ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ.
статья на тему

Салова Лариса Викторовна

Проблема повышения качества подготовки специалистов всегда была актуальна. В связи с этим при реализации различных программ, для решения актуальных задач совершенствования образования необходимо учитывать целый спектр факторов, влияющих на ориентации и установки самих студентов: социально-экономическую ситуацию, тенденции развития отечественной экономики, уровень оплаты труда, перспективы профессионального роста, самоутверждение работника на производстве.

Важнейшим требованием становится умение постоянно совершенствовать содержание и методы своей профессиональной деятельности на основе последних открытий науки и техники. Поэтому качество подготовки студентов определяется не только тем, насколько полно они освоили содержание образования, но и степенью освоения методов саморазвития в профессиональной деятельности. 

Проектно-исследовательская деятельность объединяет все эффективные педагогические технологии, использование современных программных средств и  Интернета для создания материалов проектов, поиска и представления информации.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ.

Салова Лариса Викторовна.

Санкт- Петербургское государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Политехнический колледж городского хозяйства.

Проблема повышения качества подготовки специалистов всегда была актуальна. По качеству знаний, по данным Организации экономического сотрудничества и развития, Россия съехала со второго места в мире, которое было у нашей страны пятнадцать лет назад, на 34-е. При этом половина студентов даже не собираются искать работу по специальности. Они пришли получить диплом, и им абсолютно все равно, кем они станут. Полученный документ не только наделяет более высоким социальным статусом, но и дает возможность устроиться практически в любой сфере общественного производства. Обеспечить высокое качество образования для данной категории обучающихся очень трудно.

В связи с этим при реализации различных программ, для решения актуальных задач совершенствования образования необходимо учитывать целый спектр факторов, влияющих на ориентации и установки самих студентов: социально-экономическую ситуацию, тенденции развития отечественной экономики, уровень оплаты труда, перспективы профессионального роста, самоутверждение работника на производстве

Считается, что выпускник  вуза или среднего профессионального учреждения является высококвалифицированным специалистом, который способен обеспечить не только функционирование современного производства, но и его развитие на основе эффективного использования достижений современной науки, техники, а также собственного участия в создании и внедрении более современных технологий.

Важнейшим требованием становится умение постоянно совершенствовать содержание и методы своей профессиональной деятельности на основе последних открытий науки и техники. Поэтому качество подготовки студентов определяется не только тем, насколько полно они освоили содержание образования, но и степенью освоения методов саморазвития в профессиональной деятельности.

Необходимым качеством становится высокий уровень информационной культуры, информационная компетентность:

  • Знание аналитических методов обработки информации;
  • Навыки по использованию различных технических устройств (от телефона до компьютерных сетей);
  • Умение использовать и извлекать  информацию из различных источников;
  •  Представлять в понятном виде и эффективно работать с ее различными видами;
  • Всесторонне использовать в своей работе ИКТ.

Проектно-исследовательская деятельность объединяет все эффективные педагогические технологии, использование современных программных средств и  Интернета для создания материалов проектов, поиска и представления информации.  

Есть то средство, которое помогает многим преподавателям преодолеть психологический барьер использования информационных технологий в профессиональной деятельности.

Движущая сила проектного подхода:

По своей сути проект обязательно содержит момент необходимого обучения видам умственно- продуктивной активности:

  • Выдвижение гипотез;
  • Анализ;
  • Мысленные и внешне-модельные эксперименты по их проверке.

Что такое учебный проект?

Проблема проекта

«Почему?»

(это важно для меня лично)

Актуальность проблемы - мотивация

Цель проекта

«Зачем?»

(мы делаем этот проект)

Целеполагание

Задачи проекта

«Что?»

(для этого мы делаем)

Постановка задач

Методы и способы

«Как?»

(как мы это можем делать)

Выбор способов и методов, планирование

Результат

«Что получится?»

(как решение проблемы)

Ожидаемый результат

Типология проектов.

Вид деятельности:

  • Исследовательские;
  • Творческие;
  • Ролево-игровые;
  • Информационные проекты;
  • Практико-ориентированные.

Предметно-содержательная область:

  • Монопроект;
  • Межпредметный проект;
  • Надпредметный проект.

Продолжительность проекта:

  • Краткосрочный;
  • Средней продолжительности;
  • Долгосрочный.

Для внедрения прогрессивных технологий необходима организация и проведение:

  • научно-практических конференций педагогов «Передовой педагогический опыт»;
  • научно-практических межпредметных конференций студентов по проектно–исследовательской деятельности;
  • научных советов с участием преподавателей и студентов;
  • мастер-классов  для преподавателей, основой работы которых являются:
  • интенсивный тренинг Шелли «Вопросы, которые мы задаем во время обучения»;
  • тренинг по проектной методике Переверзева «Маленькая страна»;
  • организация форума «Поделитесь своими размышлениями, советами…».
  • творческих мастерских для реализации внеклассной проектной деятельности студентов.

