МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Математические методы» ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 09.02.03
учебно-методическое пособие на тему

Коробкина Виктория Михайловна

Коробкина В. М. Методические указания для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Математические методы» Воронеж: «Воронежский государственный промышленно- экономический              колледж», 2015- 8 с.

Методические указания для самостоятельной работы включают в себя рекомендации по распределению времени в процессе работы над заданиями, методические указания по выполнению самостоятельной работы, задания для самостоятельной работы и библиографический список.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodichka_vneauditornaya_rabota_mat_metody.doc107 КБ

Предварительный просмотр:

ГБПОУ ВО Воронежский государственный промышленно- экономический колледж

КОРОБКИНА В. М.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Математические методы»

для специальности

230115 Программирование в компьютерных системах

Воронеж 2015 г.


ББК

Коробкина В. М. Методические указания для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Математические методы» Воронеж: «Воронежский государственный промышленно- экономический          колледж», 2015- с.

Методические указания для самостоятельной работы включают в себя рекомендации по распределению времени в процессе работы над заданиями, методические указания по выполнению самостоятельной работы, задания для самостоятельной работы и библиографический список.

Печатается по решению методического совета Воронежского государственного промышленно- экономического          колледжа.

© Воронежский государственный промышленно- экономический          колледж, 2015

Введение

Прогресс науки и техники, информационных технологий приводит к значительному увеличению научной информации, что предъявляет более высокие требования не только к моральным, нравственным свойствам человека, но и в особенности, постоянно возрастающие требования в области образования – обновление, модернизация общих и профессиональных знаний, умений специалиста.

К современному специалисту общество предъявляет достаточно широкий перечень требований, среди которых немаловажное значение имеет наличие у выпускников определенных способностей и умения самостоятельно добывать знания из различных источников, систематизировать полученную информацию, давать оценку конкретной финансовой ситуации. Формирование такого умения происходит в течение всего периода обучения через участие студентов в практических занятиях, выполнение контрольных заданий и тестов, написание курсовых и выпускных квалификационных работ. При этом самостоятельная работа студентов играет решающую роль в ходе всего учебного процесса.

Самостоятельная работа  - планируемая учебная, учебно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное (аудиторное) время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия (при частичном непосредственном участии преподавателя, оставляющем ведущую роль за  работой студентов).

Критерии оценки

  • «отлично» выставляется, если задание выполнено своевременно, коротко и точно раскрыты основные параметры, работа защищена;
  • «хорошо» выставляется, если задание выполнено своевременно, содержание раскрыто не полностью, работа защищена;
  • «удовлетворительно» выставляется, если задание выполнено несвоевременно, содержание неконкретно, работа не защищена. 

Государственным стандартом предусматривается, как правило, 50% часов из общей трудоемкости дисциплины на самостоятельную работу студентов.

Формы самостоятельной работы студентов разнообразны. Они включают в себя:

  • изучение учебной, научной и методической литературы, материалов периодических изданий с привлечением электронных средств официальной, статистической, периодической и научной информации;
  • подготовку докладов, презентаций, сообщений и рефератов, написание курсовых и выпускных квалификационных работ;  

Самостоятельная работа приобщает студентов к  творчеству, поиску и решению актуальных современных проблем.

Самостоятельная работа проводится с целью:

  • систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;
  • углубления и расширения теоретических знаний;
  • формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
  • развития познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности, организованности;
  • формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, совершенствованию и самоорганизации;
  • формирования общих и профессиональных компетенций;
  • развитию исследовательских умений.

Данные методические указания по организации и проведению самостоятельной работы студентов составлены в соответствии с содержанием рабочей программы учебной дисциплины «Математические методы» специальности 230115 Программирование в компьютерных системах

Требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

уметь:

  • составлять простейшие математические модели задач, возникающих в практической деятельности людей;
  • выбирать и обосновывать наиболее рациональный метод и алгоритм решения задачи, а также оценивать сложность выбранного алгоритма;
  • разрабатывать алгоритмы и программы для решения различных практических задач с применением математических методов;

знать:

  • основные понятия и принципы моделирования;
  • основные методологические подходы к решению математических задач, возникающих в ходе практической деятельности людей;
  • основные методы решения детерминированных задач и задач в условиях неопределенности, возникающих в практической деятельности.

Количество часов на освоение программы дисциплины для самостоятельной  работы-48 часов.

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

144

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

96

в том числе:

лабораторные занятия

практические занятия

44

контрольные работы

курсовая работа (проект)

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

48

в том числе:

самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)

  • решение задач

  • составление алгоритмов и схем для решения задач
  • подготовка докладов

  • подготовка к выполнению  практических работ

  • работа с конспектом по теоретической подготовке к занятиям

  • чтение дополнительной литературы

14

12

8

8

2

4

Итоговая аттестация в форме экзамена


Распределение часов на выполнение самостоятельной работы студентов по разделам и темам учебной дисциплины «Математические методы»

№ п/п

Тема

Вид самостоятельной работы

Количество часов

1

Понятие математических методов и моделей, их классификация

Решение задач по составлению математических моделей

4

2

Линейное программирование

Составление  алгоритма для графического метода решения задач линейного программирования. Решение задач методом потенциалов

6

3

Нелинейное программирование

Составление  алгоритма для решения задач методом Лагранжа. Работа с конспектом по теоретической подготовке  к занятиям

4

4

Динамическое программирование

Привести примеры задач, решаемых методом динамического программирования. Подготовка к выполнению практических работ

6

5

Алгоритмы на графах

Подготовка доклада по теме «Методы хранения графов в памяти эвм».

Выписать в тетрадь основные формулы

6

6

Система массового обслуживания

Выписать в тетрадь основные формулы.

Чтение доп. литературы

4

7

Имитационное моделирование

Решение задач методом имитационного моделирования

4

8

Прогнозирование

Подготовка к практической работе

4

9

Теория игр

Разъяснить отличия конфликта и игры.

Составить схему классификация игр.

6

10

Теория принятия решений

 Подготовка докладов «Системы массового обслуживания в повседневной жизни», «Составление количественных и качественных прогнозов», «Критерии принятия решений »

4

Итого

48 часов


2 Методические рекомендации для студентов по конкретным видам самостоятельной работы

2. 1 Подготовка доклада

Доклад – публичное сообщение на определенную тему, способствующее формированию навыков исследовательской работы, расширяющее познавательный интерес.

Работа над докладом состоит из следующих этапов:

- составление плана работы;

- систематизации полученных сведений;

- составление выводов и обобщений.

Доклад может быть представлен в устной и письменной форме.

Письменный доклад – это запись устного сообщения по какой-либо теме объёмом от пяти до пятнадцати страниц. В таком докладе не обязательно:

- выделять структурные элементы работы в виде плана;

- выделять заголовки внутри текста;

- ссылаться на использованную литературу по ходу текста.

Но обязательно следует приводить список всех используемых источников в конце работы. При подготовке доклада целесообразно соблюдать следующий порядок работы:

1. Подобрать литературу по изучаемой теме, познакомиться с её содержанием.

2. Пользуясь закладками, отметить наиболее существенные места или сделать выписки.

3. Составить план доклада.

4. Используя рекомендации по составлению тематического конспекта и составленный план, написать доклад, в заключение которого обязательно выразить своё отношение к излагаемой теме и её содержанию.

5. Прочитать текст и редактировать его.

6. Оформить в соответствии с требованиями к оформлению докладов

Критерии оценки подготовки доклада:

- полнота и качественность информации по заданной теме;

- свободное владение материалом доклада;

- логичность и четкость изложения материала;

- наличие и качество презентационного материала.

2.2 Подготовка сообщения

Регламент устного публичного выступления – не более 10 минут.

Работу по подготовке устного выступления можно разделить на два основных этапа: докоммуникативный этап (подготовка выступления) и коммуникативный этап (взаимодействие с аудиторией).

Работа по подготовке устного выступления начинается с формулировки темы. Лучше всего тему сформулировать таким образом, чтобы ее первое слово обозначало наименование полученного в ходе выполнения проекта научного результата (например, «Технология изготовления…», «Модель развития…», «Система управления…» и пр.).

Само выступление должно состоять из трех частей – вступления (10-15% общего времени), основной части (60-70%) и заключения (20-25%).

Вступление включает в себя представление авторов, название сообщения, расшифровку подзаголовка с целью точного определения содержания выступления, четкое определение стержневой идеи. Стержневая идея проекта понимается как основной тезис, ключевое положение.

План развития основной части должен быть ясным. Должно быть отобрано оптимальное количество фактов и необходимых примеров.

Критерии оценки подготовки сообщения:

- полнота и качественность информации по заданной теме;

- свободное владение материалом сообщения;

- логичность и четкость изложения материала;

- использование фактов при изложении материала, примеров, жизненных ситуаций;

- наличие и качество презентационного материала.


Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основная:

  1. Партыка Т.Л., Попов И.И. Математические методы: Учебник. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2014.
  2. Плотников А.Д. Математическое программирование: экспресс курс / А.Д. Плотников. -Мн.: Новое знание, 2013. - 171 с.

Дополнительная:

  1. Вентцель Е. С. Исследование операций: задачи, принципы, методология. - М.: Наука, 2012..
  2. Шелобаев С. И. Математические методы и модели. - М.: Юнити, 2012. -"Стр. 80-91, 98-138.
  3. Барсук В. А., Губин Н. М., Батый А. Р. Экономико-математические методы и модели в планировании и управлении в отрасли связи. - М. Радио и связь, 2013. - Стр. 17-46,168-172,205-213.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОХРАНА ТРУДА»

Дисциплина «ОХРАНА ТРУДА» входит в профессиональный цикл образовательной программы по специальности 190631 Техническое обслужив...

Методические указания для внеаудиторной самостоятельной работы студентов.

Методические указания для внеаудиторной самостоятельной работы студентов....

Методические рекомендации к внеаудиторной самостоятельной работе студентов по дисциплине « ФИЗИКА »

Методические рекомендации к внеаудиторной самостоятельной работе студентов по  учебной дисциплине/МДК разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта и действующей ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОCНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ БАЗ ДАННЫХ» для специальности 09.02.04 «Информационные системы (по отраслям)»

Методические указания по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «Основы проектирования баз данных». Предназначены для студентов специальности среднего профессионального...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «УСТРОЙСТВО И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ» для специальности 09.02.04 «Информационные системы (по отраслям)»

Методические указания по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «Устройство и функционирование информационной системы». Предназначены для студентов специальности средне...

Методические указания по внеаудиторной самостоятельной работе по учебной дисциплине Физическая культура

Методические указанияпо внеаудиторной самостоятельной работе по учебной дисциплине Физическая культура Специальность: 54.02.01. Дизайн (по отраслям)( Графический дизайн)...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ ОП.0.5 Допуски, посадки и технические измерения для профессии 23.01.10 «Слесарь по обслуживанию и ремонту подвижного состава»

Цель методических указаний состоит в обеспечении эффективности внеаудиторной самостоятельной работы, определении ее содержания, установления требований к оформлению и результатам самостоя...