования техники безопасности при работе на ПК. Пожарная безопасность. Правила электробезопасности. Здоровье сберегающие технологии

2

Практические занятия

  1. Соблюдение физиолого-гигиенических основ трудового процесса на рабочих местах.
  2. Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

2

Самостоятельная работа обучающихся: реферирование по проблеме «Охрана здоровья как приоритетное направление деятельности учителя начальной школы»,  «Оздоровительные моменты на занятии»

4

Раздел 2.

Технические и программные средства информационных технологий

97

Тема 2.1.

Аппаратное обеспечение компьютера

Содержание учебного материала

1

1

2


3


4


5

Состав и структура ПК. Процессор.

Устройства ввода информации(клавиатура, координатные устройства, цифровые камеры и ТВ-тюнеры, веб-камера, микрофон)

Устройства обработки и передачи информации( процессор, материнская плата, оперативная память, графическая карта, звуковая карта)

Устройства вывода информации (монитор,  мультимедиа проектор, плоттер, акустические колонки и наушники)

Устройства хранения информации (долговременная память, оптические диски, флэш-память, USB флэш-диски)

2

Самостоятельная работа обучающихся: реферирование по проблеме  «Архитектура современного компьютера»

2

Тема 2.2.

Создание, набор и редактирование текста средствами текстового процессора.

Содержание учебного материала

3

1

2

3


4

5

Создание текстового документа. Сохранение текстового документа.

Проверка правописания. Редактирование, форматирование текстового документа.

Использование шаблонов при оформлении документов. Вставка объектов (WordArt, редактор формул, рисунки, диаграммы).

Создание, редактирование, форматирование таблиц.

Подготовка документа к печати. Печать документа.

2

Практические занятия

  1. Создание и форматирование текстового документа.
  2. Создание документа с использованием вставки различных объектов.
  3. Создание, редактирование, форматирование таблиц в текстовом процессоре.

4

Самостоятельная работа обучающихся:

  1. Выполнение индивидуального задания по  теме «Создание визитной карточки средствами текстового редактора»
  2. Выполнение индивидуального задания по теме «Сортировка и проведение вычислений в таблицах».

4

Контрольная работа «Основные функции текстового процессора и их использование при создании текстового документа»

1

Тема 2.3.

Настольная издательская система как инструмент создания публикаций.

Содержание учебного материала

2

1

2

3

4

Интерфейс системы.

Типы публикаций: бланки, календари, каталоги, конверты, наклейки, плакаты, приглашения, программки.

Алгоритм создания публикаций. Использование Мастера.

2

Практические занятия

  1. Создание информационного бюллетеня.

2

Самостоятельная работа обучающихся: реферирование по проблеме «Создание различных типов публикаций средствами настольной издательской системы».

2

Тема 2.4.

Создание, набор и редактирование электронной таблицы средствами табличного процессора.

Содержание учебного материала

3

1


2



3


4

Состав электронной таблицы. Различные способы оформления, редактирования и копирования данных. Оформление таблицы.

Выполнение вычислений в электронной таблице: абсолютная и относительная адресация ячеек, виды арифметических и статистических функций, условная функция и логические выражения.

Графический анализ данных средствами табличного процессора: виды графиков и диаграмм, правила их применения.

Подготовка документа к печати. Печать документа.

2

Практические занятия

  1. Создание и оформление электронной таблицы.
  2. Использование возможностей статистической обработки данных
  3. Построение графиков и диаграмм различного типа в табличном процессоре.

5

Самостоятельная работа обучающихся:

  1. Выполнение индивидуального задания  по теме «Решение задач оптимизированного планирования средствами табличного процессора».
  2. Выполнение индивидуального задания по теме «Графический анализ данных»

8

Контрольная работа  «Основные функции табличного процессора и их использование при создании электронных таблиц».

1

Тема 2.5.

Создание и редактирование базы данных средствами СУБД.

Содержание учебного материала

5 в

1

2

3

4


5

6

7

Этапы проектирования БД. Основные элементы СУБД.

Создание БД средствами СУБД. Ввод и редактирование данных.

Создание связей между таблицами. Создание подстановок.

Поиск данных в БД: запросы на выборку, на изменение, добавление, удаление данных, на создание таблицы.

Сортировка данных в БД.

Отчёты. Создание и использование отчёта.

Формы. Создание и использование формы.

2

Практические занятия

  1. Создание БД средствами СУБД.
  2. Создание различных типов запросов для осуществления поиска данных в БД.
  3. Создание и редактирование отчёта.
  4. Создание и редактирование формы.

6 в

Самостоятельная работа обучающихся:

  1. Выполнение индивидуального задания  по теме «Осуществление различных видов запросов в тематической БД».

3

Контрольная работа «Основные функции СУБД и их использование при работе с БД»

1

Тема 2.6.

Система создания и демонстрации презентаций

Содержание учебного материала

1

1

2

3

4

5

6

Алгоритм создание презентации. Создание слайда.

Применение шаблона оформления слайда.

Вставка графических объектов. Вставка видео, звука.

Настройка параметров смены слайдов. Установка автоматического и непрерывного показа слайдов. Настройка анимационных эффектов.

