«Использование структур сингапурской методики для повышения качества обучения во время учебных занятий»
статья

 

Данная статья  разработана для преподавателей, представляет собой комплекс материалов по методике преподавания учебных дисциплин с учетом современных технологий обучения, направленных на повышение качества обучения, на примере дисциплины «Литература».

 

Сингапурская методика обучения состоит из набора тезисов и формул, называемых структурами, из которых строится учебное занятие. Соединять их друг с другом можно в любой последовательности. Особенность методики заключается в том, что в центре обучения находится «ученик», самостоятельно обучающийся, развивающийся, мыслящий, работающий в команде. Работа основывается на создании комфортной психологической атмосферы.

 

Сингапурская методика обучения может быть полезна для СПО в нескольких аспектах: во-первых, способствует формированию у обучающихся коммуникативных компетенций, навыков сотрудничества, развитию критического мышления, креативности, позволяющих добиться успеха в современном обществе; во-вторых, способствует повышению учебной мотивации, что благоприятно сказывается на качестве обучения; в-третьих, способствует повышению качества образования обучающихся, что позволяет подготовить профессионально грамотных специалистов; в-четвертых, позволяет преподавателю внести  новые методы в образовательный процесс, переосмыслить и направить его в сторону групповых и парных форм работы с обучающимися.

 

Сингапурская методика обучения может быть использована в рамках дисциплин ОГСЭ,  общепрофессиональных и спецдисциплин на этапе проверки домашнего задания, повторения пройденного и изучения нового материала.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Использование структур сингапурской методики для повышения качества обучения во время учебных занятий»

 

Автор:

Прусакова Елена Юрьевна

Преподаватель русского языка и литературы

ГБПОУ «Миасский медицинский колледж»

Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования (ФГОС СПО) предъявляют высокие требования к обучающимся колледжей. Образовательный стандарт обозначает в качестве приоритетного направления целостное развитие личности в системе образования через формирование универсальных учебных действий (УУД). «Под универсальными учебными действиями понимается совокупность действий учащегося, обеспечивающих социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, культурную идентичность и толерантность». В широком значении УУД – это умение учиться, способность к саморазвитию путем активного поиска и усвоения знаний. У обучающихся в СПО формируются общие и профессиональные компетенции [8].

Учебная деятельность построена таким образом, что профессиональные умения, навыки, знания у выпускников колледжа должны удовлетворять требования работодателей. Задача преподавателя заключается в развитии у обучающихся универсальных учебных действий, общих компетенций так, чтобы они стали фундаментом для развития профессиональных компетенций. Необходимо совершить переход от обучения как преподнесения преподавателем системы знаний к активному решению проблем с целью выработки определенных решений; от освоения отдельных учебных предметов к межпредметному изучению сложных жизненных ситуаций; к сотрудничеству обучающихся и педагогов в ходе овладения знаниями[10].

Преподаватель строит учебный процесс таким образом, что студент учится умению самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор; умению общаться, взаимодействовать с людьми; умению результативно мыслить и работать с информацией в современном мире; умению сформулировать проблему и найти способ её решения.

Если преподаватель систематически работает над совершенствованием своей педагогической техники и применяет структуру и технологии современного урока, то, во-первых, создаются условия для развития у обучающихся универсальных учебных действий, а во-вторых, студенты успешно овладевают общими и профессиональными компетенциями.

Современный урок должен заключать в себе следующие аспекты: активное целеполагание (четкая формулировка педагогических целей и способов их достижения, позволяющая преподавателю исполнять роль наставника), обеспечение проблемного, развивающего характера образования (отказ от репродукции в пользу сотворчества, самостоятельное формулирование обучающимися вопросов и выводов), что способствует осуществлению самостоятельных открытий, поиску, экспериментаторству; формирование положительной мотивации, развитие у обучающихся уверенности в собственных силах, готовность преодолевать трудности для достижения положительного учебного опыта; индивидуальный подход к обучающимся (учет возможностей, способностей, эмоционального настроя учеников, гарантирующий поддержание обратной связи и возможность оперативного реагирования на учебные проблемы); рефлексия (подведение итогов учебного процесса, обобщение полученных знаний) [2]..

В современном мире существует достаточное количество педагогических методик, позволяющих построить учебное занятие согласно требованиям ФГОС. Существует Сингапурская методика обучения, целью которой является активное включение обучающегося в процесс усвоения учебного материала.

Сингапурская методика обучения (Метод кооперативного обучения) - это вариант обучения в сотрудничестве, связанный с большим разнообразием обучающих структур.

Метод основан на технологии сотрудничества, работе в малых группах по 4 человека, парном обучении, проектной деятельности.

Существуют базовые составляющие кооперативного обучения:

1. Позитивное взаимоотношение. Группа работает как единое целое, имеет одну цель, достижение которой возможно только совместными усилиями всей команды.

