Внедрение ИКТ в учебный процесс колледжа
статья по теме

Тараненко Наталья Леонидовна

В статье говорится о внедрении ИКТ в учебный процесс колледжа. Основное внимание уделено компьютерной системе тестирования, войти в которую можно с сайта колледжа. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vnedrenie_ikt_v_uchebnyy_protsess_kolledzha.docx585.53 КБ

Предварительный просмотр:

Внедрение ИКТ  в учебный  процесс колледжа

Н.Л.Тараненко, преподаватель информатики, Почетный работник СПО

ГОБУ СПО «Дальневосточный  государственный  колледж градостроительства и бизнеса»

Видеть и делать новое — очень большое удовольствие.

Вольтер

В последние годы термины «инновация», «инновационный процесс» широко используются в педагогике, что, несомненно, является следствием объективных процессов, происходящих в сфере образования. Введение различных инноваций обеспечивает реализацию одного из основополагающих принципов современного образования - принципа личностного подхода.

Быть педагогически грамотным специалистом без изучения современных образовательных технологий сегодня невозможно. Причем преподавателям мало только знать о современных инновационных технологиях, необходимо еще уметь внедрять эти инновации в учебный процесс.

В педагогической науке понятие Педагогическая инновация определяется как  нововведение, которое разрабатывается и проводится не органами государственной власти, а работниками и организациями системы образования и науки, и означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося. Инновационные технологии – это производство (изобретение) нового для системы образования компонента.

Инновации в образовании проявляются в следующем:

  • инновация всегда содержит новое решение актуальной проблемы;
  • использование инноваций содействует созданию условий развития личности студентов;
  • внедрение инноваций ведет к изменениям других компонентов системы учебного заведения.

Основные направления инновационной деятельности в учебном заведении:

  • совершенствование содержания образования;
  • изучение и внедрение в практику современных педагогических технологий;
  • совершенствование системы управления;
  • информатизация образовательного процесса.

В последние годы в нашем колледже применяют самые различные педагогические инновации. Одной из таких инноваций являются информационно-коммуникационные  технологии  (ИКТ).

Внедрение ИКТ в образовательный процесс колледжа производится по следующим направлениям:

  1. Внутрипредметные инновации - инновации, реализующиеся внутри предмета, обусловленные спецификой его преподавания.  В данном случае речь идет об использовании  на занятиях пакета  программ MS Office (Word, Excel, Access, PowerPoint, Publisher, Visio), обучающих программ по различным дисциплинам, прикладных  программ по специальностям (1С: Предприятие, AutoCAD, ArhiCAD,  справочные правовые системы и другое программное обеспечение).
  2. Общеметодические инновации - внедрение в педагогическую практику нетрадиционных педагогических технологий, универсальных по своей природе. К общеметодическим  инновациям  мы относим:
  • Интеграция различных дисциплин  с информатикой. Например, интегрированные занятия «Интернет-экскурсия по Вашингтону» (дисциплины «Информатика» и «Иностранный язык»),  «Природопользование в законодательстве РФ и информационные технологии» (дисциплины «Экологические основы природопользования» и «Информационные технологии в профессиональной деятельности»). Практикуется открытая защита курсовых работ и проектов по дисциплинам «Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия» и «Архитектура» с применением  информационных технологий, открытые отчеты по практикам с применением мультимедийных технологий.
  • Проведение  различных конкурсов презентаций, слайд-щоу, минигазет, синквейнов, коллажей, открыток, рекламных проектов и буклетов (специальность «Гостиничный сервис») с применением информационных технологий. Такие конкурсы в колледже стали уже традиционными, а участие в них - привычным для студентов.
  • Использование  сети Интернет в учебное и внеучебное время.
  • Использование интерактивной доски.
  • В колледже используется компьютерная система тестирования для  проведения как промежуточной, так и итоговой аттестации (один из этапов ИГА по ряду специальностей) студентов. Студенту для входа в систему тестирования и начала экзамена необходимо найти данную дисциплину в списке, свою фамилию в базе данных и ввести свой пароль (номер паспорта). Преподавателю для входа в систему тестирования необходимо пройти авторизацию. Программа предусматривает случайную выборку вопросов  из банка вопросов по данной дисциплине, время доступа к тесту, границы уровня знаний (в %). В экзаменационной ведомости, которая формируется автоматически, указывается не только оценка, но и время начала и окончания тестирования, номер компьютера в локальной сети колледжа. Результат экзамена может быть занесен в электронную зачетную книжку студента.  Используется компьютерная система тестирования и для дистанционной промежуточной аттестации заочников по некоторым дисциплинам.
  1. Административные инновации – инновации, внедряемые по решению руководителей учебного учреждения. Эти инновации способствуют более эффективной организации учебного процесса в целом. К ним мы относим:
  • Создание информационной  системы  колледжа:
  • Разработан сайт колледжа, который содержит не только новости и информацию о колледже, но и расписание занятий для студентов и преподавателей, замены в расписании, информацию для абитуриентов, статистические данные о студентах колледжа, базы данных студентов и преподавателей. При введении своего пароля студент может просмотреть свою личную карточку, а родители - узнать о  текущей и промежуточной  успеваемости студентов.
  • Локальная сеть колледжа  обеспечивает доступ администрации, преподавателей и сотрудников колледжа к базам данных студентов и преподавателей, доступ к сетевым ресурсам и т.д. Присутствует разграничение прав доступа к базе данных.
  • Автоматизировано создание расписания занятий.
  • Систематически ведется пополнение электронной библиотеки.

Программное обеспечение компьютерного тестирования и  автоматизации создания расписания занятий разработаны заведующим компьютерным центром А.Д.Стрельниковым.

  1. Идеологические инновации – инновации, вызванные обновлением сознания, веяниями времени, являющиеся первоосновой других инноваций. Внедрение ИКТ  привело к значительному повышению информационной культуры преподавателей и студентов. Это сразу отразилось и на понимании студентами  процессов информатизации в современном обществе, в том числе  в профессиональном аспекте.

Для успешного внедрения ИКТ было осуществлено повышение квалификации педагогических работников в области информационных технологий как на базе колледжа, так и на базе вузов гг. Хабаровска и Владивостока.  

Эффективность применения ИКТ в учебном заведении зависит от многих условий – от сложившихся традиций в образовательном учреждении, от способности педагогического коллектива воспринимать и реализовывать инновации, от материально-технической базы учреждения. Все эти условия в Дальневосточном государственном колледже градостроительства и бизнеса созданы.

Именно поэтому современный этап развития колледжа характеризуется возрастающей творческой  активностью  преподавателей и администрации колледжа.

Внедрение ИКТ в учебный процесс колледжа содействует формированию информационной культуры студентов и преподавателей, способствует повышению качества профессиональной подготовки выпускников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: "Разработка, создание и внедрение электронных образовательных ресурсов на уроках по дисциплине "Информатика и ИКТ""

В данной методической разработке изложены основные этапы разработки, создания и внедрения электронных образовательных ресурсов по дисциплине "Информатика и ИКТ", теория и примеры создания контент...

Проект "Внедрение в ГБПОУ «Байкальский колледж туризма и сервиса» ФГОС по наиболее востребованным, новым и перспективным профессиям и специальностям"

Данный проект создан с целью совершенствования системы подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена через формирование востребованных прикладных квалификаций. Для решен...

проект «Внедрение ФГОС по ТОП-50 в ГБПОУ «Байкальский колледж туризма и сервиса»

Цели и задачи проектаОсновная цель: Совершенствование системы подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена для предприятий и организаций Республики Бурятия через формир...

Формирование современного образовательного пространства колледжа в рамках внедрения и реализации ФГОС СПО

Социальный заказ общества и государства на специалиста предъявляет требования к выпускнику, который должен стать конкурентоспособной личностью, то есть социально и профессионально активной, обладающей...

Статья «Формирование современного образовательного пространства колледжа в рамках внедрения и реализации ФГОС СПО»

  Социальный заказ общества и государства на специалиста предъявляет требования к выпускнику, который должен стать конкурентоспособной личностью, то есть социально и профессионально активн...