Добавление гиперссылок

2

Практические занятия

  1. Создание и редактирование презентации.
  2. Настройка параметров демонстрации  презентации

2

Самостоятельная работа обучающихся: выполнение индивидуального задания по теме «Создание и настройка тематической презентации».

2

Тема 2.7.

Создание изображений средствами векторного графического редактора.

Содержание учебного материала

1

1

2

3

4

5

Интерфейс и принципы работы векторного графического редактора.

Создание простых геометрических объектов.

Использование основных инструментов редактора.

Работа с текстом.

 Интерактивные инструменты редактора.

2

Практические занятия

  1. Создание изображений средствами векторного графического редактора с использованием средств создания простых геометрических фигур, основных инструментов редактора.
  2. Создание изображений средствами векторного графического редактора с использованием текста и интерактивных инструментов.

5

Самостоятельная работа обучающихся: реферирование по проблеме «Дополнительные возможности векторного редактора по созданию и редактированию изображений».

2

Тема 2.8.

Создание изображений средствами растрового графического редактора.

Содержание учебного материала

1

1

2

3

4

Принципы и понятия.

Основные параметры работы.

Инструменты редактора.

Создание сложных изображений.

2

Практические занятия

  1. Создание изображений средствами растрового графического редактора с использованием основных инструментов редактора.
  2. Создание сложных изображений средствами растрового графического редактора.

5

Самостоятельная работа обучающихся: реферирование по проблеме «Дополнительные возможности растрового редактора по созданию и редактированию изображений»

2

Контрольная работа  «Обработка графической информации»

1

Тема 2.9.

Программные средства защиты информации

Содержание учебного материала

1

1

2

3

Вирусы. Виды вирусов.

Способы защиты от вирусов.

Программные средства защиты информации от вирусов.

2

Самостоятельная работа обучающихся: реферирование по проблеме «Защита информации в ПК. Способы защиты информации в ПК».

2

Тема 2.10.

Архивация данных

Содержание учебного материала

1

1

2

3

Архивация данных.

Программы архивации данных.

Алгоритм архивации и разархивации данных средствами ПО.

2

Самостоятельная работа обучающихся: реферирование по проблеме «Различные виды программ архивации данных».

2

Тема 2.11.

Электронные образовательные ресурсы

Содержание учебного материала

3

1


2


3

Игровые обучающие программы: назначение, классификация, возрастные особенности. Ресурсы сети Интернет.

Учебные программы: назначение, классификация, возрастные особенности. Ресурсы сети Интернет.

Электронные учебники и энциклопедии: назначение, классификация, возрастные особенности. Ресурсы сети Интернет.

2

Практические занятия

  1. Выбор и использование программного обеспечения для организации деятельности учителя начальной школы.
  2. Выбор и использование обучающих программ в деятельности учителя начальной школы.
  3. Использование электронных энциклопедий в деятельности учителя начальной школы.

10

Самостоятельная работа обучающихся:

  1. Выполнение индивидуального задания  по теме «Использование игровых программ на уроке».
  2. Выполнение индивидуального задания по теме «Обзор современных электронных энциклопедий»

4

Раздел 3.

Телекоммуникационные технологии

9

Тема 3.1.

Глобальная сеть Интернет. Информационные ресурсы и сервисы Интернет.

Содержание учебного материала

2

1

2

3

4

5

Основные понятия Internet: сервер, протоколы Internet.

Основные службы Internet. Всемирная паутина. Гипертекст, Web-страница.

Сайт, адреса Internet.

Средства просмотра WorldWideWeb.

Поиск информации в сети

2

Практические занятия

  1. Организация поиска информации по тематическим каталогам и ключевым словам.
  2. Использование сервисов сети Интернет в работе и для организации досуговой деятельности.

2

Тема 3.2.

Электронная почта. Работа с Web-почтой

Содержание учебного материала

1

1

2

3

4

5

Электронная почта. Общие сведения. Принципы работы.

Создание почтового ящика.

Окно Е-mail. Создание сообщения.

Адресная книга. Назначение папок.

Доставка почты. Чтение почты.

2

Практические занятия

  1. Создание почтового ящика. Работа с электронной почтой.

1

Самостоятельная работа обучающихся: реферирование по проблеме «Использование информационных ресурсов и сервисов Интернет в деятельности воспитателя»

2

Контрольная работа  «Глобальная сеть Интернет»

1

Всего:

114

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия лаборатории информатики и информационно-коммуникационных технологий.

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: посадочные места по количеству обучающихся; компьютерные столы; аудиторная доска для письма маркером с магнитной поверхностью; рабочее место преподавателя; УДМК: программы, календарно-тематические планы, поурочные планы, лекционный материал, задания для самостоятельной работы обучающихся, задания для практических занятий, требования к написанию докладов, рефератов, сообщений, рекомендации к составлению и оформлению презентаций, раздаточный материал; устройства и средства, обеспечивающие технику безопасности при работе в лаборатории.

