ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ КАФЕДРЫ «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И МАТЕМАТИКА» ПО РАЗРАБОТКЕ СОДЕРЖАНИЯ И ВНЕДРЕНИЮ ФГОС В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ГБОУ СПО «ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
статья на тему

Малинина Любовь Александровна

Обеспечение преемственности стандартов ГОС и ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Тезисы выступления60 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ КАФЕДРЫ

«ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И МАТЕМАТИКА»

ПО РАЗРАБОТКЕ СОДЕРЖАНИЯ И ВНЕДРЕНИЮ ФГОС В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ГБОУ СПО «ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Малинина Л. А., преподаватель специальных дисциплин высшей квалификационной категории ГБОУ СПО «Технический колледж»,

заслуженный учитель РТ

        Кафедра «Информационные технологии и математика» осуществляет в основном подготовку специалистов по трем направлениям:

  1. 230000 Информатика и вычислительная техника, специальности: 230115 Программирование в компьютерных системах, 230111 Компьютерные сети;
  2. 22000 Автоматика и управление, специальность 220703 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям);
  3. 080000 Экономика и управление, специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), 080118 Страховое дело (по отраслям).

        Разработку рабочих программ учебных дисциплин  и профессиональных модулей на основе ФГОС СПО преподаватели кафедры начали со специальности 230115 Программирование в компьютерных системах, выбрав именно ее по ряду объективных факторов. Это наиболее «родная» для нас специальность, мы готовим специалистов среднего звена техников-программистов, начиная с 1994 года, знаем специальность «изнутри»  специфику преподавания дисциплин, порядок организации и проведения всех видов практик. Комплекс учебно-методического обеспечения специальности, разработанный на основании ГОС СПО в полном объеме, соответствует Государственным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника. 

        На современном этапе модернизации российского образования одним из приоритетных направлений государственной политики является повышение качества профессионального образования. В Федеральном законе N 309-ФЗ от 1 декабря 2007 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части изменения понятия и структуры ГОС» сказано: «В Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального и среднего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию»1. Законом была утверждена новая структура государственного образовательного стандарта. Теперь ФГОС должны включать 3 вида требований:

  1. требования к результатам освоения основных образовательных программ;
  2. требования к структуре основных образовательных программ;
  3. требования к условиям реализации основных образовательных программ.

        При переходе нашего образовательного учреждения на стандарты нового поколения первоначально перед наиболее подготовленной частью преподавательского состава кафедры была поставлена задача: разработать алгоритм действий по обеспечению преемственности стандартов второго и третьего поколений, разработать проекты профессиональных модулей и учебных дисциплин.         

        Изучив требования к структуре основной профессиональной образовательной программы ФГОС на курсах в Казани, семинарах, в том числе и в колледже, индивидуально, у преподавателей кафедры возник ряд вопросов. Как определить содержание ФГОС? Какие учебные дисциплины стандартов второго поколения включать в профессиональные модули третьего? Как разрабатывать примерные программы дисциплин и профессиональных модулей?

        Решать эти проблемы мы начали следующим образом:

  1. Составили таблицы: «Перечень дисциплин по циклам в ГОС» с указанием часов обязательных учебных занятий и «Перечень дисциплин по циклам, профессиональных модулей и МДК в ФГОС».
  2. Изучили и проанализировали:
  • «Профессиональные стандарты в области информационных технологий»2;
  • что должен знать, уметь и какой иметь практический опыт обучающийся в результате изучения профессионального модуля ФГОС;
  • какими профессиональными компетенциями должен обладать техник-программист.
  1. Сопоставили все это с требованиями к минимуму содержания государственных образовательных стандартов.
  2. Выявили преемственность дисциплин ГОС в федеральных государственных образовательных стандартах.

        В результате выделились дисциплины, которые не вошли в обязательную часть основной профессиональной образовательной программы. Но  тат как эти дисциплины по содержанию отвечают запросам современного рынка труда и современным информационно-коммуникационным технологиям, решили, что они войдут в вариативную часть циклов ОПОП, определяемую образовательным учреждением.

  1. Следующий шаг нашей работы – это распределение часов на освоение дисциплин и профессиональных модулей ОПОП. Распределяли часы согласно профессиональным стандартам в области информационных технологий и профессиональным компетенциям, при этом ориентировались на  количество часов учебной дисциплины в ГОС.

        Результат проделанной нами работы – проект структуры обязательной части ОПОП. Тем самым мы решили первые два вопроса, которые стояли перед нами в самом начале работы: определили содержание ФГОС и из каких дисциплин стандартов второго поколения брать это содержание при разработке программ учебных дисциплин и профессиональных модулей.

         После этого преподавательский состав кафедры приступил к решению третьей проблемы – к разработке примерных программ учебных дисциплин и профессиональных модулей, руководствуясь утвержденными МОН Рекомендациями по формированию примерных программ учебных дисциплин, профессиональных модулей СПО на основе ФГОС СПО (27 августа 2009 г.)3. Разработанные мной, преподавателями Нейман Н.Д. и Рязановой А.Н. проекты были продемонстрированы на Республиканской научно-практической конференции, проходившей на базе нашего учебного заведения в ноябре 2010 года.         Таким образом, первостепенная задача, стоявшая перед преподавателями кафедры, была выполнена.

        Следующий этап нашей деятельности – формирование вариативной части ОПОП. Вновь обратившись к профессиональным стандартам в области информационных технологий, мы приступили к решению  этой задачи. Пошли по пути наименьшего сопротивления: требования работодателей реализовали в программах учебных дисциплин.         Результат – проект структуры ОПОП базовой подготовки по специальности СПО 230115 «Программирование в компьютерных системах».

        Разработанный алгоритм действий перехода от ГОС к ФГОС был применен к разработке проекта структуры ОПОП всех специальностей, по которым осуществляет подготовку специалистов наша кафедра. На их основании заместителем директора по учебно-методической работе Абраровой Р.Г. были разработаны учебные планы, на кафедре всеми преподавателями началась плодотворная работа по разработке рабочих программ УД и ПМ.

        Но на этом наша работа по разработке программ не завершилась. Разработанные в 2009 году Рекомендации по формированию примерных программ УД и ПМ требовали уточнений и разъяснений. Для внесения ясности администрация колледжа направляет преподавателей на курсы повышения квалификации.  В течение 2011-2012 учебного года я и мои коллеги Соловьева Ф.А., Хамадеева Г.Н. прошли курсовую подготовку по разработке содержания ФГОС кто в Казани, кто в Москве. Обсудив результаты обучения всех курсов, пришли к мнению: оформлять программы согласно требований ФИРО. После этого в колледже провели обучающий семинар для преподавателей и мастеров производственного обучения. На этом этап реализации требований ФГОС к структуре основных образовательных программ на кафедре завершился.         Далее пред педагогами кафедры была поставлена следующая задача: реализовать требования ФГОС к результатам освоения основных образовательных программ. Как я уже отмечала, обеспеченность дисциплин ГОС  учебно-методической литературой, средствами обучения и средствами контроля на кафедре выполнена в полном объеме, накоплен большой опыт работы по разработке и комплектации учебно-методических комплексов. Нужно только весь этот материал переработать, адаптировать к требованиям ФГОС и оформить должным образом. В помощь преподавателям администрацией колледжа в мае 2012 года был организован семинар с привлечением специалиста Регионального агентства развития квалификаций Митрофановой Э.П., где была предложена схема контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю. На основании этой схемы мы разработали схему контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине. Коллектив приступил к реализации и этой задачи. В рамках семинара получили экспертную оценку КОС ПМ преподаватели: Гильязутдинова И.Ф., Соловьева Ф.А., Нейман Н.Д., Рязанова А.Н., Миннуллина Р.Г., Горбунова О.И. и я в том числе.

        Педагогический состав кафедры – это высококвалифицированные в своей области специалисты, творческий и мобильный коллектив, отличающийся преданностью своей профессии и колледжу. Именно благодаря нему на сегодняшний день на кафедре разработаны и внедрены в учебный процесс контрольно-оценочные средства результатов освоения ОПОП, рабочие программы учебных дисциплин и профессиональных модулей ОПОП, реализуемых колледжем на втором курсе обучения по специальностям всех направлений подготовки, которые осуществляет кафедра «Информационные технологии и математика». Ведется работа по дальнейшей разработке учебно-методических комплексов специальностей СПО.

1. Федеральный закон N 309-ФЗ от 1 декабря 2007 года

2. Профессиональные стандарты в области информационных технологий — М.: АП КИТ, 2008. — 616 с:

3. Рекомендации по формированию примерных программ учебных дисциплин НПО и СПО на основе ФГОС НПО и ФГОС СПО (27 августа 2009 г.). Рекомендации по формированию примерных программ профессиональных модулей НПО и СПО на основе ФГОС НПО и ФГОС СПО (27 августа 2009 г.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрение ИКТ в учебный процесс колледжа

В статье говорится о внедрении ИКТ в учебный процесс колледжа. Основное внимание уделено компьютерной системе тестирования, войти в которую можно с сайта колледжа....

"Внедрение в учебный процесс новых информационных технологий как одно из условий подготовки компетентностного специалиста" - статья опубликована в журнале " Профессиональное образование и общество", № 2, 2014 г.

Апрель 2014 года. Принимала участие в межрегиональной научно-практической конференции "Обеспечение качества подготовки кадров в условиях модернизации экономики"....

Разработка урока физики по технологии "Активные методы обучения" в условиях внедрения ФГОС.

Способы и средства активации мыслительной деятельности учащихся на уроках физики. Для общеобразовательных дисциплин....

Внедрение метода проекта учебный процесс

Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Активное включение студента в создание тех или иных проектов д...

проект «Внедрение ФГОС по ТОП-50 в ГБПОУ «Байкальский колледж туризма и сервиса»

Цели и задачи проектаОсновная цель: Совершенствование системы подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена для предприятий и организаций Республики Бурятия через формир...

Организация учебно-методической работы ДЮСШ по внедрению в учебный процесс ФГОС

Федеральные образовательные стандарты – это требования, которые предъявляются обществом к образованию в России.Данные требования впервые были закреплены в Концепции модернизации Российского обра...