Главные вкладки

    Урок по информатике с использованием сингапурских методик
    план-конспект урока на тему

    Кострина Елена Николаевна

    Урок по теме  "Целочисленное деление и деление по модулю в Turbo Pascal", изучаемой в курсе  дисциплины "Информатика и ИКТ", 9 класс.

    Цели:

    Образовательные: познакомить учащихся с операциями целочисленного деления (div) и деления по модулю (mod) в среде программирования Turbo Pascal.

    Развивающие: формирование умения анализировать, учить выделять главное, выполнять четкий грамотный просчет по фрагментам программ.

    Воспитательные: воспитывать познавательную активность, четкость и самостоятельность при принятии решений.

    Урок составлен с использованием сингапурской методики обучения. В процессе урока использовались следующие сингапурские образовательные технологии: технология RallyCoachструктура Fan-N-Pick​ и др.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Урок по информатике с использованием сингапурских методик.

    Учитель:  Кострина Елена Николаевна

    Место работы: ГБОУ «Тетюшская кадетская школа-интернат им. Хапаева В.А.» Республика Татарстан

    Тема: Целочисленное деление и деление по модулю в Turbo Pascal.

    Класс: 9

    Цели урока.

    Образовательные: познакомить учащихся с операциями целочисленного деления (div) и деления по модулю (mod) в среде программирования Turbo Pascal.

    Развивающие: формирование умения анализировать, учить выделять главное, выполнять четкий грамотный просчет по фрагментам программ.

    Воспитательные: воспитывать познавательную активность, четкость и самостоятельность при принятии решений.

    Тип урока. Изучение нового материала.

    Оборудование: презентация по теме урока с основными понятиями и для проверки самостоятельной работы учащихся, раздаточный материал с заданиями, компьютеры с ПО Turbo Pascal, проектор, интерактивная доска.

    Дидактические методы и методики: беседа, диалог, проблемные ситуации, мозговая атака, передача знаний, конспектирование, анализ, точность, объективность, критический взгляд, обобщение, взаимообучение и взаимоконтроль, алгоритмизация, упражнение.

    Формы деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

    Ход урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    I этап. Организационный момент.

    Цель: Мотивация учащихся на восприятие материала.

    Здравствуйте, ребята! Я приветствую вас на уроке информатики. Сегодня у нас урок изучения нового материала. Обратите внимание на экран.

    Слайд 2.

    На доске записаны два выражения 138:3 и 139:3. Выполните вычисления.

    Какие числа у вас получились? Слайды 3-4

    Первым ответом я довольна. Для решения второго примера разберем ситуацию.

    Слайд 5.

    Мама пришла в магазин и купила 139 тетрадей в клетку на весь учебный год. У нее 3 детей школьников. Она должна разделить тетради поровну. Вопрос сколько тетрадей получат школьники?

    Время подумать 5 сек. Теперь обсуждаем и записываем решение примера на листочке (10 сек).

    Попрошу ответить на поставленный вопрос 3 ученик 2 стола. (46 тетрадей) А сколько тетрадей останется? (1). 

    Слайд 6.

    Значит, 139:3=46 (ост.1)

    Слайд 7.

    Обратим внимание, на примеры 138:3=46 и 139:3=46(ост.1).

    – Подумайте 5 сек, что общего у этих примеров и в чем различие. Обсудите 10 сек. Выслушаем номера 2.

    Назовем компоненты, при делении.

    Что появляется в записи второго примера?

    Как вы думаете, можем ли мы записать первый пример как второй.

    Слайд 8.

    Итак, мы выполнили с вами операцию деление.

    Что мы можем получить в результате деления?

    Слайд 9.

    Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с операторами целочисленного деления и деления по модулю (т.е. получение остатка от целочисленного деления) в Turbo Pascal. Запишите тему урока в тетрадь.

    138:3=46 139:3=46,333…

    Оба примера на деление

    делимое, делитель, частное

    остаток

    Да,

    138:3=46 (ост. 0)

    целую часть и остаток от деления

    записывают

    III этап. Изучение нового материала.

    Цель: познакомить учащихся с оператором целочисленного деления и деления по модулю.

    Слайд 10

    1) Операция целочисленного деления обозначается словом - div.
    Данная операция возвращает целую часть числа, а дробную отбрасывает.

    Рассмотрим примеры:

    Вещественное

    (обычное) деление

    Целочисленное

    деление

    11/5=2.2

    11 div 5=2

    15/5=3.0

    15 div 5=3

    2/3=0.666666…

    2 div 3=0

    25/10=2.5

    25 div 10=2

    37/10=3,7

    37 div 10=3

    12/10=1,2

    12 div 10=1

    Характерная особенность операции Div: при делении числа N на 10 она всегда отбрасывает последнюю цифру числа N.

    2) Рассмотрим другую операцию: деление по модулю или получение остатка от целочисленного деления. Она обозначается словом -
    mod.
    Слайд 11.

    Данная операция производит целочисленное деление, отбрасывает целую часть этого деления и возвращает остаток от данного деления.

    Слайд 12.

    Выполним задание, применив технологию RallyCoach
    (работа в парах) –
    приложение 1.
    На выполнение данной работы вам отводиться 2 минуты
    – слайд 13.
    Проверим выполненное задание -
    слайд 14.

    Вещественное

    (обычное) деление

    Целочисленное

    деление

    Деление по модулю

    11/5=2.2

    11 div 5=2

    11 mod 5=1

    15/5=3.0

    15 div 5=3

    15 mod 5=0

    9/4=2,25

    9 div 4=2

    9 mod 4=1

    7/3=2.333333…

    7 div 3=2

    7 mod 3=1

    17/3=5,6666

    17 div 3=5

    17 mod 3=2

    25/10=2.5

    25 div 10=2

    25 mod 10=5

    12/10=1,2

    12 div 10=1

    12 mod 10=2

    37/10=3,7

    37 div 10=3

    37 mod 10=7

    48/10=4,8

    48 div 10=4

    48 mod 10=8

    Характерная особенность операции Mod: при делении числа N на 10 она всегда оставляет последнюю цифру числа N.

    За успешную работу поблагодарим друг друга, сказав соседу по плечу «Спасибо за сотрудничество!» - слайд 15.


    Запомните!!! Операции Div и Mod работают только с целыми числами!

    IV этап.  Первичное закрепление новой темы.

    Цель: Первичная проверка усвоения теоретического материала.

    Слайд 16.

    1. Выполним структуру Fan-N-Pick (веер) – приложение 2.

    Слайд 17 – на эту работу вам отводиться 5 минут

    Задания:

    1. Определите значение целочисленной переменной с после выполнения следующего фрагмента программы.

    a:=11;

    b:=a mod 4;

    a:=a+24;

    c:=a div b;

    1. Определите значение выражения x после выполнения фрагмента программы.

    x:=7;

    z:=3*x+1;

    y:=z mod 4;

    x:=z div y;

    1. Определите значение выражения e после выполнения фрагмента программы.

    b:=18;

    a:=(b+8) mod 7;

    e:=b div a;

    1. Определите значение выражения a после выполнения фрагмента программы.

    a:=15;

    b:=(a+4) mod 3;

    c:=a-b;

    a:=c div a;

    А теперь проверим результаты.

    Встанут те участники команды, которые находили значение переменной С.

    Я прошу пройти к доске участника, у кого день рождение летом.

    Встанут те участники команды, которые находили значение переменной Х.

    Я прошу пройти к доске участника, кто выше.

    Встанут те участники команды, которые находили значение переменной E.

    Я прошу пройти к доске участника, кто проснулся сегодня раньше.

    Встанут те участники команды, которые находили значение переменной А.

    Я прошу пройти к доске участника, у кого день рождения ближе всего к празднику Новый год.

    Молодцы! Вы очень хорошо справились с заданием. Поблагодарим друг друга за работу – поаплодируем – слайд 18.

    V этап. Формирование умений и навыков.

    Слайд 19.

    Задача: Дано натуральное двузначное число а. Найти сумму и произведение цифр данного числа, а также вывести новое число, в котором цифры числа а «поменялись» местами. 

    Исходные данные: a – двузначное число

    Искомый результат: S-сумма, P-произведение, n – число, в котором цифры «поменялись» местами.

    Промежуточные величины: а1 – первая цифра двузначного числа, а2 – вторая цифра двузначного числа.

    Вопрос к учащимся: Какого типа будут все переменные в задаче? Почему?

    - Как поменять местами цифры в двузначном числе?

    Хорошо.
    Какими способами мы можем записать решение данной задачи?

    Слайд 20.
    Каждый стол будет выполнять один из способов записи. Я даю вам время подумать и записать свое решение (
    1 минута). Выполняем.

    Начиная с участника под номером один, вы начинаете высказывать свои мнения, обсуждаете и выполняете командную работу на альбомном листе – 3 минуты – слайд 21.

    Прошу участников под номером четыре с каждого стола записать решение на доске.

    Задача остальных – внимательно посмотреть запись других команд.

    Проговаривают примеры

    2 минуты

    Проговаривают примеры

    тип integer

    5 минут

    Один решает у доски с объяснением

    На алгоритмическом языке, в виде блок-схемы, на языке программирования

    VI этап. Практическая работа учащихся на компьютере.

    Цель: Закрепить полученные знания на практике.

    Ввод, отладка, тест программы.

    Оказываю индивидуальную консультацию и помощь учащимся.

    Выполняют практическую работу за ПК.

    Один учащийся за моим ноутбуком.

    VII этап. Итог урока.

    Цель: Проверить степень усвоения теоретического и практического материала.

    Подвожу итоги урока, выставляю и комментирую оценки учащихся (по возможности индивидуально).

    VIII этап. Домашнее задание.

    Выучить основные понятия по теме урока из тетради.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Открытый урок информатики с применением сингапурских методов (структур) Составитель презентации Кострина Елена Николаевна

    Слайд 2

    138:3 139:3

    Слайд 3

    138:3=46 139:3

    Слайд 4

    138:3=46 139:3=46,3333(3)

    Слайд 5

    Мама пришла в магазин и купила 139 тетрадей в клетку на весь учебный год. У нее 3 детей школьников. Она должна разделить тетради поровну. Вопрос – сколько тетрадей получат школьники?

    Слайд 6

    139:3=46 (ост.1)

    Слайд 7

    138:3=46 139:3=46 (ост.1) д елимое делитель частное

    Слайд 8

    138:3=46 (ост. 0 ) ц елая часть остаток при делении

    Слайд 9

    Тема урока: Операторы целочисленного деления и деления по модулю.

    Слайд 10

    Операция целочисленного деления обозначается словом - d iv Вещественное (обычное) деление Целочисленное деление 11/5=2.2 15/5=3.0 2/3=0.666666… 25/10=2.5 37/10=3,7 1 4 2/10=1 4 ,2 11 div 5=2 15 div 5=3 2 div 3=0 25 div 10=2 37 div 10=3 1 4 2 div 10=1 4

    Слайд 11

    Деление по модулю или получение остатка от целочисленного деления- mod 7 3 6 2 1 div mod

    Слайд 12

    RallyCoach Ученик A решает первую задачу и проговаривает ее в слух. Ученик B смотрит и слушает, проверяет, поправляет при необходимости и хвалит. Ученик В решает следующую задачу. Ученик А смотрит и слушает, проверяет, поправляет при необходимости и хвалит. Ученики повторяют по очереди. Решают последующие задачи.

    Слайд 13

    ВРЕМЯ

    Слайд 14

    Вещественное (обычное) деление Целочисленное деление Деление по модулю 11/5 11 div 5=2 15/5 15 div 5=3 9/4 9 div 4=2 25/10 25 div 10=2 37/10 37 div 10=3 12/10 12 div 10=1 48/10 48 div 10=4 11 mod 5=1 1 5 mod 5=0 9 mod 4=1 25 mod 10=5 37 mod 10=7 12 mod 10=2 48 mod 10=8

    Слайд 15

    Спасибо за сотрудничество!

    Слайд 16

    Fan-N-Pick ( веер) Ученик 1 держит карточки веером и говорит «Достань любую карточку» Ученик 2 достает карточку и зачитывает вопрос в слух. Затем он дает 5 сек. времени подумать. Ученик 3 отвечает. Ученик 4 дает отзыв на ответ (ответы типа Да/Нет, проверяет, хвалит или помогает на него ответить) Ученики меняются ролями по часовой стрелке.

    Слайд 17

    ВРЕМЯ

    Слайд 18

    Поблагодарим друг друга

    Слайд 19

    Задача: Дано натуральное двузначное число а . Найти сумму и произведение цифр данного числа, а также вывести новое число, в котором цифры числа а «поменялись» местами. Исходные данные: а – двузначное число Искомый результат: S – сумма P – произведение n – число, в котором цифры «поменялись» местами. Промежуточные величины: а1 – первая цифра двузначного числа а2 – вторая цифра двузначного числа

    Слайд 20

    1 2 3 Блок-схема Запись на алгоритмическом языке Программа на языке Turbo Pascal

    Слайд 21

    ВРЕМЯ


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока русского языка "Причастие. Правописание суффиксов причастий" с использованием сингапурских структур

    На уроке обобщается и систематизируется материал о  причастии, правописании суффиксов причастий, совершенствуются орфографические и пунктуационные навыки, формируются практические умения и навыки...

    Методические рекомендации использования проектной методики на уроках производственного обучения

    Этот метод ориентирован на самостоятельную деятельность студентов. Самостоятельная творческая работа выполняется студентами или их группой под руководством преподавателя. В образовательной области &la...

    Программа «Использование интерактивной доски на уроках» (дисциплина «Информатика») в рамках самообразования педагога

    Программа по использованию интерактивной доски на уроках по дисциплине «Информатика» составлена в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) и предусматрива...

    урок по информатике. Тема «Использование графического редактора Corel Draw в оформлении многостраничного документа».

    Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений, формирования практических навыков.Вид урока: комбинированный.Технология: личностно-ориентированная, технология проектного обучения, элементы тех...

    Методическое пособие «Методика проведения инновационных уроков профессионального обучения с использованием активных методов обучения».

    Методическое  пособие по применению активных методов обучения (АМО) в процессе инновационного обучения для педагогов образовательных организаций....

    План-конспект открытого урока. Специальность 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям) Тема урока: «Создание сайта с использованием HTML + CSS»

    Тема  программы: «Создание гипертекстовых документов».  Вид занятия: Урок учебной практике.Тип и вид урока: Комбинированный урок обучения умениям и навыка.Методы обучения: нагляд...