2. Индивидуальная ответственность. Каждый представитель группы ответственен за достижение цели.

3. Взаимное общение.

4. Постепенная выработка коммуникативных умений.

Особенностью вышеуказанной методики обучения является позитивный настрой обучающихся, четкое выполнение заданий, ответственность каждого за результат, временные рамки, возможность применения структур в удобном для преподавателя порядке, индивидуальный подход к оцениванию работы обучающегося на занятии.

Критерием оценивания деятельности обучающегося на занятии являются устные ответы на любом этапе учебного занятия, письменные индивидуальные ответы.

 Цель статьи заключается в следующем: показать возможность использования структур сингапурской методики во время учебных занятий в качестве новых педагогических технологий на примере дисциплины «Литература».

Актуальность: ХХI  век информационных технологий диктует преобразование нынешних методик обучения в более прогрессивные. Новые приоритеты в образовании побуждают педагогов к поиску новых современных эффективных технологий преподавания, позволяющих достичь более высоких результатов обучения и воспитания, внедрять новые образовательные технологии в учебный процесс. Сингапурская  методика обучения отвечает запросам современного образования: в центре учебного процесса находится ученик, который учится самостоятельно думать, отвечать на поставленные вопросы, выдвигать проблемные вопросы, сотрудничать с коллективом. Сингапурская методика также  позволяет развить важные компетенции XXI века: коммуникация, сотрудничество, критическое мышление, креативность.

Основной целью современного этапа развития образовательной системы в Сингапуре является создание стимулирующей среды, которая мотивировала бы каждого человека учиться на протяжении всей жизни, получать новые знания и навыки, осваивать технологии, развивать дух инноваций и предпринимательства, уметь рисковать и брать на себя ответственность и обязательства [1].

В основе сингапурской методики лежит система обучения Спенсера Кагана cooperative learning (кооперативное обучение), идеи известного русского психолога Льва Выготского и советских педагогов Давыдова и Эльконина; отечественные специалисты подчёркивают, что эти приёмы присутствуют и в методиках педагогов 90-х. гг. – «Драмогерменевтике» П.М. Ершова и социоигровой методике В.М. Букатова и Е.А. Ершовой. В отечественной педагогике к понятию „кооперативное обучение“ наиболее близки понятия „педагогика сотрудничества“ и коллективные / групповые формы работы [3].

Данные методы используются в школах Сингапура, они основаны на командных формах работы, создании психологически комфортной, безопасной среды для обучающихся, использовании разнообразных структур как для академических целей, так и для классбилдинга (объединение класса), тимбилдинга (объединение команды) и т. д. [4].

Сингапурская методика обучения непривычна для отечественной системы образования (в которой учебное занятие строится по принципу «учитель-ученик», где учитель является источником информации). Преподавание по этой методике сводится к своеобразной игре, в которой принимают участие абсолютно все. В центре вышеуказанной методики находится «ученик».

Современный урок по Сингапурской методике - это: командные формы работы; обучение в сотрудничестве; ответственность каждого за результат; 4К - коммуникативность, креативность, критическое мышление, коллаборация.

В сингапурской системе урок выстраивается из разнообразных элементов, как в конструкторе «Лего». В русском переводе их называют «структурами». Каждая структура имеет жесткие рамки и собственное название. Соединять их друг с другом можно в любой последовательности [12].

По требованию компании «Educar», владеющей авторскими правами на эту методику, педагог должен использовать только английские названия структур, которые весьма своеобразны.

Прежде чем приступить непосредственно к групповым формам работы, необходимо предварительно организовать обучение в группах, которое проходит в несколько этапов:

  1. Ознакомительно-мотивационный.

Главная задача первого этапа состоит в том, чтобы заинтересовать обучающихся новой формой работы на занятии, для этого необходимо придерживаться следующих принципов:

•        взаимозависимость всех членов группы;

•        личная ответственность каждого;

•равная доля участия каждого;

•рефлексия (обсуждение качества работы группы с целью самосовершенствования).

  1. Диагностический.

Проводится диагностическое исследование. На основании полученных результатов, одновременно учитывая пожелания обучающихся, формируются разноуровневые группы, предполагающие переход из группы после проведения текущей диагностики эффективности групповой деятельности. Также диагностические исследования помогают студентам определиться с ролями в группах (выбрать капитана, помощников капитана и т. д.).

  1. Этап подготовки учебного пространства.

На этом этапе расставляются парты для свободно взаимодействия обучающихся лицом к лицу, происходит деление группы на команды, выдается раздаточный материал.

  1.  Этап психологической подготовки.

Это этап приучения учеников к определенным условиям работы:

•        взаимодействовать в группе с любым партнером или партнерами;

•        вежливо и доброжелательно общаться с партнерами;

•        испытывать чувство ответственности не только за собственные успехи, но и за успехи своих партнеров, всего класса [6].

