Информатика и информация (лекция)
методическая разработка по теме

Пронин Александр Сергеевич

Лекция по информатике и ИКТ тема: "Информатика и информация"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lektsiya_1.rar48.44 КБ

Предварительный просмотр:

Николаевский-на – Амуре филиал коренных  малочисленных народов Севера

краевого государственного бюджетного образовательного учреждения

среднего профессионального образования  

«Хабаровский государственный медицинский колледж»

ЦМК «Общеобразовательных, социально-экономических и гуманитарных дисциплин»

А.С. Пронин

«Информатика и информация»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЛЕКЦИННОГО

ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

ОДБ.07  «Информатика и ИКТ»

СПЕЦИАЛЬНОСТИ 060501.51  СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО

Николаевск-на-Амуре

-2013-


ОДОБРЕНО

ЦМК «Общеобразовательных, социально-экономических и гуманитарных дисциплин»

Протокол № ____

«___» __________ 2013г.

Председатель ЦМК ___________

                                  Н.Г. Филонова

СОГЛАСОВАНО

Учебно-методическим советом

НФ КМНС ХГМК

Протокол № ______

«___» ______________ 2013г.

Разработчик:

А.С. Пронин преподаватель информатики НФ КМНС ХГМК

Рецензенты:

________________________________________________________________ ________________________________________________________________


Содержание:

Введение4

Методические указания для преподавателя6

Лекционный материал темы12

Приложение32


ВВЕДЕНИЕ

ЦЕЛЬ СОЗДАНИЯ  МЕТОДИЧЕСКОЙ  РАЗРАБОТКИ

по теме «Информатика и информация»

по дисциплине «Информатика и ИКТ» для специальности 060101.51 «Сестринское дело».

Методическая разработка составлена в соответствии с ФГОС СПО, государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 060109.51 «Сестринское дело» на основании рабочей программы.

Методическая разработка  лекционного занятия по данной теме создана с целью оказания преподавателю методической помощи для эффективного формирования знаний,  умений у студентов и дополнения материала учебника по основным понятиям информации и информатики. Лекция сопровождается показом мультимедийной презентацией для лучшего восприятия материала студентами.


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Учебная дисциплина – ОДБ.07 «ИНФОРМАТИКА И ИКТ»

Тема: «Информатика и информация»

Вид занятия – лекционное занятие.

Тип занятия – информационно-развивающие

Количество часов на лекционное занятие – 90 минут.

Цели занятия:

Учебные:

Знать:

  • определение информации и информатики.
  • какие существуют виды информации;
  • какими свойствами обладает информация;
  • основные понятия информатики;
  • какими средствами передаться информация.

Уметь:

  • приводить примеры информации из области человеческой деятельности, живой природы и техники;
  • определять в конкретном процессе передачи информации источник и приемник;

Воспитательные:

  • воспитание информационной культуры студентов, внимательности, аккуратности; дисциплинированности, усидчивости.

Развивающие:

  1. Развивать технические способности студентов;
  2. Активировать мыслительную деятельность студентов;
  3. Развивать умение конспектировать.

Методическое обеспечение:

Средства обучения:

  • Мультимедийная  презентация «Информатика и информация»
  • Средства ТСО;
  • Методическая разработка;

Материальное оснащение:

  • ПК, проектор;
  • стулья, столы.

Место проведение занятия: лекционный кабинет

Междисциплинарные связи:

  • Математика
  • Физика
  • История

Внутридисциплинарные связи:

  • Основы информационных технологии.

Методы обучения и формы их реализации:

Методы обучения

Формы реализации метода

1.Лекционно-объяснительный

Информативная, с применением презент-ии

№        № элемента

Этап

Преподаватель

Цель

Время

Организа-ционный момент

Преподаватель обращает внимание на внешний вид студентов, готовность аудитории к занятию, отмечает отсутствующих. Называет тему занятия.

Мобилизовать внимание студентов, создать рабочую обстановку.

1

Обоснование

темы и

мотивация

Мотивация темы. Постановка цели. Формулировка задач, которые необходимо решить для достижения поставленной цели, знакомство с ходом занятия.

Создать мотив для изучения темы.

5

Изучение нового материала

Тема: «Информатика и информация». Дать понятие информатики, информации. Познакомить с свойствами информации и ее видами. Узнать средства передачи информации. Структуру предметной области информатика.

Объяснить новый материиал.

75

Рефлексия. Итог занятия

Обобщение, подведение итогов.

Ответить на вопросы студентов. Назвать следующую тему лекции.

Поблагодарить за внимание. Попрощаться.

9


ЛИТЕРАТУРА

Основная:

  1. Великович Л.С., Цветкова М.С. «Информатика и ИКТ» (учебник), Москва издательский центр «Академия»  2012г.
  2. Гришин В.Н., Панфилова Е.Е. «Информационные технологии в профессиональной деятельности» (учебник)  Москва ИД «Форум» - Инфра-М 2012г.
  3.  Федотова Е.Л «Информационные технологии в профессиональной деятельности» (учебник)     Москва ИД «Форум» - Инфра-М 2012г

Дополнительная:

  1. Свиридова М.Ю  «Информационные технологии в офисе» (учебное пособие), Москва издательский центр «Академия»  2007г.


ЛЕКЦИЯ №1 на тему
«Информатика и информация»

Основные понятия информации

Большинство ученых в наши дни отказываются от попыток дать строгое определение информации и считают, что информацию следует рассматривать как первичное, неопределимое понятие подобно множества в математике. Некоторые авторы учебников предлагают следующие определения информации:

Информация – это знания или сведения о ком-либо или о чем-либо.

Информация – это сведения, которые можно собирать, хранить, передавать, обрабатывать, использовать.

Информатика – наука об информации 
или
– это наука о структуре и свойствах информации, способах сбора, обработки и передачи информации 
или
– информатика, изучает технологию сбора, хранения и переработки информации, а компьютер основной инструмент в этой технологии.

Термин информация происходит от латинского слова informatio, что означает сведения, разъяснения, изложение. В настоящее время наука пытается найти общие свойства и закономерности, присущие многогранному понятию информация, но пока это понятие во многом остается интуитивным и получает различные смысловые наполнения в различных отраслях человеческой деятельности:

  1. в быту информацией называют любые данные, сведения, знания, которые кого-либо интересуют. Например, сообщение о каких-либо событиях, о чьей-либо деятельности и т.п.;
  2. в технике под информацией понимают сообщения, передаваемые в форме знаков или сигналов (в этом случае есть источник сообщений, получатель (приемник) сообщений, канал связи);
  3. в кибернетике под информацией понимают ту часть знаний, которая используется для ориентирования, активного действия, управления, т.е. в целях сохранения, совершенствования, развития системы;
  4. в теории информации под информацией понимают сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности, неполноты знаний.

Информация – это отражение внешнего мира с помощью знаков или сигналов.
Информационная ценность сообщения заключается в новых сведениях, которые в нем содержатся (в уменьшении незнания).

Свойства информации:

  1. полнота — свойство информации исчерпывающе (для данного потребителя) характеризовать отображаемый объект или процесс;
  2. актуальность— способность информации соответствовать нуждам потребителя в нужный момент времени;
  3. достоверность — свойство информации не иметь скрытых ошибок. Достоверная информация со временем может стать недостоверной, если устареет и перестанет отражать истинное положение дел;
  4. доступность — свойство информации, характеризующее возможность ее получения данным потребителем;
  5. релевантность — способность информации соответствовать нуждам (запросам) потребителя;
  6. защищенность — свойство, характеризующее невозможность несанкционированного использования или изменения информации;
  7. эргономичность — свойство, характеризующее удобство формы или объема информации с точки зрения данного потребителя.

Информацию следует считать особым видом ресурса, при этом имеется в виду толкование "ресурса" как запаса неких знаний материальных предметов или энергетических, структурных или каких-либо других характеристик предмета. В отличие от ресурсов, связанных с материальными предметами, информационные ресурсы являются неистощимыми и предполагают существенно иные методы воспроизведения и обновления, чем материальные ресурсы.

С этой точки зрения можно рассмотреть такие свойства информации:

  1. запоминаемость;
  2. передаваемость;
  3. воспроизводимость;
  4. преобразуемость;
  5. стираемость.

Запоминаемость — одно из самых важных свойств. Запоминаемую информацию будем называть макроскопической (имея в виду пространственные масштабы запоминающей ячейки и время запоминания). Именно с макроскопической информацией мы имеем дело в реальной практике.

Передаваемость способность информации к копированию, т.е. к тому, что она может быть “запомнена” другой макроскопической системой и при этом останется тождественной самой себе. Очевидно, что количество информации не должно возрастать при копировании.

Воспроизводимость информации тесно связана с ее передаваемостью и не является ее независимым базовым свойством. Если передаваемость означает, что не следует считать существенными пространственные отношения между частями системы, между которыми передается информация, то воспроизводимость характеризует неиссякаемость и неистощимость информации, т.е. что при копировании информация остается тождественной самой себе.

Фундаментальное свойство информации — преобразуемость. Оно означает, что информация может менять способ и форму своего существования. Копируемость есть разновидность преобразования информации, при котором ее количество не меняется. В общем случае количество информации в процессах преобразования меняется, но возрастать не может.

Свойство стираемости информации также не является независимым. Оно связано с таким преобразованием информации (передачей), при котором ее количество уменьшается и становится равным нулю.

Данных свойств информации недостаточно для формирования ее меры, так как они относятся к физическому уровню информационных процессов.

Задание: приведите примеры информации:

  • в неживой природе (например, в геологии или археологии);
  • в биологических системах (например, из жизни животных и растений);
  • в технических устройствах (например, телевидение, телеграфные сообщения);
  • в жизни общества (например, исторические сведения, реклама, средства массовой информации, общение людей).

Информация всегда связана с материальным носителем.

Носителем информации может быть:

любой материальный предмет (бумага, камень и т.д.);

волны различной природы: акустическая (звук), электромагнитная (свет,радиоволна) и т.д.;

вещество в различном состоянии: концентрация молекул в жидком растворе, температура и т.д.

Машинные носители информации: CD, DWD, BR, HDD, Flash и т.д.

Сигнал - способ передачи информации. Это физический процесс, имеющий информационное значение. Он может быть непрерывным или дискретным.

Сигнал называется дискретным, если он может принимать лишь конечное число значений в конечном числе моментов времени.

Аналоговый сигнал - сигнал, непрерывно изменяющийся по амплитуде и во времени.

Сигналы, несущие текстовую, символическую информацию, дискретны.

Аналоговые сигналы используют в телефонной связи, радиовещании, телевидении.

Кодирование и единица измерения информации

Представление информации с помощью какого-либо языка называют кодированием.

Код – набор символов для представления информации.

Кодирование – процесс представления информации в виде кода.

Знаменитый немецкий ученый Г.В. Лейбниц предложил еще в XVII веке уникальную и простую систему счисления. «Вычисление с помощью двоек…, сведение чисел к простейшим началам (0 и 1)».

Сегодня такой способ представления информации, с помощью языка содержащего два символа 0 и 1, широко используется  в технических устройствах.

Эти два символа 0 и 1 принято называть битами

Бит – наименьшая единица измерения информации и обозначается двоичным числом.

Более крупной единицей изменения объема информации принято считать 1 байт, который состоит из 8 бит.

1 байт = 8 битов.

Название

Условное обозначение

Соотношение с другими единицами

Килобит

Кбит

1 Кбит = 1024 бит = 210 бит ≈ 1000 бит

Мегабит

Мбит

1 Мбит = 1024 Кбит = 220 бит ≈ 1 000 000 бит

Гигабит

Гбит

1 Гбит = 1024 Мбит = 230 бит ≈ 1 000 000 000 бит

Килобайт

Кбайт (Кб)

1 Кбайт = 1024 байт = 210 байт ≈ 1000 байт

Мегабайт

Мбайт (Мб)

1 Мбайт = 1024 Кбайт = 220 байт ≈ 1 000 000 байт

Гигабайт

Гбайт (Гб)

1 Гбайт = 1024 Мбайт = 230 байт ≈ 1 000 000 000 байт

Говорить об информации вообще, а не применительно к какому-то ее конкретному виду беспредметно. Классифицировать ее можно:

по способу восприятия:

  • Визуальная — воспринимаемая органами зрения.
  • Аудиальная — воспринимаемая органами слуха.
  • Тактильная — воспринимаемая тактильными рецепторами.
  • Обонятельная — воспринимаемая обонятельными рецепторами.
  • Вкусовая — воспринимаемая вкусовыми рецепторами.

по форме представления:

  • Текстовая — передаваемая в виде символов, предназначенных обозначать лексемы языка.
  • Числовая — в виде цифр и знаков, обозначающих математические действия.
  • Графическая — в виде изображений, предметов, графиков.
  • Звуковая — устная или в виде записи и передачи лексем языка аудиальным путём.

по назначению:

  • Массовая — содержит тривиальные сведения и оперирует набором понятий, понятным большей части социума.
  • Специальная — содержит специфический набор понятий, при использовании происходит передача сведений, которые могут быть не понятны основной массе социума, но необходимы и понятны в рамках узкой социальной группы, где используется данная информация.
  • Секретная — передаваемая узкому кругу лиц и по закрытым (защищённым) каналам.
  • Личная (приватная) — набор сведений о какой-либо личности, определяющий социальное положение и типы социальных взаимодействий внутри популяции.).

Примеры получения информации:

1) динамик компьютера издает специфический звук, хорошо знакомый Васе, — следовательно, пришло новое сообщение по ICQ;

2) с вертолета пожарной охраны в глубине леса замечен густой дым — обнаружен новый лесной пожар;

3) всевозможные датчики, расположенные в сейсмологически неустойчивом районе, фиксируют изменение обстановки, характерное для приближающегося землетрясения.

Основные понятия информатики

Информатика – область человеческой деятельности, связанная с процессами преобразования информации с помощью компьютеров и других средств вычислительной техники.

Основные термины

  • Информационные ресурсы — различные формализованные знания (теории, идеи, изобретения), данные (в том числе документы), технологии и средства их сбора, обработки, анализа, интерпретации и применения, а также обмена между источниками и потребителями информации.
  • Информационный процесс — последовательность действий (операций) по сбору, передаче, обработке, анализу, выделению и использованию с различной целью информации (и/или её носителей) в ходе функционирования и взаимодействия материальных объектов.
  • Информационная технология - совокупность научных дисциплин, занимающихся изучением, созданием и применением методов, способов используемых для получения новой информации, сбора, обработки, анализа и т.д.
  • Информационный технологический процесс — компонент информационной технологии как практического инструмента рецептурной деятельности, часть производственного процесса, состоящая из последовательности согласованных технологических операций, связанных со сбором и обработкой <данных> как носителей информации, выделением из них необходимых сведений, новостей, знаний, их накоплением, анализом, интерпретацией и применением.


Структура предметной области информатики

Теоретическая информатика

  • Философские основы информатики
  • Теория информации. Методы измерения информации
  • Математические основы информатики
  • Информационное моделирование
  • Теория алгоритмов
  • Представление знаний и интеллектуально-информационные системы

Средства информатизации

Технические

Хранения и обработки данных

  • Персональные компьютеры
  • Рабочие станции
  • Вычислительные системы
  • Устройства ввода/вывода информации
  • Накопители (магнитные, оптические, смешанные)

Передачи данных

  • Сети ЭВМ
  • Комплексы
  • Цифровые технические средства связи
  • Телекоммуникационные системы передачи аудио, видео и мультимедийной информации

Программные

Системное ПО
и системы программирования

  • Операционные системы и среды
  • Сервисные оболочки
  • Утилиты
  • Системы и языки программирования

Реализации технологий

Универсальных

  • Текстовые и графические редакторы
  • Системы управления базами данных
  • Табличные процессоры
  • Средства моделирования объектов, процессов и систем

Профессионально-ориентированных

  • Издательские системы
  • Профессионально-ориентированные системы автоматизации расчетов
  • Системы  автоматизации проектирования, научных исследований и пр.

Информационные технологии

  • Ввода/вывода, сбора, хранения, передачи данных;
  • Подготовки текстовых и графических документов, технической документации;
  • ГИС-технологии;
  • Программирования, проектирования, моделирования, обучения, диагностики, управления

Социальная информатика

  • Информационные ресурсы общества
  • Информационное общество – закономерности и проблемы
  • Информационная культура, развитие личности
  • Информационная безопасность


Вопросы:

  1. Что несет информация для ее получателя? (сведения)
  2. Как связаны информация и сообщения? (сообщение передает инф.)
  3. «Только что вы получили новую информацию» как вы думаете, правильна ли эта фраза? (Нет)
  4. Какова связь ЭВМ и информации? (инструмент обработки инф.)
  5. В  каких единицах измеряется информация в ЭВМ? (битах, байтах)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для плакатов в кабинет информатики по теме "Графическая информация"

Плакаты содержат иформацию о растровой и векторной графике....

Разработка урока по информатике на тему: "Измерение информации"

Урок 2. Информация и её свойства. Измерение информацииЦели: освоить основные подходы к измерению информации формулу вычисления количества информации; уметь решать задачи на нахождение количества...

Тест по информатике_Кодирование информации

тест по информатике и ИКТ на тему "Кодирование инфомации"...

Конспект урока по Информатике ФГОС "Человек и информация" с элементами робототехники, Н.В.Матвеева, 3 класс

Конспект урока по информатике для 3 класса по программе Н.В. Матвеевой построен в соответствии с требованиями ФГОС. Урок содержит практическую работу по изучению работы датчиков Lego WeDo....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА бинарного урока по предметам ИНФОРМАТИКА/ЛИТЕРАТУРА На тему: Поиск информации в сети Интернет и художественный анализ текста драмы А.Н. Островского «ГРОЗА»

Тема урока: Поиск информации в сети Интернет и художественный анализ текста драмы А.Н. Островского «ГРОЗА»Цели урока литературы:ü Учебная - закрепить и обобщить материал по драме  А.Н. Островског...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА По дисциплине ОУД.07 «Информатика» программы подготовки квалицированных рабочих и служащих По профессии: 09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации

Адаптированная программа учебной дисциплины «Информатика» предназначена для изучения информатики в учреждениях начального и среднего профессионального образования по профессии «Мастер по обработке циф...

Курс лекций, практических работ и вопросов по дисциплине "Основы теории информации" для специальности 230701 Прикладная информатика (по отраслям)

1.1. Область применения  рабочей программыРабочая программа учебной дисциплины «Основы теории информации»  является частью  основной профессиональной образовательной программы...