РОЛЬ БИНАРНЫХ ВНЕАУДИТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ТЕХНИКУМА
статья на тему

Нижегородцева Ольга Александровна

Наряду с традиционными методами проведения занятий полноправное место при подготовке квалифицированных средних медицинских работников в медицинском техникуме занимает бинарная модель обучения – взаимодействие двух педагогов, совмещение двух дисциплин. Бинарные занятия относятся к нетрадиционным формам проведения занятий. Их проведение, конечно, не может быть систематическим, но при повторении и обобщении материала они бывают очень удачными, вызывают у студентов оживленный интерес, активизируют деятельность на различных этапах, что способствует хорошему усвоению материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОЛЬ БИНАРНЫХ  ВНЕАУДИТОРНЫХ  ЗАНЯТИЙ  В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ТЕХНИКУМА

Нижегородцева О.А.

Подготовка  высококвалифицированного  медицинского  работника,  обладающего  комплексом  общих,  профессиональных  компетенций  и  личностных  качеств,  способного  успешно  адаптироваться  к  быстро  меняющимся  задачам  и  условиям  труда  в  лечебно-профилактических  учреждениях,  требует  использования  адекватных  форм  и  методов  обучения  и  воспитания  студентов  медицинского  техникума. 

Наряду с традиционными методами проведения занятий полноправное место при подготовке квалифицированных средних медицинских работников в медицинском техникуме занимает бинарная модель обучения – взаимодействие двух педагогов, совмещение двух дисциплин.

Понятие  «бинарное  занятие» связано  с  латинским  словом  binarius  —двойной,  состоящий  из  двух  компонентов,  частей. 

Бинарные занятия относятся к нетрадиционным формам проведения занятий. Их проведение, конечно, не может быть систематическим, но при повторении и обобщении материала они бывают очень удачными, вызывают у студентов оживленный интерес, активизируют деятельность на различных этапах, что способствует хорошему усвоению материала. Бинарные  занятия могут  проводиться  в  учебное  время  и  в  рамках  внеаудиторной  работы.

Взаимодействие преподавателей на бинарном занятии должно иметь паритетный характер: с равным долевым участием каждого из них. При подготовке бинарных занятий  затрачивается немало времени и сил, гораздо больше, чем при подготовке и проведении стандартных уроков, но это себя оправдывает.

В качестве примера расскажу о подготовке и проведении бинарного внеаудиторного занятия «Скелет изучаем, про кости все знаем» по дисциплинам «Анатомия и физиология человека» и «Основы латинского языка». Занятие  проходило в виде конкурса между двумя командами.

В конкурсе приняли участие студенты первого курса специальностей «Лечебное дело» и «Сестринское дело».

Основными образовательными целями  данного бинарного занятия являлись: обобщение и закрепление полученных знаний по теме «Остеология»;  формирование умения применять знания по остеологии в ходе выполнения заданий конкурса;  формирование  умения  студентов правильно и кратко излагать мысли, быстро восстанавливать в памяти знания, полученные на занятиях; формирование общих  и профессиональных компетенций.

В ходе конкурса студенты прошли 8 испытаний, им были предложены задания разной степени сложности,  которые оценивало компетентное жюри.

Конкурсные задания:

  • визитная карточка – тема визитки «Не горбитесь, заботьтесь о своем скелете – это ведь всё, что от нас останется!».

Конкурсантам необходимо было представить название и свою команду, приветствие к жюри и соперникам, эмблему команды;

  • основная часть включала задания по анатомии человека и основам латинского языка:

необходимо было правильно ответить на предложенные вопросы, по строению скелета человека;

задание на выявление знаний  латинского названия костей скелета человека;

задания, где нужно распознать  анатомические названия и, указать к каким органам они относятся;

задания на  знание  латинских пословиц и крылатых фраз;

видео-вопрос, необходимо  указать,  под каким номером показана  та или иная анатомическая структура;

задание, где необходимо угадать название кости  по их характеристикам в стихах.  

   

Во время проведения конкурса студенты демонстрировали  свое умение обосновывать выбранный вариант ответа, быстро и логически мыслить, показывали знания по строению скелета и латинские названия костей, заболеванию опорно-двигательного аппарата.

