Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по "Информатике"
учебно-методическое пособие на тему

Столбова Юлия Викторовна

В предоставленном материале описаны методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ для студентов первого курса колледжа с критериями оценки выполненных работ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_informatika_.docx90.87 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

К ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

 «Информатика и ИКТ»

образовательной программы СПО

по подготовке специалистов среднего звена (для специальностей СПО)

для студентов 1 курса специальностей 09.02.01 и 09.02.03 

Разработчик: Столбова Ю.В.

преподаватель СПб ГБОУ СПО «Политехнический колледж городского хозяйства».

.

Содержание

Оглавление

Пояснительная записка        

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МДК/МОДУЛЯ)        

Планирование внеаудиторной самостоятельной работы        

Методические рекомендации по выполнению презентаций        

Методические рекомендации по составлению конспекта        

Методические рекомендации по выполнению реферата        

Методические рекомендации по составлению кроссвордов по теме и ответов к ним        

Методические рекомендации по оформлению отчетов по лабораторным работам        

Самостоятельная работа №1.        

Самостоятельная работа №2        

Самостоятельная работа №3        

Самостоятельная работа №4        

Самостоятельная работа №5        

Самостоятельная работа №6        

Самостоятельная работа №7        

Самостоятельная работа №8        

Самостоятельная работа №9-11        

Пояснительная записка

Методические рекомендации разработаны для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы  по дисциплине         «Информатика и ИКТ»

 по специальностям 09.02.01 ««Компьютерные системы и комплексы» и 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах»

Данные методические рекомендации могут быть использованы в дополнительном профессиональном образовании, в программах повышения квалификации и переподготовки и профессиональной подготовке по профессии рабочих

В результате выполнения внеаудиторной самостоятельной работы студент  должен знать:

  1. представление о роли информации и информационных процессов в окружающем мире;
  2. владение навыками алгоритмического мышления и понимание методов формального описания алгоритмов, владение знанием основных алгоритмических конструкций, умение анализировать алгоритмы;
  3. использование готовых прикладных компьютерных программ по профилю подготовки;
  4. владение способами представления, хранения и обработки данных на компьютере;
  5. владение компьютерными средствами представления и анализа данных в электронных таблицах;
  6. представление о компьютерно-математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса); владение типовыми приемами написания программы на алгоритмическом языке для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций языка программирования;
  7. базовые навыки и умения по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и прав доступа к глобальным информационным сервисам

В результате выполнения внеаудиторной самостоятельной работы студент должен уметь:

Использовать достижения современной информатики для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности, самостоятельно формировать новые для себя знания в профессиональной области, используя для этого доступные источники информации;

 

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МДК/МОДУЛЯ)

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Номер самостоятельной работы

личностные:

  • чувство гордости и уважения к истории развития и достижениям отечественной информатики в мировой индустрии информационных технологий;
  •  осознание своего места в информационном обществе;
  •  готовность и способность к самостоятельной и ответственной творческой деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий;
  • умение использовать достижения современной информатики для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности, самостоятельно формировать новые для себя знания в профессиональной области, используя для этого доступные источники информации;
  • умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в командной работе по решению общих задач, в том числе с использованием современных средств сетевых коммуникаций;
  • умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития, в том числе с использованием современных электронных образовательных ресурсов;
  • умение выбирать грамотное поведение при использовании разнообразных средств информационно-коммуникационных технологий как в профессиональной деятельности, так и в быту;
  • готовность к продолжению образования и повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности на основе развития личных информационно-коммуникационных компетенций.

Самостоятельные работы №№ 1-11

метапредметные:

  • умение определять цели, составлять планы деятельности и определять средства, необходимые для их реализации;
  •  использование различных видов познавательной деятельности для решения информационных задач, применение основных методов познания;
  • использование различных информационных объектов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере в изучении явлений и процессов;
  • использование различных источников информации, в том числе электронных библиотек, умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников, в том числе из сети Интернет;
  • умение анализировать и представлять информацию, данную в электронных форматах на компьютере в различных видах;
  • умение использовать средства информационно-коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
  • умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации средствами информационных и коммуникационных технологий.

предметные:

Самостоятельные работы №№ 1-11

  • сформированность представлений о роли информации и информационных процессов в окружающем мире;
  • владение навыками алгоритмического мышления и понимание методов формального описания алгоритмов, владение знанием основных алгоритмических конструкций, умение анализировать алгоритмы;
  • использование готовых прикладных компьютерных программ по профилю подготовки;
  • владение способами представления, хранения и обработки данных на компьютере;
  • владение компьютерными средствами представления и анализа данных в электронных таблицах;
  • сформированность представлений о базах данных и простейших средствах управления ими;
  • сформированность представлений о компьютерно-математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса); владение типовыми приемами написания программы на алгоритмическом языке для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций языка программирования;
  • сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и прав доступа к глобальным информационным сервисам;
  • применение на практике средств защиты информации от вредоносных программ, соблюдение правил личной безопасности и этики в работе с информацией и средствами коммуникаций в Интернете.


Методические рекомендации включают:

  1. Планирование внеаудиторной самостоятельной работы;
  2. Задания к самостоятельной внеаудиторной работе, сопровождающиеся указаниями для их выполнения;
  3. Критерии оценки выполнения работ, форму предоставления работы и степени овладения студентами запланированных умений (освоенных компетенций).

Контроль выполненной самостоятельной работы осуществляется:

  • Контроль сообщений осуществляется на уроках.
  • Контроль выполнения рефератов осуществляется индивидуальной (или групповой) беседой по ключевым моментам работы, с последующей защитой реферата.

Планирование внеаудиторной самостоятельной работы

Наименование раздела, темы

Номер, название самостоятельной внеаудиторной работы

Кол-во часов, отведенных на ВСР

Срок выполнения самостоятельной внеаудиторной работы (номер недели в семестре)

Форма контроля

Раздел 1.

Тема 1.

Информация и информационные процессы

Самостоятельная работа№1

Подготовка презентации по теме «Информация, свойства информации, информационные процессы»

3

5

Контроль выполнения презентации осуществляется индивидуальной  беседой по ключевым моментам работы.

Раздел 2.

Тема 1.

Измерение и представления информации

Самостоятельная работа№2

Составить тематический кроссворд: «Информация и знания. Единицы измерения количества информации. Представление и двоичное кодирование информации в компьютере»

5

13

Проверка кроссворда

Раздел 2.

Тема 2.

Системы счисления

Самостоятельная работа№3

Подготовить презентацию по теме «Непозиционные системы счисления» (презентация по одной , выбранной по желанию, системе счисления)

3

16

Контроль выполнения рефератов осуществляется индивидуальной беседой по ключевым моментам работы, с последующей защитой реферата.

Самостоятельная работа№4

Подготовка к  практической работе в виде составления опорного конспекта  по темам «Системы счисления» и «Перевод чисел в различных системах счисления»

2

13

Проверка конспекта

Самостоятельная работа №5

Подготовка к  практической работе в виде составления опорного конспекта по теме «Выполнение арифметических действий в различных системах счисления»

2

12

Проверка конспекта

Раздел 3.

Тема 1.

Алгебра логики

Самостоятельная работа №6

Составить таблицу с целью систематизации материала по теме алгебра логики (основные логические операции)

2

15

Проверка таблицы

Раздел 4.

Тема 1.

Основные устройства компьютера

Самостоятельная работа №7

Написать реферат на тему: «Архитектура компьютера»

4

22

Проверка реферата

Раздел 5.

Тема 1.

Понятие алгоритма

Самостоятельная работа №8

Придумать задачи и разработать алгоритмы (линейный, ветвление, циклический) последовательности действий по задачам  в виде блок-схем в Visio.

Оформить в виде отчета в Word (9  задач)

10

31

Проверка алгоритмов

Раздел 6.

Тема 1.

Алгоритмический язык программирования Pascal

Самостоятельные работы № 9-11

Оформление отчетов по лабораторным работам №№7-16

18

27-36

Контроль выполнения отчетов осуществляется индивидуальной (или групповой) беседой по ключевым моментам работы.

Методические рекомендации по выполнению презентаций

Компьютерную презентацию, сопровождающую выступление докладчика, удобнее всего подготовить в программе MS PowerPoint. Презентация как документ представляет собой последовательность сменяющих друг друга слайдов - то есть электронных страничек, занимающих весь экран монитора (без присутствия панелей программы). Чаще всего демонстрация презентации проецируется на большом экране, реже – раздается собравшимся как печатный материал. Количество слайдов адекватно содержанию и продолжительности выступления (например, для 5-минутного выступления рекомендуется использовать не более 10 слайдов).

В презентации необходимо раскрыть заданную тему.

Презентации должны быть выполнены с соблюдением следующих требований.

Примерная структура презентации

Титульный лист

1 слайд

Описание объекта и предмета исследования, целей и задач проводимой работы, анализ проведенной работы

1-2 слайда

Основная часть

Необходимое количество слайдов

Краткие выводы

1-2 слайда

Требования к презентации

На первом слайде размещается:

  • название презентации;
  • автор: ФИО, группа, название учебного;
  • год.

На втором слайде указывается содержание работы, которое лучше оформить в виде гиперссылок (для интерактивности презентации).

На последнем слайде указывается список используемой литературы, интернет-ресурсы указываются в последнюю очередь.

Оформление слайдов

Стиль

  • необходимо соблюдать единый стиль оформления;
  • нужно избегать стилей, которые будут отвлекать от самой презентации;
  • вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текст, рисунки)

Фон

  • для фона выбираются более холодные тона (синий или зеленый)

Использование цвета

  • на одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовков, один для текста;
  • для фона и текста используются контрастные цвета;
  • особое внимание следует обратить на цвет гиперссылок (до и после использования)

Анимационные эффекты

  • нужно использовать возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде;
  • не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами; анимационные эффекты не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде

Представление информации

Содержание информации

  • следует использовать короткие слова и предложения;
  • время глаголов должно быть везде одинаковым;
  • следует использовать минимум предлогов, наречий, прилагательных;
  • заголовки должны привлекать внимание аудитории

Расположение информации на странице

  • предпочтительно горизонтальное расположение информации;

  • наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана;
  • если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней.

Шрифты

  • для заголовков не менее 24;
  • для остальной информации не менее 18;
  • шрифты без засечек легче читать с большого расстояния;
  • нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации;
  • для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание того же типа;
  • нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже, чем строчные).

Способы выделения информации

Следует использовать:

  • рамки, границы, заливку
  • разные цвета шрифтов, штриховку, стрелки
  • рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов

Объем информации

  • не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений.
  • наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отражаются по одному на каждом отдельном слайде.

Виды слайдов

Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов: с  текстом, с таблицами, с диаграммами.

