«Общепедагогическая подготовка работников образования – как один из факторов повышения качества образования. Какие технологии используются в работе».
методическая разработка по теме

Левандовская Алла Закировна

О применениии ИКТ- технологий в музыкальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Детская музыкальная школа

«Общепедагогическая подготовка работников образования – как один из факторов повышения качества образования. Какие технологии используются в работе».

Методическое сообщение

для городского семинара

преподавателя

Левандовской А.З.

Островной

2010 г.

В условиях нового образовательного пространства, повышение квалификации преподавателя является актуальной темой.

Программные документы об основных направлениях модернизации образования акцентируют наше внимание на том, что обучение в школе должно способствовать подготовке высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий.  

Два центральных направления модернизации образования —

 кардинальное обновление содержания образования и экономики образования.

А ее стержневые задачи —  это повышение доступности, качества и эффективности образования.

Школьное образование формирует базу личностного развития ребенка.

Сама жизнь требует использования новых информационных и педагогических технологий, позволяющих формировать инновационное поведение человека, которое бы способствовало  его креативной деятельности, позволяло ему эффективно адаптироваться к быстро изменяющимся условиям окружающей среды.

Поэтому, конечно, формирование инновационного поведения, использование самых эффективных педагогических технологий, таких как проектная деятельность, исследовательская деятельность ребенка – это ориентир.

Изменения в системе образования предъявляют новые требования и к самому процессу образования и к знаниям преподавателя.

Когда мы говорим о реализации развивающего потенциала информационно-коммуникационных технологий в системе повышения квалификации учителей-предметников, то подразумеваем, что результатом реализации развивающего потенциала ИКТ является формирование и развитие ИКТ-компетентности преподавателя.

ИКТ-компетентность современного учителя - это не только знание новых информационных технологий , но и  умение ими пользоваться. Уровень современного преподавателя не должен отставать от уровня современного ученика.

Музыкант, идущий в ногу со временем, сегодня психологически и технически готов использовать информационные технологии в преподавании.

Компьютер

Каждый из нас начинал с того, что знакомился с компьютером и его периферией (проекторы, WEB -камера, сканер-принтер), минимумом программ (текстовым редактором, презентациями). На это поначалу уходит много времени, но потом без ПК вы не можете себе представить свою работу.  Мультимедиа  дает нам много возможностей для визуализации учебного материала. «Ребенок видит и слышит». Здесь мы используем фото, презентации, аудио и видеозаписи.

Использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, индивидуальным, дифференцированным и достичь следующие цели: 
• Добиться усвоения программного материала в полном объеме каждым учеником (особенно старшеклассником), применяя разноуровневые задания на уроке. Ведь учитель, учитывая разный уровень подготовки школьников, различия в развитии, памяти, мышлении, внимании, часто вынужден ориентироваться на средний уровень готовности учащихся. Учащиеся с высоким уровнем мыслительной деятельности при помощи компьютера знакомятся с новым материалом, получая новые сведения или углубляют свои знания, выполняя упражнения повышенной сложности. Учащиеся с заниженным уровнем мыслительной деятельности работают с компьютером в индивидуальном темпе, не замедляя продвижения класса по программе. Дети, пропустившие занятия, ликвидируют пробелы в своих знаниях на отдельных этапах урока либо во внеурочное время. Применение на уроке музыки компьютерных тестов и тренажеров позволяет мне за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать. Кроме того, специфика преподавания музыки предполагает многовариантное использование информационных дидактических приемов и методов обучения в рамках одного урока. 
• Учитывая, что основным видом деятельности учащихся начальных классов лет является игра, компьютер с его широким спектром возможностей интерактивного взаимодействия поможет решить многие задачи. Современные компьютерные системы обучения ставят перед ребенком реальную, понятную, вполне достижимую цель: выполнишь правильно задание - откроешь картинку, назовёшь музыкальные инструменты по звучанию - продвинешься ближе к цели сказочного героя. Таким образом, в процессе игры у ребенка возникает положительная мотивация усвоения знаний.

• Учитывать приоритетную роль учителя на уроке. Не перегружать объяснительную часть лишней информацией, а целесообразно придать ей справочную роль. 
• Использовать компьютерные обучающие программы, которые включают наиболее важные, ключевые моменты изучаемых тем на наглядном уровне.

• Активизировать самостоятельную работу учащихся (исследовательские работы, проекты) 
• Здоровьесбережение (работа ученика за компьютером по санитарным нормам не превышает 20-25минут) 
• Выявление музыкально и интеллектуально одаренных ребят. Музыкальная одаренность проявляется не столько в умении ребенка различать музыкальные инструменты и так называемые свойства звуков (высоту, длительность, громкость, тембр) и умело оперировать терминами, сколько в способности слышать музыку в окружающем мире и своей душе и видеть в музыке образ внутреннего и внешнего мира. А помогают этому полученные знания. Это главные задачи всех уроков музыки. 

Для записи и монтажа фильмов (уроки, внеклассные мероприятия), редактирования видеозаписей, дополнения их переходами, титрами, музыкой и звуковыми эффектами, импорта в формат DVD я использую программы Movie Maker .
«Музыкальный класс» - изучение музыкальной грамоты, теоретические и практические занятия, которые приобщают к сочинению музыки. А качественный результат за небольшое время даст мощный толчок творческому развитию детей.

Если нужной мелодии нет на жестком диске компьютера, а поиск в интернете оказался безрезультатным, в таком случае незаменим синтезатор - готовлю электронный аккомпанемент (мдедиа-файлы). Сохраняю музыку в память синтезатора.

Интернет

Кстати ИКТ компетентность определяется не только знанием и умением, но и тем сколько времени  преподаватель  проводит за компьютером

Я думаю, что многие преподаватели  уже давно оценили для себя возможности Интернет-ресурсов

в подготовке к урокам и внешкольным мероприятиям, в обеспечении урока наглядностью и другими способами обеспечения урока.

Я сама лично отыскиваю для себя сценарии проведения музыкальных гостиных, внеклассных мероприятий, нотных источников, скачивание аудио и видео материалов, фото и др. Материала, помогающего над раскрытием образов произведения, методические рекомендации, идеи, новости в музыкальном образовании. Обращаюсь к специализированным сайтам. Теперь у нас есть возможность найти записи известных пианистов, «попасть на концерты знаменитых музыкантов, просмотрев их видеозаписи. Это удобно, это интересно, это освобождает нас от многочисленных тетрадок, конспектов, записей и т.п.

    Знание  технологии  поиска  нотного  материала  позволяет  обращаться к   электронным нотные библиотеки, архивы и каталоги, а также музыкальным сайтам, порталам и форумам.

    Применение современных технологий дает возможность качественно обрабатывать и хранить большие объёмы ценной информации в домашнем  компьютере или на дисках.

    При помощи принтера  можно распечатать нужный вам нотный текст, а если необходимо, то  в нескольких экземплярах.                                                                                                                                                  

    Благодаря  ресурсам  Интернета педагог  может найти  разнообразную информацию о той музыке, которую он предлагает своему ученику:               сведения об изучаемом произведении, его авторе  и  других его сочинениях, исторических и стилистических аспектах исполняемой музыки.

    Специальные сайты Интернет - магазинов позволяю получать имеющиеся в их резервах  каталоги  музыкальных дисков, сами диски, а также отдельные музыкальные  произведения, причем, в разных исполнительских вариантах.

    В Интернете есть доступная всем информация о всевозможных конкурсах, фестивалях и различных музыкальных проектах.

    Огромные базы данных  Интернета постоянно и регулярно  пополняются и обновляются.  

    Для педагогов - музыкантов Интернет открывает широкие возможности для творческого поиска, освобождает нашу деятельность  от постоянной нехватки нотного материала.

    Существует множество нотных архивов

http://www.bachmusic.narod.ru/-Нотная библиотека из произведений И.С.Баха.

 http://igraj-poj.narod.ru/  - Ноты - детям.                                              

http://allpianists.ru/  -  Все пианисты. История фортепиано.

       

Интернет стал незаменимым помощником преподавателя и ученика, конечно тоже.

ИТ можно рассматривать как средство доступа к методической  информации, обеспечивающее возможности поиска, сбора и работы с источником, в том числе в сети Интернет, а также средство доставки и хранения информации.

При условии систематического использования информационных технологий в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения можно значительно повысить эффективность обучения.

Можно много говорить о роли ИКТ в музыкальном  образовании. Но чтоб все это не было просто словами надо посмотреть на то , какие возможности есть у нас, у каждого из вас и составить план как каждому учителю свой личный, так и школе в целом.

Использовать ИКТ можно на любом этапе урока. Но никто никогда не говорит , что надо отказаться от традиционных форм урока.

Я считаю, что на данном этапе для учителей, которые имеют навыки работы с ПК и его периферией будет актуальным создавать свою собственную электронную копилку. Пробовать применять ИКТ технологии на своих уроках. Понятно, что в первое время это приведет к некоторым неудобствам. Но положительные результаты не заставят себя ждать.

  1. Первое не будет новостью ни для кого – это видео фильмы для уроков фортепиано и ОКФ с матер-классами выдающихся исполнителей.
  2. Второе – это наглядность в электронном виде ( этоDVD  диски с классической музыкой )
  3. Электронная база: - контрольные, тесты, раздаточный материал к урокам, презентации.

 

Подводя итог моего методического сообщения, хочется отметить, что обращение педагога  к  интернет – ресурсам помогает ему  пополнить и расширить рамки фортепианного репертуара для учащихся младших и средних классов отделения общего фортепиано в детской музыкальной школе.

     Использование  Интернет - ресурсов    в процессе  профессиональной деятельности педагога - музыканта  добавляет в учебный процесс еще один авторитетный  источник знаний. Этот источник требует умелого с ним обращения и подразумевает наличие у педагога познавательной мотивации, активной самостоятельной деятельности, желание идти в ногу со временем.                                                            А это можно только приветствовать. Ведь целью любого процесса профессиональной деятельности  является   наличие  компетентного, широко образованного, современно и самостоятельно  мыслящего специалиста, хорошо владеющего разнообразными методами работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ МНОГОУРОВНЕВОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ МНОГОУРОВНЕВОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯОдним из ключевых требований, предъявляемых обществом к человеку независимо от сферы профессиональной...

Формирование универсальных учебных действий как фактор повышения качества образования

Формирование универсальных учебных действий как фактор повышения качества образования...

Научно-исследовательская работа – один из путей повышения качества образования профильного обучения

Научно-исследовательская работа студентов – важный фактор подготовки молодого специалиста, выявления его творческого потенциала. Студенты приобретают навыки, которые пригодятся им в каких...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ

Аннотация. В статье анализируются условия, необходи-мые для адресного планирования образовательных результатови перехода от оценки образовательных результатов к оценкедостижения запланированных резуль...

Доклад на заседание цикловой комиссии на тему: «Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования воспитания и раннего профессионального самоопределения обучающихся в условиях ГОС СПО ЛНР»

В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирае...

Учебная литература как фактор повышения качества образования

В статье предпринята попытка современного осмысления исторического опыта решения проблемы повышения качества учебной литературы. Рассматриваются основные подходы к  подготовке и формированию соде...