Формирование универсальных учебных действий как фактор повышения качества образования
методическая разработка на тему

Малькова Людмила Алексеевна

Формирование универсальных учебных действий как фактор повышения качества образования

Скачать:


Предварительный просмотр:

 "Формирование УУД как фактор повышения качества образования"

Л.АМалькова, методист ГАПОУ МОК им. В.Талалихина

Каждый преподаватель, работающий в образовательной организации со студентами, получающими среднее профессиональное образование,  ставит перед собой цель воспитать образованного и самодостаточного студента, который смог бы, выйдя из стен альма-матер, получить хорошее образование и без труда ориентироваться в непростой действительности современного окружающего мира. Решить эту задачу непросто. Путь в этом направлении ищет каждый преподаватель самостоятельно. Но, на мой взгляд,  решение данной проблемы лежит в направлении «научить учиться», т.е. привить студенту «культуру умственного труда». Почему «научить учиться»? Потому, что приходя к нам с основным общим образованием, выпускники школ не умеют главного – они не умеют учиться, т.е. плохо владеют или совсем не имеют общеучебных умений и навыков или универсальных учебных действий  (например, самостоятельно выделять и формулировать цель, проводить анализ объектов с целью выделения признаков, выведение следствий, доказательство, формулирование проблемы и пр.). И преподавателям приходится уделять внимание данному вопросу, т.е. учить учиться и одновременно прививать культуру труда, умственного труда.

Научить учиться – это обеспечить умения учиться, дальнейшее развитие способности к самосовершенствованию и саморазвитию, а также реализации системно-деятельностного подхода.

Функции универсальных учебных действий:

  • обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
  • создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

       Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Реализация ценностных ориентиров образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.

Педагог, обучающий студентов вместе со своей конкретной дисциплиной,  решает к тому же еще следующие задачи:

  1. Он видит свою роль не столько в передаче знаний и опыта, сколько в развитии у студентов мотивации к приобретению знаний, выработке ценностного отношения к знаниям, привитии навыка самостоятельного и непрерывного образования;
  2. Педагог помогает студенту в обретении высокой самооценки, создавая психологически комфортную творческую обстановку, ситуацию успеха для развития каждой личности;
  3. Педагог создает атмосферу уважения друг к другу, признания индивидуальности, условия для развития и совершенствования обучающегося;
  4. Использует  инновационные методы и активные формы в обучении и развитии обучающегося;
  5. Постоянно  учиться и повышает уровень своего профессионального мастерства.

Успех умственного действия зависит от множества факторов, а умение – первостепенный фактор успешности. Как только студент пробует произвести действие и видит, что у него получается выполнение заданного, немедленно улучшается состояние, повышается мотивация, увеличивается активность в поиске средств, изменяются условия социального окружения.

Научение умению снижает сумму необходимых затрат физической и психической энергии, что, в свою очередь, повышает отношение к исполненному действию к самому себе как исполнителю.

Мышление вплетено в практическую деятельность. В практической деятельности вызревает мысль. Неуспешная практическая деятельность не порождает высоких мыслительных достижений. Одно без другого не может существовать.

Существуют три ключевых способа оснастить обучающегося умениями учебной деятельности:

Первый – исходный: подражание действиям преподавателя путем воспроизведения увиденного, услышанного, сделанного. Поведение и предметная деятельность преподавателя задают основу вторичного образа  как отражения в индивидуальном сознании обучающихся внешней картинки действия – она-то, эта картинка и воспроизводится обучающимся.

Второй – инструкция, сообщение простых, четких правил исполнения: как легче и проще  выполнить, чтобы непременно достигнуть результата. Эффективным всегда оказывается алгоритм, разработанный для обучающихся, согласно которому самыми сложными умениями можно овладеть легко и просто.

Третий способ – организация обучающегося упражнениям (тренинга) на материале простом, интересном и игровом. Разумеется, упражнения могут не иметь игровой формы, а быть прямым и открытым тренингом, включенным в жизнедеятельность обучающихся.

Умение оснащает человека свободой творчества и индивидуальных проявлений. И порождает положительные эмоции. И наделяет положительным отношением к объекту и процессу взаимодействия с ним.

Вот где кроется секрет учебного успеха. Успех порождает  проживание отношения к себе, как созидателю, того, чего ранее им не совершалось. Ситуация успеха проживается как позитивное отношение к своему «Я» в роли homo faber, вера в свои способности освоить, усвоить и присвоить научные знания и применить их в практике жизни.

Рассмотрим характеристику универсальных учебных действий.

В основной школе у выпускников должны быть сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

  • личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
  • смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Обучающийся должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать.
  • нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
  • планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  • прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  • коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, преподавателем, товарищами;
  • оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
  • саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

Познавательные универсальные учебные действия включают:

общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • структурирование знаний;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль, оценка процесса и результатов деятельности;
  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
  • определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;
  • понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

  • моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
  • преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  • синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
  • выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
  • подведение под понятие, выведение следствий;
  • установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
  • построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
  • доказательство;
  • выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

  • формулирование проблемы;
  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. К ним относятся:

  • планирование учебного сотрудничества с преподавателем  и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
  • управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется с учётом возрастных особенностей развития личностной и познавательной сфер подростка. Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.

Содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности обучающегося к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе. Именно поэтому особое внимание в программе развития универсальных учебных действий уделяется становлению коммуникативных универсальных учебных действий.

Исходя из того что в подростковом возрасте ведущей становится деятельность межличностного общения, приоритетное значение в развитии УУД в этот период приобретают коммуникативные учебные действия. В этом смысле задача начальной школы «учить ученика учиться» должна быть трансформирована в новую задачу для основной школы — «учить ученика учиться в общении».

 

Приоритетом современного образования, гарантирующим его высокое качество, становится обучение, ориентированное на саморазвитие и самореализацию личности. Целью образования сегодня становится личностное, познавательное и общекультурное развитие учащихся, обеспечивающее формирование ключевых компетенций, среди которых лидирует «умение учиться».

Достижение данной цели становится возможным благодаря   формированию  системы универсальных учебных действий (УУД), овладение которыми дает обучающимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе  формирования  умения учиться.

Формирование общеучебных действий в прогрессивной педагогике всегда рассматривалось как надежный путь кардинального повышения качества обучения. Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека можно поймать рыбу и накормить его. А можно поступить иначе – научить ловить рыбу, и тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным.

Формирование УУД невозможно, если образовательный процесс организован по-старинке. Нельзя научить ребенка учиться, не ставя его в активную позицию. Просто лекциями и пересказыванием учебника не обойтись…

 «Если хочешь научиться прыгать – надо прыгать». Также и с универсальными учебными действиями. Чтобы учиться планировать, надо планировать, а чтобы научиться систематизировать информацию – необходимо осваивать формы, в которых требуется анализировать и перерабатывать информацию.

«Образование есть то, что остается после того, как забывается все, чему нас учили», писал А.Эйнштейн.  В современных условиях задача преподавателя - показать студенту путь к познанию, научить его учиться. Поэтому приоритетным направлением образования является задача формирования не только предметных теоретических знаний, но и  формирование универсальных учебных действий как один из путей повышения качества образования. Не нужно пугаться изменений в привычных образовательных и педагогических подходах, их подсказывает нам с вами жизнь и здравый смысл, если, конечно, мы не безразличны к судьбе наших обучающихся.

Коротко универсальные учебные действия можно представить в виде следующей таблицы:

Личностные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор

умения организовывать свою деятельность

умения результативно мыслить и работать с информацией в современном мире

умения общаться, взаимодействовать с людьми

 

Личностные (нравственно-оценочные умения) - оценка своих и чужих поступков

Личностные универсальные учебные действия выражаются формулами «Я и природа», «Я и другие люди», «Я и общество», «Я и познание», «Я и Я», что позволяет ребенку выполнять разные социальные роли («гражданин», «школьник», «ученик», «собеседник», «одноклассник», «пешеход» и др.).

Регулятивные универсальные учебные действия (организация умения) - организация своих дел, решения проблем

Отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка).

Познавательные универсальные учебные действия  (интеллектуальные умения) - обработка информации

Система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации

Коммуникативные универсальные действия (коммуникативные умения) -общение с людьми

Обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме.

Умение учиться, пополнять свои знания на протяжении всей жизни - профессионально важное умение. Преподавателю важно сформировать у обучающихся умения и навыки учебной работы. Достичь этого преподаватель может при условии, если сам владеет культурой учебного труда.

Культура учебного труда - система знаний, умений и навыков, которые дают возможность рационально организовывать обучение, обеспечивать его высокую производительность.

  Тот, кто перестает учиться, стареет, будь то в двадцать или восемьдесят. Тот, кто продолжает обучение, остается молодым. Самая важная вещь в жизни – сохранить свой ум молодым.

Генри Форд

Воспитание культуры умственного труда - необходимое условие успешности обучения. К умственному труду (интеллектуальному труду) относится деятельность, связанная с приемом и переработкой информации, требующая напряженного функционирования процессов внимания, памяти, мышления, эмоциональной сферы. Но это уже другая тема.

Литература.

  1. Программа развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.
  2. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия. От действия к мысли. А.Г. Асмолов и др.– М.: 2008.
  3. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе./М.Р. Битянова. – М.: 2002.
  4. Психологическая теория деятельности: вчера, сегодня, завтра/под ред. А.А.Леонтьева – М.: 2006.
  5. Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. В.В.Рубцов. – М.: 1987.
  6. Шадриков В.Д. Ментальное развитие человека/В.Д. Шадриков. – М.: 2007.
  7. Краевский В.В., Усова А.В. Формирование умений и навыков учебного труда в процессе обучения школьников. – М.: 1981.
  8. Татьянченко Д.В., Воровщиков С.Г. Общеучебные умения как объект управления образовательным процессом.//Завуч № 7. 2000.
  9. РАО Институт стратегических исследований в образовании. Презентация. Г.Л.Копотева – М.: 2008. www.isiorao.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ МНОГОУРОВНЕВОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ МНОГОУРОВНЕВОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯОдним из ключевых требований, предъявляемых обществом к человеку независимо от сферы профессиональной...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ЗАСЕДАНИИ ПЦК «Формирование универсальных учебных действий в процессе обучения на примере общеобразовательных дисциплин» Коммуникативные действия

Материал содержит презентацию и теоретические выкладки по теме. Выкладки получились весьма забавны и вполне научно логичны...

Структура учебной деятельности. Формирование универсальных учебных действий.

Структура учебной деятельности. Формирование универсальных учебных действий....

Формирование инновационной образовательной среды как фактор повышения качества дополнительного образования

Современное дополнительное образование находится в процессе динамических изменений, вызываемых социально-экономическими преобразованиями, которые расширяют возможности человека, предлагая большую своб...

Эстетические аспекты формирования общих компетенций и универсальных учебных действий в учреждениях среднего профессионального образования

Публикация "Эстетические аспекты формирования общих компетенций и универсальных учебных действий в учреждениях среднего профессионального образования" в сборнике "Реализация инновационн...

Учебная литература как фактор повышения качества образования

В статье предпринята попытка современного осмысления исторического опыта решения проблемы повышения качества учебной литературы. Рассматриваются основные подходы к  подготовке и формированию соде...