Технические средства обучения: компьютерный класс в локальной сети, обеспечивает функционирование телекоммуникационной сети, дающей выход в Интернет, периферийное, демонстрационное оборудование, сопрягаемое с ПК (принтер, сканер, модем, проектор, веб-камера, акустические колонки, наушники, микрофон); отраслевое оборудование.

Программное обеспечение: операционная система, антивирусная программа, программа-архиватор, система оптического распознавания текстов, офисный пакет программ, программы обработки растровой и векторной графики.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы, Интернет-ресурсов

Основные источники:

Михеева Е.В., Титова О.И. Информатика. Учебник для студ. сред. проф. образования - 2-е изд.,испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 352 с.. Гриф Минобр

Михеева Е.В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности. - М.: Академия, 2008. – 198 с. Гриф Минобр

Фуфаев Э.В., Фуфаева Л.И. Пакеты прикладных программ: учебное пособие для студентов среднего профессионального образования. - М.: Академия, 2010- 352 с. Гриф Минобр

Гохберг Г.С., Зафиевский А.В., Короткин А.А. Информационные технологии: учебник для студентов среднего профессионального образования. – М.: Академия, 2009. – 208 с. Гриф Минобр

Могилев А. В. Практикум по информатике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.В.Могилев, Н.И.Пак, Е.К.Хеннер; Под ред. Е.К.Хеннера. — 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 608 с. Гриф Минобр

Могилев А.В., Пак Н.И., Хённер Е.К. Информатика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.В.Могилев, Н.И.Пак, Е.К.Хеннер; Под ред. Е.К.Хеннера. — 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 848 с. Гриф Минобр

Дополнительные источники:

Безручко В.Т. Информатика (курс лекций): учебное пособие. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2006. – 432 с.

Колмыкова Е.А., Кумскова И.А. Информатика: учебное пособие для студ. сред. проф. образования. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр  «Академия», 2006. – 416 с.

Вонсовский С.В. Современная естественно-научная картина мира. - Екатеринбург: Изд-во Гуманитарного ун-та, 2005. - 680 с.

Безручко В.Т. Информатика (курс лекций): учебное пособие. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2006. – 432 с.

Тимошок Т.В., Microsoft Access 2007. Краткое руководство.: - М.: Издательский дом «Вильямс», 2009. – 272с.

Дмитриев В.В., Дмитриев Ю.В. Векторная и растровая графика: Методические указания. - Новокузнецк: СибГИУ, 2007. - 40 с.

Интернет-ресурсы:

Википедия – свободная энциклопедия. http://ru.wikipedia.org/.

Яндекс.Словари. http://slovari.yandex.ru/.

 Журнал  "Мир ПК".  http://www.pcworld.ru/

 Журнал  "Компьютерра".  http://www.computerra.ru/

 Журнал  "Домашний ПК". http://www.dpk.com.ua/

4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, контрольных работ, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Освоенные умения:

соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ в профессиональной деятельности;

наблюдение за деятельностью студента на практических занятиях

создавать, редактировать, оформлять, сохранять, передавать информационные объекты различного типа с помощью современных информационных технологий для обеспечения образовательного процесса;

практическая работа

осуществлять отбор обучающих программ в соответствии с возрастом и уровнем психического развития обучающихся/воспитанников;

наблюдение за деятельностью студента на практических занятиях

использовать сервисы и информационные ресурсы сети Интернет в профессиональной деятельности;

практическая работа

использовать возможности СУБД для организации хранения и управления большими массивами данных;

практическая работа

Усвоенные знания:

правила техники безопасности и гигиенические требования при использовании средств ИКТ в образовательном процессе;

контрольная работа

основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи и поиска информационных объектов различного типа (текстовых, графических, числовых и т.п.) с помощью современных программных средств;

контрольная работа

возможности использования ресурсов сети Интернет для совершенствования профессиональной деятельности, профессионального и личностного развития;

контрольная работа

аппаратное и программное обеспечение ПК, применяемое в профессиональной деятельности;

контрольная работа

теоретические основы, виды и структуру баз данных.

тестирование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины " Информационные технологии в профессиональной деятельности" по специальности 040401 Социальная работа

        Рабочая программа учебной дисциплины  "Информационные технологии в профессиональной деятельности" является частью  основной...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Информационные технологии в профессиональной деятельности» для специальности 250109 «Садово-парковое и ландшафтное строительство»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Информационные технологии в профессиональной деятельности»для специальности250109 «Садово-парковое и ландшафтное строительство» технологии в профе...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ для специальности "Операционная деятельность в логистике"

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫОП.06 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИПрофессиональный цикл основной профессиональной образовательной программыпо сп...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Информационные технологии в профессиональной деятельности для специальности 140448 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования

1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫИнформационные технологии в профессиональной деятельности 1.1. Область применения типовой программыРабочая программа учебной дисциплины являетс...

Рабочая программа учебной дисциплины "Информационные технологии в профессиональной деятельности" для специальности 38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ)

Рабочая программа учебной дисциплины является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы СПО в соответствии с ФГОС по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по ...

Рабочая программа учебной дисциплины "Информационные технологии в профессиональной деятельности" для специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров

Рабочая программа учебной дисциплины является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы СПО в соответствии с ФГОС по специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества...