урок по информатике в 7 классе "Наглядное представление процессов изменения величин"
план-конспект урока на тему

Третьякова Елена Петровна

Сформировать у учащихся представление о назначении графиков и диаграмм.

Задачи урока:

  • Образовательные:
    • обеспечить в ходе урока повторение основных терминов и понятий темы “Электронные таблицы”;
    • научиться строить диаграммы для наглядного представления о соотношении величин в электронных таблицах с помощью приложения Мастер диаграмм;
    • развивать умения анализировать и преобразовывать информацию, увязывая новое (на стадии осмысления) с уже имеющимися знаниями, представлениями.
  • Развивающие:
  • развивать познавательный интерес, логического мышления, памяти, внимательности, умения работать с формулами, строить диаграммы.
  • воспитывать чувство патриотизма;
  • формировать способность к самостоятельной работе, самоконтролю и правильной организации рабочего времени;
    повышать интерес к занятиям информатикой.
  • Воспитательные:

Скачать:


Предварительный просмотр:

Графики и диаграммы.

 Наглядное представление процессов изменения величин.

Цель урока: сформировать у учащихся представление о назначении графиков и диаграмм.

 Задачи урока: 

  • Образовательные:
  • обеспечить в ходе урока повторение основных терминов и понятий темы “Электронные таблицы”;
  • научиться строить диаграммы для наглядного представления о соотношении величин в электронных таблицах с помощью приложения Мастер диаграмм;
  • развивать умения анализировать и преобразовывать информацию, увязывая новое (на стадии осмысления) с уже имеющимися знаниями, представлениями.
  • Развивающие:
  • развивать познавательный интерес, логического мышления, памяти, внимательности, умения работать с формулами, строить диаграммы.
  • Воспитательные:
  • воспитывать чувство патриотизма;
  • формировать способность к самостоятельной работе, самоконтролю и правильной организации рабочего времени;
    повышать интерес к занятиям информатикой.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют, приобретут, закрепят ученики в ходе урока: 

  • приобретут знания о графическом режиме работы табличного процессора (мастере диаграмм) и его свойствах;
  • приобретут знания  в области использования различных типов диаграмм для наглядного представления числовых данных ;
  • актуализируют знания в области работы с электронными таблицами;
  • разовьют способность к рефлексии, диагностике и самодиагностике.

Необходимое оборудование и материалы: компьютерный класс, мультимедиа проектор, презентация «Создание диаграмм в табличном процессоре Excel»,  методический материал «Построение круговой и столбчатой диаграмм» (документ Word) .

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент (1 слайд)

Здравствуйте, садитесь. Сегодня на уроке нам будет помогать и задавать вопросы Незнайка.

2. Сообщение темы и цели урока

Ребята, скажите, какой редактор мы с вами начали изучать на прошлом уроке? (табличный  редактор салк, ехсел)

Ребята, скажите, большой объем однотипной информации в какой форме можно представить? ( таблицы)  А ещё как? (графиком)  Информация представленная в виде таблицы лучше воспринимается в виде диаграммы

Сформулируйте тему и цель нашего урока

Слайд 2 – Цель нашего урока – научиться строить графики и диаграммы.

Запишем тему урока:  Наглядное представление процессов изменения величин.

Слайд 3

 Актуализация знаний и фронтальный опрос Незнайка нас приглашает на страничку истории.

Ребята, какой великий праздник будет отмечать наша страна 9 мая? Правильно, 9 мая 2015года наша страна будет отмечать 70-летие Победы над фашистской Германией.

Каждому жителю России дорога памятная дата  8 апреля,  день разгрома Советской Армией гитлеровских войск под Крымом.

Слайд4 

Ученик.  Крым отмечает 70-ю годовщину Крымской наступательной операции советских войск, в результате которой полуостров был освобождён от фашистских захватчиков. Во время войны от рук фашистов погибли десятки тысяч мирных жителей Крыма, с лица земли были стёрты больше сотни городов и деревень и практически полностью разрушены Керчь, Севастополь и другие города.

С 8 апреля по 12 мая 1944 года советские войска разгромили захватчиков – потери немцев превысили сто тысяч человек. После этого СССР вернул контроль над стратегически важным регионом.

В Евпатории на территории мемориала «Красная горка», в месте массовых расстрелов мирного населения и моряков-десантников установлена скульптурная композиция»Родина мать»

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\Открытый урок 7 класс\Родина мать1.jpgК памятнику принято возлагать цветы.

Сейчас мы с вами соберём цветы. С необычного поля. Чтобы сорвать цветок нужно правильно назвать адрес ячейки, на обратной стороне вопрос на него ответить.

 

Вопросы

Ответ

1

Как называется документ, созданный в электронных таблицах?

Книга

2

Что является основным элементом электронной таблицы?

Ячейка

3

Что не может включать в себя формула в электронных таблицах?

Текст 

4

Из чего состоит рабочая книга  

Рабочих листов

5

Как обозначаются строки

Цифрами

6

Как обозначаются столбцы

Латинскими буквами

7

Какое количество строк

65 536

8

Какое количество столбцов

256

9

Расположенные подряд ячейки в строке, столбце или прямоугольнике образуют

Диапазон

Почтим память погибших в годы ВОВ минутой молчания.

На этом наша историческая страничка закончилась, Незнайка приглашает нас на следующую страницу

Слайд 5

– Итак, что мы с вами знаем и умеем создавать редактировать табличный документ, выполнять вычисления по формулам.

 Практически во всех современных табличных процессорах имеются встроенные средства деловой графики, т.е. существует графический режим работы табличного процессора. В графическом режиме можно строить диаграммы различных типов, что придает наглядность числовым зависимостям. Мы сегодня и должны научиться строить различные диаграммы.  

4. Объяснение нового материала

Что такое диаграмма? (ответы) Давайте запишем в тетрадь.

Слайд 6

Диаграмма – это средство наглядного графического изображения информации, предназначенное для сравнения нескольких величин или нескольких значений одной величины.

Слайд7

Большинство диаграмм строятся в прямоугольной системе координат. По горизонтальной оси X откладываются значения независимой переменной (аргумента), а по вертикальной оси Y – значения зависимой переменной (функции). При графической обработке числовой информации с помощью табличного процессора следует указать диапазон, по которому будет строиться диаграмма.

Запишем в тетрадь построение диаграмм.

Слайд 8

 Выделите диапазон значений, которые предполагается изобразить на диаграмме и щелкните на кнопке http://festival.1september.ru/articles/585303/img5.gifМастер диаграмм 

или выберите команду из меню Вставка- Диаграмма. 

Слайд 9 Появится окно мастера диаграмм.  В нем необходимо выбрать тип диаграммы. Мы сегодня рассмотрим диаграммы двух типов – круговые и столбчатые. На самом деле типов диаграмм гораздо больше, но эти – самые распространенные. Вначале построим круговую диаграмму. Круговая диаграмма служит для сравнения нескольких величин в одной точке, особенно полезна, если величины в сумме составляют нечто целое (100%).

Пример 1. (Слайд 10 ).   Незнайка собирается в школу. Он взял с собой. Ручку 2 синюю и черную, карандашей 1, тетрадей 5 штук. Построим круговую диаграмму, показывающую, Сколько учебных принадлежностей взял с собой незнайка.

Выделим блок клеток А2:В4, содержащий данные для графической обработки. Данные располагаются в столбцах. Первый столбец А2:А4 выделенного блока является столбцом названий секторов, на которые будет разбиваться круг; второй столбец В2:В4 выделенного блока содержит числовые данные диаграммы. На первом шаге выберем тип диаграммы – круговая.

Слайд 11

http://festival.1september.ru/articles/585303/img9.jpg

Введём заголовок диаграммы «Незнайка Собирается в школу» и поставим галочку рядом с пунктом значения на вкладке <Подписи данных>.

http://festival.1september.ru/articles/585303/img11.jpghttp://festival.1september.ru/articles/585303/img13.jpg

Наш мастер диаграмм содержимое первого столбца диапазона включил в легенду. Если бы Вы выбрали другой тип диаграммы, мастер предложил бы Вам другие решения. Если Вы не согласны с мастером, Вы можете внести свои поправки на этом шаге. Хорошая диаграмма – это диаграмма, при просмотре которой не возникает вопрос: «А что бы это значило?». Для этого ее надо снабдить достаточным количеством понятных подписей.

Слайд12  На следующем  шаге отметим, что диаграмма будет располагаться на имеющемся листе и нажмём «Готово». Круговая диаграмма будет выглядеть следующим образом:

Построение столбчатой диаграммы (гистограммы) слайд 13

Пример 2. ( Слайд  14).  Оценки незнайки за неделю, количество оценок в день:

Можно ли построить для  данного примера круговую диаграмму?  Учащиеся отвечают: «Да». Давайте посмотрим, как она будет выглядеть.

Большое количество секторов затрудняет восприятие информации по круговой диаграмме. Поэтому

 круговая диаграмма, как правило, не применяется для более чем пяти значений данных.

Построим столбчатую диаграмму, на которой высота столбиков будет определять количество полученных оценок, Незнайкой за день.

Выделим блок клеток А2:F3. Данные располагаются в строках. Первая строка A2:F2 выделенного блока является строкой X-координат (опорные точки в нашем случае будут соответствовать дням недели); вторая строка A3:F3 выделенного блока содержит Y-координаты (высоты столбиков) диаграммы. Укажите заголовок диаграммы: «Оценки Незнайки за неделю» на третьем шаге. Столбчатая диаграмма будет выглядеть следующим образом:

Визуализация многорядных данных

Пример 3. (Слайд  15).   Теперь рассмотрим успеваемость по предметам в течении недели. Его успехи в учебе  отражены в следующей таблице:

В отличие от предыдущих случаев здесь мы имеем дело с многорядными данными. Можно ли построить для  данного примера круговую диаграмму?  В этом случае круговую диаграмму нельзя использовать в принципе!

Построим столбчатую диаграмму, на которой будут отображены данные сразу о всех предметах. Высота столбца будет символизировать оценку. У нас будет 6 опорных точек – по одной для каждого дня недели. Разница с предыдущей диаграммой будет в том, что теперь в каждой опорной точке будут стоять не один столбик, а четыре – по одному для каждый предмет. Все столбики одного предмета будут закрашены одинаково. Выделим блок клеток А2:G6, содержащий данные для графической обработки. Данные располагаются в строках. Первая строка выделенного блока является строкой Х-координат (опорные точки); следующие три строки выделенного блока содержат Y-координаты (высоты столбиков) диаграммы. Указать заголовок диаграммы: «Успеваемость за неделю». Столбчатая диаграмма будет выглядеть следующим образом:

Физминутка  слайд16

Раз - подняться, потянуться, (Потянулись.)
Два - согнуться, разогнуться, (Прогнули спинки, руки на поясе.)
Три - в ладоши три хлопка, (Хлопки в ладоши.)
Головою три кивка. (Движения головой.)
На четыре - руки шире, (Руки в стороны.)
Пять - руками помахать, (Махи руками.)
Шесть — на место сесть опять. (Присели.)

 Проверка и оценивание слайд 17

Техника безопасности за ПК 

А теперь предлагаю Вам  самостоятельно построить эти диаграммы, создав соответствующие таблицы. Практическую  работу учащиеся выполняют на компьютерах, используя технологическую карту (Приложение 2).

1 группа за ПК

Вторая группа выполняет тесты 

Тест «Электронные таблицы Microsoft Excel.» (Приложение 3) выполняется каждым учащимся индивидуально.

Для тех кто выполнит задание ДОПОЛНИТЕЛЬНО выписать из учебника со стр 92 типы диаграмм и их назначение

График- линия, дающая наглядное представление о характере изменения одной величины.

Круговая -диаграмма служит для сравнения нескольких величин в одной точке.

Столбчатая диаграмма – позволяет сравнивать несколько величин в нескольких точках.

Ярусная диаграмма- позволяет сравнивать суммы нескольких величин в нескольких точках.

Областная диаграмма- позволяет одновременно проследить за изменением суммы нескольких величин в нескольких точках и при этом показать вклад каждой величины.

Рефлексия

Что нового узнали на уроке

Что научились строить? Какие типы диаграмм распространенные.

У вас на парте лежат смайлики выберите,  тот который отражает ваше настроение на уроке.

При подведении итогов и выставлении оценок учитывается активность ребенка, правильность рассуждений, умение сравнивать, находить ошибки в собственной работе и исправлять их.

8. Домашнее задание:  

Используемая литература:

  1. Основная – Босова Л.Л. Информатика. Учебник для 7 классов – БИНОМ.: Лаборатория Базовых Знаний, 2009.
  2. Дополнительная – учебник – Семакин И. и др. Информатика. Базовый курс. 7-9 классы. М. Лаборатория Базовых Знаний, 2001.
  3. Дополнительная – задачник-практикум под ред. И.Г. Семакина и Е.К. Хеннера, том 2. М. Лаборатория Базовых Знаний, 2001.



Предварительный просмотр:

Тестирование по теме "Электронные таблицы".

  1. Электронная таблица - это:
  1. прикладная программа, предназначенная для обработки структурированных в виде таблицы данных;
  2. прикладная программа для обработки кодовых таблиц;
  3. устройство ПК, управляющее его ресурсами в процессе обработки данных в табличной форме;
  4. системная программа, управляющая ресурсами ПК при обработке таблиц.

 

  1.  Электронная таблица представляет собой:
  1. совокупность нумерованных строк и поименованных буквами латинского алфавита столбцов;
  2. совокупность поименованных буквами латинского алфавита строк и нумерованных столбцов;
  3. совокупность пронумерованных строк и столбцов;
  4. совокупность строк и столбцов, именуемых пользователем произвольным образом.

  1. В электронной таблице основной элемент рабочего листа – это:
    1) ячейка;
    2)Строка;
    3)столбец;
    4)формула.

  1.  В электронной таблице ячейкой называют:
    1)горизонтальную строку;
    2)вертикальный столбец;
    3)пересечение строки и столбца;
    4)курсор– рамку на экране.

  1.  В электронной таблице невозможно удалить:
    1) строку;
    2)столбец;
    3) содержимое ячейки;
    4) имя ячейки.

  1. Выберите верный адрес ячейки в электронной таблице:
    1)11D;
    2)F12;
    3)АБ3;
    4)В1А.

  1. В ячейке электронной таблицы не может находиться: 
    1)число;
    2)текст;
    3)лист;
    4)формула.

  1. Ввод формул в таблицу начинается обычно со знака:
    1)$;
    2)f;
    3)*;
    4)=.

  1.  В общем случае столбы электронной таблицы:
  1. обозначаются буквами латинского алфавита;
  2. нумеруются;
  3. обозначаются буквами русского алфавита;
  4. именуются пользователями произвольным образом;

  1.  Вычислительные формулы в ячейках электронной таблицы записываются
  1. в обычной математической записи;
  2. специальным образом с использование встроенных функций и по правилам, принятым для записи выражений в языках программирования;
  3. по правилам, принятым исключительно для электронный таблиц;
  4. по правилам, принятым исключительно для баз данных.

Ответы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

1

1

3

4

2

3

4

1

2

ФИО________________

Ответы на тест

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Слайд 2

Наглядное представление процессов изменения величин . Создание диаграмм

Слайд 3

Историческая страничка Это нужно помнить.

Слайд 4

Родина мать. Евпатория.

Слайд 5

Новое на уроке Это нужно знать.

Слайд 6

Диаграмма – это средство наглядного графического изображения информации, предназначенное для сравнения нескольких величин или нескольких значений одной величины .

Слайд 7

Слайд 8

Построение диаграмм. Выделите диапазон значений, которые предполагается изобразить на диаграмме и щелкните на кнопке Мастер диаграмм Или выберите команду из меню Вставка- Диаграмма .

Слайд 9

Типы диаграмм

Слайд 10

Пример1. Незнайка собирается в школу

Слайд 11

Слайд 12

Итог работы.

Слайд 13

Построение столбчатой диаграммы (гистограммы)

Слайд 14

Пример 2. Оценки незнайки за неделю

Слайд 15

Пример 3. Успеваемость незнайки Визуализация многорядных данных

Слайд 16

Страничка отдыха

Слайд 17

Работа по группам 1 группа за компьютерами Практическое задание 2 группа Выполнение тестов Время на выполнение заданий 7 мин

Слайд 18

Домашнее задание: Параграф 2.9, Практические задания №№ 5-6, стр. 95


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по информатике на тему: "Измерение информации"

Урок 2. Информация и её свойства. Измерение информацииЦели: освоить основные подходы к измерению информации формулу вычисления количества информации; уметь решать задачи на нахождение количества...

Урок по информатике:" Знакомство с назначением основных устройсв ЭВМ"

Открытый урок по информатике " Знакомство с назначением основных устройсв ЭВМ" настраивает учащихся на познавательную деятельность. При проведении урока учителем используются мультимедийные презентаци...

Конспекты уроков по информатике для 1 курса

Конспекты включают разработку уроков для 1 курса нпо и спо по информатике...

Урок по информатике за 11 класс: "Эксплуатационные требования к компьютерному рабочему месту"

Урок по информатике за 11 класс: "Эксплуатационные требования к компьютерному рабочему месту" для изучения и закрепления данной темы. Обучающиеся работают в команде, используют Интерне-ресуры при изуч...

Конспект урока по Информатике ФГОС "Человек и информация" с элементами робототехники, Н.В.Матвеева, 3 класс

Конспект урока по информатике для 3 класса по программе Н.В. Матвеевой построен в соответствии с требованиями ФГОС. Урок содержит практическую работу по изучению работы датчиков Lego WeDo....

Конспект урока по Информатике ФГОС "Управление собой и другими людьми", Н.В.Матвеева, 4 класс

Конспект урока по теме "Управление собой и другими людьми" для 4 класса. В качестве практического задания предлагается работа с испольнителем "Вертун" в среде "ПиктоМир"....

Методическая разработка открытого урока по дисциплине Информатика по теме "Представление информации в разных системах счисления"

Методическая разработка открытого урока по дисциплине Информатика по теме "Представление информации в разныз системах счисления"...