Таким образом, класс/группа разбивается на группы по 4 человека, каждая группа – сплоченная команда [9] и размещается за парты.  Парты должны отходить лучами от стола преподавателя для того, чтобы никто не сидел спиной к нему.

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/038b/000867fa-2c79a382/img0.jpg

На столах обязательно должна присутствовать карточка «Мэнэдж Мэт» (инструмент для управления классом), позволяющая эффективно разместить учеников в группах. У каждого студента есть “shoulder partner” ("партнер по плечу") и “face partner” ("партнер, который сидит напротив").

Обучающиеся должны поприветствовать друг друга: партнеры по плечу дают пять друг другу; партнеры по лицу - ударяются кулачками и улыбаются друг другу; а затем все вместе приветствуют друг друга, соприкасаясь правой рукой.

Данный организационный момент является неотъемлемой частью сингапурской методики преподавания, служит для эмоционального и психологического спокойствия.

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0d1e/000eda2d-79cc9364/img9.jpg

Далее используется структура «ХАЙ ФАЙВ», дословно «дай пять» - сигнал тишины и привлечения внимания. Эта структура используется после звонка в начале занятия. Преподаватель поднимает руку и говорит, обращаясь к классу: «Хай файв!»

Обучающиеся в ответ должны тоже поднять руку и посмотреть на преподавателя.  Данная структура учит сконцентрировать внимание на педагоге и приготовиться к следующему этапу работы. Её можно заменить на хлопки: преподаватель делает два медленных хлопка и следом три быстрых; обучающиеся отвечают двумя хлопками, показывая то, что они готовы слушать преподавателя.

Команды получают задания и выполняют его. По сигналу коллектив оперативно меняется, группы перемешиваются, и образуются новые команды (четверки или пары). Дается вопрос или новое задание, время ограничивается, обучающиеся активно обмениваются информацией и навыками. По сигналу преподавателя «стоп!» само-, и взаимообучение прекращается, преподавателем  начинается подведение общих итогов.

Преподаватель строго следит за регламентом выполнения структур.

В сингапурской методике обучения всего 250 структур. В данной работе приведены примеры уже используемых структур на учебных занятиях по дисциплине «Литература».

«Литература» является одной из тех дисциплин, где обучающиеся могут раскрыть и раскрывают свои коммуникативные  навыки, учатся размышлять над философскими вопросами, рассматривать и оценивать жизненные принципы и позицию литературных героев.

 К данной дисциплине можно применить практически все структуры сингапурской методики. Обучающие структуры легко сочетаются друг с другом, их можно менять в любом порядке по желанию преподавателя. Применение обучающих структур возможно на любом этапе урока. В рамках одного учебного занятия можно использовать несколько структур в качестве проверки домашнего задания, а затем перейти к традиционной форме учебного занятия. Или же, по желанию преподавателя, полностью построить занятие из структур.

1. КЛОК БАДДИС (Clock buddies) - обучающая структура, в которой на заранее приготовленной картинке часов обучающиеся записывают в определенное время встречи с 3-4 однокурсниками,  встречаются с ними по

https://cloud.prezentacii.org/19/10/166357/images/screen8.jpg

часам.

       Преподаватель дает задание группе. Один обучающийся, свободно перемещаясь по классу, подходит к другому обучающемуся, назначив встречу на определенное время, например, на 12 часов дня. Затем, по такому же принципу, назначает ещё две встречи на разное время с разными одногруппниками. На назначение одной встречи преподаватель дает 30 секунд.

Далее по команде обучающиеся согласно расписанию со встречами обсуждают определенное задание преподавателя, благодарят друг друга. Обсуждение с каждым участником длится 30 секунд. Затем преподаватель предлагает обсудить решение обучающимся, встретившихся, например, в 3 часа [5]. Он проводит опрос среди 2-3 человек, оценивая у студентов подготовку к занятию, память.

Цель структуры - организация парной работы в удобное для преподавателя время на протяжении одного или нескольких уроков.

Данную структуру можно использовать как при проверке домашнего задания, так и при изучении нового материала.

Структура КЛОК БАДДИС (Clockbuddies) сочетается со структурой КУИЗ-КУИЗ-ТРЕЙД (Quiz-Quiz-Trade) в качестве проверки домашнего задания. Обучающимся необходимо назначить три встречи в разное время одногруппникам, подготовив заранее вопрос с ответом на листочке на тему «Герои и их характеристика  в романе-эпопея «Война и мир» Л.Н.Толстого». Студенты придумывают на листочке размером 5х5 см вопрос и ответ на заданную тематику. Во время встречи по часам они по очереди задают вопрос собеседнику, дожидаются ответа, меняются вопросами и уже с новым вопросом подходят к следующему собеседнику.  На выполнение задания отводится 3 минуты. Во время встреч  студенты вспоминают и повторяют героев из вышеуказанного произведения. После завершения задания преподаватель может попросить 2-3 человек прочесть их вопрос или задать свой, вспомнить вопрос, который  был задан им. Преподаватель оценивает знания и память студента.