В результате проведения бинарного занятия студенты получили возможность углубить и закрепить полученные в ходе занятий знания. В процессе подготовки к конкурсу им предстояло организовывать собственную деятельность, осуществлять поиск информации, работать в команде, эффективно общаться с одногруппниками, тем самым формируя общие компетенции.

Кроме того, при разработке бинарного занятия мы  ставили перед собой и воспитательные цели:  воспитание чувства коллективизма, эффективное общение  с сокурсниками, членами команд и умение брать на себя ответственность за итоговый результат;  способствовать формированию чувства ответственности за порученное дело,  добросовестности.

Конкурс  сопровождался интерактивной мультимедийной презентацией, что способствовало визуализации учебной информации, повысило интерес и мотивировало студентов на более глубокое изучение темы занятия.

Проведение бинарного занятия как одной из форм теоретического и практического обучения с использованием информационных технологий позволило нам сделать следующие выводы:

Бинарные занятия

  • служат средством повышения мотивации изучения дисциплин;
  • развивают у студентов навыки самообразования;
  • развивают аналитические способности;
  • обладают огромным воспитательным потенциалом;
  • обеспечивается комплексное сочетание разнообразных методов обучения: диалогический, целевой ориентации, коммуникативные, контроля, анализа, совершенствования.

Мы считаем что, такие занятия интересны и студентам, и педагогам. Подготовка и проведение бинарных занятий способствует совершенствованию профессиональных компетенций преподавателей,  формированию адекватной оценки студентов, значимости изучаемых дисциплин для будущей профессиональной деятельности.

Следовательно, использование инновационных педагогических технологий, методов, приемов обучения, в данном случае - технологии бинарного занятия, способствовало активизации мыслительной деятельности обучающихся, позволило показать место и роль знаний по анатомии человека и латинского языка в процессе подготовки средних медицинских  работников с учетом междисциплинарных связей.

Литература:

1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

2. Филипчук Е.В. Дидактические игры в форме бинарного урока. / Е.В. Филипчук, Л.Ф. Пышнограй // Специалист. – 2001. – №

1. – С. 15-16.

3. Безрукова  В.С.  Интеграционные  процессы  в  педагогической  теории  и  практике  [Текст]  /В.С.  Безрукова.  Екатеринбург,  ПО  "Север"  1994.  —  152  с.

4. http://www.profobrazovanie.org/t2537-topic

5. https://sibac.info/conf/science/xvi/39400


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение качества знаний студентов, при использовании телевизионных средств обучения в образовательном процессе с целью дополнения информационного пространства учащегося.

Данный материал, рассказывает о образовательных возможностях современного телевидения и вариантах его использования в современном учебной процессе....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ.

Проблема повышения качества подготовки специалистов всегда была актуальна. В связи с этим при реализации различных программ, для решения актуальных задач совершенствования образования необходимо учиты...

О ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ В СРЕДНИХ МЕДИЦИНСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

Стаья О ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯВ СРЕДНИХ МЕДИЦИНСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХВ.Н. Баукин, Ю.И. Строев, В.В. Тюленева, Л.П. Чурилов, Ю.А. ФесенкоФельдшерский медицинский колледж,Медицинский факультет СПб...

РОЛЬ БИНАРНЫХ ВНЕАУДИТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ТЕХНИКУМА

Бинарное внеаудиторное занятие «Скелет изучаем, про кости все знаем» по дисциплинам «Анатомия и физиология человека» и «Основы латинского языка». Занятие  проходило в виде конкурса между двумя ко...

Использование активных методов обучения на учебном занятии для повышения мотивации обучающихся к обучению (повышения качества обучения) в условиях внедрения программ по ФГОС СПО ТОП-50

В настоящее время в современных учебных заведениях достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогического процесса. Следовательно, я задалась вопросом: как сделать учебный процесс более...

РЕЦЕНЗИЯ на методическую разработку по использованию активных методов обучения на учебном занятии для повышения мотивации обучающихся к обучению (повышения качества обучения) в условиях внедрения программ по ФГОС СПО ТОП-50, разработанные преподавателем В

Вопрос о мотивации учения есть вопрос о процессе самого учения.П.Я. ГальперинВ настоящее время в современных учебных заведениях достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогическо...