«Эксплуатация и модификация информационных систем».
рабочая программа по теме

Акопян Екатерина Михайловна

Рабочая программа профессионального модуля « Эксплуатация и модификация информационных систем» по специальности среднего профессионального образования для специальностей 230401 "Информационные системы" (по отраслям)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pm_01_polnostyu.doc265 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Нижегородской области

«Кулебакский металлургический колледж».

Рассмотрено и утверждено на заседании цикловой комиссии специальных дисциплин 230401 «Информационные системы» (по отраслям).

Протокол №__ от___2013г.

Председатель____________

                      Л.В. Горбунова.

Утверждено

Зам.директора по СПО

_________________________

                                Н.Б.Белова

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ 01. «Эксплуатация и модификация информационных систем».

Для направления 230401 « Информационные системы» (по отраслям).

Очная форма обучения.

2013г.


Рабочая программа профессионального модуля « Эксплуатация и модификация информационных систем» по специальности среднего профессионального образования (далее СПО)

ОДОБРЕНА

предметной

(цикловой)

Комиссией

Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности

Председатель____________                Зам.директора по СПО________________

Л.В. Горбунова                                                                           Н.Б.Белова

Автор: преподаватель Акопян Е.М.

Рецензенты:

Содержание программы реализуется в процессе освоения обучающимися основной профессиональной образовательной программы СПО в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения.


СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

СТР

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ “ЭКСПЛУАТАЦИЯ И МОДИФИКАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ»

1.1. Область применения программы

Рабочая программа профессионального модуля (далее программа) – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 230401 Информационные системы (по отраслям), в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): эксплуатация и модификация информационных систем и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

1. Собирать данные для анализа использования и функционирования информационной системы, участвовать в составлении отчетной документации, принимать участие в разработке проектной документации на модификацию информационной системы.

2. Взаимодействовать со специалистами смежного профиля при разработке методов, средств и технологий применения объектов профессиональной деятельности.

3. Производить модификацию отдельных модулей информационной системы в соответствии с рабочим заданием, документировать произведенные изменения.

4. Участвовать в экспериментальном тестировании информационной системы на этапе опытной эксплуатации, фиксировать выявленные ошибки кодирования в разрабатываемых модулях информационной системы.

5. Разрабатывать фрагменты документации по эксплуатации информационной системы.

6. Участвовать в оценке качества и экономической эффективности информационной системы.

7. Производить инсталляцию и настройку информационной системы в рамках своей компетенции, документировать результаты работ.

8. Консультировать пользователей информационной системы и разрабатывать фрагменты методики обучения пользователей информационной системы.

9. Выполнять регламенты по обновлению, техническому сопровождению и восстановлению данных информационной системы, работать с технической документацией.

10. Обеспечивать организацию доступа пользователей информационной системы в рамках своей компетенции.

Программа профессионального модуля может быть использована в основной программе подготовки специалистов в области информационных систем, а так же в дополнительном профессиональном образовании при

подготовке пользователей ПК, профессиональной подготовке и переподготовке специалистов при освоении профессии рабочего 16199 «Оператор электронно-вычислительных машин».

Уровень образования: основное общее.

1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

  • инсталляции, настройки и сопровождения одной из информационных систем;
  • выполнения регламентов по обновлению, техническому сопровождению и восстановлению данных информационной системы;
  • сохранения и восстановления базы данных информационной системы;
  • организации доступа пользователей к информационной системе в рамках компетенции конкретного пользователя;
  • обеспечения сбора данных для анализа использования и функционирования информационной системы и участия в разработке проектной и отчетной документации;
  • определения состава оборудования и программных средств разработки информационной системы;
  • использования инструментальных средств программирования информационной системы;
  • участия в экспериментальном тестировании информационной системы на этапе опытной эксплуатации и нахождения ошибок кодирования в разрабатываемых модулях информационной системы;
  • разработки фрагментов документации по эксплуатации информационной системы;
  • участия в оценке качества и экономической эффективности информационной системы;
  • модификации отдельных модулей информационной системы;
  • взаимодействия со специалистами смежного профиля при разработке методов, средств и технологий применения объектов профессиональной деятельности;

уметь:

  • осуществлять сопровождение информационной системы, настройку под конкретного пользователя, согласно технической документации;
  • поддерживать документацию в актуальном состоянии;
  • принимать решение о расширении функциональности информационной системы, о прекращении эксплуатации информационной системы или ее реинжиниринге;
  • идентифицировать технические проблемы, возникающие в процессе эксплуатации системы;
  • производить документирование на этапе сопровождения;
  • осуществлять сохранение и восстановление базы данных информационной системы;
  • составлять планы резервного копирования, определять интервал резервного копирования;
  • организовывать разноуровневый доступ пользователей информационной системы в рамках своей компетенции;
  • манипулировать данными с использованием языка запросов баз данных, определять ограничения целостности данных;
  • выделять жизненные циклы проектирования компьютерных систем;
  • использовать методы и критерии оценивания предметной области и методы определения стратегии развития бизнес-процессов рганизации;
  • строить архитектурную схему организации;
  • проводить анализ предметной области;
  • осуществлять выбор модели построения информационной системы и программных средств;
  • оформлять программную и техническую документацию, с использованием стандартов оформления программной документации;
  • применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов;
  • применять документацию систем качества;
  • применять основные правила и документы системы сертификации Российской Федерации;

  • знать:
  • основные задачи сопровождения информационной системы;
  • регламенты по обновлению и техническому сопровождению обслуживаемой информационной системы;
  • типы тестирования;
  • характеристики и атрибуты качества;
  • методы обеспечения и контроля качества;
  • терминологию и методы резервного копирования;
  • отказы системы; восстановление информации в информационной системе;
  • принципы организации разноуровневого доступа в информационных системах, политику безопасности в современных информационных системах;
  • цели автоматизации организации;
  • задачи и функции информационных систем;
  • типы организационных структур;
  • реинжиниринг бизнес-процессов;
  • основные модели построения информационных систем, их структуру, особенности и области применения;
  • особенности программных средств используемых в разработке информационных систем;
  • методы и средства проектирования информационных систем;
  • основные понятия системного анализа;
  • национальную и международную систему стандартизации и сертификации и систему обеспечения качества продукции, методы контроля качества.

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности «Эксплуатация и модификация информационных систем», в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ПК 1.1.

Собирать данные для анализа, использования и функционирования информационной системы, участвовать в составлении отчетной документации, принимать участие в разработке проектной документации на модификацию информационной системы.

ПК 1.2.

Взаимодействовать со специалистами смежного профиля при разработке методов, средств и технологий применения объектов профессиональной деятельности.

ПК 1.3.

Производить модификацию отдельных модулей информационной системы в соответствии с рабочим заданием, документировать произведенные изменения.

ПК 1.4.

Участвовать в экспериментальном тестировании информационной системы на этапе опытной эксплуатации, фиксировать выявленные ошибки кодирования в разрабатываемых модулях информационной системы.

ПК 1.5.

Разрабатывать фрагменты документации по эксплуатации информационной системы.

ПК 1.6.

Участвовать в оценке качества и экономической эффективности информационной системы.

ПК 1.7.

Производить инсталляцию и настройку информационной системы в рамках своей компетенции, документировать результаты работ.

ПК 1.8.

Консультировать пользователей информационной системы и разрабатывать фрагменты методики обучения пользователей информационной системы.

ПК 1.9.

Выполнять регламенты по обновлению, техническому сопровождению и восстановлению данных информационной системы, работать с технической документацией.

ПК 1.10.

Обеспечивать организацию доступа пользователей информационной системы в рамках своей компетенции

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6.

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7.

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9.

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10.

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).


3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

3.1. Тематический план профессионального модуля

Коды профес-

cиональ

ных компетенций

Наименования разделов профессионального модуля

Все

го часов

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося

Учебная, часы

Производственная (по профилю специальности)

Всего,

Час.

в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,

часов

в т.ч, курсовая работа (проект),

час.

Всего,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект), час.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ПК 1.6, ПК 1.7, ПК 1.8, ПК 1.9, ПК 1.10

Раздел 1. Эксплуатация и обслуживание информационной системы

186

124

24

62

216

324

ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 1.4, ПК 1.5

Раздел 2. Проектирование, разработка и модификация информационных систем

153

102

30

51

ПК 1.6, ПК 1.7, ПК 1.8, ПК 1.9, ПК 1.10

Раздел 3. Безопас-

ность управления доступом в информационных системах.

