О ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ В СРЕДНИХ МЕДИЦИНСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
статья на тему

Стаья О ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ

В СРЕДНИХ МЕДИЦИНСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

В.Н. Баукин, Ю.И. Строев, В.В. Тюленева, Л.П. Чурилов, Ю.А. Фесенко
Фельдшерский медицинский колледж,

Медицинский факультет СПбГУ' Медицинский колледж СПбГУ,

ЛГУ им. А.С. Пушкина,

Санкт-Петербург

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_povyshenii_kachestva_obucheniya.docx18.14 КБ

Предварительный просмотр:

О ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ

В СРЕДНИХ МЕДИЦИНСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

В.Н. Баукин, Ю.И. Строев, В.В. Тюленева, Л.П. Чурилов, Ю.А. Фесенко
Фельдшерский медицинский колледж,

Медицинский факультет СПбГУ' Медицинский колледж СПбГУ,

ЛГУ им. А.С. Пушкина,

Санкт-Петербург

Н.И. Пирогов, как руководитель первых в мировой военно-полевой медицине отрядов сестер милосердия (1853-54 гг.), обладавший немалым опытом педагогической работы с медсестрами, утверждал, что кадры надо подбирать из числа женщин, носящих в своей душе огонь бескорыстной любви к своему делу и к тем людям, для которых оно делается: «Наша сестра милосердия не должна быть православной монахиней. Она должна быть женщиной с практическим рассудком и с хорошим техническим образованием, а при том она непременно должна сохранить чувствительное сердце» [1]. При обороне Севастополя под руководством Пирогова отличились 68 медсестёр. До 1917 года в России их насчитывалось всего 10000. Ныне медицинская сестра олицетворяет собой самую массовую профессию в здравоохранении России. В наше время возникло понятие - «синдром эмоционального выгорания», который характеризует состояние людей, находящихся в в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи, и выражается в физическом, эмоциональном и умственном истощении. Этот синдром проявляется и в профессии медицинской сестры (медбрата). Поэтому вопросы подготовки медицинских кадров среднего звена становятся все более актуальными. Это волнует не только преподавателей и администрацию учебных заведений, но

в большей степени администрацию и работников лечебно-профилактических учреждений, куда подготовленные специалисты среднего звена приходят на работу, а, в конечном счете - пациентов, людей, пользующихся медицинскими услугами. Поэтому все они пытаются найти оптимальные пути повышения качества работы медиков.

Думается, что первым и основным условием хорошей успеваемости студентов является заинтересованность самих студентов в приобретении знаний (а не только диплома!). Эти знания необходимы для уверенного исполнения своих служебных обязанностей. Таким образом, это в высокой степени зависит от обучаемого студента. Поскольку обучение в медицинских учебных заведениях является только очным, то непременным условием является регулярное посещение занятий. Следует подчеркнуть, что пропуски занятий ведут к пробелам в получении знаний, следовательно, снижают качество образования. Для проведения занятий требуется определенная материально-техническая база - наличие и качество аудиторий, кабинетов, их оснащенность, наличие наглядных пособий, технических средств обучения. Для аудиторий необходимы теплые, светлые помещения, отсутствие мешающего работе шума, на лекциях необходима возможность видеть и хорошо слышать лектора, на практических занятиях - возможность делового контакта с преподавателем, а при работе в больнице - возможность получить от него необходимую помощь.

Учебный процесс целесообразно построить таким образом, чтобы программа обеспечивала последовательность приобретения знаний, то есть преемственность в изучении предметов, чтобы изучаемая дисциплина обеспечивала успешное освоение следующей. Нельзя требовать и ожидать от всех студентов одинаковых успехов в учебе, в скорости приобретения знаний, ибо у всех разные способности, однако каждый должен получить

полноценные знания. И тогда после успешного завершения обучения он найдет себе специальность в пределах избранной профессии. При изучении сестринского дела необходимо поэтапно совершенствовать отработку техники манипуляций, в частности, при изучении клинических дисциплин, а также во время учебно-производственной практики. За ходом этого процесса необходим пристальный контроль преподавателя.