Проектная деятельность как специфическая форма творчества является универсальным средством развития человека. Ее можно использовать в педагогических целях при работе с учащимися практически любого возраста:

  • младшего (что становится возможным за счет проектной сущности игровой деятельности);
  • подросткового (на волне потребности в создании своей предметной среды и пробы своих сил);
  • юношеского (желанием самореализации).
  • для взрослого человека проектная деятельность может стать эффективным средством профессионально-личностного развития, усовершенствования окружающей действительности и себя.

Преподавателю, данная деятельность помогает заинтересовать студентов с различным уровнем способностей, помочь им реализовать свои разнообразные интересы. Ведь для подростка характерна общественная активность и стремление найти себя в себе и других, избежать изоляции в группе, определить свое место в коллективе.

Выйти на новый уровень преподавательской деятельности –педагогическое проектирование:

  • практико-ориентированная деятельность, целью которой является разработка новых образовательных систем (программ, учебных пособий);  
  • прикладное научное направление педагогики и организуемой практической деятельности, нацеленное на решение задач развития, совершенствования, разрешения противоречий в современных образовательных системах (педагогический коллектив, коллектив студентов, семья, субъект);
  • процесс создания и реализации педагогического проекта;
  • специфический способ развития личности. 

Применение новых информационных технологий обуславливает формирование ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникативной, информационной и других сферах. Информационные технологии являются системообразующей основой для продуктивного метода в обучении и позволяют успешно реализовывать интеллектуальный потенциал и развивать творческие способности учащихся на основе междисциплинарной интеграции.

Примеры проектов студентов:

  • Проблемы современной молодежи. Основополагающий вопрос: В возникающих проблемах виноваты мы сами или окружающий нас мир?
  • Ранняя беременность. Проблема абортов. Основополагающий вопрос:Как и почему это случается?
  • Есть такая профессия Родину защищать. Основополагающий вопрос: Служба в армии это долг или честь?
  • Создание приложений для решения задач по Численным методам.

«Нельзя никого заставить измениться. Каждый из нас охраняет свои врата перемен, которые могут быть открыты только изнутри. Мы не можем открыть врата перемен другого человека ни аргументами, ни эмоциональными призывами». Мэрилин Фергюсон.

Я думаю,  что работа над проектом, в команде, помогает многим подросткам решиться открыть свои «врата перемен», чтобы по-настоящему понять и воплотить в жизнь принципы саморазвития  и равновесия собственной личности, ее цельности, способности к самоконтролю.  

Нет лучшего вложения своих сил, чем инвестиция в самого себя.

Литература:

  1. Креативная педагогика: методология, теория, практика. Под ред. Круглова Ю.Г. М:МГОПУ им. Шолохова, изд. Центр «Альфа»,2012.
  2. Норенков И.П., Зимин А.М. Информационные технологии в образовании.  М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2004.
  3. http://www.iteach.ru. Программа Intel «Обучение для будущего».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение качества знаний студентов, при использовании телевизионных средств обучения в образовательном процессе с целью дополнения информационного пространства учащегося.

Данный материал, рассказывает о образовательных возможностях современного телевидения и вариантах его использования в современном учебной процессе....

Информационно-образовательная среда как фактор повышения качества подготовки студента

Выступление на методическом объединении преподавателей информатики и информационных технологий средних специальных учебных заведений Республики Мордовия с докладом: «Информационно-образовательная сред...

Организация учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности как способ повышения качества подготовки специалистов среднего звена

Исследоватеьскй подод в обучении -это путь знакомства учащихся с методам научного познания.Сопоставление НИРС и УИРС....

Взаимное сотрудничество учителя и учащихся в проектно-исследовательской внеклассной деятельности как фактор мотивации в изучении предметов химия и биология в процессе перехода на ФГОС.

ТЕМА: Взаимное сотрудничество учителя и учащихся в проектно-исследовательской внеклассной деятельностикак фактор мотивации в изучении предметов химия и биология в процессе перехода на ФГОС.СОДЕРЖ...

Формирование профессиональных компетенций с использованием проектно-исследовательской деятельности студентов СПО специальности 26.02.06 «Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики» в Жатайском техникуме.

Аннотация: Проектно-исследовательская работа студентов по изучению принципа действия электрического генератора посредством преобразования асинхронного двигателя от стиральной машины в электричес...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

laquo;Математическая компетентность – это умение работать с числом, числовой информацией (вла­деть математическими умениями)» (Г. Селевко). Формировать математическую ...

Статья "Научно-исследовательская деятельность студентов как фактор повышения качества подготовки специалистов"

В статье обосновано значение научно-исследовательской деятельности студентов в процессе их профессиональной подготовки, представлена характеристика исследовательских работ разных типов....