127

85

20

42

Раздел 4. Экономика отрасли.

128

85

20

43

ВСЕГО

594

252

94

198


3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) 

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел ПМ 1. Эксплуатация и обслуживание информационной системы

124

МДК 01.01 Эксплуатация информационной системы

124

Тема 1.1. Общие сведения об администрировании информационных систем

Содержание

1.

Введение.

Цели автоматизации организации. Задачи и функции информационных систем.

8

2

2.

Функции и процедуры администрирования.

Задачи администрирования. Необходимость процедур администрирования. Функции администрирования. Виды объектов администрирования.

12

2

4.

Службы администрирования.

Службы управления конфигурацией. Службы контроля характеристик, ошибочных ситуаций. Службы управления безопасностью. Службы управления общего пользования. Информационные службы. Интеллектуальные службы. Службы регистрации, сбора и обработки информации. Службы планирования и развития.

10

2

5.

Системы администрирования.

Системы администрирования. Аппаратно-программные платформы администрирования. Информационные системы администрирования. Принципы построения информационных систем администрирования. Консоль управления. Применение консоли управления  и терминальных служб для удаленного администрирования.

20

2

Тема 1.2. Администрирование ИС

Содержание

1.

Инсталляция информационных систем.

Инсталляция ИС: планирование инсталляционных работ, выбор аппаратно-программных средств, инсталляция информационной системы на примере конкретной ИС. Настройка ИС.

15

2

2.

Эксплуатация и сопровождение информационных систем.

Конфигурирование ИС. Оперативное управление и регламентные работы: методы выявления неполадок в работе ИС, оперативное управление и устранение неполадок. Управление и обслуживание технических средств: технические средства в ИС, методы тестирования технических средств, обслуживание технических средств. Восстановление данных в информационной системе.

15

2

5.

Организация пользовательской работы с системой.

Интерфейсы пользователя, наборы прав доступа. Настройка индивидуальных интерфейсов, наборов пользовательских прав. Организация пользователей. Ведение списка пользователей.

20

2

Лабораторные работы

24

1.

Определение конфигурации системы по приведенной модели.

2

2.

Установка ОС Windows. Настройка ОС Windows. Средства администрирования ОС. Применение системного монитора в операционной системе Windows. Применение сетевого монитора в операционной системе Windows. Применение политики безопасности  в ОС  Windows. Администрирование учетных записей. Администрирование дисковых массивов.

8

3.

Установка операционной системы Windows Server. Настройка операционной системы Windows Server. Применение политики безопасности  в ОС  Windows Server. Администрирование учетных записей. Администрирование дисковых массивов.

6

4.

Установка антивирусных программ. Виды установки (полная, выборочная). Индивидуальные настройки программ и подготовка их к работе.

2

5.

Создание архивов: обычный, многотомный, самораспаковывающийся, многотомный-самораспаковывающийся. Пароли для архивов.

2

6.

Использование утилит общего назначения. Стандартная проверка и дефрагментация дисков. Norton Utilites: проверка дисков и устройств, восстановление системы, работа с реестром.

4

Самостоятельная работа при изучении МДК 01.01

Самостоятельная работа включает в себя подготовку отчетов по лабораторным работам, изучение нормативно-технической документации по эксплуатации ИС.

62

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Подготовка рефератов по следующим темам:

  1. Примеры систем администрирования.
  2. Многообразие программ архиваторов.
  3. Многообразие антивирусных программ.
  4. Комплексная защита информации.

Учебная практика

Виды работ

1. Инсталляция, конфигурирование, оперативное  управление и регламентные работы  с ИС (по выбору ОУ).

216

МДК 01.02. Проектирование, разработка и модификация информационных систем.

102

Тема 2.1. Основы проектирования ИС

Содержание

1.

Модели построения информационных систем.

Основные модели построения информационных систем. Структура основных моделей ИС. Особенности различных моделей ИС и области применения.

4

2

2.

Общие подходы к организации проектирования ИС.

Каноническое проектирование ИС. Стадии канонического проектирования ИС. Исследование и обоснование создания системы. Организация обследования деятельности объекта автоматизации. Разработка концепции ИС. Эскизное и техническое проектирование.

8

2

3.

Этапы разработки ИС.

Основные стадии создания автоматизированных систем: формирование требований к автоматизированной системе, концепция автоматизированной системы, техническое задание и т. д. Содержание работ по каждой стадии создания информационной системы.

6

2

4.

Обеспечение качества проектирования информационных систем.

Модели качества разработки ИС. Сертификация процесса разработки ИС и международные стандарты. Отраслевые и корпоративные стандарты - основа обеспечения качества ИС. Методы оценки качества ИС. Планирование мероприятий по поддержке качества разработки ИС.

6

2

Содержание

Тема 2.2. Методологии и технологии проектирования ИС

1.

 Разработка проектных документов и технического проекта.

Разработка технического задания (ТЗ), структура ТЗ, разработка общих положений ТЗ. Описание назначения и целей создания (развития) системы. Характеристика объекта автоматизации. Формирование требований к системе. Разработка проектных документов. Нефункциональные требования к системе. Разработка технического проекта (ТП). Разделы ТП. Примерное содержание ТП ИС. Основные документы технического проекта и их примерное содержание.

8

2

2.

Методы и средства проектирования ИС.

Классификация методов проектирования информационных систем. Характеристика методов и их сравнительный анализ.

6

2

3.

Объектно-ориентированная методология разработки систем.

Принципы объектно-ориентированного подхода. Составные части объектно-ориентированной методологии: объектно-ориентированный анализ, объектно-ориентированное проектирование, объектно-ориентированное программирование.

8

2

4.

Инструментальные средства разработки систем.

CASE-системы как средства автоматизации разработки систем. Классификация CASE-систем. Методы спецификации в CASE-системах. Объектно-ориентированное CASE-средство Rational Rose.

8

2

5.

Верификация и аттестация информационных систем.

Верификация ИС. Аттестация ИС. Инспектирование. Тестирование. Планирование верификации и аттестации информационных систем. Особенности тестирования объектно-ориентированных систем.

4

2

6.

Организация труда при разработке АИС

Оценка необходимых ресурсов для реализации проекта. Организация труда при разработке ИС. Организационные формы управления проектированием. Процессы управления проектированием. Методы планирования и управления. Методология и технология сетевого планирования управления. Оценка и управление качеством ИС.

4

2

7.

Автоматизация управления разработкой ИС.

Технология групповой разработки ИС. Автоматизация управления групповой разработкой проектов ИС.

4

2

8.

Методы оценки эффективности разработки и внедрения ИС.

Подходы к оценке эффективности. Показателей эффективности внедрения информационной системы. Методика определения экономической эффективности ИС.

6

2

Лабораторные работы

30

1.

Составление технического задания на разработку ИС.

4

2.

Разработка фрагмента ИС.

16

3.

Тестирование и контрольный расчет программы.

4

4.

Составление руководства пользователя к программе.

6

Самостоятельная работа при изучении МДК 01.02.

Самостоятельная работа включает в себя подготовку отчетов по лабораторным работам, изучение нормативно технической документации по разработке ИС.

51

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы

  1. Типы документов для представления проектных решений
  2. Интегрированная среда разработчика
  3. Улучшение эксплуатационных характеристик разработанных проектов
  4. Эффективность и оптимизация ИС.
  5. Защита ИС.

Организация работ при коллективной разработке программных продуктов.

МДК 01.03. Безопасность управления доступом в информационных системах.

85

Тема 3.1. Основы безопасности Информационных систем

Содержание.

8

1.

Введение в информационную безопасность.

2

2

2.

Понятие информационной безопасности. Принципы ИБ.

2

2

3.

Уровни обеспечения ИБ. Основные составляющие ИБ.

2

2

4.

ИБ. Информационная война. Информационное оружие.

2

2

Тема 3.2. Защита информации в автоматизированных информационных системах

Содержание.

16

1.

Надежность информации. Уязвимость информации. Функции и задачи защиты информации.

4

2

2.

Идентификация и аутентификация.

2

2

3

Методы и системы защиты. Подтверждение подлинности пользователей, использование простого пароля.

4

2

4.

Несанкционированный доступ к информации. Источники и пути реализации несанкционированного доступа.

4

2

5.

Защита информации от несанкционированного доступа.

2

2

Тема 3.3. Управление доступом в АИС

Содержание.

14

1.

Разграничение доступа к информации в ИС.

2

2

2.

Разграничение доступа по уровням секретности, специальным спискам, матрицам полномочий, мандатам.

2

2

3.

Принципы организации разноуровневого доступа в АИС.

2

2

4.

Понятие клиента, прав доступа, объекта доступа.

2

2

5.

Обеспечение безопасности ресурсов с помощью разрешений NTFS.

2

2

6.

Управление группами. Политика безопасности учетных записей.

2

2

7.

Параметры безопасности ОС. Параметры безопасности сети Интернет.

2

2

Тема 3.4. Антивирусная защита информации

Содержание.

14

1.

Понятие компьютерного вируса. Классификация компьютерных вирусов. Способы заражения.

4

2

2.

Общие средства защиты информации. Профилактика вирусного заражения.

2

2

3.

Методы защиты. Антивирусы.

2

2

4.

Классификация антивирусного ПО.

2

2

5.

Современные пакеты антивирусных программ. Их характеристики и возможности применения.

4

2

Тема 3.5. Организационно-правовое обеспечение ИБ

Содержание.

13

1.

Законодательная база, стандарты и нормативно-методические документы РФ в области обеспечения ИБ.

4

2

2.

Зарубежные стандарты и международные соглашения в области ИБ.

2

2

3.

Международное сотрудничество в области борьбы с компьютерной преступностью.

2

2

4.

Сущность организационной защиты информации и ее место в системе комплексной защиты информации АИС.

2

2

5.

Организация работ по обеспечению ИБ.

2

2

6.

Методы и формы организационной защиты информации. Сущность организационных методов защиты информации.

1

2

Лабораторные работы.

20

1.

Планирование, создание и изменение учетных записей пользователей.

2

3

2.

Создание и администрирование групп пользователей.

2

3

3.

Планирование и установка разрешений NTFS для файлов, папок отдельным пользователям и группам.

2

3

4.

Наследование разрешений.

2

3

5.

Изменение параметров учетных записей пользователей.

2

3

6.

Настройка политики учетных записей.

2

3

7.

Настройка параметров безопасности ОС.

2

3

8.

Инсталляция и настройка антивирусной программы

2

3

9.

Работа с антивирусной программой.

2

3

10.

Составление должностной инструкции.

2

3

Самостоятельная работа при изучении МДК 01.03.

Самостоятельная работа включает в себя подготовку отчетов по лабораторным работам, изучение нормативно технической документации по безопасности ИС.

42

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы

  1. Защита информационных и физических объектов ИС
  2. Методы защиты компьютеров
  3. Безопасность в Internet
  4. Подавление побочных электромагнитных излучений
  5. Информационная безопасность государства

ВСЕГО

594

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).



4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы модуля предполагает наличие учебного кабинета программирования и баз данных; лабораторий информационных систем, инструментальных средств разработки.

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:

-рабочие места по количеству обучающихся;

-комплект учебно-методической документации;

-наглядные пособия: демонстрационные плакаты, макеты, раздаточный материал.

Технические средства обучения:

- компьютерные и телекоммуникационные: персональный компьютер, локальная сеть с выходом в Интернет;

- аудиовизуальные: мультимедиа проектор;.

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:

- рабочие места по количеству обучающихся оборудованные персональными компьютерами с необходимым программным обеспечением общего и профессионального назначения;

- принтер;

- сканер;

- проектор;

- комплект учебно-методической документации;

- наглядные пособия: раздаточный материал.

Реализация программы модуля предполагает обязательную учебную практику.

4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Гвоздева Т.В., Баллод Б.А. Проектирование информационных систем. Серия Высшее образование. М.: Феникс, 2009. – 512 с.

2. Грекул В.И., Денищенко Г.Н., Коровкина Н.Л. Управление внедрением информационных систем М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, Интернет-университет информационных технологий - ИНТУИТ.ру, 2008. – 200 с.

3. Грекул В.И., Денищенко Г.Н., Коровкина Н.Л. Проектирование информационных систем Интернет-университет информационных технологий -2-е изд. – М.: Бином. Лаборатория знаний Интуит Серия: Основы информационных технологий, 2008. – 300 с.

4. Лодон Дж., Лодон К. Управление информационными системами. Спб.: Питер, 2005. – 280 с.

5. Соловьев И.В., Майоров А.А. Проектирование информационных систем. М.: Академический проект, 2009. – 400 с.

Дополнительные источники:

1. Арлоу Дж., Нейштадт А. UML 2 и Унифицированный процесс: Практический объектно-ориентированный анализ и проектирование (пер. с англ. Шатохиной Н.). 2-е изд., М.: Символ Плюс, 2007. – 624 с.

2. Балдин К.В., Уткин В.Б. Информационные системы в экономике. - 6-е изд. – М.: «Дашков и К», 2010. - 395 с.

3. Буч Г. Коналлен Д. Максимчук Р.А. Хьюстон К. Энгл М. Янг Б. Объектно-ориентированный анализ и проектирование с примерами приложений. – 3-е изд. М.: Вильямс, 2008. – 720 с.

4. Васильев А.А. Избачков Ю.С. Петров В.Н. Телина И.С. Информационные системы/ - 30е изд. – Спб: Питер, 2011. – 544 с.

5. Васильев Р. Б., Калянов Г. Н и др. Управление развитием информационных систем. – М.: Горячая Линия-Телеком, 2009 – 350 с.

6. Голенищев Э.П., Клименко И.В. Информационное обеспечение управления. Серия Высшее образование. М.: Феникс, 2010. – 320 с.

7. Данилин А., Слюсаренко А. Архитектура и стратегия. "Инь" и "янь" информационных технологий Интернет-университет информационных технологий – ИНТУИТ.ру, 2009. – 506 с.

8. Информационные системы в экономике. Под ред. Титоренко Г.А. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2008. — 463 с.

9. Информационные системы и технологии в экономике и управлении. 3- изд.: Учебник / Под ред. проф. В.В.Трофимова. – М.: Высшее образование, 2009. – 528 с.

10. Мельников В. Защита информации в компьютерных системах. – М.: Финансы и статистика, Электроинформ, 2007.

11. Пирогов В.Ю. Информационные системы и базы данных. Организация и проектирование. Серия Учебная литература для вузов. СПб.: БХВ-Петербург, 2009. – 528 с.

12. ГОСТ 24.103-84. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Автоматизированные системы управления. Общие положения

13. ГОСТ 24.104-85 Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Автоматизированные системы управления. Общие требования

14. ГОСТ 24.202-80. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Требования к содержанию документа «Технико-экономическое обоснование»

15. ГОСТ 24.203-80 Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Требования к содержанию общесистемных документов

16. ГОСТ 24.204-80. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Требования к содержанию документа «Описание постановки задачи»

17. ГОСТ 24.205-80 Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Требования к содержанию документов по информационному обеспечению

18. ГОСТ 24.206-80 Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Требования к содержанию документов по техническому обеспечению

19. ГОСТ 24.207-80 Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Требования к содержанию документов по программному обеспечению

20. ГОСТ 24.208-80 Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Требования к содержанию документов стадии «Ввод в эксплуатацию»

21. ГОСТ 24.209-80 Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Требования к содержанию документов по организационному обеспечению

22. ГОСТ 24.210-82 Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Требования к содержанию документов по функциональной части

23. ГОСТ 24.211-82 Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Требования к содержанию документа «Описание алгоритма»

24. ГОСТ 24.301-80 Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Общие требования к выполнению текстовых документов

25. ГОСТ 24.302-80 Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Общие требования к выполнению схем

26. ГОСТ 24.304-82 Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Требования к выполнению чертежей

27. ГОСТ 24.703-85 Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Типовые проектные решения. Основные положения

28. ГОСТ 34.201-89. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Виды, комплектность и обозначение документов при создании автоматизированных систем

29. ГОСТ 34.320- 96 Информационные технологии. Система стандартов по базам данных. Концепции и терминология для концептуальной схемы и информационной базы

30. ГОСТ 34.321- 96 Информационные технологии. Система стандартов по базам данных. Эталонная модель управления данными

31. ГОСТ 34.601 – 90 Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Стадии создания.

32. ГОСТ 34.602-89. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Техническое задание на создание автоматизированной системы

33. ГОСТ 34.603-92. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Виды испытаний автоматизированных систем

34. ГОСТ 6.01.1-87. Единая система классификации и кодирования технико-экономической информации

35. Стандарт ISO/IEC 12207:1995 «Information Technology — Software Life Cycle Processes» (информационные технологии – жизненный цикл программного обеспечения), ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207-99.

36. ГОСТ Р ИСО/МЭК 15288-2005. Системная инженерия. Процессы жизненного цикла систем

37. ГОСТ Р ИСО/МЭК ТО 16326-2002. Программная инженерия. Руководство по применению ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207 при управлении проектом

38. ISO 10014. Управление качеством — Указания по получению финансовых и экономических выгод.

39. http://www.xserver.ru/computer/database/erwin/2/1.shtml- руководство по программному пакету ERWin

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса

Освоению данного модуля предшествует изучение дисциплин общего гуманитарного и социально-экономического, математического и общего естественнонаучного цикла, а так же общепрофессиональных дисциплин: «Устройство и функционирование информационной системы», «Основы алгоритмизации и программирования», «Метрология, стандартизация, сертификация и техническое документоведение».

Преподавание МДК и раздела профессионального модуля «Проектирование, разработка и модификация информационных систем»

проводится в тесной взаимосвязи с дисциплиной «Устройство и функционирование информационной системы» и профессиональным модулем «Участие в разработке информационных систем».

Освоение данного модуля имеет практическую направленность.

Учебная практика проводится по итогам изучения междисциплинарных курсов в лабораториях информационных систем, инструментальных средств разработки или на предприятии. Руководство учебной практикой осуществляется руководителем практики от учебного заведения, а так же руководителем практики от предприятия.


5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Текущий контроль проводится преподавателем в процессе обучения. Обучение по профессиональному модулю завершается итоговой аттестацией по модулю в форме квалификационного экзамена.

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

Собирать данные для анализа использования и функционирования информационной системы, участвовать в составлении отчетной документации, принимать участие в разработке проектной документации на модификацию информационной системы.

- построение архитектурной схемы организации на основе собранных и проанализированных данных по использованию и функционированию информационной системы;

- принятие и обоснование решения о расширении функциональности информационной системы, о прекращении эксплуатации информационной системы или ее реинжиниринге;

- составление, оформление и поддержание в актуальном состоянии программной и технической документации с использованием стандартов оформления программной документации;

- определение жизненного цикла проектирования компьютерных систем.

Защита отчета по лабораторному практикуму

Защита рефератов

Взаимодействовать со специалистами смежного профиля при разработке методов, средств и технологий применения объектов профессиональной деятельности.

- выполнение и документационное оформление совместного задания по разработке методов, средств и технологий применения информационных систем (в соответствии с рабочим заданием)

Защита отчета по лабораторному практикуму

Производить модификацию отдельных модулей информационной системы в соответствии с рабочим заданием, документировать произведенные изменения

- проведение анализа предметной области, выбор на его основе оптимального состава оборудования, программных средств и методов разработки информационной системы и модели построения информационной системы (в соответствии с рабочим заданием);

- усовершенствование отдельных модулей информационной системы и документальное оформление произведенных изменений.

Защита отчета по лабораторному практикуму

Участвовать в экспериментальном тестировании информационной системы на этапе опытной эксплуатации, фиксировать выявленные ошибки кодирования в разрабатываемых модулях информационной системы.

- выполнение различных типов экспериментального тестирования информационной системы на этапе опытной эксплуатации и нахождение ошибок кодирования в разрабатываемых модулях информационной системы (в соответствии с рабочим заданием).

Защита отчета по лабораторному практикуму

Разрабатывать фрагменты документации по эксплуатации информационной системы

- разработка фрагментов документации по эксплуатации информационной системы (в соответствии с рабочим заданием).

Защита отчета по лабораторному практикуму

Производить инсталляцию и настройку информационной системы в рамках своей компетенции, документировать результаты работ.

- решение ситуационных задач по инсталляции, настройке и сопровождению одной из информационных систем (в соответствии с рабочим заданием).

Защита отчета по лабораторному практикуму

Консультировать пользователей информационной системы и разрабатывать фрагменты методики обучения пользователей информационной системы.

