Методические рекомендации по оформлению рефератов
учебно-методическое пособие на тему

Воротников Евгений Александрович

Методичка содержит указания по оформлению и  реферативных работ, выборе темы реферата и составление рабочего плана, особенности защиты и проверки рефератов по учебной практике (Оператор ЭВМ). Также имеет темы рефератов. Методические указанию могут использоваться, как пособие для преподавателей, ведущих информатику и информационные технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРОМЫШЛЕННО-ГУМАНИТАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

Методические рекомендации по оформлению рефератов

по учебной практике

основной профессиональной образовательной программы (ОПОП)

по специальности СПО

09.02.02 «Компьютерные системы и комплексы»

углубленной подготовки

Воронеж 2014 год


СОДЕРЖАНИЕ

1. Общие методические указания к написанию реферативной работы        

2. Выбор темы реферата и составление рабочего плана        

3. Требования к оформлению текста        

4. Обязательные структурные элементы реферата:        

5. Библиографическое оформление списка литературы        

6. Проверка реферата        

7. Особенности защиты реферата        

8. Темы рефератов        

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ        

ПРИЛОЖЕНИЕ 1        

ПРИЛОЖЕНИЕ 2        


1. Общие методические указания к написанию реферативной работы

Одной из форм подготовки к сдаче зачета или экзамена является написание реферата, в котором студент излагает результаты самостоятельного исследования одной из проблем. Работа над рефератом помогает научиться литературному поиску, подойти к научному исследованию проблемы, анализу научной информации, овладеть навыками обобщения фактического материала. В учебном процессе реферат является частью внеаудиторной работы по выбранной студентом теме.

Цель выполнения реферативной работы - самостоятельное глубокое изучение и анализ конкретных вопросов, получение навыков библиографического поиска, аналитической работы с литературой, письменного оформления текста. Реферат - это самостоятельное творческое исследование студентом определенной темы, он должен быть целостным и законченным, творческой научной работой. Автор реферата должен показать умение разбираться в проблеме, систематизировать научные знания, применять теоретические знания на практике.

Реферат выполняется самостоятельно, плагиат недопустим. Мысли других авторов, цитаты, изложение учебных и методических материалов должны иметь ссылки на источник.

Реферат   – это краткое изложение в письменной форме содержания прочитанных книг и документов; сообщение об итогах изучения научного вопроса; доклад на определенную тему, освещающий ее вопросы на основе литературных и других источников. Целью написания реферата является  углубление знаний  по конкретной проблеме, получение  навыков работы с научной и научно-популярной литературой.

        В процессе работы над проблемой необходимо:

  • вычленить проблему;
  • самостоятельно изучить проблему на основе первоисточников;
  • дать обзор использованной литературы;
  • последовательно и доказательно изложить материал;
  • правильно оформить ссылки на источники.

2. Выбор темы реферата и составление рабочего плана

Выбор темы реферата, как правило, осуществляется из предложенного кафедрой списка под руководством ведущего дисциплину преподавателя. Студент может также предложить тему, аргументировав свой выбор. Из чего нужно исходить, выбирая тему? Каждый студент исходит, разумеется, из своих учебных, исследовательских и практических интересов. Очевидно, что более продуктивной будет работа, выполненная с удовольствием, дающая удовлетворение, позволяющая человеку проверить, на что он способен.

Выбирая тему, нужно исходить также из реальных возможностей студента собрать необходимый материал: библиографический, документальный, исследовательский, При выборе темы нужно учитывать и перспективу использования материалов реферата для дальнейшего развития и углубления темы в последующей научно-исследовательской работе. Наконец, тема должна быть актуальной, иметь теоретическое или практическое значение, содержать проблему. Кроме того, преподаватель сам может предложить студенту специальную тему, необходимую ему при проведении того или иного учебного занятия. После выбора темы составляется рабочий план, в котором определяется основная цель исследования, обозначается круг вопросов, входящих в данную тему, намечаются направления, порядок работы над рефератом и устанавливаются сроки его выполнения. Это происходит в ходе консультаций с ведущим преподавателем.  Если обобщить требования, предъявляемые к плану реферата, они сводятся к тому, что:

• план должен содержать вопросы, необходимые для полного раскрытия темы;

• план должен содержать последовательное, взаимосвязанное, логичное раскрытие избранной темы;

• в плане не должно быть вопросов, ответы на которые частично содержатся в предыдущих или последующих разделах работы. План реферата, разработанный студентом, рекомендуется обсудить с преподавателем для того, чтобы убедиться в правильности последующей работы.

В студенческой практике сложились два подхода к процедуре составления плана.

Первый подход состоит в том, что студент, продумав тему, определяет круг вопросов, которые, по его мнению, позволяют всесторонне и глубоко ее раскрыть. При дальнейшей работе с различными источниками он отбирает только тот материал, который соответствует жесткой схеме составленного им плана. Все остальное отсекается.

Второй подход состоит в том, что составлению плана предшествует поиск и изучение источников. Черновые наброски плана при втором подходе не являются жесткой неизменной схемой. Работая с источниками, студент находит много интересной информации, о существовании которой он раньше и не подозревал. Это позволяет ему по-иному взглянуть на тему, заново подумать над ней. План, составленный после такой предварительной работы, будет более точным, а реферат - более содержательным и информационно насыщенным. Очевидно, что более эффективным является второй подход к составлению плана реферата.


3. Требования к оформлению текста

Объем работы - не более 15-20 страниц печатного текста. Реферат представляется на одной стороне бумаги формата А4 размером 210x297 мм в одном цвете. Параметры страницы: межстрочный интервал - полуторный. Заголовки разделов, глав, параграфов должны отделяться от текста интервалами. Заголовок раздела - шрифт Times New Roman 14 ПРОПИСНЫМИ буквами. Выравнивание текста – по ширине. Обязательно соблюдение красной строки в начале абзаца. Поля: левое — 30 мм, правое — 15 мм, верхнее - 20 мм, нижнее — 25 мм.

Все страницы работы, включая список использованной литературы, оглавление и приложение (если имеется) нумеруются по порядку от титульного листа до последней страницы. На титульном листе не проставляется номер страницы, на следующей странице (оглавление) ставится номер 2 и т.д. по порядку арабскими цифрами в нижней части листа по центру. Оформление титульного листа реферата- в приложении 1.

В оглавлении введению и заключению не присваивается порядковый номер. Нумеруются лишь главы и параграфы основной части работы.

Оформление таблиц:

  • Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Название таблицы, при его наличии, должно отражать ее содержание, быть точным, кратким. Название таблицы следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире.
  • При переносе части таблицы название помещают только над первой частью таблицы, нижнюю горизонтальную черту, ограничивающую таблицу, не проводят.
  • Таблицу следует располагать в отчете непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице.
  • На все таблицы должны быть ссылки в реферате. При ссылке следует писать слово «таблица» с указанием ее номера.

Оформление иллюстраций:

  • Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, компьютерные распечатки, диаграммы, фотоснимки) следует располагать непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице.
  • Иллюстрации могут быть в компьютерном исполнении, в том числе и цветные.
  • На все иллюстрации должны быть даны ссылки в реферате.
  • Иллюстрации, за исключением иллюстрации приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией.
  • Если рисунок один, то он обозначается «Рисунок 1». Слово «рисунок» и его наименование располагают посередине строки.
  • Допускается нумеровать иллюстрации в пределах раздела. В этом случае номер иллюстрации состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой. Например, Рисунок 1.1.
  • Иллюстрации, при необходимости, могут иметь наименование и пояснительные данные (подрисуночный текст). Слово «Рисунок» и наименование помещают после пояснительных данных и располагают следующим образом: Рисунок 1 — Схема карты сайта.
  • Иллюстрации каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения. Например, Рисунок А.3.
  • При ссылках на иллюстрации следует писать «... в соответствии с рисунком 2» при сквозной нумерации и «... в соответствии с рисунком 1.2» при нумерации в пределах раздела.