Этапы подготовки презентации:

  • Сбор и анализ информации для презентации. Изучить материалы темы, выделяя главное и второстепенное;
  • Установить логическую связь между элементами темы.
  • Создать проект презентации на бумажном носителе.
  • Создать электронную презентацию в программе MS Power Point.
  • Настроить анимации, подготовить слайд-фильма к показу.
  • Оформить работу и предоставить к установленному сроку.
  • Репетиционная демонстрация презентации. Настройка времени показа и управления презентации. Устранение возможных технических неполадок.
  • Демонстрация презентации

Критерии оценки:

  • актуальность темы;
  • соответствие содержания презентации теме;
  • глубина проработки материала;
  • правильная структурированность информации;
  • наличие логической связи изложенной информации;
  • эстетичность оформления, его соответствие требованиям;
  • работа представлена в срок.

Оценка «5» (отлично) выставляется, если студент создал презентацию самостоятельно; презентация содержит не менее 5-10 слайдов информации; эстетически оформлена; имеет иллюстрации; содержание соответствует  теме; правильная структурированность информации; в презентации прослеживается наличие логической связи изложенной информации; студент представляет свою презентацию.

Оценка «4» (хорошо) выставляется, если студент создал презентацию самостоятельно; презентация содержит не менее 5 слайдов информации; эстетически оформлена; не имеет иллюстрации; содержание соответствует  теме; правильная структурированность информации; в презентации не прослеживается наличие логической связи изложенной информации; студент представляет свою презентацию в срок.

Оценка «3» (удовлетворительно) выставляется, если студент не сам создал презентацию; презентация содержит  менее 5 слайдов; оформлена не эстетически, не имеет иллюстрации; содержание не в полной мере соответствует  теме; в презентации не прослеживается наличие логической связи изложенной информации; студент не представляет свою презентацию в срок.

Оценка «2» (не удовлетворительно) выставляется, если студент не сам создал презентацию; презентация содержит  менее 5 слайдов; оформлена с нарушением требований, не имеет иллюстрации; содержание не соответствует  теме; выстроена не логично; студент не представил свою презентацию в срок.

Методические рекомендации по составлению конспекта

  1. Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта.
  2. Выделите главное, составьте план.
  3. Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора.
  4. Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.
  5. Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.

В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.

Оценка «5» (отлично) выставляется, если конспект выполнен в полном объеме; студент раскрыл основные понятия, в тексте приведены цитаты; конспект  не содержит речевых и грамматических ошибок, конспект выполнен аккуратно.

 Оценка «4» (хорошо)  выставляется, если конспект выполнен в полном объеме; студент раскрыл основные понятия, конспект  не содержит речевых и грамматических ошибок, конспект выполнен аккуратно.

Оценка «3» (удовлетворительно) выставляется, если конспект выполнен не в полном объеме; студент не полностью раскрыл основные понятия, в конспекте имеются речевые и грамматические ошибки, конспект представлен с нарушением сроков.

Оценка «2» (не удовлетворительно) выставляется, если конспект выполнен не в полном объеме; студент не раскрыл основные понятия, в конспекте имеются речевые и грамматические ошибки, конспект представлен с нарушением сроков.

Методические рекомендации по выполнению реферата

Внеаудиторная самостоятельная работа в форме реферата является индивидуальной самостоятельно выполненной работой студента.

Содержание реферата

Реферат, как правило, должен содержать следующие структурные элементы:

  1. титульный лист;
  2. содержание;
  3. введение;
  4. основная часть;
  5. заключение;
  6. список использованных источников;
  7. приложения (при необходимости).

Примерный объем в машинописных страницах составляющих реферата представлен в таблице.

Рекомендуемый объем структурных элементов реферата

Наименование частей реферата

Количество страниц

Титульный лист

1

Содержание (с указанием страниц)

1

Введение

1-2

Основная часть

7-10

Заключение

1-2

Список использованных источников

1-2

Приложения

Без ограничений

В содержании приводятся наименования структурных частей реферата, глав и параграфов его основной части с указанием номера страницы, с которой начинается соответствующая часть, глава, параграф.

Во введении дается общая характеристика реферата:

  • обосновывается актуальность выбранной темы;
  • определяется цель работы и задачи, подлежащие решению для её достижения;
  • описываются объект и предмет исследования, информационная база исследования;
  • кратко характеризуется структура реферата по главам.

Основная часть должна содержать материал, необходимый для достижения поставленной цели и задач, решаемых в процессе выполнения реферата. Она включает 2-3 главы, каждая из которых, в свою очередь, делится на 2-3 параграфа. Содержание основной части должно точно соответствовать теме проекта и полностью её раскрывать. Главы и параграфы реферата должны раскрывать описание решения поставленных во введении задач. Поэтому заголовки глав и параграфов, как правило, должны соответствовать по своей сути формулировкам задач реферата. Заголовка "ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ" в содержании реферата быть не должно.

Главы основной части реферата могут носить теоретический, методологический и аналитический характер.

Обязательным для реферата является логическая связь между главами и последовательное развитие основной темы на протяжении всей работы, самостоятельное изложение материала, аргументированность выводов. Также обязательным является наличие в основной части реферата ссылок на использованные источники.

Изложение необходимо вести от третьего лица («Автор полагает...») либо использовать безличные конструкции и неопределенно-личные предложения («На втором этапе исследуются следующие подходы…», «Проведенное исследование позволило доказать...» и т.п.).

В заключении логически последовательно излагаются выводы, к которым пришел студент в результате выполнения реферата. Заключение должно кратко характеризовать решение всех поставленных во введении задач и достижение цели реферата.

Список использованных источников является составной частью работы и отражает степень изученности рассматриваемой проблемы. Количество источников в списке определяется студентом самостоятельно, для реферата их рекомендуемое количество от 5. При этом в списке обязательно должны присутствовать источники, изданные в последние 3 года, а также ныне действующие нормативно-правовые акты, регулирующие отношения, рассматриваемые в реферате.

В приложения следует относить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст (таблицы вспомогательных данных, инструкции, методики, формы документов и т.п.).

Оформление реферата

При выполнении внеаудиторной самостоятельной работы в виде реферата необходимо соблюдать следующие требования:

Страницы текста и приложений должны соответствовать формату А4 (210х297 мм). Выполнение работы ОБЯЗАТЕЛЬНО осуществлять печатным способом на одной стороне листа белой бумаги через 1,5 интервала.

Для работ, выполненных на компьютере, используется шрифт Times New Roman, размер – 14 pt[1]. По ГОСТу к работе предъявляются следующие требования:

  • на странице около 1800 знаков, включая пробелы и знаки препинания;
  • в каждой строке содержится до 60 знаков;
  • количество строк на каждом листе не должно превышать 30.

Текст работы следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: левое – 30 мм, правое – 10 мм, нижнее - 20 мм, верхнее – 20 мм.

Заголовки структурных элементов работы  («Содержание», «Введение», «Заключение», «Список литературы») следует располагать в середине строки (по центру), без точки в конце. Заголовки должны быть набраны маленькими (строчными) буквами, первая буква – заглавная (прописная). От текста заголовки разделяются сверху и снизу пустой строкой.  Переносы слов в заголовках не допускаются.

Страницы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту (внизу страницы, от центра). Номер страницы проставляют единообразно без точки в конце. Титульный лист, включают в общую нумерацию страниц работы. Номер страницы на титульном листе не проставляется.

Список использованных источников должен формироваться в алфавитном порядке по фамилии авторов. Литература обычно группируется в списке в такой последовательности:

  1. законодательные и нормативно-методические документы и материалы;
  2. специальная научная отечественная и зарубежная литература (монографии, учебники, научные статьи и т.п.);
  3. статистические, инструктивные и отчетные материалы предприятий, организаций и учреждений.

Включенная в список литература нумеруется сплошным порядком от первого до последнего названия.

По каждому литературному источнику указывается: автор (или группа авторов), полное название книги или статьи, место и наименование издательства (для книг и брошюр), год издания; для журнальных статей указывается наименование журнала, год выпуска и номер. По сборникам трудов (статей) указывается автор статьи, ее название и далее название книги (сборника) и ее выходные данные.

Приложения следует оформлять как продолжение реферата на его последующих страницах.

Каждое приложение должно начинаться с новой страницы. Вверху страницы справа указывается слово "Приложение" и его номер. Приложение должно иметь заголовок, который располагается по центру листа отдельной строкой и печатается прописными буквами.

Приложения следует нумеровать порядковой нумерацией арабскими цифрами.

На все приложения в тексте работы должны быть ссылки. Располагать приложения следует в порядке появления ссылок на них в тексте.

Критерии оценки реферата

В случае отрицательного заключения преподавателя студент обязан доработать или переработать реферат. Срок доработки реферата устанавливается руководителем с учетом сущности замечаний и объема необходимой доработки.

Критерии оценки реферата:

Оценка «5» (отлично) выставляется, если тема соответствует содержанию; определена и глубоко изучена проблема; материал логично изложен; докладчик свободно владеет материалом, изложение ведется с опорой на тезисы; регламент изложения соблюдается, реферат оформлен в соответствии с требованиями.

 Оценка «4» (хорошо)  выставляется, если тема соответствует содержанию; определена и изучена проблема; материал логично изложен, докладчик хорошо владеет материалом, изложение ведется с опорой на тезисы; регламент изложения соблюдается, реферат оформлен в соответствии с требованиями.

Оценка «3» (удовлетворительно) выставляется, если тема не вполне соответствует содержанию; проблема  определена, но изучена поверхностно; материал не логично изложен, докладчик с трудом ориентируется в материале, наблюдается сплошное чтение текста; регламент изложения не соблюдается, есть нарушения в оформлении реферата.

Оценка «2» (неудовлетворительно) – тема реферата не раскрыта, не содержит анализа источников и подходов по выбранной теме, обнаруживается существенное непонимание проблемы.

Методические рекомендации по составлению кроссвордов по теме и ответов к ним

Составление кроссвордов – это разновидность отображения информации в графическом виде и вид контроля знаний по ней. Работа по составлению кроссворда требует владения материалом, умения концентрировать свои мысли и гибкость ума. Разгадывание кроссвордов чаще применяется в аудиторных самостоятельных работах как метод самоконтроля и взаимоконтроля знаний.

Составление кроссвордов рассматривается как вид внеаудиторной самостоятельной работы и требует не только тех же качеств, что необходимы при разгадывании кроссвордов, но и умения систематизировать информацию. Кроссворды могут быть различны по форме и объему слов.

Затраты времени на составление кроссвордов зависят от объёма информации, её сложности и определяются преподавателем.

Этапы подготовки кроссворда:

  • изучить информацию по теме;

•        создать графическую структуру, вопросы и ответы к ним;

  • представить на контроль в установленный срок.

Критерии оценки:

  • соответствие содержания теме;
  • грамотная формулировка вопросов;
  • кроссворд выполнен без ошибок;
  • работа представлена на контроль в срок. 

Оценка «5» (отлично) выставляется, если кроссворд содержит не менее 18-20 слов информации; эстетически оформлен; содержание соответствует  теме; грамотная формулировка вопросов; кроссворд выполнен без ошибок; представлен на контроль в срок. 

Оценка «4» (хорошо) выставляется, если кроссворд содержит не менее 17-15 слов информации; эстетически оформлен; содержание соответствует  теме; не достаточно     грамотная формулировка вопросов; кроссворд выполнен с незначительными ошибками; представлен на контроль в срок.

Оценка «3» (удовлетворительно) выставляется, если кроссворд содержит  менее 14-12 слов информации; оформлен небрежно; содержание не вполне соответствует  теме; не точная формулировка вопросов; кроссворд выполнен с ошибками; не представлен на контроль в срок.

Оценка «2» (неудовлетворительно) выставляется, если кроссворд содержит менее 10 слов,  не соответствует теме, оформлен небрежно. Представлен на контроль с нарушением сроков.

Методические рекомендации по оформлению отчетов по лабораторным работам

Лабораторная работа – небольшой научный отчет, обобщающий проведенную студентом работу, которую представляют для защиты  для защиты преподавателю. К лабораторным работам предъявляется ряд требований, основным из которых является полное, исчерпывающее описание всей проделанной работы, позволяющее судить о полученных результатах, степени выполнения заданий и профессиональной подготовке студентов.

В отчет по лабораторной работе должны быть включены следующие пункты:

  • титульный лист;
  • цель работы;
  • необходимое оборудование;
  • краткие теоретические сведения;
  • результаты выполненной работы;
  • выводы.

Требования к содержанию отдельных частей отчета по лабораторной работе

 

Титульный лист является первой страницей любой научной работы и для конкретного вида работы заполняется по определенным правилам. Для лабораторной работы титульный лист оформляется следующим образом:

  • В верхнем поле листа указывают полное наименование учебного заведения и кафедры, на которой выполнялась данная работа.

  • В среднем поле указывается вид работы, в данном случае лабораторная работа с указанием курса, по которому она выполнена, и ниже ее название. Название лабораторной работы приводится без слова тема и в кавычки не заключается.

  • Далее ближе к правому краю титульного листа указывают фамилию, инициалы, курс и группу учащегося, выполнившего работу, а также фамилию, инициалы, ученую степень и должность преподавателя, принявшего работу.

  • В нижнем поле листа указывается место выполнения работы и год ее написания (без слова год).

Образец написания титульного листа лабораторной работы приведен в прил. 1.

 Цель работы должна отражать тему лабораторной работы, а также конкретные задачи, поставленные студенту на период выполнения работы. По объему цель работы в зависимости от сложности и многозадачности работы составляет от нескольких строк до 0,5 страницы.

Краткие теоретические сведения. В этом разделе излагается краткое теоретическое описание изучаемого в работе явления или процесса, приводятся также необходимые расчетные формулы. Материал раздела не должен копировать содержание методического пособия или учебника по данной теме, а ограничивается изложением основных понятий и законов, расчетных формул, таблиц, требующихся для дальнейшей обработки полученных экспериментальных результатов. Объем литературного обзора не должен превышать 1/3 части всего отчета.

Результаты выполненной работы. В этом разделе приводятся непосредственно результаты, полученные в ходе проведения лабораторных работ: экспериментально или в результате компьютерного моделирования определенные значения величин, графики, таблицы, диаграммы. Обязательно необходимо оценить погрешности измерений.

Выводы. В выводах кратко излагаются результаты работы: полученные экспериментально или теоретически значения физических величин, их зависимости от условий эксперимента или выбранной расчетной модели, указывается их соответствие или несоответствие физическим законам и теоретическим моделям, возможные причины несоответствия.

Отчет по лабораторной работе оформляется на писчей бумаге стандартного формата А4 на одной стороне листа, которые сшиваются в скоросшивателе или переплетаются. Допускается оформление отчета по лабораторной работе только в электронном виде средствами Microsoft Office.

Если по специальному лабораторному практикуму требуется оформить в конце семестра общий отчет по всему циклу лабораторных работ, посвященных исследованию одного и того материала разными методами, оформляются также и отдельные отчеты по каждой работе цикла по мере их выполнения. На основе отчетов по каждой работе в конце семестра оформляется итоговый отчет, в котором основное внимание должно быть уделено анализу результатов, полученных в разных лабораторных работах.

Критерии оценки отчета:

1.Cтудент должен понимать содержание выполненной работы (знать определения понятий, уметь разъяснить значение и смысл любого термина, используемого в работе и т.п.).

2.В процессе подготовки и выполнения лабораторной работы студент может пользоваться консультациями преподавателя.

3.Наличие конспекта лекций на лабораторной работе ОБЯЗАТЕЛЬНО!

4.В часы занятий по расписанию проверяется и защищается только та работа, которая предусмотрена календарным планом.

5.Студент имеет право на доработку работы (по указаниям преподавателя) сроком не более недели без снижения балла.

6.ЗА НЕСВОЕВРЕМЕННУЮ СДАЧУ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ ИСХОДНЫЙ БАЛЛ СНИЖАЕТСЯ НА 10%  КАЖДУЮ НЕДЕЛЮ.

7.Запрещается предъявлять для проверки более двух незачтенных работ (за исключением случаев длительной болезни студента, подтвержденной документально).

8.Общее правило – в течение недели проверяется только одна работа.

9.В случае пропуска занятий или не допуска к защите, проверка и защита лабораторной работы осуществляется во время, определяемое преподавателем.

10.Общий балл за лабораторную работу складывается из баллов, полученных за защиту, при учете просрочек и исправлений.

ИБ — исходный балл — для каждой лабораторной работы может быть свой (в зависимости от сложности).

Балл                        Критерии оценки (содержательная характеристика)

ИБ*0,1                 Работа выполнена полностью. Работа без защиты.

ИБ*0,2         Работа выполнена полностью. Студент не владеет теоретическим материалом, допуская грубые ошибки, испытывает затруднения в формулировке собственных суждений, неспособен ответить на дополнительные вопросы.

ИБ*0,4        Работа выполнена полностью. Студент практически не владеет теоретическим материалом, допуская ошибки по сущности рассматриваемых (обсуждаемых) вопросов, испытывает затруднения в формулировке собственных обоснованных и аргументированных суждений, допускает ошибки при ответе на дополнительные вопросы.

ИБ*0,6         Работа выполнена полностью. Студент владеет теоретическим материалом на минимально допустимом уровне, отсутствуют ошибки при описании теории, испытывает затруднения в формулировке собственных обоснованных и аргументированных суждений, допуская незначительные ошибки на дополнительные вопросы.

ИБ*0,8         Работа выполнена полностью. Студент владеет теоретическим материалом, отсутствуют ошибки при описании теории, формулирует собственные, самостоятельные, обоснованные, аргументированные суждения, допуская незначительные ошибки на дополнительные вопросы.

ИБ         Работа выполнена полностью. Студент владеет теоретическим материалом, отсутствуют ошибки при описании теории, формулирует собственные, самостоятельные, обоснованные, аргументированные суждения, представляет полные и развернутые ответы на дополнительные вопросы.

Самостоятельная работа №1.

Подготовка презентации по теме «Информация, свойства информации, информационные процессы».

Цель работы: изучить возможности программы Power Point по оформлению электронных презентаций.  

Форма выполнения: электронная презентация

Необходимое оборудование: персональный компьютер, выход в сеть Интернет, программное обеспечение MS Power Point

Примерные темы презентаций к самостоятельной работе №1

  • Подготовка презентации по теме «Информация»
  • информация в мире человека;
  • информация в мире животных;
  • информация в мире растений;
  • информация в искусстве;
  • информация в технике;
  • понятие информации.

Требования к презентации:

Презентация должна быть выполнена не менее чем на 5 слайдах. В презентации необходимо раскрыть тему «Информация, свойства информации, информационные процессы». Можно показать это на примере: информация в искусстве (живопись, графика, скульптура и .т.д.),  информация в нашей жизни, информация в природе. В презентации необходимо отразить цепочку: поиск, обработка, хранение, передача информации.

На первом слайде размещается:

  •  название презентации;
  •  автор: ФИО, группа, название учебного учреждения (соавторы указываются в алфавитном порядке);
  •  год.

На втором слайде указывается содержание работы, которое лучше оформить в виде гиперссылок (для интерактивности презентации).

На последнем слайде указывается список используемой литературы в соответствии с требованиями, интернет-ресурсы.

Контрольные вопросы:

1. Как изменить фон в презентации?

2. Как настроить анимацию объектов на слайде?

3.Как сохранить презентацию в режиме демонстрации?

Информационное обеспечение:

Основные источники:

  1. Михеева Е.В. Информатика: учебник для студентов СПО/Е.В.Михеева, О.И.Титова.- 3- е изд., стер.-М.: Издательский центр «Академия», 2009.-352 с.

Дополнительные источники:

  1. Создание презентации в Power Point: учебное пособие для  НПО/М.Ю. Свиридова.-М.: Издательский центр академия, 2010.-224 с.

Электронные ресурсы:

  1. Информационные технологии, информатика, информация, ИКТ, ИТ [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://technologies.su/.

Самостоятельная работа №2

Составить тематический кроссворд: «Информация и знания. Единицы измерения количества информации. Представление и двоичное кодирование информации в компьютере»

Цель работы: повторить пройденный материал

Форма выполнения: кроссворд на отдельном листе, составленный от руки или с помощью MS Word.

Необходимое оборудование: персональный компьютер, выход в сеть Интернет, MS Word

В кроссворде необходимо использовать вопросы, ответами  на которые будут термины, употребляемые по теме «Информация и знания. Единицы измерения количества информации. Представление и двоичное кодирование информации в компьютере». Можно использовать такие термины как: бит, байт, килобайт, мегабайт, алфавит, кодирование, символ, код и т.д.. Кроссворд должен содержать не менее 10 слов.

Контрольные вопросы:

1. Как осуществляется двоичное кодирование текстовой информации?

2. Как осуществляется двоичное кодирование графической информации?

3. Какие данные называют цифровыми?

Информационное обеспечение:

Основные источники:

  1. Астафьева Н.Е., Гаврилова С.А., Цветкова М.С. Информатика и ИКТ: Практикум для профессий и специальностей технического и социально-экономического профилей: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / под ред. М.С. Цветковой. — М., 2014.

Дополнительные источники:

1. Семакин И.Г. Информационные системы и модели. Элективный курс: Учебное пособие/И. Г. Семакин, Е.К. Хеннер. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2005Электронные ресурсы:

  1. Информационные технологии, информатика, информация, ИКТ, ИТ [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://technologies.su/.

Самостоятельная работа №3

Подготовить презентацию по теме «Непозиционные системы счисления» (презентация по одной, выбранной по желанию, системе счисления)

Цель работы: ознакомиться с существующими непозиционными системами счисления.

Форма выполнения: электронная презентация

Необходимое оборудование: персональный компьютер, выход в сеть Интернет, программное обеспечение MS Power Point

Примерные темы презентаций к самостоятельной работе №3

  • Подготовка презентации по теме «Непозиционные системы счисления»

  • унарная система счисления;
  • биномиальная система счисления;
  • греческая система счисления;
  • римская система счисления;
  • система счисления Штерна-броко;
  • система остаточных классов (СОК);
  • древнеегипетская система счисления;
  • вавилонская система счисления;
  • алфавитные системы счисления;
  • система счисления майя;
  • кипу инков.

Необходимо ознакомиться с существующими непозиционными системами счисления (помимо тех, о которых рассказывалось на лекции), выбрать одну из них, которая больше всего понравилась. В презентации необходимо раскрыть такие вопросы, как: как появилась система счисления и где, способ описания системы счисления, достоинства и недостатки.

На первом слайде размещается:

  •  название презентации;
  •  автор: ФИО, группа, название учебного учреждения (соавторы указываются в алфавитном порядке);
  •  год.

На втором слайде указывается содержание работы, которое лучше оформить в виде гиперссылок (для интерактивности презентации).

На последнем слайде указывается список используемой литературы в соответствии с требованиями, интернет-ресурсы.

Контрольные вопросы:

1. В чем отличие позиционных систем счисления от непозиционных?

2. Какая система счисления появилась первой?

3. Достоинства и недостатки непозиционных систем счисления?

Информационное обеспечение:

Основные источники:

  1. Цветкова М.С. Информатика и ИКТ: электронный учеб.-метод. комплекс для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2015.

Дополнительные источники:

  1. Создание презентации в Power Point: учебное пособие для  НПО/М.Ю. Свиридова.-М.: Издательский центр академия, 2010.-224 с.

Электронные ресурсы:

  1. Информационные технологии, информатика, информация, ИКТ, ИТ [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://technologies.su/.

Самостоятельная работа №4

Подготовка к  практической работе в виде составления опорного конспекта по темам «Системы счисления» и «Перевод чисел в различных системах счисления»

Цель работы: подготовиться к практической работе, повторить пройденный материал

Форма выполнения: составленный в рабочем конспекте опорный конспект по темам  «Системы счисления» и «Перевод чисел в различных системах счисления»

Необходимое оборудование: персональный компьютер, выход в сеть Интернет

Для подготовки к практической работе необходимо повторить материал по темам «Системы счисления» и «Перевод чисел в различных системах счисления». В конспекте необходимо выписать в виде таблиц степени 2 до 15, степени 8 и 16, до 10, а так же правила переводов из десятичной системы счисления в различные системы счисления и правила перевода из различных систем счисления в десятичную.

Контрольные вопросы:

1. Сформулируйте правило перевода из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления?

2. Какое основание шестнадцатеричной системы счисления?

3. Причины появления двоичной системы счисления?

Информационное обеспечение:

Основные источники:

  1. Цветкова М.С. Информатика и ИКТ: электронный учеб.-метод. комплекс для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2015.

Дополнительные источники:

  1. Шауцукова Л.З. Информатика — М.:Просвещение, 2004

Электронные ресурсы:

  1. www.intuit.ru/studies/courses (Открытые интернет-курсы «Интуит» по курсу «Информатика»).
  2. Информационные технологии, информатика, информация, ИКТ, ИТ [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://technologies.su/.

Самостоятельная работа №5

Подготовка к  практической работе в виде составления опорного конспекта по теме «Выполнение арифметических действий в различных системах счисления».

Цель работы: подготовиться к практической работе, повторить пройденный материал

Форма выполнения: составленный в рабочем конспекте опорный конспект по теме «Выполнение арифметических действий в различных системах счисления».

Необходимое оборудование: персональный компьютер, выход в сеть Интернет

Для подготовки к практической работе необходимо повторить материал по теме «Выполнение арифметических действий в различных системах счисления». В конспект необходимо выписать все правила сложения, вычитания, умножения в различных системах счисления. Самостоятельно найти и выписать таблицу соответствий чисел в разных системах счисления.

Контрольные вопросы:

1. Какое основание и базис восьмеричной системы счисления?

2. Какое основание в восьмеричной системе счисления?

3. Недостатки двоичного кодирования?

Информационное обеспечение:

Основные источники:

  1. Цветкова М.С. Информатика и ИКТ: электронный учеб.-метод. комплекс для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2015.

Дополнительные источники:

  1. Шауцукова Л.З. Информатика — М.:Просвещение, 2004

Электронные ресурсы:

  1. www.intuit.ru/studies/courses (Открытые интернет-курсы «Интуит» по курсу «Информатика»).
  2. Информационные технологии, информатика, информация, ИКТ, ИТ [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://technologies.su/.

Самостоятельная работа №6

Составить таблицу  с целью систематизации материала по теме алгебра логики (основные логические операции).

Цель работы: подготовиться к практической работе, повторить пройденный материал

Форма выполнения: составленная в рабочем конспекте таблица

Необходимое оборудование: персональный компьютер, выход в сеть Интернет

Составить таблицы истинности для каждого логического элемента (И, ИЛИ, НЕ, ЕСЛИ – ТО, ТОГДА И ТОЛЬКО ТОГДА).

Контрольные вопросы:

1. Какое слово является синонимом названия логической операции И?

2. Какое логическое действие называется дизъюнкцией?

3. Что такое логика?

Информационное обеспечение:

Основные источники:

  1. Цветкова М.С. Информатика и ИКТ: электронный учеб.-метод. комплекс для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2015.

Дополнительные источники:

  1. Шауцукова Л.З. Информатика — М.:Просвещение, 2004

Электронные ресурсы:

  1. www.intuit.ru/studies/courses (Открытые интернет-курсы «Интуит» по курсу «Информатика»).
  2. Информационные технологии, информатика, информация, ИКТ, ИТ [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://technologies.su/.

Самостоятельная работа №7

Написать реферат на тему: «Архитектура компьютера».

Цель работы: повторить пройденный материал

Форма выполнения: реферат

Необходимое оборудование: персональный компьютер, выход в сеть Интернет

Найти материал по теме «Архитектура компьютера». Написать реферат, 5 -10 листов, раскрыть тему состава компьютера: внутренние, внешние устройства. Описать предназначение устройств, место расположения.

Контрольные вопросы:

1. Какое устройство в компьютере служит для обработки информации?

2. Какие устройства, входят в состав процессора?

3. Где хранится время исполнения прикладная программа?

Информационное обеспечение:

Основные источники:

  1. Цветкова М.С. Информатика и ИКТ: электронный учеб.-метод. комплекс для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2015.

Дополнительные источники:

  1. Шауцукова Л.З. Информатика — М.:Просвещение, 2004

Электронные ресурсы:

  1. www.intuit.ru/studies/courses (Открытые интернет-курсы «Интуит» по курсу «Информатика»).
  2. Информационные технологии, информатика, информация, ИКТ, ИТ [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://technologies.su/.

Самостоятельная работа №8

Придумать задачи и разработать алгоритмы (линейный, ветвление, циклический) последовательности действий по задачам  в виде блок-схем  в Visio.

Цель работы: повторить пройденный материал

Форма выполнения: отчета в Word (9  задач)

Необходимое оборудование: персональный компьютер, выход в сеть Интернет, MS Word

Придумать по три задачи на каждый из видов алгоритма: линейный, ветвление, циклический. Построить в  Visio блок-схемы и оформить отчет в Word.

Контрольные вопросы:

1. На кого рассчитан алгоритм, написанный на естественном языке?

2. Каким способом не может быть задан алгоритм?

3. Как называется алгоритм, записанный на «понятном» компьютеру языке программирования?

Информационное обеспечение:

Основные источники:

  1. Цветкова М.С. Информатика и ИКТ: электронный учеб.-метод. комплекс для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2015.

Дополнительные источники:

  1. Шауцукова Л.З. Информатика — М.:Просвещение, 2004

Электронные ресурсы:

  1. www.intuit.ru/studies/courses (Открытые интернет-курсы «Интуит» по курсу «Информатика»).
  2. Информационные технологии, информатика, информация, ИКТ, ИТ [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://technologies.su/.

Самостоятельная работа №9-11

Оформление отчетов по лабораторным работам 7-16

Цель работы: систематизировать и оформить результаты, полученные во время лабораторных работ

Форма выполнения: отчета в MS Word

Необходимое оборудование: персональный компьютер, выход в сеть Интернет, MS Word

Во время лабораторных работ заданы задачи, алгоритм решения которых реализуется в виде программы на языке программирования Pascal. Необходимо на каждую задачу построить блок-схему в Visio или в Word, а так же оформить отчет по лабораторным работам в Word.

Отчет должен содержать:

  • титульный лист;
  • формулировку задачи;
  • блок-схему;
  • скриншот кода программы;
  • скриншоты  результата выполненной программы.

Информационное обеспечение:

Основные источники:

  1. Цветкова М.С. Информатика и ИКТ: электронный учеб.-метод. комплекс для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2015.

Дополнительные источники:

  1. Шауцукова Л.З. Информатика — М.:Просвещение, 2004

Электронные ресурсы:

  1. www.intuit.ru/studies/courses (Открытые интернет-курсы «Интуит» по курсу «Информатика»).
  2. Информационные технологии, информатика, информация, ИКТ, ИТ [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://technologies.su/.


[1] Размер шрифта (кегль), его высота задается в пунктах. Пункт – единица, принятая в полиграфии. Обозначается буквами pt (пт). 1 pt – 0,352 мм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы раздела ПМ 2. Взаимодействие классного руководителя с родителями /МДК 03.01. Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя/

заданий Методические рекомендации содержат задания различного уровня сложности: обязательные и дополнительные, а также пояснения к их выполнению....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ (методические указания к курсовой и к контрольной работе)

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы закрепить и проверить знания, полученные студентами в процессе изучения учебного материала, а также выявить умение применять на практике методы анализа конкре...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по ПМ. 02 Производство рекламной продукции МДК 02.01 Выполнение рекламных проектов в материале

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по  МДК 02.01 Выполнение рекламных проектов в материале разработаны для студентов 2-4 курсов по специальности 42.02.01 Реклама и пре...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ПМ.05 «ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ПРОФССИЯМ РАБОЧИХ «МАНИКЮРША». «ПЕДИКЮРША» МДК 05.01 «ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ МАНИКЮРА»

методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по дисциплинеПМ.05 «Выполнение работ по профссиям рабочих «Маникюрша». «Педикюрша»МдК 05.01 «Технологи...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по ПМ.05 Выполнение работ с прикладным программным обеспечением

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов при изучении междисциплинарного курса МДК.05.01 «Технология использования прикладного программного обеспече...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ и по проведению практических занятий по ПМ.05 Методическое обеспечение образовательного процесса

Методические рекомендации  для обучающихся по выполнению самостоятельных работ и по проведению практических занятий по ПМ.05 Методическое обеспечение образовательного процесса...