2. ДЖОТ ТОТС (Jot Thoughts) - обучающая структура, в которой участники громко проговаривают придуманное слово по заданной теме,

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/05/01/s_5cc93daa93b64/img5.jpg

записывают его на листочек, кладут его в центр стола лицевой стороной вверх.

       На столе у каждой команды лежат листы формата А4. Преподаватель предлагает участникам под номером один (очередность определяется карточкой "Менедж Мэт") взять чистый лист бумаги, разделив его пополам, половину отдать

партнеру по плечу. Затем эту половинку разделить пополам и половину отдать партнеру по лицу. Теперь каждый участник делит лист на 4 части. Преподаватель даёт задание всем группам одновременно. Даёт 30 секунд на размышление. Затем каждый обучающийся записывает на четырех листах свои мысли, проговаривая их для членов команды. Мысли не должны повторяться. Итого в группе должно получиться 16 мыслей-ответов, которые размещаются в центре стола. Необходимо каждой группе из 16 выбрать 9 самых актуальных ответов и выложить в центр стола. На выполнение задания дается 3 минуты.

Преподаватель проводит опрос 2-3 команд,  добиваясь верной формулировки ответа на поставленный вопрос.

Цель – систематизировать полученные ранее знания по теме, научиться в краткой форме формулировать мысли.

Данная структура позволяет оценить подготовку обучающегося к занятию, проверить коммуникативные навыки, умение работать в команде.

Структура ДЖОТ ТОТС (JotThoughts) в рамках дисциплины применяется при изучении сложного понятия, события, вызывающего спорный момент у обучающихся, как при закреплении пройденного материала, так и нового. Структуру можно сочетать с ТИК-ТЭК-ТОУ (Tic-Tac-Toe).

Обучающиеся делят лист бумаги формата А4 на 16 частей и раздают их всем членам команды. Каждая команда должна будет написать 16 ассоциаций к слову «обломовщина» по произведению «Обломов» И.А.Гончарова.

Каждый член команды придумывает слово, связанное с изучаемым понятием;  проговаривает его остальным членам команды; записывает его на листочек; кладет лицевой стороной вверх в центр стола. Все должны повторить шаги 1-4, пока не будут использованы все карточки.

На выполнение задания отводится 3-4 минуты. После завершения задания преподаватель может попросить 2-3 человек из разных команд составить предложение из ассоциаций, расположенных по диагонали/горизонтали/вертикали.

При выполнении данной структуры у обучающихся задействованы умственные, коммуникативные навыки, формируется командный дух.

3. РЕЛЛИ РОБИН (RallyRobin) - обучающая структура, в которой два

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0371/00114180-4951b9f3/img19.jpg

участника (пару можно образовать с соседом по парте; партнером по плечу, лицу; пара может образоваться при передвижении методом «дай пять») поочередно обмениваются короткими ответами в виде списка.

Преподаватель задаёт вопрос или вопросы, на который требуется ответить одним словом или дать ответ "да/нет". На каждый ответ даётся не более 10 секунд.

Свои ответы пара пишет на листочках. По завершении времени преподаватель даёт возможность в течение 1-2 минут обменяться с партнёрами ответами, обсудив их.

Далее преподаватель выбирает 3-4 пары для того, чтобы оценить знания по данному вопросу. Если же ответ дан неправильно, то сосед или группа корректирует знания обучающегося.

Данную структуру можно использовать при проверке домашнего задания, а также при изучении новой темы в качестве закрепления материала

Цель – обменяться с партнёром собственным мнением по вопросу занятия.

Структура РЕЛЛИ РОБИН (RallyRobin) может использоваться при изучении проблемных вопросов на занятиях. Например, образ Наполеона в романе-эпопея «Война и мир» Л.Н.Толстого.  Обучающиеся создают пару, обдумывают ответ. Каждый участник в паре записывает на листочке ответ на вопрос в виде списка. В парах устно по очереди дают короткие ответы на вопрос преподавателя. Педагог выборочно спрашивает 3-4 пары.

На выполнение задания отводится 3-4 минуты.

4. ТИК-ТЭК-ТОУ (Tic-Tac-Toe) «Крестики-нолики» - обучающая

https://fs00.infourok.ru/images/doc/226/35474/2/img7.jpg

структура, используемая для развития критического и креативного мышления, в которой участники составляют предложения, используя три слова, расположенных в любом ряду по вертикали, горизонтали и диагонали. По команде преподавателя первый участник группы готовит карточки (листочки бумаги с одним словом по конкретной теме на каждом листочке)

или просит студентов подготовить карточки (листочки бумаги с одним словом по конкретной теме на каждом листочке). Обучающиеся раскладывают листочки в виде квадрата 3 на 3, составляют предложение и озвучивают его.

На выполнение задания отводится 3- 5 минут. Преподаватель оценивает ответ 3-4 групп.

Цель - установить смысловую связь слов, используя правила лексического и грамматического оформления в речи.

Структура ТИК-ТЭК-ТОУ (Tic-Tac-Toe) используется при изучении нового материала, на семинарах, в тех случаях, когда вопрос не предполагает односложного ответа.

Обучающимся дается задание: «объяснить суть теории Родиона Раскольникова в романе «Преступление и наказание». Участники команды раскладывают листочки в виде квадрата 3 на 3, записав на них односложные ответы. Преподаватель просит обучающихся составить предложения, используя любые три слова, расположенные на одной линии (по вертикали, по горизонтали или по диагонали). Педагог выборочно спрашивает 3-4 команды.

5. ТАЙМД ПЭА ШЭА (Timed – Pair – Share) «Время – пара – делиться» - обучающая структура, в которой на заданный вопрос

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/09cc/00012ec3-43142721/img12.jpg

преподавателя 2 участника делятся развёрнутыми ответами в течение определённого количества времени.

Преподаватель задаёт вопрос по теме урока и даёт время на обдумывание (5-10 секунд) Один ученик отвечает на вопрос, второй слушает, не перебивает и не комментирует ответ. В случае, если время осталось, а говорить больше нечего, партнёр может

задать вопросы. После ответа первого партнера ученики меняются ролями. На обмен ответами дается 2 минуты. Пары организованы как по принципу структуры «Менедж Мэт», так и КЛОК БАДДИС.

Далее названные преподавателем партнеры  делятся с группой своим ответом или ответом партнера.

Цель - формирование умения за определенный период времени высказать свою точку зрения (поделиться знаниями) по теме занятия.

Структура ТАЙМД ПЭА ШЭА (Timed – Pair – Share) позволяет раскрыть творческие способности обучающихся в паре, развивает коммуникативные способности,  а также умение слушать и слышать собеседника, работать в паре.

Например, необходимо объяснить роль героя Луки в пьесе «На дне» Максима Горького. Обучающиеся делятся друг с другом развернутыми, грамотно и логически построенными ответами. Преподаватель просит озвучить несколько ответов (можно попросить пересказать не свой ответ, а ответ партнёра).

На выполнение задания отводится 3-4 минуты.

Данная структура подходит для изучения нового материала, для закрепления сложных понятий.

6. СИМАЛТИНИУС РЕЛЛИ ТЕЙБЛ (Simultaneous Rally Table) -

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0461/0000a0a0-5634c032/2/img17.jpg

обучающая структура, в которой преподаватель задает вопрос, а 2 участника (партнеры по плечу, лицу)  одновременно выполняют письменную работу на отдельных листочках и по команде преподавателя одновременно передают друг другу. На первый этап отводится 1 минута. Далее либо отвечают на следующий вопрос преподавателя, либо продолжают выполнять предыдущее задание. Таким образом,

количество вопросов зависит от преподавателя, а качество ответов – от взаимовыгодного сотрудничества обучающихся. Для проверки педагог может собрать листочки на проверку или заслушать ответы некоторых обучающихся устно. На каждый ответ дается 30 секунд.

Цель - формирование навыка быстрого письма на поставленный вопрос-задание в паре для обмена информацией.

Данная структура в рамках дисциплины «Литература» используется при проверке знания содержания текста, анализе поступков героев, последовательности и событий произведения. Например, участникам необходимо описать последовательность событий, происходящих в повести «Гранатовый браслет» А.И. Куприна; указать роль генерала Аносова в повести «Гранатовый браслет» А.И. Куприна; охарактеризовать чиновника Желткова в повести «Гранатовый браслет» А.И. Куприна. Данный способ опроса отображает знания студента, степень его подготовки к занятию.

На работу в данной структуре отводится 5 минут.

Данная структура может быть использована при проверке пройденного материала.

7.  РАУНД ТЕЙБЛ (Round Table) - обучающая структура, в которой

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0169/000237d0-0e310eb7/img8.jpg

преподаватель задает вопрос всей группе. На размышление ответа отведено 10 секунд,  обучающиеся согласно карточке «Менедж Мэт» по очереди выполняют письменную работу по кругу на общем для команды листе бумаги, передавая его от первого обучающегося ко второму, от второго -  к третьему и т.д. Шаги 1-4 повторяются столько раз, сколько необходимо

для выполнения задачи, поставленной

преподавателем (преподаватель следит за временем). На выполнение данного действия дается 2-5 минуты.

По команде преподавателя обучающиеся прекращают выполнение задания. Преподаватель дает время (2 минуты) на обсуждение ответа на поставленный вопрос и проводит опрос 2-4 участников разных команд.

Цель структуры - дать общий полный ответ на поставленный вопрос/ задание.

Структура РАУНД ТЕЙБЛ (RoundTable) позволяет получить полное понимание новой темы, продемонстрировать коммуникативные и познавательные навыки.

Например, на учебном занятии дисциплины «Литература» преподаватель просит обучающихся по очереди записывать ответ на вопрос «Смысл финала романа «Машенька» В.В. Набокова, передавая листок друг другу. После того, как все 4 ответа будут зафиксированы, можно провести опрос по данному заданию. Фиксируется коллективная работа, умение сформулировать и выразить ответ команды.

На работу в данной структуре отводится 6 минут.

8. КОНЭРС (Corners) «Углы» - обучающая структура, в которой

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=dd9818a0309a25d424e2778795566d3d-l&n=13

участники распределяются по разным углам в зависимости от выбранного ими варианта ответа.  

Преподаватель размещает в разных углах кабинета ответы на проблемный вопрос (это могут быть напечатанные ответы, наводящие ответы в виде картинок), далее обозначает проблему, задает вопрос, предполагающий несколько вариантов ответов [7].  Дает время для выбора решения проблемы (ответа на вопрос). На данное действие дается 2 минуты.

Преподаватель просит ребят занять угол в соответствии с принятым решением, а затем создать пару с ближайшим соседом. Далее используются другие обучающие структуры (например, РЕЛЛИ РОБИН, ТАЙМД ПЭА ШЕА). На опрос обучающихся в парах отводится 5 минут, то есть преподаватель выборочно определяет пары, слушает их ответы.

Цель структуры  - заставить обучающегося размышлять над проблемным вопросом,  заниматься поиском верного ответа, выбрать соответствующий своей точке зрения ответ. Обучающийся учится самостоятельно делать свой выбор, взаимодействовать с людьми, развивает коммуникативные навыки.

Структура КОНЭРС (Corners) «Углы» легко применима при изучении сложного материала.  Например, в произведении «История одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина автор повествует о существовании города, в котором живут местные жители - головотяпы. Преподаватель дает задание – назвать идею романа. В кабинете на 4-х стенах уже размещены варианты идеи романа: изображение государственного строя, в котором общество примиряется со своим вечно угнетенным положением и считает, что это в порядке вещей; изображении государственного строя, в котором общество  бунтует против своего вечно угнетенного положения; изображение жизни головотяпов и их быта, в котором государство оказывает им помощь; изображение государственного строя, в котором общество управляет государством. Следует отметить, что в данных вариантах только один правильный ответ.

Преподаватель может сформулировать вопрос таким образом, что у него будет несколько верных ответов. Например, «мог ли избежать преступления Родион Раскольников и какой была бы его жизнь в романе «Преступление и  наказание» Ф.М. Достоевского»? Вариантов ответа на данный вопрос здесь несколько, и все из них будут верными.

После того, как обучающиеся займут свой угол, обменяются ответами с  партнером, преподаватель начинает опрос пар в каждом углу.

На работу в данной структуре отводится 6- 7минут.

9.  СТЁ ЗЕ КЛАСС (Stirthe Class) «Перемешай класс» - обучающая

https://naurok.com.ua/uploads/files/441/114197/121904_images/3.jpg

структура, в которой участники молча передвигаются по классу для того, чтобы добавить как можно больше идей партнёров к своему списку.

Преподаватель задаёт вопрос (тему) и даёт время подумать (10 секунд), просит записать на листе бумаги все возможные варианты ответа на этот вопрос (дается 1 минута).

По истечении установленного времени необходимо подвести черту под ответами. Преподаватель предлагает обучающимся встать, задвинуть стулья и, взяв в руки лист с ответами и ручку, начать передвижение по классу. Образуя временные пары с помощью высоко поднятой руки (подняв руку вверх обучающийся дает знак «свободен» для остальных одногруппников, как только еще один обучающийся отвечает ему тем же знаком, между ними образуется временная пара.  Партнеры подходят друг к другу и обмениваются ответами), обучающиеся должны прочитать ответы друг друга, отметить галочкой повторяющиеся ответы и записать неповторяющиеся. Для фиксации времени используется таймер. На выполнение данного поиска ответов отводится 5 минут. Преподаватель просит обучающихся вернуться на свои места и прочитать по очереди все записанные ответы членам команды, отметить повторяющиеся галочками и записать. Обмен мнений занимает 2-3 минуты.

Далее по команде преподавателя обсуждение останавливается, он выборочно опрашивает две-три команды. Критерием оценивания данной работы служит связная, логически построенная речь одного или двух участников на выбор.

Цель - собрать информацию по заданной теме, используя идеи класса на основе сотрудничества.