- составление и апробирование инструкции по эксплуатации ИС;

- ролевые игры с переменой ролей, решение ситуационных задач.

Защита отчета по лабораторному практикуму

Выполнять регламенты по обновлению, техническому сопровождению и восстановлению данных информационной системы, работать с технической документацией.

- документирование, обновление, техническое сопровождение, настройка ИС под конкретного пользователя в соответствии с регламентом;

- выполнение задания по сохранению и восстановлению данных информационной системы согласно технической документации (в соответствии с рабочим заданием);

- выполнение заданий по выявлению технических проблем, возникающих в процессе эксплуатации системы;

- составление планов резервного копирования, определение интервала резервного копирования;

- манипулирование с данными с использованием языка запросов баз данных, определять ограничения целостности данных;

Защита лабораторного практикума

Обеспечивать организацию доступа пользователей информационной системы в рамках своей компетенции

- решение ситуационных задач по организации разноуровневого доступа пользователей к информационной системе (в соответствии с рабочим заданием).

Защита лабораторного практикума

Итоговая аттестация по модулю - квалификационный экзамен.

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

проявление интереса к будущей профессии через:

- повышение качества обучения по профессиональному модулю;

- участие в студенческих олимпиадах, научных конференциях;

- участие в органах студенческого самоуправления;

- участие в проектной деятельности;

Наблюдение;

результаты участия в форумах, конференциях

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

- обоснование, выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач в области информационных систем;

- оценка эффективности и качества выполнения профессиональных задач

Мониторинг и рейтинг выполнения работ на учебной практике; лабораторных работ по решению профессиональных задач по разработке и модификации информационных систем.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

- способность решения стандартных и нестандартных профессиональных задач в области информационных систем, способность нести за них ответственность;

- нахождение оптимальных решений в условиях многокритериальности процессов разработки и обслуживания информационных систем

Наблюдение и оценка на лабораторных занятиях; при выполнении работ по учебной практике.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

- получение необходимой информации через ЭУМК по дисциплинам;

- поиск необходимой информации с использованием различных источников, включая электронные.

Тестирование; подготовка рефератов, докладов, сообщений.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

- оформление результатов самостоятельной работы и проектной деятельности с использованием ИКТ.

Подготовка и защита проектов с использованием ИКТ; наблюдение за навыками работы в глобальных и локальных информационных сетях.

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством,

потребителями.

- разработка проектов в командах;

- участие во внеаудиторной деятельности по

специальности

- взаимодействие с обучающимися, преподавателями и руководителями практик в ходе обучения и практики;

- умение работать в группе;

- наличие лидерских качеств;

- участие в студенческом самоуправлении;

- участие в спортивно - и культурно-массовых мероприятиях

Защита проектов командой; наблюдение и оценка роли обучающихся в группе.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

- самостоятельный, профессионально-ориентированный выбор тематики творческих и проектных работ (курсовых, рефератов, докладов.)

- обучение на курсах дополнительной профессиональной подготовки

- организация самостоятельных занятий при изучении профессионального модуля;

- составление резюме;

Результаты защиты проектных работ и презентации творческих работ (открытые защиты творческих и

проектных работ);

контроль графика выполнения индивидуальной самостоятельной работы обучающегося.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дисциплины "Разработка и эксплуатация информационных систем"

Рабочая программа дисциплины "Разработка и эксплуатация информационных систем"...

Тест по дисциплине "Разработка и эксплуатация информационных систем"

Применяемые в учебной деятельности письменные тесты с успехом интегрирую в компьютерные тесты. Это позволяет мне более рационально использовать время урока, охватить больший объем содержания, быстро у...

ФОНДЫ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ по междисциплинарному курсу «Информационные технологии и платформы разработки информационных систем»

Под фондом оценочных средств (ФОС) понимается комплект методических и контрольных измерительных материалов, предназначенных для оценивания компетенций на разных стадиях обучения студентов, а также для...

ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗДЕЛА «ПОСТРОЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ И ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ МОДЕЛЕЙ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ» ДИСЦИПЛИНЫ «ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ СРЕДЫ MS VISIO

Информационные системы играют большую роль в деятельности современных предприятий и организаций. Важная составляющая информационных систем – это их проектирование, в процессе которого создаются ...