Значение обучения студентов средних профессиональных учебных заведений физкультурно-спортивного профиля умению внедрять инновационные оздоровительные технологии
статья на тему

Иванова Анна Геннадьевна

Как научить будущих педагогов и тренеров работать, применяя оздоровительные технологии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Значение обучения студентов средних профессиональных учебных заведений физкультурно-спортивного профиля умению внедрять инновационные оздоровительные технологии

Принято считать, что здоровье – это состояние полного духовного, физического, социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. В настоящее время одной из актуальных проблем физкультурного образования является совершенствование методов подготовки специалистов по физическому воспитанию детей посредством внедрения в учебный процесс понятия инновационных оздоровительных технологий. Под оздоровительными технологиями понимается комплекс мероприятий проводимых с целью оздоровления и профилактики болезней. Появление данного направления обусловлено постоянно снижающимся уровнем здоровья населения. Здоровье и здоровый образ жизни пока еще не занимают первые места в иерархии потребностей человека современного общества. Сейчас практически не встретишь абсолютно здорового ребенка. Интенсивность учебного труда учащихся очень высокая, что является существенным фактором ослабления здоровья и роста числа различных отклонений в состоянии организма. Причинами этих отклонений являются малоподвижный образ жизни (гиподинамия), накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки, вследствие чего происходят психоэмоциональные изменения: замкнутость, неуравновешенность, чрезмерная возбудимость. Тревога за результат и его ожидание приводят к росту психической нагрузки, нервным потрясениям, школьным стрессам и отбивают желание быть активным. В связи с ухудшающимся уровнем здоровья подрастающего поколения, существует необходимость подготовки грамотных специалистов, которые смогут организовать занятия физической культурой или тренировку по избранному виду спорта с акцентом на решение оздоровительных задач физического воспитания, не нарушая при этом образовательной составляющей процесса.

Перед каждым будущим учителем физической культуры возникают вопросы: как организовать деятельность школьников на уроке, чтобы дать каждому ребенку оптимальную нагрузку с учётом его подготовленности, группы здоровья? Будущий тренер должен задуматься о том, как развивать интерес детей к спорту, потребность в здоровом образе жизни, учитывая появление более сильных интересов в жизни детей и подростков. С одной стороны – специалисту по физической культуре в процессе своей деятельности необходимо учитывать многофункциональность урока, с другой - повышение требований к его валеологической направленности; с одной стороны, высокий уровень требований к физической подготовленности выпускников, с другой, - снижение интереса к урокам физической культуры и спорту.

Поэтому возникает проблема, актуальная как для педагогической науки, так и для практики: как эффективно организовать учебно-тренировочный процесс без ущерба здоровью детей? Ответить на него можно при условии подхода к организации обучения с позиции трех принципов валеологии: сохранение, укрепление и формирование здоровья. И эту проблему будущие специалисты по физической культуре должны научиться решать еще на этапе собственной профессиональной подготовки.

Актуальность опыта обучения студентов может быть достигнуто путем реализации следующих задач:

  1. Создание условий, способствующих пониманию студентами механизмов развития мотивации детей к занятиям физической культурой, спортом и осознанному отношению к здоровью.
  2. Обеспечение студентов необходимой достоверной информацией и технологиями в области формирования у детей стремления к ведению здорового образа жизни.
  3. Предупреждение непонимания студентами основных понятий о здоровом образе жизни.

Для достижения целей оздоровительных технологий студентам необходимо понимать, что наилучшими являются следующие группы средств:

  • гигиенические факторы;
  • оздоровительные силы природы;
  • средства двигательной активности.

Первое условие оздоровления - это создание на занятиях физической культурой и спортом правильного гигиенического режима.

Второе - использование оздоровительных сил природы, которые оказывают существенное влияние на достижение целей оздоровительных технологий. Проведение занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т.д.

Самым важным условием является обеспечение оптимального двигательного режима, который позволяет удовлетворить физиологическую потребность в движении, способствует развитию основных двигательных качеств и поддержанию работоспособности на высоком уровне в течение длительного времени.

Только комплексное использование этих средств поможет решить задачи оздоровления.

Для создания условий мотивации детей к занятиям физической культурой и спортом необходимо научить студентов использовать следующие инновационные оздоровительные технологии:

  1. Здоровье сберегающие технологии

В процессе всех занятий детям необходимо прививать гигиенические навыки, предусматривать участие его в регулировании общего режима дня, в частности, режима движений в течение дня. Воспитывать правильное отношение детей к закаливанию организма. С этой целью можно практиковать занятия в шортах и майках, ходьбу на лыжах, игры на свежем воздухе, ходьбу босиком, обтирание после занятий и. др. Учить детей правильному дыханию, приемам массажа (самомассажа). Основными видами нетрадиционных занятий могут являться сюжетно-ролевые уроки, уроки здоровья.

  1. Современные средства физической культуры

Современные средства физического воспитания (фитнес – технологии) ритмическая гимнастика, степ – аэробика, пилатес, фитбол- аэробика, занятия в тренажерном зале.

  1. Комбинирование методов и приемов физического воспитания.

Необходимо комбинировать  игровую, соревновательную технологии и круговой метод тренировки. Применяя тот или иной метод, учитываю возрастные особенности учащихся, не допускать переутомления, направлять их действия и контролировать нагрузку.

  1. Информационно – коммуникативные технологии.

В настоящее время принято выделять следующие основные направления внедрения ИКТ в физкультурном образовании:

  • использование компьютерной техники в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его эффективность и качество;
  • использование компьютерных технологий в качестве инструментов обучения, познания себя и действительности.
  • использование средств новых информационных технологий в качестве средства творческого развития обучаемого;
  • с целью более наглядного представления о здоровом образе жизни можно использовать компьютерные презентации. Это особенным образом стимулирует познавательную активность учащихся, повышает интерес к теме, способствует усвоению основных правил соблюдения здорового образа жизни.
  • использование средств новых информационных технологий в качестве средства творческого развития обучаемого;
  • использование компьютерной техники в качестве средств автоматизации процессов контроля, коррекции, тестирования и психодиагностики.

Современные педагогические технологии, в частности использование новых информационных технологий, интернет – ресурсов, позволяют будущему тренеру-преподавателю достичь в ходе проведения занятий максимальных результатов в решении таких задач, как:

1. Интенсификация всех уровней учебно-тренировочного процесса за счет применения средств современных информационных технологий:

  • повышение эффективности и качества процесса обучения;
  • повышение активности познавательной деятельности;
  • увеличение объема и оптимизация поиска нужной информации.

2. Развитие личности обучаемого, подготовка к комфортной жизни в условиях информационного общества:

  • развитие коммуникативных способностей;
  • формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации;
  • формирование умений осуществлять экспериментально–исследовательскую деятельность.

3. Работа на выполнение социального заказа общества:- подготовка информационно грамотной личности. Осуществление профориентационной работы в области физической культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие для студентов первого курса средних профессиональных учебных заведений по теме "Решение показательных уравнений".

Данное методическое пособие охватывает материал по теме: «Решение показательных уравнений». При решении задач по предложенной теме студенту необходимо владеть комплексом умений, а также новыми знаниям...

Методическая разработка по информатике для студентов средних специальных учебных заведений

В данной методической разработке собраны кроссворды и сканворды по всем основным  темам и разделам учебной дисциплины: " Информатика"....

ЭКОНОМИКА ОТРАСЛИ Методические указания, контрольные и практические задания для студентов-заочников средних профессиональных учебных заведений сельскохозяйственных специальностей

ЭКОНОМИКА ОТРАСЛИМетодические указания, контрольные и практические задания для студентов-заочников средних профессиональных учебных заведений для сельскохозяйственных специальностей...

обобщение педагогического опыта «Проектная деятельность как условие развития коммуникативной компетентности обучающихся начального и среднего профессионального учебного заведения ».

         В связи с переходом к ФГОС второго поколения особо актуальным и необходимыми становятся не только  знания, но и знания о том, как и где их применить. Ещё ...

О ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ В СРЕДНИХ МЕДИЦИНСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

Стаья О ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯВ СРЕДНИХ МЕДИЦИНСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХВ.Н. Баукин, Ю.И. Строев, В.В. Тюленева, Л.П. Чурилов, Ю.А. ФесенкоФельдшерский медицинский колледж,Медицинский факультет СПб...

Учебно - методическое пособие для студентов средних специальных учебных заведений " ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ по МДК 05.01 Технология работ по профессии Кассир"

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙпо МДК 05.01 Технология работ по профессии КассирПМ. 05 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих учебно - методическое пособие для с...

Статья на тему «Специфика обучения студентов среднего профессионального образования сольному пению»

В статье рассматривается специфика проведения занятия по сольному пению, для студентов среднего профессионального образования. Приводится краткий план построения урока и пример упражнения на дыхание. ...