Данная структура может быть использована для изучения ключевых образов героев произведений, проблемных вопросов.

Финал в поэме «Двенадцать» А.А. Блока вызывает споры у литературоведов, критиков до сих пор. Обучающиеся должны ответить на вопрос о том, как они понимают смысл финала поэмы.  Затем, согласно принципу работы в данной структуре, участники отмечают у себя повторяющиеся мысли, идеи, ассоциации, дополняя новыми.

Преподаватель оценивает 2-5 студентов. На работу в данной структуре отводится 10-15 минут.

10. МОДЕЛЬ ФРЕЙЕР (Frayer Model)- обучающая структура,

http://900igr.net/up/datas/132972/021.jpg

помогающая студентам глубоко понять и осознать изучаемые понятия и концепции.

Для подготовки схемы необходимо взять лист бумаги А3. Согнуть лист пополам по горизонтали, затем по вертикали. Прочертите линии сгиба фломастером, а в середине ромб.

Затем заполняются поля модели. Участники команды, состоящей из четырех человек,

работают с одной моделью. Записывают совместно понятие, обязательные  и необязательные характеристики, примеры и антипримеры.

 Понятие: записать в ромбе основное понятие.

Обязательные характеристики: записать слова (словосочетания, предложения), которые раскрывают данное в центре понятие – главные характеристики.

Необязательные характеристики: записать слова (словосочетания), которые определяют не основные определения данного понятия.

Примеры и антипримеры (то, что не может являться примером). Примеры - словосочетания, предложения, которые раскрывают данное в центре понятие – главные характеристики.

Как только схема будет готова, преподаватель дает задание всем командам, на обдумывание отводится 1 минута. Затем по команде преподавателя дается 3 минуты на заполнение схемы или модели. Далее участники команд обсуждают полученный результат в течение минуты.

Преподаватель прекращает по команде обсуждение и выборочно проводит опрос по всем элементам структуры. Далее происходит обобщение услышанного материала.

Цель - формирование более глубокого понимания и осознания темы занятия каждым участником команды.

Структура МОДЕЛЬ ФРЕЙЕР (FrayerModel) применяется во время учебных занятий при изучении нового понятия (например, «нигилизм» в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева»), философских понятий («семейные ценности в романе «Война и мир» Л.Н.Толстого») и т.д.

Работа в данной структуре направлена на развитие умственных способностей, накоплению знаний, отсылку к жизненному опыту, выделению понятия «система ценностей».

На работу в данной структуре отводится 8-15 минут.

Используя структуры сингапурской методики, не стоит забывать о таких моментах:

•участники после выполнения задания обязательно должны поблагодарить друг друга, так как в работе важны эмоциональная составляющая обучающихся, открытость и спокойствие;

•каждое задание выполняется в определенные сроки, преподаватель перед заданием озвучивает время и следит за ним.

Применение данной методики не означает полную отстраненность преподавателя от учебного процесса, он координирует ее, корректирует мнение обучающихся при совершении ошибок.

В конце занятия обязателен момент подведения итогов, обобщение полученных знаний.

Сингапурская технология имеет ряд неоспоримых преимуществ.

В учебном процессе принимают активное участие все обучающиеся. Педагог располагает большим арсеналом форм и средств, которые стимулируют творческую активность студентов.  Обучающимся необходимо самостоятельно размышлять, отвечать на поставленные вопросы, дополнять друг друга, обмениваться мнениями.

Данная методика стимулирует развитие устной речи, коммуникативных навыков.Студенты получают навыки работы в команде и сотрудничества.

Применение методики способствует развитию креативности, критического мышления и повышает учебную мотивацию.

Использование обучающих структур позволяет полностью переосмыслить учебный процесс. Центральное место отводится ученику, а не педагогу. Взрослый перестает быть единственным источником информации. Педагог не диктует обучающимся, что делать и как говорить. Он просто помогает им обучаться, координирует процесс и корректирует его [11].

Сингапурская методика обучения – это эффективный инструмент, который помогает ученикам получать знания по предмету и всесторонне развиваться.

Данная методика позволяет создать  позитивное взаимоотношение в группе.  Группа работает как единое целое, имеет одну цель, достижение которой возможно только совместными усилиями всей команды. Обучающийся осознает индивидуальную ответственность перед командой и свою роль в ней.

В данной форме обучения развивается креативное мышление. Студенты находятся в общем творческом процессе, который создан для изучения нового материала и закрепления пройденного. Они перестают бояться сделать неправильный шаг, бояться высказать свое мнение. Коммуникативные навыки помогут им освоиться в дальнейшей жизни.

Отличительная особенность критерия оценивания  обучающегося при использовании сингапурской методики обучения – индивидуальный подход к каждому обучающемуся.

Сингапурская методика обучения позволяет реализовать в учебном процессе требования к общим компетенциям обучающихся в составе ФГОС:

  1. Обучающийся учится организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных преподавателем;
  2. Обучающийся учится анализировать рабочую ситуацию во время занятия, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
  3. Обучающийся учится принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
  4. Обучающийся учится  осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
  5. Работать в команде, эффективно общаться с преподавателем.
  6. Брать на себя ответственность за работу членов команды, результат выполнения задания.

Сингапурская методика обучения не является стандартной формой обучения. Игровая форма обучения вызывает интерес и  любопытство у студентов, что позволяет вовлечь их в учебный процесс, добиться эффективного и качественного обучения.

Список литературы

  1. Алишев Т.Б., А.Х. Гильмутдинов//Опыт Сингапура: создание образовательной системы мирового уровня — URL: http://ecsocman.hse.ru/data/2011/07/19/1267422760/Alishev.pdf
  2. Васильева, Т. С. ФГОС нового поколения о целеполагании в педагогике / Т. С. Васильева. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург: СатисЪ, 2014. — С. 124-126. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/105/5934/ (дата обращения: 23.06.2020)
  3. Джонсон, Д. В. Кооперативное обучения возвращается в колледж. - edc.bsu.by — URL: http://charko.narod.ru/tekst/sb_ref_2001/05_cooperl2.pdf
  4. Мокрополова, И. Ю. Использование обучающих структур сингапурской методики для повышения качества обучения младших школьников / И. Ю. Мокропалова. Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. — Казань: Бук, 2014. — С. 186-188.
  5. Навыки и компетенции XXI века. — URL: https://ciur.ru/izh/g24_izh/DocLib11/Методические%20материалы%20образовательной%20программы/Навыки%20икомпетенции%20XXI%20века.%20Методическое%20пособие.pdf
  6. Обучающие структуры сингапурского метода обучения или старое по-новому. — URL: http://имц45.рф/88/0B84709B-E0EA-F094-8657-34CEBB4CBAD9/81/259/470/
  7. Основные понятия сингапурского метода обучения. — URL: https://infourok.ru/ispolzovanie-obuchayuschih-struktur-singapurskogo-metoda-obucheniya-407436.html
  8. Приказ Минобрнауки России от 09.12.2016 N 1547. — URL: https://spo 13.mskobr.ru/files/fgos_09_02_07.pdf
  9. Ремизова И.А. Развитие креативного мышления с использованием обучающих структур сингапурского метода обучения//Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – т.16. – С.153-159
  10. Роль игровых технологий в формировании общих и профессиональных компетенций обучающихся. — URL:https://cyberleninka.ru/article/n/rol-igrovyh-tehnologiy-v-formirovanii-obschih-i-professionalnyh-kompetentsiy-obuchayuschihsya/viewer
  11. Сингапурская методика обучения: за и против. — URL: http://mkobr.ru/pedagogika-nauka-i-praktika/singapurskaja-metodika-obuchenija-za-i-protiv.html
  12. Сингапурская система помогает слабым школам. — URL: http://www.ug.ru/article/1017


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мотивация обучения. Проблемная лекция. Организация групповой работы и самостоятельной работы студентов во время учебных занятий.

Одной из проблем современного образовательного процесса является недостаточная мотивация обучения учащихся. Известно, что успешность учебной деятельности зависит от многих факторов психологическо...

РОЛЬ БИНАРНЫХ ВНЕАУДИТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ТЕХНИКУМА

Наряду с традиционными методами проведения занятий полноправное место при подготовке квалифицированных средних медицинских работников в медицинском техникуме занимает бинарная модель обучения – взаимо...

РОЛЬ БИНАРНЫХ ВНЕАУДИТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ТЕХНИКУМА

Бинарное внеаудиторное занятие «Скелет изучаем, про кости все знаем» по дисциплинам «Анатомия и физиология человека» и «Основы латинского языка». Занятие  проходило в виде конкурса между двумя ко...

Использование активных методов обучения на учебном занятии для повышения мотивации обучающихся к обучению (повышения качества обучения) в условиях внедрения программ по ФГОС СПО ТОП-50

В настоящее время в современных учебных заведениях достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогического процесса. Следовательно, я задалась вопросом: как сделать учебный процесс более...

РЕЦЕНЗИЯ на методическую разработку по использованию активных методов обучения на учебном занятии для повышения мотивации обучающихся к обучению (повышения качества обучения) в условиях внедрения программ по ФГОС СПО ТОП-50, разработанные преподавателем В

Вопрос о мотивации учения есть вопрос о процессе самого учения.П.Я. ГальперинВ настоящее время в современных учебных заведениях достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогическо...

Аттестация: 3.1 Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения (методические разработки учебного занятия)

1. Методическая разработка практического занятия по английскому языку по теме: «История медицины»2. Методическая разработка теоретического занятия по основам латинского языка с  медиц...