При изучении клинических дисциплин важно обратить особое внимание на овладение студентами методикой обследования больного, прочувствовать важность субъективного и объективного исследований под постоянным контролем преподавателя. При этом важно - познавать болезни у постели больного, научиться делать анализ полученных субъективных и объективных данных, строить мысленно модель болезни и уметь намечать необходимое лечение. При изучении неотложных состояний необходимо обратить пристальное внимание на алгоритм действий при выведении больного из такого состояния, на овладение техникой этих действий, на дозировки и способы введения лекарственных препаратов.

При работе преподавателя над повышением качества обучения нельзя забывать о значении этико-деонтологических представлений и знаний об истории отечественной медицины, о роли отечественных ученых-медиков, что тесно связано с воспитанием у студентов чувства патриотизма. Ведь именно история дает личностно-биографические примеры, которым медик стремится следовать в профессиональной деятельности, вдохновляющие его на труд и творчество.

Все сказанное приобретает особый смысл сегодня, поскольку для повышения уровня образования медицинских сестер четыре года назад приказом Минздрава России № 209 от 25.06.2002 г. «О внесении дополнения в приказ Минздрава России от 27.08.99 № 337 «О номенклатуре

специальностей в учреждениях здравоохранения Российской Федерации» была введена специальность 040601 «Управление сестринской деятельностью», дающая право получения медицинскими сестрами высшего образования.

Не случайно, что в Московской медицинской академии имени И.М.Сеченова        в соответствии с «Программой формирования

инновационного образовательного пространства», реализуемой в рамках Национального проекта «Образование», на факультете высшего сестринского образования уже разработана модель непрерывного профессионального развития по данной специальности. В ходе ее разработки был использован опыт отечественной системы повышения квалификации врачей и провизоров, в которой важное значение имеют следующие особенности: государственный, плановый характер обучения; его обязательность на протяжении всей профессиональной деятельности; соблюдение этапности и разнообразия форм и методов, единства науки и практики [2].

Список литературы

  1. Война и милосердие. Сборник трудов Н.И. Пирогова — М.:

Издательство        «Свято-Димитриевское училище сестер

милосердия», 2003. — 320 с.

  1. Бражников А.Ю., Камынина И.Н., Фурсова Т.Н. Анализ мнений

потенциальных участников накопительной системы зачета кредитов в        рамках послевузовского образования//

Медицинская сестра. - 2007. - №3. - С. 7-10.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В МЕДИЦИНСКОМ КОЛЛЕДЖЕ

В статье рассмотрены активные методы обучения, как средства повышения качества образовательного процесса в медицинском колледже, так как  умелое владение преподавателями современными образователь...

Организация учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности как способ повышения качества подготовки специалистов среднего звена

Исследоватеьскй подод в обучении -это путь знакомства учащихся с методам научного познания.Сопоставление НИРС и УИРС....

РОЛЬ БИНАРНЫХ ВНЕАУДИТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ТЕХНИКУМА

Наряду с традиционными методами проведения занятий полноправное место при подготовке квалифицированных средних медицинских работников в медицинском техникуме занимает бинарная модель обучения – взаимо...

РОЛЬ БИНАРНЫХ ВНЕАУДИТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ТЕХНИКУМА

Бинарное внеаудиторное занятие «Скелет изучаем, про кости все знаем» по дисциплинам «Анатомия и физиология человека» и «Основы латинского языка». Занятие  проходило в виде конкурса между двумя ко...

Использование активных методов обучения на учебном занятии для повышения мотивации обучающихся к обучению (повышения качества обучения) в условиях внедрения программ по ФГОС СПО ТОП-50

В настоящее время в современных учебных заведениях достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогического процесса. Следовательно, я задалась вопросом: как сделать учебный процесс более...

РЕЦЕНЗИЯ на методическую разработку по использованию активных методов обучения на учебном занятии для повышения мотивации обучающихся к обучению (повышения качества обучения) в условиях внедрения программ по ФГОС СПО ТОП-50, разработанные преподавателем В

Вопрос о мотивации учения есть вопрос о процессе самого учения.П.Я. ГальперинВ настоящее время в современных учебных заведениях достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогическо...