Информационно-образовательная среда как фактор повышения качества подготовки студента
статья по теме

Водяков Эдуард Петрович

Выступление на методическом объединении преподавателей информатики и информационных технологий средних специальных учебных заведений Республики Мордовия с докладом: «Информационно-образовательная среда как фактор повышения качества подготовки студента».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл io_sreda_kak_faktor_kachestva_podgotovki_studenta.docx27.98 КБ

Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА

ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТА

Водяков Эдуард Петрович

преподаватель Информатики

 ГБОУ РМ СПО (ССУЗ) «Ковылкинский

 аграрно-строительный колледж»

За последние годы личность и работодатели стали определять требования к профессиональной подготовке студентов наравне с государством и обществом. Согласно требованиям работодателя, выпускник ССУЗа должен практически сразу осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, не просто обладать широким набором знаний, а быть квалифицированным специалистом. С другой стороны, характерной особенностью современной системы среднего образования является ее ориентация на выполнение заказа не только общества и предприятия, а именно студента в отношении качества и сроков обучения.

Все участники образовательного процесса заинтересованы в качественной подготовке специалиста в минимальные сроки и с минимальными затратами. Решить эту проблему помогает внедрение новых технологий обучения, в первую очередь основанных на информатизации образовательного процесса. 

Российская система образования имеет свои традиции, уникальные черты, признанные в мире достижения. Наряду с достоинствами традиционной отечественной системы образования в ней имеются проблемы, вызывающие неоднозначную оценку: ориентация на выполнение жесткого государственного заказа, недостаточная гибкость общеобразовательных и профессиональных программ, слабая направленность на удовлетворение образовательных запросов личности обучающегося. Для изменения ситуации важнейшими представляются направления, связанные с развитием новых технологий обучения. В частности, нуждаются в распространении методы, активно развивающие компьютерные технологии.

Цель системы качества – это обеспечение качества путем проверки каждого результата (традиционно в форме зачета, экзамена и пр.). Качество фактически рассматривается как соответствие требованиям преподавателей, которые должны (что редко проверяется) отражать требования ГОС. Непонимание качества образования в современном его толковании – это серьезная проблема всего ССУЗа: руководства, преподавателей, сотрудников и студентов. Она отслеживается на нескольких уровнях:

• соответствие содержания образовательных программ требованиям заказчиков (государство, бизнес, личность) и образовательным стандартам;

• уровень удовлетворенности заинтересованных сторон (студентов, работодателей и др.) качеством образовательных услуг;

• высокая удовлетворенность преподавателей и сотрудников образовательного учреждения своей работой;

• положительное влияние на общество, повышение общей культуры и образованности его членов.

Качество улучшается через совершенствование процесса, его способности производить нужные результаты с первого раза и без дефектов, а не ужесточением требований.

Новые информационные технологии (НИТ) позволяют наиболее полно учитывать изменения показателей качества, определять тенденции изменений и на основе этого применять коррекционные решения.

Анализ процесса реформирования образования ведущими университетами мира (Гарвардский университет, Wisconsin Technical College System), а также некоторыми российскими вузами показывает необходимость активного внедрения НИТ в образовательный процесс. Отличительными особенностями их применения являются развитие самостоятельности и активности обучающихся, повышение осознанности процесса познания. К сожалению, традиционный подход к образованию, ориентированный на лекционную систему занятий, на слушание, а не на активную самостоятельную деятельность, не позволяет оптимально использовать возможности новых информационных технологий.

Новые информационные технологии позволяют легко решать проблемы хранения, поиска и доставки информации обучающимся. В настоящее время

в ССУЗах в электронном виде могут быть накоплены обширные информационные ресурсы, однако существующие примеры использования НИТ в сузах представлены фрагментарно. В первую очередь это происходит из-за отсутствия научной и методологической базы, четкого представления о технических и методических проблемах применения НИТ в образовательном процессе. Несмотря на отдельные успехи использования указанных технологий, достигнутые результаты носят разрозненный характер, имеют частные решения, не поддаются тиражированию и внедрению в различных образовательных учреждениях. Поэтому на первый план выходят задачи создания на базе обобщений и развития достигнутых результатов использования НИТ в образовательном процессе единой концепции построения информационно-образовательной среды (ИОС); разработка методов проектирования и внедрения ИОС в учебный процесс в целях дальнейшего повышения эффективности обучения, расширения сферы экспорта образовательных услуг и адекватной реакции на возрастающую динамику изменения знаний [3].

Таким образом, в настоящее время необходима единая концепция построения информационно-образовательной среды, которая в полной мере учитывала бы новые возможности создания, распространения и применения многокомпонентных распределенных и интегрированных баз данных и знаний, ориентированных на образование, не исключала бы национальные требования к системе образования и гармонизировала бы с мировыми тенденциями.

Внедрение в сферу образования НИТ привело к возникновению термина «информационно-образовательная среда», понимаемого обычно как совокупность компьютерных средств и способов их функционирования, используемых для реализации обучающей деятельности. В состав компьютерных средств входят аппаратные, программные и информационные компоненты, способы использования которых регламентируются в методическом обеспечении образовательного процесса.

В методологическом плане разработка и использование компьютерных средств поддержки обучения с самого начала развивались по двум направлениям. Первое направление опирается в своей основе на идеи программированного обучения. В его рамках разрабатываются и эксплуатируются автоматизированные обучающие системы (АОС) по различным учебным дисциплинам.

Второе направление компьютеризации обучения включает отдельные программы, пакеты программ, элементы автоматизированных систем, предназначенные для автоматизации трудоемких расчетов, оптимизации исследования свойств объектов и процессов на математических моделях и т.п.

Появление персональных компьютеров и доступа в глобальную сеть интернет привнесло в сферу образования не только новые технические, но и дидактические возможности. Это простота диалогового общения, доступ к гигантским объемам информации и, конечно же, возможность визуализации. Применение графических объектов в учебных компьютерных системах позволяет не только увеличить скорость передачи информации обучаемому и повысить уровень ее понимания, но и способствует развитию таких важных для специалиста любой отрасли качеств, как интуиция, профессиональное чутье, образное мышление. А на рынке компьютерных технологий появляются еще более перспективные для целей профессиональной подготовки технические и программные новинки. Это оптические внешние запоминающие устройства на компакт-дисках с большими объемами памяти, инструментальные программные средства гипертекста, мульти- и гипермедиа системы «виртуальной реальности» и др.

В то же время процесс обучения с использованием информационно-образовательных сред наследует и основные элементы модели традиционной системы образования, такие как лекции, практические занятия, лабораторные практикумы, контрольные задания и пр.

Анализ достоинств и недостатков существующих ИОС, дидактических традиций российской системы образования, а также современного состояния информационных технологий и средств телекоммуникаций позволяет сформулировать следующие принципы, на которых должны строиться проектируемые в настоящее время информационно-образовательные среды [4]:

• информационно-образовательная среда включает учебно-методические материалы, наукоемкое программное обеспечение, тренинговые системы, системы контроля знаний, технические средства, базы данных и информационно-справочные системы, хранилища информации любого вида, включая графику, видео и другое, взаимосвязанные между собой;

• информационный компонент ИОС образует необходимую совокупность базовых знаний в областях науки и техники с выходом на мировые ресурсы, определяемых профилями подготовки специалистов с учетом междисциплинарных связей, а также информационно-справочную базу дополнительных учебных материалов, детализирующих и углубляющих знания;

• информационный компонент ИОС оптимальным образом распределен по хранилищам информации (серверам) с учетом требований и ограничений современных технических средств и экономической эффективности;

• информационно-образовательная среда должна не отторгаться существующей системой образования, не нарушать ее структуры и принципов построения, а гибко модифицировать информационное ядро ИОС, адекватно отражая потребности общества.

Учебный процесс в ИОС ССУЗа должен сопровождаться развитым информационно-справочным обеспечением, сконцентрированным в специальном подразделении ССУЗа, и включать ряд направлений, имеющих, например, разделы:

• термины и определения по дисциплинам специальности;

• глоссарий: русский глоссарий, англо-русский словарь, глоссарий аббревиатур с пояснением на языке оригинала и русском;

• библиотека рекомендуемой литературы (книги, статьи, каталоги, методическая литература) в полнотекстовом варианте или в виде библиографических данных;

• персоналии;

• законодательно-правовая база, необходимая для изучения дисциплин специальности и др.

Наличие развитой информационно-справочной базы существенно сокращает затраты времени на поиск дополнительной и справочной литературы по дисциплине, позволяет через систему связей оперативно обратиться к необходимому разделу базы.

Использование информационно-образовательной среды при педагогическом взаимодействии преподавателя и обучающегося позволяет осмыслить традиционный учебный процесс и построить его на определенной дидактической концепции, которая определяет отбор содержания, методов, организационных форм и средств обучения для достижения педагогических целей.

На сегодняшний день использование НИТ в условиях информационно-образовательной среды – это самый надежный инструмент управления качеством подготовки студентов, позволяющий обеспечить требования качества не только на основе исследования отдельных показателей, но и на основе анализа их системного взаимодействия. В процессе обучения в ССУЗе в условиях ИОС должны прослеживаться тенденции опережающего развития критического мышления и умений студентов эффективно использовать информационные базы; плодотворного объединения усилий различных подразделений при решении актуальных задач, а информационные технологии должны обеспечивать доступность образования, эффективность учебного процесса, развивая более тесные связи между целевыми установками ССУЗа и запросами потребителей его деятельности.

Литература

1. Беспалько В.П. Не пора ли менять стратегию образования? // Педагогика. 2001. № 9.

2. Болотов В.А., Ефремова Н.Ф. Системы оценки качества образования: учеб. пособие для студентов вузов, получающих образование по пед. направлениям и специальностям. М.,2007.

3. Путилов Г.П. Концепция построения информационно-образовательной среды технического вуза. М., 1999.

4. http://www.cnews.ru/reviews/free/edu/it_russia/institute.shtml#1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ.

Проблема повышения качества подготовки специалистов всегда была актуальна. В связи с этим при реализации различных программ, для решения актуальных задач совершенствования образования необходимо учиты...

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ...

Формирование инновационной образовательной среды как фактор повышения качества дополнительного образования

Современное дополнительное образование находится в процессе динамических изменений, вызываемых социально-экономическими преобразованиями, которые расширяют возможности человека, предлагая большую своб...

Статья "Научно-исследовательская деятельность студентов как фактор повышения качества подготовки специалистов"

В статье обосновано значение научно-исследовательской деятельности студентов в процессе их профессиональной подготовки, представлена характеристика исследовательских работ разных типов....

Создание практико-ориентированной среды, как фактор формирования профессиональной подготовки студентов ДПИ

Статья о проблеме сегодня в СПО - создание практико- ориентированной среды студентов  обучающихся на отделении ДПИ...