Реферативная работа должна быть скреплена или прошнурована.

На титульном листе  указывается название работы, ФИО студента и группа, ФИО преподавателя проверяющего и оценивающего реферат, наименование кафедры и учебного заведения. Тема рефератов раздаются преподавателем.

 Название работы оформляется следующим образом:

Реферат  на тему: «……»

Текст реферата печатается на одной стороне страницы; сноски и примечания печатаются на той же странице, к которой они относятся (через 1 интервал, более мелким шрифтом, чем текст). Основной текст должен сопровождаться иллюстративным материалом (рисунки, фотографии, диаграммы, схемы, таблицы, программы). Если в основной части содержатся цитаты или ссылки на высказывания, необходимо указать номер источника по списку, приведенному в конце реферата, и страницу в квадратных скобках в конце цитаты или ссылки.

Реферат излагается доступным научным (научно-популярным) языком в относительно сжатой форме с использованием облегченных синтаксических конструкций. Такие конструкции могут стать своеобразным планом реферативной статьи: “ В рассматриваемой статье ставится ряд вопросов …Автор подчеркивает, что …  Более подробно рассмотрена проблема…  Анализируются разные точки зрения … В заключение необходимо отметить что …” и т.д.


4. Обязательные структурные элементы реферата:

  1. Введение, в котором описывается актуальность проблемы, определяются   цели и задача реферата; объем введения – 1 - 2 страницы.
  2. Содержание.
  3. Текст реферата  должен содержать:
  • обоснование выбранной темы;
  • содержание, выбранное из разных научных источников;
  • изложение собственной точки зрения на проблему;
  • выводы и предложения;

4.  В заключении подводятся итоги исследования, обобщаются полученные результаты, делаются выводы по реферативной работе, рекомендации по применению результатов; объем заключения – 1 - 2 страницы.

  1. Список литературы.

5.   Библиографическое оформление списка литературы

Реферат завершается списком использованной литературы, который не ограничивается количеством источников (но не менее 10) и служит показателем изученности темы автором.

Перечень литературы приводится в алфавитном порядке в соответствии с требованиями оформления:

  • Специальная литература (книги и статьи в алфавитном порядке) -
    в указанной ниже последовательности.
  • Книги:

  1. Фамилия и инициалы автора (авторов, не более трех);
  2. Заглавие (без кавычек);
  3. Место издания (с сокращением приводят лишь слова Москва,
    Ленинград, Санкт-Петербург - М., Л., СПб.);
  4. Издательство (без кавычек);
  5. Год издания.

6.        Страницы.
Пример:

Вернадский В.И. Биосфера. М.: Мысль, 1967. — 365 с.

•        Книги, в которых не указан автор, книги четырех и более
авторов описываются под заглавием.

Пример:

Закон Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды». - М.: Республика, 1992.

•        Газеты и журналы:

  1. Фамилия и инициалы автора;
  2. Название статьи;
  3. Название газеты или журнала;
  4. Год;
  5. Номер.

Пример:

Белоусов В.Н. Экологически безопасная градостроительная политика // Экология и жизнь. - 1998. - №1-4. - С. 76-82.

•    Нормативные акты.

  1. Полное название акта;
  2. Дата его принятия;
  3. Номер;
  4. Официальный источник.
    Пример:

Федеральный закон от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях» // Собрание законодательства Российской Федерации. -1995.-№21.

•  Электронные ресурсы

Пример:

Авилова Л.И. Развитие металлопроизводства в эпоху раннего металла (энеолит – поздний бронзовый век): состояние проблемы и перспективы исследований [Электронный ресурс] // Вестн. РФФИ.- 1997. - №2. – Режим доступа: URL:http://www.rfbr.ru/pics/22394ref/file.pdf (дата обращения: 19.09.2007).


6. Проверка реферата

Реферат сдается преподавателю в отпечатанном виде и на электронном носителе. По усмотрению преподавателя реферат может представляться на обсуждение в группе во время семинара или консультации. После вопросов преподавателя и студентов по содержанию работы, реферат оценивается по результатам защиты и совокупности всех ее достоинств и недостатков. Для получения высокой оценки за выполненный реферат студенту необходимо:

  • писать творчески, самостоятельно.
  • анализировать различные точки зрения по вопросу, выработать собственный подход;
  • глубоко проработать тему, используя разнообразную литературу;
  • обосновывать выводы;
  • грамотно писать и оформлять реферат, не допускать орфографических, синтаксических и стилистических ошибок;
  • во время обсуждения показывать знание исследованной темы,
    уверенно отвечать на поставленные вопросы.

При выставлении оценки за реферат  учитываются следующие компоненты:

  • содержательная часть (глубина проработки проблемы, структура работы, объем проанализированных источников и т.п.);
  • оформление (соответствие стандарту, эстетика оформления, наличие иллюстративного материала и т.п.);
  • защита реферата (ориентация в тексте реферата, ответы на вопросы и т.п.).


7. Особенности защиты реферата

 Учитывая возросшие информационные и технические ресурсы учебного процесса, изменились и возросли требования к подготовке, оформлению и защите реферата. Помимо правильного оформления работы необходимо кратко и свободно в пределах минут излагать ее содержание, не читая текст. Поэтому сегодня защита реферата представляет собой устное выступление с изложением основных задач и проблем темы, с раскрытием основных пунктов плана и выводов по проделанной работе. Преподаватель в ходе выступления

может задавать дополнительные и уточняющие вопросы, ответы на которые позволяют сделать вывод о степени усвоения материала. Для активизации обсуждения, разворачивания дискуссии по теме, преподаватель может также назначить оппонентов или рецензентов из числа студентов, которые заранее знакомятся с работой и свои замечания или вопросы высказывают на занятии. Защита реферата может осуществляться как на семинарском занятии, научной студенческой конференции в виде доклада, так и на зачете или экзамене в качестве одного из вопросов, а также на индивидуальной консультации с преподавателем в форме собеседования. Устный доклад существенно выиграет, если основные его положения будут сопровождаться компьютерной презентацией.  Так как публичное выступление - весьма непростое дело даже для подготовленного человека, рекомендуется написать текст вашей речи, как это обычно делается при защите дипломных работ. В связи с этим ниже приводятся практические рекомендации по его написанию.  

  • В начале речи коротко остановитесь на том, что послужило толчком к данному выступлению.
  • Текст делите на простые предложения, что очень облегчит для вас чтение при заучивании, а для аудитории - восприятие в процессе защиты.
  • Избегайте использования в тексте малознакомых аудитории слов. Пусть содержание чуть проиграет в оригинальности, но зато вы сможете быть уверены в том, что вас поймут однозначно.
  • Найдите золотую пропорцию между размерами частей текста.
  • Не злоупотребляйте цифрами: их должно быть ровно столько, сколько требуется для объективного взгляда на ситуацию. Кроме того, обилие цифр может запутать не только слушателей, но и выступающего.
  • Подберите цитаты, шутки. Подумайте, какие могут возникнуть к вам вопросы по ходу защиты - отвечать на них сходу всегда трудно.
  • Еще раз вникните в содержание предлагаемой для освещения темы и составьте в голове самый общий порядок изложения материала вашего выступления. Проверьте наличие логических связок между всеми его частями.
  • Заучивание и предварительное проговаривание текста завершает процесс подготовки выступления. Труднопроизносимые слова повторите несколько раз. Отметьте в тексте места, в которых вам будет необходимо изменить интонацию. Сделайте хронометраж выступления – время предварительного чтения текста должно совпадать с тем, которое вам отведено для произнесения речи на защите реферата (от до минут).
  • Из специальных ораторских приемов можно посоветовать следующее:
  • говорите достаточно громко и отчетливо - этим вы привлечете внимание и облегчите процесс слушания.
  • Не забудьте и о роли глаз – используйте их для того, чтобы войти в контакт с аудиторией.
  • Смотрите своим слушателям прямо в глаза, переводя взгляд с одного лица на другое, обычно это вызывает чувство, будто вы обращаетесь персонально к каждому из присутствующих, и побуждает их также не спускать с вас глаз.

8. Темы рефератов

  1. Сравнение процессоров Intel i3, i5 и i7.
  2. Сравнение видеокарт geforce и radeon
  3. Сравнение жк и плазменных мониторов.  
  4. Сравнение оперативной памяти DDR3 SDRAM и DDR4 SDRAM.
  5. Сравнение операционных систем mac и windows
  6. Сравнение HDD и SSD.
  7. Сравнение операционных систем Windows и Linux.
  8. Сравнение материнских плат asus и gigabyte.
  9. Сравнение bios и uefi.
  10. Сравнение звуковых карт usb и pci.
  11. Сравнение процессоров Intel и Amd.
  12. Сравнение лазерных и оптических манипуляторов.
  13. Сравнение лазерных и струйных принтеров.
  14. Сравнение проводных и беспроводных клавиатур.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Басаков М.И. От реферата до дипломной работы. Рекомендации
    студентам по оформлению текста: Учеб. пособие - Ростов н/Д.: Феникс, 2001.-64 с.
  2. Грамотно оформляй самостоятельно текст. - Владивосток: Изд-во
    ВГУЭС, 2002. - 36 с.
  3. Сафонов А.А. Основы научных исследований: Учеб. пособие. -
    Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2000. - 168 с.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Образец титульного листа

Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области

Государственное образовательное бюджетное учреждение среднего профессионального образования Воронежской области

«Воронежский государственный промышленно- гуманитарный колледж»

(ГОБУ СПО ВО «ВГПГК»)

Кафедра “Вычислительной техники”

    Реферат на тему «      »

  Выполнил: …………….………

Студент группы:……………...

Проверил:……………….……

Преподаватель кафедры ВТ

ВОРОНЕЖ - 2014

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Образец краткого содержания реферата

СОДЕРЖАНИЕ

Введение        ……………………………3

Глава 1.        ……………………………5

Глава 2.        ……………………………9

Глава 3.        ……………………………12

Глава 4.        ……………………………18

Заключение        …………………………….25

Список использованной литературы        …………………………….26


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по выполнению реферата

Методические рекомендации по выполнению внеурочной самостоятельной работы для студентов «Методические рекомендации по выполнению реферата»Данные методические рекомендации предназначены для ...

Методические рекомендации по выполнению реферата

Методические рекомендации по выполнению внеурочной самостоятельной работы для студентов «Методические рекомендации по выполнению реферата»Данные методические рекомендации предназначены для ...

Методические рекомендации по выполнению реферата

Методические рекомендации по выполнению внеурочной самостоятельной работы для студентов «Методические рекомендации по выполнению реферата»Данные методические рекомендации предназначены для ...

Методические рекомендации по оформлению и написанию реферата для обучающихся

Данные методические рекомендации могут быть полезны как  для обучающихся различных учебных заведений , так и для педагогических работников....

Методические рекомендации по написанию реферата

Методические рекомендации  составлены в помощь студентам, рекомендованы для занятий по дисциплинам психолого-педагогического цикла...

Методические рекомендации по выполнению реферата по дисциплине "Информатика"

  Методические рекомендации по выполнению реферата по дисциплине «Информатика» для всех специальностей 1курса. -       специальность 09.02.05. Прикл...

Методические рекомендации к оформлению реферата по дисциплине: «Теоретические основы химической технологии»

Методические рекомендации к оформлению реферата по дисциплине: «Теоретические основы химической технологии»...